По причине выгодного географического положения М. в случае необходимости исполнял функции крепости или адм. центра. Особую известность М. получил благодаря животворящему образу-керамиону Спасителя, к-рый прп. Антоний принес из Эдессы и в руках с к-рым часто изображается на иконах. По преданию, керамион - современник Нерукотворного образа Спасителя, который Христос отправил царю Авгарю . Когда плат с Нерукотворным образом Спасителя положили на глиняную поверхность (предмет посуды, табличку), он чудесным образом отразился на керамике. Керамион был помещен в кафоликоне М. и привлекал внимание множества паломников. В 1394 г., во время 3-го похода монг. завоевателя Тамерлана (в груз. источниках - Темурленг) на Грузию, М. был разорен. Еп. Марткопский Георгий спрятал икону, но был убит, и местонахождение образа осталось неизвестным ( Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 124, 144; Гоиладзе. 2002. С. 172). В М. сохранилась копия керамиона, к-рая также считалась нерукотворной. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон М. и его святыни: «Архиепискупия Мартукопская за горами. Церковь Преображение Христово, камена в верх. А в ней образ Нерукотворенной Господа нашего Ис Христа, обложен золотом, венец с дорогим каменьем, перед ним свеча поставная; да образ Пречистые Богородицы, обложен серебром, позолочен, и иные образы многие обложены серебром, позолочены... в церкве лежит преподобный Антоней Пустынник» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В 1752 г. копию привезли в Тбилиси и поместили в специально устроенной часовне. При иконе постоянно находился иеромонах для совершения богослужений и треб. Она была поновлена греч. худож. Ксантопуло ( Иоселиани. 2009. С. 102-103). В 1818 г. по распоряжению экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) икона была перенесена в тифлисский кафедральный собор Сиони (Монастырь Марткопи. 1890. С. 9; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 144; Иоселиани. 2009. С. 102-103). В XIII в. католикос-патриарх всей Грузии Арсений IV (Булмаисимисдзе) (1241/42-1249/50) составил гимнографические произведения в честь Марткопской Нерукотворной иконы (НЦРГ. A 85. Л. 278 об.- 284 об.; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 219). XVII-XVIII вв. датируется Синаксарь «иконы Марткопской и святого отца Антония Марткопели» (16 авг.), где сказано: «И оставил (прп. Антоний.- Авт.) нам образ тот Господень, и доныне он невидим, а чудотворения его зримы; легче сосчитать песок в море, чем чудеса, образом сим Господним творимые» (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 393-398) .

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289). 16/29 марта — прп. Пимена юродивого (XIII). 15/28 апреля — мч. Сухия и с ним 16 грузин: Андрея, Анастасия, Фалалея, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора и Зосимы (II).

http://pravoslavie.ru/39719.html

Марткопский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Марткопский монастырь Марткопский монастырь основан в VI веке, иначе называется Мартмкопи или монастырь святого Антония. Сегодня Мартмкопи — действующий мужской монастырь Грузинской Православной Церкви. Расположен к северу от села Норио, в 4500 метрах. До Тбилиси — 32 километра. Содержание История [ править править код ] Монастырь Мартмкопи ( ) основан одним из ассирийских отцов, св. Антонием, в VI веке к северо-западу от Тбилиси. Долгое время был знаменит нерукотворным образом Спаса, в настоящее время утраченным, могилой св. Антония и башней св. Антония. Монастырь находится в горах, поэтому туристов здесь обычно нет, а местных жителей много. Современное состояние [ править править код ] Сейчас монастырь представляет собой группу зданий на вершине горы. Примерно по центру - главный купольный храм Хвтаэба. Внутри он не очень большой, расписан новыми фресками. На северной стене храма находится фреска с изображением ассирийских отцов, тут же в нише икона с изображением Антония Марткопского, а в полу у стены - мраморная могильная плита Святого Антония. На запад от храма — длинное сооружение, в котором сейчас церковная лавка. Восточнее храма - жилое помещение и башня. Дальше еще одно жилое помещение и колокольня. Все сооружения монастыря построены из местного камня, непрочного и слоистого. Камни в окрестностях тоже ненадежные, они расслаиваются и сыпятся. Лазать по скалам надо осторожно. Рядом с монастырем на горке находится башня святого Антония, до нее примерно 350 метров. К башне ведет грунтовая тропа. Пройти не сложно, хотя в сырую погоду это может быть проблематично.

