А.В. Берташ Скачать epub pdf Вокруг судьбы гробницы св. Иоанна Кронштадтского в храме-крипте Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге сложилось множество преданий. Мнение о том, что мощей в усыпальнице нет, господствует в Русской Православной Церкви Заграницей. Похожее писал в 1966 г. атеист-кощунник Н. Юдин, излагая почти через 40 лет события 1920-х гг. Однако в обоих случаях не было приведено никаких документальных подтверждений. Иное предание, со ссылками, в числе прочих, на воспоминания Н. Д. Жевахова и монахини Вероники (Врасской-Котляревской), приводит М. В. Шкаровский в своей фундаментальной монографии об истории монастыря. По сообщению Т. И. Орнатской, оно бытовало и среди родственников Кронштадтского пастыря. Представляется, что рассматриваемые ниже документы подтверждают истинность свидетельства о том, что мощи св. Иоанна во все лихолетье почивали на месте его первоначального упокоения и являлись залогом нынешнего возрождения Иоанновской обители. Настоящая работа затрагивает период 1923–1926 гг. и основана на трех группах источников: архивных делах из ЦГА С.-Петербурга (фонды Ленгубисполкома, ф. 1000, секретный отдел; Ленгорисполкома, ф. 7384, церковный стол; Отдела управления Петрогубисполкома, ф. 1001; Исполкома Петроградского райсовета, ф. 151) – ранее известных (1923 г.) и, прежде всего, сравнительно недавно рассекреченных (1926 г.), а также на газетах того времени. Важность вопроса заставляет вновь вернуться к нему и после выхода в свет книги М. В. Шкаровского и рассмотреть подробнее судьбу мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского . Как известно, о. Иоанн еще в 1904 г. через ходатайство к митрополиту Антонию (Вадковскому) получил разрешение быть погребенным в крипте Свято-Иоанновского монастыря – в порядке исключения из существовавшего законодательства. 23 декабря 1908 г. Кронштадтский пастырь нашел упокоение перед правым клиросом церкви-усыпальницы во имя святых пророка Илии и Царицы Феодоры. Над его могилой, находившейся, что важно отметить, на очень небольшой глубине, была положена массивная мраморная плита с изображением Креста, Св. Евангелия и резной митры из мрамора. В 1911 г. на гробнице был помещен образ прп. Иоанна Рыльского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед ним горела неугасимая лампада. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены Царствующего Дома, более восьмидесяти архиереев (только в 1909 г.), многие тысячи богомольцев со всех концов России. Кроме того, у мощей о. Иоанна происходили исцеления (в 1909 г. отмечено 12 исцелений).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Кузнецов Николай Николаевич; 31.08.1875, Царское Село - 18.11.1938, Ижевск), архиеп. Сарапульский и Елабужский. Род. в семье священника С.-Петербургской епархии, впосл. митрофорного прот. Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впосл. в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 авг. 1903 г.- преподавателем рус. языка Устюжского ДУ, 20 февр. 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского ДУ. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сент. 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской ДС, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской ДС. В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митр. Антония (Вадковского)) А. выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской ДС сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на А. губернатору, к-рый вызвал его для объяснения. В февр. 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке А. из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиеп. Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиеп. Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митр. Антонию (Вадковскому) о назначении А. настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской ДС усиленно просил о переводе А. преподавателем гомилетики в Пензенскую ДС. Сам А. хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода 1758 от 20-22 марта А. был оставлен в Ярославской ДС, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля А., «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода 2898 от 12-30 мая А. уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов .

