Скачать epub pdf Аннотация «Житие Андрея Юродивого» наряду с «Житием Симеона Юродивого» можно назвать классикой агиографии юродства. Впрочем, «Житие Андрея» не сколько житие, сколько агиографический роман, сюжетно богатый и полный вставными историями (житие делится примерно на сто более или менее отдельных рассказов). Согласно житию, Андрей жил в пятом веке, анализ текста дает где-то десятый (тем ставя под вопрос и авторство Никифора). Св. Андрей – скиф, купленный в рабы византийским вельможей. У него на службе он показал себя умным и книжным человеком, ревностным христианином. Житие описывает его ратоборство с демоном на виду Небес и Ада. Победа приносит Андрею величайший дар – юродство. После этого всю жизнь он юродствует в Константинополе, глумясь над столицей «христианской империи». Андрей ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п. Самое известное место жития – видение св. Андрея Божией Матери. Во Влахернской церкви юродивый видел Богородицу в сопровождении Предтечи Спасителя и ап. Иоанна Богослова. Богородица накрыла молящихся своим мафорием (Покров Богоматери). Конец жития посвящен вопросам Епифания (близкий к святому юноша). Св. Андрей пространно рассказывает о космологии и особенно эсхатологии. Надо сказать, «Житие Андрея Цареградского» было крайне популярно на Руси. Его национальность позволила нашим предкам отождествить святого сначала со славянином, затем – с русином, и наконец – с новгородцем. Этой популярности способствовало эсхатологическая концовка Жития. Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради Хочу я изложить перед вами, о возлюбленные, жизнь богоугодную и деяния безупречные достойного мужа. Прошу вас, внемлите тому, что я буду говорить, ибо предмет сей источает мед, благоухание и дивную радость. Посему приготовьтесь, о великодушные, выслушать этот мой рассказ, дабы и я сам с большим желанием приступил к своему труду и изложил пред вами духовные подвиги этого мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16075-zh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Покров и юродство 13.11.2019 825 Время на чтение 11 минут Юродивым, нагим и оплеванным, осмеянным и поношаемым, над кем последовательно и изощренно издевались, Пречистая являла Свой Покров. История первая. Константинопольская Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы». Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси. А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигу – юродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец! С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: — Видишь ли Госпожу и Царицу мира? — Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла всенощная и, конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась литургия - после всенощной, ночью). Но вот, за всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него - отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими т.к. царь входил через них (входит... Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и Предтеча Креститель Иоанн, а с другой - Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие - и пророки, и святые... Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Иоаннами, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и ... плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий - то, чем покрывала главу - покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров... Не у нас это было, а в Константинополе - Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется... А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник! Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? - Блаженный, Христа ради юродивый Андрей.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/585...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Уроды Христа ради " Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни " Источник:  Нескучный сад 9 августа празднуется память новгородского юродивого Николы Кочанова. Несмотря на необычные внешние формы юродство – одна из самых консервативных форм святости. Блаженный не занимается разоблачением " традиционной церковности " , но, напротив, предупреждает людей от привыкания к святыни, от теплохладного отношения к вере и от кощунства, считает историк Андрей ЗАЙЦЕВ. Мир Древней Руси нам часто представляется как идеальное христианское общество, где все люди от холопа до царя степенно ходят в храмы, истово молятся, постятся по двести дней в году, перед смертью становятся иноками, а после кончины – святыми. Иногда в этой идиллии бывают сбои, и тогда на исторической сцене ненадолго появляются бражники, разбирающиеся в библейской истории и попадающие в рай, но в целом жизнь в допетровской Руси многим кажется очень благочестивой. Эта мифологему можно разрушить разными способами: чтением исторических документов, размышлением над причинами старообрядческого раскола, но лучше всего идею всеобщего процветания разрушает феномен юродивых – святых, распространенных на Руси, начиная с XIV века. Одним из таких блаженных " похабов " был Николай Кочанов. Благочестивый сын богатых и знатных новгородцев, не желая получать славу и почести от людей, Николай стал ходить по городу в рубище. Краткое современное житие, размещенное на сайте Новгородской епархии, довольно точно следует за древнерусским агиографическим текстом, так описывая суть подвига блаженного Николы: " Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу " . В этой фразе кроется самая большая опасность подвига юродивого. До сих пор Церковь не нашла однозначных критериев, по которым при жизни или вскоре после смерти можно отличить подлинных юродивых от мошенников и сумасшедших. Все они могут бегать голыми или неряшливо одетыми по городам и весям и творить непотребства, но лишь единицы становятся святыми.

