В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, некоторые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим (Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства//Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198–205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений (Анисимов. Владимирская икона. С. 57–58). Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо престол с орудиями Страстей; композиция могла неск. отличаться от сохранившегося изображения кон. XIV — нач. XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии — символ Св. Духа — белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли В. и. к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой» М. Богородица Владимирска//ЗЛУ. 1985. Т. 21. С. 29–50; Сарабьянов В.

http://sedmitza.ru/text/414758.html

Праздник Владимирской иконы Божией Матери 6 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Владимирской иконы Божией Матери. Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г. " Стояние на Угре " . Владимирская икона Божией Матери Фрагмент статьи из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Владимирская икона Божией Матери (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. (Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. Иконография, художественный образ, история реставрации В. и. Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IC ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78´ 55 см, с надставленными полями - 104´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. 1. С. 35-40). Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим (Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства//Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений (Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

http://sedmitza.ru/text/726140.html

Мужики остановились у дороги, и Прохор пошел показывать им, где будут проводить дорогу. Ушли в лес и даже не заглушили мотор самосвала. Три часа они рассматривали землю, а самосвал работал все это время. Мы не знали, как выключать мотор, потому что выключатель мотора сделан по-другому. Пришла к нам Билла Ребика жена. Она показала нам, где можно брать свежую воду, и дала разрешение ставить палатки. Когда мужики вернулись, они поставили палатки, и мы приготовились лечь спать. На другой день мужики сделали крышу и под нее поставили дровяную печку, которую нам дали американцы. Это стала наша кухня на все четыре семьи. Американцы привозили нам рыбы, креветок 2252 , другую пищу. Некоторые привозили одежду. Больше всех приезжали алеуты. Через неделю моему отцу, Григорию Мартюшеву, привезли мужики трейлер. Тятину палатку превратили в баню. В субботу мы убирали палатку и топили каминку. Когда вода нагревалась в банках, мы закрывали все палаткой и мылись. Две или три субботы помылись так, потом я попросила, чтобы мой муж построил лучшую баню. Я последнее время ходила 2253 . Мужики напилили лес 2254 в городе и построили баню на санях. Когда мы поехали на свою землю, баню привезли с собой. Когда люди прибывали, то многие мылись в ней. Когда весь снег растаял, мужики начали проводить дорогу до этого места, где сейчас деревня. Однажды поехал Анисим чистить дорогу и повез детей на тракторе в ковшике с собой. Когда Анисим приехал на место, он сбросил детей и начал работать. Когда начал чистить то место, где дети играли, они все разбежались, и Анисим принялся толкать пенек с дороги в сторону. Некоторые дети разбежались, когда Анисим начал чистить это место, а Ольга, Кириллова дочь, и наш двухлетний сын Алеша остались. Они всегда играли вместе. Ольга была мать, а Алешка – ребенок. Люба, наша дочь, стояла в сторонке. Она кричала что-то и махала отцу руками. А Анисим посмотрит на нее и снова работает. Потом увидал, что чья-то головка видна из-за пня. Это был Алешка. Ольгу уже завалило землей и придавило камнем. Алешку завалило землей по пояс. Благодаря тому, что Анисим не успел еще сдвинуть пенек, только нагрузил грязь. Если бы Алешка не выставил голову, то не знаю, что бы получилось. Анисим остановился и раскопал детей. С тех пор Анисим больше никогда не стал возить детей с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Анисим сказал Федору, что сейчас нельзя работать, шибко много грязи и сырости. А Федор настаивал, что он должен засыпать, и все. Тогда Анисим привез гравий на самосвале, но, когда начал высыпать, самосвал завяз. Самосвал много времени стоял в грязи. Здесь везде был густой лес. Бабушка Марья Мартюшева приехала и сказала: «Те, кто раньше приехали, забрали все самые чистые места, а нам оставили один лес». Ей ответили, что везде был лес, но она спорила: «Да ну, посмотрите, какая земля у всех». Бабушка Марья и ее муж жили вместе с их сыном, Автономом Мартюшевым. Они первые начали селить вторую улицу, а там ничего не было расчищено. Я не помню, когда начали рыбачить, наверно, года через два. Первый катер купили у американцев. Григорий, Феопент, Кондратий и другие рыбачили на нем. Они научились как строить катера от американцев, и стали строить сами себе новые катера. Весной Артемий Полушкин и Кондратий Фефелов купили лесопилку. Поставили ее на сани, которые сделаны из бревен, и притащили ее в деревню. Все дети помогали пилить. Лесопилка еще была не полностью закончена, поэтому приходилось отгребать опилки и отбрасывать бруски в сторону. Всем хватало работы. Через три или четыре года Анисим опять хотел обратно поехать в Орегон. Я не хотела ехать, но согласилась. Мать, братья, сестры у него все жили в Орегоне, и он хотел около них жить. Я сшила себе юбки из толстого материала, в которых я могла бы работать на ягоде. Анисим поехал в город позвонить своему брату, Корнилию. У братьев что-то не сошлось, и Анисим решил не ехать в Орегон. И так мы остались здесь. 