Тесными были связи В. с Афоном, на средства веррийских архиереев в афонских обителях воздвигнут и расписан ряд построек (напр., роспись кафоликона Великой Лавры была выполнена мастером Феофаном Критским по заказу митр. Неофита). Бывш. Веррийский митр. Аверкий, приехавший в Москву в 1628 г., был принят с почетом и пользовался большим доверием царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета. В 1650 г. в В. иером. Каллиник Маниос открыл одну из первых греч. школ в Македонии, где впосл. преподавали ученые монахи Иоанникий (1721-1723), Кирилл (1771), Триандафиллос (1790), Ангел (1817) и др. Период XVIII - нач. XIX в. был временем экономического подъема В., количество жителей увеличилось в XVIII в. вдвое по сравнению с XVI в. и составило 8 тыс. чел. В XVIII-XIX вв. в городе продолжалось активное храмостроительство (напр., Новая Митрополия (1728), величественная базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского (1860)). После освободительного восстания 1821 г. и образования независимого Греческого гос-ва В. осталась в числе европ. тур. владений и вошла в состав Греции только в окт. 1912 г. В 1931 г. В. была подчинена большая часть епархии Камбании, до этого относившаяся к Фессалоникийской митрополии (дата присоединения епископии Наусы точно неизвестна). В нач. XXI в. В. являлась кафедрой митрополии В., Наусы и Камбании. В епархии насчитывается 108 приходских, 8 монастырских, 22 кладбищенских храма, 10 домашних церквей, 75 параклисов, 75 часовен, в к-рых служат 147 иереев и 7 диаконов (Δπτυχα. 2003. Σ. 457-465). Действовали 3 муж. и 3 жен. мон-ря, из них наиболее известны скит Иоанна Предтечи и мон-рь Сумела , в к-ром находится чудотворная икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой. Покровителями города считаются прп. Антоний Новый Веррийский, прмц. Иерусалима; также чтутся сщмч. Арсений, митр. Веррийский, прп. Никодим Верриец, прмч. Тимофей Верриец, нмч. Каллиник Веррийский. Епископы, архиепископы и митрополиты В. ап. Карп (I в.); ап. Онисим († ок. 109); Геронтий (упом.

http://pravenc.ru/text/158188.html

В X-XI вв. в окрестностях В. вел отшельническую жизнь прп. Антоний Новый Веррийский , к-рый считается небесным покровителем города. Впосл. на месте пещеры, где он подвизался, возник скит Иоанна Предтечи, называемый также Веррийским, т. к. его история неразрывно связана с историей города. В кон. XI - нач. XII в. была образована особая Веррийская фема. С 1107 г. дукой В. был Константин Комнин, племянник имп. Алексея I (Ep. 123 - Gautier. P. 563). В письме к нему Феофилакт , архиеп. Охридский, называет Веррийскую кафедру «одной из прекрасных болгарских Церквей», но говорит о ее экономическом упадке (Ер. 16). Во 2-й пол. XII в. В. вновь была присоединена к Фессалоникийской митрополии К-польского Патриархата. Исследователи затрудняются определить, взятие какого из одноименных городов - В. Македонской или В. Фракийской - было осуществлено в 1186/87 г. братьями Петром и Иоанном Асенями ( Χιονδης. Τ. 2. Σ. 27). После захвата К-поля крестоносцами и распада Византийской империи в 1204 г. В. была включена Бонифацием Монферратским в состав лат. Фессалоникийского королевства, в В. служил католич. епископ. В 1205 г. город был захвачен болг. царем Калояном. В 1224 г. эпирский деспот Феодор Ангел Комнин Дука присоединил В. к своим владениям и она снова временно оказалась в составе Охридской архиепископии. К этому периоду относится роспись кафедрального храма Старой Митрополии. В 1246 г. В. завоевал никейский имп. Иоанн III Дука Ватац , в 1257 г.- эпирский деспот Михаил II Дука Комнин, в 1259 г.- буд. визант. имп. Михаил VIII Палеолог, и, т. о., она вошла в состав восстановленной Византийской империи (1261). При Михаиле VIII Палеологе В. была возведена в ранг архиепископии (после 1261), а с 1300 г.- митрополии. В кон. XIII в. Веррийскую кафедру занимал деятельный иерарх Антоний Малакис. На Влахернском Соборе 1285 г. он выступил с осуждением бывш. К-польского Патриарха Иоанна XI Векка и сторонников унии. Антоний Малакис известен также как заказчик иллюминованных рукописей (напр., Евангелие Athen. Ben. Vitr. 32 и Gött. Theol. 28).

