ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 03.08.2016 Николай Бурляев: «Каждый истинный художник имеет свою песню души…» В день своего юбилея народный артист России размышляет о творчестве и проблемах современного кинематографа. Николай Бурляев – номинант Патриаршей литературной премии. В нынешнем году народный артист России, президент Славянского форума искусств «Золотой Витязь» Николай Бурляев отмечает несколько юбилеев: собственное 70-летие (сегодня, 3 августа), 55-летие творческой деятельности, 25-летие Международного Кинофорума «Золотой Витязь», а также круглые даты фильмов – «Иваново детство» (55), «Андрей Рублев» (50), «Лермонтов»(30). - Николай Петрович, что значат в вашем творчестве фильмы-юбиляры Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев»? - Это судьбоносные категории в моей жизни, как, собственно, и само явление личности Андрея Тарковского. У меня прежнее отношение к моему дорогому Андрею... Возможно, пришло время для более объективного понимания того, что было нами создано. Я долгое время считал, что играю в фильме «Иваново детство» недостаточно хорошо. И вот в позапрошлом году мне довелось представлять фильмы Тарковского в Каннах, и я, пожалуй, впервые за 30 лет решил посмотреть фильм целиком. Зал был заполнен на две трети. «Ну, думаю, сейчас и эти пойдут – июль, жара, рядом пляжи, что им война и мальчик-разведчик с его проблемами…» И – ошибся, на протяжении всего просмотра в зале стояла абсолютная тишина. Когда фильм кончился, аплодировали так, что я понял - фильм и сегодня живой. Мало того, я переоценил многое, увидев, насколько в фильме все выверено, и как прекрасно играют актеры. И в первый раз принял и свою игру, подумал: как этот мальчик мог так играть, сегодня я так бы не смог. Андрея Тарковского я принял в сердце и на всю жизнь ещё при первой встрече. Когда мы встретились, мне было 14, а ему 29, а сейчас мне на 14 лет больше, чем было Андрею, когда он ушел из жизни, я его перерос во времени, и у меня появилось к нему отеческое чувство. Но я всегда понимал, что это личность планетарного масштаба, и правы режиссеры, которые говорили, что Андрей Тарковский – режиссер номер один.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Андрей Андреевич Тарковский, сын великого русского кинорежиссера, сам как режиссер и автор сценария выпустил документальный фильм о творчестве и судьбе своего отца. Фильм замечательно назван: «Кино как молитва». В нем, на мой взгляд, развенчаны многие заблуждения толкователей смыслов творчества Андрея Тарковского, фильмы которого вновь и вновь привлекают внимание не только киноведов, известных и малоизвестных, но и самых разных блогеров, телеведущих, особенно женщин, падких на смакование подробностей личной жизни «звезд». Перед премьерой фильма в Москве Андрей Андреевич дал большое интервью, в котором есть и ответы на многочисленные, подчас крайне обидные, толки по поводу жизни и судьбы его родителей. И фильм, и интервью Андрея Андреевича затрагивают вопросы бытия человека на земле с Богом и без Бога, миссии киноискусства, и потому нельзя обойти их стороной, и хочется продолжить разговор на эти вечные и всегда актуальные темы. Личное Личность и творчество Андрея Тарковского интересовали автора этих строк с юношеской поры, когда мы только-только делали первые шаги: старший мой брат Анатолий – в театре и кино, я – в литературе. Отчаянный шаг Толи, когда мы прочитали в журнале «Искусство кино» сценарий «Андрей Рублев» и пришли в восторг и он на свой страх и риск поехал в Москву на кинопробы и был утвержден на главную роль в 1964 году, я подробно описал в «Повести о старшем брате» . И вот с той поры и по сегодняшний день меня не переставала занимать личность кинорежиссера, который поверил в моего брата – человека, ближе и любимей которого у меня не было и нет в целом свете. Благодаря Анатолию мне посчастливилось не только присутствовать на съемках, но и встречаться с Андреем Арсеньевичем. Несколько раз подробно беседовать с ним, говорить о кино, литературе, творчестве в целом. Я уже тогда понимал, что встречаюсь с выдающимся человеком. Но более всего на меня действовали оценки Толи, когда мы разбирали его роли или говорили о Тарковском. Толя неизменно повторял с убежденностью:

