Отделение дополнительное 174 . Слова, подлежащие присоединению к предыдущим отделениям К I ОТДЕЛЕНИЮ 1. Слово в день Сретения Господня. (Первое) О ЖЕНСКОМ ПРАЗДНОСЛОВИИ ВО ХРАМЕ И та в той час приставши, исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем, чающим избавления во Иерусалиме. Лук. 2:38 . Когда Иисуса Христа, в сороковой день по рождестве, принесла во храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: Анна, дочь Фануилова, подошедши к святому семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом младенце. Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви? Чтобы судить о поступке праведной Анны, надобно припомнить и некоторые подробности сретения Господня. Женщины еврейские, как скоро рождали, до сорокового дня почитались нечистыми, а в этот день являлись в храм, чтобы дать жертву о своем очищении. Храм иерусалимский был очень обширен. Там вдали от святилища, позади помещения для священников и отделения для мужчин, был так называемый двор жен . Божия Матерь, нескверная и нетленная, не возгнушалась «акибы нечиста, на месте нечистых жен пред дверьми храма Господня стати» 175 . И хотя есть предание, что первосвященник перевел Ее, как Приснодеву, туда, где стояли девицы; но и затем среди народа Она могла остаться не для всех приметною. Каждый делал свое дело: жрецы жертвы закалали, левиты омывали, первосвященник благословлял; жены, требовавшие очищения, приходили и удалялись, исполнивши все по закону Господню. Тогда старец Симеон, по внушению Духа Божия, приняв на свои руки младенца Иисуса, обратил к Нему свою предсмертную молитву, и предсказал, что Он предлежит на спасение верным и на падение неверующим. Тогда и Анна подошла к святому семейству. Она, после семилетнего супружества до глубокой старости не отходивши от церкви, конечно, знала Деву Марию, которая при той же церкви воспиталась. По вдохновению свыше уразумевши, какого младенца принесла в храм Приснодева, Анна стала окружавшим объяснять, что это дитя есть тот самый Спаситель, которого они ожидали. За свои вдохновенные речи о Нем она и названа пророчицею .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет. В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа. С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

