Письма к епископу Антонию (Храповицкому) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Икона священномученика Андроника Вместо весьма желанного хотя бы краткого Вашего письма я получил по три экземпляра брошюр: о Святой Троице, письма к пастырям, о Достоевском, каковые и были правильно разделены (между Владыкой, отцом архимандритом Сергием и мною), а единственный экземпляр «Храм в Казанской Духовной Академии» я, конечно, усвоил себе. Кстати: бандероль до того была растрёпана, что даже моего имени не осталось, а только «иеромонах». Благодарю Вас за брошюры. Я с удовольствием прочитывал о Вашем «Храме». Было время, когда монастыри были и школами, ибо школ не было, а в обителях были лучшие силы христианского общества. Теперь условия иные: школы есть и являются уже руководящими жизнью общества. К сожалению, минувшие уже, кажется, теперь (благодарение Господу) времена и школа наша была весьма в ладах с духом мира сего; в частности, наша духовная школа старалась нередко даже показать это свое единомыслие с миром. Впрочем, этот дух антихристов всегда был, есть и будет прославляться (ведь если даже маленький свет во всей красоте менее обнаруживается в тёмной среде, то коль ми паче Истинный Свет?). Были времена внешних гонений на Церковь: но среди них и проявилась вся сила Церкви, хотя и множеством чистых жертв. Последнее время было исполнено внутренних (если можно так назвать) гонений на Церковь же. Гонители свои были; но Церковь и их побеждает. Много и пало прельщенным сим духом (Бог знает, как их спасти, ибо знает всякого человека), многие и пострадали, как верные строители, скорбя и трудясь на ниве Христовой. Но и тут Церковь, как и прежде, совершенно одинаково прочно стояла, проявляя свою неисчерпаемую силу. Достаточно сказать только об одном отце Иоанне Кронштадтском: ведь это целое море веры содержимой и являемой Православною Церковью. Теперь кажется мир помаленьку вступает на прочную стезю к Истине. Важно существенно, чтобы мы, руководители, успели и сумели как следует вывести народ на правый путь. Вот тут-то и должна выступить школа духовная, как признанная руководительница общественной жизни. Теперь она и должна сама сделаться монастырем, чтобы быть живым свидетельством того церковного духа, ярким светочем которого и является по существу, да и от начала своего было монашество. Настоящая духовная школа мне и является именно всецело с монастырским строем и характером жизни. Не говорю, чтобы все были монахами: могий вместити да вместит; но там все должны стоять на этом пути: одни как уже настоящие монахи, а прочие как послушники или постепенно подготовляющиеся к последней своей цели — монашеству или священству. И о, если бы это было так…

http://pravoslavie.ru/2904.html

Завершила работу богословская конференция, приуроченная к 70-й годовщине со дня кончины митрополита Антония (Храповицкого) 10 октября 2006 г. 09:48 6-7 октября в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле состоялась четвертая ежегодная богословская конференция. Проведение подобных конференций является уже доброй традицией и привлекает заслуженное внимание не только за границей, но и в России. Приветствия в адрес участников конференции прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений , председатель Российского фонда культуры Никита Сергеевич Михалков. Нынешняя конференция была посвящена выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому) и была приурочена к 70-летней годовщине со дня кончины святителя. Мощная фигура митрополита Антония — богослова, общественного деятеля, иерарха — всегда привлекала и всегда будет привлекать внимание церковных и светских ученых, всех, кому не безразлична судьба России и Русской Церкви. Именно поэтому четвертая богословская конференция, проводимая в Свято-Троицкой семинарии в этом году, вызвала такой неподдельный интерес и живой отклик. Кроме докладчиков из числа преподавателей самой Свято-Троицкой семинарии, на конференции были представлены такие известные научные центры, как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Российский государственный архив Санкт-Петербурга, Московская Духовная Академия, Свято-Тихоновский православный университет . Из зарубежных учебных заведений в конференции приняли участие представители колледжа Смита, колледжа св. Олафа, университета Олбани, Папского Восточного Института. Большое внимание к конференции было проявлено священноначалием Русской Православной Церкви Заграницей. В ней приняли участие Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил . Владыка Лавр выступил с обращением по случаю семидесятилетия блаженной кончины митрополита Антония, а преосвященный Михаил прочитал доклад на тему «Митрополит Антоний Храповицкий и его мысли о Достоевском как проповеднике Возрождения».

