Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобный Антоний, сын тверских боярских детей Вениаминовых, ро­дил­ся около 1526 года. Люди богобоязненные, родители Антония воспитали сына в за­ветах строгого благочестия, и посеянное ими в юной душе семя стра­ха Божия скоро принесло свой добрый плод. Еще будучи отроком, Антоний обнаружил склонность к подвижничеству; с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более, пока, наконец, не созрело в нем решение оставить мир с его соблазнами и поселиться где-либо в уединении, чтобы беспре­пят­ственно служить Богу. Улучив подходящее время, Антоний тайно покинул навсегда родительски дом и, вверив себя води­тельству Промысла Божия, отпра­вился искать желанного безмолвия. Он достиг пределов Новгородской области и остановился в урочище Пустошь Рублево, Бурежского погоста, на юго-западном берегу озера Ильменя. Пустошь отстоит от Новгорода окольным, сухим путем верст на сто, а прямым, чрез озеро Ильмень, верст на 50. Рублево лежало при речке Переходе и представляло собою горы, прорезанные оврагами и покрытые вековым лесом. Место это показалось Антонию удобным для уединенного пустын­ножительства. В одной горе он выкопал себе тесную пещеру и начал в ней спа­саться: труд, молитва, пост и другие подвиги обуздания плоти были для отшель­ника средствами спасения. По заповеди Божией, преподобный Анто­ний вкушал свой хлеб в поте лица (Быт. 3, 19). Он расчистил лес под пашню и ого­род, сеял хлеб, садил овощи; затем сам убирал созревшую ниву, сам и молотил хлеб на гумне, которое устроил недалеко от пещеры. Добытый соб­ственным трудом хлеб и служил пустыннику пищей; изредка он прибавлял к нему немного овощей. Но и этой скудной пищи пре­подобный вкушал лишь по столько, сколько необходимо для подкрепления изнемогающей плоти, один раз в сутки, по захождении солнца; часто же преподобный и совсем отказывался от пищи, налагая на себя строгий пост. Пил он простую колодезную воду. Спал подвижник на сырой земле, заменявшей в его пещере пол, причем в изголовье себе стлал ничем не покрытую деревянную колоду. Неоднократно в течение ночи он оставлял свое суровое ложе для молитвы. В молитве изливал он пред всевидящим Господом свою душу и ею ограждал себя от нападавших на него пустынных страхований.

http://pravicon.com/info-1789

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128911.html

Рублёво. Церковь Антония Леохновского в Рублевской пустыни. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Антония Леохновского Год постройки:2005. Адрес: Новгородская область, Старорусский район, Рублёво Координаты: 58.060017, 30.965483 Проезд:по направлению от Шимска в Бурегах поверните направо перед мостом через Псижу. Далее прямо до деревни Бахмутово. Не заезжая в деревню поверните налево. Через 3-4 км слева будет площадка. Там и паркуйтесь. Далее по березовой аллее ТОЛЬКО ПЕШКОМ. Не следуйте указателю на Бахмутово, установленному напротив Коростыни, если вы не располагаете 4х4, потому что от Корчищ до Валтошино дорога тракторная. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рублевская пустынь находится примерно в четырех километрах от села Леохново вблизи деревни Рублево, в которой ныне сохранилось только два ветхих дома. В пустыне при жизни преподобного раскидывался по горам огромный лес. Ныне же место это частью покрыто молодым лесом, частью представляет луга. Под названием " Рублевская пустынька " существует лишь небольшая роща, состоящая из березы и ольхи, на несколько сот метров простирающаяся в длину и ширину, и огражденная каменным валом. Она расположена на нескольких горах, разделенных между собой небольшими оврагами. По дну одного оврага в начале столетия пролегала дорога. В одной из гор, примыкающей к дороге, недалеко от входа в пустынь, в 1859 году открыта пещера, в которой, по преданию, жил преподобный. В ней заметны остатки печи, в которой преподобный Антоний готовил себе скудную пищу. Над пещерой находилась часовня, к которой вела деревянная лестница. Недалеко от пещеры, под горой, находится родник и колодец, по преданию, тот самый, из которого черпал себе воду святой. Вода в нем всегда бывает чистая и приятная. Вверх по ручью — еще два родника, ныне заросших. На противоположном пещере берегу оврага на горе находилась деревянная церковь. До 1873 года она была часовней и построена усердием прихожан Леохновской и соседних с нею церквей, а в 1873 году 30 августа была освящена и приписана к Леохновской церкви. Служба в ней бывала в праздник Вознесения Господня, в праздник перенесения мощей преподобного Антония и 30 августа/12 сентября, в день освящения церкви. Около церкви с северной стороны находились две часовни, в одной из которых хранилась колодина, которая, по преданию, служила преподобному во время сна изголовьем. Приходящие богомольцы грызли колодину " для здоровья " . Все деревянные строения в пустыне разобраны перед войной. Позади церкви заметны следы гумна, по преданию, устроенного самим преподобным для обмолота хлеба, добываемого им своими руками. От гумна сохранилась каменка, над которой стояла прежде икона Вознесения Господня. Ныне редкие паломники могут найти в пустыне крест с образом преподобного Антония близ пещеры, обветшалый святой колодец под горой и каменное основание бывшей церкви, поросшее березами, образующими подобие живых стен. 