http://pravenc.ru/text/64664.html

Предисловие Жизнь и труды автора этой книги – архимандрита Сергия (в миру Ивана Николаевича Страгородского), впоследствии (с 1943 г.) – двенадцатого Всероссийского Патриарха, оставили заметный след в истории Русской Церкви конца XIX – первой половины XX столетия. Окончив в 1886 г. Нижегородскую духовную семинарию, Иван Николаевич Страгородский поступил на 1 курс Санкт-Петербургской духовной академии. 30 января 1890 г. он принял иноческий постриг и летом того же года, после блестящей защиты диссертации и получения степени кандидата богословия подал ректору академии – Преосвященному епископу Антонию (Вадковскому) прошение с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии. Аналогичное прошение было подано его академическим товарищем – иеромонахом Арсением (Тимофеевым). В августе 1890 г., по рассмотрении дела в Синоде и разрешении процедурных вопросов, оба миссионера отбыли из Петербурга в Одессу, а оттуда на Дальний Восток. В октябре месяце о. Сергий прибыл в Японию, а в 20-х числах – в г. Токио. Здесь он поступил в ведение начальника Русской миссии в Японии епископа Николая (Касаткина) , вошедшего в историю с именем «Апостола Японии» и канонизированного Русской Православной Церковью в 1970 г. Сам Владыка Николай прибыл в Японию в сане иеромонаха в самом начале 1860-х годов. Тогдашние японские власти крайне недоброжелательно относились к проповеди христианства и молодому пастырю пришлось поначалу ограничить свою деятельность лишь священнослужением в русском консульском храме. Он всецело отдал себя духовному самосовершенствованию, необходимому для несения миссионерского подвига, а также углубленному изучению японского языка и культуры. Довольно скоро уроки японского принесли первые успехи и по истечении восьми лет о. Николай смог совершенно свободно изъясняться устно и читать любые тексты. К 1868 г. относятся первые тайные крещения японцев, положившие начало проповеди Святого Православия на этой земле. В 1870 г. Святейший Синод удовлетворил ходатайство о. Николая об утверждении в Японии особой Миссии для проповеди Православия и в 1871 г. о. Николай возвратился из поездки в Россию в сане архимандрита, получив для помощи еще одного священника. А в 1880 г. в Петербурге состоялась епископская хиротония архимандрита Николая (Касаткина) в епископа Ревельского – событие, знаменовавшее собою новый этап в проповеди Евангелия в Стране восходящего солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Русская Православная Церковь XX век 30 декабря 1905 — Государь император Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митрополитам Петербургскому Антонию (Вадковскому), Московскому Владимиру (Богоявленскому), Киевскому Флавиану (Городецкому) — и обсудил с ними вопрос о созыве Собора. Через 10 дней состоялась вторая встреча. Государь заверил митрополитов в том, что он считает неотложно необходимым проведение преобразований в структуре Церкви. 1924 — Во время богослужения Святейший Патриарх упал в обморок. Патриарх страдал стенокардией или, как тогда говорили, грудной жабой. После приступа 30 декабря состояние патриарха продолжало ухудшаться. 1942 — Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился к архипастырям, пастырям и членам приходских общин с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны им. Димитрия Донского. Этот призыв был с воодушевлением воспринят всей Церковью. Поражение немецко-фашистских войск под Сталинградом означало начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Однако гитлеровцы к этому времени еще обладали мощным военным потенциалом. Разгром врага требовал большего напряжения сил. Для решительных боевых действий Красной армии не хватало бронетанковой техники. Без устали трудились рабочие танковых заводов. По всей стране шел сбор средств на постройку танков. Только к декабрю 1942 г. на средства трудящихся было построено ок. 150 танковых колонн. Всенародная забота о нуждах Красной армии не обошла стороной и Церковь, которая стремилась внести посильный вклад в разрешение возникшей проблемы 1959 Священный Синод под председательством патриарха Алексия I вынес постановление: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения... Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших имя Божие, отлучить от Церкви».