http://patriarchia.ru/db/text/150551.htm...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вклад иеромонаха Илиодора (Труфанова) в создание Почаевского отдела Союза русского народа 23.10.2018 1483 Время на чтение 58 минут Другие публикации астраханской исследовательницы Яны Анатольевны Седовой о скандально известном церковном и общественном деятеле предреволюционной поры иеромонахе-расстриге Илиодоре (Сергее Михайловиче Труфанове): « Непонятая фигура »; « Детство и юность Илиодора (Труфанова) »; « Преподавательская и проповедническая деятельность иеромонаха Илиодора (Труфанова) »; « Царицынское стояние» иеромонаха Илиодора (Труфанова) . Вынужденный сменить место служения, о.Илиодор вспомнил об одном архиерее, с которым познакомился еще в январе 1904 г., будучи студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Тогда только что постриженного и рукоположенного иеродиакона повели в гости к «большому другу и покровителю ученого монашества» архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому). Перессорившись с духовенством Ярославской епархии на политической почве, о.Илиодор наверняка надеялся обрести взаимопонимание с архиереем-монархистом. Потому, видимо, и объяснял свой выбор Почаева возможностью там «свободно говорить правду». О.Илиодор сообщил о своем желании преосвященному Антонию и 28.VII.1906 был зачислен в состав братии Почаевской Успенской лавры . Край, где отныне предстояло подвизаться молодому священнику, в Российской Империи именовался «Западным». Двести лет эти исконно русские земли принадлежали Речи Посполитой, подвергаясь тяжким испытаниям. Католическое государство стремилось искоренить в своих границах православную веру. Насмешками, притеснениями, угрозами, подчас зверствами (епископ-униат Иосафат Кунцевич) насаждалась уния. Православные храмы сдавались в аренду евреям, которые, как кассиры, взимали плату за вход. В Галичине, разделявшей с правобережной Украино й эти мытарства, во времена о.Илиодора еще была в ходу пасхальная песенка: Иде, иде Зельман. Иде, иде его брат. Он растворит церковь Божу,

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

— Вопрос о генезисе обновленческого раскола не так прост, как иногда кажется, и до сих пор является дискуссионным. При этом высказанные историками точки зрения неравноценны по своему обоснованию, то есть охвату и полноте источников, включая рассекреченные в 1990-х годах архивные документы. Строго научный подход предполагает в качестве необходимой предпосылки требуемого ответа прояснение самой природы данного раскола, а также и его наименования в качестве обновленческого. В свете последних исследований можно без колебаний утверждать, что раскол 1922 года был осуществлен большевистской властью и имел совершенно искусственный характер, заданный усилиями секретных комиссий Политбюро Центрального Комитета Рабоче-крестьянской партии (большевиков) (ЦК РКП(б)) и Совнаркома под руководством председателя Реввоенсовета Л. Д. Троцкого, а также Госполитуправления Народного комиссариата внутренних дел (ГПУ НКВД). Планы расколоть Русскую Церковь власти вынашивали с 1919 года после неудачных попыток запугать и разрушить ее с помощью неприкрытого террора. Напомню в связи с этим слова Патриарха Тихона из письма находящемуся в Киеве митрополиту Антонию (Храповицкому) в сентябре 1918 года: «Опричники расстреливают нас как куропаток». Наиболее подходящим для надзорных органов критерием разделения верующих стала беспрекословная лояльность незначительной части духовенства в соблюдении декрета Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей под лживым лозунгом помощи голодающим Поволжья. То есть с позиции государственных интересов раскол, несомненно, можно считать инструментом НКВД по разрушению Церкви, а с церковной точки зрения охарактеризовать его в качестве «советского» феномена, связанного с вредоносным для христианства типом запредельной лояльности богоборческой власти в атеистическом государстве. И этим можно было бы ограничиться, если бы не программы радикальных реформ, предложенные всеми группами раскольников сразу после захвата органов церковного управления.

http://e-vestnik.ru/church/nachalo_poraz...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Харьковская епархия в апреле - декабре 1917 г. 28.10.2010 771 Время на чтение 6 минут О событиях, происходивших в Харьковской епархии в условиях революционных изменений 1917 г., даже специалистам известно пока немного. Это, безусловно, обедняет представление об истории России. Особенно, если учесть, что Харьков по численности населения занимал 8-е место в Российской Империи. В границах же сегодняшней Украины это был город с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. По переписи 1897 г. 89,1% составляли русские: 63,17% - великороссы и 25,92% - малороссы с.13.]. Перед Февральской революцией 1917 г. в Харьковской епархии православного населения было почти 3 млн. чел., 1063 церкви (2522 чел. духовенства, из них 93% выпускники духовных академий или семинарий), 12 монастырей (3092 чел.) л.27, 13]. В данном кратком очерке на основании архивных материалов главное внимание будет уделено некоторым тенденциям в жизни Харьковской епархии в апреле - декабре 1917 г. После Февральской революции 1917 г. комиссаром духовных дел в Харькове стал присяжный поверенный В.И. Рапп (его помощником - священник Владимир Шаповалов), а затем присланный Киевской украинской Церковной Радой урядник Корнильев л.1]. Антиправославные силы, революционеры всех мастей прежде всего хотели удалить из Харькова правящего архиепископа Антония (Храповицкого), авторитетного иерарха и известного богослова, который открыто высказывал своё отрицательное отношение к революционным событиям. 16 апреля 1917 г. в Благовещенском соборе часть прихожан потребовала удаления архиерея из епархии. Комиссар духовных дел приказал архиепископу Антонию покинуть Харьков в трёхдневный срок. Однако под давлением верующего народа, этот срок увеличили до 5-ти дней и позволили оставаться в пределах губернии до решения Св. Синода с.427]. Владыка Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. 15 мая 1917 г. по постановлению Св. Синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Временное управление епархией было поручено первому викарию - епископу Старобельскому Феодору (Лебедеву).

