Разделы портала «Азбука веры» Светлой памяти митрополита Никодима (Ротова) О ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского , жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению. Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского , в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. Кратко эту парадигму человеческого бытия выразил еще блаженный Августин в своей «Исповеди»: «До тех пор пребудет в смятении сердце мое, пока не успокоится в Настоящий труд Преосвященного Ионафана (Елецких), архиепископа Херсонского и Таврического, представляет читателям четыре опыта переложения на русский язык Покаянного Великого канона св. Андрея Критского по дням первой седмицы Великого Поста и полный текст канона в четверг пятой седмицы Великого поста, т.н. Мариино стояние (славянизированная, прозаическая, ритмическая и стихотворная версии. Последняя — избранные тропари 1 и 2 песни канона). Ирмосы канона оставлены в церковнославянской версии Постной Триоди. Пояснительные слова выделены курсивом. Пунктуация славянизированной версии следует, как правило, знакам препинания в Постной славянской Триоди. В Великом Посту в православных храмах канон неоднократно читается на малопонятном ныне церковнославянском языке по древней Постной Триоди. Поэтому его глубокие духовно-нравственные назидания и библейские исторические параллели, равно как и тонкие психологические наблюдения святителя Андрея, увы, недоступны современным прихожанам и большей части нынешнего духовенства. Помимо малой понятности, в богослужебных церковнославянских и позднейших русских переводах канона имеются тропари, в которых даже встречаются некоторые несоответствия повествованию Священного Писания.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Сортировать по Исключить новости Постное странствие — Великий канон Андрея Критского В самом начале Великого Поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. 10 марта, 2013 В самом начале Великого Поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Теперь нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого — перенести нас из одного духовного состояния в другое. Как мы уже сказали, большинство современных христиан не понимает этой цели Великого Поста и видит в нем только тот период года, когда они должны исполнить свои религиозные обязанности, причаститься (один раз в год!) и подчиниться некоторым ограничениям в пище, которые скоро будут возмещены полным «разрешением» поста в Пасхальные дни. И благодаря тому, что не только светские люди, но и многие священники, восприняли это простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез из жизни. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста — одна из важнейших и насущных задач наших, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.

http://pravmir.ru/postnoe-stranstvie-vel...

Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа Твоего» (славник стихир на «Хвалитех», утреня, Великий Вторник). Девы – образ восходит к притче о Женихе и мудрых и неразумных девах ( Мф.25:1–13 ). «Да уяснится свеща, да преизлиется сия и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Понедельник). Десница – образ «десницы» в гимнографических текстах всегда имеет положительную коннотацию и основан на уповании, что на Страшном Суде праведники займут место одесную Бога 622 . «Егда сядеши судие, разлучаяй якоже рекл еси, пастырь от овец козлища, Спасе, стояния онаго избави нас, не лиши же нас божественныя десницы Твоея» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). Древо (также см. Крест) – древо познания в раю ( Быт.2:9 ). Древом Адам рая бысть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Ов убо вкуш, заповедь отверже сотворшаго, ов же сраспинаем, Бога Тя исповеда таящагося: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем» (блаженны, утреня, Великий Пяток). Ева вторая (синоним – Ева другая) – образ грешной души, в данном контексте госпожи-египтянки, покушавшейся на целомудрие юноши (синаксарь, Великий Понедельник). Вторую Еву египтяныню обрет змий глаголы, тщашеся ласканьми запяти Иосифа: но той оставив ризу, бежа греха, и наг не стыдяшеся, якоже первозданный прежде преслушания. Того молитвами Христе помилуй нас» (славник стихир на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Понедельник). Евреи (синоним – «еврейстии людие», «иудее, Иуда») – образ предательства Христа. «Един от вас лестию предаст Мя, евреем продав в нощь сию, сие Христос возопив смущаше други: тогда един ко единому, недоумеваяся колебашеся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Да распнется, вопияху еврейстии людие со священники и книжники, Иисус Христос. О людие невернии! Что бо сотвори явивыйся, воздвигнувый Лазаря от гроба, и путь сотворивый человеком на спасение» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Разделы портала «Азбука веры» (с частичным использованием перевода А. Виноградовой и под редакцией свящ. Владимира Лапшина) (Всё, что поет клирос (ирмосы, запевы и кондак), сохранено на церковнославянском) Оглавление Великий канон Андрея в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея во вторник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея в среду первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея в четверг первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. С чего начну оплакивать деяния жизни моей окаянной? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но по благосердию Твоему, подай мне прегрешений оставление. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Иди, окаянная душе, вместе с плотию твоею, исповедайся Создателю всех, и удались, наконец, от прежнего безрассудства, и принеси Богу слезы покаяния. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Первозданному Адаму подражав в преступлении, сознаю себя удаленным от Бога и от вечного царства и блаженства из-за грехов моих. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Увы мне, окаянная душе! Зачем уподобилась ты Еве? Не с добром посмотрела и уязвилась жестоко, Коснулась древа и дерзко вкусила плода запретного. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Вместо Евы видимой внутренняя живет во мне Ева – плоти моей страстные помышления, что всегда обещают сладкое, но вкусившего исполняют горечи. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Справедливо из Эдема изгнан был Адам, единственную заповедь Твою, Спасе, не соблюдший; я же – как пострадаю, отвергающий все слова Твои живоносные?

