Н.С. Посадский Акт русских насельников Святой Афонской Горы Мы, четырех с половиной тысячное население русских подданных иноков на Святой Афонской Горе, глубоко возмущенные действиями Антония Булатовича и его сподвижников, составляем настоящий акт, удостоверяющий как действия Булатовича, так и всеобщее наше нежелание на будущее время иметь общение с бывшими нашими заблудшими собратиями, согласно нашим горячим просьбам удаленных с Афона пришедшим нам на помощь русским правительством. Сей акт составляется и подписывается от лица всех русско-подданных иноков нашими настоятелями и старшей братией. Мы утверждаем, что, оставаясь верными Православной Церкви, Государю Императору и установленным от Него правительственным властям, никогда не разделяли и не разделяем заблуждений Антония Булатовича и его сподвижников. Что все просим не возвращать к нам, на чистый Афон, даже и раскаявшихся бывших наших собратий: ибо, как зараженная и отсеченная рука не может пристать к живому телу, так и они не могут вновь слиться с афонским монашеством. Утверждаем, что мы много от них потерпели. Наши души и сердца, настрадавшиеся в течение устроенной ими смуты, и до сих пор болеют, – и в особенности теперь, когда мы видим, что русская пресса близко приняла интересы Антония Булатовича и его сподвижников, нисколько не интересуясь спросить нас – большинства оставшихся верными Церкви и долгу совести. Мы подтверждаем, что Антоний Булатович, возмутитель нашей исторической чистоты и нашего спокойствия, явился на Афон рясофорным иноком из Никифоровского подворья в Петрограде и смиренно поселился в русском ските св. ап. Андрея Первозванного. Войдя в доверие сперва к архимандриту Иосифу, постригшего его в схиму, а по смерти его к нынешнему игумену архимандриту о. Иерониму, рукоположившему его в иеродиаконы и иеромонахи, Антоний Булатович, заметив искренность и простоту русского монашества на Афоне, задумал использовать ее в своих личных видах. Когда на Афоне появилась книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа», в которой сочинитель трактовал вопросы, рассуждение о которых канонически воспрещено простому монашеству, Антоний Булатович воспользовался ею, дал свое особое толкование, подобрал партию в скиту и единомышленников в монастыре и стал приводить свои планы в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава VIII. БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ В течение всей первой половины 1913 года за событиями вокруг «ереси имябожников» внимательно наблюдали в российском Святейшем Синоде, членами которого являлись архиепископ Антоний (Храповицкий) и архиепископ Никон (Рождественский) 1375 . Им, а также преподавателю Александро-Невского духовного училища С. В. Троицкому было поручено разобрать учение об имени Божием, содержащееся в книгах схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». 16 мая все три доклада были заслушаны на заседании Синода. В настоящей главе мы рассмотрим доклады архиепископа Антония (Храповицкого) , архиепископа Никона (Рождественского) и С. В. Троицкого , а также Послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 года, содержащее осуждение имяславия. Рассмотрение означенных документов, представляющих собой официальный ответ Российской Церкви на учение имяславцев, будет предварено анализом статьи священника Хрисанфа Григоровича «Имя Божие (По поводу современных афонских споров)». Священник Хрисанф Григорович Статья Григоровича увидела свет в начале 1913 года в санкт-петербургском журнале «Миссионерское обозрение». Автор статьи был родным братом Павла Григоровича 1376 , ближайшего сподвижника иеросхимонаха Антония (Булатовича), помогавшего последнему в написании «Апологии» и других сочинений, направленных против «имябор-цев» 1377 . В 1906 году священник Хрисанф Григорович помогал схимонаху Илариону редактировать книгу «На горах Кавказа», на протяжении нескольких лет после этого оставаясь доверенным лицом схимонаха Илариона. Так, в 1911 году он отвозил настоятелю Зосимовой пустыни схиархимандриту Герману составленный схимонахом Иларионом «Устав Иверской отшельнической пустынной обители» 1378 . О цели написания статьи священник Хрисанф Григорович говорит следующее: «Сознавая общую немощь человеческого естества и общее свое скудоумие, считаю долгом заявить, что я никогда не занялся бы разработкой этого вопроса, если бы не был побуждаем к тому просьбами горячо любимого брата, находящегося сейчас в самом центре споров – Св. Горе, а также некоторых других близких мне лиц (напр., из Оптиной пустыни)» 1379 . Статья начинается подробным изложением истории