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/29/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Неофит (Осипов). Фотография. Нач. XX в. (Осипов Николай Александрович; 9.05.1875, г. Августов Сувалкской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи военного фельдшера. В 1891 г. окончил за казенный счет Холмское ДУ, в 1897 г.- Холмскую ДС, после чего поступил в СПбДА. Во время обучения в академии, 19 авг. 1900 г., был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сент. того же года рукоположен во диакона, а 14 мая 1901 г.- во иерея. 13 авг. 1901 г., по окончании СПбДА со степенью кандидата богословия, Н. был определен преподавателем гомилетики в Холмскую ДС. 1 июля 1902 г. получил назначение в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, 24 июля 1903 г. переведен смотрителем Тихвинского ДУ. 17 окт. 1905 г. Н. был назначен ректором Самарской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1905 по 1908 г. состоял цензором «Самарских ЕВ». Во время служения в Самаре он также состоял членом епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. 31 мая 1909 г. после неудачной пересдачи латыни воспитанник семинарии в нетрезвом виде совершил на Н. нападение с ножом. На заседании Синода от 24 нояб. 1909 г. член Учебного комитета М. И. Савваитский, ревизовавший Самарскую ДС, предложил перевести Н. на такую же должность в др. семинарию. Н. был назначен ректором Волынской ДС, однако в связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением он обратился к Волынскому архиеп. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит) с просьбой об увольнении с должности, поскольку «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 авг. 1911 г. Н. был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург и получил должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Синоде. 28 нояб. 1912 г. Н. также стал членом С.-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 г.- старшим членом того же комитета.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

Патриарх Тихон      Он не был богословом и не обладал харизмой общественного деятеля, подобно другому претенденту на патриаршее место митрополиту Антонию (Храповицкому) . Он не был талантливым администратором и ловким политиком, как его преемник по управлению Русской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) . Не был он и бескомпромиссным, бесстрашным исповедником своих убеждений, каким явился назначенный им первый местоблюститель Патриаршего престола, кремень мужества святитель Кирилл Казанский . Он не был, наконец, даже отрешенным подвижником-аскетом, каким хотели бы его видеть некоторые люди (например, глава «даниловской оппозиции» Патриарху епископ Феодор (Поздеевский) ). Но верующий народ любил и почитал его как никакого другого иерарха, как ни одного из последующих патриархов Русской Православной Церкви. 1923 год. Народ встречает освобожденного Патриарха Тихона      Так в чем же тайна неотразимого обаяния его личности и ее влияния на потомков? Патриарх Тихон, безусловно, фигура «узловая» для всей новейшей истории Русской Церкви. К ней сходятся и от нее расходятся самые разные пути, выбранные иерархами и простыми верующими. Митрополит Сергий (Страгородский) в своей – для одних печально известной, а другими одобряемой – Декларации 1927 года будет позиционировать себя как продолжателя церковно-политического курса патриарха Тихона. На него же будут ссылаться и оппозиционные Сергию иерархи, обвиняя последнего в отступничестве от «тихоновской» линии поведения. В эмиграции те, кто поддерживал Церковь в Советском Союзе, называли ее «Патриаршей». Новомученики и исповедники Российские были счастливы, что причастны к святителю Тихону (так, архимандрит Серафим (Тяпочкин) с гордостью цитировал свое… следственное дело, где он был охарактеризован как «поп-тихоновец»). Святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва, святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь в эпоху крушения всего прежнего церковно-государственного строя.

