- А не может ли у реабилитантов появиться другая страсть - осуждения и ханжества: мы праведные, не пьем, а мир во зле лежит, все пьяницы и т.п.? - Когда такое прошел, не до ханжества. Грех твой пред тобою есть выну. Как же можно осуждать, если ты завтра, оказавшись без благодатной помощи Божией, снова можешь пасть. У тех, кто обращается к жизни трезвой, не возникает фарисейства. Наоборот, они хотят помочь другим, привести друга, страдающего алкоголизмом; они лучше понимают и сострадают ближнему, впавшему в зависимость. - Многие ли покидают приход и остаются при этом трезвенниками? Не привязываете ли вы людей к своей общине? Екатерина Савостьянова : " Покидают приход " - не совсем правильно. Не все, кто ходит на общину, становятся прихожанами ромашковского храма. Далеко не все. Сначала человек ходит каждую неделю. Ходит год, два, кто-то - больше. Потом, крепко встав на ноги, человек посещает общину все реже и реже, может появляться и раз в несколько месяцев уже в качестве гостя. Новичкам всегда очень интересно и полезно посмотреть на ветерана, послушать реальную историю исцеления с помощью Божией. Отец Алексий не привязывает людей к своей общине, иначе у нас сейчас было бы столько людей, что вся церковная территория не вместила бы (она, правда, не очень велика). Цель общины - не бросить пить, а изменить образ жизни. Трезвость не является добродетелью, как писал великий педагог и апостол трезвости XIX века С.А.Рачинский, она - лишь условие для развития добродетелей. В общине при православном храме естественным образом происходит воцерковление, и это является главным изменением образа жизни. Меняется круг друзей, интересов, меняются ценности - меняется вся жизнь. Вот у " Анонимных Алкоголиков " членство пожизненное, но не у нас. Материал подготовила Елена Тюлькина Адрес храма: 143025, Московская область, Одинцовский район, п./о. " Немчиновка " , село Ромашково. Телефон: (495) 591-95-81. http://www.romashkovo.org/ Впервые опубликовано на сайте Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/09/...

214 Возможность двоякого понимания их в таком случае может быть оправдана одинаково, остановим ли мы внимание на одном только слове «jus», взятом отдельно от стоящих при нем определений, или положим в основу своих выводов лексикологические данные, позволяющие смотреть на «jus divinum et humanum», как на устойчивое выражение, которого нет надобности расчленять, чтобы доискаться до его условного смысла. Как ни разнообразны подмечаемые специалистами оттенки в значении термина jus (см. dr. Ch. F. Glück " a – Ausführliche Erläuterung der Pandecten, Bd. I, S. 3–13, Erlangen 1797, где указано четырнадцать разновидностей понимания его в источниках римского права; сн. анонимн. Kurze theoretisch-praktische Erläuterung der Pandekten, II Th. 1 Abth, S. 6–10, Leipzig 1797), тем не менее в конце концов они сводятся, соответственно филологическому производству этого слова (от санскр. корня ju, откуда греч. ζυγν и лат. jumentum, jungere) к двум основным, а именно: jus в объективном смысле есть норма права, – «то, что связывает всех, на всех налагает обязанность, относительным образом доставляет право на что-либо»; jus в субъективном смысле – те правомочия, какие возникают для отдельных лиц или для изв. группы лиц вследствие связанности воли других упомянутой нормой (Р. Иеринг, Дух римского права на различных ступенях его развития, ч. 1, стр. 187–188, СПБ. 1875; проф. Чиларж, цит. соч., стр. 8). Разумеется, для точной передачи смысла модестиновой фразы и для реального комментария к ней отнюдь не безразлично, как именно будет понято в ней «jus»; но оставаясь на почве общих соображений, нет достаточных причин предпочесть здесь одно из только что указанных пониманий этого термина другому. Нетрудно предугадать, что этот же результат должен получиться и при попытке истолковать «divinum et humanum jus» при помощи внешнего сопоставления данного фрагмента бракоопределительной формулы с лексическими параллелями из других источников. Правда, одни из них, и притом наиболее важные, содержащиеся в юридических памятниках, совершенно определенно говорят об употреблении выражений: «jus divinum» и «jus humanum» в качестве терминов, указывающих определительными словами при главном на различные субъекты правообладания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