написания книги «На горах Кавказа» и рассказом об участии автора в ее редактировании:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава VII. ИМЯСЛАВЦЫ Прежде чем продолжить повествование об «афонской смуте», мы должны остановиться подробнее на богословском учении имяславцев и наличности его главного выразителя в 1912–1913 годах – иеросхимонаха Антония (Булатовича). В настоящей главе будет изложена его биография и рассмотрена его «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». Будут рассмотрены также два других важных документа имяславской партии: письмо профессора Московской духовной академии М. Д. Муретова в защиту имяславия и предисловие священника Павла Флоренского к «Апологии» Булатовича. Все три документа, увидевшие свет весной 1913 года, дают достаточно полное представление о богословском учении имяславцев на тот момент, когда оно было осуждено Синодом. Иеросхимонах Антоний (Булатович): детали биографии В мае 1913 года, в разгар борьбы против имяславия, Д. Философов и газете «Русское слово» писал с иронией: «Когда-нибудь, лет через 50, будущий «Голос минувшего» напечатает на своих страницах «мемуары», где, на удивление потомству, внешняя история иером[онаха] Антония будет рассказана во всех деталях» 1208 . Автор статьи почти не ошибся в расчетах: первое детальное жизнеописание Булатовича, составленное советским ученым И. Кацнельсоном, появилось в 1971 году, спустя 52 года после смерти «героя афонской трагедии» 1209 . Впрочем, уже в 1927–1928 годах известные писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров воспользовались биографией Булатовича при создании «рассказа о гусаре-схимнике», включенного в 12-ю главу романа «12 стульев» 1210 . Биография Александра Ксаверьевича Булатовича была весьма неординарной. Он родился 26 сентября 1870 года. В жилах его текла татарская, грузинская, французская и русская кровь. Предки Булатовича были военными. Его отец, посвятивший военной службе всю жизнь, происходил из древнего дворянского рода, идущего от татарского хана Бекбулатовича 1211 . Мать также происходила из семьи потомственных военных: ее отец участвовал в строительстве Военно-Грузинской дороги и погиб в схватке с чеченцами 1212 . В три года Александр Булатович лишился отца. После его смерти мать переехала в имение своей тетки – село Луцыковку Харьковской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Архимандрит Кирик Архимандрит Кирик – сподвижник, сомолитвенник и сосвидетель подвигов преподобного Силуана и многих других неизвестных миру подвижников. Он один из тех великих старцев, которые подвизались на Святой Горе во все времена. Еще молодым принял решение посвятить себя Господу и ушел в Пантелейимонов монастырь на Афоне. По прошествии времени его направили на Афонское подворье в Москву, где отец Кирик участвовал в издании книг святителя Феофана Затворника . Затем отец Кирик был настоятелем Афонского подворья в Одессе. Под его духовным руководством находились люди разных сословий – от градоначальника до торговок. Вернувшись на Афон, он боролся с ересью Булат-Булатовича, который утверждал, что Божество присуще самому имени Иисуса Христа. По этому делу отца Кирика направили с докладом в Святейший синод в Петербург. После революции отец Кирик оставался в своем монастыре, где был духовником братии. В 30-х годах по совету митрополита Антония (Храповицкого) его вызвал в Югославию сербский Патриарх Варнава. Отец Кирик, опытный делатель сердечной молитвы, был прост в обхождении, доступен для своих духовных чад, независимо от их сословной принадлежности. Он назидал их прежде всего собственным примером. Беседа о покаянии и молитве О покаянии Бог наш, во Святой Троице славимый, сотворил человека единственно по благости Своей. И не для того, чтобы человек, живя на земле, только спасался, но главным образом для того, чтобы человек хвалил, прославлял, славословил и благодарил Создателя своего и в то же время заботился о своем спасении и исповедовал Бога, то есть признавал Его Творцом и Благодетелем своим. Говорит Господь: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». От забвения Бога происходит гордость. Итак, сотворив человека, Бог ввел его в рай сладости, даровал ему помощницу, Еву, чтобы они радовались и блаженствовали столько, сколько вместить могли, возрастали и множились и совершенствовались для неба, живя на земле райской.