http://pravoslavie.ru/86600.html

X. Диссертация и вообще монографии по предметам, входящим в объём нравственного богословия Особенно много содействовали росту рассматриваемой нами науки у нас – в России ученые диссертации, время от времени появлявшиеся и посвященные специальному выяснению тех или иных нравственных вопросов или близко с ними соприкосновенных. Эти произведения важны потому, что их авторы, большею частью знакомые всесторонне не только с русскою, но и с иностранною литературами по исследуемым ими вопросам, обыкновенно сообщают в своих трудах, так сказать, последнее слово науки... Отсюда добытые ими результаты большею частью могут быть смело положены в основу выяснения тех отделов данной науки, каких они касаются. Об исключениях в настоящем месте не говорим, хотя они и есть. К некоторой, хотя бы и краткой, характеристике таких диссертаций рассматриваемого нами периода времени и перейдем. Располагаемые в хронологическом порядке диссертации принадлежат: А. Ф. Гусеву , Ф. Ф. Гусеву, А. П. Мальцеву, В. С. Соловьеву , А. А. Бронзову , Н. Г. Дебольскому , Д. И. Тихомирову , о. Антонию (Храповицкому) , г. Н. Ланге, С. П. Никитскому, г. И. Невзорову, А. Ф. Гусеву , Я. С. Элпидинскому, г. Н. Страхову, Н. П. Архангельскому, г. М. Селезневу, о. Сергию (Старогородскому), И. В. Попову , о. И. К. Лабутину, П. П. Пономареву, г. Ф. Зелепугину, Д. П. Миртову и г. Н. Егорову, с одной стороны (I), и – А. Н. Надеждину, о. П. Д. Городцову, о. Г. П. Вышеславцеву, Л. И. Писареву , о. Т. И. Буткевичу , г. А. Кремлевскому , о. Палладию, о. Иннокентию, А. А. Бронзову , г. А. Соколову и иным, с другой (II). I. a) Проф. А. Ф. Гусеву принадлежит магистерская диссертация: «Нравственный идеал буддизма в его отношение к христианству» (Спб. 1874 г.). Кроме «предисловия», в книге пять глав: религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующая буддизму (1); личность основателя буддизма и его биография (2); религиозно-теоретическое учение буддизма (3); религиозно-нравственное учение буддизма (4); сопоставление буддийского нравоучения с христианским (5)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Сортировать по Исключить новости История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Праворадикальное движение в России организационно оформилось во время революционных событий 1905 года. Определенную роль в формировании крайне правого политического крыла сыграли массовые беспорядки и погромы, прокатившиеся по стране после провозглашения Манифеста 17 октября, даровавшего гражданские свободы населению. Наиболее влиятельной, мощной силой правых был образованный в Санкт-Петер­бурге в октябре 1905 Союз русского народа. Невозможно понять характер черносотенного движения, оценивая его исключительно через призму политических программ. Огромное значение в праворадикальном крыле играли духовные вожди. Политические руководители черной сотни стремились не только к соблюдению формальной религиозной обрядности — освящению стягов СРН, штаб-квартир и т. д., но и старались обеспечить духовную опеку правых организаций со стороны харизматических личностей. Как правило, это были представители священства или монашества. Они были эталоном поведения, веры, им подражали. Духовные заблуждения черносотенных пастырей становились “бо­лезнью” всей паствы. Исследование модели поведения, религиозных взглядов вождей позволяет увидеть “культуру безмолвствующего большинства” — рядовых союзников. Одним из наиболее значительных лидеров правых радикалов был иеромонах Илиодор (Труфанов). Воспитанник Санкт-Пе­тер­бургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора “не­ве­жественным иеромонахом” 1 . По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А. П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в “Почаевских листках” привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У “Почаевских известий”, формально принадлежавших СРН, “Почаевского листка” и “Почаевских епархиальных ведомостей” был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) 2 . Радикализм “По­ча­ев­ских известий” достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П. П. Из­вольский переслал 17 “Почаевских известий” за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: “Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании” 3 .

http://pravmir.ru/istoriya-odnogo-rasstr...

Сортировать по Исключить новости В Сербии откроют памятную доску первому главе Русской Зарубежной Церкви 13 ноября, 2014. Новостная служба Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. 13 ноября. ПРАВМИР. В субботу 15 ноября состоится освящение памятной доски митрополиту Антонию (Храповицкому), установленной на здании Патриаршего дворца в Сремских Карловцах (Сербия). В церемонии, которую проведут иерархи Русской и Сербской православных церквей, примут участие сербские и российские общественные, государственные, религиозные деятели, — сообщает Интерфакс-Религия Памятная доска будет установлена при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Доска изготовлена из бронзы и представляет собой прямоугольник, в верхней части которого находится портретный барельеф митрополита Антония, а в нижней — надпись на русском и сербском языках: «Первоиерарху Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому). 17 (29) марта 1863 — 28 июня (10 августа) 1936». «О митрополите Антонии (Храповицком) в России, кроме узкого круга специалистов, знают очень немногие. Установка памятной доски может стать поводом для привлечения общественного внимания как в России, так и в Сербии к его личности», — заявили в пресс-службе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 13 сентября, 2022 18 мая, 2022 17 октября, 2020 14 мая, 2020 25 декабря, 2019 2 июля, 2019 29 апреля, 2019 19 октября, 2018 16 октября, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-serbii-otkroyut-pamy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010