Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ангел-ХранительАнгел , приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах. Кому и когда даёт Бог Ангела-Хранителя? Ангел-Хранитель даётся Богом человеку в Таинстве Крещения: « Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него » (преп. Анастасий Синаит ). Некрещеный человек находится под властью падших духов – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку « как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя » (свт. Василий Великий ). «Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки» , то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, ‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности. Что значит День Ангела? Бытует мнение, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин». Участие Ангела Хранителя в жизни христианина

http://azbyka.ru/angel-xranitel

Именины (День Ангела) — как определить день именин? Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. 1 августа, 2009 Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства. Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или Именины. Именины После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Читайте также: Как узнать дату своих именин Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения. «Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные. Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются  наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре». «Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

http://pravmir.ru/imeniny/

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Сегодня мы прославляем Небесные Силы бесплотные и всех нас можно поздравлять с днем ангела. Ангел – это есть посланник Божий, через которого Господь осуществляет на земле Свою волю. Ангела имеет каждый народ, ангела имеет каждый город, ангела имеет каждый храм, ангела имеет каждый человек. Но в силу того, что человек – существо свободное, он совсем не всегда прислушивается к голосу ангела и, когда тот возвещает ему истину воли Божией, он, как Матерь Божия, не говорит: «Се, Раба Господня» или: «Се, раб Господень», – покоряясь слову Божию. Чаще всего человек противится Богу, и из-за этого он страдает и мучается. Ну ладно бы сам мучился, а то он мучает и других. Из-за того что человек не покоряется слову Божию, мучаются и те люди, которые рядом с ним живут, и чада его мучаются, и, как апостол Павел сказал, «вся тварь стенает и мучится», ожидая «откровения сынов Божиих». То есть из-за людей страдают и звери, и птицы, и насекомые, и рыбы – все живые существа. Это происходит и потому, что люди всё вокруг себя истребляют, и в силу общей поврежденности всего материального мира. Недаром говорят, что рыба с головы гниет: царем всего материального мира является человек, и из-за его противления слову Божию происходит все страдание на земле. Слово Божие – это Господь Иисус Христос, и услышать Его не каждый, конечно, может, а только имеющий уши. Так в Евангелии сказано: имеющий уши да слышит. Потому что большинство людей отворачиваются от этого своего внутреннего слуха в силу разных причин, например национальных. Человек на пути слова Божия к своему сердцу может нагородить много всяких преград. Один говорит: «Вы же знаете, как нас воспитывали». Обычно я на это отвечаю: «Точно так же, как и меня». Что значит воспитывали? Голова у тебя есть? Ведь все люди, и черные, и белые, и красные, и желтые, – все созданы Богом по образу Его и по подобию. Этот образ и подобие Божии не в расе, не в национальности, не в культуре, а в чем-то более важном. Поэтому, когда человек впервые сталкивается с Евангелием, он не может, как в зеркале, не узнать в нем себя, сердце его не может не трепетать, просто степень этого трепета разная.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Глава десятая Деян.10:1–8 .   