«Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит вам» ( Лк.10:19 ). Как же так?! — с горечью готов я воскликнуть иногда. — Почему не исполняются Твои обетования, Господи?! Ято как раз часто вижу обратное: что дьявол наступает на мой ум, мои чувства, мое сознание. Бывает, что алкогольное мышление снова ставит меня в позицию жертвы, когда я якобы не несу ответственности за себя. Это такое «сухое» похмелье: голова тяжелая, злоба на себя и на мир, желание сделать кому-нибудь гадость, и при этом почти безграничное чувство собственной правоты. А ведь я уже не употребляю алкоголь несколько лет! Откуда эти состояния? Мне на помощь приходит мудрость программы АА. Во-первых, я напоминаю себе, с чем имею дело: с «властным, хитрым, сбивающим с толку», с тем, что сильнее меня («Анонимные алкоголики», с. 56). Потом, я совершаю 11й шаг: «Размышляя о предстоящем дне, мы можем испытывать неуверенность. Может быть, мы не способны решить, какие действия предпринять. Мы должны просить вдохновение у Бога, чтобы у нас появились интуитивные мысли или решения. Мы успокаиваемся и не нервничаем. Мы ни с кем и ни с чем не боремся. В течение дня, если появляются сомнения или волнения по какому-то поводу, нужно остановиться на минуту и попросить Бога указать правильную мысль или действие» («Анонимные алкоголики», с. 84–85). Я просто медлю, тяну время, призывая Бога войти в мою жизнь. И еще я обращаюсь к Ангелу-хранителю, прося его о помощи и защите в борьбе со мной же самим. А сегодня, кстати, день Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных. Значит и день моего грозного и терпеливого Ангела-хранителя! Сколько раз Ты спасал меня, когда я пьяный находился в опасности и был на краю гибели. Некоторые ситуации врезались мне в память, о некоторых я никогда не узнаю. Я благодарен Тебе, мой добрый Ангел, вестник Божий, за любовь и дружбу и за всё доброе, что ты делаешь для меня. Пусть моей действенной благодарностью будет этот день, прожитый в свете молитвы и медитации, в мире и любви к Богу, себе и другим людям. Сегодня я подмету перед дверью моей соседки и выбью ее придверный коврик, но так, чтобы она не узнала. Ее стиль общения со мной рождает навязчивые мысли хорошенько потрясти не ее коврик, а саму почтенную женщину, но этих черных мыслей я не боюсь, предаю их Богу и Небесным силам. Господи, молитвами моего Ангела-хранителя благослови этот день. 22 ноября. Литургическое чтение: Лк.13:1-9 . Преп. Иоанна Колова (V b.)

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. .Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Лк.11:1-4, 9-10 ). С молитвы Господней начиналось содружество АА, «Отче наш» читается на большинстве собраний АА в Америке. У нас, в России, на некоторых группах тоже звучит молитва Господня. Сегодня меня особенно взволновали и задели слова о «хлебе насущном». Если понимать их не только буквально, то «хлеб» — это моя духовная пища. Каждый день приносит мне множество испытаний, нередко я сталкиваюсь с проявлением своей болезни — алкоголизма: гнев и раздражение, страх и похоть, уныние и лень. А где же во всем этом «хлеб насущный», который я прошу у Бога каждый день? Может, это редкие мгновения тишины и спокойствия, состояние уверенности? Работа по 11-му Шагу помогла понять важную вещь, мои недостатки — это «хлеб насущный», который мне приходится, иногда со слезами, есть изо дня в день. За каждым падением, срывом я учусь видеть свою беспомощность, свою потребность в Боге, Его мудрости и постоянном присутствии. «Без Бога я ничего не могу, без меня Бог не станет этого делать», — говорится в одной из книг АА. Парадоксально, но именно потребность в Боге была духовной причиной моего алкоголизма! В главе, посвященной 11-му Шагу, я читаю: «Мы должны просить вдохновения у Бога, чтобы у нас появились интуитивные мысли или решения. Мы успокаиваемся и не нервничаем. Мы ни с кем и ни с чем не боремся («Анонимные алкоголики», с. 84). Мне не надо «бороться» с собой, со своим алкоголизмом, дурным характером, эту борьбу я уже проиграл и проиграю снова. Мне надо со всей серьезностью и смирением пригласить Бога войти в мою жизнь, в такую, какая она есть.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

