Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Коммод. Бюст II в. (Музеи Ватикана, Рим) Луций Элий Аврелий [лат. Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus] (31.08.161, Ланувий, близ Рима - 31.12.192, Рим), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов, сын имп. Марка Аврелия (161-180) и Фаустины Младшей; по матери внук имп. Антонина Пия (138-161). Назван в честь Луция Вера Коммода, соправителя Марка Аврелия в 161-169 гг. В 165 г. умер старший брат-близнец К.- Тит Аврелий Фульвий Антонин, и с этого момента К. воспитывался как наследник имп. власти. 12 окт. 166 г. К. и его младший брат Марк Анний Вер были провозглашены цезарями. После смерти Марка в 169 г. К. стал единственным наследником имп. Марка Аврелия. У К. были также 5 старших сестер. Старшая из них, Луцилла, была замужем за имп. Луцием Вером и после его смерти в 169 г. сохранила титул августы. Воспитанию К. уделялось большое внимание; Марк Аврелий приложил все силы к интеллектуальному развитию сына; за здоровьем К. наблюдал знаменитый медик Гален. Во взрослые годы К. отличался атлетическим телосложением, регулярно занимался различными видами физических упражнений, включая владение оружием, и, по сообщениям историков, производил на современников впечатление очень красивого человека. Со 172 г. К. сопровождал отца в военных кампаниях на дунайской границе против маркоманнов. В 172 г. К. получил титул «Германский». В 175 г. был введен в состав коллегии понтификов, жрецов Юпитера Капитолийского, и прошел обряд облачения в тогу (toga virilis), что означало вступление во взрослый возраст. В 176 г., в поездке с отцом по вост. провинциям, К. прошел посвящение в афинские Элевсинские мистерии. 27 нояб. 176 г. К. был провозглашен полноправным императором-соправителем Марка Аврелия; в 177 г. начал пользоваться титулом «август». В 178 г. К. женился на Бруттии Криспине (позднее она была казнена по обвинению в прелюбодеянии). В 178-180 гг. практически постоянно сопровождал Марка Аврелия в продолжавшейся войне на дунайской границе.

http://pravenc.ru/text/1841854.html

Минуций Феликс и его сочинение «Октавий» О Минуцие Феликсе и его сочинение «Октавий» Ряд христианских писателей-апологетов II века заканчивается Минуцием Феликсом , который хотя по языку, на котором писал, принадлежит к Церкви латинской, но по направлению и приемам защищения христианства ближе примыкает к апологетам греческим. Притом деятельность Минуция Феликса , по всей вероятности, относится также ко времени императоров Антонина Пия или Марка Аврелия, и его разговор между христианином и язычником, известный под именем «Октавия» появился ранее защитительного слова (Apologeticum) Тертуллиана , изданного около 197–199 г. 396 Марк Минуций Феликс жил во второй половине II века и в начале III. Неизвестно в точности, Италия или Африка была его родиной; но верно то, что он, будучи еще язычником, переселился в Рим и здесь занимал видное место между адвокатами (Иерон. Catal. c. 58; Лактан. Instit. V, I). Об его уме, ораторском даровании, многосторонней учености и ревности к христианской Вере, в которую перешел уже в зрелых летах из язычества, свидетельствует сохранившееся до нас его сочинение «Октавия». Это сочинение написано в форме Цицероновских разговоров и представляет собой воспроизведение беседы об язычестве и христианстве, происходившей между друзьями Минуция – Цецилием язычником и Октавием христианином, по имени которого назван и самый разговор. В начале сочинения (гл. 1–4) Минуций Феликс рассказывает об обстоятельстве, послужившем поводом к разговору. Однажды, по прибытии Октавия из провинции в Рим, Минуций отправился с ним для прогулки в Остию, ближайший к Риму приморский городок; их сопровождал и Цецилий. На пути Октавий с удивлением заметил, что Цецилий по языческому обыкновению сделал приветствие статуе Сераписа, мимо которой они проходили, и упрекнул Минуция в небрежении об обращении столь близкого друга от языческого заблуждения к истинной вере. Оскорбленный замечанием Октавия, Цецилий, молча и в печальном расположении духа, продолжал путь с своими друзьями, но потом с спокойною уверенностью предложил Октавию основательно исследовать во взаимной беседе религиозный вопрос, разделавший христиан и язычников. Вызов был принят: спорящие для большего удобства сели и предложили Минуцию Феликсу быть посредником и судиею в споре. Содержание последовавшей беседы Минуций и изложил в своем сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Нет лучшего гимна несомненным благам pax Romana, чем тот, автором которого был не природный римлянин или италик, но уроженец Малой Азии грек Элий Аристид, живший в правле­ние Антонина Пия: «Теперь все греческие города, – обращался он к римлянам, – преуспевают под вашим руководством, а все их нововведения и удобства, памятники, которые в них откры­ваются, прекрасные предместья говорят в вашу честь. В при­брежных и глубинных районах страны появилось много горо­дов – некоторые из них вновь основаны, остальные посредством ваших усилий разрослись в годы вашего правления... Заботясь об эллинах как о своих приемных родителях, вы поддерживае­те их своей рукой, и, когда они падают, вы их поднимаете... Как во время праздника, весь цивилизованный мир складывает ору­жие, которое с древних времен носили как бремя, и обращается к прекрасному, к светлым мыслям и к власти, способной претво­рить эти мысли в жизнь. Все раздоры ушли из городов, их затмило состязание между городами – какие из них окажутся более кра­сивыми и привлекательными... Города сверкают великолепием и очарованием, и вся земля расцвела, как сад... Таким образом, остается лишь выразить сожаление тем, кто находится за преде­лами вашей гегемонии, – если такие есть, – поскольку они ли­шены таких благодеяний. И вы же наилучшим образом доказали общее утверждение о том, что Земля является матерью и роди­ной всех людей. Теперь на самом деле возможно для эллина или не для эллина путешествовать там, где он пожелает, очень про­сто, как будто он переезжает из одной родной страны в другую. Ни Киликийские ворота, ни труднопроходимые песчаные пути в Египет, ведущие через арабские страны, ни непреодолимые го­ры, ни бескрайние долины рек, ни суровые варварские племена не внушают страха; для того, чтобы чувствовать себя в безопас­ности, достаточно быть гражданином Рима, или, скорее, пред­ставителем одного из разобщенных народов, гегемоном которых вы являетесь... Вы измерили и зафиксировали земельные площа­ди всего цивилизованного мира; вы навели разные мосты через реки и проложили дороги через горы, вы застроили пустынные просторы почтовыми станциями, вы приспособили для оседло­го и упорядоченного образа жизни все земли» (цит. по: Грант, цит. изд., с. 75–76).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

