было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

17. Отец Иоанн Кронштадтский , излечивающий пьяниц. Очерк. СПб., 1891. 32 с. Изд. 2-е – СПб., 1896. 18. Шауман Я. Я. Село Сура Архангельской губ. Пинежского уезда – родина отца Иоанна, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора. Пребывание его в с. Суре с 3 июня по 4 июля 1891 г. и освящение нового храма. Кронштадт, 1891. 2 с. + 20 л. ил.; портр. 1892 19. Биография отца Иоанна (Сергиева) Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. С прибавлением извлечений из дневника и поучений отца Иоанна. СПб., изд. Кузина, 1892. 128 с. 20. Животов H. Н. Биография отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 18 с. 21. Животов H. Н. День отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 18 с. 22. Животов H. Н. Детство отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 36 с. 23. Животов H. Н. Дневник отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 36 с. 24. Животов H. Н. Пастырство отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 18 с. 25. Животов H. Н. Подвиги отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., изд. И. Д. Сытина, 1892. 36 с. 26. Животов H. Н. Проповедничество отца Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. М., 1892. 18 с. 27. Кронштадтский Андреевский собор. 1817–1892. Кронштадт, 1892. 124 с.; ил. 28. Нарцизова А. Ф. Поездка в Горицкие киновии и встреча с о. Иоанном Кронштадтским . СПб., 1892. 16 с. 1893 29. Анисимов В. Верный слуга Христов и строитель тайн Божиих в наше время. Изд. 2-е, испр. и пополн. Одесса, 1893 (обл. 1894). 72 с.; ил. 30. Жизнь и труды отца Иоанна Сергиева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. (По новейшим источникам.) М., 1893. 112 с. 31. Жизнь отца Иоанна Кронштадтского . Собрал П-он Б-ский. М., 1893. 64 с. 32. Михайловский В. Я. Поучение в день тезоименитства о.Иоанна Ильича Сергиева, протоиерея Кронштадтского Андреевского собора, сказанное в Кронштадте 19 октября 1893 года. СПб., 1893. 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Алексий (Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве в семье камергера Высочайшего двора. В 1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. С 1921 г. епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии. С 1926 г. архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией. С июля 1927 г. постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода. С 1932 г. митрополит Старорусский. С 1933 г. Новгородский, затем Ленинградский. С 1943 г. Ленинградский и Новгородский. 4 сентября 1943 г. в составе архиерейской делегации присутствовал на приеме у И. В. Сталина. С 15 мая 1944 г. Местоблюститель Патриаршего Престола. 2 февраля 1945 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви избран Патриархом Московским и всея Руси. Алексий Зосимовский (Соловьев Федор Алексеевич; 1866–1928), преподобный, иеросхимонах. Подвизался в Троице-Сергиевой лавре. После закрытия Лавры жил в г. Сергиев Посад. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. 5 (18) ноября 1917 г. вытянул жребий с именем будущего Патриарха Тихона. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Амвросий (Курганов Владимир Зиновьевич; 1894–1933), архимандрит. Во время революции проживал в одном из монастырей Херсонской епархии, затем в Оптиной пустыни. Вступил в белую армию, был тяжело ранен. Эмигрировал в Константинополь. В 1923 г. пострижен в монашество в монастыре Петковица Шабацкой епархии. В Болгарии был наместником монастыря. Подвергался гонениям. Вновь вернулся в Сербию. Окончил свои дни в Мильковском монастыре. Амвросий (Рождественский-Вещезеров Алексей; ок. 1767–1825), архиепископ. В 1817 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 1822 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873–1965), митрополит, первоиерарх РПЦЗ. В 1906 г. хиротонисан во епископа. С 1916 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1919 г. смещен с Кишиневской кафедры правительством Румынии, эмигрировал в Константинополь. С 1921 г. в Иерусалиме окормлял Русскую духовную миссию. Член Всезаграничного Карловацкого церковного собора 1921 г. С 1935 г. митрополит. С 1936 г. Первоиерарх РПЦЗ. С 1951 г. жил в США. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