http://sobory.ru/article/?object=03716

После многовековых ожиданий иудеев наконец наступило предвозвещенное святыми пророками время явления обетованного Мессии, так как предопределенные для этого седьмины Данииловы ( Дан. 9, 24–27 ) уже приходили к своему концу и уже исполнилось пророчество патриарха Иакова об оскудении князя от Иуды ( Быт. 49, 10 ), ибо на престоле Давида восседал чужестранец Ирод идумеянин. Но грядущему Мессии, по пророчествам святых Исаии ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахии ( Мал. 3, 1 ), имел предшествовать необыкновенный посланник, предуготовитель пути Мессии. Таким Предтечей Его явился в 779 году от основания Рима (ср. Лк. 3, 1–3 ) Иоанн, сын праведных священника Захарии и Елизаветы, свыше предуказанный еще до рождения своего ( Лк. 1, 13–17 ). Спустя полгода по рождении Иоанна ( Лк. 1, 36 ) чудесно наитием Святого Духа родился от Преблагословенной Девы Марии Иисус – Мессия, бывший чаянием народов. Вот уже около тридцати лет прошло после этого; но Иисус все еще тихо и сокровенно проводил дни Свои в бедном жилище мнимого Своего отца – плотника Иосифа – в незначительном галилейском городе Назарете. Необычайное рождение Иоанна от престарелых Захарии и Елисаветы, затем чрез полгода последовавшее на вифлеемских полях явление пастухам ангелов с благовестием о родившемся Спасителе мира ( Лк. 2, 8–14 ), далее дивное велегласное в храме пророчество праведного старца Симеона и Анны пророчицы о Богомладенце Иисусе ( Лк. 2, 25–38 ), знаменательное прибытие восточных волхвов в Иерусалим для поклонения этому новорожденному Царю Иудейскому ( Мф. 2, 1–11 ) – все эти произведшие большую сенсацию в иудействе, необыкновенные события теперь, ко времени явления Иоанна Захариина на проповедь , можно полагать, были уже забыты или сохранялись в памяти очень немногих иудеев. Вероятно, изгладилось из памяти жителей города Иерусалима и то поразительное впечатление, какое на ученых книжников и толпу поучаемых ими в притворе храма произвел двенадцатилетний Иисус дивными Своими ответами и вопросами ( Лк. 2, 46–49 ). Вслед за этими явлениями, которые для внимательных к путям Промысла Божия заключали в себе явные признаки имеющего вскоре последовать явления Утехи Израилевой, наступило продолжительное молчание. При безотрадном для еврейского народа направлении современных представителей иерархической власти (в лице синедриона и первосвященника), умственного просвещения и нравственности (в лице ученых книжников, фарисеев и саддукеев), при тиранической языческой политике правителя Иудеи Ирода, проявившейся в тяжелых и горьких для Израиля угнетениях и порабощенности, еврейский народ однако же продолжал свято хранить веру в свое высокое призвание и сохранять в сердце светлую надежду на имеющего из его среды явиться Мессию. Без сомнения, это было время самого напряженного в еврейском народе ожидания обетованного Мессии. Но особенно твердая и определенная вера и притрепетная надежда на скорое явление Мессии наполняла, озаряла и согревала сердца благочестивых израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Разделы портала «Азбука веры» священник Кирилл Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт I. Читая Евангелие, мы видим, что на всем пути земной жизни и служения Господа нашего Иисуса Христа Ему сопутствуют женщины. Среди них есть и еврейские праведницы, и грешные язычницы, но всех их объединяет одно: каждая из них в той или иной мере послужила Христу и Его прославлению. Одни свидетельствуют о Мессии (Елизавета, Анна-пророчица, Самарянка), другие являют образец глубокой веры (Хананеянка, и кровоточивая), третьи воздают Ему почести, помазывая на служение и на смерть, четвертые же получают исцеления, укрепляя тем самым веру окружающих. Женщины гораздо быстрее мужчин воспринимают учение Господа, в сердцах женщин вера насаждается легче и укрепляется быстрее, даже язычницы исповедуют Господа Иисуса как Мессию, в то время как ученики еще не крепки в вере. Образами женщин в Евангелии раскрывается преимущество Нового завета перед Ветхим, и сила веры, и нескончаемая милость Божия, и смысл истинного следования за Христом. II. Первая женщина, встречающаяся нам при изучении Евангельской истории, – Елизавета, мать Иоанна Крестителя, первая из людей узнавшая о пришедшем Господе, находившемся тогда еще во утробе Пресвятой Девы. «И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева твоего!» ( Лк.1:42 ). В старости в бесплодной утробе зачала Елизавета, чтобы послужить Господу еще до Рождества Его. «В омертвелой утробе Господь наш уготовил вестника Себе, дабы показать, что Он пришел взыскать умершего Адама. Прежде оживотворил утробу Елизаветы, потом Своим телом оживотворил Адама», говорит – Св. Ефрем Сирин (1, сс. 30–31). И великую милость сию снискала Елизавета праведностью пред Богом, но не перед людьми только. Люди считали, что немилость Божия на ней (ср. Втор.28:18 ), но какую милость проявил Господь, уподобив ее Саре и дав ей родить последнего величайшего пророка в истории! Другим человеком, засвидетельствовавшим пришедшего Мессию, также была женщина. В лице праведного Симона Богоприимца и Анны пророчицы явил Себя Господь Израилю, и славила Анна Господня, и «говорила о Нем всем, ожидающим избавления в Иерусалиме» ( Лк.3:38 ). Хотя и понимала она избавление, прежде всего как политическое (2, с. 142), но все же была первой, возвестившей миру о пришедшем Христе.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

Рель. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Уже в 1627-1628 гг. в селе Рель, числившимся в Никольской пятине Сомерской волости Старорусского уезда Новгородской епархии была деревянная церковь Николая Чудотворца, которая сгорела в 1725 году. Но уже 1726 году храм отстроили заново, на том же месте. Это также была деревянная холодная церковь. В 1861 году церковь отремонтировали и капитально перестроили, приобрели новый иконостас. В 1865 году церковь вновь сгорела из-за неосторожного обращения с огнем. В 1870 году по проекту архитекторов И.Б. Слупского и А. Д. Фиалковского было начато строительство нового каменного храма вместимостью 800 человек. Строился храм на пожертвования, материалы для строительства также доставляло местное население. В1887 году Никольская церковь с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Пророчицы Анны была освящена. В 1937 г. священника арестовали и расстреляли, богослужения были прекращены, а в 1939 году храм закрыли окончательно. В 1989 году были предприняты попытки реставрации, но работы были прекращены.  Статья в журнале «Вода живая» 1 2008 г. Село Рель отстоит от Петербурга в 150 верстах, от Гдова - в 90. Название села производят от крика журавлей, живущих в соседних болотах. В 1627 – 28 гг. была известна деревянная церковь св. Николая чудотв., находившаяся в селе Рель, в Никольской пятине, Сомерской волости, Старорусского уезда Новгородской епархии, но в местных документах о ней не упоминается. Зато есть указ от 28 ноября 1726 г. преосв. Феофана, архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, с разрешением «попу села Рели церкви Николая Чудотворца Федору Мартинову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте, церковь Николая Чудотворца». Церковь эта сгорела 29 мая 1725 г.. Церковь была холодная и была освящена попом села Осьмин Алексеем Сидоровым по новоисправленному требнику. В 1861 г. она исправлена и в ней поставлен новый иконостас, стоивший 1450 руб. серебр. В 1865 г. 23 апреля церковь сгорела, по одним – от свечи на жертвеннике, оставленной не загашенною, по другим – от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем после обедни панихиду, загорелась подкладка ризы. Документы, иконы, иконостас и утварь были перенесены во вновь устроенную кладбищенскую церковь Покрова.

