Новости Иконописец о. Андрей Давыдов: Работу с энкаустикой необходимо продолжать 03.08.2009 12:54 Москва, 3 июля, Благовест-инфо. Техника энкаустики в иконописи сейчас считается редчайшей – она использовалась в церковном искусстве до Х в., сохранились считанные  древние иконы, написанные минеральными красками на восковой основе. Немногие наши современники решаются всерьез заняться возрождением древней энкаустической традиции. В России этим вот уже 15 лет занимается православный священник  Андрей Давыдов. 2 августа в центре Москвы, в галерее «Феофания» , открылась выставка иконописных работ о. Андрея Давыдова, выполненных в технике энкаустики. Открывая выставку, автор сразу подчеркнул, что затеял ее не ради демонстрации достижений «замечательного иконописца». Задача выставки – показать возможности работы с энкаустикой, развеять «миф» о невозможности ее возрождения. Поэтому о. Андрей начал с примера: он показал одну из первых своих энкаустических икон – святителя Николая. Этот образ более 10 лет находился в «экстремальных условиях» — в древнем неотапливаемом псковском храме, где о. Андрей служил настоятелем (Иоанно-Предтеченский собор Ивановского монастыря). Несмотря на это, икона «чувствует себя отлично», «как будто только вчера написана», краски яркие, светящиеся, в чем могли убедиться посетители выставки. К сожалению, этого нельзя сказать о «ровесницах» энкаустического образа -- темперных иконах, написанных примерно в то же время. Как утверждает о. Андрей, они сильно поблекли, потемнели, выглядят, увы, «старушками». Этот пример продемонстрировал, что результаты в энкаустике «явно есть, и толковые», работу в этой древней технике надо непременно продолжать, уверен иконописец. По его словам, «любое использование воска в красках – сверхплодотворно для живописи». Но хорошая сохранность – далеко не главное достоинство энкаустических икон. Как считает куратор выставки Анна Чукина, энкаустика отличается «необыкновенной глубиной и тонкостью цветопередачи в сочетании с энергичностью и выразительностью образов». Сам о. Андрей, говоря об особенностях энкаустической иконописи, называет такие образы «требовательно-пронзительными», уводящими от «молитвенного уюта» и призывающими к реальному общению, к подлинной встрече молящегося и изображенного на иконе. «Энкаустический образ может достигать особой глубины и активности во взаимодействии с молящимся», -- сказал автор на открытии выставки. Его иконы невозможно представить помещенными в витиеватые золоченые рамы, а тем более – под драгоценными окладами. Энкаустическим образам подойдет эстетика далеко не каждого храма. Один из наиболее удачных примеров – храм преп. Сергия Радонежского в подмосковном Семхозе, построенный на месте убиения протоиерея Александра Меня, где иконы о. Андрея живут вместе с росписями о. Зинона (Теодора).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Страна преподобного Сергия… О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства 14 июля, 2014 О подготовке к празднованию 700-летия игумена земли Русской, о духовном подвиге преподобного Сергия и нашем восприятии его роли в становлении Церкви и государства Запланированы торжественные мероприятия, молебны, крестные ходы, паломничество и многое другое. Будут установлены памятники преподобному Сергию – в Москве, Минске, Симферополе, Астане и, наконец, на Куликовом поле. В производстве уже находятся несколько фильмов, в том числе для детей и юношества. Наш собеседник – председатель правления Благотворительного фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, член Рабочей группы при президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского Андрей Юрьевич Молчанов. Арсений Замостьянов: Андрей Юрьевич, с чего началось Ваше постижение образа святого преподобного Сергия Радонежского? Андрей Молчанов: Всё начинается с Жития, со свидетельств о святом игумене – именно это произведение древнерусской литературы стоит краеугольным камнем в нашем постижении духовного подвига. Обратимся же ко словам Епифания Премудрого, составившего Житие нашего святого: «Я удивляюсь тому, что минуло столько лет, а житие Сергия не написано. Я горько опечален тем, что с тех пор как умер этот святой старец, пречудный и совершенный, прошло уже двадцать шесть лет, и никто не дерзнул написать о нем – ни близкие ему люди, ни далекие, ни великие, ни простые: великие не хотели писать, а простые не смели. Через год или два после смерти старца я, окаянный и дерзкий, осмелился начать это дело. Вздохнув к Богу и попросив молитв старца, я начал подробно и понемногу описывать жизнь старца, говоря самому себе: «Я не возношусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на память и для пользы». За двадцать лет у меня составились свитки, в которых для памяти были записаны некоторые сведения о жизни старца; часть записей была в свитках, часть в тетрадях, но не по порядку – начало в конце, а конец в начале.

http://pravmir.ru/strana-prepodobnogo-se...