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа да умножится! Появившееся в последнее время и смутившее многих православных, монахов и мирян, учение схимонаха Илариона о сладчайшем Имени Господнем Иисус было предметом тщательного рассмотрения в Святейшем Синоде. Для достижения возможного беспристрастия Святейший Синод выслушал три доклада (при сем прилагаемые), составленные отдельно один от другого, и, по достаточном обсуждении, единогласно присоединился к окончательным выводам этих докладов, тем более что эти выводы вполне совпадают и с суждениями греческих богословов с острова Халки и с решением Святейшего Вселенского Патриарха и его синода. Не входя здесь в подробное изложение новоявленного учения и всех доказательств его неправославия (желающие могут прочитать эти подробности в прилагаемых докладах), Святейший Синод находит достаточным указать здесь лишь самое главное и существенное, с одной стороны, в учении о. Илариона, как оно изложено в книге " На горах Кавказа " , а с другой -- в мудрованиях его афонских последователей, как эти мудрования выражены в " Апологии " иеросхимонаха Антония (Булатовича) и в разных воззваниях и листках, рассылаемых с Афона (некоторые от имени Союза Архангела Михаила). Что касается, прежде всего, книги " На горах Кавказа " , то она нашла себе довольно широкое распространение среди монашествующих и встречена была сочувственно; и не удивительно: она имеет своим предметом самое драгоценное сокровище подвижников " умного делания " ; она утверждает необходимость этого делания, иногда пренебрегаемого современным монашеством; она дает ясное выражение многому, что переживалось самими подвижниками на опыте, но в виде неясных предощущений и догадок. Беспристрастно судить о такой желанной книге, тем более осудить ее, заметив ее недостатки, было нелегко; всякого должна была связывать боязнь, как бы, осуждая недостатки книги, не набросить какую-либо тень и на самые святые истины, в защиту которых она выступила. При всем том с первого же своего издания книга эта многим опытным в духовной жизни показалась сомнительной. Святейшему Синоду известна, например, одна из знаменитых наших северных обителей, где чтение книги " На горах Кавказа " было запрещено старцами. В чем же ошибка о. Илариона? В том, что, не довольствуясь описанием умного делания, его духовных плодов, его необходимости для спасения и проч., о. Иларион поддался искушению дать свое как бы философское объяснение, почему так спасительна молитва Иисусова, и, позабыв руководство святой Церкви, заблудился в своих измышлениях, выдумал, как он сам говорит, " догмат " , не встречавшийся раньше нигде и приводящий не к возвеличению сладчайшего Имени Иисус и не к вящему утверждению умного делания (каково было, думаем, намерение о. Илариона), а совершенно наоборот.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1346...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД (Мухранов Дмитрий Иванович, 1847, с. Жданово Курмышского у. Симбирской губ.- 2.06.1931, Москва), архим. Из крестьянской семьи. Долгое время был на военной службе. В зрелом возрасте поступил послушником на Одесское подворье афонского Андрея апостола скита . В 1887 г. пострижен в монашество на Афоне в Андреевском скиту и, вероятно, в том же году рукоположен во диакона и иерея. В 1888-1898 гг. заведовал С.-Петербургским подворьем Андреевского скита. В С.-Петербурге Д. стал духовным отцом миллионера И. М. Сибирякова, к-рый в то время переживал период духовных исканий, приведших его на Афон. Выбрав для себя иноческий путь, Сибиряков передал Д. крупную денежную сумму. На средства схим. Иннокентия (Сибирякова) было построено неск. благотворительных учреждений и завершены работы на Афонском подворье в С.-Петербурге, сооружены неск. церквей, а также больничный, братский и подсобный корпуса в Андреевском скиту. В 1896 г. в Москве митр. К-польской Церкви Филофеем по благословению Московского и Коломенского митр. Сергия (Ляпидевского) Д. был возведен в сан архимандрита. С 1903 г. настоятель возобновленного им Кабенского (Кобенского) Успенского муж. мон-ря в Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. В 1908 г. из-за частых нападений разбойников Д. оставил Кабенский мон-рь и поселился в афонском Андреевском скиту, став фактически его ктитором. К нач. 1913 г. находился в затворе. Награждался орденами св. Анны 3-й (1904) и 2-й степени (1907). На Афоне Д. оказался вовлечен в споры между рус. иноками о почитании имени Божия (см. Имяславие ). Д. поддержал имяславие, однако почти во всех документах, касающихся взглядов, положения, прещений участников афонской смуты, его имя стоит особняком от др. имяславцев. После смещения имяславцами 9 янв. 1913 г. настоятеля игум. Иеронима в Андреевском скиту под рук. иеросхим. Антония (Булатовича) были проведены выборы нового настоятеля.