На месте явления Пречистой Девы Марии, по промыслу Божию, был сооружен больничный храм. Сбор пожертвований на его строительство как новое послушание взял на себя Прохор. Он же изготовил престол из кипарисового дерева для одного из приделов - преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, чудотворцев, в котором в память о великой милости Божией к нему положил за правило причащаться Святых Христовых Таин до конца дней своих. 18 августа 1786 года Прохор был пострижен настоятелем обители иеромонахом Пахомием в монашество с именем Серафим4, столь хорошо выражавшим его горячую любовь ко Господу, а спустя год посвящен в иеродиакона епископом Владимирским и Муромским Виктором (Анисимовым; +1817). В продолжение шести лет он ежедневно совершал богослужения, проводя в храме все время, свободное от монастырских послушаний. Господь укреплял его Небесными видениями: неоднократно созерцал преподобный Святых Ангелов, сослужащих братии и поющих в храме, а за Божественной литургией в великий четверток удостоился лицезреть Господа Иисуса Христа в окружении Небесных Бесплотных Сил. Видение это усилило ревность подвижника к отшельничеству: днем он трудился в обители, а вечером удалялся в лес, где в пустынной кельи ночью предавался молитве и богомыслию. 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; +1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. " Благодать, даруемая нам Приобщением, - говорил он священнику Дивеевской общины отцу Василию Садовскому (+1884), - так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, - и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется... " Тот, кто благоговейно приобщается Святых Христовых Таин (а приступать к Причащению, по словам преподобного Серафима, " чем чаще, тем лучше " ), тот " будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен " . Наставляя других, старец сам следовал этому правилу неизменно всю жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1786...

Церковь снесена в 1930 г. Церковь ап. Павла при Обуховском сталелитейном заводе Чтобы обеспечить работой питомцев Воспитательного дома, Император Павел I, по совету аббата Оссовского, учредил в 1798 на левом берегу Невы, в восьми верстах от столицы, мануфактуру „для обрабатывания хлопчатой бумаги и шерсти“, назвав ее в честь своего старшего сына Александровской. На эту фабрику из Англии были приглашены мастера, и в 1801 известный архитектор А. Д. Захаров разработал проект соответствующего ансамбля, в центре которого намечалась церковь для инвалидной команды, охранявшей мануфактуру. В праздник Петра и Павла, 29 июня 1804, по измененному проекту эта церковь была заложена архимандритом Измаилом из Зеленецкого монастыря. Под руководством Г. П. Пильникова начались строительные работы, которые, однако, в следующем году из-за войны остановились и возобновились лишь в 1817 под смотрением Н. Я. Анисимова, причем возведенные до карниза стены оказались уже негодными и их пришлось разобрать. 9 мая 1826 последовало освящение архимандритом Товией из лавры величественного храма, украшенного большим куполом и портиком, во имя святого, тезоименитого Императору-основателю. Красивый иконостас был отделан белым стюком с позолотой; иконы на меди написали академики А. Г. Варнек, А. Е. Егоров и Н. М. Тверской. В основном они изображали святых, чьи имена носили члены семьи Павла I. Царские врата вырезал известный охтинский резчик С. Куликов. Балюстрада клиросов была из белого мрамора, утварь – из золоченого серебра, часть ее подарила Императрица Мария Феодоровна. Художник-любитель князь С. Д. Абамелик-Лазарев написал позже картину „Нерукотворный Спас“, копию с работы С. К. Зарянко. Когда мануфактура закрылась, приходский Павловский храм был отремонтирован и в 1865 передан епархии, а от нее – заводу, выстроенному на месте мануфактуры известным металлургом П. М. Обуховым и поставлявшему пушки армии и флоту. Перед революцией на этом заводе работали около 6000 рабочих. В 1901 храм был отремонтирован и 14 октября того же года освящен малым освящением. У входа висели мраморные барельефы работы Балушина, изображавшие митрополита Исидора и Цесаревича Александра Александровича. В Ильинскую пятницу из церкви по приходу шел крестный ход в память избавления от холеры. Последним с 1897 до революции священником был прот. Петр Павлович Пузанов.