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Восемь фильмов о преподобном Сергии В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 16 июля, 2014 В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. В дни проходящих по всей стране торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 1. Обитель Сергия. На последнем рубеже Режиссер: Владимир Шуванников. Телеканал «Звезда». 8 сентября 1370 года и 4 ноября 1612 года. Эти даты относятся к окончанию самых тяжелых периодов русской истории, когда под угрозой было само существование Российского государства. Битва на Куликовом поле и освобождение от нашествия поляков в Смутное время. Эти победы очень тесно связаны с одним именем и одним местом — с именем преподобного Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лаврой. Именно сюда пришел Московский князь Дмитрий Донской, чтобы попросить совета и духовной поддержки Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, которая стала началом освобождения от татаро-монгольского ига. А во время другого ига, польско-литовского, Сергиева Лавра стала центром и символом борьбы за независимость России. Тогда почти вся территория Московского княжества была занята неприятелем. Монастырь геройски выдержал 16-месячную осаду, несмотря на кровавые штурмы, тесную блокаду и многократное численное превосходство осаждавших. Благодаря подвигу защитников Сергиева Посада тогда еще небольшое русское государство удалось сохранить. С окончанием осады закончилось Смутное время и началось освобождение страны. Следы этой осады сохранились до сих пор в Троицком соборе, в одном из главных храмов России, храме, для которого Андрей Рублев написал богодухновенную икону «Троица» и где сейчас находятся мощи Главного Игумена страны Преподобного Сергия Радонежского. 2. Дорога к Преподобному Сергию

http://pravmir.ru/vosem-filmov-o-prepodo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Иванович Гневышев (1872-1941), мч. (пам. 22 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/128875_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Радонежских святых (6 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128893.html

П.В. Долгоруков Воейковы В 1384 году выехал из Пруссии в Москву, к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, знатный чужеземец Воейко, Войтягов сын, владелец Терновский и с ним приехало 150 человек. Он принял Святую православную веру с именем Прокопия; обряд совершён был в Чудове монастыре митрополитом Киприаном и святым чудотворцем Сергием Радонежским. Великий князь пожаловал ему в кормление город Дмитров, а при великом князе Василие Дмитриевиче он находился боярином. отцовский КОЛЕНО I: Прокопий Воейко Войтягович Терновский, боярин КОЛЕНО II: Михайло Прокофьевич Воейков, боярин Степан Прокофьевич Воейков, боярин КОЛЕНО III: Иван Михайлович Яков Михайлович Семён Степанович Иван Степанович КОЛЕНО IV: Василий Иванович Андрей Яковлевич КОЛЕНО V: Константин Андреевич КОЛЕНО VI: Прокофий Константинович КОЛЕНО VII: Григорий Прокофьевич КОЛЕНО VIII: Тимофей Григорьевич Семён Григорьевич семейко Иван больший Григорьевич Фёдор Григорьевич малышек Василий Григорьевич Лука Григорьевич Иван Григорьевич ивка КОЛЕНО IX: Лука-Богдан Тимофеевич Максим Тимофеевич Андрей Тимофеевич Василий Семёнович † 1577 Матвей Семёнович † 1585 Борис Семёнович Семён Семёнович булгак Савелий Семёнович истома Андрей Семёнович Демид Фёдорович Пётр Фёдорович Логин Фёдорович шмет Игнатий Фёдорович Михайло Фёдорович Иван больший Фёдорович Семён Фёдорович Иван средний Фёдорович Марко Фёдорович Иван меньший Фёдорович Афанасий Иванович Семён Иванович Иван больший Иванович Алексей Иванович Иван меньший Иванович КОЛЕНО X: Михайло Лукич Семён Лукич Афанасий Лукич Фёдор Лукич Пётр Лукич Василий Лукич Пётр Максимович Савва Максимович Дмитрий Андреевич Евстратий Андреевич Клементий Андреевич Аристарх Андреевич Афанасий Андреевич Игнатий Андреевич Иван Васильевич губа † 1580 Матвей Васильевич Ефим Васильевич баим, думный дворянин † 1592 Иван меньший Васильевич Фёдор Васильевич глухий Григорий Васильевич Пимен Матвеевич Андрей Матвеевич, ясельничий и думный дворянин † 1607 Григорий Матвеевич Сергий Матвеевич, во иноках

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Великий Новгород Концертный зал Новгородской областной филармонии Кремль, 8 Арии и сцены из опер западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Москва Детский дом для умственно-отсталых детей «Южное Бутово» Южнобутовская,19 Мужской камерный хор Мужской камерный хор (Москва) Художественный руководитель и дирижер — Валерий Рыбин Москва Храм Преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря Петровка, 28/2 Государственный Академический Московский областной хор Художественный руководитель и главный дирижер — Жанна Колотий Москва Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крапивинский пер., 4 Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Орел Концертный зал Орловской областной филармонии Ленина, 23 Пасхальный концерт Ансамбль солистов «Русская рапсодия» (Москва) Художественный руководитель — Евгений Волчков Москва Большой зал консерватории Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Симфония С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьев, Симфоническая сюита «Египетские ночи» Чулпан Хаматова (чтец) Евгений Миронов (чтец) Алексей Володин (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Б.Серпуховская, 24 Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва) Регент — Илья Толкачев Москва Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Б. Серпуховская, 24 Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Дмитров Успенский кафедральный собор Историческая площадь, 11 Камерный хор «Пектораль» (Киев) Художественный руководитель и дирижер — Андрей Карпинец Елец Концертный зал Елецкого Госудаственного Колледжа Искусств им. Т.Н. Хренникова Мира, 82 Русские романсы и оперные шедевры западноевропейских композиторов Академия молодых певцов Мариинского театра Художественный руководитель — Лариса Гергиева Москва Большой зал консерватории

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010