составитель Л.В.Филимонова Скачать epub pdf Предисловие Список святых жен с именем Анна открывают святая пророчица Анна, мать пророка Самуила, и святая праведная Анна Пророчица, дочь Фануила, из колена Асирова. О первой из них мы узнаем из Ветхого Завета, о второй – из Нового Завета. Имя Анна носила и святая родительница Божественной Отроковицы, которая была особенно почитаема на Руси с древнейших времен. Во имя ее было построено большое количество церквей и создано множество монастырей. Почти все канонизированные жены Древней Руси – княгини. На них с первых веков христианства в Русской земле Промысл Божий наложил особый подвиг – явить своим сестрам образцы христианской женственности, стоять светильником горящим и светящим ( Ин. 5, 35 ), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (см.: Мф. 5, 15 ). Для X – первой половины XVI века содержанием женского религиозно-нравственного идеала является идея целомудренного брака в соединении с идеей сослужения во власти. Идея о неразрывной связи святости брака и сакральной царской власти стала сутью женского религиозно-нравственного идеала с середины XVI – первой четверти XVII века. Эта идея послужила основой для жития преподобной княгини Анны Кашинской. В Житии образ святой княгини Анны Кашинской отражает исповеднический подвиг ее супруга князя Михаила Александровича и иноческое служение, сопряженное с политическим наставничеством сыновей. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия. Из истории Церкви на Руси явствует, что из княжеских родов женщины прежде мужчин принимали на себя иго иночества. Прежде всех приняла постриг супруга великого князя Ярослава – Ирина, в иночестве святая Анна. Второй инокиней, и первой девственницей из княжеского рода, была блаженная Анна, дочь Всеволода. Она приняла постриг в 1086 году, тогда как первым добровольным иноком из князей был святой Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опытное Поле. Яранский Пророчицкий мужской монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Архитектурный стиль: Эклектика Год основания:Между 1899 и 1921. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Яранский район, местечко Опытное Поле. Координаты: 57.382619, 47.921246 Проезд:Трасса Р-176 " Вятка " , участок Яранск-Тужа. От Яранска около 10км, затем правый поворот на Опытное Поле (напротив поворота на с.Рождественское). От трассы примерно 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1899 году далеко на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя Праведной Анны Пророчицы. Появился он на земле, принадлежавшей ранее умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, завещавшей ее под новый монастырь. Для того времени это было появление уже далеко не первого нового монастыря на Вятской земле, и рост их продолжался. Незадолго до этого поблизости того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде два года назад появилась Куженерская женская община; в 1901 г. появится аналогичная община в местечке Арбаж в соседнем Котельничском уезде. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет. Строителем и настоятелем новой обители был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил, который был известен своей богоугодной жизнью. 25 сентября 1899 г. монастырь был освящен, но продолжал строиться. В помощь о.Нилу было послано из Вятки несколько самых достойных священнослужителей. 18 июня 1899 г.указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 г. указом Вятской духовной консистории перемещен иеромонах Матфей с должностью казначея. Как говорит устное предание, нелегко было ему покидать родную обитель, в земле которой покоился его дорогой наставник, но он смиренно подчинился указу духовной власти, к тому же командировка сначала намечалась как «временная», но как оказалось – на всю оставшуюся жизнь. Указом Вятской духовной консистории за 17861 от 21 декабря 1900 г. о.Матфей был окончательно оставлен в Пророчицком монастыре. Впрочем, как уже говорилось, связь его с Филейским монастырем осталась и в дальнейшем.