http://sobory.ru/article/?object=34535

Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Церковь во имя ап. Павла в Обухове. 1804–1826 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Предположительно ок. 1803 г. по поручению вдовствующей имп. Марии Феодоровны З. выполнил 2 варианта проекта памятника-мавзолея имп. Павлу I для парка в Павловске (сохр. чертежи; в 1805-1810 Ж. Ф. Тома де Томон осуществил проект) в романтическом стиле, с обилием скульптур, пышным убранством интерьера и эффектной театрализацией в духе времени. В 1-м варианте З. предполагал поставить при входе 2 жертвенника по образу егип. пирамид. Во 2-м проекте он вписал пространство ротонды мавзолея в куб с дорическим портиком. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Собор во имя ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. 1806–1817 гг. Архит. А. Д. Захаров. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Основной вклад З. в церковную архитектуру связан с разработкой типа монументальной купольной базилики, восходящего к парижскому Пантеону (ц. св. Женевьевы, 1757-1790, архит. Ж. Ж. Суффло) и одновременно к Троицкому собору Александро-Невской лавры (1778-1790, архит. И. Е. Старов). В янв. 1801 г. имп. Павлом I был утвержден выполненный З. проект церкви при Обуховском сталелитейном заводе (бывш. Александровской мануфактуре), которая должна была иметь сходство с Троицким собором. Сходство обнаруживается в типологии и в деталях (напр., в формах купольной ротонды с полуколоннами, входного 6-колонного портика). В 1-м варианте проекта церковь во многом напоминала собор Александро-Невской лавры, имеющий парные башни на зап. фасаде. По указанию императора проект был переработан: вместо парных башен появились 2 звонницы по сторонам аттика паперти. Избранная З. тема базилики с доминантой «римского» купола была актуальной в свете утопических проектов имп. Павла вернуть единство христианству. Строительство церкви было начато в 1804 г.; в память имп. Павла I было решено освятить церковь во имя ап. Павла. Работами руководил архит. Г. П. Пильников; вскоре они были приостановлены и возобновлены только в 1817 г. Недостроенный храм по техническим причинам разобрали и начали строить заново по проекту З. При этом возникли сложности из-за отсутствия полного комплекта чертежей и детальных планов; доработкой занимался архит. Н. А. Анисимов, спроектировавший интерьер и боковые фасады церкви. Храм был освящен в 1826 г. (уничтожен в 1930).

http://pravenc.ru/text/182717.html

В 1565 г. в К. м. проживало ок. 100 чел., а к нач. XVIII в.- более 200 чел. В XVIII в. число братии сильно сократилось: в 1742 г. проживало всего 26 чел. По штатам 1764 г. мон-рю было положено иметь архимандрита-казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 5 послушников. В 1768 г. в обители проживало 11 чел., в 1815 г.- 6 монахов и 4 послушника, ок. 1900 г.- наместник архим. Андрей (Ухтомский), казначей Варсонофий (Лебедев), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, неск. монахов и послушников. В братии мон-ря состояли: прп. Иона и Нектарий , будущие архим. Феофан (Александров) (в 1817-1832), архиеп. Иннокентий (Ястребов) (в 1902-1906), сщмч. Гурий (Степанов) (в 1906-1912), архиеп. Варсонофий (Лузин) (в 1912-1918). В XVIII в. в К. м. отправляли раскольников, провинившихся, больных. Так, в 1758 г. в обитель был сослан пребывавший в «изступлении ума» солдат Иван Сутарихин. Центральное расположение К. м. способствовало тому, что в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проживало много мирян: служащие и рабочие архиерейского дома и консистории (истопники, сторожа, квасники, хлебники, гвоздари, повара, конюхи, огородники, кузнецы, столяры, портные, сапожники, солодовники), преподаватели духовных учебных заведений, а после 1898 г.- более 50 слушателей миссионерских курсов. В 1842-1844 гг. в монастырских постройках располагалась Духовная академия; Среди первых ее выпускников был Н. И. Ильминский . В 1898-1917 гг. К. м. был местом пребывания Казанских миссионерских курсов. В данном учебном заведении лица со светским средним или с педагогическим образованием за 2 года получали право стать священниками, готовились к пастырской службе в чувашских, татарских, монгольских (бурятских и калмыцких) приходах. В 1898-1900 гг. на курсах обучался архиеп. Аполлинарий (Кошевой) , в 1900-1902 гг.- сщмч. Дамаскин (Цедрик) , в 1904-1906 гг.- митр. Нестор (Анисимов) , в 1907-1909 гг.- сщмч. Герман (Коккель) , в 1909-1910 гг.- сщмч. Владимир (Четверин). Прмч. Игнатий (Лебедев) , в 1903-1908 гг. проживавший в Казани и регулярно посещавший К.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

449 С рассказом о пережитых событиях в Чудовом монастыре во время октябрьских боев выступил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (См.: Там же. Т. 3. С. 89–90). – Примечание. 450 чудотворная икона Богородицы, одна из самых чтимых святынь Русской Церкви, находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора, в 1917 г. ее выносили дважды из Успенского собора: при выборах Московского митрополита и при избрании Патриарха. В 1918 г. ее изъяли из собора, а в 1926 г. передали в Государственный исторический музей. В 1930 г. она была передана в Государственную Третьяковскую галерею, в 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм св. Николая, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. – Примечание. 451 часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII–haчaлo XIX в.), разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994–1995 гг.). – Примечание. 452 Вознесенский монастырь (до 1817 г. Стародевичий), женский монастырь в Кремле. Основан в 1387 г. (подругам сведениям, в 1407 г.) у Спасских ворот Кремля. В 1407 г. в Кремле был заложен каменный Вознесенский собор, который служил усыпальницей великих княгинь, цариц и женщин из царствующего дома. В 1929 г. здания монастыря были разобраны. – Примечание. 456 Келейник митрополита Тихона – Иаков Анисимович Полозов. Полозов Яков Анисимович (1879–1924), келейник Святителя Тихона с конца 1890-х гг. Был арестован в 1921 г., 1922 г., более 2-х лет провел в Бутырской тюрьме г. Москвы. Убит бандитами в патриарших покоях Донского монастыря (См.: Кривошеева Н. А. «Кто душу свою положит за други своя»: Келейник святого Патриарха Тихона – Яков Анисимович Полозов (23 октября 1879 г.–9 декабря 1924 г.)//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, 2007. Вып. 1(22). С. 52–73). – Примечание. 457