В таком случае, почему же представители Церкви решили испробовать заграничные методы лечения, и кто им в этом помогает?... " И далее автор вполне обоснованно описывает " группу поддержки " внедрения опыта так называемых " групп самопомощи " Анонимные Алкоголики "/" Анонимные Наркоманы " в Церковь: " Прежде всего, следует назвать благотворительный фонд " НАН " ( " Нет алкоголизму и наркотикам! " ) и его руководителя Олега Зыкова. Уже в течение шести лет Данилов монастырь принимает помощь этого фонда как в деле воспитании молодежи, так и в начинаниях по спасению наркоманов и алкоголиков. Они совместно окормляют детский реабилитационный центр " Квартал " и приют " Дорога к дому " , разрабатывают и внедряют разные программы, которые активно распространяет фонд " НАН " . Внешне, казалось бы, все вполне пристойно. Если только не знать, КТО такой господин Зыков и КАКИЕ идеи он продвигает на государственном уровне... Олег Зыков постоянно лоббирует законопроект о ювенальной юстиции (см. раздел " Русской Линии " " Ювенальная юстиция: разрушение семьи под видом борьбы за права детей " - http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=84 ), объясняя, что стране требуется новая молодежная политика. Однако, согласно этому закону, колонии и интернаты будут упразднены, а внедряться будут программы типа " Дети московских улиц " , в рамках которой социальные работники пропагандировали " безопасный секс " и раздавали детям презервативы, о чем немало писали несколько лет назад газеты. Вообще, господин Зыков разносторонний человек и имеет связи не только среди православных, но и среди политических и общественных деятелей. Так, благодаря протекции и через посредство Эллы Памфиловой, советника Президента РФ по правам человека, Зыкову удалось убедить президента Путина в необходимости оказать политическую поддержку этой инициативе. Интересен и тот факт, что Олег Зыков дружен с депутатом Екатериной Лаховой, которая активно поддерживала печально известную ассоциацию " Планирования семьи " и одиозные проекты сексуального просвещения школьников. Теперь же Лахова радостно взялась за внедрение на государственном уровне программ по реабилитации наркоманов и алкоголиков по системе 12-ти шагов. Как председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы Екатерина Лахова решила: " Одобрить проект иеромонаха Ионы (Займовского) и просить различные организации, к которым будет обращаться Данилов монастырь г. Москвы, оказывать всемерную поддержку и помощь в осуществлении проекта " ...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

«Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1 Фес.5:5-8 ). Для меня трезвая жизнь — это свет, это радостная встреча с самим собой (хотя по началу она и кажется ужасной), встреча с другими людьми, с жизнью и, в конце концов, с любящим и творческим, заботливым Отцом Небесным. Я прихожу на группу АА и во время минуты молчания, которая предваряет собрание, вспоминаю, из какой тьмы я пришел в этот чудесный свет новой жизни. Я вспоминаю моих друзей, которые умерли от алкоголизма, часто так и «не придя в сознание», тех, кто все еще пьет, вспоминаю о себе… Как ни странно, эти, казалось бы, грустные минуты молчания погружают мое сознание в глубину сердца, настраивают на духовный лад и рождают в душе вдохновение жить по-новому, жить как «сын света». Вот что обещает мне ежедневный труд по 11-му Шагу: «То, что раньше было наитием или случайным проблеском вдохновения, становится рабочей частью ума. Так как вначале мы еще неопытны, поскольку мы совсем недавно установили контакт с Богом, возможно, мы не всегда будем испытывать вдохновение. Мы будем совершать нелепые поступки и увлекаться ложными идеями, но со временем наше понимание поднимется на уровень вдохновения» («Анонимные Алкоголики», с. 84). Сегодня вспоминается в Церкви святой великомученик Димитрий Солунский. Будучи проконсулом Фессалоникийской области, он, не побоявшись гнева императора Максимиана, открыто исповедал христианство. За это его заключили в темницу, а потом по приказу императора пронзили копьями. Вдохновение от Духа Святого содействовало Димитрию в его мученическом подвиге. С VII века при раке с мощами великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Господи, молитвами святого Твоего угодника Димитрия, даруй мне вдохновение прожить сегодняшний день в свете молитвы и медитации. 9 ноября. Литургическое чтение: 1 Фес.5:9-13

