Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Архимандрит Антонин (Капустин) — создатель Русской Палестины. Ч. 2 Архимандрит Антонин Капустин. Около 1870 года. С детских лет свыкался Андрей Капустин  с монашескими нравами, укладом и обычаями. С Далматовского духовного училища соприкасается он с иноческим миром в самых различных его обликах и представителях. После живописной обители на берегу Исети пред ним Бизюков монастырь, потом Братский в Киеве и самая лавра. После многолюдных и богатых обителей отечественных открылось ему и бедное и малолюдное иночество балканское, греческое, извне не столь богатое, но внутри, духовно, нимало не оскудевшее и сохранившее много такого, что позабылось в благолепном изобилии нашего монашества. Открылась ему, наконец, монашеская жизнь на Святой Горе, этом цветнике иноческом, несмотря ни на что неувядаемом... И всегда и все виденные им монастыри не могли не поражать его взора странным однообразием, по-видимому почти неизбежным. Каким-то официальным штампом, казенным обликом характеризовались все виденные им монастыри и лавры с их казарменного облика корпусами и коридорами, огромным населением и сильно развитым поклонением форме       и букве там, где это вовсе и не было нужно, чем, несомненно, убивалось живое, непосредственное религиозное чувство. Лучше всего эти мысли выражает он сам в своем афонском дневнике под 25 августа 18 59 года при посещении Дионисиата (Один из монастырей Святой Горы Афон). «Единственное, что мне кажется на Святой Горе несообразным и совершенно напрасным, это столпление на самом тесном пространстве множества живущих. Вместо целого мира или целого общества человеческого в сокращенном виде, вырабатывающего в малых размерах великие системы политического сожития, встречаешь там пансионы пожилых и старых детей, с церковью вместо классов, с пиргом (высокая монастырская башня) вместо карцера и со смертью вместо выпуска. Почему-то прискорбно такое зрелище! От Афона ожидаешь совершенства иноческих установлений. Грустный вид стен, ограждающих ангелоподобное жительство, неизбежен, говорят. Пусть он остается, серое пятно на светлой панораме Святой Горы. Но неизбежны ли пристенные трехэтажные корпуса с коридорами  и сотнями скученных келий, духотой, нечистотой, всевозможными стеснительными мирскими формами и с не менее стеснительной формальностью того или другого эксцентрика, сознающего неестественность пансионерных условий своего заведения, и прочие последствия столпленной жизни людей, из коих каждый готов жить своим домом. Вместо того чтобы строить обитель на камне в несколько саженей поверхностью, не лучше ли было бы распространить ее на целые версты и обратить ее в сад сколько духовный, столько и вещественный. Этого рая, так давно рисовавшегося в воображении моем под именем Афона, к сожалению, я еще не видал на Афоне...»