II, с. 1). которое говорит о браках только христиан (συνσταται γμος χριστιανν κτλ), – ed cit. p. 15), хотя Zahariae и усматривает здесь косвенный намек на недозволительность даже смешанных браков православных с еретиками (см. его Gesch. des griechisch.-röm. Rechts S. 62). 301 На отсутствие такого запрещения прямо указывает составитель Номоканона в XIV титулах, усматривая в этом непоследовательность гражданского закона, определяющего брак, как divini juris communicationem (см. Nomoc. tit. XII, c. 13, – Pitra, ed. cit. t. II, p. 608; р. перев. проф. Нарбекова, стр. 453). 302 По закону имп. Юстиниана, изданному в 527 г. в случае разногласия разноверных родителей в вопросе о религиозном воспитания детей решающий голос должен принадлежать той стороне, которая стоит за воспитание в православной вере (σχιροτραν εναι κα τος λοις πικρατεστραν τν γνμην προστττομεν το πρς τν ρϑοδξαν πστιν τος παδας γοτνος, – l. 12, Cod. I. 5). Другая, более поздняя конституция (529 г.) решает вопрос о том, в какой вере следует воспитывать детей от смешанного брака, уже без отношения к воле родителей: ε τις νρ αρετιλς ρϑοδξ γυναικς συνοικοη τοναντον αρετικ γιν, ρϑοδξον νδρα χοι, ττοτων τεκνα πσι τρποις ρϑοδξα γινεσϑαι προστττομεν (l. 18, Cod. I. 5). 304 К этому нужно присоединить еще и ссылку на многовековую практику как греко-восточной, так и русской церкви, представляющую далеко не малочисленные примеры браков православных христиан не только с последователями других христианских исповеданий (еретиками), но и с нехристианами. См. Zhishman " a, o. c., S. 511–512, 533–536; проф. Павлова Номок. при Б. Требн., стр. 182–183; ст. анонимн. автора «О браке православных с неправославными» в Прав. Соб. за 1863 г., ч. I, стр. 6307, и др. 305 L. 20 Cod. V, 3; сн. юстин. Nov. CXIX, с. I, Относительно donationis ante и propter nuptias, кроме цит. специальной монографии А. Гуляева. см в курсах проф. Чиларжа (стр. 294–296), проф. Митюкова (стр. 326) и др. Читать далее Источник: Громогласов И.М. Канонические определения брака и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения//Богословский вестник. 1907. Т. 1. 1. С. 60–92; 2. С. 275–301; Т. 2. 7/8. С. 696–717; Т. 3. 9. С. 89–121; 11. С. 437–448; 1908. Т. 3. 11. С. 344–361; 12. С. 516–537.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