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ). Так заключил Господь притчу о неверном управителе, которую я сегодня услышал в церкви. Что же это за неправедное богатство, которым я вдобавок могу приобрести друзей? И не просто друзей, но таких, которые помогут мне наследовать Небесное Царство. Мое злое богатство — это болезнь под названием алкоголизм. А как я могу приобрести себе спасение в вечности благодаря алкоголизму? Конечно же путем активного полноценного выздоровления и, в первую очередь, посредством 12-го Шага, когда я помогаю другим страдающим пьяницам. А еще мне приходит в голову иная параллель: когда в конце группы по кругу пускается мешочек для сбора денег на чай, сладости и аренду помещения, я вспоминаю, сколько денег я оставил в ресторанах и винных магазинах, и стараюсь не скупиться, хотя денежные суммы, потраченные на пьяную жизнь, были просто огромными. Моя родная группа — это место, где я выбираю жизнь вместо смерти, свет вместо тьмы. Мне ли не позаботиться, чтобы на группе были все необходимые мелочи: чашки, чайник, стулья, угощение к чаю, литература для новичков. В каком-то смысле, жертвуя согласно 7 традиции АА, я приобретаю себе сбережения для вечности, ведь моя трезвая жизнь — начало духовного пути, спасения души. Сегодня Церковь воспоминает святого апостола Матфея. Он был сборщиком податей для Рима, мытарем. Мытари, собирая подати с соплеменников, слыли людьми корыстолюбивыми и жестокими и считались у иудеев за предателей родины и изменников. Матфей, услышав призыв Иисуса Христа: «Иди за Мной», оставил свою хлебную должность, пошел за Спасителем и стал Его близким учеником. В своем Евангелии, которое стоит в ряду книг Нового Завета первым, святой апостол Матфей запечатлел земную жизнь Богочеловека Иисуса Христа. История Матфея — достойный пример горячей веры и жертвенности. «Все отвергнуть» — один из девизов содружества АА. С решимостью я оставляю свои прежние алкогольные представления и убеждения, а вместе с ними и всю свою прежнюю жизнь. В программной литературе меня задели слова: «Наши мысли станут гораздо возвышеннее, когда мы освободим наши рассуждения от неверных мотивов» («Анонимные Алкоголики», с. 84). Господи, по молитвам святого апостола Матфея, даруй мне в это день решимость отказаться от алкоголизированных убеждений, слов и поступков. 30 ноября. Память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского ( Лк.16:15-18 ;.17:1–4)