http://religare.ru/2_96226.html

Покров Пресвятой Богородицы      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:06 мин. Размер 10.7 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род. Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения. Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья. Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек. Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея. На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».

http://pravoslavie.ru/107171.html

Есть под Рязанью село Ласково. Есть в нем часовня благоверных Петра и Февронии , устроенная в память о князе и княгине. И каждому остановившемуся возле нее непременно расскажут о житии святых. Уж коли что прибавят, по любви народной к молитвенникам о супружеском счастье, да простится им. Впрочем, и в самом каноническом житии мы мало находим подробностей их каждодневной семейной жизни. Так что «примерить на себя» и подражать их житию может любая семейная пара. Много лет назад недалеко от Ласкова, на одноименном озере, мы снимали документальный фильм. И даже пытались найти куст орешника, который, по преданию, со времен жития здесь благоверной Февронии якобы не погиб, но давал отростки и разрастался. И омочили ноги в озере, по берегу коего ступала ставшая святой княгиней дочь древолаза, слывшая до замужества то ли юродивой, то ли простушкой. На самом же деле – девушка с характером, женским достоинством, явившая чудеса истинного христианского терпения, мудрости, супружеской преданности. Именно такой видится мне святая Феврония вдали от Рязани, от затерявшегося в мещерских лесах Ласкова – в разноименных лицах матушек североамериканского континента. Отец Андрей и матушка Наталия Ковалевы (Тампа, штат Флорида) С матушкой Наташей мы ехали по Флориде . Пожухлые за долгое лето пальмы, цветы, отражение солнца в Мексиканском заливе. Во Флориде матушка Наталия и отец Андрей отпраздновали уже две Пасхи. За рулем Наташа с раннего утра, когда солнце старательно пробирается сквозь дымку над океаном. Ее ждут пациенты, живущие в разных концах штата. Бывает, что от одного места назначения до другого добираться приходится два часа и более. У отца Андрея это четвертый храм и третий собственный приход. А у матушки – третий штат, где ей сразу по приезде пришлось пересдавать экзамены на сертификат медицинской сестры. Когда два года назад отца Андрея назначили на приход в Тампе, забрал отец матушку, сына, собрал вещи и на трейлере отправился почти через всю страну – с западного побережья на юго-восточное. Отец Андрей восстанавливал пришедший в полный упадок храм, собирал хор, ремонтировал помещение, едва напоминавшее жилой дом, выкорчевывал умершие деревья-великаны и расчищал заросшую территорию – «берендеево царство», доставшееся ему от прежнего священника. Почти сразу убрал и «перешедший по наследству» чудо-иконостас. Рассказывают, что много лет назад в церковь пришла пара и просила их обвенчать непременно на фоне русского пейзажа. Рядом (как на грех!) оказался художник-самоучка, на скорую руку изобразивший к торжественному событию алтарную перегородку «под собор Василия Блаженного». Но приход катастрофически быстро разбежался. От разноцветия «куполов» при алтаре отец Андрей избавился, вырубил заросли, загораживавшие дорогу к храму, на их месте высадил аллею пальм и поставил на обочине дороги указатель – деревянный православный крест.

http://pravoslavie.ru/62688.html

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010