1132 Рус. Стар. 1906, 5, с. 420. Вест. Ebp. 1878, II, 180, 183 . – Но Рабле осмеивал астрологию и разные гадания, между прочим по Виргилию (185, 196). Предсказаниям Нострадамуса († 1566) верили также Екатерина Медичи и Карл IX, который сделал его придворным доктором. Темные, б. ч. пессимистические предсказания его излагались в варварских стихах. Он издавал их в свет, а в новейшее время их напеч. Уард (Oracles of Nostradamus), с новыми комментариями (Ист. Вестн. 1892, 4, 295) 1137 См. летописи под 1064, 1102, 1113, 1161 г. Так, на Западе появлению комет приписывали или признак божьего гнева, призывающего к покаянию, или предвестие голода, чумы и т. п. См. Vita S. Hludovici imperatoris у Pertz " a, Monum., II, 607; Лиутпранда, Antapodosis, кн. V, в Monum. Germ. III; Титмар, Хроника, IV, у Pertz " a, III Русские летописи стоят на той же точке зрения 1139 Вивлиофика, т. XIV, 129, 130, 132, и 3-е послание Игнатия Тобольского, Прав. Соб. 1855 г. кн. I, 72 и отд. 1141 Wiszniewsiki, Hist, liter pols., IV, 172 и след. – Литература и наука при Петре В., Пекарского, I 1146 Сказания соврем. о Димитрии Самозванце, II, 55, 56. Для новорожденного Петра В. был составлен гороскоп (Москвит. 1842, I) 1150 Опис. рукоп. Рум. муз., с. 371. О близости Коперника к кардин. Николаю Шонбергу (Уэвелль, I, 474, 584). Коперник был в Италии одновременно (с 1495 г.) с М.Греком. О Николае Шонберге, Пекарский, Литер при Петре В. I, 277 и далее; А.Архангельский (Уч. зап. Каз. унив. 1900 г., 9, с. 41) 1163 Пыпин, Очер. литер. ист. повести и сказ. рус., Учен. зап. Ак. Н., кн. IV, 199–201. О тетрадях лживых молений и заговоров. Будде (Уч. зап. Казан. унив. 1898, 1166 Арх. истор. юрид. свед., II, ч. 1, с. xxvi. О различии Лунника астрологического и календарного, обличения против него анонима (XV в.), Филофея и М.Грека. См. В.Н.Перетц, К истории апокрифа и легенды. К ист. Громника и Лунника (Изв. Ак. Н. 1901, III и IV, исследов. и тексты); также о влиянии обличений на индекс запрещен. книг (Лет. зап. Арх. ком., кн. I, 43–44). Подробно об увлечении лунником в анонимн. поучении (Лет. Тихонравова, V, 99–100). О календарях и планетниках (Соболевский, Перев. литер. 132–133). Библиотека Моск. Синод. типогр. I, в. V. Календари и святцы, А.Покровского, М. 1911

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Эту теорию Бутлеров неустанно и настойчиво проводил и в своих экспериментальных работах, и в теоретических мемуарах, и на кафедре, так как предвидел ее великое будущее; эту же теорию он положил и в основание своего классического руководства: «Введение к полному изучению органической химии», являющегося первым учебником органической химии на русском языке. В 1858 г. Кекуле обнародовал знаменитое исследование о химической природе углерода, в котором изложил основные положения теории атомности элементов, причем углерод был причислен к четырехатомным элементам, и причина органических соединений была указана в цепеобразном соединении атомов углерода. Разрабатывая последовательно положения, высказанные Кекуле, Бутлеров постепенно пришел к теории химического строения, являющегося распределением действия силы химического сродства; благодаря этому сродству, химические атомы, при посредственном или непосредственном влияния друг на друга, соединяются в химическую частицу, причем химическая природа последней определяется природой элементарных атомов, их числом и химическим строением. Теория четырехатомности углерода и атомности других элементов дает возможность заранее установить число возможных соединений атомов, а также число органических соединений для каждого состава; рассмотрение же их химического строения обусловливает возможность предвидеть их свойства. Главнейшие научные работы Бутлерова имели предметом открытие новых случаев изомерии, могущих быть предсказанными теорией, среди всех классов органических соединений. Бутлеров открыл третичные алкоголи, новый вид изомерных алкоголей. Новые формы углеводородов – триметилформен, изобутилен – впервые установили изомерии предельного и этиленного рядов углеводородов. Открытие триметилуксусной кислоты и синтез пинаколина установили новые формы этих соединений. – Бутлеров оставил после себя целую школу последователей, работающих в духе идей и приемов великого ученого («в Бутлеровском направлении»). Наиболее видными представителями этой школы являются Зайцев, Морковников, Львов, Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Участники семинара обсудили так называемый «метод Шичко» - широко известный, но спорный метод помощи зависимым людям. Геннадий Шичко (1922-1986) - российский биолог, психолог и физиолог. В Ленинградском институте экспериментальной медицины Шичко изучал воздействие слова на человека. Энтузиасты, применяющие метод Шичко на практике, используют дневники самонаблюдения, то есть трезвящиеся алкоголи записывают свои чувства, мысли, переживания и затем их обсуждают. Правда, пока официального церковного отношения к методу Шичко нет, объяснил руководитель направления Синодального отдела Валерий Доронкин. Ведущие в стране специалисты - главный нарколог России Евгений Брюн и директор института реабилитации национального научного центра наркологии Тарас Дудко – относятся к нему положительно. Однако духовник екатеринбургского общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин считает, что научного метода Шичко не существует. «В методе Шичко нет ничего уникального, - считает Валерий Доронкин. – Такую методику применяют в реабилитационных центрах во всем мире». Сам Шичко, по мнению Валерия Доронкина, был харизматичной личностью, поэтому его метод получил широкое распространение в России. Но поскольку разработанной и утвержденной Минздравом методологии нет, его последователи не находились под строгим контролем медицинского сообщества и многие из них дискредитировали метод. Сам же Шичко был материалистом и известны его критические высказывания о вере. «Думаю, что критикуют православные люди не метод Шичко, а его как человека, выступавшего против веры», - отметил руководитель направления Синодального отдела. Он добавил, что при разработке церковной методологии помощи зависимым людям необходимо будет описать метод помощи по Шичко и сформулировать церковное отношение к нему. «Но факт, что сотням, если не тысячам людей в нашей стране, такой метод помог», - подытожил Валерий Доронкин.  2 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий.