http://pravoslavie.ru/5692.html

25 января Св. праведный Иоанн Кронштадтский 1909 год – Император Николай II издал рескрипт по поводу кончины отца Иоанна Кронштадтского «ВЫСОЧАЙШИЙ РЕСКРИПТ Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник Земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский. Всем сердцем разделяя великую скорбь на родную о кончине любвеобильного пастыря и благотворителя, Мы с особенным чувством обновляем в памяти нашей скорбные дни предсмертного недуга в Бозе почившего Родителя Нашего Императора Александра когда угасающий Царь, любимый народом, пожелал молитв и близости любимого народом молитвенника за Царя и Отечество.Ныне, вместе с возлюбленным народом Нашим, утратив возлюбленного молитвенника Нашего, мы проникаемся непременным желанием дать достойное выражение сей совместной скорби Нашей с народом молитвенным поминовением почившего, ежегодно ознаменовывая им день кончины отца Иоанна, а в нынешнем году приурочив оное к сороковому дню оплакиваемого события. Кронштадт. Посадская, 13. В этом доме жил и преставился о Господе св. праведный Иоанн Кронштадтский Будучи и по собственному влечению Нашему, и по силе Основных Законов первым блюстителем в Отечестве Нашем интересов и нужд Церкви Христовой, Мы со всеми верными и любящими сынами ее ожидаем, что Святейший Синод, став во главе сего начинания, внесет свет утешения в горе на родное и зародит на вечные времена живой источник вдохновения будущих предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги многотрудного пастырского делания. Поручая Себя молитвам вашим, пребываем к вам благосклонны. НИКОЛАЙ Царское Село 12 января 1909 года» (Рескрипт адресован митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому)) Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр. 1924 г. 1924 год — В газете «Вечерняя Москва» 20/40) опубликовано «Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина)».

http://pravoslavie.ru/5337.html

Церковь и Толстой: русская драма Книга писателя и критика Павла БАСИНСКОГО «Лев Толстой: бегство из рая» стала, бесспорно, одной из главных книг уходящего года. Мы попросили Павла Басинского ответить на несколько вопросов. 10 ноября, 2010 Книга писателя и критика Павла БАСИНСКОГО «Лев Толстой: бегство из рая» стала, бесспорно, одной из главных книг уходящего года. Мы попросили Павла Басинского ответить на несколько вопросов. 10 ноября (28 октября по ст.ст.) 1910 года Л.Н. Толстой ушел из Ясной Поляны. 20 (7) ноября 1910 года он умер. В нынешнем, 2010-м, году вышла книга о последних днях великого писателя. Писатель и критик Павел БАСИНСКИЙ восстанавливает важнейшие для русской литературы события, реконструируя их буквально поминутно. Книга «Лев Толстой: бегство из рая» стала, бесспорно, одной из главных книг уходящего года. Мы попросили Павла Басинского ответить на несколько вопросов. Илья Ефимович Репин. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого  — Мог ли Лев Николаевич Толстой быть православным в полном смысле слова? То есть воцерковленным, посещающим службы, исповедующимся и участвующим в таинствах христианином? Иногда кажется, что он, в принципе, не смог бы жить так. Как думаете вы? — Во-первых, он в течение года старался быть исправным и усердным церковным человеком. С этого, собственно, и начался его «духовный переворот» конца семидесятых годов. Он почти ежедневно посещал службы в Кочаковском храме, в нескольких верстах от Ясной Поляны (там, где сейчас семейное захоронение Толстых), молился, соблюдал посты, читал церковную литературу, особенно полюбив Четьи минеи. К этому же он приучил свою семью, в том числе и свою жену. Вообще ревностное православие Софьи Андреевны сильно преувеличено, например, архиепископом Иоанном (Шаховским). Софья Андреевна была весьма равнодушна к мистической стороне религии, для нее это был просто «порядок», а не вера. Об этом есть записи в ее дневнике. Почитайте ее письмо митрополиту Антонию Вадковскому по поводу «отлучения» ее мужа. Для нее Церковь — «понятие отвлеченное», она всерьез угрожает, что подкупит священника, чтобы отпеть своего мужа после смерти. Митрополит Антоний в ответном письме вразумляет ее, объясняя ей очевидные вещи.

http://pravmir.ru/cerkov-i-tolstoj-russk...

