29.03.2024 Первая Мировая война явила немало примеров героизма русских военных пастырей. Согласно спискам, регулярно публиковавшимся в «Вестнике военного и морского духовенства» (с 1917 – «Церковно-общественная мысль»), в годы Первой Мировой войны погибло на поле боя, умерло от ран и болезней 79, выжило после ранений – 80, находилось в плену 76 военных священников. Из среды военного духовенства вышли священномученики Петр (Зверев), Антоний (Панкеев), Аркадий (Остальский), Аркадий (Ершов), Алексий (Ставровский), Алексий (Сабуров), Сергий (Флоринский), священноисповедники Сергий (Сребрянский), Роман (Медведь) и другие. Однако помимо подвигов пастырского служения на поле брани, помимо мученичества в эпоху гонений, представляет немалый интерес и противостояние военных пастырей смуте 1917 года. События этого периода заставляют задуматься о том, насколько препятствовало разложению армии военное духовенство, и по какой причине остановить этот процесс ему не удалось. Чтобы ответить на эти вопросы, следует, прежде всего, отметить, что понятие «военное духовенство» имело узкий и одновременно широкий смысл. Собственно военным духовенством следует считать небольшую прослойку священников, находившихся в ведении Протопресвитера военного духовенства и окормлявших воинов не только в период войны, но и в мирное время. К началу I Мировой войны количество кадровых военных пастырей было невелико – 730 священников и 150 диаконов. Во время войны количество военных священников достигло 5 тысяч человек за счет духовенства, мобилизованного с приходов и монастырей. Вступить в ряды военного духовенства, как в мирное, так и в военное время мечтали многие, причем материальные причины играли здесь не последнюю роль. Если приходской священник имел в общей сложности 500, максимум 800 рублей в год то священник, призванный в войска, получал 900 рублей в год, если находился в госпитале, и 1080 рублей, если нес свое служение на театре военных действий. Помимо этого, мобилизованные священники получали по 4 рубля суточных. Сохранялись за пастырями и оклады в епархиальном ведомстве Однако, материальный уровень далеко не всегда соответствовал уровню подготовки священника к окормлению воинов и, по мнению современников, был достаточно низким. С кадровым военным духовенством ситуация была достаточно сносной. Вступив в должность протопресвитера и познакомившись со священниками, отец Георгий Шавельский сделал двойственный вывод, что «все они способные к работе и достаточно образованные, чтобы с успехом работать, но нет у них выучки, нет и системы в работе» Участник 1 Мировой войны, а впоследствии эмигрант генерал Епанчин отзывался более резко. Он писал, что военное духовенство, как и епархиальное, не имело достаточного не только богословского, но даже общего образования Ф. Судьбинин на страницах журнала «Разведчик» писал, что «военные священники по образованию и воспитанию не составляют исключения из общей массы

http://old.pobeda.ru/istoriya-voennogo-d...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ПАНКЕЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Панкеев) Антоний (Панкеев), еп. Мариупольский. 1924 г. В 1924 году Антоний принес покаяние, и 27 августа был хиротонисан во епископа Мариупольского , викария Екатеринославской епархии . Хиротонию совершили патриарх Тихон (Беллавин) с сонмом православных архиереев. В конце 1924 года еп. Антоний был арестован и сослан в Харьков , откуда продолжал управлять викариатством. В сентябре 1926 года был арестован в Харькове и переправлен в Москву , где был помещен в Бутырскую тюрьму . Был приговорён к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения , в 1929 году сослан на 3 года в Енисейск . В ссылку был отправлен этапом через Ленинград. В Ленинградской пересыльной тюрьме заболел туберкулезом легких, что задержало дальнейшую отправку. По окончании ссылки в 1932 году обратился к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой о назначении на кафедру. 21 ноября 1933 года назначен на Белгородскую кафедру , преобразованную из викариатства Курской епархии. 25 февраля 1935 года был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии по обвинениям обновленцев и григорианцев. Проходил по групповому делу " Дело епископа Антония (Панкеева) и др. Белгород, 1935 г. " Следователь интересовался, с кем из православных епископов владыка встречался, когда жил в Харькове. Преосвященный Антоний ответил, что встречался с епископами Константином (Дьяковым) , Борисом (Шипулиным) , Онуфрием (Гагалюком) , Стефаном (Андриашенко) , Макарием (Кармазиным) , Павлом (Кратировым) и Дамаскиным (Цедриком) . Все они служили в одной церкви и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме. Вопросы, ими обсуждавшиеся, были вопросами церковными, и в частности о расколах – григорианском и лубенском. Ко всем этим явлениям церковной жизни у них было единодушно отрицательное отношение, как к направленным во вред церковному единству.

