Из писем члена Государственного Совета П.П. Мельникова к архимандриту Антонину 1870–1871 352. Из письма П.П. Мельникова 628 к архимандриту Антонину С.-Петербург 10 мая 1870 г. – Получено в Иерусалиме 25 мая 1870 г. – Копия ...О предложении перемещения Вашего 629 я узнал от А.П. Озерова – в тот же день поехал к Митрополиту Московскому 630 , который этим делом особенно интересуется, т. к. Вы должны были, сколько понял его, занять пост, им прежде занимаемый, с местопребыванием в Сан-Франциско. Старик, по-видимому, был огорчен телеграммою от Вас, ибо желал человека вполне надежного, для продолжения и упрочения дела проповеди между язычниками, которому он положил начало. На днях я получил извещение от товарища обер-прокурора, что Вас из Иерусалима не потревожат. Мне кажется, что эта мысль перемещения Вас принадлежит высокопреосвященному Иннокентию по доверию к Вам, без всякой задней мысли сбыть неудобного человека 631 . ОР РНБ, ф. 253, д. 174, л. 341 353. Из письма П.П. Мельникова к архимандриту Антонину С.-Петербург 10/22 октября 1870 г. – Получено в Иерусалиме 26 октября 1870 г. – Копия Не знаю, удастся ли мне еще что-нибудь собрать, во всяком случае, ежели успею, то немного 632 . В этих обстоятельствах, я бы полагал, следует ограничиться покупкою такой части всего места, какую по сумме окажется возможным. Вы себе представить не можете, как трудно сделать что-нибудь в этом роде при настоящих трудных обстоятельствах и общем безденежьи 633 . До меня дошло весьма грустное известие, что здоровье Ваше не хорошо и вынуждает Вас настоятельно просить об увольнении от настоящей Вашей должности 634 . Это было бы крайне прискорбно для нашего русского дела в Палестине, да и для маленького дела, предпринятого нами в Горней. Мне в особенности жалко будет, ежели Вас не будет в Иерусалиме, в случае приезда туда нашей доброй государыни 635 , а она имеет сильное желание предпринять это путешествие и уже почти решено было исполнить его нынешнею осенью, выездом около октября из Крыма, но политические обстоятельства помешали и вынудили не отменить, а отложить это предположение. Ежели, как я надеюсь, это приведется в исполнение будущею осенью, то, конечно, императрице было бы весьма приятно, чтобы именно Вы ее там встретили и сопровождали; во-первых, потому, что она весьма предупреждена в Вашу пользу, а во-вторых, что никто не познакомит ее так обстоятельно и так сердечно со всеми святынями иерусалимскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. Я. Ломакин. Гравюра. XIX в. Гавриил Якимович (26.03.1811, слобода Борисовка Хотмыжского у. Курской губ., ныне в Белгородской обл.- 9.05.1885, г. Гатчина С.-Петербургской губ.), рус. хоровой дирижер, педагог и композитор. Род. в семье крепостного крестьянина, приказчика гр. Д. Н. Шереметева. В детстве пел в капелле графа в Борисовке и в местной Николаевской ц. В 10-летнем возрасте в числе др. мальчиков был отобран в хоровую капеллу гр. Шереметева в С.-Петербурге, где вскоре стал солистом, начал брать частные уроки игры на скрипке и фортепиано. Руководившие капеллой итальянские музыканты Антонио Сапиенца и его сын и полный тезка поощряли юного Л. и иногда доверяли ему управление хором. В 1830 г. граф назначил Л. капельмейстером, и тот стал обучать певчих нотной грамоте, работал над развитием их музыкального слуха и вокальной техники. Л. учился у педагогов К. Коссова (ученика Дж. Филда) и А. Адана, занимался самообразованием (в частности, изучал работы чеш. теоретика А. Рейхи), составлял методические пособия по пению; преподавал и курировал церковное пение в различных военных, гражданских и частных учебных заведениях С.-Петербурга. Выполненные им 4-голосные гармонизации обиходных песнопений всенощной и литургии литографировались в Военном мин-ве и рассылались по провинциальным военным корпусам. К 25 годам Л. стал одним из самых популярных учителей пения в С.-Петербурге. Среди его учеников и хористов были известные впосл. музыканты: дирижеры братья А. Н. и К. Н. Лядовы, вокалисты А. Я. Петрова-Воробьёва, Л. И. Кармалина, И. А. Мельников, пианист Н. С. Мартынов, дирижер и композитор Ю. Н. Голицын, П. И. Чайковский . Л. выступал как пианист и считался виртуозом. В 1838 г. Шереметев «за старание при исполнении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором» освободил Л. от крепостной зависимости с сохранением должности и содержания. С кон. 40-х гг. XIX в. Л. давал певчим капеллы подготовку, достаточную для деятельности в качестве регентов.

