Песнь 1-я Покровенный Божественным облаком медленно-язычный (Моисей) извитийствовал Богом написанный закон: ибо он, отрясши от умственного ока грубое вещество, созерцает Сущего, и изучается таинственному ведению Духа, прославляя (Его) Божественными песнями. Досточтимые и священные уста изрекли: «Я не разлучусь с вами, други! Ибо, возседя на Отеческом высочайшем престоле, буду изливать Духа на желающих просиять обильною благодатью. Истиннейшее Слово, взошедши на гору, водворяет в сердце чистое спокойствие: ибо Христос, совершив Свое дело, обрадовал друзей ниспосланием на них, по обетованию, Духа, в бурном дыхании и огненных языках. Песнь 3-я Древле одна молитва сокрушенной духом Пророчицы Анны к Владыке и Богу умов расторгла узы неплодного чрева, и истребила несносную укоризну жены многочадной. Непостижимо верховное Божественное Существо! Оно неученых явило витиями, которые словом заграждают уста премудрых, а осиянием Духа избавляют от глубокого мрака бесчисленные народы. От нерожденного Света произошло всесильное, всеозаряющее нетленное Сияние, которое от существа Отца, посредствам Сына, блистает однородным с Ним светом. Это ныне возвещает народам огненный голос в Сионе. Песнь 4-я Царь царей, единый от единого, Слово единственное, исшедшее от безначального Отца. Ты, как благодетель, истинно облистал равносильным Твоим Духом Апостолов, воспевающих, Господи, Славу Твоего владычества. О Слово Божие! Ты из святого, прободеннаго ребра Твоего дождишь на меня воду, а духом как раскалённою печатью печатлеешь меня, посредствам слова устрояя для сложной природы Божественную купель возрождения. Все приклоняет колено перед Утешителем и перед Сыном Отца, единосущным Ему: ибо все познало в трех лицах Существо истинно не преступное, вечное, единичное; потому что свет воссиял – Благодать духа. Все вы служащие пресветлому Существу, совершенствуетесь от Божественного Господства. Ибо Христос, как благодетель, преестественно совершенствует нас, в огненном виде подавая во всей полноте благодать Духа для спасения. Песнь 5-я

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Разделы портала «Азбука веры» Творение преподобного Максима Грека Песнь 1 Ирмос: Божественным покровен/медленноязычный мраком,/извитийствова Богописанный закон:/тину бо оттряс очесе умнаго,/видит Сущаго/и научается Духа разуму,/хваля Божественными песньми. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле,/и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго,/яко да о Нем богоугодно служу Ти выну. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Со Безплотными Твоими слугами, смея, припеваю Ти и аз,/земля сый и пепел,/трисвятаго гласа пение,/Троице таяжде и Единице Преблагая. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Всегда бурями губительных страстей и духов возмущаемь душею,/Тебе, Всеблаженному Параклиту,/яже о моем спасении яко Богу возлагаю. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Нестроением всяческих беззаконных помыслов омрачаемь люте,/губительного сего, молю Тя, избавити мя изволи недуга. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Глубиною неразумия и лютаго нерадения дреманием потопляемь бедне,/к Тебе, Всепречистому, вопию:/душевныя сея тли избави мя. Слава: Во чреве заченши девственнем,/Егоже из чрева прежде век Отец роди,/чревными сладострастии порабощенна,/Твоею крепкою свободи мя силою. И ныне: Земля Ты едина свята воистину,/яко рождшая всех Божественный Живот;/землю плодоносну душу мою Твоему Сыну покажи, Богородице. Песнь 3 Ирмос: Разверзе утробы нечадствовавшия узы,/досаду же неудоботерпиму благочадствующия,/едина молитва пророчицы древле Анны,/носящая дух сокрушен,/к Сильному и Богу разумов. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Благости Твоея, Святая Троице, познание велие есть,/обновление созданнаго по Твоему Божественному образу,/Егоже, воплощением предивным из Тебе паче слова,/Себе жилище Божественное показала еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Даровании Твоими святыми и помыслы священнолепнаго благоговеинства, Владыко,/ум мой украси,/яко да в тишине души и святолепном устроении/пою и прославляю Тя, Божественный Параклите.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-bozhe...

