А.А. Половцов Одынец, Антон–Эдуард Фаддеевич (Antoni Edward Odyniec) Одынец , Антон-Эдуард Фаддеевич (Antoni Edward Odyniec) – редактор «Виленского Вестника», польский писатель, поэт и близкий друг поэта Адама Мицкевича. Родился 25 января 1804 года в родовом поместье своего отца – деревне Гейстунах (Giejstuny), Ошмянского уезда, Виленской губернии, где и протекли его детские годы. Отец его – Фаддей Одынец занимал почетную должность товарища ошмянского предводителя дворянства (wice-marszaka szlachty) и пользовался большой популярностью среди всех классов местного населения, как весьма справедливый человек; мать (из рода дворян Гнотовских) была весьма религиозной и доброй женщиной и имела большое влияние на выработку характера сына. Впечатления детства оставили в душе Одынца неизгладимый след. Его жизнь в деревне, среди природы, чуждая треволнений и забот, сообщила его характеру ту самобытность и оригинальность, которыми он так сильно выделялся впоследствии среди своих соотечественников, а религиозность окружавших его лиц, их нежное, ласковое обращение с ним, развили в нем доброту и сердечность, которые он сохранил до конца жизни. В 1814 году мальчик был помещен в школу при базилианском монастыре в местечке Борунах, где оставался в течение шести лет. Ко времени пребывания Одынца в этой школе относятся и его первые литературные опыты: он переложил стихами поэму Флориана «Гонзальв из Кордовы» (Gonzalw z Korduby). Кроме того, будучи хорошо знаком с новыми языками, Одынец попробовал переводить, и первым плодом этих попыток был поэтический перевод «Ифигении» Расина. В 1820 году Одынец с успехом окончил курс базилианской школы и в следующем 1821 году поступил в Виленский университет на факультет «словесности и свободных наук» (историко-филологический), где также не покидал литературных упражнений, занимаясь переводами произведений преимущественно романтического характера («Леноры» Бюргера и др.). К тому же времени начинается и самостоятельная творческая деятельность Одынца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пржецлавский , Осип Антонович (Józef Przecawski) – член Совета Министерства внутренних дел, тайный советник, писатель и издатель «Петербургского Еженедельника» («Tygodnik Petersburgski»), официальной газеты Царства Польского, выходившей в С.-Петербурге с 1829 по 1858 год. Родился в 1799 году в Слонимском уезде Гродненской губернии и происходил из старинной дворянской фамилии герба Глаубич (Glaubicz). Окончив 19-ти лет курс в Императорском Виленском университете со степенью кандидата философии по физико-математическому факультету, П. поступил 5-го ноября 1818 года на должность секретаря при Слонимском уездном предводителе дворянства и прослужил в ней более трех с половиной лет, а затем вышел в отставку. Рано замеченный и отличенный тогдашней литовской интеллигенцией, он, несмотря на свою молодость, был, по настоянию начальника Новогрудской масонской ложи, посвящен в масоны и занял видное место среди виленского общества. Вынужденный по домашним делам выехать в Петербург, П. скоро научился русскому языку, звание масона открыло пред ним двери высшего светского и чиновного петербургского общества, с кружками которого он освоился очень быстро, – и в феврале 1824 года мы видим его уже на службе в Канцелярии Министерства внутренних дел. Прослужив последовательно в канцелярии Министерства Внутренних Дел, в Хозяйственном его Департаменте и в Комиссии о построении Исаакиевского собора, П. в 1833 году, по требованию Сперанского, был откомандирован для занятий в подготовительную комиссию для ревизии и составления законов Царства Польского и вскоре назначен в ней главным переводчиком. Шесть лет спустя, в апреле 1840 года, ему было поручено исполнять должность правителя канцелярии той же комиссии и, за успешное ведение дел, он был утвержден в этой должности и награжден орденом св. Владимира 4-й ст. Переименованный затем в директора Канцелярии, он, сверх этой должности, был командирован, в качестве члена, в Особый Комитет при Министерстве народного просвещения. Затем несколько лет был цензором и членом