http://pravoslavie.ru/132834.html

30 августа исполняется 85 лет со дня рождения замечательного актера театра и кино Анатолия Солоницына. Он вошел в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского. Этот фильм, по опросам многих киноакадемий стран Европы, Азии и Америки, входит в число ста лучших фильмов всех времен и народов. О пути Анатолия к вере, о том, как он понимал назначение искусства в нашей жизни, вспоминает родной брат артиста, писатель Алексей Солоницын . Спасти и сохранить Мне приходится выступать в вузах, школах, куда меня время от времени приглашают, как писателя и киносценариста, и когда я спрашиваю, видели ли они фильм «Андрей Рублев», знают ли, кто такой Андрей Тарковский, – даже студенты творческих вузов редко поднимают руки. Что уж говорить о школьниках. На некоторых посещаемых и даже популярных сайтах написано, что Анатолий Солоницын «из поволжских немцев, настоящее его имя Отто». Я не один раз писал и в статьях для Интернета, и для центральных газет и журналов, и в «Повести о старшем брате», которая выдержала уже пять изданий, что да, имя Отто родители дали брату при рождении. Отец наш, в ту пору корреспондент «Известий», был романтик, эпопея челюскинцев его волновала так, что имя своему первенцу он дал в честь Отто Юльевича Шмидта, научного руководителя по спасению полярников. Да, детство наше действительно прошло в Саратове, на родине мамы, но к «поволжским немцам», как пишут некоторые «знатоки», наша семья не имеет никакого отношения. Более того, и в повести, и в фильме «Захарова тропа» о династии Солоницыных, и в ряде эссе я говорил, что наш пращур, Захар Солоницын, – летописец и иконописец второй половины XVIII века, который упоминается в «Истории» Карамзина как «ветлужский летописец». Об этом отцу написали нижегородские краеведы, с которыми я встречался, когда делал фильм и когда устанавливалась мемориальная доска памяти брата в городе Богородске Горьковской (Нижегородской) области, где мы родились. Имя Анатолий брат взял еще в юности, когда пошел работать на вагонзавод в Саратове. И к этому имени мы быстро привыкли.

http://pravoslavie.ru/jurnal/123417.htm

Рубрики 15 фильмов о покаянии: выбор читателей «Фомы» 7 мин., 23.03.2021 Поделиться В соцсетях «Фомы» мы попросили читателей поделиться своими любимыми фильмами о покаянии. Пришло несколько сотен рекомендаций, из которых мы выбрали 15 самых частых. Важно: в подборке — фильмы для взрослых зрителей, мы не можем рекомендовать их для семейного просмотра.  1. «Восхождение», 1976. Режиссер Лариса Шепитько Военная драма, действие которой происходят в оккупированной Белоруссии в 1942 году. Главные герои — партизаны, которые ищут продовольствие для своего отряда и попадают в засаду. «Восхождение» — победитель Берлинского кинофестиваля 1977 года, удостоился премии Международного евангелического жюри и премии Международной католической организации в области кино. Вот что о нем рассказала наша (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ): « Для меня фильм “«Восхождение»” — особенный. Я не видела ничего подобного в жизни и не чувствовала. Это кино не про пафос и даже не про героев. Это про ... будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. 1976 год. Мне было на тот момент 10 лет, это был семейный культпоход в кино. Слава Богу, я смотрела фильм глядя в глаза Сотникову, без комментариев взрослых. И ВСЕ поняла. Что есть предательство, что есть ЛИК (а не лицо), есть СВЕТ, ЧИСТОТА и ВЫСОТА. Конечно, я, советский ребенок, никогда не держала в руках Библию. Но у меня был фильм Ларисы Ефимовны “Восхождение”. Для меня, десятилетнего ребенка, это было Евангелие. Ведь “покайся” значит “изменись”... Я вышла после просмотра фильма абсолютно измененной, это был другой человек». 2. «Белый Бим Черное ухо», 1976. Режиссер Станислав Ростоцкий Фильм — экранизация одноименной книги Гавриила Троепольского о преданной собаке и очень разных людях, которые встречаются на ее пути в поисках хозяина. «Белый Бим Черное ухо» был номинирован на премию «Оскар» в 1977 году как лучший фильм на иностранном языке. «У всех бездомных собак когда-то были хозяева». 3. «Андрей Рублев», 1966. Режиссер Андрей Тарковский