http://sobory.ru/article/?object=10053

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЕВ ЛЕОХНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Старорусском у. Новгородской губ., близ оз. Ильмень (совр. с. Леохново, в 20 км от г. Ст. Русса Новгородской обл.). Основным источником сведений об основании А. Л. м. является житие прп. Антония Леохновского в неск. редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям - кон. XV - нач. XVI в., по др.- кон. XVI - нач. XVII в. Согласно старейшему списку жития (РНБ. Q. I. 1364, сер. XVIII в.), А. Л. м. был основан прп. Антонием в мест. Леохнове близ Рублёвой пустоши в кон. XV в. Когда собралась братия, преподобный вместе с иером. Тарасием, подвизавшимся на этом месте ранее, построил деревянный храм в честь Преображения Господня, кельи, трапезную. В житии говорится, что вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал мон-рю грамоту на земли и рыбные ловли на оз. Ильмень; антиминс для храма прп. Антоний, согласно житию, получил в 1479 г. от Новгородского архиеп. Геннадия (Геннадий занял Новгородскую кафедру в 1484). В нек-рых списках жития говорится о том, что грамоты мон-рю были даны царем Василием Шуйским (1609-1610). Путаница в хронологии и в именах исторических деятелей, характерная для ранней редакции жития, отсутствует в более поздних новгородских списках жития (напр.: НИКМ. Инв. 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.). В них не указано имя архиерея, выдавшего антиминс на постройку Преображенской ц., вместо вел. кн. Василия III назван царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584), к-рый «с великой честию принял Антония.... и даровал ему много милостыни и жалованныя грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмень». В ОПИ НГОМЗ хранятся копии грамот, выданных А. Л. м. в кон. XVI в. Копии были сделаны в 1675 г. по челобитной строителя обители старца Кассиана царю Алексею Михайловичу в связи с уничтожением монастырского архива в нач. XVII в. В самом раннем из документов (1587) сообщается, что «ко Всемилостивому Спасу... в пустынь к старцу Антонию» (очевидно, речь идет об основателе обители) жалуются пустоши Рублёво и Леохново 349. Л. 2, 3 об.). Грамота 1597 г. свидетельствует о пожаловании царем Феодором Иоанновичем мон-рю пустошей Ивахново, Дурково и Гостеж (Там же). В грамоте 1598 г. сообщается, что на Софийской стороне в Новгороде, на Лукиной ул., находится монастырский сад. Рядом с садом упоминается пустующее место горшечника, к-рым также владеет мон-рь и где «велено поставить двор для монастырского приезду» (Там же. Л. 5 об.). Поскольку в новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг. А. Л. м. не упомянут, посл. четверть XVI в.- наиболее вероятное время основания обители.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монашество АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВЕНЕДИКТ (Буторин; посл. четв. XVII в.), инок Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец

http://pravenc.ru/rubrics/121764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ (XVI в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Святая отождествляется с матерью прп. Арсения Новгородского († 12 июля 1572?), упоминаемой в Житии подвижника. Однако это предположение представляется сомнительным, поскольку Пелагия - ее мирское имя, в монашестве мать прп. Арсения носила имя Аполлинария. П. не упоминается в святцах, неизвестны ее древние иконы. Канонизацией П. следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Тверских святых, празднование к-рому установлено в 1979 г. Совр. иконописное изображение святой находится на зап. фасаде ржевского кафедрального собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери в ряду др. Ржевских святых: с левой стороны в нише представлены блгв. кнг. Агриппина и прп. Параскева Ржевская, справа - блгв. кн. Владимир (см. ст. Владимир и Агриппина ) и П. (роспись создана в сент. 2005 художниками палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Ист.: Житие прп. Арсения, иже в Вел. Нове-граде//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Минея (МП). М., 2002. Май. Ч. 3. С. 380. Лит.: СИСПРЦ. С. 37; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. С. 4; Тихомиров П. Житие прп. Арсения Новгородского. Н. Новг., 1891; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-153; он же. Тверский патерик. 1908. С. 61; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 65-68; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008р. С. 395. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2579912.html

17-е † Преставление преп. Антония Леохновского Сын тверских боярских детей Вениаминовых, и Антоний 239 , по любви к пустынной жизни, жил отшельником в 12 верстах от Новгорода на реке Переходе, в Рублевой пустоши. Потом, желая облечься в иноческий образ, пришёл к пустынному иноку Тарасию, и жившему в 3 верстах от Рублевой, на Леохнове, и был им пострижен. – Пустынники построили здесь храм в честь Преображения Спасителя. Это было не позже 1556 года. Царь Иоанн, по просьбе Антония, дал новой Леохновской пустыни землю и рыбную ловлю в озере Ильмене 240 . В Антониеву пустынь собрались ревнующие о душевном спасении и в том и числе были благородные. Антоний служил для них образцом строгого подвижничества и был почтен саном игумена 241 – Всего прожил он в иноческой жизни 56 лет – и столько успел в жизни духовной, что в последние годы известен был по опытам духовной прозорливости. Когда Шведы стали в 1611 году опустошать окрестности Новгорода, митрополит Исидор вызвал уважаемого старца с учениками в Новгород. Антоний был тогда уже 85 лет. – В праздник Воздвижения Креста Господня причастился он святых Таин; тогда же сказал он вслух других, что тело его будет покоиться в пустынной обители его. Октября 17 мирно предал он дух свой Господу 242 . Тело его, по опасностям военным, предано было земле в Новгороде у церкви святого Евангелиста Луки 243 . Когда Шведы удалились из России и разорённые жители стали возвращаться на свои места, любимый ученик Антония Григорий пришёл на пепелище обители Антониевой; предав земле тела избиенных братий, поставил он себе келью и близ её часовню в честь Преображения Господня. Спустя несколько годов явившийся ему во сне Антоний сказал: «брат Григорий! иди в Новгород, скажи митрополиту Киприану и старшинам города, чтобы положили меня на месте моей обители». Видение повторялось три раза, и в третий явившийся грозил наказанием за непослушание. Митрополит совершил крестный ход к храму Евангелиста и, когда откопали могилу, мощи преподобного оказались нетленными. – Тогда же прозрел слепец Иосиф; а когда понесли мощи, на дороге прозрел другой. По распоряжению митрополита, Юрьевский архимандрит с честью препроводил мощи преподобного в Леохновскую обитель; здесь совершилось ещё несколько чудес. Перенесение мощей было 13 июля 1620 года. Ныне мощи преподобного почивают под спудом, в каменной Преображенской церкви, где один придел в 1788 году освящён во имя преподобного Антония 244 . Св. преподобномученика Андрея

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010