http://drevo-info.ru/articles/20984.html

Вероятно, следующим священником Богоявленской церкви был священномученик Садовский Николай Александрович. Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в селе Патриаршее Воронежской губернии в семье священника Александра Садовского. Окончив Воронежскую Духовную семинарию, Николай в 1917 году был рукоположен во священника и служил в храме в селе Патриаршее. Началась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. Летом 1935 года председатель РИКа предложил православной общине сделать ремонт храма, и отец Николай пригласил рабочих, которые и приступили к ремонту. Через три дня после начала работ в церковь ворвался разъяренный начальник местного НКВД и прогнал рабочих. Отец Николай вынужден был идти к начальнику РИКа и просить, чтобы он послал комиссию для составления официального документа о необходимости проведения ремонтных работ и чтобы в этой комиссии был и представитель от РИКа. 16 июня в храм явились члены комиссии из трех человек, но среди них не было представителя РИКа, и священник им заявил, что не признает этой комиссии, и в сердцах обругал председателя РИКа. 25 июля 1935 года отец Николай был арестован и заключен в липецкую тюрьму. Кроме эпизода с комиссией, ему припомнили во время следствия и то, что 8 апреля 1935 года он зашел к жителю села, у которого в это время находился командир Красной армии, спросивший священника, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть; тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем командир впоследствии донес в НКВД. Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из липецкой тюрьмы в воронежскую; 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда. Суд приговорил священника к восьми годам тюремного заключения. Первое время он содержался в воронежской тюрьме, а затем был сослан в исправительно-трудовой лагерь в Хабаровский край (Дальлаг НКВД, Средне-Бельский лагпункт). В феврале 1938г. в лагере было начато новое дело против против архиепископа Онуфрия, епископа Антония (Панкеева) и др. священников. Среди них был и о.Николай Садовский. В марте группу священников перевезли в Благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Хабаровскому краю по групповому делу «Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др. Благовещенск, 1938г.» отец Николай, как и остальные участники дела, был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. 1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

