Круг произведений, посвящённый Анне Кашинской 3455 Служба Анне Кашинской 3456 Служба преподобной благоверной великой княгине-иноке Анне, иже бе в Кашине На малей вечерни. Стихиры, глас 1. Подо‹бен›: О, дивное чюдо. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от благаго корени произошла еси, преподобная, и, яко красноцветущая ветвь, израстила еси. От юности своея избранный сосуд Богу начася быти добрыми своими детелми 3457 : постом и молитвою, воздержанием, чистотою душевною и телесною и милостынею с любовью и со смиренномудрием. Тем и Христос вселися в тя, преподобная, и просветися от него божественым его светосиянием, емуже ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, блаженная мати великая княгиня-инокиня Анна, яко от младых ноготь своих страх Божий имела еси в сердцы своем, и внутреннима очима от Христа Бога просветився, яже зрети к горнему Иеросалиму и помышляти всегда будущая, егоже си получила еси, преподобная, и ныне молися даровати нам мир и велию милость. О, чюдная преподобная великая княгиня-инокиня Анно, чистая душа твоя, яко зерцало, является очищенно добродетелми твоими многими, воображающи всем душевное спасение и к Творцу нашему и Богу присвоение, и ныне молися даровати душам наши мир и велию милость. Слава, глас 5. Возсия весна – приидите, людие, возвеселимся. Приближается лето благоплодное – обьемлюще плоды его, насытимся. Творится память преподобный матере великия княгини-инокини Анны – почетше ю 3458 , и восприимем ползу душевную, како угоди Христу Богу многими своими труды и подвиги и показа нам путь ко спасению, и ныне моли Христа Бога даровати нам мир и велию милость. И ныне.. Бого‹родичен›, глас той же: Блажим тя, Богородице Дево. На стих‹овне› стих‹ер›ы, глас 2. Подобен: Доме Ефрантов. Дом и жилище Пресвятому Духу была еси, блаженная мати Анно, тем и Христос в тебе живяше и ум твой и душу просвещаше. Стих: Честна пред Господем. Дом и подателнице нищим и всем неимущим явилася еси, достохвалная, тем и приобрете себе богатество неистощимое на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

“Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 (Из археографических разысканий) В 1-м и 2-м номерах журнала “Альфа и Омега” за 2001 г. нами был опубликован текст “Похвального слова русским преподобным” соловецкого писателя XVII в. инока Сергия (Шелони­на) 1 . В данном номере мы публикуем текст еще одного ранее неизвестного сочинения инока Сергия (Шелонина) — “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим”. Единственный список этого произведения был обнаружен нами в одном из сборников Соловецкого собрания Российской Национальной Библиотеки 877/987). Упомянутый сборник Сол., 877/987 представляет собой конволют, состоящий из 8-ми частей, написанных разными почерками на бумаге 20–70-х гг. XVII в. Содержание этого сборника весьма разнообразно: помимо “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим” (который в дальнейшем мы будем называть сокращенно “Каноном всем русским святым”), в его состав входят так называемый “Соловецкий летописец” второй редакции, “Слово” Амфилохия Иконийского о святителе Василии Великом, “Слово” Иоанна Златоуста о Божественных тайнах, служба святой благоверной Анне Кашинской и ряд других произведений 2 . Владельцем этого сборника был черный диакон Иеремия 3 , чьим почерком сделаны многочисленные исправления в 4-й и 8-й частях сборника, в том числе запись на обороте последнего листа “Канона всем русским святым”: “Творение священноинока Сергия” (л. 256 об.) 4 . Интересующий нас список “Канона всем русским святым” находится в последней части сборника Сол., 877/987, написанной на бумаге с филигранью “лилия на гербовом щите”, сходной с изображением в альбоме: Дианова, Костюхина, 901 (1624–1631 гг.) 5 . Благодаря датировке филиграней указанного списка мы могли бы датировать и создание самого “Канона” рубежом 1620–1630-х гг. Однако сопоставление этой датировки с некоторыми другими реалиями, отраженными в сочинении инока Сергия (Шелонина), вынуждает нас “отодвинуть” дату создания “Канона” к концу 1640-х гг. Во-первых, как нам удалось установить, на создание “Канона всем русским святым” оказал влияние “Канон преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим”, созданный иеромонахом Мелетием Сиригом в 1643 г. 6 . “Канон” Мелетия Сирига повлиял на концепцию “Канона” Сергия (Шелонина) и отчасти на его заглавие. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моя семья будет жить вечно, потому что браки совершаются на небесах Виктория Гусакова о семинаре «Семья как базовая национальная ценность», прошедшем в Санкт-Петербургском суворовском военном училище 21.11.2014 475 Время на чтение 3 минуты 20 ноября в рамках реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию кадет в Санкт-Петербургском суворовском военном училище МО РФ состоялся семинар по теме «Семья как базовая национальная ценность». В нем приняли участие разные поколения: суворовцы 1 курса (5 класс), обучающиеся в клубе «Летописец», и магистранты кафедры педагогика РГПУ имени А.И. Герцена, в числе которых были и молодые специалисты, и уже имеющие большой жизненный опыт учителя, и многодетные родители. Семинар проходил накануне празднования Дня матери, и потому закономерным стал разговор о взаимоотношениях жены и мужа, отца и отца, родителей и детей. В первой части семинара магистранты провели с суворовцами беседу о семьях, которые причислены Русской православной церковью к лику святых. Среди них – святые Петр и Феврония Муромские, чья память празднуется 8 июля, в день, который сейчас считается праздником любви и верности в браке. Юные суворовцы узнали, что этот праздник – достойная альтернатива дню святого Валентина – западному торжеству «свободной псевдолюбви», поправшему такие духовно-нравственные понятия как верность, честность, преданность. Затем речь шла о святых княгине Анне Кашинской и князе Михаиле Черниговском, который добровольно принял смерть в Орде во имя сохранения своего народа. С большим интересом суворовцы прослушали рассказ об основании города Кашина, где провела свои последние годы вдова Анна. В основу планировки Кашина был положен крест и сердце, напоминавшие о любви и верности супругов. В беседе о святых Дмитрии Донском и Евдокии Московской акцент был сделан на воспитании 12 детей, а в разговоре о последнем русском императоре Николае II и его семье – на духовном единении всех членов и их единодушном радении о России.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/21/mo...

Определением Святейшего Синода от 11 апреля 1909 года снова открыт в городе Кашине Тверской губернии тот временно находившийся под спудом светильник Божией благодати, который задолго до официального соборного в 1649 году поставления на свешнице ( Мф. 5, 15 ) в древней России духовно освещал и животворно согревал ту ближайшую обстановку, в которой находился. Мы здесь разумеем только что совершившееся восстановление полного всероссийского почитания преподобной благоверной княгини Анны Кашинской по надлежащему церковному чинопорядку. Глубоко трагические обстоятельства окружают светлую историческую личность благоверной княгини – праведницы как при жизни ее, так и по блаженной кончине – с тех пор как состоялось временное, однако же в течение 230 лет имевшее свою силу определение Московского собора в феврале 1678 года о прекращении церковного чествования ее мощей «впредь до усмотрения». Поистине весьма печальное явление, беспримерное в истории канонизации святых Русской Церкви, представляет это обстоятельство, что благоверная княгиня Анна, прославленная свыше нетлением мощей и чудесными от них знамениями, спустя 28 лет после торжественного причисления