2230 Впервые опубликовано: How We Escaped From Russia. As told to Olympiada Basargin by Anna Basargin. Nikolaevsk (Alaska), 1989. Здесь и далее сохраняется орфография оригинала. 2248 Иоасаф (1891–1985) – митрополит Белокриницкий с 1978 г.; Киприан – еп. Браиловский; Леонид– еп. Славский. 2249 Впервые опубликовано: A Story of Nikolaevsk. As told to Olympiada Basargin by Solomia Kalugin. Nikolaevsk, 1984. 2250 Я хочу поблагодарить следующих лиц за их помощь в составлении этой книги: Боба Мора и Алис Таф за ободрение и поддержку; Джанис Стутзер, Фаину Штайнбук и Стэна Вайта за их помощь в проверке и в переводе рукописи (Прим. О. Басаргиной).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Ей видится в том непорядок, нарушение правильного, как она его понимает, хода вещей. Анисима решают женить. Он соглашается спокойно и без энтузиазма; впрочем, кажется, доволен тем, что и ему невесту подыскали красивую. Сам он невзрачен, но говорит: «Ну, да ведь и я тоже не кривой. Наше семейство Цыбукины, надо сказать, все красивые». Невесту зовут Липа. Очень бедная девушка, для которой войти в дом Цыбукиных, с любой точки зрения, подарок судьбы, ибо ее берут без приданого. Она страшно боится и на смотринах выглядит так, «как будто хотела сказать: «Делайте со мной, что хотите: я вам верю». Ее мать Прасковья робеет еще больше и всем отвечает: «Что вы, помилуйтес… Много вами довольныс». Анисим приезжает за три дня до свадьбы и всем в подарок привозит серебряные рубли и полтинники, главная прелесть которых в том, что все монеты, как на подбор, новенькие. По дороге он явно выпил и с важным видом рассказывает, как на каких-то поминках пил виноградное вино и ел соус, а стоил обед два с полтиной на персону. «Которые мужики — наши земляки, — и за них тоже по два с полтиной. Ничего не ели. Нешто мужик понимает соус!» Старик Цыбукин не верит, что обед может стоить так дорого, и с обожанием глядит на сына. Детальное описание свадьбы. Много едят и пьют плохое вино и отвратительную английскую горькую, сделанную «неизвестно из чего». Анисим быстро напивается и хвастается городским приятелем по фамилии Самородов, называя его «человеком специальным». Он кичится тем, что по внешности может распознать любого вора. Во дворе кричит баба: «Насосались нашей крови, ироды, нет на вас погибели!» Шум, кутерьма. Пьяного Анисима вталкивают в комнату, где раздевают Липу, — и запирают дверь. Через пять дней Анисим уезжает в город. Он говорит с Варварой, и та жалуется, что они живут не по-божески, что все построено на обмане. Анисим отвечает: «Кто к чему приставлен, мамаша Бога-то ведь все равно нет, мамаша. Чего уж там разбирать!» Он говорит, что все воруют и не верят в Бога: и старшина, и писарь, и дьячок.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Исключение составляют местности, объявленные на военном положении, и районы военных действий, где указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 VI. - 41 г. военным советам фронтов в особо исключительных случаях, вызываемых развертыванием военных действий, предоставлено право утверждения приговоров военных трибуналов с высшей мерой наказания с немедленным приведением приговоров в исполнение. В настоящее время в тюрьмах НКВД республик, краев и областей скопилось 10 645 человек заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, в ожидании утверждения приговоров по их делам высшими судебными инстанциями. Исходя из условий военного времени, НКВД СССР считает целесообразным: 1. Разрешить НКВД СССР в отношении всех заключенных, приговоренных к высшей мере наказания, ныне содержащихся в тюрьмах в ожидании утверждения приговоров высшими судебными инстанциями, привести в исполнение приговоры военных трибуналов округов и республиканских, краевых, областных судебных органов. Предоставить Особому Совещанию НКВД СССР право с участием прокурора Союза ССР по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления СССР, предусмотренных ст.ст. 58-1а, 58-1б, 58-1в, 58-1г, 58-2, 58-3, 58-4, 58-5, 58-6, 58-7, 58-8, 58-9, 58-10, 58-11, 58-12, 58-13, 58-14, 59-2, 59-3, 59-3а, 59-3б, 59-4, 59-7, 59-8, 59-9, 59-10, 59-12, 59-13 Уголовного Кодекса РСФСР, выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела. Решение Особого Совещания считать окончательным. Прошу вашего решения. Нарком внутренних дел Союза СССР Л. Берия» Такая практика утверждения приговоров к смертной казни утвердилась после Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Следовательно, в 1940 году приговоры к смертной казни военных трибуналов округов, а также верховных судов союзных, автономных республик и краевых, областных судов, входили в законную силу только после утверждения их Военной Коллегией и Уголовно-Судебной Коллегией Верховного Суда СССР. Решения Верховного Суда СССР по существу не являлись окончательными, поскольку они потом рассматривались комиссией Политбюро ЦК ВКП(б). Комиссия свое заключение представляла на утверждение ЦК ВКП(б), и только после этого по делу выносилось окончательное решение. Это решение направлялось Верховному Суду, а этим последним направлялось для исполнения НКВД СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/23/...