http://pravoslavie.ru/news/45065.htm

Правда, есть в христианской литературе жанр видений, или снов, довольно обширный (самый известный сейчас пример этого жанра - " Расторжение брака " К. С. Льюиса), но авторы его честно предупреждают о том, что излагают порождения своего воображения. И, кстати, существует множество признаков того, от кого видение - от Бога или от противоположной стороны. Научная фантастика возникла в конце XIX века. Это была песня, гимн торжествующей науке. Вообще XIX век человечество прожило в некотором угаре, с одной стороны - вооруженной борьбы за социальную справедливость (это только сейчас, после кровавых проб и роковых ошибок, некоторые стали постепенно догадываться, что это дело ни к чему хорошему не ведет), а во-вторых - твердой уверенности, что наука все развивает, все превозмогает, все скорби человеческие снимает, что существует научно-технический прогресс и этот прогресс ведет людей к какому-то необозримому счастью. Но уже более полувека назад один очень грустный человек, юморист Илья Ильф, заметил, что в фантастических романах самбе главное было изобретение радио, при нем ожидалось всеобщее счастье человечества. Радио уже давным-давно есть, а счастья все еще нет. Могу добавить, что знаю замечательный юмористический фантастический рассказ, где всеоб щее счастье человечества связано с уничтожением не только радио, но и электричества, без которого человечество возвращается к более-менее пристойному существованию в небольших городах - без скоростей, без телевидения, без рекламы, без этой сумасшедшей гонки. Вместо того, чтобы смотреть телевизор и при этом пить какие-то сверхжуткие алкоголи, люди в этих маленьких городах собираются по вечерам и музицируют при свечах, у них маленькие камерные оркестры. Вообще проводят время осмысленно и приятно и не пьют ничего крепче домашнего вина и пива. Это, кстати, уже чистая фантастика, потому что самогон изобрели без всякого электричества и спирт тоже гнали без него... К вопросу об эволюции этой самой научной мысли. Известно, что первым научно-фантастическим романом считается " Ральф 124641+ " Хьюго Гернсбека (если эти цифры прочесть по-английски, то получается смысловая фраза); это роман про светоч человечества, имеющий просиять в отдаленном будущем... Читать безумно смешно, потому что, что бы ни случилось, Ральф тут как тут со своими изобретениями, вся нелепость которых нам уже понятна. Даже несколько утомляет, потому что он на все случаи чего-то изобрел, и ледяные лавины уничтожает (конечно же, лучом), и урожаи невероятные снимает (конечно же, держа поле под электрическим напряжением, - тогда не было линий высоковольтных передач, и об их реальном воздействии на растительность и на людей ничего не знали, но полагалось на всякий случай считать, что электричество - это прогресс, а всякий прогресс на пользу), и даже мертвых воскрешает строго по-научному.

http://foma.ru/mozhet-li-xristianin-chit...