Совета Министерства Внутренних Дел по делам книгопечатания. В течение всей своей с лишком 40-летней службы П. был награжден различными орденами до Белого Орла включительно и уволен в отставку с чином тайного советника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые мученики Виленские Антоний, Иоанн и Евстафий Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347 ), придворный князя Ольгерда , младший брат мч. Иоанна Виленского , мученик Память 14 апреля , 13 июля (Вильн., день возвращения мощей), в Соборе Белорусских святых Родные братья Антоний и Иоанн служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда и были обращены в Православие священником Нестором, духовником супруги Ольгерда Марии Ярославны, и открыто соблюдали все христианские обычаи. Жрецам не трудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола. Он стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от Христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу (согласно проложному житию, это было в пятницу, накануне праздника Рождества Христова). Мученики ответили, что обязанности по отношению к Богу выше послушания князю. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн , не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу. Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие, а брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

http://drevo-info.ru/articles/3746.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ , офиц. издание Литовской епархии, выходило с 15 янв. 1863 г. в Вильне по инициативе Литовского и Виленского митр. Иосифа (Семашко) . «Будучи органом начальственных распоряжений», «Л. е. в.», по мнению редакции, «другими своими статьями» должны были «воскрешать в памяти родное минувшее, делать общеизвестным древнее уцелевшее… служить по возможности полнозвучным отголоском пастырских надежд, радости, скорби о затруднениях, неудачах - общественным полем для обмена мыслей духовенства о долге своего звания» (От редакции//Литовские ЕВ. 1863. 1. С. 1-5). Журнал выходил в 1863-1872 и 1906-1915 гг. 2 раза в месяц, в 1873 г.- 4 раза в месяц 1-48), в 1874-1905 гг.- еженедельно по воскресным дням (по 52-53 номера в год). В 1906-1914 гг. выходило по 24 номера в год. В июле 1915 г. из-за эвакуации издание прервалось на 13/14 и возобновилось 10 апр. 1916 г. в Москве (редакция располагалась в Данилове во имя прп. Даниила Столпника московском монастыре ), последний, 16/17 вышел 31 дек. 1916 г. В каждом номере за 1863-1905 гг. печатались офиц. и неофиц. материалы, но в отличие от большинства епархиальных изданий «Л. е. в.» имели общую годовую пагинацию, без к.-л. маркировки офиц. части, лишь с 1871 (1870?) г. появилась разделительная рубрика «Неофициальный отдел». В 1906 г. выходила только офиц. часть, в 1907-1916 гг. вместо неофиц. части издавался «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства», причем не он именовался прибавлением к «Л. е. в.», а они с подзаголовком «Официальная часть» выходили как приложение к «Вестнику» (в 1907-1908 этот журнал должны были выписывать также клирики Гродненской епархии вместо не выходившей в эти годы неофиц. части «Гродненских ЕВ»). Редакторы в номерах за 1863-1868 гг. не указывались, но из «Адрес-календаря должностных лиц Литовской епархии на 1863 г.» (Литовские ЕВ. 1863. 3. С. 77-82; 4. С. 104-112) видно, что 1-м редактором был назначен архим. Иосиф (Дроздов), после него журнал редактировал архим. Модест (Стрельбицкий) при участии прот. Виктора Гомолицкого и свящ. Антония Пщолко; в 1869 г. редактором был ректор семинарии архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870-1902 гг. свящ. И. А. Котович (назначен 20 дек. 1869 по представлению архиеп. Макария (Булгакова) , в 1873-1902 его имя указывалось на обложке), в 1903 г. ректор семинарии архим. Леонид (Скобеев) (его помощниками и заместителями указывались иером. Евсевий (Гроздов) , инспектор семинарии иером. Антоний (Егоров) и надзиратель И. А. Нещеретов), в 1904 г. ректор архим. Алексий (Дородницын) , в 1905 г. ставший ректором архим. Антоний (Егоров) при помощнике А. И. Шестове.