Рубрики Анна Белла Изабелла 6 мин., 29.11.2014 Поделиться 29 ноября 2010 умерла поэт Белла Ахмадулина. В связи с уходом из земной жизни Беллы Ахмадулиной хочется не писать некролог, а вспоминать и рассказывать о ней. Для меня она была таинственной Прекрасной Дамой, несмотря на то, что дома о ней говорили просто и называли «Бэлкой». Моя бабушка, капитан таможни, работала с ее мачехой. Мама девочкой ходила с ней на демонстрацию. И все разговоры о ней были как о самом простом, обычном человеке. Для меня же, видевшего ее выступление и читавшего ее стихи, она была сродни волшебной фее из «Золушки», которая из тыквы могла сделать сверкающую карету. Она поражала меня своей странной манерой одеваться, произносить слова нараспев, читать стихи на какой-то высокой электрической ноте, как будто внутри нее была дрожащая струна, вибрирующая от прикосновения невидимого смычка. Для литературоведов Ахмадулина — одно из самых крупных явлений в литературе, наряду с Ахматовой и Цветаевой. Но даже у самых маститых из них мы не найдем глубокого анализа ее творчества. Ее дар — для многих загадка. Стихи, словно без труда слетевшие на бумагу, сочетающие легкость и простоту с изысканной высокопарностью, содержащие многоуровневые философские смыслы, граничащие с пророчеством, кажутся чудом, которым надо любоваться, но не анализировать. Свою фамилию Белла унаследовала от отца, татарина Ахата Ахмадулина, имя Изабелла — от матери-итальянки из рода Стопани, а при крещении она выбрала себе имя Анна в честь Анны-пророчицы и в память об Ахматовой. Уже в 13 лет она писала взрослые стихи, старшеклассницей работала корреспондентом газеты «Метростроевец». Не поступив на филфак, с легкостью прошла в Литинстинут им. Горького. Но через год была отчислена за отказ участвовать в травле Пастернака, потом с трудом восстановилась и закончила с блестящей дипломной работой. Уже второй сборник ее стихов был опубликован в Германии эмигрантским издательством «Посев», что в те годы могло быть расценено как измена Родине. За публикацию в альманахе «Метрóполь» (самиздатский сборник неподцензурных текстов известных литераторов) на два года была лишена права публикаций и публичных выступлений, то есть практически — заработка. А ведь у нее было двое детей (сначала появилась приемная дочь Анна, а потом Бог дал и свою, Елизавету). Она была бесстрашна и удивительно свободна и в мыслях, и в поступках, например, ездила в ссылку к Сахарову, рискуя репутацией и карьерой. Она умела покорять мир, не прилагая к этому специальных усилий, например, стала академиком американской Академии литературы. Даже сумела сняться в кино у Шукшина в картине «Живет такой парень».

http://foma.ru/anna-bella-izabella.html

Сысерть. Церковь Симеона и Анны. Храм во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы Сортировка: Карта и ближайшие объекты 270 лет Симеоно-Аннинскому храму в Сысерти. «…Построенная казенным коштом церковь в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы».  В 1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод имени царствующей тогда императрицы Анны, «озаботился построением» здесь храма. Закладка новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Благословенные грамоты на «обложение» и освящение были подписаны Антонием, митрополитом Тобольским и Сибирским. Первый храм при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был деревянный, построен «казенным коштом». Церковь освящена «Успенского Далматова монастыря архимандритом Сильвестром соборне» 3 (16 по н.ст.) февраля 1736 года. Первым священником первого Сысертского храма стал Феодор Феодорович Яковлев, сын священника Арамильской Свято-Троицкой церкви. Население заводского поселения с каждым годом увеличивалось. Храм с трудом вмещал всех молящихся.  В июне 1748 года из Сысертской заводской конторы поступила «промемория» в Екатеринбургское духовное правление. В ней отмечалось: «…имеется здесь построенная казенным коштом церковь во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, рублена из бревен и то холодная, в коей во время службы …претерпевают немалую нужду …и просили, чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню построить своим коштом…». Однако сысертские жители вынуждены были собираться на молитву в «самую малую церковь» еще 40 лет… Во время правления Елизаветы Петровны была создана особая комиссия, которая пришла к выводу о необходимости продажи государственных заводов частным лицам. Указом императрицы Елизаветы от 29 июля 1758 года было подтверждено разрешение Сената о передаче Сысертских заводов «благородному господину, титулярному советнику Алексию Федоровичу Турчанинову в вечное потомственное владение, с приписными крестьянами, лесами, землями, на определенных кондициях».

