Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Черновский; † 1.01. 1748, Белгород), митр. Белгородский и Обоянский. Род. в Молдавском княжестве, служил в сане митрополита в Яссах. В 1736 г. А. послал Киевскому архиеп. Рафаилу (Заборовскому) письмо, затребованное Кабинетом министров в С.-Петербург. Во время русско-тур. войны (1735-1739) оказывал услуги рус. правительству, в 1739 г. вместе с армией ген.-фельдмаршала Б. К. Миниха покинул Молдавию и поселился в России. Вопреки определению Святейшего Синода РПЦ о недопущении иностранцев на архиерейские кафедры указом от 29 мая 1740 г. А. был назначен митр. Черниговским и Нежинским. Едва заняв кафедру, А. заказал в Киевской типографии 400 антиминсов, к-рые раздал во все храмы епархии, взимая по 4 р. за антиминс, что вызвало сильнейшее недовольство и жалобы духовенства в Синод. В свое оправдание А. ссылался на практику молдав. архиереев, рассылавших в храмы новые антиминсы при назначении на кафедру, и незнание великорус. обычаев. В апр. 1742 г. А. прибыл в Москву для участия в коронации императрицы Елизаветы Петровны , указом Синода от 6 сент. 1742 г. переведен в Белгородскую епархию. Преемник А. на Черниговской кафедре еп. Амвросий (Дубневич) потребовал у А. возврата имущества Черниговской епархии, к-рое тот забрал, отправляясь в Москву, а также денег (500 р.), полученных за антиминсы, признанные негодными и подлежащими замене. После продолжительной переписки А. прислал деньги, новые антиминсы были разосланы в храмы епархии бесплатно. Антоний (Черновский), митр. Белгородский Антоний (Черновский), митр. Белгородский На Белгородской кафедре у А. сложилась репутация стяжательного архипастыря. В 1746 г. по донесениям самого А. началось расследование дела о бежавшем нежегольском прот. Ф. Серебрянникове, выявившее значительные злоупотребления со стороны Белгородского архипастыря. По показаниям множества свидетелей, обнаружилось, что в епархии царит безграничная симония . Вопреки указу Синода о сосредоточении всего делопроизводства в консистории А.

http://pravenc.ru/text/116030.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Ахтырская - описание Обретена икона была 2 июля 1739 года в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник Покровской церкви Василий Данилов косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом. В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению белгородского архиерея было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. (С 1667 по 1797 годы Харьковская губерния входила в состав Белгородской епархии. Во времена исследований чудес, истекаемых от Ахтырской иконы, Белгородскую епархию возглавлял митрополит Антоний (Черновский), прибывший в Россию из Молдавии). После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной. В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. Есть версия, что подлинная Ахтырская икона из Харбина была вывезена в Австралию. Возможно что икона, которая в настоящее время находится в городе Кройдон в Крестовской церкви в честь Всех святых в Земле Российской просиявших, и есть подлинник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Ахтырская " .

http://pravicon.com/info-223

В 1809 Финляндия вошла в состав Российской Империи и крепость Роченсальм, как и другие укрепления в устье реки Кюмийоки, утратила свое стратегическое значение. В связи с этим ее гарнизон был сокращен до 400 человек. Крымская война потрясла провинциальную жизнь городка. С появлением в Финском заливе объединенной англо-французской эскадры командование крепости приступило к ее эвакуации. Протоиерей церкви о. Николай Черновский получил приказ вывести ценное имущество храма в Фридрихсгам. Храм закрыли и опечатали. 14 июля 1855 вражеский флот из 14 кораблей вошел в гавань и приступил к уничтожению не только укреплений, но и городских строений. От бушующего огня уцелело одно здание – Никольская церковь. Согласно преданию, ее спасла оставшаяся в крепости вдова полковника Мария Феодоровна Пурпур. Когда матросы неприятельских судов пришли поджигать здание, полковница, которой было 84 года, преградила им дорогу. Отважную вдову нашли через несколько дней мертвой на кладбище, среди могил. Роченсальм был сожжен, его жители разбежались, богослужения в храме прекратились. Но с окончанием войны стал строиться новый город – Котка, и в 1869, после ремонта, храм вновь открылся, но он уже принадлежал не морскому ведомству, а епархии. До открытия священник приезжал из Фридрихсгама и служил на дому, ибо в городе проживало всего 40–50 православных. Когда в 1894 здании потребовался новый ремонт, архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский) направил в Синод письмо с озабоченностью по поводу того, что храм «пришел в совершенную ветхость». Архиепископ напомнил, что «храм является памятником православно-русского дела в иноверной и иноплеменной Финляндии, в ограде которого покоится несколько адмиралов русского флота». Расходы на ремонт исчислялись в 8000 руб. Ремонт завершился освящением здания 20 августа 1895 архиепископом Антонием. Самостоятельный Коткинский приход основан в 1896, но открыт в 1913 и был в основном русским. Летом в церкви часто молились моряки с военных судов, стоявших на рейде. В приходе действовала хорошо организованная церковная школа.