http://azbyka.ru/palomnik/Марткопский_му...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) В 1823 г. из-за землетрясения М. был сильно поврежден, обрушился купол кафоликона. В 40-х гг. XIX в. храм посетил и описал груз. историк П. И. Иоселиани . По его сведениям, с правой стороны алтаря кафоликона находилась ниша для жертвенника, слева была устроена малая часовня тех же размеров во имя прп. Антония. Стоа у входа была расписана, в стенах храма были помещены глиняные горшки-голосники, среди рельефных украшений фасада внимание ученого привлекли 2 креста (на сев. и зап. фасадах, возле окон), отличавшиеся изысканностью. Роспись кафоликона Иоселиани классифицировал как «византийскую с греческими надписями». Также он отметил, что часть изображений имеет рус. надписи,- по его сведениям, эта роспись была создана «во времена царствования Феодора Иоанновича, когда в 1586 г. в Грузии находились русские послы». На 2 столбах кафоликона были изображены в рост цари Грузии святые Вахтанг Горгасали и Давид IV Строитель (утрачены в 1865). На паперти церкви, у входа в храм, Иоселиани отметил «необыкновенные фризы на фронтоне, на котором изображена Нерукотворная икона Спасителя» - по его наблюдению, портал был украшен резным рельефом. По описанию Иоселиани, выше кафоликона находились здание трапезной, еще один храм и «помещение с каменными сводами для хранения церковной утвари. Эти помещения устроены под арками специально разрозненных, секретных подвалов, где некогда хранились сокровища храма и все богатство мон-ря. Узкий вход, ведущий туда, указывает на эпоху гонений христианской Грузии и трудных временах, но из-за отсутствия надписей трудно определить эпоху» ( Иоселиани. 1847. С. 13-17). Иоселиани разместил описание М. в «Закавказском вестнике». Публикация вызвала широкий резонанс среди груз. общественности, разрушенной святыней заинтересовался обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Ф. Ф. Исмайлов , был открыт сбор пожертвований на возобновление храма. Значительные изменения произошли в М. после посещения обители в нояб. 1846 г. экзархом Грузии архиеп. Исидором (Никольским) , по благословению к-рого 25 нояб. началось восстановление купола на пожертвования (ок. 2,5 тыс. р. серебром), собранные приходом. Также была возобновлена малая церковь во имя прп. Антония Марткопского, 15 авг. 1847 г. ее освятил еп. Горийский Никифор (Джорджадзе). Тогда же в мон-рь торжественным крестным ходом из Тифлиса вернули хранившуюся в Тифлисском Сиони копию Нерукотворного образа Спасителя (утрачена) ( Иоселиани. 1847. С. 37; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому. Когда старец принимал многочисленных гостей, то всегда следил, чтобы на столе был «профессор» – так он называл красное вино. Щедро угощая людей, он сам почти ничего не ел. Батюшка говорил, что надо питаться Божественной любовью, а не только продуктами. Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся». И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина . Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. Он очень страдал от болей, но никак не показывал этого. После его смерти на могиле стало происходить неисчислимое количество исцелений. Старца глубоко почитает вся Грузия. Существует сайт Самтавро-Преображенской церкви и монастыря святой Нино, который посвящен архимандриту Гавриилу и называется «Старец Гавриил – исповедник Христа». Многие известные люди оставили свои отзывы о нем, среди них – игуменья Горненского монастыря Георгия (Иерусалим): «У вас истинный старец. Вы в раю…»; схиархимандрит Виталий (Сидоренко): «Монах Гавриил – величайший монах».

