Первым главой Русской духовной миссии в Иерусалиме был церковный ученый, специалист в области востоковедения и археологии, архимандрит Порфирий (Успенский), который прежде посещал Палестину и по возвращении в Петербург обосновал необходимость постоянного пребывания русских священников на Святой Земле. Исполняя наказ императора Hukoлaя I, Святейший Синод постановил снова направить его в Иерусалим в сопровождении одного иеромонаха и двух послушников, выбор которых был поручен митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию (Рафальскому). В то время, когда еще решались вопросы организации миссии, иеромонах Феофан (Говоров) предпринял попытку войти в ее состав. Будучи помощником инспектора и бакалавром нравственного богословия Санкт-Петербургской духовной академии, он 29 июля 1847 года обратился к митрополиту Антонию с прошением. В нем он писал о своем желании «поклониться Святому Гробу Господню и другим святыням палестинским» и просил первоприсутствующего члена Святейшего Синода исходатайствовать ему разрешение сопутствовать архимандриту Порфирию «в Иерусалим и быть при нем там, с исполнением поручений, какие угодно будет начальству возложить на меня» [iv] . Немногим ранее архимандрит Порфирий, со своей стороны, указывал на иеромонаха Феофана, как на полезного для миссии человека: благочестивого и степенного, который, как ему известно, «не откажется трудиться на Востоке ради Христа» [v] , то есть безвозмездно. Также высоко характеризовал своего подчиненного ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Винницкий Евсевий (Орлинский), называя его в частной переписке прекрасным монахом и аскетом [vi] . О нестяжательности будущего святителя свидетельствуют две его фразы из письма, написанного в начале августа 1847 года, С. О. Бурачку. Получив увольнение от службы в Академии и еще не зная, что ему будет назначено жалованье как члену духовной миссии, иеромонах Феофан сообщал, что приобрел новые книги и теперь опасается, что ему недостанет денег на дорогу. В этом же письме он упоминал, что ему нужны не престижные награды, а лишь средства на проезд к новому месту служения, дословно: «Хотят навесить на меня какой-то крест вместо архимандричьего… А по мне — так на дорогу денег дали бы... Очень захотелось поскорее уехать» [vii] . Эти обмолвки свидетельствуют, что он имел полную решимость отправиться в Палестину за свой счет.

http://bogoslov.ru/article/5552309

Через несколько лет в городе Острог открылась духовная семинария , куда и направился для дальнейшего обучения Яков Лобачевский. В 1799 году они с двоюродным братом Григорием Рафальским поступили сразу в класс риторики, поскольку уровень их домашнего образования семинарское начальство сочло весьма высоким. Семья Григория Рафальского была более зажиточной, поэтому дядя Якова, священник Антоний Рафальский, взял на себя содержание и своего собственного сына, и племянника. И здесь проявилось ещё одно качество будущего святителя: он, как и апостол Павел, не хотел никого обременять и питался от трудов рук своих: в свободное время, особенно во время вакаций (каникул) он давал частные уроки, зарабатывая на приобретение книг, канцелярских предметов и других необходимых вещей. Любовь Якова Лобачевского к наукам была столь велика, что помимо семинарской программы он изучил медицину, французский и немецкий языки. Исторические документы сохранили характеристики, данные ему семинарским начальством. Вот одна из них: " Благороднейший характер, обладает большим авторитетом среди молодёжи. В высшей степени прилежен, достиг большого прогресса, честнейший нравом " . По окончании Волынской семинарии в 1807 году Яков Лобачевский поступил в Киевскую духовную академию . Кроме собственной учёбы там, он занимался обучением детей некоего высокопоставленного чиновника медицинской службы, генерал-штаб-доктора, который был к нему очень расположен и принимал как собственного сына. У этого доктора была обширная библиотека, а также различные научные приборы - электрические машины, химические аппараты, анатомические инструменты и так далее. Всем этим разрешалось пользоваться и Якову. В результате будущий святитель приобрёл не только высшее духовное образование, но и стал специалистом в сфере естественных наук. Окончив в 1811 году Академию, Яков Лобачевский вернулся в Острог, в родную семинарию, где стал преподавать грамматику, немецкий язык и арифметику. 2 августа 1814 года пострижен в монашество с именем Иерофей; 6 августа рукоположен во иеродиакона , а 9 августа - во иеромонаха .

http://drevo-info.ru/articles/13680623.h...