http://sobory.ru/article/?object=37142

Скачать epub pdf Сретение ( Лк 2:22–40 ) Встреча в Иерусалимском храме. Два пророка – Симеон и Анна – встретили Христа. Кого они перед собой увидели? Не Того, Кто со властью учил народ в Нагорной проповеди , исцелил слепых, прокаженных, изгнал легион бесов. Они увидели грудного Младенца. Тем не менее они исповедали, что перед ними – Владыка жизни. Именно у Младенца старец Симеон просил завершения своей долгой жизни, которую он провел в ожидании Христа. Пророчица Анна ожидала утешения для народа Божия и видела это утешение в Младенце. После Второго пришествия нам предстоит встреча со Всеславным Христом. Некоторые, такие как святитель Филипп Московский, пережили эту встречу при жизни. Конечно, такие встречи редки, однако мы часто встречаем Христа. Но встречаем в еще более смиренном виде, чем Его увидели Богоприимец и Пророчица. В Святых Тайнах мы встречаемся с Христом. Господь предстает перед нами в Святых Дарах: освященном Хлебе и Вине: крайнее смирение, и однако одновременно с запредельным уничижением здесь присутствует Божественное величие. Когда человек созерцает Святые Дары, он видит крайнее уничижение Сына Божия. И только глаза, которыми смотрят на Христа Симеон, Анна, – глаза веры могут усмотреть в уничижении величие Бога, ставшего Человеком, – настолько доступным, что Он дает Себя в снедь нам, и мы принимаем Его внутрь. Он вселяется, живет и действует в нас. Если эту встречу с Христом пропустить, мы пройдем мимо Христа. Вот какое событие мы празднуем, очень важное не только для тех людей, но и для нас. Сретение Господне – участь не только Симеона и Анны. Это участь всякого православного, потому что нам Господь идет навстречу. Идет в таком облике, в котором Его трудно узнать. Да поможет нам Христос узнать Его в самом смиренном, казалось бы, неузнаваемом виде, потому что встреча с Господом – главная встреча для человека. Ветхий и Новый Завет ( Флп 3:8–19 ) Апостол Павел утверждает, что Ветхий Завет по сравнению с Новым не имеет славы несмотря на то, что оба Завета происходят от Единого Бога. Это он пишет иудеям I века, которые приняли Новый Завет, отчасти продолжая жить Ветхим. Но это имеет отношение и к ним, и к нам. Протоиерей Димитрий Смирнов свидетельствует: среди православных есть язычники, есть ветхозаветные люди и даже, что удивительно, люди новозаветные. Первым делом хочется отвергнуть эти слова – батюшка погорячился. Но слова его представляются не такими уж несправедливыми, если задаться вопросами: что такое язычество, что такое Ветхий и Новый Завет ?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Скачать epub pdf Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила Память 9 декабря Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых 8264 , и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина 8265 . Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену – Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства 8266 не только от соперницы своей – Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом 8267 , чтобы рукою первосвященника Илия 8268 приносить жертву Господу Богу Вседержителю 8269 . И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть раздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешении своего любящего мужа ( 1Цар. 1:5, 8 ); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет: – Господи Саваоф если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его. Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