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Сегодня память святителя Димитрия Ростовского, который жил в XVII-XVIII веках. Он более всего знаменит тем, что собрал и обработал жития святых на весь год. Его трудами пользуется ежедневно вся русская церковь. Жизнь святителя Димитрия была всецело посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного замысла. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было свести воедино множество разрозненных источников и пересказать их языком, доступным для его современников, с одной стороны, и достойным предмета изложения, с другой. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его более чем двадцатилетнего труда. По его кончине, последовавшей 10 ноября 1709 года, у епископа Ростовского не нашли никакого имущества, кроме книги рукописей. На собраниях АА (особенно на так называемых «спикерских») перед моим мысленным взором проходят многочисленные истории людей. Эти истории очень-очень разные, но общее в них — удивительная правдивость и какой-то тихий Божий свет. Почти всегда это рассказ о постепенном чудесном превращении пьяных, потерянных, несчастных людей в людей, видящих смысл и цель в жизни, нашедших связь с Богом. Здесь всегда юмор соседствует с печалью, стыд с радостью, убежденность с растерянностью. Эти истории для меня как современные маленькие жития, только не святых, а тех, кто вдруг захотел стать святыми. Все вместе они составляют своеобразную книгу жизни АА и лучше всяких нравоучений помогают идти по пути духовного роста. Одна из основ такого роста для меня — ежедневный молитвенный труд. Сегодняшний день я начинаю с помощью 11-го Шага. Я прошу Бога, чтобы «новый день открыл, каким должен быть мой следующий шаг» и чтобы мне было дано всё потребное на этот день («Анонимные алкоголики», с. 84). И еще, из Евангелия от Луки: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.» «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:16-17, 21 ). Все 12 Шагов работают как единое целое. Если я живу сегодня, руководствуясь и вдохновляясь 11м Шагом, то я источаю мир, свет и радость; Бог посылает мне людей, которым мне есть что сказать доброго и полезного для души. Тогда у меня есть право и силы делиться опытом духовной трезвости с теми, кто еще страдает от алкоголизма. Господи, научи исполнять слово Твое, научи, как стать Твоим близким родственником. 11 ноября. Память преподобного Авраамия затворника и блаженной Марии, племянницы его ( Лк.8:26-39 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ( Лк.12:2 ). Что это, грозное предостережение для меня? Скорее, это ободрение моих трудов по выздоровлению. Для меня слова Господа — призыв к дальнейшему духовному росту. Значит, мне нужно продолжать трудиться над своим сердцем и умом. Нередко меня одолевают мрачные мысли о своей никчемности, подступает саможаление, а иногда черные тучи неверия закрывают небосклон. Но вот что еще я услышал сегодня на Божественной литургии: «Не пять ли малых птиц продаются за два и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих малых птиц» ( Лк.12:6-7 ). И даже если я не чувствую радости и вдохновения, если дьявольские мысли о нелюбви Бога ко мне навязчиво лезут мне в голову, я стараюсь не поступать по-старому. Прежде было два варианта: либо принять эти мысли, погрузиться в них, отдаться им, либо сделать вид, что их нет и все «хорошо». Оба варианта — проигрышные! Как говорили в древности, у дьявола две руки. Теперь я стараюсь перепоручить разрушительные мысли Богу, чтобы Он помог мне прожить время депрессии, уныния и вывел меня к свету. Чаще всего освобождение приходит не сразу, и какое-то время мне приходится подождать. Но мой опыт говорит, что терпения всегда хватает. Бог делает за меня всю работу, а мне остается только немного потерпеть. Это вполне в моих силах. В такие дни я вновь и вновь учусь отказываться от старых алкогольных представлений. В самые тяжелые минуты я делаю паузу и прошу «.чтобы новый день открыл мне, каким должен быть мой следующий шаг» («Анонимные Алкоголики», с. 84). Житие и страдания сегодняшних святых, мучеников Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера, и Аифала, диакона, пострадавших за Христа при персидском царе Сапоре еще более вдохновляют меня на духовный труд: после жестоких пыток мучеников держали в узах и при этом томили голодом и жаждой. Но они не отреклись от Христа. Меня не пытают, не мучают голодом и жаждой, но и мои маленькие душевные мучения я могу посвятить Христу, пригласить Его принять их. Он отнесется к ним всерьез и с уважением, я в этом уверен! Мой духовный подвиг, каким бы скромным он ни был, — оставаться верным принципам выздоровления, из которых главный — регулярное посещение групп поддержки, работа по Программе. Моя духовная задача на сегодня — принять себя вместе с моей склонностью к депрессиям, принять других людей и практически применить 11й Шаг. Господи, молитвами святых Твоих, благослови мой путь и мою трезвость. 17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого (846) ( Гал.1:3-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Высказывается ли Церковь об охране окружающей среды? Ди Фалько: Конечно, беда была бы, если б не высказывалась: ведь речь идет о защите жизни! Церковь регулярно организует собеседования, большие собрания, тема которых – уважение к Творению. Бегбедер: Так для чего молиться? И что это дает? Мы подкидываем Богу топлива? Ди Фалько: Если топливом называть любовь, то да. Отвечаю на твой вопрос: молитва может принимать много разных форм. Она может быть и криком веры, и протестом непонимания. Иногда это спор и всегда – обмен. Это постоянный диалог, который поддерживают с Богом монахи. Это их жизнь, посвященная Богу и людям. Молитва служит очищению их самих и очищению всего человечества от «шлаков», тем самым с каждым днем освобождается все больше места для Бога. Бегбедер: Иногда стихи напоминали мне молитву. Аполлинер с его «Рейнскими стихами» из сборника «Алкоголи» или Уитмен с его «Благодарением» за горы, леса, облака, – полагаю, они молятся, сами того не зная. Это стихотворения-молитвы. Ди Фалько: В требнике – книге для священников, дьяконов, монахов, монахинь и для желающих присоединиться к их молитвам мирян – в воскресной утренней службе есть песнь, взятая из Библии (Второзаконие, 3), называемая «Гимн вселенной», – она близка к стихотворениям, которые ты вспомнил. Не собираюсь заниматься апологетикой или прозелитизмом, но мне хотелось бы предложить тебе позвонить в «SOS–Moлumby». Как известно, SOS – это начальные буквы слов «Save Our Souls», «спасите наши души». Так вот, во Франции существует «SOS–Moлumba» – как бы развитие того, что заложено в сигнале бедствия. Люди, посвятившие жизнь ближним, взяли на себя миссию поддерживать молитву. Возможно, мне следует дать тебе их координаты, чтобы ты почувствовал, насколько хорошо они понимают, что молиться – значит также слушать другого. Молитва – это зов человека к Богу. Любая молитва, будь то просьба, заступничество, благодарение или хвала. Молитва – не бегство от мира: напротив, это борьба. Она всегда предполагает усилие, ибо это прежде всего духовная битва. Битва с самим собой.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