http://foma.ru/15-filmov-o-pokajanii-vyb...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Богословское прочтение американского кинофильма «Выживший» 29.01.2016 1609 Время на чтение 4 минуты Фильм «Выживший» называют одним из самых многострадальных голливудских проектов начала века. Экранизация романа Майкла Панке об одиноком охотнике была задумана еще в 2001 году. В силу разных причин производство картины затягивалось более 10 лет. Даже когда в 2011 году к фильму были прикреплены Алехандро Гонсалес Иньярриту, Леонардо Ди Каприо и Шон Пенн, из-за недостаточного финансирования, съемки фильма продолжали откладываться. В итоге, получившаяся картина впечатляет целой палитрой философии и глубины, а также удивительной красотой съемки оператора Эммануэль Любецки, в фильме сама природа повествует очень многое, как это было в Сталкере. И так, первооткрыватели Америки, так называемые, носители мировой цивилизации, показаны в фильме чуть ли не отъявленными варварами, вторгшимися в чужой мир, который в последствии и уничтожат. Не для кого не секрет чудовищные цифры поголовно вырезанных индейскихэтносов, и, как дань традиции своим предкам, беспринципные совершения локальных апокалипсисов на чужой земле и в наше время. Перед нами практически немое кино, но брошенная, одним из героев первооткрывателей, ироничная реплика о том, как его отец охотник обрел бога в лесу и, по его словам, пристрелил его, говорит, что на место богов пионеры Америки уже согласны поставить себя. Поразительно то, что, изначально задуманный как вестерн, фильм делает попытку переосмысления сложившихся западных стереотипов: что же значит цивилизация, культура, что из себя представляет человек. Главный герой, которого не сыграл, а по-настоящему прожил Леонардо Ди Каприо, находится на стыке двух миров - свой среди чужих, чужой среди своих. Трагичная предыстория о том, как он из захватчика превратился в аборигена показана в серии коротких флешбэков из его тревожных снов. Освободившись от этнических и цивилизационных оболочек, он свободно действует по закону совести, объективно определяя и наказывая зло. Поразительная сцена у разрушенной Церкви с русской росписью, на которую режиссёра вдохновил фильм «Андрей Рублев» Тарковского, своего рода символ опустошённого протестантизмом христианства. Удалив дух подвижничества, лютеране по сути выхолащивали из западного человека христианина, оставив от него полуразрушенный остов. Здесь мы вспоминаем метаисторический сюжет книги Бытия, повествование о большой вавилонской стройке.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Учёный ищет издателя Культуролог Наталья Ложкина обращается с просьбой об издании её книг о православном возрождении в XIV-XV вв. 10.06.2021 1026 Время на чтение 3 минуты На «Русской народной линии» размещён фильм кандидата культурологии, сотрудника Государственного Эрмитажа Натальи Александровны Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV - первой половине XV вв. как историко-культурный феномен». Автор фильма ищет православного издателя (издательство) для публикации её книг по истории Византии, Балкан и Московской Руси. «Прошу ваших молитв и содействия в поисках православных издателей и издательства. Я написала 3 книги, выделив текст из моей докторской диссертации: 1. Православное Возрождение XIV-nepboй половины XV вв. на Святой Горе Афон как историко-культурный феномен. 2. Культура Балкан в эпоху православного возрождения XIV- первой половины XV вв. 3. Преп. Андрей Рублев и эпоха православного возрождения XIV- первой половины XV вв. в Московской Руси», - говорится в обращении Натальи Ложкиной, поступившем в редакцию РНЛ. Связаться с автором можно по электронной почте: abonent563@yandex.ru Предлагаем вниманию читателей отзыв ныне покойного выдающегося слависта, доктора филологических наук, профессора, многолетнего главного научного сотрудника Института русской литературы ( Пушкинс кий Дом) РАН Гелиана Михайловича Прохорова на монографию Н.А. Ложкиной «Православное Возрождение на Балканах в XIV-nepboй половине XV вв. как историко-культурный феномен». Данная монография весьма актуальна в связи с делом сохранения древних христианских храмов на территории Сербии, Греции, Македонии, Черногории. В период с 1999 по 2004 годы было уничтожено 143 православных храмов в Косове. После Второй мировой войны это самая масштабная в Европе культурная катастрофа. В монографии показано, что Сербия в XIV веке была передовой страной в смысле восприятия ею значения святоотеческого учения, ее искусство было проникнуто исихазмом. Монография Ложкиной Н.А. посвящена архитектуре и монументальной живописи византийской эпохи Болгарии, Сербии, Македонии. Начавшееся Возрождение культуры балканских народов одновременное было религиозным Возрождением XIV–XV вв., связанным с расцветом святости.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/10/uc...