http://pravenc.ru/text/168502.html

протоиерей Владимир Рожков Глава VII. Дело «имябожников» Исторический очерк Еще не утихла история с епископом Гермогеном, когда внимание русской общественности было привлечено вопросом, весьма далеким по существу от интересов светского общества. Среди русских монахов на Афоне, продолжавших традиции «исихазма», возникло учение, утверждавшее, что Бог присутствует в Своем Имени Иисус, подобно тому, как, по учению Григория Паламы , Он присутствует в Своих энергиях, имеющих нетварную, божественную природу. Приверженцы этого учения получили название «имябожников» или «имяславцев». Учение это было развито в книгах духовных вождей движения – схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеромонаха Антония Булатовича «Апология веры в Имя Божие и Его Имя Иисус...». Афон принадлежал раньше туркам, которые только что вывели оттуда свой гарнизон, чтобы передать Афон Константинопольскому Патриарху. Монахи на Афоне были русские и греки. Учение «имябожников» разделяла часть русских монахов, с которыми остальные вели споры, первоначально не нарушавшие нормального хода монастырской жизни. Однако в 1912 г. с появлением на Афоне нескольких монахов с Волыни, направленных туда архиепископом Антонием, распря стала принимать шумный характер, особенно после того, как архиепископ Антоний поместил в журнале «Русский инок» несколько чрезвычайно резких статей, в которых обвинял «имябожников» даже в духовном хлыстовстве. Не ограничиваясь печатной политикой, архиепископ Антоний настоял в Синоде, чтобы для увещевания имябожников на Афон был послан архиепископ Никон в сопровождении магистра богословия Троицкого. По прибытии на Афон архиепископ Никон действовал настолько грубо и насильственно, что довел дело до открытого столкновения, в котором 25 человек было ранено. Был вызван воинский отряд, который силой погрузил на суда сначала 621, а затем дополнительно еще 212 имябожников для доставки в Одессу, откуда они были распределены по разным монастырям 342 . По возвращении архиепископа Никона с Афона стали открываться неблаговидные подробности о его экспедиции. Желая несколько смягчить тяжелое впечатление от проникающих в печать сведений, духовное ведомство стало уверять, что архиепископ Никон действовал по поручению Константинопольского Патриарха, в ведение которого был передан турками Афон. Однако еще в середине июля от Патриарха пришло в Россию уведомление, что подобных поручений он архиепископу Никону не давал и все его обращение к Русскому Синоду сводилось лишь к просьбе командировать на Афон русского епископа для увещания «имябожников» из русских монахов, языком которых Патриарх не владел 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Схиархимандрит Кирик К сожалению, нам очень мало известно о старце Кирике. Он родился в небогатой семье. Светское его образование ограничилось городским училищем. Но всю жизнь он обогащал свои богословские познания и умножал духовное сокровище. Молодым он поступил в Пантелеимонов монастырь на Афоне. Некоторое время трудился на Афонском подворье в Москве, участвовал в издании книг святителя Феофана, Вышенского затворника. Позднее был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе, где обрел широкий круг духовных чад, «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Афон, он деятельно боролся с ересью Булат-Булатовича, который утверждал, что Бог присущ в самом слове имени Иисуса Христа. По этому делу он был послан с докладом в Святейший Синод в Петербург. После революции старец Кирик оставался в своем монастыре, где был духовником братии. В 30-х годах, по