http://pravenc.ru/text/158188.html

Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. руководители антитур. восстания в Наусе (19 февр. 1822) Лазос Рамаданис, Димитриос Сиунгарас и Цамис Каратасос устроили штаб в К.-П., за что впосл. турки разрушили мон-рь. Игум. Герасим, помогавший повстанцам, был повешен на площади Оролойиу в Верии. После подавления восстания в Наусе турки конфисковали имущество мн. греков, в т. ч. игум. Герасима, из чего следует, что обитель была идиоритмической (братии позволялось иметь частную собственность). Сохранившиеся реликвии К.-П. были переданы в собор прп. Антония Веррийского в Верии (частицы мощей св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Харалампия, свт. Иоанна Златоуста, икона Божией Матери «Одигитрия» XVI в.). В 1832 г. игум. Косме удалось вернуть мон-рю часть владений (2 водяные мельницы, 12 виноградников, здание в Верии и поля у сел. Ликовица). Ставший игуменом в 1833 г. Виссарион возродил в обители монашескую жизнь. В 1844 г. был заложен новый кафоликон (монастырский собор). Однако мон-рь не достиг прежнего процветания, его братия оставалась немногочисленной. В 1931 г. земельные владения К.-П. были переданы гос-вом греч. беженцам из М. Азии. После 1932 г. оставшимся без насельников мон-рем управляли миряне (гл. обр. из семьи Котуласов). В 1947 г. монастырский комплекс был передан швейц. благотворительной организации для устройства приюта «Кали-Панагия» для сирот и детей из бедных семей. В 1950 г. приют перешел в ведение Королевского учреждения социального обеспечения, были открыты начальная и техническая школы. В 1986 г. приют был закрыт. В 1995 г. по инициативе митр. Пантелеимона (Калпакидиса) в К.-П. был учрежден муж. киновиальный мон-рь. Отреставрированы кафоликон (3-нефная базилика с хорами в зап. части храма), построены кельи, архондарик, трапезная, поварня и хозяйственные помещения. К северу от кафоликона возведено многоэтажное здание с залом заседаний, музеем, иконописной и швейной мастерскими; на верхнем этаже устроен парекклисион равноап. Космы Этолийского. Здания приюта были приспособлены для проживания паломников и размещения детских лагерей. В 2000 г. архиеп. Афинский Христодул освятил монастырский комплекс.

http://pravenc.ru/text/1319987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ [греч. Τιμου Προδρμου Σκτη, Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Πιερων, Σκτη Βροιας], мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 10 км от г. Верия (средневек. Веррия ), на высоте 220 м на склоне ущелья, по к-рому протекает р. Альякмонас (Альякмон). Точное время основания И. П. с. неизвестно. Также не установлено, когда мон-рь получил название скита (в любом случае это произошло ранее 2-й пол. XIV в.). Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии В естественных пещерах, образовавшихся в туфовом склоне горы, издавна жили отшельники. По местному преданию, здесь принял монашеский постриг равноап. Климент Охридский († 916), ученик равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия . В XII в. (по др. сведениям, в поствизант. период) его честная глава была привезена в И. П. с. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 98) и украшена золотой маской, происходящей из македонских гробниц, расположенных недалеко от древнего г. Эги (ныне Вергина). С главой равноап. Климента совершались крестные ходы по окрестным селениям для исцеления людей и предотвращения падежа скота. В Х в. в окрестностях И. П. с. в одной из пещер жил прп. Антоний Новый Веррийский (2-я пол. Х - нач. XI в. или ранее 1000). Жития этого святого содержат противоречивые сведения: по одной версии, И. П. с. был основан на месте подвигов прп. Антония, по другой - перед тем как стать отшельником, он 20 лет прожил в И. П. с. ( Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Ο πολιοχος τς Βροιας σιος Αντνιος Νος. Βροια, 1996. Σ. 24, 41, 63, 89, 95, 116, 142). Ок. 1326 г. в И. П. с. пришел свт. Григорий Палама , к-рому явился вмч. Димитрий Солунский и велел подвизаться в этом месте. Вместе с Григорием Паламой в И. П. с. поселились его ученики - братья Макарий и Феодосий (впосл. скончавшийся в этой обители). Григорий Палама прожил в И. П. с. ок. 5 (по мнению др. исследователей, 10) лет. Он организовал живших в пещерах подвижников-аскетов в единую монашескую общину: каждые субботу и воскресенье они собирались в И. П. с. для совершения богослужения и общей трапезы.