http://sobory.ru/article/?object=11783

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду На этом фронте перемирия не будет 24.01.2024 356 Время на чтение 7 минут Источник: Русский Вестник После многолетнего – с июня 2019 года – следствия, двухлетнего ареста в разных СИЗО до конца мая 2021 года, после длительного суда в 2022– 2023 годах 3 октября 2023 года известный производитель экологичной молочной продукции (теперь уже в прошлом) и один из лидеров православно-патриотического движения, историк-исследователь, научный редактор Василий Вадимович Бойко-Великий по совершенно надуманному (хотел бы написать – по сфабрикованному обвинению. – Л.Б.) обвинению в банковских хищениях был осужден Черемушкинским судом на срок шесть с половиной лет колонии общего режима. С того позорного для российской судебной системы и по сию пору В.В. Бойко-Великий содержался в различных СИЗО Москвы. В последнее время его узилищем стал знаменитый Бутырский тюремный замок (ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по г. Москве), где он пребывает в ожидании Апелляционного суда, чтобы опротестовать чудовищный по своей несправедливости приговор. История Бутырского тюремного замка в угловом квартале Новослободской и Лесной улиц среди широкой публики более всего известна Пугачевской башней, где несколько дней перед казнью пребывал злодей и бунтовщик Емельян Пугачев – самозваный «царь Петр Федорович». Однако для православных людей история Бутырской тюрьмы связана с местом заключения, а порой и мученической кончины целого сонма Святых Исповедников и Новомучеников Бутырских в 1918–1960 годах, среди которых только на сегодняшний день официально канонизировано Русской Православной Церковью 218 святых. Но давно прославленных у Бога Бутырских Святых кратно больше. Имена бутырских сидельцев: священноисповедников – Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского; священномучеников – Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, Антония (Панкеева), епископа Белгородского, Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского, Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского и многих-многих других, составляют сияющую Небесную Славу мрачных застенков Бутырского замка. Именно они помогают духовно преодолевать тяготы тюремного бытия и виноватым, и невинно осужденным либо арестованным.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Александрович Богоявленский (1 янв. 1883, с. Н. Матрёнка Усманского у. Тамбовской губ.- 1.06.1938, Благовещенск Амурской обл.), священномученик (пам. 19 мая, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Белгородских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Из семьи псаломщика. Окончил сельскую школу. Призывался в армию в 1905 г. и во время первой мировой войны, служил полковым писарем. После революции 1917 г. стал псаломщиком. В 1930 г. рукоположен во иерея к Покровскому храму села Верхний Телелюй Дрязгинского района Центрально-Чернозёмной области. Весной 1935 г. власти приняли решение закрыть храм. 8 мая 1935 г. арестован по обвинению в «организации контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганды» и заключен в тюрьму в г. Усмани. 23 июня 1935 г. Специальной коллегией Воронежского областного суда осужден на 5 лет ИТЛ. Заключение отбывал в лагпункте Среднебельского совхоза Дальлага НКВД, был занят как инвалид на подсобных работах. В февр. 1938 г. в лагере было начато новое следственное дело. Г. был арестован вместе со священномучениками Курским архиепископом Онуфрием (Гагалюком) , Белгородским епископом Антонием (Панкеевым) и др. заключенными священнослужителями. Обвинялся в участии в «контрреволюционной группировке на 4-м участке лагпункта» и ведении «террористически-пораженческой агитации» среди заключенных. Не признал себя виновным, отказался подписывать лжесвидетельства. В нач. марта вместе с др. обвиняемыми переведен из лагеря в тюрьму в Благовещенске. 17 марта 1938 г. Особой тройкой УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к расстрелу. Причислен к лику святых на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственных материалах был канонизирован как Григорий. В наст. время почитается под своим подлинным именем.) Арх.: ИЦ МВД России по Хабаровскому краю. Д. 20674.

http://pravenc.ru/text/Георгием ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Андреев, прот. Фотография. Бутырская тюрьма. 1932 г. Аркадьевич Андреев (1880, дер. Аннино Тимского у. Курской губ.- 16.11.1937, полигон Бутово, Московская обл.), сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. Окончил Курскую ДС. 7 июля 1902 г. рукоположен Екатеринославским еп. Симеоном (Покровским) во диакона, 14 июля - во иерея. Служил священником в молитвенном доме и законоучителем начальной и двухклассной школ на Голубовском руднике Славяносербского у. Екатеринославской губ. (ныне г. Кировск (Голубовка) Луганской обл.); с 1909 г. также являлся заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Голубовско-Марьевском руднике. 2 июля 1912 г. назначен законоучителем Бахмутского реального уч-ща и настоятелем домовой училищной церкви (до 1919). В 1920 г. назначен настоятелем храма во имя ап. Андрея Первозванного в с. Андреевка Мариупольского у. Донецкой губ. В 1921 г. переведен на должность настоятеля храма во имя свт. Николая с. Николаевка того же уезда. С 1922 г. настоятель портового Николаевского храма в г. Мариуполе. В 1923 г. возведен в сан протоиерея. В 1924 г. назначен благочинным городских мариупольских храмов. С 1925 г. в связи с арестом Мариупольского еп. сщмч. Антония (Панкеева), высланного в Харьков, П. исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским вик-ством (см. в ст. Мариупольская епархия ). В 1927 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации, освобожден через 2 месяца за недоказанностью фактов преступления. В 1928 г. был вынужден оставить служение в Мариуполе, переехал в Москву. С февр. 1929 г. настоятель храма Воскресения словущего на Остоженке. 25 июля того же года назначен ключарем кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове. Награждался наперсным крестом (1923), наперсным крестом с украшениями (1924), посохом (1925), митрой (1929).