В 1903 г. М. активно включился в движение по разработке церковных реформ. 6 марта 1903 г. имп. св. Николай II Александрович передал митр. Антонию (Вадковскому) на отзыв статью Л. А. Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управление». Митрополит в ответном письме императору выразил «согласие с тезисами автора» и приложил развернутый отзыв, подготовленный М. В февр. 1905 г. М. по поручению митр. Антония составил «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас православной Церкви», окончательную редакцию этой записки сделал ректор СПбДА еп. Сергий (Страгородский) . 26 февр. митр. Антоний передал записку С. Ю. Витте. 18 и 22 марта на заседаниях Синода в ходе обсуждения «Вопросов о желательных преобразованиях…», записки «О необходимости перемен в русском церковном управлении» «группы 32-х столичных священников», куда входили Ф. Н. Орнатский, К. М. Агеев, М. П. Чельцов, Г. С. Петров, а также М., и др. докладов было принято решение ходатайствовать перед имп. Николаем II о созыве церковного Собора в Москве в апр.-мае 1905 г., также был составлен «Всеподданнейший доклад Св. Синода о преобразовании управления Российской Церковью на соборных началах». Со статьями, посвященными реформе церковного управления, М. активно выступал в «Церковном вестнике», впосл. они составили сб. «Почему нам не верят?» (СПб., 1906). 20 марта 1905 г. М. был возведен в сан архимандрита еп. Сергием (Страгородским) ( Сергий (Страгородский) , еп. Свобода - для Церкви, но не для нас: Речь при вручении жезла новопоставленному архим. Михаилу, доценту академии, 20 марта 1905 г.//ЦВ. 1905. 12. Стб. 354-355). В 1906 г. М. примкнул к образовавшемуся из «группы 32-х» братству ревнителей церковного обновления. М. отстаивал независимость Церкви от гос-ва, соборность епархиального управления, к-рая освободит священника «от страха пред церковной местной бюрократией, даст ему инициативу, самоуважение и силы», выступал за участие мирян «в общей церковной работе», за проведение окружных соборов. Высшим органом церковной власти М. считал Поместный Собор, к-рый должен проводиться однажды в год или реже. М. предлагал такой состав епископата: патриарх («первый епископ» - предстоятель Церкви, представитель ее перед императором и народом), главные епископы округов, епархиальные епископы. В систему церковного управления М. включал Синод, малые окружные соборы. Он высказывался за регулярное проведение епархиальных и благочиннических съездов, за реформирование консистории и замену ее священническим советом, за преобразование церковного суда и процедуры духовного следствия, за усиление роли рядового духовенства и прихожан.

http://pravenc.ru/text/2563654.html

Вопрос о составе собора обсуждался у нас в церковной печати в начале ХХ века, когда в 1905 г. подготовка к созыву Собора стала главной церковной темой. Тогда по этому вопросу обнаружились разногласия. В Петербурге образовалась «группа 32-х» священников, провозгла­сившая задачу обновления самых основ церковной жизни. Эта группа потребовала в записке, опубликованной в «Церковном вестнике» 17 марта 1905 г., широкого представительства на предстоящем Соборе клириков и мирян и чтобы при этом клирики и миряне получили на Соборе равные права с епископами. В данной тенденции откровенно проявились сословно-партийные интересы обновленцев, стремление закрепить побольше прав и привилегий за белым духовенством за счет епископата и монашества; монашест­вующих не епископов представители «группы 32-х» вообще считали нецелесообразным и даже неканоничным призывать на Собор. «Не считая правильной мысль, что первый Собор, по встречающимся для совер­шенной организации его затруднениям, может состоять из одних только епископов, мы полагаем, что он-то, прежде всего, и должен обладать характером всецерковного представительства, – утверждалось в записке «группы 32-х», поданной митрополиту Петербург­скому Антонию (Вадковскому) в мае 1905 г., – 200-летнее отсутствие соборов и современное положение высшей иерархии, не избираемой, как встарь, самими церквами, то есть клиром и народом самих вдов­ствующих церквей, обязательно требует участия на соборах ни­зшей иерархии и мирян» 2 . Обновленцы пугали своих оппонентов церковным расколом, кото­рый произойдет, если их требования о равноправном участии клири­ков и мирян в Соборе не будут приняты. «Епископы выработают и ут­вердят на соборе проект устроения; но решение их не получит силы только от того, что оно будет единогласным желанием всех еписко­пов. Церковь скажет или, по крайней мере, может сказать, что не одобряет такого устроения дел, не желает его и признает не соответ­ствующим ни действительным ее потребностям, ни хранимому ею Преданию. Права или не права будет эта, невольно отрешенная от епископов Церковь , но раскол произойдет» 3 , – писал член «Братства ревнителей церковного обновления» Н. П. Аксаков .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вопрос о составе собора обсуждался у нас в церковной печати в начале ХХ века, когда в 1905 г. подготовка к созыву Собора стала главной церковной темой. Тогда по этому вопросу обнаружились разногласия. В Петербурге образовалась " группа 32-х " священников, провозгласившая задачу обновления самых основ церковной жизни. Эта группа потребовала в записке, опубликованной в " Церковном вестнике " 17 марта 1905 г., широкого представительства на предстоящем Соборе клириков и мирян и чтобы при этом клирики и миряне получили на Соборе равные права с епископами. В данной тенденции откровенно проявились сословно-партийные интересы обновленцев, стремление закрепить побольше прав и привилегий за белым духовенством за счет епископата и монашества; монашествующих не епископов представители " группы 32-х " вообще считали нецелесообразным и даже неканоничным призывать на Собор. " Не считая правильной мысль, что первый Собор, по встречающимся для совершенной организации его затруднениям, может состоять из одних только епископов, мы полагаем, что он-то, прежде всего, и должен обладать характером всецерковного представительства, - утверждалось в записке " группы 32-х " , поданной митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) в мае 1905 г., - 200-летнее отсутствие соборов и современное положение высшей иерархии, не избираемой, как встарь, самими церквами, то есть клиром и народом самих вдовствующих церквей, обязательно требует участия на соборах низшей иерархии и мирян " . Обновленцы пугали своих оппонентов церковным расколом, который произойдет, если их требования о равноправном участии клириков и мирян в Соборе не будут приняты. " Епископы выработают и утвердят на соборе проект устроения; но решение их не получит силы только от того, что оно будет единогласным желанием всех епископов. Церковь скажет или, по крайней мере, может сказать, что не одобряет такого устроения дел, не желает его и признает не соответствующим ни действительным ее потребностям, ни хранимому ею Преданию. Права или не права будет эта, невольно отрешенная от епископов Церковь, но раскол произойдет " , - писал член " Братства ревнителей церковного обновления " Н.П. Аксаков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/325/...