http://sobory.ru/article/?object=04898

сост. Александр Ратшин Пермской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКИЙ-ДАЛМАТОВ, муж. 3 класса, в заштатном городе Далматове; состоит под управлением игумена. Основан в 1644 году Димитрием Мокринским, пришедшим из Невьянского монастыря и по принятии иночества, с именем Далмата, бывшим здесь первым строителем; он принес с собою явленную икону Божией Матери, известную ныне под именем Далматской, которой празднество совершается 15 февраля. Этот старец Далмат и сын его, Исаакий, бывший здесь после отца архимандритом, были за их добродетельное житие уважаемы живущими окрест башкирцами. В этой обители ныне три каменные церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Успения Божией Матери, а внизу Рождества Христова; в верхней церкви находится и помянутая явленная икона. 2) Иоанна Златоустог о. 3) Николая Чудотворца. Монастырь окружен каменною стеною. До учреждения штатов принадлежало этому монастырю более 2000 душ крестьян. При обители бывает ежегодно, 6 декабря, ярмарка. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Верхотурье; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Пермской семинарии. Обитель эта основана в 1604 году иеромонахом Ионою. Здесь соб. церковь Николая Чудотворца, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В ней почивают открыто мощи Праведного Симеона Верхотурского, перенесенные сюда 12 сентября, 1704 года, митрополитом Филофеем, из села Маркутинского, где этот праведный скончался. ИСТОБЕНСКИЙ-ВО3НЕСЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Соликамске, на берегу реки Усолки. О первоначальном основании этого монастыря неизвестно. Он прежде существовал в Вятской губернии, в селе Истобенском, на реке Вятке и назывался Троицким-Истобенским; в 1725 году переведен в Спаский монастырь, в уездном городе Орлове; а 1727 опять на прежнее место; потом, в 1781, переведен сюда в Соликамск, на место упраздненного Вознесенского монастыря. В нем две каменные церкви: 1) Соб. Вознесения Господня, с приделом Благовещения Богородицы, древнего построения; 2) Божией Матери, Всех Скорбящих Радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Статистические сведения о причтах, приходах и средствах содержания духовенства 1. В Петербурге 1) При церкви Святого Пантелеймона, что при Партикулярной верфи, было два священника, диакон и один причетник. Служба совершалась ежедневно. По ведомости 1738 года об исповедовавшихся показано 37 дворов и 25 казарм. В них: мужеска пола 686, женска 584, обоего 1270 человек. Кроме доходов, священство и причт получали из конторы Партикулярной верфи жалованье: старший священник 50 рублей, второй 30 рублей, диакон 25 рублей, дьячок 6 рублей и просвирня Стефанида Григорьева З рубля. 2) При церкви Святых и Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы священников два, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1739 года, показано 266 дворов, в них мужеска пола 1191, женска 1093, а всего 3094 человека. Духовенство пропитание имело только от приходских людей. 3) При церкви Святого Сергия, Радонежского чудотворца, в артиллерийских слободах священников два, диакон и два причетника. По ведомости 1740 года в приходе дворов 96, и в них обитателей мужеска пола 905, женска 530, а всего 1435 человек. Жалованье шло из артиллерийской канцелярии только одному священнику по 60 рублей в год, прочие же члены клира питались исключительно подаянием приходских людей. 4) В Ямской слободе при церкви Рождества Иоанна Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца было два священника, диакон, дьячок и пономарь. По ведомости 1738 года об исповедавшихся, в приходе показано 600 дворов, и в них мужеска пола 935, женска 865, а всего 1800 душ. 5) При Вознесенской церкви в Адмиралтейских слободах было три священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Приход был очень большой. По ведомости 1737 года в нем показано 925 дворов, жителей: мужеска пола 5890, женска 4443, всего 10,333 человека. 18-го января 1743 года преосвященный Никодим, на основании указа Петра I о духовных штатах, определил четвертым священником Петра Иванова – из вызванных для армии из Москвы. 6) При церкви Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе было два священника, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В приходе, по ведомости 1738 года, значилось 138 дворов разного звания, и в них жителей мужеска пола 670, женска 699, а всего – 1369 человек. Руги никакой не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Томск. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты С 1671 по 1776 год церковь входила в состав Христорождественского женского монастыря. Каменное здание было построено в 1898 году в стиле " сибирское барокко " . В 1920-м Никольскую церковь национализировали, по договору передали в пользование верующим, а в 1936 году закрыли. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента разрушенного храма использовались для постройки жилого дома по улице Крылова, 6а. Храм Рождества Христова В 1766 году на месте обветшавшего храма упраздненного Рождественского девичьего монастыря была заложена деревянная двухпрестольная церковь, которая в 1769 году по благословению епископа Тобольского Варлаама была освящена игуменом Нафанаилом: главный престол - в честь Рождества Христова, придельный - во имя святителя Николая Чудотворца. В 1792 году эта церковь была заменена новой каменной с каменной колокольней. В 1806 году по благословению архиепископа Тобольского Антония придел с северной стороны был освящен во имя святителя Николая Чудотворца игуменом Палладием. В 1836 году к храму пристроен третий придел. В 1856 году иждивением Томского первой гильдии купца Гавриила Игнатьевича Елисеева была выстроена новая каменная церковь. Однако она скоро перестала вмещать всех прихожан. Никольский храм Рождественский храм был разобран, а вместо него в 1898 году воздвигнут каменный трехпрестольный храм. Главный престол его был освящен 8 июня 1900 года во имя святителя Николая Чудотворца епископом Томским Макарием (Невским), придельные - во имя мученика Евграфа и Пророчицы Анны. 80000 рублей израсходовали на строительство братья купцы Евграф и Всеволод Королёвы, доброхотные подаяния составили 30000 рублей. Храм и колокольня были покрыты железом, увенчивались семью главами и позолоченными на средства прихожан ажурными крестами. Внутренние стены храма были оштукатурены, стенная роспись сделана на средства прихожанина Ивана Ивановича Логунова, пожертвовавшего 7000 рублей. Храм освещался электрическим светом.