Съел всю икру, а в банке было фунта четыре». С тех пор о селе говорили: «Это то самое, где дьячок на похоронах всю икрусъел». В селе четыре фабрики — три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих. Кожевенная заражала реку и луг, крестьянский скот страдал от болезней, и фабрику приказали закрыть, но она работает тайно, а становой пристав и уездный врач получают за это взятки. В селе два «порядочных дома»; в одном живет Григорий Петрович Цыбукин, мещанин. Для вида держит бакалейную лавку, а зарабатывает на торговле водкой, скотом, зерном, крадеными вещами и «чем придется». Скупает лес, дает деньги в рост, «вообще старик… оборотистый». Два сына: старший Анисим служит в городе в сыскном отделении; младший Степан помогает отцу, но помощи от него немного — он слаб здоровьем и глух. Помощь идет от его жены Аксиньи — красивой и стройной женщины, поспевающей везде и во всем: «старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслит в женской красоте». Цыбукин вдов, «но через год после свадьбы сына не выдержал и сам женился». С невестой по имени Варвара Николаевна ему повезло. Она видная, красивая и очень религиозная женщина. Помогает нищим, богомольцам. Однажды Степан заметил, что она без спроса взяла в лавке две осьмушки чаю, и доложил отцу. Старик не рассердился и при всех сказал Варваре, что она может брать все, что хочет. В его глазах жена как бы отмаливает его грехи, хотя сам Цыбукин не религиозен, не любит нищих и гневно кричит на них: «Бог дасьть!» Анисим бывает дома редко, но часто присылает гостинцы и письма с такими, например, фразами: «Любезные папаша и мамаша, посылаю вам фунт цветочного чаю для удовлетворения вашей физической потребности». В его характере соединяются невежество, грубость, цинизм и сентиментальность, желание казаться образованным. Цыбукин обожает старшего, гордится тем, что он «пошел по ученой части». Варваре не нравится, что Анисим неженат, хотя ему пошел двадцать восьмой год.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Однако испытание веры ещё не завершено. По сути, совершён лишь подступ к испытанию. История убийства ребёнка Липы вполне достойна того, чтобы её рассказал Иван Карамазов в ряду других историй о преступлениях над детьми. Совершаются страшнейшие жестокости, оскорбляется, унижается, гибнет самое прекрасное, самое чистое, что есть в жизни. Чтобы понять чеховское осмысление проблемы веры, нужно вновь вспомнить душевные колебания Анисима Цыбукина между двумя состояниями: есть Бог — Бога всё равно нет. Анисим верит в бытие Божие, находясь в храме в момент совершаемого таинства, душою переживая то бессознательное прикосновение ко Всевышнему, которое и не требует доказательства Его бытия, ибо уже само для себя является таким доказательством. Но, погружаясь рассудком в мирскую суету и беззаконие человеческой жизни, он начинает отвергать существование Бога. Есть одна примечательная оговорка в словах Анисима: " Может, и в самом деле Страшный суд будет " . То есть некую высшую Власть он готов над собой допустить. Анисим отказывается признать, что Бог есть высшая справедливость. Вот на чём ломается его вера. Можно сказать, что Анисим верит как язычник, для которого достоверность его божества вовсе не связана с понятием справедливости, высшей правды (вспомним хотя бы «нравственный» облик олимпийских богов). Такая вера может соединяться со страхом и безысходностью. И с полным отсутствием знания о высшей справедливости. Вера же христианская содержит в себе уверенность в том, что всё совершаемое Творцом есть высшая Правда и Справедливость и совершается только во благо человека. При этом Правда и Справедливость сознаются не как этическая оценка деяний Творца, а как онтологически присущее Ему свойство. " …Праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем " (Пс. 91, 16). " Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен… " (Втор. 32, 4). Эта вера и подвергается многократным сомнениям и испытаниям. Скольких людей терзал вопрос: " Как же может существовать Бог, если в мире столько несправедливостей и неправды? " Именно по этой накатанной колее двигался и бунтующий ум Ивана Карамазова. Преступление против ребёнка воспринимается им как безусловная несправедливость: " И если страдания людей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены " . Бунт Ивана Карамазова сводится к отрицанию гармонии Божиего мира, ибо он отказывает Создателю в справедливости, именно так проявляя