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1864 г., с совершенным упразднением мануфактуры, а с нею и инвалидной команды, возник вопрос о дальнейшем существовании Павловской церкви. Почетный опекун, тайный советник Гавриил Степанович Попов ходатайствовал о передаче церкви в ведение опекунского совета, но, по особенным соображениям, нашли более удобным передать ее в епархиальное ведомство, на что последовало, в 1864 г., Высочайшее повеление. Форменная передача церкви совершилась 1 сентября 1865 г. От конторы мануфактуры церковь , со всем имуществом, книгами и суммами, приняли: смотритель карточной фабрики коллежский советник фон Розен, помощник его, коллежский асессор Васильев, священник Павловской церкви Знаменский и церковный староста г. Гафа. История этой церкви следующая: она заложена была 1804 г., июня 29, по благословению митрополита Амвросия, но постройка была остановлена до 1817 г. Нашли нужным часть строения, по причине размытия ее погодою, разобрать почти до цоколя. Начатая в 1817 г. церковь была окончена в 1826 г. и освящена 9 мая. План постройки был Высочайше утвержден в 1801 г., а за постройкой наблюдал управляющий мануфактурой генерал-майор Вильсон. Сначала архитектором быль Захаров, потом Анисимов. В 1864 г., при передаче церкви в епархиальное ведомство, церковь была обновлена, на пожертвования разных лиц. Кроме принца Петра Георгиевича Ольденбургского, на церковь жертвовали: петербургский купеческий сын Петр Тарасов, употребивший, на позолоту иконостаса до 2000 р. с.; церковный староста, петербургский купец Роман Гафа пожертвовал на обновление храма 1000 р. и столько же – на обделку дорожек и сада в церковной ограде. Мещанин Алексей Евдокимов пожертвовал 500 р. с.; с разрешения митрополита, против алтаря, на уступах, поставлены 2 мраморные доски в позлащенных рамах с мальтийскими крестами. На одной начертано: «предназначенный в 1801 г. к сооружению, во имя св. апостола Павла, храм сей воздвигнут, в память Императора Павла Петровича, Императрицею Мариею Феодоровною, в 1826 году». На другой: «храм сей обновлен в царствование благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, попечением Его Императорского Высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского, в 1864 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Но самая драгоценная заслуга иркутского владыки Михаила заключалась в том, что он успел уговорить разоренного местною администрациею мещанина Саламатова «пронести до Государя мирскую и духовную жалобу на пестельские порядки». Жалоба была составлена владыкою Михаилом в доме купца Трапезникова «с тайностью под крестным целованием», после чего Саламатов захватил по пути жалобу в Тобольске от архиепископа Амвросия и подал в 1818 г. все написанное лично Императору Александру I. Следствием этой жалобы была отдача Пестеля под суд с полным разгромом всех его подражателей и сподвижников. Так кончилась сибирская эпоха от Ермака до Пестеля и началась с графа Сперанского новая, уже теперь вполне заслуживающая себе конца за дальневосточное безделье. Одновременно с разгромом Пестеля добились сибирские владыки Амвросий и Михаил указа о запрещении иностранцам селиться в Охотске и на Камчатке (Вагин, т. II, 357), «дабы отклонить происходящее от них рассеяние Христову просвещению». Завершилась же заботливость обоих владык о церковных интересах в Сибири удалением из Пекина вольничавшей миссии под начальством известного ученостью, но слабого по характеру архимандрита Иакинфа Бичурина, взамен каковой миссии была послана новая из двух иеромонахов Вениамина и Даниила под начальством архимандрита Петра Каменского. Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 г. в Сибири разрешенная но ходатайству главы методистов Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Св. Писания, переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей, например, такие изуверские сочинения: «Таинство Креста» (Mystere de la croia), в которой синоды и вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная повесть», обещающая торжество над Православием для менонитов, сепаратистов, методистов, пиетистов, квакеров и прочих. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский Вестник», в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно было архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году министерства духовных дел поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского Общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское Общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своим влияниям в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и веявшим из внутренней России западным вольнодумством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010