http://pravenc.ru/text/2581823.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 19 мая (1 июня) Священномученики Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский, Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфий (Вознесенский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев), Георгий (Богоявленский) и  мученик Михаил (Вознесенский) С вященномученик Онуфрий родился 2 апреля 1889 года в селе Посад-Ополе Ново-Александрийского уезда Люблинской губернии и в крещении наречен был Антонием. Его отец, Максим Гагалюк, по происхождению был малороссом, из крестьян Подольской губернии. Много лет он прослужил ефрейтором крепостной артиллерии в гарнизонах, расположенных в различных городах Польши. По окончании службы он устроился лесником в казенное лесничество Люблинской губернии и теперь, обустраивая свою жизнь, женился на девушке из бедной семьи поляков-католиков Екатерине. У них родилось шестеро детей: три мальчика и три девочки. Дом лесника стоял в семи верстах от ближайшей деревни и в тридцати семи верстах от ближайшего города Ново-Александрии. Местоположение дома обусловило и образ жизни семьи: общаться дети могли только друг с другом. Когда Антонию было пять лет, с его отцом случилось несчастье. Совершая зимой обход леса, он застал четырех мужиков, без разрешения рубивших казенный лес. Застигнутые на месте преступления, они стали просить Максима не записывать их имен для последующего наложения штрафа, но он отклонил их просьбу, и тогда мужики набросились на лесника и стали его избивать. Обладая большой физической силой, Максим сколько мог отбивался от них и в конце концов обратил их в бегство, правда, сам был ранен в руку и в голову – как-никак порубщики имели при себе топоры. С большим трудом Максим добрался до дома, где жена, омыв раны, уложила его в постель. В ту же ночь мужики-порубщики подожгли их дом. Максим лежал в это время в комнате, освещенной ярко горевшей лампой, отчего пожар был замечен не сразу, а уже тогда, когда огонь стал пробиваться в комнату. Екатерина бросилась спасать детей, но так как наружная дверь уже была объята пламенем, она, выбив оконную раму, стала бросать их на снег, предварительно закутывая в одеяла. Отец с матерью, выбравшись из горящего дома через окно, сами остались живы, но никаких вещей спасти не удалось. Вскоре из соседней деревни прибыли на подводах крестьяне: Максима отвезли в город в больницу, а Екатерину с детьми приютили в деревне.