http://sobory.ru/article/?object=15926

С владыкой Арсением была икона святого Антония Великого. Как сообщает архимандрит Ефрем, эту икону позже передали в Иркутск, а для Иргени сделали копию, ведь здесь собирались открывать мужской монастырь. Крестный ход После молебна в храме св. Пантелеимона на курорте Кука. Фото С. Авдеева Когда на Иргени была сооружена часовня, то началось паломничество к часовне в день святого Николая Угодника – 22 мая. Крестные ходы были нерегулярными и неорганизованными. После создания миссионерского стана в 1862 году крестные ходы стали более упорядоченными. Возобновил официально крестный ход на Иргень на девятую пятницу после Пасхи епископ Мефодий (правил Забайкальской епархией с 1898 по 1912 год). У Забайкальских архиереев в записных книжках обязательно значилось: «Девятая пятница» – об этом свидетельствуют архивы. Последний крестный ход на Иргень состоялся в 1916 году. Его маршрут был следующим: пятница – выход из Читы, из Михаило-Архангельской церкви через Иоанно-Предтеченский храм на Чите-1 в с. Засопку, где в Петропавловской церкви служилась всенощная; суббота – литургия в Петропавловской церкви с. Засопка и выход; воскресение – п. Черновское; понедельник – с. Домна; вторник – с. Домно-Ключи; среда – с. Беклемишево и к вечеру добирались до Иргени; четверг – панихида по Иргенским мученикам и молебны; пятница – литургия, трапеза; суббота – крестный ход разъезжался с Иргени . В связи с этим «расписанием» дореволюционного крестного хода хотелось бы привести один факт, который внешне кажется незначительным, но который имеет явное духовное руководство. Возобновленный в 1999 году крестный ход на Иргень из Куки, из Пантелеимоновской церкви, тоже собирается с пятницы : в один из читинских храмов приносятся вещи, палатки, спальники паломников. В субботу настоятель кукинской церкви отец Андрей Федотов отправляет весь этот груз в Куку. В воскресенье паломники стоят на литургии, молятся о предстоящем трудном пути, исповедуются и причащаются . В понедельник рано утром выезжают из Читы до Куки на электричке; в Пантелеимоновской церкви отец Андрей служит молебен, и крестный ход отправляется в путь до станции Яблоновая, где предстоит первый ночлег.

http://pravoslavie.ru/4318.html

В сент. 1739 г., во время русско-тур. войны 1735-1739 гг., Думитрашку, сын господаря Антиоха Кантемира, по приказу российского генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха предпринял поход с целью взять в плен Григоре II. Ему удалось захватить Н. и его зятя и передать пленников Миниху ( Jon Neculce. 1990. P. 464). Митр. Молдавский Антоний (Черновский) вслед за войсками маршала Миниха покинул княжество (в нояб. 1739 он еще находился при господаре в г. Хырлэу - Iorga. 1930. Vol. 2. P. 85; позже перешел в юрисдикцию РПЦ, стал митрополитом Черниговским, затем Белгородским и Обоянским). 13 окт. 1739 г., по окончании русско-тур. войны, Григоре II вернулся на трон. Возможно, в это же время пленные Н. и бывшие с ним были отпущены, но сведений об этом в источниках нет. Господарь предпринял неск. неудачных попыток вернуть митр. Антония, которого К-польский патриарх Неофит VI лишил сана за то, что он покинул Молдавскую митрополию (Акт лишения сана опубл.: Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Pt. 2. P. 1092-1094). В кон. 1739 или в нач. 1740 г. митрополитом Молдавским при поддержке и по настоянию Григоре II был избран Н. Как Молдавский митрополит Н. упоминается в господарской грамоте от 25 апр. 1740 г., где цитируется др. документ, от 20 апр. того же года, с уточнением, что он был подписан также «честным отцом и молитвенником нашим, его Святейшеством киром Никифором, митрополитом страны нашей Молдовы» (Moldova în epoca feudalismului. 1998. Vol. 8. P. 152. Doc. 117). 20 сент. 1740 г. датируется 1-я известная грамота Н. как митрополита: в ней он грозил отлучением всем, посягавшим на имения мон-ря Галата и лжесвидетельствовавшим в этом деле. Грамота схожего содержания, но касающаяся имений Архангельского мон-ря Фрумоаса на окраине Ясс, датирована 3 апр. 1744 г. В ней приводится полная титулатура Н.: «Никифор, милостью Божией архиепископ и митрополит Сучавы и всей Молдовы» (Ibid. Р. 175-176. Doc. 139). Обстоятельства избрания Н. митрополитом Молдавским в историографии долгое время интерпретировались в свете т.