http://pravenc.ru/text/2110679.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (МЕЛЬНИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний (Мельников), фотография 1970-х гг. " В те годы начали запрещать богомольцам приезжать в монастырь на службу, даже собирались убрать из храмов кружки для пожертвований. " Нет, мы на это не пойдём. У нас люди, за которых мы несём ответственность " . - Это было твердое архиерейское решение, и власти вынуждены были с ним считаться " . . архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников) Архиепископ Антоний (Мельников) 8 октября того же года возведён в сан архиепископа . Начиная с 1965 года архиепископ Антоний от лица Русской Православной Церкви побывал во многих странах. 7 октября 1967 года назначен председателем редакционной Коллегии журнала " Богословские труды " . Объединив вокруг сборника лучшие научные силы Русской Церкви, митр. Антоний привлекал к сотрудничеству и ученых из светских учреждений, которые, по обстоятельствам времени, часто подписывали свои статьи псевдонимами. Под редакцией митр. Антония вышли в свет 4-27 и несколько тематических, не имеющих номера томов сборника, в некоторых опубликованы его собственные статьи. 8 сентября 1975 года возведён в сан митрополита . С сентября по 10 октября 1978 года временно управлял Ленинградской и Новгородской епархией . 10 октября 1978 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода . В июле того же года возглавил созданный в Ленинграде филиал Отдела внешних церковных сношений . В начале 1980-х годов под его руководством была начата работа над подготовкой Богословского энциклопедического словаря (не был издан), написанные для него статьи публиковались в " Богословских трудах " и " Журнале Московской Патриархии " . 23 марта 1981 года назначен заместителем председателя Комиссии по подготовке к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Являлся почетным членом МДА ( 1975 ), ЛДА ( 1979 ), доктором богословия honoris causa Богословского факультета им. Я. А. Коменского ( 1981 ) в Праге.

http://drevo-info.ru/articles/487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1879 (?), г. Новозыбков Черниговской губ.- 26.05.1960, Мануиловский мон-рь (совр. жудец Сучава, Румыния)), старообрядческий писатель, издатель. Отец М., старообрядческий свящ. Евфимий Павлович Мельников (ок. 1845 - 3 янв. 1907), был рукоположен в 1872 г. старообрядческим Московским и Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) на приход в Новозыбкове. В 1892 г. вместе с представителями от старообрядцев-поповцев, не признающих Белокриницкую иерархию , совершил путешествие в К-поль для изучения вопроса о крещении митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Выступал как апологет Белокриницкой иерархии (Беседа старообрядческого священника о. Евфимия Мельникова с беспоповцем Семеном Ивановичем Коликовым, происходившая 1890 г. мая 22-го в г. Новозыбкове - РГБ. Ф. 247. 908). Об активной деятельности Е. П. Мельникова упоминал К. П. Победоносцев в докладе за 1899-1900 гг. имп. Николаю II. Василий Ефимович, старший брат М.,- участник всероссийских съездов старообрядцев. Год рождения М. точно указать невозможно. Принятая в лит-ре дата - 1874 г. опровергается источниками. В приговоре Московского окружного суда 1911 г. по делу о книге «Блуждающее богословие» М. указан как мещанин г. Городня Черниговской губ. 32 лет (Слово Церкви. 1917. 18. С. 331). Следов., год рождения публициста - 1879-й. Эта дата подтверждается депутатской карточкой Временной Сибирской областной думы, заполненной М. в авг. 1918 г., где он пишет, что ему 39 лет ( Приль. Ф. Е. Мельников. 2007). В фонде Мельниковых в РГБ имеется гимназический билет М., выданный в 1891 г., когда он учился во 2-м классе; по всей видимости, ему тогда было ок. 12 лет, следов., он родился в 1879 г. Однако в том же архиве имеется список семейства свящ. Евфимия Мельникова, который он составил в 1887 г. В списке 9 детей, против имени Федора указано, что ему 10 лет (РГБ. Ф. 164. Карт. 16. Д. 20. Л. 1). Еще одна дата рождения публициста содержится в выявленной Л. Н. Приль автобиографии М., которую он подготовил в Праге (уже в эмиграции): 5 марта 1876 г.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 85-летию со дня рождения митрополита Антония (Мельникова) 19 февраля исполняется 85 лет со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) Статья из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г. Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич; 19.02.1924, Москва - 29.05.1986, Ленинград), митр. Ленинградский и Новгородский. Род. в семье С. А. Мельникова, преподавателя Московского геодезического ин-та. После смерти отца в 1940 г. А. воспитывала глубоко верующая мать. Окончив среднюю школу в Москве, во время Великой Отечественной войны работал на одном из оборонных предприятий столицы. В 1944 г. поступил в только что созданный Московский богословский ин-т, преобразованный в среднюю и высшую духовную школу, в 1950 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за курсовое соч. «Пастырское душепопечение, по святителю Иоанну Златоусту», 6 окт. 1964 г. в МДА защитил дис. на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий». С 1944 г. А. Мельников служил иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя, впосл. Святейшего Патриарха Алексия I. В июле 1950 г. пострижен в монашество с именем А., в честь прп. Антония Римлянина. 18 июля 1950 г. в Успенском соборе ТСЛ Патриархом Алексием I А. был рукоположен во иеродиакона, 21 июля в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы - во иеромонаха. В том же году Учебным комитетом А. был назначен преподавателем и вскоре инспектором Одесской ДС. В 1952-1956 гг. инспектор Саратовской ДС и одновременно секретарь Саратовского епархиального управления. В 1956 г. назначен ректором Минской ДС и наместником Жировицкого Успения Пресв. Богородицы мон-ря с возведением в сан архимандрита. В 1963 г. переведен на должность ректора Одесской ДС и наместника одесского Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