http://fond.ru/foto/424/Onufriy/

Память преподобного Иоанна, епископа Готфского 267 . Память священномученика Виктора Каракулина, пресвитера (1937), священномучеников Антония (Панкеева), епископа Белгородского, и с ним Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Матфия Вознесенского, Ипполита Красновского, Николая Кулакова, Василия Иванова, Николая Садовского, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева и Павла Попова, пресвитеров, и мучеников Михаила Вознесенского и Георгия Богоявленского (1938). Память священномученика Онуфрия, архиепископа Курского Память священномученика Онуфрия, архиепископа Курского Св. Онуфрий (Гагалюк) родился 2 апреля 1889 в гор. Пулавы близ Люблина и был шестым ребенком в бедной семье лесника. В крещении он получил имя Антоний. Когда мальчику шел пятый год, браконьеры убили отца семейства. Мать горько оплакивала беду, а дети ее утешали. Антоний, обняв ее, сказал: «Мама, не плачь, когда я буду епископом, я возьму тебя к себе». Удивленная мать спросила: «Что ты сказал? Где ты слышал это слово?» Но Антоний вновь уверенно и серьезно повторил те же слова. Детей поместили в приют в Люблине, куда мать поступила на работу поваром. Антоний хорошо учился и, окончив церковно-приходскую школу, был отправлен на средства приюта в духовное училище гор. Холм (ныне Хелм в Польше). Затем его приняли в семинарию. В годы обучения в Холмской семинарии юноша тяжело заболел. Ему явился св. Онуфрий и сказал, что Антоний выздоровеет, если принесет обет посвятить себя служению Церкви. После окончания учебы в Санкт-Петербургской академии Антоний был назначен преподавателем в школу, находившуюся при монастыре Святого Онуфрия в Яблечне. Там он вновь заболел, и опять ему явился св. Онуфрий, упрекая, что он не сдержал обещания. Тогда Антоний вернулся в Санкт-Петербург, принял монашеский постриг и священный сан. Затем он был посвящен в епископа и почти сразу после завершения богословского образования (1923) поставлен на Криворожскую кафедру в Херсонской епархии. Лицо Онуфрия было измождено постом и долгими ночными молитвами в келье. Казалось, что он принадлежит иному миру. Святой совершал Божественную литургию так усердно, что народ от мала до велика, не считаясь с атеистической пропагандой комсомольцев, приходил в церковь и с жадностью слушал его проповеди, возжигавшие в сердцах огонь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Дейнека. Икона. Нач. XXI в. (Белгородская епархия) Фомич Дейнека (7.11. 1894, г. Борзна Черниговской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сапожника. Окончил церковноприходскую школу и курсы псаломщиков. С 1917 по 1921 г. М. служил псаломщиком в храмах Харьковской епархии. В 1921 г. был рукоположен во диакона, в 1924 г.- во иерея. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации Курского архиеп. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) был принят еп. сщмч. Антонием (Панкеевым) на служение в Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. М. арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Проходил по одному делу с еп. Антонием, священномучениками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . Не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. 11 сент. 1935 г. приговорен Курским областным судом к 3 годам лишения свободы. Вместе с др. приговоренными по этому делу был отправлен в Дальневосточный ИТЛ на ст. Средне-Белая Амурской железной дороги, где находились архиеп. Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священномученики Ипполит Красновский и Виктор Каракулин . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. В марте 1938 г. их перевели в тюрьму Благовещенска. М. был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским и псаломщиком Михаилом Вознесенским. Погребен с др. казненными в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2563504.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Матфиевич Вознесенский (14.04.1900, слобода Фощеватая Корочанского у. Курской губ.- 1.06.1938, Благовещенск Амурской обл.), мч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), псаломщик. Сын сщмч. Матфия Вознесенского , племянник Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) и Таллинского еп. Исидора (Богоявленского) . В 1914 г. М. поступил в Белгородское отделение Курской ДС, но окончил только 3 курса, т. к. в 1918 г. семинария была закрыта. Служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. был арестован. Проходил по одному делу со священномучениками Белгородским еп. Антонием (Панкеевым) , священниками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и Михаилом Дейнекой . На допросе М. рассказал, что вел переписку с митр. Елевферием: «Последний в своих письмах выражал желание, чтобы я был с ним, но я считал, что это осуществить невозможно, поэтому не пытался ходатайствовать о выезде за границу... Митрополиту Елевферию я писал о своей тяжелой жизни, где и как живут родственники, о его духовных знакомых и о церковном расколе в России». М. отверг все предъявленные ему обвинения в антисоветской деятельности. 11 сент. 1935 г. он был приговорен Спецколлегией Курского областного суда к 5 годам лишения свободы. К заключению были приговорены и другие священнослужители, проходившие по тому же делу. Все они были отправлены на Дальн. Восток и заключены в один и тот же Среднебельский лагпункт - лагерный совхоз НКВД близ ст. Среднебелая Амурской железной дороги. В том же лагпункте отбывали срок заключения священномученики Курский архиеп. Онуфрий (Гагалюк) , свящ. Виктор Каракулин и прот. Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. Заключенных обвинили в организации контрреволюционной группировки, дезорганизации производства и совершении религ. обрядов. В марте 1938 г. арестованных перевели в тюрьму в Благовещенске. М. был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе со священномучениками архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Михаилом Дейнекой, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским . Был погребен в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2563584.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010