Воспитанники младших классов поднесли ему икону Холмской Божией Матери. 17 октября его чествовала семинарская корпорация, от лица которой отъезжающему о. инспектору также была поднесена икона Холмской Божией Матери. Благодаря всех за добрые пожелания, о. Вениамин сказал: «По внутреннему складу моей души я всюду ищу и жажду мира. Мир я пониманию не в том смысле, чтобы мне поступиться своими убеждениями или других заставить делать то же. Нет. Он там, по моему мнению, где нет злобы, зависти, вражды между людьми, все согласно и единодушно, каждый по мере сил и возможности служит общему делу, к исполнению которого он призван. Все это я нашел, дорогие мои сослуживцы, в вашей семинарской семье». Много теплых слов было произнесено и на прощальном товарищеском обеде в квартире о. ректора. Сам архимандрит Евлогий отметил, что все преподаватели искренне и сердечно полюбили молодого о. инспектора: «Всегда ровный и спокойный, кроткий, тихий и смиренный, отзывчивый на все доброе, вы невольно привлекали к себе наши симпатии». Вечером, после напутственного молебна в семинарской церкви, воспитанники еще раз поблагодарили о. инспектора за все хорошее, что было сделано им. В ответ о. Вениамин обратился к ним с прощальной речью. Проводить его на вокзал собралась вся семинария и много знакомых 136 . Ректором столичной семинарии, одновременно с назначением о. Вениамина ее инспектором, стал возведенный в сан архимандрита о. Сергий (Тихомиров) – выпускник С.-Петербургской духовной академии 1896 года. В студенческие годы они часто вместе вели религиозно-нравственные чтения на Обуховском и Чугунном заводах за Невской заставой, на Варгунинской фабрике, в зале на Кирилловской улице... Уже через два месяца после приезда иеромонаха Вениамина в Петербург, о. ректор вошел с представлением о награждении о. инспектора наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, к митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) . Согласившись с этим, митрополит направил представление в Св. Синод. В нем говорилось: «Несмотря на сравнительно краткое пребывание в семинарии, иеромонах Вениамин приобрел общее расположение воспитанников своим всегда прямым и простым отношением к ним и ровным характером.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010