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Очевидно, обе эти полученные даты не могут быть приняты для установления предельных годов жизни Андрея Критского , так как они растягивают жизнь святителя шире обычных границ человеческого возраста. Которому же из этих двух свидетельств следует отдать преимущество, да и можно ли которое-либо из них признать соответствующем правде, определяющим точную дату? Если мы обратимся к творениям, усвояемым Андрею Критскому , то увидим, что между ними есть небольшой трактат об иконах, где в доказательство основательности иконопочитания приводятся три примера самых древних изображений Христа и Богоматери 18 , а в слове на Обрезание Господне и на св. Василия упоминается о претерпеваемых церковью гонениях на иконы и кратко разъясняется смысл поклонения последним 19 . Принимая во внимание эти, так сказать, личные показания Андрея Критского , мы должны признать достоверной вторую из вышеуказанных дат. Если писал Андрей в защиту икон, то очевидно он дожил до иконоборческой эпохи. В данном случае, писания Андрея, находя удостоверение своей подлинности в предании церковном, в свою очередь подтверждают само это предание, и взаимное свидетельство писаний и предание – двух свидетелей вынуждаемся мы принять 20 . Прибегать к искусственным и натянутым объяснениям происхождения речей Андрея об иконах до исторического иконоборства, как это делает Комбефис 21 , и вместе с ним предполагать во врагах Андрея еретиков-самаритов, могущих будто бы истреблять христианские иконы при своих нападениях на христианские области в рядах арабов завоевателей, нет ни нужды, ни оснований. Андрей выступает с защитой икон логической, каковая не имела бы силы против врагов внешних, делающих разбойничьи набеги; а в песни церковной враги Андрея представляются как «витиями безбожными», для противодействия коим требовалось «уяснить устами светлыми честных икон поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Блудница – блудница, раскаявшаяся и помазавшая ноги Христа миром ( Лк.7:37–38 ). Из этого образа развивается образ кающегося грешника, которого песнописцы сравнивают с раскаявшейся блудницей. «О божественных рук! О власов и устен целомудренные блудницы! Имиже возлия, Спасе, миро, на нозе Твои, отирающе я, и часто облобызающи» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). Брак, брачна одежда – образы заимствованы из притчи о брачном пире ( Мф.22:1–14 , особ.12–13), на котором «много званных, а мало избранных». «Отверзеся чертог, украсися с ним божественный брак, Жених близ призываяй нас, уготовимся прочее» (тропарь третьей песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). «Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный, аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна, и связан извержен буду от ангелов. Очисти Господи, скверну души моея, и спаси мя яко Человеколюбец» (стихира на «Хвалитех», утреня, Великий Вторник). Вечеря (синоним – «трапеза духовная») – образ Тайной Вечери, прощального обеда Иисуса Христа с учениками, во время которой был предан Спаситель и установлено таинство Евхаристии ( Мф.26:20–30 ). Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» (вместо Херувимской, Великий Четверток). Врата медныя – в богослужебных текстах образ «врат» символизирует границу мира зла, ада 621 . Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медныя сокруши: душы, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, кресту Твоему и воскресению Твоему» (стихира на «Господи, воззвах», вечерня, Великая Суббота). Горница см. Чертог. Дарование (синоним – «талант») – образ заимствован из притчи о талантах ( Мф.25:13–30 ). «Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу, бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси, да не сокрыеши в землю, но да куплю даеши» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , вечерня, повечерие, Великий Понедельник).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«О лестнаго лобзания! Радуйся учителю, Христу Иуда глаголет, вкупе словом предаст на заколение: сие бо даде знамение беззаконным: егоже аз лобжу, Той есть, егоже предати вам обещахся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток). Лобзание твое льстивое, и целование горькое, кому зовеши лестче, глаголя бо, радуйся, равви, Христос ко Иуде вещаше: друже, на неже пришел еси, рече: аще бо целовати пришел еси, что предлагаеши нож, медом помазанный» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток). Лоза – полисемантичный символ, аллюзия на слова «Я есмь истинная виноградная лоза..., а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин.15:1–8 ). 1) Образ Христа и Его верных учеников. «...Пребудите во Мне, да грозд принесете: аз бо есмь лоза животная» (из стихиры на стиховне, утреня, Великий Четверток). 2) Образ Христа в Евхаристии. «Аминь глаголя, рече рождиям лоза, апостолом Христос истина: отселе не имам пити от лозы питие, пию е новое, во славе Отца Моего, с вами наследники Моими» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Взят еси от земли, но источил еси спасения вино, животочная лозо: прославляю страсть и крест» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). 3) Образ святых, уподобляется лозе, возделываемой Виноградарем Христом и приносящей плоды добродетели. «Явился еси яко лоза богомудрая, имярек, руце и нозе яко ветви режемы, и нам мысленно вино источающи, сердца утешающее, и страстей отсекающее пиянство» 627 . Манна – образ благодеяний и милосердия Бога израильскому народу ( ); в гимнографии Страстной Седмицы употребляется в противопоставление неблагодарности иудеев. Днесь кресту пригвоздиша иудее Господа, пресекшаго море жезлом, и проведшаго их в пустыню. Днесь копием ребра Его прободоша, язвами ранившаго их ради Египта: и желчию напоиша, манну пищу им одождившаго» (шестой антифон, утреня, Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Кстати, это не единственный пример такого употребления канона. Во время осады Одессы, в Крымскую войну, английские корабли подошли к городу, стали на рейде и готовили десант. Местные священники читали Покаянный канон каждый день, прямо на главной площади города. Через неделю, на Покров один из кораблей англичан подорвался на мине, а остальные постояли-постояли и ушли. Десанта не последовало. И здесь чтение канона стало службой во время бедствия. А в 1918 году, во время переворота и страшной бури в нашем обществе, канон тоже выполнял эту задачу во многих храмах: был написан покаянный канон с ирмосами Великого канона и читался весь Успенский пост. «Все спасутся, кроме меня» Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе. Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами. В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое. Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.