своё неверие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Через две недели мы переехали сюда, а детей оставили на бугорке с дедушкой и бабушкой. Прохор жил у нас в палатке. По утрам я вставала готовить завтрак, а Анисим с Прохором уходили проводить дорогу. Придут, покушают и опять идут работать. IV Первый дом построили Прохору. Потом начали строить нам дом. Анисим начал копать подполье трактором. Половину прокопал, и трактор сломался. Тогда мы стали копать подполье лопатами. Выкопали немного глубже и начали строить дом. Анисим ложил прокладку и ставил стены. Я помогала прибивать гвозди. Ночью, 17 сентября по-старому, выпал снег. А мы еще не успели даже крышу покрыть и стропила не поставили. Тогда мы очень переживали, что даже не спали всю ночь. Да еще картошка была не выкопана. Утром встали и начали снег отметать, и ставить стропила. Холодно было. Через неделю мы покрыли крышу и опять стало тепло, снег растаял. Поехали копать картошку. Выкопали ее и зарыли в землю на пашне. Поздно осенью привезли ее домой. Картошка приморозилась, и она стала сладкой. Тот год капуста не выросла. Ели мы много рябчиков, которых я сама била из винтовки. Мистер Пойндекстор 2259 продал нам куриц, по два доллара каждая. Так что мы не были голодными, и ладно. Однажды в воскресенье мы поехали на бугорок. Кирилл с семьей и тятя с мамой все еще жили на бугорке. А Владимир Мартюшев с его женой Татьяной в то время жили в поселке в палатке. На болоте дорога была плохая, едва проехали. У тяти была хорошая брага, мы выпили ее. За стол садились на три очереди, потому что только четыре человека помещались за стол. Когда одна группа поест, тогда садилась другая группа есть, а мама только успевала готовить и подавать. Мы поехали домой поздно и на болоте завязли. Когда Феоктиста вылезала из грузовика, она упала и вывернула ногу. Надо было везти Феоктисту домой, а мужики все опьянели и не могли вытащить грузовик. Прохор пошел домой пешком, виляя по дороге. Татьяна и я повели Феоктисту домой. Ведем ее, а она ругается: «Да распроклятые эти магистрали! Из-за них только ногу изувечила!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

А.А. Половцов Князев, Анисим Титович Князев , Анисим Титович, статский советник, член Межевой канцелярии в Москве, род. 2 ноября 1722 г., ум. 4 сентября 1792 г. Происходил из мелкого дворянского рода Костромского уезда, совершенно обедневшего, родился в г. Кашире. Службу начал копиистом Вотчинной коллегии в 1741 г.; так как тогда подготовлялось уже общее межевание, то Князеву поручено было списывать копии с писцовых книг; он очень ревностно занялся этим делом; до 50000 тетрадей копий были сняты им или под его ближайшим наблюдением. Эта, по-видимому совершенно неинтересная, работа дала Князеву, при его отличной памяти, очень ценные знания поземельных отношений и административного устройства Московского государства, знания, которые ему впоследствии очень пригодились, тем более, что во время дальнейшей своей служебной деятельности он приобрел отличные познания законов вообще. В феврале 1752 г., когда учреждена была комиссия для сочинения межевой инструкции, Князеву было поручено исправление должности секретаря этой комиссии; такую же должность одновременно он исполнял и в комиссии о беглых. В 1754 г. указом Сената Князев определен был исправлять должность секретаря в Главной межевой канцелярии; 6 октября того же года он был назначен сверх того «в комиссию при сочинении уложения»; 16 декабря того же года он был отпущен в Москву исправлять должность секретаря Вотчинной коллегии, но уже 15 февраля 1755 г. снова вытребован в Петербург в Главную межевую канцелярию; в октябре 1755 г. и в апреле 1757 г. получил повышения в чинах и был уже «секретарем капитанского ранга». В 1764 г. он был обер-секретарем в межевой экспедиций и обер-секретарем второго департамента Сената, в 1766 г. он был избран депутатом от Каширского дворянства в комиссию для сочинения проекта нового уложения; он принимал активное участие в ее работах, несколько раз баллотировался в разные частные комиссии и 13 июня 1768 г. был выбран в члены комиссии об обязательствах. В том же 1768 г., по представлению генерал-прокурора, Князев, ввиду множества дел по должности секретаря межевой экспедиции и по званию депутата, был уволен от должности обер-секретаря второго департамента Сената, с сохранением, однако, всего прежнего жалованья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010