В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. Этот Корнилий не был ни иудеем, ни из подзаконных, а между тем уже вел такой же образ жизни, как и мы. Вот двое уже из людей, облеченных почестями, веруют во Христа – казнохранитель эфиоплянки и этот, «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим». Мы не заботимся о своих домашних, а этот заботился и о воинах. Он был «сотник из полка, называемого Италийским». Этого человека он для того делает известным и сообщает о нем подробные сведения, чтобы кто-либо не сказал, что в Священном Писании встречаются погрешности против истории. (Надобно знать, что полк – спира – состоял из двухсот воинов, а кустадия из шестидесяти.) «Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему». Видит Ангела для восполнения веры Петра. Или, лучше, не для него, но для других, более слабых в вере. «Около девятого часа дня», когда он оставил заботы и находился в тишине и покое. Так как Истинное Око и Великий Судия знает, что и великие дела, не имея веры, мертвы, то Он и посылает Ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верой тех, которые хорошо подвизаются. От видения же в Корнилии возбудился страх, впрочем, умеренный, сколько было необходимо только для того, чтобы возбудить внимание его. Потом слова Ангела уничтожили страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Кикилии и с нею святых мучеников Валериана, Тивуртия и Максима Память 22 ноября Святая дева Кикилия 7604 родилась в Риме от почтенных и богатых родителей. Услышав Евангельскую проповедь, она уверовала во Христа и, возгоревшись сердечною к Нему любовью, положила в уме не выходить замуж и соблюсти чистым девство свое ради Непорочного Жениха – Христа Бога. Но родители ее, против ее воли, обручили ее с одним благородным юным язычником, по имени Валерианом, и стали заставлять ее ходить в драгоценных одеждах и золотых украшениях. Но она носила под драгоценною одеждою на теле жестокую власяницу, а в сердце – Христа и постоянно горячо молилась Ему, чтобы Он Сам, как благоугодно будет Ему, сохранил ее чистою, непорочною и свободною от брачного союза. Когда же наступил день свадьбы и началось свадебное веселье, она, вздыхая из глубины своего сокрушенного сердца, тайно взывала к Господу: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» ( Пс. 118:80 ). И усердно, со слезами, молила Его послать для охранения ее девства Своего Ангела. При наступлении ночи, новобрачные были введены в брачную комнату, и Кикилия сказала своему жениху: – Я хочу, любезный юноша, объявить тебе некую тайну: у меня есть невидимый тобою хранитель моего девства – Ангел Божий, и если ты коснешься меня, то он тотчас убьёт тебя, ибо он стоит здесь, готовый защитить меня от всякого насилия. Услышав это, Валериан почувствовал страх, так как при Кикилии действительно невидимо был Ангел, посланный с неба охранять невесту Христову от союза с языческим юношей. Он начал умолять Кикилию показать ему Ангела. Девица отвечала: – Ты – человек, незнающий истинного Бога, и потому не можешь и видеть Ангела Божия, пока не очистишься от нечистоты твоего язычества. – Но как же, – спросил Валериан, – могу я очиститься? – Есть один старец, – отвечала она, – по имени Урван, епископ христианский: он может очищать язычников крещением и делать их способными видеть Ангелов. Если хочешь очиститься и увидеть Ангела Божия, то иди к нему и расскажи ему все, что ты от меня здесь слышал; и, когда он очистит тебя, тогда возвращайся сюда, и ты увидишь Ангела и получишь от него, чего пожелаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 3 Мал.3:1 . Се, аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь вседержитель. С Евр.: «Вот я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм свой Господь, которого вы ищите, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идёт, – говорит Господь Саваоф». Выше пророк обличал крайнее нечестие Иудеев, по коему они осмелились говорить, где Бог правосудия, если нечестивые живут хорошо, а праведники бедствуют? Теперь пророк отвечает таким нечестивцам, что есть Бог правосудный, и вот Он скоро явится на земле разсудить людей. А чтобы расположить людей к принятию Господа, уготовать в сердцах и душах их путь Богу, то Господь предварительно пошлёт для сего Своего вестника, который и уготовит путь Господу, т. е. приготовит сердца людей к Его принятию. «Се, аз посылаю ангела моего». Это говорит мессия Господь Иисус Христос о св. предтече Своем Крестителе Иоанне, как Сам объяснил Иудеям ( Мк. 11:10 ; сн. Мф. 3:3 ; Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ; Ис. 40:3 ). Иоанн называется ангелом, т. е. вестником, потому что возвещал пришествие Спасителя в мир, наступление благодатнаго царства Божия на земле. «И призрит на путь пред лицем моим», т. е. св. Иоанн Предтеча осмотрит путь, по которому Я пойду к людям, приготовит. Образ речи взят с восточных царей, которые, путешествуя, посылали