Слава о ревностной деятельности о. протоиерея Рафальского постепенно распространялась; на Волыни говорили о нем, как о человеке весьма замечательном. Но промыслу Божию угодно было послать о. Григорию тяжкое испытание: в 1821 году он лишился жены, впрочем, принял это испытание без ропота, с полною преданностью промыслу. После этого преосвященный Стефан Волынский приблизил о. Григория к себе, и он с 1823 по 1829 год жил при нем в звании эконома архиерейского дома. Однажды, по поручению своего епископа, о. Григорию пришлось быть у графа Дибича; последний, пленившись его умом и любезностью, при расставании с ним, сказал ему «ваше место не здесь, а в Петербурге, в Казанском соборе». Кроме семейного несчастия, о. Григорий испытывал много неприятностей по службе. Секретарь консистории, вместе с одним членом ее, враждовал на него за то, что он твердо стоял за правду и не принимал участия в их злоупотреблениях: исполняя с отличным усердием свои обязанности, он в течении почти 25-ти лет получил одну только награду – скуфью. Впрочем, попытки секретаря удалить его из консистории при епископе Стефане были напрасны. А когда, по перемещении Стефана в Вологду, на его место был назначен епископ Амвросий, секретарь предупредил Амвросия письмом, в котором обличал Рафальского в расхищении имущества архиерейского дома. Хотя ложность доноса была доказана следствием, но протоиерей был в немилости у Амвросия во все время управления его епархией. Врагам Рафальского посчастливилось даже удалить его не только из консистории, но из города Острога в Кременец, где он получал при соборе только 60 р. асс., а приход его состоял из нескольких русских чиновников. Немилость епископа к Рафальскому отразилась и на его родственниках, так что, по совету его, зять его (бывший потом протоиереем Скорбященской церкви в Петербурге – Велецкий) поступил в полковые священники. В Кременце протоиерей Рафальский пользовался всеобщим уважением. Генерал Врангель, усмирявший одну польскую шайку, однажды, расставив свои войска против неприятеля, просил у протоиерея мнения о своем поступке, – Рафальский скромно ответил ему: «ваше превосходительство! я духовный и в военном деле ничего не смыслю».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Оно так, сказал генерал, но я знаю ваш верный взгляд на вещи». И, когда Рафальский сделал свои замечания, – генерал вполне согласился с ним и благодарил его за них. В 1830 г. военный губернатор Потемкин, присланный в Житомир во время польского восстания, увидевшись с Рафальским, так был очарован его светлым умом и всестороннею образованностью, что приказал жандармскому полковнику Фон-Дребушу составить о нем докладную к Государю записку, каковой, впрочем, не успел представить, скончавшись от холеры. Преемник Потемкина, генерал-губернатор Левашов, на обеде у фельдмаршала Сакела, в присутствии митрополита Евгения, сказал: «я нашел в протоиерее Рафальском такого умного и образованного человека, какого не встречал ни между белым, ни между черным духовенством». Вскоре после этого он отправил к Государю записку Потемкина и свою, с отличною похвалою о Рафальском, заслуживающем особенного внимания. Через это о. Григорий сделался известным Императору. По укрощении польского мятежа, униатам приказано было Почаевскую лавру, издревле принадлежавшую православным, передать православному духовенству. Присланные для этого из Петербурга чиновники просили епископа Амвросия назначить протоиерея Рафальского членом комиссии для принятия и устроения лавры. Хотя Амвросий усиленно отклонял их от их намерения, но они настояли на своем. О. Григорий действовал с великим благоразумием и тактом и ему удалось всех, живших в лавре униатов, обратить к православию. Синод предписал Амвросию склонить Рафальского к монашеству, но он отказался, несмотря на двукратное предписание. Тогда московский митрополит Филарет написал ему собственноручно письмо, в котором, стараясь подействовать на него, говорил, между прочим, что Государь Император желает видеть его наместником Почаевской лавры. Сильное слово Филарета подействовало. «Воля Государя моего, воскликнул тронутый письмом протоиерей, – есть воля Божия, и я свято повинуюсь ей». В 1833 году он был пострижен в монашество с именем Антония и возведен в сан архимандрита с званием наместника лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В отличие от других заграничных миссий Русская Духовная Миссия в Иерусалиме действовала на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви, выполняя функции посольства или дипломатического представительства. При создании миссии в 1847 г. преследовались три основные цели. Помимо упрочения связей между братскими Поместными Церквами к ним относится организация пребывания на Святой Земле паломников из России, нуждающихся как в духовном окормлении русскоязычными священниками, так и в разрешении различных проблем, связанных с нахождением на территории иностранного государства. Кроме того, присутствие русского духовенства в Палестине, куда исторически стремятся попасть представители многих христианских церквей и нехристианских вероисповеданий, должно было послужить упрочению там позиций Православия. Первым главой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был церковный учёный, специалист в области востоковедения и археологии, архимандрит Порфирий (Успенский) , который прежде посещал Палестину и по возвращении обосновал необходимость постоянного пребывания русских священников на Святой Земле. Исполняя наказ императора Николая I, Святейший Синод постановил снова направить его в Иерусалим в сопровождении одного иеромонаха и двух послушников, выбор которых был поручен митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию (Рафальскому). В то время, когда ещё решались вопросы финансирования миссии, иеромонах Феофан (Говоров) предпринял попытку войти в её состав. Будучи помощником инспектора и бакалавром нравственного богословия Санкт-Петербургской духовной академии, он 29 июля 1847г. обратился к митрополиту Антонию с прошением. В нем 32-летний преподаватель писал о своём желании «поклониться Святому Гробу Господню и другим святыням палестинским» и просил первоприсутствующего члена Святейшего Синода исходатайствовать ему разрешение сопутствовать архимандриту Порфирию «в Иерусалим и быть при нем там, с исполнением поручений, какие угодно будет начальству возложить на меня» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Во время пребывания на Ближнем Востоке архимандрит Порфирий много ездил по Палестине, Сирии, Египту. Посещая христианские святыни, он изучал древние манускрипты, хранившиеся в монастырских книгохранилищах. В Иверском монастыре на Афоне отец Порфирий обнаружил некоторые документы, имевшие отношение к попыткам восстановления церковного единства между Армянской Апостольской и Православной Церквами в XII веке. Вот что сообщал он по этому поводу митрополиту Петербургскому Антонию (Рафальскому; 1843—1848) в письме от 12 февраля 1846 года из Константинополя: «Некоторые духовные главы армянского народа издавна сознавали свой раскол, искали ясных убеждений истинности Восточной Православной Церкви путем научных рассуждений и исследований и даже начинали действительно приобщаться к единству этой Церкви в Новом Риме (Константинополе. — Авт.). Замечательный пример подобного предначинательного приобщения был в последней четверти XII столетия. Рукописный акт сего приобщения отыскан мною в библиотеке Иверского монастыря на Афоне. В состав его входят: а) письма греческого царя Мануила (6678 года (1170 год от Рождества Христова – Ред.)) к армянскому Католикосу Нерсесу, б) ученый разговор магистра Феориана с этим Католикосом и в) ответное письмо Нерсеса к Мануилу» (3, т. И, с. 165—166). Отец Порфирий отметил, что «Разговор Феориана» уже был напечатан греческими исследователями в Лейпциге (а также католиками) и что «Разговор Феориана» является «превосходнейшим руководством к обращению армянского народа в Православие». «Что касается писем царя Мануила и Католикоса Нерсеса, — продолжает отец Порфирий, — то я считаю их находкой. Ибо едва ли они были напечатаны когда-либо» (там же, с. 166). Пересылая митрополиту Антонию копии богословских трактатов, имеющих большое значение в деле восстановления церковного единства, архимандрит Порфирий еще раз подчеркивал необходимость их публикации. «Прикажите перевести эти письма и весь «Разговор Феориана», но поручите перевод и пересмотр его знатокам эллинского языка, — просил он митрополита Антония... — По моему мнению, «Разговор Феориана» должен быть ручной (здесь: настольной.— Авт.) книгой нашего духовенства в тех краях, где живут армяне. Я слышал, что переписку Мануила и Нерсеса и «Разговор Феориана» имеют и армяне на своем языке, но молчат. Весьма любопытно было бы сравнить греческий текст с армянским» (там же).