http://pravenc.ru/text/577924.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ahmohuй Новый, Веррийский, прп. Описания иконы В этом разделе записей пока нет. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1223

4 января - прмч. Онуфрий. Принял мученическую кончину на Хиосе в 1818 г. 5 января - прмч. Роман. Из Аспропиргоса Евританийского (+ 1694 в Константинополе). 7 января - прпп. диакон Иулиан и иерей Иулий, братья по плоти. Родились в Эгине в 330 г. Получили образование в известных афинских школах. Вернувшись на Эгину, под покровительством императора Феодосия Великого они проповедовали в Венгрии, Богемии и Польше, а впоследствии, как помощники епископа Медиоланского святителя Амвросия, во всем епархиям Северной Италии. Прп. Иулиан отошел ко Господу 7 января 391 г., а прп. Иулий - 30 января 400 г. Прпп. Иулиан и Иулий особо почитаются жителями Северной Италии. 8 января – св. Киринна Осекая. Мч. Парфена, родом из Эдессы. Пострадала в 1375 г, когда Эдесса была взята турками. 11 января - свт. Игиин Философ, папа Римский. Был родом из Афин. Мученически пострадал в Риме около 156 г. 14 января - прп. Павел Патрский. Предводитель прподобных отцов убиенных в Раифе. 16 января - мч. Николай (+ 1771). 17 января - прп. Антоний Новый, подвижник Веррийский, подвизался в XIV в. Мч. Георгий, из селения Айос Георгиос (Цурхлион) Гревенской митрополии. Пострадал в Янине в 1838 г., где ныне почивают его святые мощи. 19 января - прп. Макарий Нотара, епископ Коринфский. Знаменитый греческий подвижник. Родился в Трикалах Коринфских в 1731 г. Подвизался на острове Хиосе, где сейчас находится его могила. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До нашего времени сохранился скит прподобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Скончался святой на Хиосе в 1805 г. Его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеймоном и заключенные в серебряную раку. Блж. Макарий был одним из вдохновителей движения колливадов , возобновлявших древние аскетические традиции на Афоне и греческом Востоке. Вторично память совершается 17 апреля.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

8 января – св. Киринна Осекая. Мч. Парфена, родом из Эдессы. Пострадала в 1375 г, когда Эдесса была взята турками. 11 января - свт. Игиин Философ, папа Римский. Был родом из Афин. Мученически пострадал в Риме около 156 г. 14 января - прп. Павел Патрский. Предводитель прподобных отцов убиенных в Раифе. 16 января - мч. Николай (+ 1771). 17 января - прп. Антоний Новый, подвижник Веррийский, подвизался в XIV в. Мч. Георгий, из селения Айос Георгиос (Цурхлион) Гревенской митрополии. Пострадал в Янине в 1838 г., где ныне почивают его святые мощи. 19 января - прп. Макарий Нотара, епископ Коринфский. Знаменитый греческий подвижник. Родился в Трикалах Коринфских в 1731 г. Подвизался на острове Хиосе, где сейчас находится его могила. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До нашего времени сохранился скит прподобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Скончался святой на Хиосе в 1805 г. Его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеймоном и заключенные в серебряную раку. Блж. Макарий был одним из вдохновителей движения колливадов , возобновлявших древние аскетические традиции на Афоне и греческом Востоке. Вторично память совершается 17 апреля. 20 января - мч. Захария. Родом из Арты (+ 1782 в Патрах). Икона, изображающая святого, находится в Нижнем монастыре Пресвятой Богородицы в Арте. 21 января - прп. Максим Грек, исповедник. Родом из Арты. Получил классическое образование, впоследствии изучал богословие, философию и светские науки в Западной Европе. Подвизался на ниве духовного просвещения Русской Церкви (+ 1556). 22 января - прп. Иосиф. Родился около 1441 г. в Азокерамосе Ситийском на острове Крите. Был монахом обители св. Иоанна Богослова в Ираклии Критской, которая являлась частью Топльского монастыря. Скончался в 1511 г. Мощи преподобного были перенесены священником Антонием Аракитасом 29 августа 1667 г. на остров Закинф и помещены в монастыре св.Иоанна Богослова около деревни Гайтани, где они хранятся по сей день.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