http://sobory.ru/article/?object=11418

3. Пятница. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского . Блгв. кн. Романа Угличского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Совершается шестеричная служба попразднства Сретения Господня и правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (А) . Приводим также схему соединения полиелейной службы равноап. Николая, архиеп. Японского, со службой попразднства Сретения Господня (Б) . А. На вседневной вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы), и святого, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь древле Моисею...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3-й песни – кондак святого, глас 4-й; седален праздника, глас 3-й: «От Девы Тя воплощенна...» (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, по 3-й песни канона). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Минеи: «Непременне по Ипостаси...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля) . «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Священнаго Священная Дева...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-16/

Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы что на Моховой улице Местоположение церкви Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится Литейной части в 1 участке на левой стороне реки Фонтанки, называвшейся прежде «Московской стороной», на углу Моховой, или по-прежнему, Хамовой улицы и Симеоновского переулка. История церкви Церковь сия, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный, во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого, Цесаревны Анны Петровны, а придельный – во имя Архистратига Михаила. Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 году; но в доношении Св. Правительствующему Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 года о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что эта церковь была построена тщанием и попечением Государя Цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни вместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга. В октябре 1731 года была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь с деревянным куполом и верхом колокольни, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина , в память дня рождения Высочайшей строптельницы храма. Время основания этого храма обозначено на медной доске в западной стене храма по правую руку со входа в церковь такими словами: «Во имя Господне основание храма сего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Елгава. Собор Симеона и Анны. Jelgavas Sv. Simeona un Sv. Annas pareizticgo katedrle Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первый православный храм в Митаве (прежнее название Елгавы) появился после 1716 года, когда в Митаву на постоянное жительство приехала Анна Иоанновна - племянница Петра I и вдова курлянского герцога Фридриха Вильгельма. Согласно брачному контракту, ей была отписана часть курляндских имений умершего супруга, и по настоянию императора Петра I Анна Иоанновна осталась в Курляндии. Вдова приехала 10 октября 1716 года и поселилась в мещанском доме, купленном для нее Петром Бестужевым. Вероятно, в этом доме и была обустроена первая православная церковь, освященная во имя Преображения Господня. В 1718 году для Анны Иоанновны начали восстанавливать и перестраивать дворец в Митаве, построенный при герцоге Фридрихе Казимире и взорванный при отступлении русских войск в 1706 году. Церковь перенесли на 2-ой этаж дворца. После вступления Анны Иоанновны на российский престол (1730), в 1738 году придворная церковь была перенесена в новый замок, построенный Бироном. Для окормления простых православных жителей Митавы в 1726 г. за дворцом был выстроен деревянный храм в честь свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Вероятно, посвящение этого храма было связано с днем тезоименитства Анны Иоанновны, которое праздновалось 3 февраля. Предположительно, маленькая деревянная приходская церковь стояла на том самом месте, где находится нынешняя церковь. С отбытием Анны Иоанновны из Курляндии Симеоно-Аннинский храм стал главным в Митаве. В 1750 году по причине ветхости его разобрали, и в 1755 году построили фахверковую церковь, простоявшую до 1779 года. Тем временем начались работы по проектированию каменного храма. В 1764 году три варианта представил курземский придворный архитектор Иоганн Готфрид Зейдель, в 1765 году еще один проект разработал Антонио Ринальди, а в 1767 году власти рассмотрели два проектных варианта Франческо Бартоломео Растрелли, один из которых был утвержден. И только 23 июня 1774 года были заложены фундаменты новой каменной церкви. Строительными работами руководил О.Ф. Лауе. В 1780 году новый храм был освящен. Каменная церковь была однопрестольная, зального типа, с плоским деревянным перекрытием, оштукатуренная, «покрыта листами железными». Над церковью возвышалась маленькая деревянная глава, обитая железом и покрашенная краской, над притвором была построена каменная колокольня в один ярус, с часами. Форма главок и скромный декор фасадов были решены в стиле барокко. В эту церковь перенесли трехярусный иконостас из старой фахверковой церкви. Есть информация также о том, что новый иконостас выполнил мастер Ян Янковский. В 1883 году случился пожар, от которого пострадал иконостас и иконы. При ремонте после пожара изменилась форма глав. Растреллиевская церковь простояла 110 лет, до 12 февраля 1890 года. С 1850 года церковь получила статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=08474