Изд.: греч. [алф. часть алф.-анонимн. собр.]: PG. 65. Col. 71-440; пер.: Достопамятные сказания; [греч. анонимн. часть алф.-анонимн. собр.]: Nau F. Histoires des solitaires égyptiens//ROC. 1907. T. 12. P. 48-69, 171-181, 393-404; 1908. T. 13. P. 47-57, 266-283; 1909. T. 14. P. 357-379; 1912. T. 17. P. 204-211, 294-301; 1913. T. 18. P. 137-146; [греч. систематич. собр.]: Les apophthègmes des Pères: Coll. systématique. Ch. I-IX/Introd., texte critique, trad. et notes par J.-Cl. Guy. P., 1993. (SC; N 387); Древний патерик, изложенный по главам/Пер. с греч. Афонского Рус. Пантелеимонова мон-ря. М., 1893, 1991р, 1997р [рус. пер. по неопубл. ркп. ГИМ. Син. греч. 452 и 163]; копт. [саидский диалект]: Cha î ne M. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des «Apophthegmata Patrum». Le Caire, 1960. (Bibl. d " études coptes; 6); Еланская А. И. Apophthegmata Patrum Aegyptiorum в коптской рукописи IX в. (ГМИИ 1.1.6 649, 711, 713)//ППС. 1986. Т. 28 (91). С. 128-152; пер.: Изречения египетских отцов. С. 31-106; [сб. и фрагменты на бохайрском диалекте]: Pietschmann R. Apophthegmata Patrum boheirisch//Nachrichten v. d. Gesellschaft d. Wiss. zu Göttingen. 1899. S. 36-48; Am é lineau É. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 15-45. (Annales du Musée Guimet; 25) [сб. изречений св. Антония Великого] (рус. пер.: Палладий, архим. Новооткрытые изречения прп. Антония Великого: По коптскому сб. сказаний о преподобном//ПС. 1898. Т. 1. С. 1-34); idem. Ibid. P. 203-261 [сб. изречений св. Макария Египетского] (рус. сокр. пер.: Палладий, архим. Новооткрытые сказания о преподобном Макарии Великом: По коптскому сб.//ПС. 1898. Т. 2. С. 1-33); Изречения египетских отцов. С. 106-111; лат. : Vitae Patrum/Ed. H. Rosweydus//PL. 73-74; Freire J. A versão latina por Pascásio de Dume dos Apophtegmata Patrum. Coimbrã, 1971. T. 1-2; сир.: Draguet R. Les cinq recentions de l " ascéticon syriaque d " Abba Isaïe. Louvaine, 1968. (CSCO; 289/Syr. 122). P. 9-13 [в составе аскетикона аввы Исайи]; Bedjan P.