http://pravenc.ru/text/2565486.html

Отрок остался на попечении своей матери и старшего брата Иоанна (род. в 1704 г.), ставшего взамен почившего отца насто­ятелем полтавской соборной церкви, где прежде священство­вали и дед, и прадед его. В 1735 г- умирает и этот брат Петра, и он с матерью и дядей едет в Киев к митрополиту Рафаилу (Заборовскому) для под­тверждения права наследования Петром священнического места его предков. Митрополит благословляет Петра учиться в Киевской Академии. 1735-1739 гг. — время учебы Петра в Киевской Академии. В духовной жизни он советуется с лавр­ским иеросхимонахом Пахомием, который дает Петру для чте­ния духовные книги, и уже в это время юноша начинает делать из них выписки. В Киеве он сходится с единомысленными ему людьми, так же как и он сам мечтавшими о монашеской жизни. Каждое лето на каникулах (с 15 июля по 15 сентября) Петр уез­жал домой, в Полтаву. Учебный год 1738-1739 Петр провел не очень усердно: его тяготит резкое противоречие образов и идей, которыми были насыщены изучаемые им в Академии произведения античных языческих авторов с обретаемыми в святоотеческих книгах идеалами монашеской жизни. После этого учебного года Петр не едет домой, но живет на Подоле и посещает святые места(9) Киева и его окрестностей. Он все больше думает о монашестве и проводит время в душеполезных беседах с друзьями. В это же лето Петр попросил принять его послушником в Китаеву пустынь, но ее настоятель отказался принять его, опасаясь матери ходатая. В итоге, с началом учебного года (сентябрь 1739 г.) Петр почти оставил учебу и думал лишь о том, куда пойти странствовать. В автобиографии прп. Паисий особенно отмечает состоявшуюся 6 октября 1739 г. встречу с молдавским митрополитом Антонием (Черновским), на церковных службах которого в Киеве он присутствовал и сподоблялся неоднократ­ной беседы. «Коликия радости душа моя исполняшеся, услы­шавши сим благословенным языком Богу славословие возсы-лаемо. И дивны судьбы Божия, яко оттоле начатся в души моей немало любы к благословенному сему молдавскому языку и народу и к богохранимой сей земли, и многшее к странничес­тву и монашеству возгореся в души моей желание»3.

http://bogoslov.ru/book/376899

Указом имп. Елизаветы Петровны от 15 марта 1748 г. И. был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В ее присутствии 2 июня того же года в Петропавловском соборе в С.-Петербурге состоялась хиротония И., к-рую возглавил Псковский архиеп. Симон (Тодорский) . 6 авг. И. прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией И. реорганизовал ее адм. органы. На местах, в протопопиях, открывали духовные правления, в составе к-рых помимо протоиерея были также проповедник (место проповедника мог занимать 2-й священник) и священник. Указ святителя от 3 авг. 1749 г. предписывал разработать для каждого духовного правления инструкцию. Одновременно И. обратился в Святейший Синод с просьбой о выделении 7 тыс. р. на благоустройство кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома, т. е. на продолжение работ, начатых, но не завершенных предшественником святителя митр. Антонием (Черновским) . Также И. просил Синод о содействии в пополнении соборной ризницы, находившейся в «крайней скудости и ветхости». Не дожидаясь ответа, И. направил для сбора пожертвований по городам епархии эконома белгородского Николаевского мон-ря иером. Пахомия. Собранные пожертвования и присланные Синодом казенные средства пошли на возведение и покрытие железом каменных приделов Троицкого собора, на обновление его иконостаса. Литейщику из Полтавы Андрею Дубенскому было заказано 2 колокола для соборной звонницы. И. одобрил образец для отливки на колоколах изображения Живоначальной Троицы и портрета имп. Елизаветы Петровны. На среднем ярусе большого колокола была помещена надпись: «...от Рождества Христова 1752 г. вылит сей колокол иждивением Преосвященнейшего Иоасафа Горленко епископа Белоградского и Обоянского к кафедральной Троицкой церкви...» Этот колокол находился на соборной звоннице до закрытия храма 22 авг. 1923 г. В 1750 г. в домовой архиерейской церкви был установлен новый иконостас.