I. Положение вопроса Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в. 1 , но неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу. Православная восточная церковь позднейшего времени совершает собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь в этот день поминает св. четырех увенчанных мучеников и не празднует архангелу. Торжественный праздник в честь св. Михаила она издревле совершает 29 сентября и указывает ближайшее основание для его установления: в этот день было освящение базилики ангела Михаила на via Salaria в 6 милях от Рима 2 . Не так стоит дело с православно-восточным праздником. В русском thesaurus heortologicus, «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия Могилевского 3 , читаются след. строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта». Месяцесловы нередко предлагают подобного рода задачи, заставляя считаться с неизвестными причинами. Когда дело идет о памяти мученика, святителя, преподобного, задача имеет неизбежно вид трилеммы: или в этот день святой скончался, или празднество установлено по идеальным основаниям, или же в основе его лежит какой-либо исторический факт, может быть простая случайность, а может быть и очень знаменательное событие. 8-е ноября очевидно предлагает задачу в упрощенном виде дилеммы: или идеальное основание, или исторический факт. И нетрудно понять, что нельзя остановиться на первой половине. Самоочевидно то идеальное, эстетическое основание, по которому Собор Богородицы празднуется на другой день рождества Христова, собор Предтечи – на другой день Богоявления, память Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – на другой день Сретения, Собор архангела Гавриила – на другой день Благовещения, собор 12 апостолов – на другой день праздника верховных апостолов Петра и Павла, память свв. Иоакима и Анны – на другой день Рождества Богородицы, память царицы Елены, матери Константина, – на другой день Воздвижения Креста 4 . Но 8-е ноября в этом смысле совершенно немо. Если бы Собор бесплотных сил праздновался первого числа какого-нибудь весеннего месяца, в этом можно было бы видеть отражение мысли о том, что ангелы созданы в начале, прежде видимого мира; но едва ли кто думал, что мир создан был осенью. Остается последняя половина: в основе праздника лежит неизвестный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Анна Зерцалова родилась 31 января 1870 г. в Москве. Крещена она была в честь св. Анны пророчицы (память 3 февраля). Отец ее, Иван Зерцалов, имел дворянское звание и трудился в должности губернского секретаря. О матери Анна Ивановна рассказывает в главе " Как я обрела веру " своей книги " Светильник Православия " . Родители держались строгих нравственных правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны. Поэтому начатки религиозного воспитания, которые дали они своей дочери, были непрочными. “Малое чувство веры, которое тлелось во мне слабым огоньком, быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия, индифферентизма. Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного”. Это произошло уже после окончания гимназии, которую она окончила в 16 лет, получив хороший аттестат на звание домашней учительницы. “Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью предоставили мне уроки музыки, они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь – единственная ее радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь – единственное наше счастье. Один только Он может усладить наши мысли и желания; без Него – всюду скука и томление”. Анна Ивановна в течение нескольких лет была лишь внешней христианкой: ходила в храм, молилась, изредка говела, но все это не было согрето теплотою сердца. Жизнь ее шла в обычном русле мирских занятий – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг, а затем и занятия европейской философией (И.Кант, Г.Т.Бокль и др.). Душа томилась и ни в чем не могла найти утешения. “Бессмертный дух рвался наружу, он тяготился однообразностью и бесцельностью жизни, он требовал пищи и удовлетворения… Наконец, нашел и возрадовался: он увидел светлый маяк, который ярко, величественно засветил ему среди бушующих волн грозного житейского моря, он нашел пастыря, который все раскрыл ему: и духовное небо с его непостижимыми красотами и Всеблагость Творца–Промыслителя и духовную красоту созданий Божиих и пользу труда и деятельности.” Возрождение души Анна Ивановны, внутреннее воцерковление совершилось в кремлевском храме, посвященном святым равноапостольным Константину и Елене. Верующие эту церковь по чтимому чудотворному образу Матери Божией еще называли “Нечаянная Радость”. Настоятелем храма в 1874-1892 гг. был чтимый всей православной Москвой протоиерей Валентин Амфитеатров.

http://pravoslavie.ru/put/1575.htm

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Вениамин (Милов), еп. Владыка Вениамин родился в городе Оренбурге 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. При крещении младенец получил имя Виктор. Детские и юношеские годы будущего архиерея связаны с вятской землей. Как ни странно, в семье будущий архиерей получил лишь самые начатки религиозного воспитания. Сильные духовные переживания у него начались только в отрочестве, когда родители стали возить его на богомолье в Яранский мужской монастырь во имя св. Анны Пророчицы. Мечтательность, природная чуткость ко всему доброму, прекрасному расположили душу мальчика к монашескому житию. Будущий владыка Вениамин, окончив Яранское духовное училище, а затем, в 1916 году, - Вятскую духовную семинарию (вторым учеником), был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию. В годы учебы в семинарии епископ Вятский Никандр (Феноменов; † 1933) посвятил Виктора Милова во чтеца. В академии Виктор Милов ревностно занялся учено-богословскими трудами. Первой его работой, получившей оценку " пять с плюсом " , было сочинение о Филоне Александрийском. Однако " сердце льнуло больше к монахам и церкви " . По счастью, в Казанской академии ему наконец удалось встретить преподавателей, в которых глубокая ученость сочеталась с личным монашеским подвигом и миссионерским горением. Многие из них, особенно преподаватели-монахи, окормлялись у преподобного Гавриила (Зырянова; †1915), постриженника Оптиной пустыни, а в описываемый период - наместника Седмиезерной пустыни под Казанью. Душой казанского академического иночества был инспектор архимандрит Гурий (Степанов), будущий архипастырь. Выдающийся богослов, востоковед, знаток буддизма, переводчик богослужебных книг на языки народов Центральной Азии, он сыграл огромную роль в монашеском становлении владыки Вениамина. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал монашеские собрания, на которых присутствующие - преподаватели и студенты - могли свободно обмениваться мыслями. В академической церкви практиковалось строгое уставное пение, в котором Виктор неизменно принимал участие. К казанскому же периоду относятся первые проповеднические опыты тогда еще студента Виктора Милова - и это также по настоянию отца инспектора.