http://pravenc.ru/text/75770.html

Высказывается ли Церковь об охране окружающей среды? Ди Фалько: Конечно, беда была бы, если б не высказывалась: ведь речь идет о защите жизни! Церковь регулярно организует собеседования, большие собрания, тема которых – уважение к Творению. Бегбедер: Так для чего молиться? И что это дает? Мы подкидываем Богу топлива? Ди Фалько: Если топливом называть любовь, то да. Отвечаю на твой вопрос: молитва может принимать много разных форм. Она может быть и криком веры, и протестом непонимания. Иногда это спор и всегда – обмен. Это постоянный диалог, который поддерживают с Богом монахи. Это их жизнь, посвященная Богу и людям. Молитва служит очищению их самих и очищению всего человечества от «шлаков», тем самым с каждым днем освобождается все больше места для Бога. Бегбедер: Иногда стихи напоминали мне молитву. Аполлинер с его «Рейнскими стихами» из сборника «Алкоголи» или Уитмен с его «Благодарением» за горы, леса, облака, – полагаю, они молятся, сами того не зная. Это стихотворения-молитвы. Ди Фалько: В требнике – книге для священников, дьяконов, монахов, монахинь и для желающих присоединиться к их молитвам мирян – в воскресной утренней службе есть песнь, взятая из Библии (Второзаконие, 3), называемая «Гимн вселенной», – она близка к стихотворениям, которые ты вспомнил. Не собираюсь заниматься апологетикой или прозелитизмом, но мне хотелось бы предложить тебе позвонить в «SOS–Moлumby». Как известно, SOS – это начальные буквы слов «Save Our Souls», «спасите наши души». Так вот, во Франции существует «SOS–Moлumba» – как бы развитие того, что заложено в сигнале бедствия. Люди, посвятившие жизнь ближним, взяли на себя миссию поддерживать молитву. Возможно, мне следует дать тебе их координаты, чтобы ты почувствовал, насколько хорошо они понимают, что молиться – значит также слушать другого. Молитва – это зов человека к Богу. Любая молитва, будь то просьба, заступничество, благодарение или хвала. Молитва – не бегство от мира: напротив, это борьба. Она всегда предполагает усилие, ибо это прежде всего духовная битва. Битва с самим собой.

http://azbyka.ru/fiction/ja-veruju-ja-to...

А.А. Половцов Башилов, Семен, издатель Башилов , Семен, издатель памятников старины, род. в 1740 г. в Троицко-Сергиевой лавре, при которой отец его состоял приказным, ум. 11 июля 1770 г. Башилов учился в Троицкой семинарии, а в 1757 г. поступил в московский университет. В 1762 г., по окончании курса, он был определен преподавателем математики в Троицкую семинарию, а в 1764 г. назначен инспектором тех студентов московской духовной академии и Троицкой семинарии, которых предположено было отправить в Англию. С этими студентами Башилов приехал в Петербург, но развившаяся у него чахотка заставила его отказаться от путешествия в Англию. В 1766 г. Башилова назначили переводчиком при Академии наук, что и сблизило его с Шлецером. В 1769 г. Башилов переведен «сочинителем» в комиссию составления нового уложения, а в следующем году его определили секретарем в Сенат; но в том же году Башилов умер. Главная заслуга Башилова состоит в том, что он первый из русских ученых понял значение критического изучения памятников русской старины. Под руководством Шлецера, Башилов издал в 1768 г. до тех пор не напечатанный Судебник царя Ивана Васильевича. В 1767 г. он напечатал 1-ю часть Никоновского временника, при содействии Шлецера, а в 1868 г. – 2-ю часть при помощи Поленова. С введения книгопечатания в России, это был первый пример ученого издания русского временника. Кроме того, Башилов много занимался переводами. Между прочим, в журнале «И то и сио», выходившем в 1769 г., Башилов поместил перевод из Сенеки «О Провидении». В этом же журнале помещена часть переписки Башилова с разными лицами, а в «Вестн. Европы» за 1812 г напечатаны письма Башилова к его учителю, академику Шлецеру. Словари: Новикова, M. Евгения, Снегирева (ст. Евгения), Плюшара (ст. Языкова), Ник. Греча. – «Опыт», Смирнова. – «Ист. Троицк. Семин.» (стр. 106–108 и 502). – Геннади «Словарь». – Его же, «Книжн. редкости» стр. 33 и «Список русск. анонимн. кн.» стр. 44. – Шлецер, «Нестор». – «Вестн. Европы» за 1812 г., часть 61-я, 4. – Неустроев, Историч. розыскание… Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - 796 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002