http://pravenc.ru/text/578038.html

С его именем связаны составление «Сказания» о чудотворных иконах Нямецкого и Бистрицкого мон-рей и летописи о начале М. м., создание легенды о первоначальной зависимости М. м. от Охридской архиепископии, об отношениях с К-польской Патриархией и об автокефалии Молдавской Церкви с XV в. При митр. Георгии была возобновлена деятельность Ясской митрополичьей типографии, в 1726 г. были изданы Антологион и Октоих, оба на церковнослав. языке с комментариями и отдельными фрагментами текста на молдавском. Митр. Георгий скончался после 24 дек. 1729 г., в начале следующего года митрополитом был поставлен еп. Рэдэуцкий Антоний (Черновский) (из братии мон-ря Путна). При нем в 1731 г. вышли в свет Псалтирь на церковнославянском и «Иерейские наставления о семи таинствах» по изданию Рымникской типографии в Валахии в 1725 г. В 1734 г. господарь Константин Маврокордат отменил сбор налогов с М. м. и выделил митрополии значительную субсидию с условием, что будет перестроен кафедральный митрополичий собор и обеспечено надлежащее попечительство над греческой и славянской школами в Яссах с предоставлением стипендий одаренным малоимущим ученикам. После завершившего русско-турецкую войну 1735-1739 гг. Белградского мира и вывода рус. армии из Молдавского княжества известный своими русофильскими настроениями митр. Антоний был вынужден покинуть княжество. Отказавшись от приглашения господаря-фанариота Григоре II Гики вернуться в страну, он стал митрополитом Черниговским, а затем Белгородским и Обоянским. Из России он посылал дары мон-рю Путна († 1748). Комплекс реформ, предпринятых господарем Константином Маврокордатом в его 2-е и 3-е правления (1741-1743, 1748-1749), предусматривал повышение материального уровня и образования клириков М. м. Согласно Уложению 1740 г., помимо крупных бояр от уплаты налогов были освобождены мон-ри и приходские церкви; все священно- и церковнослужители были обязаны учиться грамоте. Все иереи в течение 40 дней должны были пройти обучение и литургическую практику при епархиальном центре, после чего они сдавали экзамен; тех, к-рые не смогли сдать экзамен, лишали сана.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

23 марта 1745 года архимандрит Иоасаф приехал в Лавру и здесь, в знаменитой обители святорусской, воздвигнутой не златом и серебром, а молитвенным потом и слезами пустынножителей, «начал жить с Богом на послушании наместническом». Наместническое послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандрит Иоасаф проходил до июня месяца 1748 года. За время служения в Лавре он явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля — священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Последний, как член Святейшего Синода, в течении большей части года находился в С.-Петербурге и потому в деле управления Лаврой вынужден был полагаться на ближайшего и надежнейшего своего сотрудника — наместника архимандрита Иоасафа. Приснопамятный архимандрит Иоасаф был, следовательно, ближайшим и постоянным управителем Лавры. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием и победоносно совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге внутренней духовной борьбы и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей. Но недолгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Промысл Божий скоро указал ему, великому труженику Божиих дел и носителю Божией благодати, более обширное и многотрудное поприще деятельности архипастырской, к которой он уже практически был подготовлен. Вскоре он был призван к архипастырскому служению. Кафедральный Свято-Троицкий собор г. Белгорода 1 января 1748 года скончался Антоний Черновский — митрополит Белгородской епархии. Св. Синод представил Ее Величеству доклад со списком кандидатов на это место. В числе кандидатов был помещен архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры наместник Иоасаф (Горленко). 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении высокопросвященного, попечительного и трудолюбивого архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на обширную в то время Белгородскую епархию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Ахтырская икона Божией Матери получила наименование от названия небольшого города Ахтырка в Харьковской губернии. В этом городке был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где в первой половине XVIII века жил благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов 11 . Летом 1739 года, по Промыслу Божию, отец Василий обрел чудотворную икону Божией Матери, которая впоследствии и стала называться Ахтырской. Однажды он косил траву около своего дома и внезапно в густой высокой траве увидел светящуюся необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. В благоговейном страхе отец Василий опустился на колени и стал молиться Божией Матери, а затем отнес икону в свой дом. Через некоторое время стали замечать, что в комнате, где стояла икона, невозможно находиться одному: на человека нападал таинственный страх. Желая обновить живопись иконы, отец Василий отдал ее иконописцу Иоанну, но Иоанн услышал голос, повелевший отнести икону назад и вернуть ее священнику. Через три года отец Василий вновь увидел от иконы чудесное сияние, которое впоследствии неоднократно повторялось. Вскоре в сонном видении он получил указание обмыть икону и покрыть покрывалом. Пробудившись, он немедленно исполнил повеление. Воду, которой обмывалась икона, отец Василий перелил в сосуд и хотел утром вылить в реку. В ожидании утра он снова уснул, и ему вторично явилась Божия Матерь и повелела не выливать воду, т. к. она исцеляет от лихорадки. После сна отец Василий напоил этой водой свою дочь, болевшую лихорадкой, и она исцелилась. Многие больные, испив воды, также исцелились. Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742–1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году, – еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742–1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010