http://lib.cerkov.ru/authors/205

Санкт-Петербург. Благовещения Пресвятой Богородицы при Лейб-гвардии Конном полку. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка располагалась на Благовещенской площади ( площадь Труда) перед домом 6. Лейб-гвардии Конный полк был основан по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1730 г. Первоначально он имел походную церковь, освященную в том же году во имя св. Иоанна Предтечи, хранившуюся в доме В. Ф. Салтыкова на набережной Невы. 12 декабря 1743 года в построенных к этому времени полковых казармах лейб-гвардии Конного полка была освящена церковь; несколько позже полковая Благовещенская церковь и штаб полка были размещены в палатах Кикина, где до этого размещался полковой лазарет (ныне Ставропольский пер., дом 9, недалеко от Смольного собора). При размещении церкви в доме Кикина архитектором Ф. Б. Растрелли была произведена перестройка центральной части здания, и над ней в 1750 г. была возведена колокольня с куполом и крестом. Здесь церковь размещалась до 1799 года, когда по распоряжению императора Павла I полку Конной гвардии был передан Таврический дворец, а в 1801 году — дом Гарновского на Фонтанке. В 1805—1807 гг. для Конногвардейского полка были перестроены Кавалергардские казармы у Поцелуева моста по южному берегу реки Мойки; сюда же была перенесена полковая церковь. В 1844—1849 гг. для церкви в центре площади, устроенной к этому времени южнее строившегося первого каменного Благовещенского моста через Неву (позднее Николаевского моста, переименованного после революции в мост Лейтенанта Шмидта), по проекту архитектора К. А. Тона было возведено каменное здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы для обслуживания личного состава Конногвардейского полка. Проект К. А. Тона, по которому строилась церковь, был одобрен императором Николаем I и рекомендован им как образцовый. Строительство началось в июле 1844 года. 20 марта 1849 года состоялось торжественное освящение церкви. Главный алтарь был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя Святителя Николая Чудотворца, а левый — во имя Анны Пророчицы. Церковь была почти квадратной в плане, имела пять золоченых куполов и парадный, подчеркнутый ризолитом, главный вход. Очень красив был бледно-коричневый силуэт церкви на фоне выкрашенных в светлые тона зданий Благовещенской площади.

http://sobory.ru/article/?object=34117

Архимандрит Геннадий (Парфентьев) — небесный заступник Вятской земли Игумения Варвара (Скворцова) Источник: Церковный вестник Архимандрит Геннадий (Парфентьев) Священный Синод на сентябрьском заседании (журнал 68) по ходатайству митрополита Вятского и Слободского Марка включил имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отныне память этого угодника Божия совершается в день его кончины 10 ноября. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка материалы к канонизации собирали церковные историки — члены профильной комиссии другой епархии Вятской митрополии, Яранской, в нынешних пределах которой архимандрит Геннадий совершил свой подвиг. Об обнаруженных в ходе поисковой работы сведениях «Журналу Московской Патриархии» рассказал один из них 10, 2021). Зачислен послушником Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий, в миру Григорий Сергеевич Парфентьев, родился 28 октября 1864 года в деревне Моисеевка Путивльского уезда Курской губернии в семье государственных крестьян Сергея Филипповича и Анны Домиановны Парфентьевых . В 1886 году в возрасте 22 лет Григорий поступил послушником в Путивльскую Молчанскую Софрониеву пустынь, где прожил три года на общих послушаниях. В 1889 году он обратился к Берюховскому волостному старшине с просьбой выдать ему увольнительное свидетельство, открепляющее его от крестьянского общества. На основании этого документа Григорий Парфентьев был исключен из податного состояния и 23 июля 1890 года зачислен в Софрониеву пустынь указным послушником. Впоследствии настоятель Вятского Александро-Невского общежительного монастыря иеромонах Дионисий (Ахребенков), много лет проживший в Софрониевой пустыни, писал в Вятскую духовную консисторию, что послушник Григорий Парфентьев в годы своего пребывания в Путивльской обители вел себя безукоризненно, с усердием исполняя все возложенные на него монастырские послушания . Как свидетельствуют документы Вятской духовной консистории, в 1895 году послушник Молчанской пустыни Григорий Парфентьев прибыл в далекий Вятский край и направил свои стопы в Александро-Невский монастырь, что на Филейке.

http://pravoslavie.ru/143180.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 720 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010