[  назад  ] Малые Церкви Одной Строкой К сожалению, очень многие малые церкви не предоставляют о себе никакой информации и совершенно не идут на контакт. Чтобы хоть как-то попытаться каталогизировать их и отметить присутствие в религиозном поле сайта, было решено создать эту страницу, где будут выложена вся, пусть и очень скудная, информация. Так как их доктринальная позиция часто неясна, они все определны в категории " Малые и независимые католические церкви " , хотя значительная часть из них может быть близкой классическим старокатоликам. Бельгия Бельгийская Галликанская церковь (Eglise gallicanne de belgique), епископ Pierre Henri Dubois, рукоположенный 23 марта 1981, занимается экзорцизмом, служит мессу св.Пия V. Находится в Middelkerke. Бразилия Католическая Апостольская Мессионерская Евангелизационная Церковь (Igreja Catolica Apostolica Missionaria de Evangelizacio). Возглавляет епископ Дирсе Милани (Dirceu Milani), находится в Бразилии, в штате Санта-Катарина, в местечке S?o Miguel do Oeste. В 1999 году Милани, бывший епископом в какой-то иной юрисдикции (рукоположен епископом 9 сентября 1990 года), получил откровение от Бога о том, как нужно реорганизовать церковь, и создал свою общину. По утверждениям самой церкви, ныне в 5 странах насчитывается 153 прихода (что сомнительно). Католическая Апостольская Консервативная Церковь Бразилии (Igreja Catolica Apostolica Conservadora do Brasil). Центр церкви находится в Бразилии, в городе Санто Доминго (штат Санта-Катарина), где уже 35 лет проповедует ее глава еп. Дарси Милани (Darci Milani). Бывший католический священник, Дарси Милани отделился от Рима из-за видения Девы Марии, указавшей ему место проповеди. Церковь признает женатый епископат (сам Милани и все его пять епископов женаты). Утверждают, что в Бразилии у них до 700 приходов (что сомнительно). Практикуют экзорцизмы. При этом использую старую (тридентскую) мессу на португальском языке. Старокатолическая Церковь Бразилии (Igreja Vetero Catolica). Возглавляет епископ Антонио Реджинальдо Баррока Маркес (Dom Antonio Reginaldo Barroca Marques). Расположена в штате Сеара.

http://hierarchy.religare.ru/h-indi-smal...