к сонму святых Божиих и подобающего во всей Российской Церкви почитания, суровым определением Московского собора как бы изглажена из светлого лика чтимых в России святых. Однако, как оказывается из ближайшего рассмотрения определений Московского собора 1678 года, это прискорбное, совершившееся по некоторым недоразумениям того времени событие не было развенчанием святой княгини Анны, и как бы подтверждением этого служит последующая история непрерывного и глубокого почитания благоверной княгини Анны среди жителей города Кашина и его окрестностей. Эта историческая замечательная живучесть или устойчивость внушаемого, очевидно, голосом христианской совести почитания святой Анны Кашинской, притом бесстрашного при внешне грозном определении соборном, представляет выразительное свидетельство истинной веры в благомощное предстательство преподобной пред Всевышним, и она-то преимущественно служила для большинства русских агиологов 1 некоторым побуждением к обстоятельному исследованию и уяснению исключительных перипетий канонизации благоверной княгини Анны – в целях разрешения тех оказавшихся в последней четверти XVII века недоумений о личности ее, месте и времени кончины, равно о самом состоянии честных мощей, которые имели доселе как бы роковое значение для преподобной в отношении церковного чествования ее. Но теперь, с надлежащим уяснением этих вопросов и с утверждением всеобщей веры в святость благоверной княгини Анны чудодейственными знамениями и исцелениями по молитвенному ее ходатайству, снова, не без воли Бога тайной, воздано ближайшей покровительнице города Кашина преподобной Анне то, что вполне заслуженно было дано ей 260 лет назад на Московском соборе 1649 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Церковно-научная конференция памяти великой княгини Московской Евдокии состоялась в Москве Москва, 13 апреля 2007 г. Международная церковно-научная конференция, посвященная 600-летию со дня кончины святой великой княгини Московской Евдокии (преп.Евфросинии), состоялась 12 апреля в Архиерейском зале храма Христа Спасителя в Москве. Форум был организован Московской патриархией, Правительством Москвы, Фондом вел.княгини Евдокии Московской и приходом строящегося на Нахимовском проспекте храма во имя святой, сообщает Благовест-инфо . Приветствие к участникам конференции от имени Патриарха Алексия II зачитал архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). 100 лет назад, говорится в послании, с большим размахом, на высоком церковном и государственном уровне, в Московском Кремле торжественно было отмечено 500-летие со дня кончины св. преп.Евфросинии. «Сегодня мы с почтением отдаем дань памяти» великой княгине как «верной жене, чадолюбивой матери, смиренной монархине», отмечено в послании. Алексий II напоминает, что великая княгиня Евдокия была женой князя Дмитрия Донского, матерью 10 его детей, после кончины мужа в течение 20 лет - соправительницей своего сына Василия I. Она известна как «образец в делах милосердия», строительница храмов и монастырей; в одном из них она и приняла иноческий постриг за месяц до кончины. Патриарх подчеркивает, что пример великой княгини может воодушевить «современное общество, которое находится в поиске идеала женственности». В заключении послания отмечено, что данная конференция начинает череду памятных мероприятий в честь 600-летия преставления св.Евдокии (Евфросинии), которые пройдут в разных городах России. Архиепископ Арсений в своем слове размышлял о критериях святости и ее земных предпосылках, об «особом пути» святых русских женщин, которые «по своим подвигам& сравнимы со вселенскими святыми».Наряду со святой вел. кн. Евдокией иерарх упомянул также о св.Анне Кашинской, св.Иулиании Лазаревской. «Дела милосердия стали сутью их жизни, связанной с полным самоотречением», -- отметил выступавший.