http://pravoslavie.ru/3100.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Антонин (Капустин) - создатель русской Палестины. Ч. 2 Из книги архимандрита Киприана (Керна) " Восхождение к Фаворскому свету " , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии " Духовное наследие русского зарубежья " 29.03.2007 391 Время на чтение 20 минут Часть 1 С детских лет свыкался Андрей Капустин с монашескими нравами, укладом и обычаями. С Далматовского духовного училища соприкасается он с иноческим миром в самых различных его обликах и представителях. После живописной обители на берегу Исети пред ним Бизюков монастырь, потом Братский в Киеве и самая лавра. После многолюдных и богатых обителей отечественных открылось ему и бедное и малолюдное иночество балканское, греческое, извне не столь богатое, но внутри, духовно, нимало не оскудевшее и сохранившее много такого, что позабылось в благолепном изобилии нашего монашества. Открылась ему, наконец, монашеская жизнь на Святой Горе, этом цветнике иноческом, несмотря ни на что неувядаемом... И всегда и все виденные им монастыри не могли не поражать его взора странным однообразием, по-видимому почти неизбежным. Каким-то официальным штампом, казенным обликом характеризовались все виденные им монастыри и лавры с их казарменного облика корпусами и коридорами, огромным населением и сильно развитым поклонением форме и букве там, где это вовсе и не было нужно, чем, несомненно, убивалось живое, непосредственное религиозное чувство. Лучше всего эти мысли выражает он сам в своем афонском дневнике под 25 августа 1859 года при посещении Дионисиата (Один из монастырей Святой Горы Афон). " Единственное, что мне кажется на Святой Горе несообразным и совершенно напрасным, это столпление на самом тесном пространстве множества живущих. Вместо целого мира или целого общества человеческого в сокращенном виде, вырабатывающего в малых размерах великие системы политического сожития, встречаешь там пансионы пожилых и старых детей, с церковью вместо классов, с пиргом (высокая монастырская башня) вместо карцера и со смертью вместо выпуска. Почему-то прискорбно такое зрелище! От Афона ожидаешь совершенства иноческих установлений. Грустный вид стен, ограждающих ангелоподобное жительство, неизбежен, говорят. Пусть он остается, серое пятно на светлой панораме Святой Горы. Но неизбежны ли пристенные трехэтажные корпуса с коридорами и сотнями скученных келий, духотой, нечистотой, всевозможными стеснительными мирскими формами и с не менее стеснительной формальностью того или другого эксцентрика, сознающего неестественность пансионерных условий своего заведения, и прочие последствия столпленной жизни людей, из коих каждый готов жить своим домом. Вместо того чтобы строить обитель на камне в несколько саженей поверхностью, не лучше ли было бы распространить ее на целые версты и обратить ее в сад сколько духовный, столько и вещественный. Этого рая, так давно рисовавшегося в воображении моем под именем Афона, к сожалению, я еще не видал на Афоне... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Плакат на выезде из Шадринска. Фото Алексея Реутского 25 августа 2017 г. 16:40 Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили его отец и дед, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания памяти  архимандрита Антонина Капустина . О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир. -Ваше Преосвященство, как Вы оцениваете перспективы создания  в Батурино музея, посвященного арх.Антонину? Каким его видите? Что для этого нужно? -Конечно, создание музея на родине о. Антонина было бы весьма желательным. Паломники, приезжающие в Преображенский храм села Батурино, помимо участия в богослужении нуждаются в том, чтобы узнать об истории священнического рода Капустиных, о быте сельского духовенства в XIX в., о взаимоотношениях сельских пастырей, каковыми и были предки о. Антонина, со своими прихожанами-крестьянами, о истории строительства церкви и паломничества к святым местам. Все эти темы, также как и информация о самом архимандрите Антонине, могли бы быть представлены через экспонаты церковного музея. Ведь музей, в отличие от книги, позволяет увидеть подлинные предметы минувшего, т. е. как бы «осязать» историю, а не просто получить информацию. Проблема – найти заинтересованного человека, для которого создание музея было бы не просто работой, а собственным увлечением, даже в некотором смысле частью его жизни. Немаловажным аспектом является и наличие средств для приобретения экспонатов и оборудования.   

http://e-vestnik.ru/church/episkop_shadr...

Раздел 12: Материалы по истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 635. Из письма настоятеля Русской Посольской церкви в Афинах архимандрита Антонина (Капустина) к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому Афины 28 декабря 1857 г. Копия, рукой Антонина Приучив себя к мысли о неизбежном допущении ко Гробу Господнему всех, верующих в Господа, благодаришь Бога за то, что Православие является видимо господствующим там, где всего чувствительнее может казаться преимущество одного вероисповедания перед другим. На нас, при этом, лежит великая ответственность за все, что мы там делаем и чего не делаем. До войны 1172 надеялись в Иерусалиме (и вообще на Востоке) на нашу силу, теперь надеются на наш ум. Ожидают от нас мер сильных, достаточных к тому, чтобы посрамить те из происков враждебных Церкви нашей людей, против которых уже не в состоянии бороться греки. Что же делаем мы? Посылаем в Палестину несколько духовных лиц, – к слабому прибавляем слабое. Иерусалим и без того переполнен духовными лицами, бессильными перед местным правительством – по своему званию, бессильными и перед интригами Европы – по своему недостаточному образованию. Чем и в чем может помочь этим лицам наша Духовная Миссия при самом лучшем внутреннем устройстве и самой блестящей внешней обстановке ее? Может ли начальник ее войти в какое-нибудь официальное сношение с политическими властями местными и иностранными – там, где его лицо и голос будут нужны и полезны? Нет. Он может сноситься только с Патриархией – там, где его лицо излишне, а голос может быть даже нетерпим. Если Миссия наша – монастырь, то она слишком мала и неважна для того; – если гостиница для русских поклонников, то слишком велика и важна, чтобы быть тем; если она просто – только противовес патриархов Армянского и Латинского и епископа протестантского, то она необходимо должна иметь у себя огромные средства и, кроме того – одно лицо с сильным политическим весом, иначе она будет не только бесполезна, но и прямо вредна для нас, окончательно уронив вес наш на Востоке, потому что сделает из епископа нашего или бессильного деятеля, или праздного зрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русалим. В гости к Богу (+Видео) Фильм Александра Казакевича и Владимира Шуванникова Русалим — о современных людях, которые населяют участки Русской Палестины, об их образе жизни и об архимандрите Антонине (Капустине) — человеке, заложившем этот порядок. 27 июля, 2012 Фильм Александра Казакевича и Владимира Шуванникова Русалим — о современных людях, которые населяют участки Русской Палестины, об их образе жизни и об архимандрите Антонине (Капустине) — человеке, заложившем этот порядок. Русалим — название Иерусалима, употребляемое, в основном, в устном народном творчестве — показалось авторам фильма очень символичным. Им довелось побывать на землях Палестины, которые по праву считаются русскими. Мало кто знает, что на Святой Земле пущены и русские корни. Фильм Александра Казакевича и Владимира Шуванникова «Русалим» — о современных людях, которые населяют участки «Русской Палестины», об их образе жизни и об архимандрите Антонине (Капустине) — человеке, заложившем этот порядок. Случилось это в 1868 году. Большой участок земли вокруг Мамврийского дуба – одной из главных святынь человечества, для русской православной церкви приобрел начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Этот день принято считать началом существования особого государства, которого нет на карте. «Русскую Палестину» монах Антонин (Капустин) построил фактически в одиночку. До него для паломников на Святой земле не было почти ничего – ни храмов, ни мест для ночлега. Отец Антонин покупал участки для русских богомольцев в самых сокровенных христианских местах. У Мамврийского дуба, у реки Иордан, у Храма Гроба Господня, а также там, где Дева Мария ожидая ребенка, жила у своих родственников Елисаветы и Захария, там, где Иисус Христос в последнюю ночь молился до кровавого пота и где случилось Его Вознесение. Более того, эти участки до сих пор населены русскими людьми, они живут по законам, которые здесь были заложены еще в 19 веке. Эти традиции здесь не прерывались, и любой паломник из нашей страны всегда здесь найдет приют, русский стол и поддержку соотечественников.