http://sedmitza.ru/text/568403.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Горненский Казанский монастырь в Иерусалиме. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП). Казанский храм Горненского монастыря. Фото с официального сайта Русской духовной миссии в Иерусалиме (МП). В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России , бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения " ордена от русского царя " . Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль . Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье. Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом , приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц - каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии " без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей " . Постепенно здесь стали селиться русские инокини . По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями - вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/28263.html

архиепископ Антоний (Мельников) Содержание Глава I. Перед подвигом Глава II. Подвиг Глава III. Завершение     Последняя канонизация в Русской Православной Церкви совершилась в 1970 году. Канонизован архиепископ Николай Японский (в миру Иван Димитриевич Касаткин), смоленский уроженец, скончавшийся в Японии 3 февраля 1912 года. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в этой стране он получил наименование равноапостольного- одно из высочайших духовных наименований. Самые эти факты имеют глубокое значение: казалось бы, во второй половине XX века умаляется вера, но ясным светом загорается новая звезда на церковном небосклоне, свидетельствуя о непрерывности возрастания Церкви как Царства Божиего. Самое же наименование святого «равноапостольным» говорит об этой непрекращающейся связи современной Церкви с первохристианской, апостольской. Нам привычно представление об апостольстве в плане историческом как о явлении, уже завершившем в мире свое дело. Между тем апостольство – прежде всего явление духа, одна из форм святости. Святость едина, но многообразна. Она всегда – стяжание Духа Святого, по словам преподобного Серафима Саровского в беседе с Н. А. Мотовиловым, но путей этого стяжания много; чтобы выйти из узкоисторических рамок, нам надо понять самую духовную природу апостольства. Оно открывается нам в Евангелии и посланиях святого апостола Павла. Господь Иисус Христос избрал из Своих многочисленных учеников сначала 12, потом 70 апостолов. Большинство из них были простыми, необразованными галилейскими рыбаками, но были среди них и мытари, был врач и художник – будущий евангелист Лука. Но у всех этих избранников при разнице их характеров и социального положения было одно общее и непременное, сказанное Христа святым апостолом Петром: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ). Эти люди еще не были святы, они и после избрания и падали, и занимались местническими спорами, и отрекались, как сам Петр, и даже могли духовно погибнуть, как Иуда, но их избранию предшествовал их выбор: оставаться в прежней жизни или оставить все прежнее и дорогое и идти за Христом, оставить рыбацкую сеть в день самого богатого улова, а не в день скудости. Призвание этих галилейских рыбаков подробнее всего рассказано у святого евангелиста Луки. Симон, напрасно трудившийся с товарищами всю ночь, по слову Христа, закидывает сеть, и «они поймали великое множестве рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Это было богатство для них и для их семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем , в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным) , к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин) . С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский. С. 7). Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ.