Валентин и валентиане Валентин и валентиане . Современник Иустина Философа , учившего и действовавшего, как говорит Тертуллиан , в царствование Антонина Пия (138 – 161), В. был основателем секты ранних гностиков. Так как Иустин Философ упоминает о секте валентиниан в своём «Разговоре с Трифоном» (35), написанном около 158 г., то, вероятно, секта существовала, по крайней мере, уже за несколько лет раньше этого. Но так как он не упоминает имени Валентина вместе с Симоном, Менандром и Маркионом, о которых дважды упоминает в своей первой «Апологии» (26, 56), написанной лет за двадцать раньше, то отсюда можно предполагать, что тогда ещё этой ереси не было. Тертуллиан говорит, что В. был человек способный и красноречивый, но обидевшись на то, что на епископию, на которую он рассчитывал, было возведено другое лицо, в раздражении оставил церковь и составил систему своего особого учения, правда, не совсем новую, а основанную, в некоторой степени, на бывших уже раньше в ходу мнениях (Termull., Adv. Valenm. IV; De Praescr. Наегет. 29, 30). Из этого свидетельства, по-видимому, вытекает, что его последователи с самого начала были сектой, стоявшей вне церкви, а не партией, державшейся особых мнений в самой церкви и впоследствии отделившейся от неё. Из позднейших писателей известно, что Валентин отправился из Александрии (где он, по-видимому, был священником) в Рим ок. 140 г.; был там отлучён и умер на острове Кипре ок. 160 г. (Евсевий, Ц. И. 4, 11; Хрон. 2155 г.). Рассказывают, что он написал много гимнов и сочинение под заглавием: «Тайное учение Февды», ученика Павла, к которому он, будто бы, был ближе (Климент Алекс., Storm. 7), но от этого сочинения сохранились только фрагменты. Система философского богословия или теософии, развиваемой В., представляется новейшему читателю наполненной грубейшими нелепостями. Впрочем, об этом учении мы узнаем, главным образом, от Иринея, Ипполита, Тертуллиана (Тертуллианово изложение ереси написано с начала до конца в тоне шутливой иронии, и он, по-видимому, придаёт самые низменные значения теориям В., какие, по-видимому, не предполагались самим автором) и Климента Александрийского , а не из его собственных сочинений. В изложении этих писателей, из которых один был современником В., а другие – его ближайшими преемниками, эта система представляется в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОНТАНИЗМ Раннехрист. еретическое течение профетической и ригористической направленности, основанное в кон. II в. в М. Азии Монтаном. М. известен также под названиями «фригийская» или «катафригийская ересь» и «новое пророчество». Несмотря на то что нек-рые исследователи связывали возникновение М. с влиянием на христ. общины малоазийских экстатических языческих культов (напр., культа Кибелы), серьезных оснований для подобного рода предположений нет ( Пеликан. 2007. С. 93-94). Более вероятно, что М. возник на христ. почве и связан с пророческим движением апостольского периода. Такие памятники раннехрист. литературы, как «Дидахе» и «Пастырь» Ермы , указывают на то, что пророки, будучи обладателями особого дара - способности говорить в духе, почитались христианами, обеспечивались за счет общины и могли даже претендовать на ведущую роль в ее жизни (в т. ч. и литургической - см.: Didache. 10. 7; 13. 1-3). В «Дидахе» епископы и диаконы фактически рассматриваются как заместители пророков и учителей (Ibid. 15. 1-2). Сщмч. Ириней Лионский указывал на то, что в его время (т. е. в кон. II в.) нек-рые члены Церкви обладали особыми духовными дарами, в т. ч. и даром пророчества ( Iren. Adv. haer. II 32. 4). Вместе с тем уже в тот период был известен феномен «ложного пророчества» (Didache. 11; Herm. Pastor. II 11). Т. о., отвержение М. со стороны Кафолической Церкви объяснялось неприятием не самого по себе пророческого служения, а тех форм, в к-рых оно существовало у монтанистов. Основатель ереси Монтан был новообращенным ( Euseb. Hist. eccl. V 16. 7). Поздние источники указывают на то, что до принятия христианства он был языческим жрецом ( Trevett. 2002. P. 78). Блж. Иероним Стридонский писал также о Монтане как о скопце ( Hieron. Ep. 41. 4) - возможно, оскопление было связано с участием в культе Кибелы ( Trevett. 2002. P. 78). Монтан начал свою проповедь в дер. Ардабау, расположенной на границе Мисии и Фригии (М. Азия) ( Euseb. Hist. eccl. V 16. 7). Свт. Епифаний Кипрский относил возникновение М. к 156-157 гг. (19-й год правления имп. Антонина Пия - Epiph. Adv. haer. 48. 1; см. также: Blanchetière . 1978. P. 128-129). Исходя из свидетельств Евсевия Кесарийского, это событие следует отнести к 171-172 гг. (см.: Hieron. Chron. 173; см. также: Labriolle. La crise montaniste. 1913. P. 569-573; Barnes. 1970. Р. 403-408). В историографии была предпринята попытка примирить обе датировки и отнести начало движения к 60-м гг. II в. ( Trevett. 2002. P. 26-45).