совету митрополита Антония (Храповицкого) , его вызвал в Югославию сербский патриарх Варнава. Старец Кирик был опытным делателем сердечной молитвы и назидал своих чад прежде всего собственным примером. Словами простыми и всем доступными он говорил им о великом подвиге сердечного сокрушения, смирения и послушания; напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на «одеяния риз лепоту», но на «потаенного сердца человека» ( 1Пет. 3, 4 ). Духовные наставления ◊ Надо иметь благожелательный дух ко всем без исключения. Избегать как гееннского огня осуждения ближнего, гнева, вражды, злопамятства, подозрения, насмешек, недоброжелательности и тому подобных пороков, так как кто имеет сии пороки, тот человекоубийца есть и сын антихриста. ◊ Надо знать, что есть непременный закон возмездия, то есть что сделаешь ближнему, то непременно будет и тебе – хорошее либо плохое – и хотя мысленно кого осудишь, то будет и тебе, ибо: «имже судом судите, осудят и вас, какою мерою мерите, возмерится и вам», сказал Господь Бог наш. ◊ При молитве церковной или келейной надо одеть себя с головы до ног как бы одеждою виновности перед Богом, и вменить себя в лепечущее дитя и тогда сказать Богу: «Господи, благослови меня приносить молитвы и моления Твоему благоутробию о моем недостоинстве и о всех родных моих, как здравствующих, так и почивших (имя рек), за коих Ты умер на кресте»; а потом читай молитвы медленно, как бы в слух Святому Духу. Молиться надо и о самой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

338. Новая защита имебожия В нашем духовно-журнальном мире произошел немалый соблазн: “Миссионерское Обозрение”, редактором и издателем коего состоит известный В. М. Скворцов, более 30 лет считающийся миссионером, поместило статью менее известного, но уже много нашумевшего в духовной литературе Антония Булатовича под заглавием: “Имя Божие в понима­нии и толковании св. Григория Нисского и Симеона Нового Богослова ”. Имебожники тор­жествуют: “сам синодальный миссионер перешел на их сторону”, он не только поместил у себя в журнале статью Булатовича, но и выпустил книжечку “В поисках правды. По делу Афонских имебожников”, которую кто-то усердно теперь рассылает по всем монастырям России. Правда, и то и другое сделано очень искусно: чтобы не навлечь на себя обвинений в защите лжеучения, издатель под заголовком первой статьи в “М. Обозрении” тоненьким, едва заметным петитом отметил, что это-де статья, принята редакцией от Булатовича не как от своего сотрудника, а как постороннее сообщение, это – “материал к богословскому спору об именах Божиих”, а материалы нужны миссионерам так же, как и опровержение лжеуче­ний: ведь, когда-то и в “Братском Слове” профессора Н. И. Субботина печатались материалы для истории раскола, даже сочинения Аввакума. Но о том, что Н. И. Субботин такие мате­риалы не помещал наряду с редакционными статьями, а в приложениях, а если и случалось ему помещать в журнале, то всегда ставил над, а не под ними, не петитом, а титульными буквами заголовок, что это – “материалы”. В. М. Скворцов делает наоборот: он прячет строчечку, его якобы оправдывающую, под заголовок: авось-де простецы-читатели, т. е. имебожники, не заметят этой строчечки, и я пожну от них похвалы за сочувствие им, в защиту их (о прочем умолчим). Хитро скрыто и издание брошюрки в защиту имебожников: на обложке ничего не указано: ни издателя, ни редактора, а стоит только типография “Колокола”, но ведь мало ли кто заказывает в типографии работы: нельзя же все приписывать “самому” Васи­лию Михайловичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010