20 января - мч. Захария. Родом из Арты (+ 1782 в Патрах). Икона, изображающая святого, находится в Нижнем монастыре Пресвятой Богородицы в Арте. 21 января - прп. Максим Грек, исповедник. Родом из Арты. Получил классическое образование, впоследствии изучал богословие, философию и светские науки в Западной Европе. Подвизался на ниве духовного просвещения Русской Церкви (+ 1556). 22 января - прп. Иосиф. Родился около 1441 г. в Азокерамосе Ситийском на острове Крите. Был монахом обители св. Иоанна Богослова в Ираклии Критской, которая являлась частью Топльского монастыря. Скончался в 1511 г. Мощи преподобного были перенесены священником Антонием Аракитасом 29 августа 1667 г. на остров Закинф и помещены в монастыре св.Иоанна Богослова около деревни Гайтани, где они хранятся по сей день. 23 января - прп. Дионисий Олимпский. Родился около 1500 г. в деревне Платина Фессаликской епархии (Константинопольский Патриархат). С ранних лет принял монашеский чин, подвизался в Метеорах и на Афоне, где был рукоположен во диакона, а затем - во священника. Был игуменом Филофеевской обители. Предпринял два паломничества в Иерусалим. В конце жизни в Веррии он основал обитель св. Иоанна Предтечи. Отвергнув предложения о назначении его епископом Веррийским, переселился в живописные окрестности Олимпа. Там он выстроил и освятил большую обитель в честь Пресвятой Троицы, ныне монастырь св. Дионисия. Скончался в пещере, поблизости от монастыря, в которой он подвизался. Весьма почитаем во всей Македонии. 29 января - мч. Димитрий Хиосский (+ 1802 в Константинополе). 30 января - мч. Феодор Митилинский, или Хадзийский. Родом из Митилины, где принял мученическую кончину 30 января 1784 г. 31 января - мч. Илия Ардунис (+ 1686 в Каламате). Его честная глава хранится в обители Вулканской в Мессинии. Вторично память совершается в Неделю жен-мироносиц. 1 февраля - прп. Давид , (конец VIII в), Симеон, новый столпник (+ 844), и Георгий, епископ (+ 846), Митилинские, братья. Свт. Василий Исповедник, архиепископ Фессалоникийский (+ 870). Родом из Афин.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Поскольку соблюдающим степенность в нравах не надлежит сквернить языка своего, то пусть будет сказано, что всего короче и благоприличнее, а именно, что причина великих зол – чревоугодие... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 447–448). Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного – где собрания мудрых (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. Отощавшее чрево приуготовляет к тому, чтобы бодрствовать в молитве, а пресыщенное наводит глубокий сон (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. ...Сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия (прп. Нил Синайский , 72, 73). Источник. Когда оно наполнено, тогда сильны пожелания и других удовольствий... (прп. Нил Синайский , 72, 74–75). С воспламенением утробы от многоценности снедей расслабевают и духовные силы... (прп. Нил Синайский , 72, 76). Источник. Оно истребляет в человеке все доброе (прп. Нил Синайский , 72, 76–77). ...Чревоугодие все приводит в движение, служа удовольствию гортани; и разнообразие снедей низлагает и истребляет твердость добродетелей (прп. Нил Синайский , 72, 77). Источник. Конец употребления пищи сверх меры явен, сие доводит тело до мучительного состояния, а часто и до болезни (прп. Нил Синайский , 72, 381). Источник. Матерь сластолюбия (похотного) – чревоугодие: ибо оно порождает сластолюбивую похотливость и многие другие страсти. От него, как от корня стебельки, дают побеги прочие страсти и в скором времени, став деревьями наравне с ним, породившим их, разветвляются в пороки, до небес досязающие. Так сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и произрастения чревоугодия. Чревоугоднику прежде всего нужны деньги на удовлетворение пламенеющего всегда своего вожделения, хотя оно никогда не удовлетворяется; затем на препятствующих приобретению денег необходимо возбуждаться гневу; когда же гнев бессилен бывает перейти в дело, за сим по необходимости следует печаль... (прп. Нил Синайский , 90, 249). Источник. Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродство сих страстей, орудиям соития назначило место под чревом, сею близостью означая телесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше, – т. е. чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подается ей сила. Но не сей только страсти питательницею и воздоительницею бывает чревоугодие; оно истребляет в человеке все доброе. Коль скоро оно берет верх, обыкновенно падают и вземлются от среды воздержание, целомудрие, мужество, терпение и все прочие добродетели (прп. Нил Синайский , 90, 249–250). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010