http://sedmitza.ru/text/400434.html

Киевский Филарет (Амфитеатров) в сослужении еп. Чигиринского Иеремии (Соловьёва) и пребывавшего на покое еп. Иосифа (Величковского) . В авг. 1841 г. И. прибыл на кафедру, поселился в шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . 27 июля 1842 г. И. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, вскоре, 14 нояб. 1842 г., стал епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии, помощником престарелого митр. Серафима (Глаголевского) . В янв. 1843 г. по поручению Синода И. руководил подготовкой к похоронам столичного митрополита, заслужил благосклонное отношение обер-прокурора Н. А. Протасова . В 1843-1844 гг. по предписанию С.-Петербургского митр. Антония (Рафальского) И. трижды инспектировал приходы епархии. 22 окт. 1843 г. в Царском Селе при участии И. было открыто первое в России уч-ще для девиц духовного звания. 28 янв. 1845 г. И. освятил главный придел в отремонтированном храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Горки Лужского у. За усердные и ревностные труды И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (24 марта 1844). Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) Вид Боголюбовского мон-ря и крестного хода с Боголюбивской иконой Божией Матери. Слева — Иустиновский корпус. Литография Н. А. Мельникова. 1875 г. (ГПИБ) 11 авг. 1845 г. И. возглавил Костромскую и Галичскую епархию, 21 сент. прибыл в Кострому, поселился в Ипатиевском во имя Св. Троицы мон-ре . По пути из столицы в Кострому И. посетил Троице-Сергиеву лавру, общался с архим. прп. Антонием (Медведевым) . В письме от 13 сент. 1845 г. митр. Московский Филарет (Дроздов) спрашивал прп. Антония об И. Ответ лаврского архимандрита неизвестен, однако 21 сент. того же года свт. Филарет писал ему об И. с добродушной иронией: «Высокости взгляда преосвященного Костромского, который не нашел в Сергиевой лавре примечательного после Киева, не будем завидовать. А что не пришло ему на мысль выслушать молебное пение, это не от Невской ли лавры? Там не часто служат молебны святому Александру.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