http://sobory.ru/article/?object=43891

Харьков. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе. Серафимовская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пам. арх. нач. ХХ в. Казанская (Серафимовская) церковь построена в 1912 г. Строительство продолжалось 8 лет, с 1904 г. Церковь была освящена 16 июля 1912 г. к 300 летию освобождения г.Москвы и гос-ва Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предв. К. Минина и Д. Пожарского в 1612 г. Казанскую церковь построила артель мастеров из г. Сарова, поэтому ее еще называют Серафимовской. В основном храм построен из глинообожженного красного кирпича местных кирпичных заводов - бывших Нижнегиевского, Сортировского и настоящего Керамического завода. На стр-во храма было использовано 4 млн. штук кирпича. Площадь храма с алтарем 950 кв.м. Высота храма от основания до креста центрального купола - 75 м. Особого внимания заслуживает пол храма, выложенный высококачественной ковровой метлахской плиткой. Церковь четырехпрестольная. Центральный престол освящен в честь иконы Божией Матери именуемой Казанская, левый придел в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских. Правый придел в честь подвижника Серафима Саровского, чудотворца. Нижний или зимний храм освящен в честь Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Казанская церковь - один из храмов Харьковской епархии, в котором с 1912 г. и до наших дней не прекращались Богослужения. 16 июля 1912 года на Лысой горе была торжественно освящена местная «жемчужина» – Казанско-Серафимовский храм. Трехпрестольный Казанский храм, спроектированный в русско-византийском стиле епархиальным архитектором Владимиром Немкиным (и завершенный уже после его кончины его преемником - зодчим Владимиром Покровским), построили на земельном участке близ ул. Куриловской (современной Ленинградской, 78). Участок на Лысой горе принадлежал потомственному почетному гражданину Харькова, богатому купцу и владельцу магазина писчебумажных товаров Константину Уткину. Был он человеком набожным, много жертвовал на храмы, возглавлял комитет по постройке Благовещенского собора, был его старостой. В 1901 году Константин Уткин отдает принадлежавший ему участок земли на Лысой Горе для возведения церкви. Сам организовывает церковное попечительство по сбору пожертвований на строительство Казанско-Серафимовского храма, первым пожертвовав на 3 тысячи рублей. Уткин убедил лысогорцев всячески помогать на стройке артели бригады мастеров из города Сарова.

http://sobory.ru/article/?object=03887

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010