http://pravenc.ru/text/166225.html

митр. Антоний (Мельников) Автор книги – крупный учёный, юрист, знаток римского права, много работавший по вопросам землевладения в Римской Африке. Св. Киприан привлёк его внимание ещё в 50-х годах; он посвятил ему две статьи 1 , мысли которых в разработанном и дополненном виде и легли в основу этой книги. Книга поражает новизной и оригинальностью своих построений и выводов. Новизна и оригинальность не всегда, однако, являются порукой правильности мыслей и серьёзного желания увидеть, разглядеть с наивозможнейшей точностью события, о которых идёт речь. Концепция Соманя, в основном, следующая. Римское государство не преследует христиан; оно хочет жить с ними в мире, охотно приходит им на помощь и склонно видеть в христианстве новую опору для своей власти. Эта тенденция государства оправдана настроенностью преобладающей части христианского общества: христиане хотят мирного и согласного жития и с окружающим их языческим миром, и с государственной властью, требования которой совершать «римские обряды» и приносить жертву богам они спокойно выполняют, не видя в том никакого ущерба своей вере. Всё шло бы тихо и гладко, не будь некоторых епископов, непримиримо враждебных государству. UI тут на первом месте стоит св. Киприан. Это вовсе не тот человек, с которым нас познакомили Бенсон и Монсо 2 : епископ, всецело поглощённый заботой о Церкви и о своей пастве; это – политический деятель, революционер, страстно ненавидящий Рим, мечтающий создать «град Божий» – Церковь , которая подорвёт основы Римского государства и займёт его место. Он идейный вдохновитель туземных мятежников, восставших против Рима, готовый подать им и материальную помощь, если в ней возникнет нужда. Опорой этим ошеломляюще новым воззрениям служат трактат св. Киприана «De catholicae ecclesiae unitate» и его 62-е письмо. Упомянутый трактат, по словам Соманя, направлен против государства и его намерения «включить африканское христианство в систему Римского государства» (с. 86). Государство предлагает Церкви мир, но это мир мнимый, и Церковь должна его отвергнуть, ибо его сулит «враг» – император Деций, инспирированный самим диаволом. «Слова Киприана ие позволяют сомневаться, что он имеет в виду именно Деция» (с. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

митрополит Антоний (Мельников) С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. Обучение велось устно; учеников «оглашали»; от греческого слова χατηχω («обучать с голоса», «оглашать»), они назывались «катехуменами» (наше – «оглашенные»). Никакого определенного метода в деле обучения не было: всё зависело от педагогического такта и уменья учителя. Пестрый состав аудитории и частая многочисленность ее еще более затрудняли дело преподавания, особенно, если сам преподаватель не обладал большим опытом. Испытывая такие затруднения, скромный карфагенский диакон Деогратий обратился в 400 году к Блаженному Августину , уже знаменитому богослову и учителю Церкви, с просьбой наставить его в деле обучения людей, которые приходят креститься, но о христианской вере еще ничего не знают. Августин ответил небольшим трактатом «De rudibus catechizandis» («Об обучении оглашаемых»). Книжечке этой принадлежит одно из почтеннейших мест в мировой педагогической литературе: для своего времени она была неслыханной новостью, настоящим педагогическим откровением. И для наших дней советы африканского епископа не утратили своей силы и значения; их неумирающая ценность – в умных и высоких требованиях, предъявленных и к учителю, и ко всему стилю преподавания, которое обязательно должно соединяться с нравственным воспитанием. Уже это было новостью. Римская школа воспитанием не занималась: это дело семьи. Именно она, опираясь на семейные традиции и на авторитет старших – отца, матери, родственников, вырабатывала в юноше характер и внушала те чувства и мысли, которым надлежало стать руководством и опорой всей жизни. В семье учили жертвовать своими интересами ради государства, отдавать свою жизнь за свободу и честь родной страны, чтить ее законы, беречь достоинство и честь своей семьи и своего рода. Об этом воспитании рассказывает Цицерон, а по словам Плиния Младшего, и в I веке в империи оно было таким же, по крайней мере, в италийских провинциальных (в нашем смысле) семьях того круга, который имел в виду Плиний.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010