http://pravmir.ru/rusalim-v-gosti-k-bogu...

О.Л.Церпицкая Скачать epub pdf Со времени крещения Руси, верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в ее судьбе. Первое упоминание летописца о паломничестве в Святую Землю – это рассказ о Варлааме, игумене Дмитровском, в 1062 году ходившем на поклонение святым местам Палестины. Однако, около 1022 года прп. Феодосий Печерский (тогда еще отрок) встретил в Курске странника из Иерусалима. А народные предания относят начало паломничества ко времени св. Равноапостольного князя Владимира (былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою). Не умалчивают столь древние источники и об опасностях, с которыми сопряжен был путь благочестивого паломника – игумен Даниил (XII век), например, замечает: «Есть тот путь тяжек и страшен вельми, и безводен, суть бо горы каменны и высоки вельми...» К тому же, помимо непривычного ландшафта, русские люди сталкивались с оскорблениями от фанатичного мусульманского населения, налогами, взимаемыми турецкими властями с иноземцев. Им приходилось ночевать в сырых и грязных сараях, исповедоваться у духовников, не знающих русского языка... Это лишь немногое из того, на что был обречен русский православный паломник в Палестине. И все же подобные условия не останавливали наших предков на пути в Святую Землю. Положение русских паломников несколько улучшилось после учреждения в Бейруте российского консульства, но оно не смогло оказывать действительно существенной помощи находящимся в Иерусалиме. И в 1847 году была утверждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, имевшая своей целью заботу о паломниках, проповедь Православия «народным элементам», «которые постоянно колеблются в вере под влиянием агентов разных вероисповеданий и слишком легко отступают от Православия», а так же поддержание хороших отношений с греческим духовенством и наличие в Иерусалиме «образца нашего благолепного служения». Главой Миссии являлся архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) , человек чрезвычайно умный и образованный. Ему удалось улучшить условия пребывания паломников на Святой Земле, но уже в 1853 году, из-за военного конфликта между Россией и Турцией, Миссия фактически прекратила свое существование. После заключения мира между странами, в 1857 году она была восстановлена, и во главе ее был поставлен епископ Кирилл (Наумов) , личность, одаренная не менее своего предшественника. В 1864 году его сменил архимандрит Леонид (Кавелин) , который вскоре был отозван по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла, обвинившего Начальника Миссии в «беспорядочном, бесчинном и беззаконном поведении». И в 1865 году Начальником Миссии был назначен архимандрит Антонин (Капустин) , о котором и пойдет речь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата 7 апреля 2024 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Фото Видео 31 марта 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Владимирского храма в Тушине и возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Тихонова) во епископа Колпашевского и Стрежевского Фото Видео 27 марта 2024 г. Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора Фото Видео Последние новости 7 апреля 2024 г. 18:31 Духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду в 130-ю годовщину кончины архимандрита Антонина (Капустина) 6 апреля, в 130-ю годовщину преставления видного деятеля Русской Православной Церкви XIX века архимандрита Антонина (Капустина) духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду на его могиле в Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре в Иерусалиме. 7 апреля 2024 г. 17:38 Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 15:04 В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 13:54 55 лет назад состоялась диаконская хиротония Святейшего Патриарха Кирилла 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был рукоположен в диаконы.

http://patriarchia.ru/index.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010