Почему принципиально? - А как вообще возможно для христианского сознания заниматься фантастикой, в смысле ее писать? Это же мечтание. И какая может быть фантастика в мире, определенном тем, что он Богом создан, Богом одобрен (это хорошо, - приговаривал Творец во дни творения), Богом управляется и устремлен к Богу? Я не хочу сказать, что все в мире жестко детерминировано, но места для произвольных или тем более тенденциозных домыслов в этой системе нет или почти нет. Тварный мир абсолютно реален - как в видимой, так и в невидимой своей части. А если начнутся домыслы, то христиане должны знать, что это мечтания, а мечтания - вещь чрезвычайно вредная, потому что уводят разум из мира Божественной реальности в мир непонятно чего; это - блуждание разума. Правда, есть в христианской литературе жанр видений, или снов, довольно обширный (самый известный сейчас пример этого жанра - " Расторжение брака " К. С. Льюиса), но авторы его честно предупреждают о том, что излагают порождения своего воображения. И, кстати, существует множество признаков того, от кого видение - от Бога или от противоположной стороны. Научная фантастика возникла в конце XIX века. Это была песня, гимн торжествующей науке. Вообще XIX век человечество прожило в некотором угаре, с одной стороны - вооруженной борьбы за социальную справедливость (это только сейчас, после кровавых проб и роковых ошибок, некоторые стали постепенно догадываться, что это дело ни к чему хорошему не ведет), а во-вторых - твердой уверенности, что наука все развивает, все превозмогает, все скорби человеческие снимает, что существует научно-технический прогресс и этот прогресс ведет людей к какому-то необозримому счастью. Но уже более полувека назад один очень грустный человек, юморист Илья Ильф, заметил, что в фантастических романах самбе главное было изобретение радио, при нем ожидалось всеобщее счастье человечества. Радио уже давным-давно есть, а счастья все еще нет. Могу добавить, что знаю замечательный юмористический фантастический рассказ, где всеоб щее счастье человечества связано с уничтожением не только радио, но и электричества, без которого человечество возвращается к более-менее пристойному существованию в небольших городах - без скоростей, без телевидения, без рекламы, без этой сумасшедшей гонки. Вместо того, чтобы смотреть телевизор и при этом пить какие-то сверхжуткие алкоголи, люди в этих маленьких городах собираются по вечерам и музицируют при свечах, у них маленькие камерные оркестры. Вообще проводят время осмысленно и приятно и не пьют ничего крепче домашнего вина и пива. Это, кстати, уже чистая фантастика, потому что самогон изобрели без всякого электричества и спирт тоже гнали без него...

http://foma.ru/mozhet-li-xristianin-chit...

Некоторые вещества, напр., алкоголи с низким весом частицы, не переходят в твердое состояние даже при весьма низких температурах; – для них известно только жидкое и газообразное состояние; для других тел известно состояние жидкое и твердое, – но они лишены способности превращаться в пар, – улетучиваться без разложения; третьи соединения существуют только в твердом виде и не могут ни плавиться, ни испаряться (121); некоторые тела, наконец, способны являться во всех трех видах: твердом, жидком и газообразном; расстояние температуры плавления или застывания от температуры кипения, у этих веществ, бывает весьма различно, – и нет возможности указать на определенное отношение между ним и составом; зависимость температуры кипения веществ от их состава представляет правильности довольно определенные, – но и здесь еще не открыто общего закона (122). Если сравнивать аналогичные тела, то одинаковому различию состава или химического строения (123), соответствуют одинаковые разности точек кипения, – однако же, правила эти приблизительно справедливы не для всех органических веществ. Число подобных примеров», -говорит химик (64), – «легко может быть размножено: но и сказанного достаточно, чтобы предостеречь от слепого доверия к нынешним теориям, за пределами тех фактов, из которых они выведены». «Все явления природы, – читаем в популярных лекциях Джона Тиндаля 274 , -тяжесть, всякого рода движения, химическое сродство, теплота, свет, электричество, магнетизм имеют единственной и последней причиной взаимодействия между центрами сил или динамических атомов, те действия, которые, в конце концов, приводятся к притяжению. Требование, чтобы сущностью (116) материи были абсолютное протяжение и абсолютная непроницаемость, не подтверждается ни рассуждением, ни фактами, даже противоречит фактам. Можно говорить только о монадах соединенных, весомых, и монадах свободных, невесомых. Различаются ли существенным образом (119) весомые монады от невесомых? Нет, потому, что несомненное действие мнимых невесомых тел на тела весомые совершенно подобно действиям весомых тел друг на друга: свет производит очевидное механическое действие, теплота удаляет молекулы твердых тел друг от друга, плавит, превращает в пары и проч.; молния раскалывает камни и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

  001     002    003