своих вестников, устроить и выровнять путь. Здесь под «путем» разумеется нравственно-религиозное состояние Иудеев, которое требовало исправления. Так св. Иоанн приготовлял путь Спасителю, когда возбуждал к покаянию, обличал, вразумлял, опровергал и истреблял предрассудки и заблуждения. «И внезапу приидет в церковь свою Господь», т. е. после проповеди св. Предтечи Иоанна. Господь явится к Иудеям для многих из них неожиданно, внезапно, или (по объяснению св. Кирилла Алекс.) «явится в Свою Церковь , т. е. в Свое пречистое тело, потому что Слово, соделавшись плотию, обитало в ней, как в храме». Придёт, – говорит пророк, – Тот Самый Господь, которого вы, Иудеи, ищете, говоря: «где Бог правды?» ( Мал. 2:17 ), и которого вы ожидаете по пророчествам ( Ис. 64:1, 45:8 ; Агг. 2:8 ; Лк. 2:17 ; и др.). Ожидаемый вами Господь явится в Свою Церковь , как Ангел, как вестник Нового благодатного Завета ( Ис. 9:6 ), как вестник спасения людей, милостей и щедрот от Господа Бога: «ибо не человеческое было слово Спасителя, но оно происходило к нам от Бога Отца чрез Сына Его по естеству: глагол Иисуса Христа есть глагол Его Родителя ( Ин. 12:49 )» (Св. Кир Алекс.). Слова: «се, грядет» означают, что пришествие Ангела завета не отлагается, скоро наступит. Господь уже как бы идёт, давая о Себе знать законом, учением, пророчествами, прообразованиями, знаменательными событиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

345. Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорена в Чудове мон. марта 25-го; напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год Блюдитеся, ...како слышите ( Лyk. VIII. 18 ). Внимательно, рассудительно, осторожно наблюдайте за собою, как слушаете то, что доходит до вашего слуха, как принимаете и должны принимать слышимое. Так наставлял Христос Спаситель Своих учеников. Пречистая Матерь Его, преблагословенная Дева Мария в совершенстве исполнила сие наставление, когда оно не было еще произнесено. Христиане! Наставление Христа Спасителя относится и к нам потому самому, что мы христиане, то есть, ученики и последователи Христа. Пример пречистой Матери Его может ввести нас в разумение наставления Его. Праматерь Ева не положила себе правила: «блюс тися, ...како слышит...», когда вступал с нею в разговор змий искуситель, хотя самая необычайность сего явления должна была внушить осторожность. Чрез отверзтое любопытством ухо словесный яд проник до сердца ее и отравил душу грехом, прежде, нежели вкушением запрещенного плода отравлено тело. И праотец Адам не уберег своего слуха от греховного слова жены: и чрез нестрегомое ухо допустил смерть войти во весь род человеческий. Не так Пресвятая Дева Мария. Как предопределенная в служение таинству исцеления человеческого рода от смертоносной заразы греха, она, при самом вступлении в сие служение, исправляет первоначальную погрешность прародителей. Она слышит приветственный глас Ангела, уже более или менее ведомый ей, со времени воспитания ее во храме Иерусалимском: и при всем том «блюдется, ... како слышит...»; не вдруг допускает высокое о ней слово до смиренного сердца; не отвечает на привествие; останавливается в заботливом размышлении. «Смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие» ( Лyk. I. 29 ). Какое это слово, которым произведено смущение в душе чистой и мирной? Это слово Ангела: «радуйся благодатная, Господь с тобою; благословенна ты в женах» ( Лк. 1:28 ). Но что же здесь могло быть причиною смущения? Причиною смущения обыкновенно бывает слово печальное, или строгое, или унижающее, или обидное, или угрожающее. Ничего такого нет в словах Ангела. В них видны: радость, благоговение Ангела к Пресвятой Деве, ее достоинство, Божие к ней благоволение. Вникните в дело духовным разумением. Словом печальным, строгим, унижающим, обидным, угрожающим, приводится в смущение наша нетерпеливость, наша гордость. Сих качеств не было в Пресвятой Деве; почему и такие тяжкие слова не привели бы ее в смущение. Но в ней обитает глубокое смирение: и потому для ней неудобоприемлемо слово, которое возвышает ее. Смирение не любит оглашающей похвалы; уклоняется от нее; боится, чтобы она не повредила ему: и потому, когда слышит хвалителя, с невольною заботою внутренно вопрошает: действительно ли ты Ангел Света? – Таково значение смущения, в которое Пресвятая Дева приведена была приветствием небесного благовестника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседа XV. О первом члене символа веры Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о служении ангелов и сказали, что оно состоит в том, что ангелы прославляют Бога и возвещают волю Его людям. Но этим не ограничивается служение их. Ангелы невидимо присутствуют при наших молитвах и церковном богослужении, молятся и ходатайствуют за нас пред Богом. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Ангелы наблюдают за нашею жизнью, знают все, что происходит с нами, и радуются, когда мы делаем добро и обращаемся на путь истинный. Тако глаголю вам, говорит Иисус Христос, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Таким образом, ангелы принимают в нас участие. Мало этого, каждому христианину, при самом крещении, дается Богом особый ангел, так называемый Ангел Хранитель. Ангел хранитель сопутствует человеку до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. «Ангелы Господа», говорит пророк Давид, «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» ( Пс.33:8 ). Об ангелах хранителях говорил и Иисус Христос в следующих словах: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Под малыми здесь разумеются христиане, и каждый из них, по слову Спасителя, находится под охраною своего ангела. Самое название ангела хранителя взято из Священного Писания , и именно из следующих слов: Ангелам своим заповесть о Тебе, сохранити тя во всех путех Твоих ( Ис.90:11 ). Ангел хранитель является помощником и заступником христианина от злого духа, дьявола, в страшный час смерти. Но, братие, наш ангел хранитель тогда только находится в общении с нами, когда мы слушаемся внушений его и стараемся жить по заповедям Божиим. Если кто не заботится о жизни своей, от того удаляется ангел хранитель, и им овладевает злой дух-дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 18. Падение Вавилона Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела , т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба , но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его . Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела. Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался – жилищем бесов – и пристанищем всякому нечистому духу, – пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О Святых Ангелах Божиих 24 Божии Ангелы – друзья наши. Если бы мы были чище и лучше, чем мы есть, то могли бы сказать, что Ангелы – наши братья. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но если нам до поры не дано видеть Ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца. До поры, повторяю, нам не дано видеть святых Ангелов, но не навсегда. Когда смерть совлечет с нашей души ее смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу, и вера уступит место видению. Какой будет наша радость, когда наши души, вернувшись из изгнания, встретятся с Небесными гражданами, с этими сынами Божиими, которым не ведом грех и старость, смерть и никакие другие проклятия, по которым мы влачимся в нашем земном пути, словно по тернию! Но пока нам дана лишь вера. Наша вера в Ангелов основана не на человеческой фантазии, а на свидетельствах Божиих, данных через святых и праведных людей, которым было дано видеть Ангелов. Праведному Аврааму белым днем явились три Ангела, которые возвестили ему о рождении сына Исаака. Видела их и Сара, жена Авраамова, которая угощала их. Позже Аврааму снова телесно явился Ангел для того, чтобы не допустить принесения в жертву Богу единственного сына. Праведному Лоту в Содоме явились два Ангела, которые вывели его из города до того, как гнев Божий обрушился на грешный город. Иаков во сне увидел лестницу от земли до небес, по которой сходили и восходили Ангелы. Валаам в пути увидел Ангела с обнаженным мечом в руке, который препятствовал ему в проповеди против народа Божия. Иисусу Навину явился Архангел, и когда Навин спросил его, кто он, Архангел сказал: «Предводитель воинства Божия». Гедеону явился Ангел Божий и повелел ему вести народ против неприятеля. Испуганный Гедеон, простой земледелец, воскликнул: «О Господи Боже, видел я Ангела Твоего лицом к лицу!» Явился Ангел Божий родителям Самсона и предрек им рождение сына Насона. Святому Илии пророку явился Ангел Господень, когда Илия спал, утомившись с дороги, и Ангел, пробудив его, дал ему воды и хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010