14. Девство, брак и вдовство (Из поучения св. Амфилохия Иконийского в праздник Сретения Господня) Многие из великих людей прославляют девство. И в самом деле, оно достойно похвалы. Оно не причастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнях родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ( Быт. 3:16 ). Однако и «брак честен» ( Евр. 13:4 ) превосходит всякий земной дар, как плодовитое дерево, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделыватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: «Се, аз и дети, яже ми даде Бог» ( Ис. 6:18 ). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Славно девство, но девство истинное; потому что и в девстве есть различие. Одни девы воздремали и уснули, а другие бодрствовали ( Мф. 25 ). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный; поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. Почтенно и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее победу в подвиге целомудрия, вдовство честное, чистое, беспорочное. Такова была представленная нам словом Божиим Анна пророчица, дожившая до глубокой старости и как орел обновившаяся юностию. Потому что в праздник Сретения Господня вы слышали повествование евангелиста: «И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова; сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкви, постом и молитвами служаще день и нощь» ( Лк. 2:36, 37 ). Св. Анна – венец вдовицам; жена по полу, пророчица по достоинству. Вдовством она украшалась как диадемою царскою; дряхлея телом, крепка была духом; при ветхости лица была лепообразна мудростию; согбенная старостию, бодра была познанием; увядая от многолетия, цвела боговедением; постилась, а не пресыщалась; молилась, а не скиталась; пребывала во храме, а не обходила чужие домы; пела псалмы, а не пустословила; пророчествовала, а не баснословила; занималась предметами Божественными, а не заботилась о суетном... Вы слышали, что сказал о ней евангелист: " И та, т. е. Анна, исповедавшеся Господеви, и глаголаше о нем всем чающим избавления во Иерусалиме» ( Лк. 2:38 ). Видишь ли величие Анны?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны 16 февраля Святая Церковь празднует память праведного Симеона Богоприимца и пророчицы Анны Пророчица Анна Статья из. т. 2 «Православной энциклопедии». Москва 2001 г. Анна, дочь Фануила, пророчица из колена Асира, упомянутая в Евангелии от Луки в повествовании о событии Сретения Господня, «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36-37). А.- единственная женщина, названная в НЗ «пророчицей», возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь, к-рая, так же как А., была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы), к-рые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме, можно было бы объяснить постоянное присутствие А. в храме (Witherington. P. 140-141). Увидев рожденного Спасителя, А. в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк 2. 29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38). В контексте писаний Луки проповедь А., види-мо, прообразует одно из служений, к-рые получат уверовавшие женщины (ср. Прискиллу в Деян 18). В сцене Сретения А., возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк 4. 7-19; 16. 19 сл. (см. Бедность)), высказывается предположение, что А. изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым являясь примером воздействия благой вести на их жизнь (Brown. P. 446).

http://sedmitza.ru/text/565552.html

3-го числа Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. О них довольно сказано выше, в празднике Сретения. † Преставление св. Симеона, епископа Тверского В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь 1 . Блаженный Симеон был первым Тверским епископом 2 , а седьмым Полоцким епископом 3 . По некоторым памятникам, он был из рода князей Полоцких 4 . Последнее подтверждается и тем, что множество земель и угодий роздано им Полоцким обителям и церквам 5 . Скорби времени заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. убит был князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же лишен был жизни и племянник его, князь Полоцкий, Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгород; другие князья и бояры бежали, кто куда мог 6 . Полоцкий епископ, заведовавший и прежде того церквами Тверского княжества, уклонился от бед в Тверь, тем более, что в то же самое время Тверский князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. – Благоверный князь принял блаженного пастыря со всею любовию: он наделил Тверскую кафедру его богатыми имениями и угодьями 7 . По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовию отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему. Великий князь Ярослав Ярославич скончался на пути из Орды, и его привезли в Трерь для погребения; «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Козмы и Дамиана» 8 . Блаженный Симеон управлял паствою, как пастырь искренний, как один из лучших пастырей церкви. По свидетельству летописей, он был «учительный и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил 9 . Снисходительный и добрый для обижаемых и несчастных, внимательный к чину иноческому и священническом у, он бы л грозен для оскорблявших правду и добродетель, – они боялись его 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010