На малом входе Блаженнейший митрополит Онуфрий возвел в сан архимандрита преподавателя КДАиС иеромонаха Пантелеимона (Мельника) и совершил диаконскую хиротонию студента 4 класса семинарии чтеца Вадима Билитюка. Проповедь перед причастием произнес преподаватель иеромонах Митрофан (Божко). По окончании богослужения в актовом зале состоялся годичный акт Киевской духовной академии и семинарии. В президиум вошли Блаженнейший митрополит Онуфрий, заслуженный профессор митрополит Бориспольский Антоний, ректор профессор епископ Белогородский Сильвестр. Открылось мероприятие приветственным словом владыки ректора и наставлением Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Участники заслушали сообщение о деятельности Киевских духовных школ в течение 2020-2021 годов, с которым выступил проректор по учебно-методической работе архимандрит Филарет (Волошин), а также доклад митрополита Бориспольского и Броварского Антония на тему «Служение митрополита Антония (Храповицкого) в украинских епархиях в дореволюционный период (1902-1918 гг.)». Проректор по научно-богословской работе профессор В.В. Бурега представил новые издания Киевских духовных школ и очередной диск оцифрованного журнала «Руководство для сельских пастырей». Блаженнейший владыка удостоил преподавателей КДАиС ученых званий: доценту А.В. Левко было присвоено ученое звание профессора, преподавателям протоиерею Андрею Ухтомскому и Е.М. Черноморец — ученое звание доцента. За заслуги перед Украинской Православной Церковью, плодотворный труд на ниве духовного образования и по случаю личных юбилеев преподавателям КДАиС были вручены церковные награды: профессору В.В. Буреге по случаю 50-летия — орден апостола Иоанна Богослова степени, протоиерею Павлу Рафальскому по случаю 40-летия — орден святителя Феодосия Черниговского, С.В. Ковачу по случаю 30-летия — орден святителя Петра. За отличное обучение и образцовое поведение именную стипендию Предстоятеля Украинской Православной Церкви получили студент курса магистратуры КДА Никита Миронов, студент 3 класса КДС Василий Думитрович, студенты Почаевской, Сумской и Харьковской духовных семинарий. За высокую успеваемость в обучении Синодальные стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира (Сабодана) получили студент II курса КДА Александр Нартюк и студент 2 класса КДС Александр Островка.

http://patriarchia.ru/db/text/5860435.ht...

С учреждением епархии (и до Гавриила Петрова) архиереи управляли одною ею. 01/12.01.1775 г. состоялось соединение ее с епархией Новгородской. В связи с этим титул епархиального архиерея изменился на «Новгородский и Санкт-Петербургский». Соединение длилось около 24-х лет. 16/27.10.1799 г. Новгородская вновь отделена от Санкт-Петербургской. Новгородский архиерей стал именоваться Новгородским и Олонецким, а столичный - Санкт-Петебругским, Эстляндским и Выборгским. 19/31.12.1801 г. по удалении на покой Новгородского архиерея - столичному указано именоваться «и Новгородским». 26.03/07.04.1818 г. происходит второе разделение епархии: митрополит Амвросий Подобедов назначается в Новгород, а на его место - митрополитом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским назначается архиепископ Михаил Десницкий. Через три месяца, по кончине митрополита Амвросия Подобедова, Санкт-Петербургскому митрополиту повелено быть «купно и Новгородским». Дальнейшие архиереи титуловались: «Новгородскими, Санкт-Петербургскими, Эстляндскими и Финляндскими, Свято-Троицкия Александро-Невския лавры священно-архимандритами». Третье разделение епархии произошло 04/16.11.1848 г., когда в связи с болезнью столичного архиерея, архиепископ Варшавский, Никанор Клементьевский назначается митрополитом Новгородским с обязанностями временно управляющего Санкт-Петербургской епархией. Разделение длилось 16 дней. По смерти митрополита Антония Рафальского, митрополит Никанор Клементьевский стал управлять и Санкт-Петербургской епархией. В 1865 г. с присоединением к Рижской епархии Эстляндской губернии, титул столичного архиерея изменился на «Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский» (удалено наименование Эстляндский). 18/30.10.1892 г. происходит четвертое разделение и кафедра стала именоваться Санкт-Петербургской и Ладожской. Источник: Пресс-служба Московской Патриархии Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/text/703156.html

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/2561378.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010