Рубрики Федор Конюхов: Исповедь путешественника 23 мин., 01.01.2008 Поделиться После интервью с ним я был в состоянии легкого шока. Вышел на улицу. Мне казалось, что люди обтекают меня точно волны. Нечто подобное я переживал в юности, когда впервые увидел фильмы «Андрей Рублев» и «Париж-Техас». Состояние отрешенности и глубокой внутренней сосредоточенности. Я искал и ждал этой встречи полгода. Сначала мне сказали, что он в Париже, через два месяца — что в Англии. Когда я позвонил в третий раз, выяснилось, что человек, к которому я обращаюсь за помощью, здесь больше не живет. Стало ясно, что встреча, скорее всего, не состоится, что нужно просто смириться и постараться забыть об этом. Иногда так бывает: стремишься к чему-то, и вдруг перед тобой — стена. Новые встречи, интервью, статьи, сменяя друг друга, скользили сквозь мое сознание, и лишь иногда на его задворках вспыхивал огонек-мысль, что не все из задуманного удалось... Но почему-то она не угнетала, как это бывает обычно. Может потому, что я надеялся, что встреча все-таки состоится? И вот я в небольшом кафе, зал которого отделан под каюту корабля. Под низким потолком столпилось до сотни людей. Очень душно, гардероба нет... Слышится голос Конюхова и его сына, которые проводят пресс-конференцию, организованную перед путешествием по Великому шелковому пути... С трудом пробиваюсь к сцене, облепленной журналистами. На голову пилигрима сыплется град вопросов... С интервью в этот день не получилось. Подарил ему наш журнал, договорились о встрече. В этот же день Конюхов улетел в Калмыкию... И вот, наконец, встреча. Поначалу я пытался удержать разговор в определенном русле, словно яхту на курсе, то и дело поглядывая на подготовленные вопросы. Но говорить с Федором непросто. Я впервые беседовал с человеком, который не отвечает прямо на вопрос, а как бы рисует вокруг него ответ. И от этого ответ оказывается глубже и полнее, чем ты ожидаешь. Получается не диалог или беседа, а рассказ о жизни, в которой ты становишься непосредственным участником описываемых событий, настолько они захватывают тебя. Хотя иногда у меня возникало ощущение, что мы стоим по разную сторону стекла и пытаемся услышать друг друга...

http://foma.ru/fedor-konyuxov-ispoved-pu...

Сортировать по Исключить новости Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа? 12 сентября состоялась открытая лекция ординарного профессор Фрибурского университета Швейцарии Мишеля Вьеня (Michel Viegnes) «Духовный мир средствами кинематографа». Профессор Вьень специализируется на изучении литературы XIX–XX веков, несколько лет он заведовал отделением филологии Фрибурского университета, сейчас занимает должность ординарного профессора. Лекция состоялась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа – этот вопрос, заявленный в названии лекции, профессор Вьень изучает на примере трех фильмов: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Франциск, менестрель Божий» Р. Росселлини, «Под солнцем сатаны» М. Пьяла. Выступление было проиллюстрировано фрагментами из этих фильмов, уточняющими и разъясняющими сказанное. Мишель Вьень: Как можно передать духовный мир, какими средствами? Иконография, литература и музыка – в какой-то мере могут дать нам представление о духовности, о том, что творится в душе человека. Но является ли кинематограф приемлемым способом отображения духовности, может ли кино передать духовное измерение истории, событий, могут ли способствовать этому актеры? Я хочу начать с цитирования книги «Кино и духовность», которая была опубликована в 1985 году. В ней мой коллега из университета Фрибурга, отмечает, что в отличие от прочих видов искусств, которые зародились как сакральные – литература, музыка, и живопись вышли из религиозных таинств – кино зародилось совершенно иным образом. Это современное искусство, у него нет истоков в сакральном, зато есть современные технические средства, которые помогают реализовывать цели кинематографа. Соответственно, кино как современное искусство сталкивается с трудностью выражения духовности, но при этом есть какие-то особые возможности, которые дает только кино. В отличии от других видов искусства кино может показать невыразимое. Пожалуй, здесь ближе всего к кинематографу стоит театр. Театр представляет нам то, что называют полифонией информации, то есть передает нам большое количество сообщений по разным каналам восприятия. Так, у нас есть визуальный канал – это внешний вид актеров, костюмы и так далее. Все, что мы видим на сцене театра, очень важно, все – символ: любая одежда, любое сочетание цветов. Есть звуковой канал – голоса актеров, музыка, смех, стенания. Есть и множество других каналов восприятия, как минимум десять, и все они воздействуют на зрителя. Что же кинематограф как отличное от театра искусство может предложить в дополнение? Рассмотрим на примере трех фильмов.