http://foma.ru/pokayannyij-kanon-sluzhba...

Такое сходство, повидимому, дает некоторое основание отожествить Андрея Пира с св. Андреем Критским . Надписания в стихирарях тоже дают некоторое право на такое отожествление: иногда случается, что одна и та же стихира, приписываемая в одном стихираре Андрею Пиру, в другом усвояется Андрею Иерусалимлянину или даже прямо Андрею Критскому . – Сходство самогласна с тропарями в. канона недостаточное основание. У св. Стефана Савваита есть самогласен – Моими помышлении в разбойники впад (среда 5-ой седмицы, вечер), тоже, несомненно, составленный под влиянием 14 и 15 тропарей (В разбойники впадый и Священник мя предвидев) первой песни в. канона. И однако приписать этот самогласен Андрею Критскому нельзя, потому что в стихирарях он усвояется св. Стефану. Смешение имен Андрея Пира и Андрея Критского , действительно, наблюдается в стихирарях, но не всегда, – очень часто наблюдается и противоположное явление, что находящияся в одной и той же группе стихир, иногда даже две рядом стоящие стихиры (например, в стихирах недели Ваий – Имеяй престол небо и Приидите мы днесь), надписываются различно, – одни или другие – Указанное смешение находит себе объяснение в том, что, как было сказано, Андрей Пир, вероятно, тоже был иерусалимлянином. В ирмологиях песнописцы Андрей Критский и Андрей Пир резко отличаются один от другого: в то время как первому приписывается свыше 70 канонов, второму – не больше 5. Ирмологии же бросают некоторый свет на прозвище второго Андрея – в такой форме оно записывается лишь в стихирарях, нередко оно там сменяется другой – (убогий). Иерусалимский ирмологий 83 везде имеет – Ирмологии лавры св. Афанасия В-32 всюду заменяет этот неопределенный эпитет ясным – (слепец). Из жития св. Андрея Критского не видно, чтобы он был когда либо слепым, трудно также допустить, что этот эпитет употреблялся им в смысле нравственном подобно тому, как кондакарные поэты употребляют в акростихах своих произведений аналогичные эпитеты – и проч., потому что в надписаниях (не в акростихах) стихир и канонов такой особенности не наблюдается. Но вместе с тем нет никаких известий о какой либо личности из Палестины или Иерусалима, которая бы носила имя Андрея Слепца. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Разделы портала «Азбука веры» иером. Феофан Адаменко Оглавление Великий канон Андрея в понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея во вторник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея в среду первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея в четверг первой седмицы Великого поста Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9 Великий канон Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, несчастная душа, с своею плотию, исповедуйся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного царства и блаженства за Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первозданной Еве. Ты посмотрела худо, уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода. Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотской страстный помысл, представляющий приятное, но при вкушении всегда напояющий горечью. Достойно изгнан был из Эдема Адам, как не сохранивший одной заповеди Твоей, Спаситель. Что же должен претерпеть я, нарушающий непрестанно Твои животворные повеления? Слава: Пресущественная Троица, поклоняемая в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное, и, по милосердию Твоему, даруй мне слезы умиления.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010