http://pravenc.ru/text/2564136.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Музей Гетти приобрел ранее не известный монументальный бюст Антонина Пия Это один из лучших сохранившихся портретов императора, который ранее не публиковался   ЛОНДОН. Музей Гетти приобрел портретный бюст императора Антонина Пия в натуральную величину из частной коллекции в Англии. Это один из лучших сохранившихся портретов Антонина Пия, но он ранее не публиковался, пока не появился на аукционе в прошлом году. Сделка еще не завершена — музей ожидает экспортной лицензии от Министерства культуры Великобритании, — но, если она будет заключена, бюст будет выставлен вместе с другими важными скульптурами периода Антонинов на вилле Гетти. Бюст, являющийся ярким примером основного портретного типа Антонина Пия, был создан через некоторое время после того, как он взошел на престол в 138 г. н.э. С небольшими вариациями этот тип портрета оставался официальным изображением этого императора на протяжении всего его правления до 161 г. н.э. Бюст из зернистого белого мрамора изображает императора зрелым мужчиной с четкими чертами лица, окладистой аккуратно подстриженной бородой и густыми вьющимися волосами. Он одет в тунику, кирасу (бронежилет) и палудаментум с бахромой (генеральский плащ), сложенный пополам и приколотый на правом плече. «Этот изящно вылепленный и прекрасно сохранившийся портрет входит в число лучших из более чем 100 версий изображения Антонина, сохранившихся с древности», — говорят Тимоти Поттс, Мария Хаммер-Таттл и Роберт Таттл, директор музея Гетти. — «Бюст добавляет новую изюминку в серию высококачественных имперских портретов на вилле Гетти, включая статую жены Антонина Фаустины Старшей в полный рост, а также бюсты Августа, Германика, Калигулы и Коммода». «Многие предметы в нашей коллекции были сделаны в эпоху Антонинов, как она известна сегодня, включая портреты, мифологические скульптуры, саркофаги и многие другие произведения», — говорит Йенс Данер, помощник куратора древностей в Музее Гетти. — «Бюст Антонина представляет собой точно датированный визуальный ориентир того, что характеризовало римскую эстетику того периода. Выставленный в наших галереях бюст расскажет посетителям, как, например, скульпторы Антонина вырезали складки на драпировках, использовали дрели для придания текстуры волосам или вырезали глаза».

http://sedmitza.ru/text/10221709.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИН ПИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Голова Антонина Пия. Мрамор. II в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия-Климента, Зал греческого креста, 67 Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август (лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus; 86 - 161 ), римский император с 19 июля 138 года Родился 19 сентября 86 года в Немаузе (совр. Ним , Юж. Франция), в галльской сенаторской семье. Его дед, Тит Аврелий-Фульвий, был консулом. В 120 году Антонин принадлежал к числу тех консулариев, которых Адриан поставил во главе четырех образованных в Италии судебных округов; затем в 128 году Антонин был наместником в Азии. В 130 - 135 годах - проконсул провинции Азия. От брака с Фаустиной у него было четверо детей, которые все рано умерли, за исключением дочери Фаустины, ставшей впоследствии женой Марка Аврелия . 25 февраля 138 года император Адриан усыновил Антония, а тот, с своей стороны, в том же году усыновил Л. Вера и М. Анния Вера (Марка Аврелия). После смерти приемного отца, имп. Адриана , Антонин добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). 19 июля 138 года провозглашен римским императором. Провел административные реформы: разделил государство на четыре округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление римского сената, что несколько ограничило полномочия императора. Его мудрая бережливость позволяла ему быть щедрым и благотворительным; тем не менее, он накопил большую казну. Антоний вел мало войн на окраинах государства, но все же расширил римскую область в Британии. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии ), но восстания в некоторых провинциях предвещали конец стабильности. При Антонине Пие не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона, еп. Сардского , в нескольких рескриптах, отправленных в Азию, Антонин Пий запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христианские философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства .

http://drevo-info.ru/articles/13680064.h...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Аврелий Марк Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена)) — римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Подготовка к престолу Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой. Ещё при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) начал заниматься административной деятельностью. В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году — вторично, вместе с Пием. В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан. Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть консула. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично.

http://lib.cerkov.ru/authors/1077

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010