http://pravmir.ru/professor-mishel-ven-d...

Сортировать по Исключить новости Проект списка «100 фильмов», которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах На сайте Министерства культуры обнародован проект списка фильмов, рекомендованных для изучения в школе. Этот список будет отправлен в Министерство образования для дальнейшего утверждения. 11 января, 2013 На сайте Министерства культуры обнародован проект списка фильмов, рекомендованных для изучения в школе. Этот список будет отправлен в Министерство образования для дальнейшего утверждения. На сайте Министерства культуры обнародован проект списка фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра на факультативных занятиях в школах.  Этот список будет отправлен в Министерство образования для дальнейшего утверждения. 1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961 2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972 3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946 4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966 5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938 6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966 7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924 8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959 9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970 10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937 11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969 12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970 13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966 14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936 15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968 16. Броненосец «Потемкин» — С.Эйзенштейн, 1925 17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973 18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968 19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934 20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969 21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967 22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938 23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976 24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964 25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960 26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969 27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961 28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964 29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968 30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961 31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977

http://pravmir.ru/proekt-spiska-100-film...

Сортировать по Исключить новости Я помнил ком в горле от мучений, свидетелем которых стал Почему к радости нельзя подойти мимо Креста 26 апреля, 2019 Почему к радости нельзя подойти мимо Креста «Я помнил ощущение настоящего горя, которое меня посетило, и просто боялся к нему возвращаться». О личном переживании Страстной седмицы рассказывает священник Петр Коломейцев. Мама вывела меня из храма, и дверца захлопнулась Помню, маленьким мальчиком шел с мамой по парку Сокольники. Мимо проносились велосипедисты, кто-то пинал мяч, а кто-то на скамейке читал книгу. Через парк вышли к храму Воскресения Словущего. Едва войдя в него, мы увидели Распятие. Обычно оно стояло у окна, в северном приделе, и было незаметным. А тут, увитое цветами и украшенное лентами, выделялось. Царские врата были затянуты темно-красной завесой, сквозь которую пробивались лучи солнца. Завеса, подсвеченная изнутри, оживала багровыми всполохами. Пение – постное, печальное, пронзительное. Атмосфера внутри храма контрастировала с тем, что происходит снаружи. Было ощущение, будто я ворвался в иной мир. Напряженно, с нарастающим удивлением, я вглядывался в Распятие. В какой-то момент показалось, что оно ожило. Я увидел, как шевелятся губы у Христа, как струится Его кровь. До мурашек и оцепенения я чувствовал Его страдание. Это было настолько сильно, что я расплакался. Мама вывела меня из храма на улицу, где светило солнце и кто-то пинал мяч, а кто-то читал книгу… и дверца захлопнулась. Я ясно почувствовал это. Еще минуту назад был погружен в неведомую мне среду, в которую вглядывался, и вот дверца закрылась, причем так наглухо, что я почти забыл про нее. Я не то чтобы не заглядывал за эту дверь, скорее отгонял от себя воспоминания. Помнил этот ком в горле от мучений и страданий, свидетелем которых стал. Помнил ощущение настоящего горя, которое меня посетило. Я просто боялся к нему возвращаться. Тарковский и моя Страстная В 1969 году фильм Тарковского «Андрей Рублев» показали вне конкурса на Каннском международном кинофестивале, где он получил приз международной критики. В СССР его показали много позже. Но хотя он и вышел на экран, все-таки это было ограниченное число копий и клубные показы в специальных кинотеатрах повторного фильма: «Иллюзионе», «Встрече», «Красном текстильщике». На один из показов (мне тогда было лет четырнадцать) удалось попасть.

http://pravmir.ru/ya-pomnil-kom-v-gorle-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010