http://pravoslavie.ru/21702.html

При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга, посвященная благоверной княгине Анне Кашинской 24 июня 2023 г. 23:21 При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга «Святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская». Издание приурочено к 655-летию преставления благоверной княгини Анны Кашинской и 75-летию возвращения ее святых мощей Русской Православной Церкви. Книга содержит житие святой княгини — текст писателя и исследователя древнерусской литературы В.З. Исакова. В издании используются авторские иллюстрации народного художника России Л.Г. Юга. Со страниц издания к читателям обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий : «2023 год подарил нам две знаменательные даты из богатейшей истории нашей Тверской епархии: 75 лет со дня возвращения Церкви мощей святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 655 лет со дня ее преставления. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — небесная покровительница нашей Тверской земли. Она не только исторический символ нашей области, но и ориентир для современной праведной жизни. Она — покровительница семьи, брака, любви и верности и наш образец для подражания. Нынешний год — особое время, когда мы все вспоминаем и отмечаем подвиги и благословенный пример жизни святых Михаила Тверского и Анны Кашинской. Их любовь и верность должны служить нам примером и напоминанием об истинной сущности семьи, христианского брака и любви мужчины и женщины, благословленной Христом. Жизнь святой Анны была полна испытаний. Она потеряла мужа, четырех детей и внука, потеряла все, что у нее было. На ее женскую долю выпали тяжкие страдания при жизни, которые нисколько не озлобили ее, но, наоборот, лишь больше укрепили в любви к Богу. И даже после смерти, когда она была признана святой, ее почитание прекратилось из-за церковного раскола и человеческой немощи. Но, несмотря на эти испытания, правда Божия восторжествовала. Мощи святой Анны были вновь обретены, и она снова стала почитаемой святой Церкви Христовой. Святая Анна Кашинская напоминает нам о том, что истинная любовь и верность к близким людям являются продолжением любви и верности человека к Богу. Да поможет нам Господь усвоить уроки, которые мы можем извлечь из ее святой жизни, и применить их в наших собственных жизнях. Да будет так».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кашин: город с большим сердцем 2 мин., 21.02.2022 Кашин называют «городом русского сердца». Это не фигура речи. Если взглянуть на Воскресенский собор с высоты птичьего полета, увидишь, что храм стоит внутри природного чуда: изгиб реки Кашинки образует вокруг собора и Кашинского кремля знак сердца. Воскресенский собор города Кашина Воскресенский собор находится рядом с кремлем и виден из любой точки Кашина. Первый храм на этом месте упоминается в летописях в конце XIV века. Собор не раз перестраивался. Сегодняшний вид он приобрел в середине XIX века. В то время он вмещал до 7000 человек — все население Кашина! Сегодня это самый большой собор во всей Тверской епархии. Разорение и возрождение В 1930-е годы храм закрыли. С собора сняли колокола и кресты, разрушили внутреннее убранство. Многие росписи сильно пострадали, какие-то безвозвратно погибли. Вот так сейчас выглядит центральный неф собора. 125 ступенек к небу В 1855 году к зданию Воскресенского собора пристроили 76-метро­вую трехъярусную колокольню со шпилем. Чтобы увидеть старинный купеческий город с высоты птичьего полета, нужно преодолеть 125 ступенек и подняться на смотровую площадку. Панорама отсюда открывается потрясающая! Куранты Часы установили в 1872 году, и они до сих пор исправно работают. Фото Ольги Квесисской kvesisskaya.tourister.ru Святая преподобная княгиня Анна: покровительница города Кашина С Кашином связаны судьбы многих святых. Самая извест­ная — благоверная Анна Кашин­ская, тверская княгиня, жившая в XIII–XIV веках и потерявшая в междоусобице почти всех своих близких. Крестный ход на повторном прославлении Анны Кашинской, 12 июня 1909 Памятник святой Анне Кашинской Фото Алексея Видинеева В 1812 году войска Наполеона заняли Москву и были на подступах к Кашину, образ благоверной княгини обносили вокруг города крестным ходом двенадцать раз. Французы до Кашина не дошли. «Дом благоверной» Шитый покров с мощей преподобной Анны Кашинской. Середина XVII века. Хранится в ГИМ

http://foma.ru/kashin-gorod-s-bolshim-se...

Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … 25 июня, 2012 В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … Великая княгиня Елизавета Федоровна на торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской. 12 (25) июня 1909 г . Великая княгиня Елизавета Федоровна Дивны дела Твои, Господи, когда взираешь на переплетения судеб человеческих, где каждое событие имеет глубочайшее значение. Когда в жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых. Удивительна и промыслительна встреча двух княгинь – святой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны. Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: « 10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна ». К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху. « С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской». На вокзале Елизавету Федоровну встретили губернатор, представители городского и земского управления, власти, а у Воскресенского собора ее с нетерпением ожидали местные и много приезжих представителей духовенства. Архиепископ Алексий в полном облачении, с посохом и крестом в руках приветствовал Ее Высочество прекрасной речью, причем высокую паломницу, супругу князя-мученика, назвал «близкой по судьбе и родной по духу» благоверной княгине Анне. «Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны, изволением Промысла Божия, суждено разделить с нами именно лично Тебе, многострадальная возлюбленная Благоверная Великая Княгиня, Тебе – как близкой с нею по судьбе и родной по духу …»

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дважды святая княгиня 02.08.2012 350 История жизни и прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской (ок. 1280-1368), обретение мощей которой Русская Православная Церковь отмечает 3 августа, до сих пор обращает на себя взоры многих. Почему ее канонизировали дважды и как к этому относиться верующему человеку, мы спросили управляющую подворьем Введено-Оятского женского монастыря - храма святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге инокиню Софию (Егорову). - Княгиня Анна Кашинская была канонизирована в лике благоверной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в 1649 году. В 1650 году состоялось торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора Кашина в каменный Воскресенский. Однако, так получилось, что через 27 лет, в 1677 году, на Малом церковном соборе в Москве ее церковное почитание запретили. Княгине Анне нельзя было писать иконы, служить молебны. Этот запрет во многом был спровоцирован политикой. Старообрядцы указывали на то, что у буквально только что прославленной святой пальцы правой руки были сложены в двуперстном знамении. Впоследствии церковная комиссия опровергла это утверждение. Однако именно к этому факту апеллировали старообрядцы, пытаясь доказать, что святая княгиня придерживалась старых обрядов, а значит их нельзя и менять. Собор же, который лишил церковного, но не народного почитания святую княгиню Анну, тоже действовал в русле политики, пытаясь противостоять расколу. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, прославленная Русской Православной Церковью. В своей мирской жизни пережила потерю практически всех своих родственников (мужа - князя Михаила Тверского, детей - дочери Феодоры, сыновей Дмитрия, Александра, внука Федора). Приняла монашеский постриг, была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия, впоследствии приняла схиму. Канонизирована в 1649 году. В 1677 г. была деканонизирована Малым церковным собором в Москве. В 1908 г. Священным Синодом церковное почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено. Дни памяти (н. ст.) - 25 июня - перенесение мощей, второе прославление; 3 августа - обретение мощей; 15 октября - преставление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Архив Пн Председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения возглавил работу VI Научно-практической конференции регентов и певчих церковных хоров СКФО 23 декабря 2023 г. 15:47 Торжественным богослужением в Спасском кафедральном соборе города Пятигорска открылась VI Научно-практическая конференция регентов и певчих церковных хоров епархий, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа. Божественную литургию совершили председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении духовенства Пятигорской епархии . Песнопения Литургии исполнил сводный хор, в состав которого вошли 250 участников форума, под управлением ответственного секретаря Совета, регента храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы Варвары Волковой. По окончании Литургии митрополит Амвросий передал регентам и певчим Северного Кавказа благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и вручил благодарности Церковно-общественного совета руководителю отдела по взаимодействию с учреждениями культуры Ставропольской епархии протоиерею Владимиру Сафонову, руководителю по духовно-нравственному воспитанию Свято-Сергиевской гимназии г. Черкесска протоиерею Сергию Кузнецову, регенту кафедрального собора великомученика Георгия Победоносца г. Владикавказа Марии Качмазовой, регенту Архиерейского хора Спасского кафедрального собора г. Пятигорска Анне Кубе, преподавателю епархиальных регентских курсов Пятигорской епархии Галине Мамалиевой, регенту Архиерейского хора кафедрального собора великомученика Георгия Победоносца г. Георгиевска Тамаре Поповой. Затем в Молодежном центре Пятигорской епархии состоялось пленарное заседание конференции. Приветствуя участников конференции, митрополит Амвросий сказал:  «Сердечно приветствую вас на замечательном мероприятии, которое уже в шестой раз собрало талантливых людей для того, чтобы вместе помолиться Творцу мира, в том числе воздать Ему хвалу посредством музыки, а также вместе подумать о развитии богатых традиций русского церковного пения.

http://patriarchia.ru/db/text/6086835.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010