1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Прп. Моисей Угрин. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в., Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Основные сведения о М. У. содержатся в древнейшей части Киево-Печерского патерика , где ему посвящено Слово 30 («О преподобнем Моисии Угрине»), написанное прп. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архим. прп. . О нем прп. Поликарп упоминает и в Слове 29 («О многотерпеливем Иоанне Затворнице»). Краткие известия о М. У. находятся также в поздних источниках: Тверском сборнике - летописном памятнике XVI в. и Житии прп. Ефрема Новоторжского, составленном в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в. (автором последнего принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа). Впрочем, эти сведения не имеют самостоятельного значения, поскольку восходят к рассказу Патерика. О М. У. сообщало несохранившееся древнее Житие прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова, к-рыми прп. Поликарп завершает рассказ о чудесном исцелении святым одного из киево-печерских монахов, одержимого плотской страстью: «Се же вписано есть в житии святаго отца нашего Антониа, еже о Моисеи, бе бо пришел блаженный в дьни святаго Антониа» ( Абрамович. 1991. С. 148). По мнению А. А. Шахматова , Житие прп. Антония было основным источником сведений прп. Поликарпа в его работе над жизнеописанием М. У. Согласно др. т. зр., высказанной Ю. А. Артамоновым, ссылка агиографа на Житие прп. Антония («Се же вписано есть..») имеет отношение только к рассказу о чуде. Прп. Поликарп не прибегал к обширным заимствованиям из письменных источников, а только использовал их для воссоздания исторической канвы своего повествования, о чем свидетельствуют ссылки агиографа на «Повесть временных лет» (далее: ПВЛ) и Житие прп. Феодосия Печерского (согласно Артамонову, составлено в нач. XII в.). Пересказывать Житие прп. Антония или делать обширные выписки из его текста не имело смысла, поскольку оно было хорошо известно читательской аудитории прп. Поликарпа ( Артамонов. 2001. С. 24-29). В. Д. Королюк полагал, что основным источником рассказа о М. У. являлась светская повесть, основанная на памятнике польского происхождения. Однако этот вывод не был подкреплен соответствующим источниковедческим анализом ( Королюк. 1952. С. 72).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Суета Знайте, что Дух ничем так не погашается, как суетными беседами (прп. Антоний Великий , 90, 39). Земля полна суеты, бед и скорбей (прп. Антоний Великий , 90, 101). Источник. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (прп. Антоний Великий , 90, 102). Источник. Кто имеет одно в сердце, другое на языке по лукавству, того молитва – суетна. С таковыми людьми не обращайся, дабы не заразиться ядом их; а обращайся с незлобивыми и святыми мужами, чтобы соделаться участником их добродетели и чистоты. Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 60, 49). Источник. ...Господь Иисус для того соделался человеком, чтобы мы подражали Ему по мере сил наших, были свободны от забот и не развлекались попечениями суетного мира (прп. авва Исаия , 60, 68). Вино портится, если не будет сокрыто в местах глубоких и подземных; так и все труды юношества суетны, если не охраняются смирением (прп. авва Исаия , 60, 69). Глух тот, кто, предавшись суетным заботам, нисколько не упражняется в предметах Божественных; но когда, оставив все (суетное), исполняет заповеди Божии, тотчас начинает слышать (прп. авва Исаия , 60, 71). ...Возлюбленный Господь наш Иисус Христос знал, что невозможно уму человеческому взойти на крест, если не уклонится от всякого мирского попечения, то повелел оставлять все, чем ум низводится со креста (прп. авва Исаия , 60, 120). ...Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу. Не можете, сказал Господь, Богу работати и мамоне ( Мф. 6, 24 ). Через мамону Господь означил все заботы мира сего. Если человек не оставит оных, то не может служить Богу (прп. авва Исаия , 60, 146). Горе нам, что мы, предавшись суетным вещам, забыли о борьбе со страстями (прп. авва Исаия , 60, 193). Когда ешь, не поднимай лица своего на того, кто подле тебя, не смотри туда и сюда, не говори слова суетного, не протягивай руки своей к тому, что тебе желательно, не сказавши: благослови, а когда пьешь воду, не давай горлу своему издавать гурчание, как (делают) миряне простые (прп. авва Исаия , 90, 286).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Оскорбление Не тот несчастен, кто терпит, а тот, кто наносит оскорбление... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 263). Источник. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: «Я достоин того, чтоб все братия презирали меня» (прп. Антоний Великий , 89, 113). Источник. Если кто скажет тебе жестокое слово, не попусти сердцу твоему вознестись над ним, но скорее старайся сделать ему поклон (испрашивая прощения), прежде нежели воздвигнется страсть (гнева) в душе твоей... (прп. авва Исаия , 59, 14). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои пред Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (прп. авва Исаия , 59, 41). ...От благотворения оскорбившим мир... (прп. авва Исаия , 59, 50). Прежде пригвождения ко Кресту Иисус предан был на биение. Это служит нам наставлением, что мы должны равнодушно переносить от людей всякое оскорбление и обиду (прп. авва Исаия , 59, 73). Источник. Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (прп. авва Исаия , 59, 83). Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей (прп. авва Исаия , 59, 83). Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением (прп. авва Исаия , 59, 95–96). Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого (прп. авва Исаия , 59, 180). Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что я нисколько в этом не виноват, а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя (прп. авва Исаия , 59, 180). подвергся за нас позорнейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестие (прп. авва Исаия , 59, 183). ...Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ (прп. авва Исаия , 59, 184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нерадение ...Нерадение наше о познании даров ... привело нас в леность, а леность предала забвению, от которого воцарилось в нас неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 19). ...Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем (прп. Антоний Великий , 89, 60). Нерадивый походит на дом, развалившийся и брошенный жильцами, – который никакой ни у кого не имеет цены, но отвратителен всем, будто проклятый, как жилище ехидн, скорпионов и зверей; никто о нем не печется, как о развалившемся и запустелом. Таково состояние нерадивого! Позаботьтесь хранить ревность и никогда не отлагайте ее, чтоб не подпасть под власть врага (прп. Антоний Великий , 89, 60). Постоянное и искреннее приноси покаяние, – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (прп. Антоний Великий , 89, 106). Источник. Не дадим места в сердцах наших нерадению, дабы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога... (прп. авва Исаия , 59, 53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время воскресения праведных (прп. авва Исаия , 59, 91). Пока нерадит человек о себе самом, дотоле думает в сердце своем, что он друг Божий (прп, авва Исаия , 89, 332). Любовь к Богу прогоняет нерадение, а бесстрашие возбуждает его (прп. авва Исаия , 89, 350). Горе нам, что, оставя божественные молитвы и чтения с размышлением, иждиваем дни наши в пустых мечтаниях и празднословиях! (прп. авва Исаия , 89, 437). Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния (прп. Ефрем Сирин , 30, 55–56). Источник. Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред (прп. Ефрем Сирин , 30, 151). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сотериология Путь ко спасению ...Пусть и не воображают, что можно наследовать жизнь и спасение, не повинуясь епископам и священникам... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 107). Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть перед глазами нашими, – и все человеческое ненадежно (прп. Антоний Великий , 89, 77). Источник. Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь (прп. Антоний Великий , 89, 89). Источник. ...Не одно странничество спасает человека, но исполнение заповедей... (прп. авва Исаия , 89, 358). В покаянии – спасение, а неразумие – смерть покаяния. Скрывай себя от людей суетных; обнаруживай же себя, всего чаще, перед Богом (свт. Василий Великий , 9, 44). Источник. ...Кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в Царство, тот не будь нерадив... (прп. Ефрем Сирин , 30, 83). Человек благоразумный соблюдет заповеди, а кто соблюдет их, тот приобрел рай вечных утех (прп. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Начало и конец для верных – вера, надежда и любовь... (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом... (прп. Ефрем Сирин , 30, 506). Желает ли кто быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на земле, и, гнушаясь этим, подвизайся как совершенный, и желай Небесного Царства (прп. Ефрем Сирин , 30, 543). ...Кто действительно желает бессмертной жизни и вожделевает Небесного Царства, тому надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем, простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества, возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке, или в сей жизни (прп. Ефрем Сирин , 32, 37). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возрастанию в обновлении ума; по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником вечной жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преспеяние, и не всецело собственною силою и крепостию, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (прп. Ефрем Сирин , 32, 321–322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани. Ок. 1265 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia П. Ф. род. в Н. Фиваиде в богатой христ. семье, получил хорошее образование, владел коптским и греческим языками. В 16 лет остался сиротой и единственным наследником родительского состояния. Во время гонений при императорах Деции (249-251) и Валериане (253-260) П. Ф. укрывался в своем имении. Муж его сестры, несмотря на уговоры и слезы супруги, решил ради наследства донести на святого языческим властям. П. Ф. спасся бегством в пустыню, там у подножия одной горы он нашел пещеру, заваленную камнем, к-рая оказалась пригодной для жилья. Вместо каменного свода ее потолок образовывали пальмовые ветви, а из земли бил небольшой родник с чистой водой. Поблизости сохранились остатки мастерской фальшивомонетчиков, чеканивших здесь деньги во времена Антония и Клеопатры. П. Ф. подвизался в полном уединении, пищей ему служили плоды пальмы, а одеждой - ее листья. Когда святой достиг 113 лет, прп. Антоний Великий , в то время 90-летней старец, в ответ на пришедший ему тщеславный помысел, что нет монаха, живущего в пустыне дольше и лучше, чем он, получил во сне откровение, что такой подвижник есть, и поспешил повстречаться с ним. В 1-й день прп. Антоний увидел кентавра, к-рый правой рукой указал ему путь к П. Ф. На 2-й день он встретил фавна или сатира, к-рый подал ему пальмовые плоды и попросил молиться за его сородичей Христу, Который, как они слышали, уже пришел на землю ради спасения мира. На 3-й день почти лишившемуся сил прп. Антонию волчица указала вход в пещеру. П. Ф. не сразу открыл ему, но преподал урок смирения. Когда же П. Ф. вышел к гостю, оба с радостью приветствовали друг друга, назвав по имени. Этот день святые провели в беседе, во время к-рой ворон принес им целый хлеб, хотя на протяжении 60 лет П. Ф. получал только половину. После ночного бдения П. Ф. сказал о своей скорой кончине и попросил похоронить его в мантии свт. Афанасия I Великого , которая, как он знал, была у прп. Антония в келье. Пораженный такой прозорливостью старца, прп. Антоний сразу отправился в свой мон-рь, надеясь, что, вернувшись, еще застанет П. Ф. в живых. На обратном пути прп. Антоний увидел торжественное восхождение подвижника на небеса в окружении ангелов, пророков и апостолов. Он поспешил к его пещере и нашел П. Ф. уже умершим в молитвенной позе. Могилу для преподобного вырыли 2 неожиданно появившихся льва. Благословив и отпустив животных, прп. Антоний похоронил П. Ф. и на др. день, взяв с собой сплетенную из пальмовых ветвей тунику П. Ф., вернулся к себе. Он рассказал о случившемся ученикам, а тунику надевал в дни Пасхи и Пятидесятницы. Источники

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Жизнь земная Желать как можно дольше оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 265). Источник. Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений (прп. Антоний Великий , 89, 57). Чем кто умереннейшую проводит жизнь, тем тот спокойнее бывает, потому что не печется о многом... когда же прилепляемся мы... , то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходим до того, что на Бога ропщем (прп. Антоний Великий , 89, 64). Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (прп. Антоний Великий , 89, 102). Источник. Так живи, как бы каждый провождаемый тобою день был последний в жизни – и не согрешишь пред Богом (прп. авва Исаия , 59, 65). ...Кто всю свою надежду возлагает на мир сей, тот слеп (прп. авва Исаия , 59, 71). Кто совершенно презирает и ненавидит мир, тот знает и усвояет истинные блага (прп. авва Исаия , 59, 95). ... должен возненавидеть временную жизнь, и благость Божия скоро ущедрит тебя всеми... дарами (прп. авва Исаия , 59, 98). ...Поистине великая буря свирепеет в сем житейском море. Будем поощрять себя к трудам и взывать к Господу, чтобы не погибнуть в волнах моря сего (прп. авва Исаия , 59, 175). ...Возненавидь все, что в мире, и телесный покой, потому что они делают тебя врагом Богу (прп. авва Исаия , 89, 425). Такова жизнь; она не имеет ни удовольствий постоянных, ни скорбей продолжительных. Не твоя собственность этот путь, но и настоящее также не твое (свт. Василий Великий , 5, 163). Источник. Два есть пути, один другому противоположные, – путь широкий и пространный, и путь тесный и скорбный. Два также путеводителя, и каждый из них старается обратить к себе. На пути гладком и покатом путеводитель обманчив – это лукавый демон, и он посредством удовольствий увлекает следующих за ним в погибель; а на пути негладком и крутом путеводителем добрый Ангел, и он чрез многотрудность добродетели ведет следующих за ним к блаженному концу (свт. Василий Великий , 5, 164). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН ВЕЛИКИЙ Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Никон Великий, игум. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) († 1088, Киево-Печерский монастырь), прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум. киевского Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) (1077/78 - 1088). Сведения о Н. В. содержатся в Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ), написанном прп. Нестором в нач. XII в. (по др. мнению, в кон. XI в.); в «Повести временных лет» (далее - ПВЛ): в статьях 6582 (1074) г.- «Сказании о первых черноризцах печерских» и 6596 (1088) г.; в Киево-Печерском патерике (далее - КПП): в «Слове о пришествии писцов церковных», «Слове об Иоанне и Сергии», «Слове о Никите Затворнике», «Слове о Спиридоне Проскурнике и об Алимпии Иконописце» (20-30-е гг. XIII в.). Согласно ЖФ, Н. В. был одним из первых последователей прп. Антония Печерского. В пещеру близ Берестова (княжеское село на юж. окраине Киева) он пришел не позднее сер. 50-х гг. XI в. ( Артамонов. 2003. С. 224). Именно Н. В., как пресвитеру и опытному черноризцу («прозвутеру и чьрноризьцю искусьну»), прп. Антоний поручал совершать пострижение желавшх приобщиться к подвигу монашества. Н. В. постриг в иночество прп. Феодосия Печерского, прп. Варлаама , преемника прп. Антония на игуменстве и 1-го настоятеля княжеского киевского во имя великомученика Димитрия Солунского мужского монастыря , свт. Ефрема буд. титулярного митрополита Переяславского. Это событие стало причиной конфликта печерян с киевским кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем (1054-1078, с перерывами), к-рый был недоволен тем, что пострижение состоялось без его разрешения (Ефрем был слугой Изяслава, а Варлаам - сыном его боярина Иоанна).

http://pravenc.ru/text/Никону ...

Аннотация Вниманию читателей предлагается русский перевод переписки между монахом Студийского монастыря прп. Никитой Стифатом и игуменом монастыря Всесвятого Афанасием, посвященным вопросам покаянной дисциплины. Вопреки неким «мудрецам» прп. Никита пытается описать «царский путь» подлинного покаяния: с одной стороны, предельно строгий, а с другой, основывающийся на принципе снисхождения. В строгом по уставу и жизни Студийском монастыре, насильником которого и был прп. Никита, в XI в. ввели особо мягкую покаянную дисциплину для тех кающихся, которые быстрее достигали духовного преуспеяния под руководством опытного духовника. В публикуемом тексте указаны все источники и библейские аллюзии. Ключевые слова: покаяние, Студийский монастырь, мессалиане, каноны Церкви, икономия (снисхождение, акривия), строгость, прп. Никита Стифат , константинопольское монашество. В корпусе сочинений прп. Никиты Стифата 2 сохранились фрагменты собрания трех сотен писем, подобные сохранившимся трем «Сотницам» глав 3 . В числе этих посланий до нас дошла переписка Стифата с игуменом Афанасием, руководившего монастырем Всесвятого (Παναγου), который был основан в начале XI в. в Константинополе Антонием, учеником прп. Афанасия Афонского , известного ктитора Великой Лавры 4 . Переписка посвящена вопросам покаянной дисциплины. Некие «мудрецы», с представителями которых прп. Никита полемизировал и в других своих сочинениях, стали делить грешников на явных и тайных, и утверждать, что покаянная дисциплина может применяться только по отношению к первым, и именно к тем, чей грех обличен и доказан. Прп. Никита, ссылаясь на правила свт. Василия, доказывает, что покаянная дисциплина касается грешников, как таковых вне зависимости от внешнего доказательства их греха. Далее прп. Никита формулирует собственный принцип особого снисхождения по отношению к тем, кто вступает в братию Студийского монастыря и проявляет особое духовное рвение. Из дальнейшего описания ясно, что «мудрецы», руководствуясь внешними критериями, выступали против подобной «икономии». Игумен Афанасий выступает в роли некоего судебного арбитра, который со своей стороны, пытается рекомендовать следовать общеобязательной покаянной дисциплине. В ответ прп. Никита еще более развивает свою мысль в оправдание практики Студийского монастыря со ссылками на правила свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова , в которых формулируется гибкое применение икономии по мере очищения и духовной готовности кающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010