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Видавнича рада Церкви 2018 року 29 листопада 2018 р. 12:14 22 ноября 2018 года состоялось заседание общего собрания членов Издательского совета Белорусской Православной Церкви (ИС БПЦ) с участием епархиальных представителей, руководителей и сотрудников православных издательств Белорусской Православной Церкви и светских издательств, выпускающих православную литературу. Заседание возглавил председатель Издательского совета епископ Молодечненский и Столбцовский Павел . В начале от имени ИС БПЦ епископ Павел поздравил с 25-летием издательство «Четыре четверти» и вручил цветы и подарки его директору Лилиане Федоровне Анцух. Затем присутствующие почтили память православного писателя Бориса Александровича Ганаго, ушедшего из жизни на 90-м году в октябре этого года. Памяти Бориса Александровича была посвящена выставка книг писателя из архива ИС БПЦ. Книжное наследие Б.А. Ганаго составляет более 40 наименований изданий, общий тираж которых превысил 2 миллиона экземпляров. Все его книги проходили экспертизу в ИС БПЦ. С отчетом о работе ИС БПЦ в 2018 году выступил заместитель председателя иерей Олег Кунцевич. Им были подведены итоги деятельности Совета по различным направлениям, дан статистический анализ работы Коллегии по рецензированию и экспертной оценке и Секретариата Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования. Отец Олег отметил, что в сравнении с 2017 годом наблюдается снижение деятельности по выпуску литературы православными издательствами Белорусского экзархата. В 2017 присвоено 183 грифа, а в нынешнем — на сегодняшний день всего 126 грифов. Лидирующие позиции занимают Издательство Белорусского экзархата и Издательство Елисаветинского монастыря, наблюдается увеличение их издательского потенциала. Плодотворно работают также «Издательство Дмитрия Харченко», ООО «Медиал», Фонд «Духовное наследие митрополита Сурожского Антония» и другие. Далее выступающий рассказал о деятельности ИС БПЦ в области книгоиздания и организации книгораспространения. В 2018 году Издательским советом выпущены три издания: «Записки» митрополита Иосифа (Семашко) тиражом 1000 экземпляров и две монографии повторным переизданием протоиерея Александра Романчука: «Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение» (тираж 3000 экземпляров) и «Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности» (тираж 500 экземпляров).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5313997...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИГНАТИЙ (ЖЕЛЕЗОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский) ( 1802 - 1872 ), епископ б. Брестский , викарий Литовский В миру Желязовский Яков Леонтьевич, родился 20 января 1802 года в селе Сехновичи Кобринского уезда Гродненской губернии, в семье белорусского униатского священника. С 1812 по 1821 годы учился в Брестском дворянском училище. 26 октября 1824 года пострижен в монашество в базилианском Тороканском Богоявленском монастыре . В 1825 году поступил в Главную униатскую духовную семинарию при Виленском университете, которую окончил в 1829 году со степенью кандидата богословия . Известно, что впоследствии был магистром богословия . Во время учебы 27 мая 1826 года рукоположен униатами во иеродиакона , а 30 мая этого же года - во иеромонаха . 7 марта 1829 года назначен преподавателем в училище при Лавришенском монастыре . 5 июля 1829 года переведен в Кобринское уездное училище. 21 марта 1832 года назначен смотрителем училища. 28 декабря 1833 года переведен в Супрасльское духовное училище . С 1836 года (по др. данным, с 1839 ) - инспектор Литовской духовного училища (в Жировицах) . При содействии униатского Литовского еп. Иосифа (Семашко) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с православной Церковью. В 1839 году был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февраля того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с православной Церковью. 20 декабря 1839 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Коложского Борисоглебского монастыря в городе Гродно . С 1843 года осуществлял опеку над Гродненским Богородице-Рождественском женским монастырем . 20 мая 1848 года хиротонисан во епископа Брестского , викария Литовской епархии . Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко) и Ковенским еп. Платоном (Городецким) . Местом его резиденции стал г. Гродно , он оставался настоятелем Борисоглебского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13673141.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) ( 1862 - 1913 ), архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника. Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию , в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска , затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского , 26 марта рукоположен во иерея , вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений. В 1898 году выпустил капитальный труд " О пострижении в монашество " , за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия . Сумский викарий Харьковской епархии 1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского , викария Харьковской епархии . Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. 27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес " теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих " , благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://drevo-info.ru/articles/13679532.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Железовский Иаков Леонтьевич; 20.01.1800, дер. Сехновичи Кобринского у. Гродненской губ.- 1.04.1872, Гродно), еп. Брестский, вик. Литовской епархии. Род. в семье униат. священника. В 1812-1821 гг. учился в Брестском униат. дворянском уч-ще. В 1824 г. стал послушником в вазилианском Тороканском Богоявленском мон-ре, 26 окт. того же года принял монашество. В 1825 г. поступил в Главную униат. ДС при Виленском ун-те, к-рую окончил со степенью кандидата богословия в 1829 г. Известно, что впосл. был магистром богословия. 27 мая 1826 г. был рукоположен во диакона, 30 мая - во иерея. 7 марта 1829 г. назначен преподавателем в уч-ще при Лавришевском мон-ре. 5 июля 1829 г. переведен в Кобринское уездное ДУ, 21 марта 1832 г. назначен его смотрителем. 28 дек. 1833 г. определен смотрителем Супрасльского ДУ, с 1836 г. (по др. данным, с 1839) инспектор Литовской ДС (в Жировицах). При содействии униат. Литовского еп. Иосифа (Семашко ; впосл. правосл. митрополит) семинария стала центром подготовки униатов к воссоединению с правосл. Церковью. В 1839 г. И. был принят в Православие на Полоцком Соборе униатского духовенства , 12 февр. того же года был среди подписавших «Соборный акт» о воссоединении униатов с правосл. Церковью. 20 дек. 1839 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем правосл. гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . С 1843 г. И. осуществлял опеку над гродненским в честь Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем. Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) Игнатий (Железовский), еп. Брестский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГИА) 20 мая 1848 г. И. был рукоположен во епископа Брестского, назначен 2-м викарием Литовской епархии. Хиротонию в Виленском кафедральном соборе возглавил Литовский митр. Иосиф (Семашко) в сослужении с Минским еп. Антонием (Зубко ; впосл. архиепископ) и Ковенским еп. Платоном (Городецким ; впосл.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Сортировать по Исключить новости Виленский монастырь во Имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи мучеников, стал оплотом Православия и мира в том крае 27 апреля. ПРАВМИР. Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345-1377). Князь был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне († 1346). Сам он был крещен и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. По просьбе Марии Ярославны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после смерти супруги князь Ольгерд стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан. Святые Иоанн и Антоний старались не показывать свою принадлежность к христианам, но не соблюдали уже и языческих обычаев, не стригли волосы, как это делали язычники, по постным дням не ели скоромной пищи. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Тогда заставили их съесть мясо (был постный день). Святые братья отказались, и князь заключил их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе. Но Антоний не изменил Христу. Когда он снова отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним как с предателем не общались не только христиане, но и язычники. Раскаявшись в грехе, Иоанн пришел к священнику Нестору и просил его быть ходатаем перед братом, чтобы тот простил его и принял в общение. «Когда он открыто исповедует Христа, все у нас будет общее», — ответил мученик Антоний. Однажды, прислуживая князю в бане, святой Иоанн наедине сказал ему о своем примирении с Церковью. Ольгерд не выказал гнева и дал понять, что это его личное дело и что можно верить во Христа, но вести себя, как все язычники. Тогда святой Иоанн исповедал себя христианином в присутствии многочисленных придворных. Его жестоко били палками и отправили в заключение к брату. С радостью встретились мученики в темнице и в тот день причастились Святых Таин.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010