http://pravoslavie.ru/65311.html

Встреча с ним поразила Шио, поскольку преподобный Иоанн сразу назвал его по имени еще прежде их знакомства. Преподобный предсказал ему, что он станет «отцом для многих отцов», и призвал его к монашеской жизни. Шио с радостью откликнулся на призыв преподобного Иоанна, но боялся огорчения родителей и их противодействия. Однако преподобный Иоанн предрек ему, что они раньше, чем Шио, примут монашество. Во время литургии, на которой присутствовали Шио и его родители, были прочитаны слова из Евангелия от Луки (14: 26) об отвержении мира и ненависти к самой жизни своей. Опираясь на них, преподобный Шио завел со своими родителями речь о монашестве. Они, полагая, что после их пострига сын женится, решили удалиться от мира, не желая препятствовать его семейному счастью. Но как только родители Шио приняли постриг, юноша раздал все имение, оставшееся от его родителей, – часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям и освободил рабов, а сам поспешил к преподобному Иоанну, который с радостью принял его и облек в иноческую одежду. Преподобный Шио преуспевал в монашеских подвигах более всех учеников преподобного Иоанна, так что тот дивился столь сильно действовавшей в нем благодати Божией. Через 20 лет после призвания преподобному Иоанну было откровение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек и с ними отправиться в страну Иверскую (Грузинскую), чтобы утвердить там в вере обращенных равноапостольной Ниной в христианство грузин , вывести многих из мрака неведения, защитить от натиска огнепоклонников и оградить их от еретических соблазнов, поскольку на Кавказе в это время распространялась монофизитская ересь . После продолжительных молитв преподобный Иоанн Зедазенский избрал следующих учеников для проповеди в Грузии: Авива Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе Цилканского, Иосифа Алавердского, Исидора Самтавнели, Михаила (Микаэля) Улумбийского, Пира Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского . Когда преподобный Иоанн со своими учениками достигли Мцхеты , их гостеприимно принял католикос Мцхетский Эвлавий (533–544) .

http://pravoslavie.ru/41621.html

Надо помнить: проповедь никогда не совершается силой человеческой! Если человек обращается к Богу через ближнего - то Бог и начинает действовать. Одно, что может этому помешать - если мы начнем этой проповедью гордиться и тщеславиться. Поэтому молитва проповедника должна заключать просьбу ко Господу о даровании слова и об ограждении от тщеславия. Тогда человек вдруг начинает говорить такие вещи, которые касаются сердца и ума собеседника. Начинает вершиться тайна - сын возвращается к Отцу, а проповедник - свидетель этой тайны. Кому-то больше дано, кому-то меньше.  Если человек знает веру, аргументацию, историю Церкви - то он может проповедовать лучше. Если люди требуют диалога -то вступить в диалог и просить помощи Божией. Если вам задали сложный вопросы - немного помолчите и попросите Господа помочь. И Господь положит на сердце и на ум, как ответить.  Здесь уже проявится христианская свобода взрослого человека. Взрослый христианин -это человек, который прошел разные стадии неофитства: от спокойного христианского бытия, когда он понимает всю ответственность происходящего, когда у него уже есть христианские навыки.  Я дважды был в Грузии в паломнических поездках. И это неизгладимое впечатление. Когда мы едем в паломничество, то мы обычно едем к красивым, важным святым местам: иконам, мощам, древним соборам, смотрим – и восторгаемся, Для жителя русской равнины расположенные в горах монастыри храмы Грузии - это невероятно красиво. Чувствуешь себя, как на небе. Христианство, конечно, не в этом. В этом-  только память о том, какое оно было….. Христианство - в навыках. Христианские навыки - это и есть то, что свидетельствует о взрослой христианской жизни. Однажды мы ехали на автобусе с группой в сторону Давидо-Гареджийского монастыря. Это один из самых почитаемых грузинских святых VI века. По дороге мы должны были заехать в монастырь преподобного Антония Марткопского. Это собрат и сомолитвенник Давида Гареджийского, один из древних 12 отцов – сирийцев. Они под руководством своего духовника, преподобного Иоанна, пришли из Сирии в Грузию и основали главный духовный центр, обители, храмы, епархии.

http://radonezh.ru/2021/02/05/kak-prihod...

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль “закашлял и зачихал”, но старец вдруг сказал: “Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся”. И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: “Стреляйте в меня”. Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель. Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина. 24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. 22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи святого. 25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов и Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви». Текст Службы преподобному Гавриилу Самтаврийскому утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года (журнал Источник: Издательство Московской Патриархии   Опросы Милосердие для вас главным образом: Спонтанная помощь тем, кто просит на улице Регулярные пожертвования Служение в благотворительной организации  Загрузка ... Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста:

http://azbyka.ru/news/v-izdatelstve-mosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010