Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Мартыновский Августин Васильевич) Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии). С 15 декабря 1817 года – священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года – ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря. С 22 ноября 1844 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии. Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Вопрос: Кто даровал тебе бытие и жизнь? Ответ: Бог. В. Какое ты имеешь понятие о Боге? О. Бог есть создатель неба, земли и всех тварей. В. Не открыл ли сам Бог понятия о Себе, как о создателе неба и земли? О. Бог открыл людям познание о Себе, в слове Божием или священном Писании, а отчасти в предании православной Церкви. В. Как учит слово Божие о сотворении неба и земли? О. Учит, что Бог сотворил из ничего небо, ангелов и землю в шесть дней со всеми находящимися в мире творениями, а наконец сотворил первых людей – Адама и Еву. В. Как учит слово Божие об ангелах и человеках? О. Учит, что ангелы – бестелесные духи, имеющие, подобно людям, разум и волю. В. Для чего создал Бог ангелов и людей? О. Для того, чтобы они, утвердившись в повиновении воле Божией, были вечно блаженными. В. Утвердились ли ангелы в повиновении воле Божией? О. Большая часть их утвердилась и блаженствует; но многие из них, увлекшись примером одного светлого духа, дерзнули воспротивиться воле Божией и сделались на веки погибшими. В. Как такие ангелы называются для различия от ангелов Божиих? О. Демонами, диаволами, бесами, духами злобы и другими названиями. В. Утвердились ли в повиновении воле Божией первые люди? О. Нет; диавол склонил первую жену Еву нарушить заповедь Божию, а Ева склонила к тому первого человека – мужа своего Адама. В. Что произошло от того, что первые люди нарушили заповедь Божию? О. Самые пагубные последствия: люди лишились благодати Божией, стали смертными, а главное, – в них явилась сильная склонность ко греху, или к преступлению заповедей Божиих. В. Всегда ли была и есть в людях столь пагубная склонность? О. Была всегда, и есть: потому что все люди, происходя от Адама и Евы, рождаются с такою же склонностью, от чего она и называется первородным грехом. В. Не могли ли люди снова достигнуть до того, чтобы приобрести вечное блаженство? О. Сами по себе не могли, потому что все люди, сделавшись рабами греха, отвергаются правосудием Божиим. В. На веки ли Бог оставил людей столь несчастными?

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Беседа в неделю Крестопоклонную (о крестном знамении) Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука. ( Пс. 59:6 ). Премилосердый, не истощимый в благости своей, Триединый Бог, предопределит даровать нам вечное блаженство, еще в Ветхом Завете обещал через пророка Исайю воздвигнуть для народов знамение спасения, послать спасенных Им возвестить славу свою неведевшим Его ( Ис. 66:19 ), не имевшим истинного познания о Нем, Творце своем, собрать в Церковь свою избранных из всех народов ( Ис. 66:20 ), и работающих Ему назвать именем новым ( Ис. 65:15 ). И в полноту времен, Господь и Бог наш Иисус Христос, удовлетворив правосудию Божию за грехи рода человеческого крестными страданиями своими, призвал в Церковь свою людей из всех народов, племен и языков, запечатлел их именем новым, – именем Христиан, и даровал им для отличия от неверных, неумеющих истинного Богопознания, крестное знамение свое, как избранному своему народу, царскому священию, как людям взятым в Его Божественный удел, с тем, чтобы они святостью жизни возвещали совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет своего Боговедения ( 1Пет. 2:9 ). Таким образом, знамению Св. Креста вполне соответствует пророческое изречение царя Давида: Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука ( Пс. 59:6 ), коим лукавым мещет раскаленныя стрелы свои ( Еф. 6:16 ) на нашу пагубу. Ибо Крест Иисуса Христа, будучи оружием победы Его над адом, смертью и вечным врагом рода человеческого, есть вместе знамение нашего спасения. Посему, знаменуя себя Св. Крестом, мы, подобно воинам, ратующим под знаменем Царя земного, поставляем себя под священную хоругвь Христа Спасителя, становимся в ряды Его воинства, как бы обновляем обеты, данные нами во Св. Крещении, отрекаемся своей воли, предаем себя водительству Господа нашего, ограждает себя щитом нашего спасения – от козней враждебных нам. Сообразно с сей целью, для ограждения себя крестным знаменем, слагаем три первые перста правой руки во образ всесвятого, единосущного, Триединого Божества 1 , означая тем тайну искупления нашего, совершившуюся на Кресте изволением Отца небесного, любовью единородного Сына Его и содействием пресвятого Духа. Вместе с сим, пригибая к ладони два меньшие перста той же руки, означаем ими два естества Господа нашего Иисуса Христа, явленные нам в Его вочеловечении, – Божеское и человеческое, которое Он воспринял в утробе приснодевственной Матери своей, чтобы принесть Себя Отцу небесному во умилостивление за грехи всего мира. Итак, знаменуя себя Св. Крестом, мы сокращенно исповедуем великое таинство нашего благоверия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Беседа в четвертую неделю Великого Поста (о церковных заповедях) Аще (брат твой) и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. ( Мф. 18:17 ). Церковь Святая, отродившая нас Св. крещением для жизни, сообразной с волей Божией, просвещая нас светом Евангельского учения и освещая таинствами нового Завета Божия, руководствует нас, при посредстве своих Пастырей и строителей тайн Божиих, к вечному нашему назначению, к наследию царствия небесного. Но врач не в состоянии исцелить больного, наставник не может ничему научить ученика, руководитель не доведет слепца к желанной цели: если больной не станет слушаться врача, ученик не будет внимать своему учителю, а слепец не предастся руководству своего водителя. Подобно сему, все попечения о нас Св. Церкви останутся для нас тщетными, и не доведут нас к вожделенной цели бытия нашего на земле – к вечному блаженству, если мы не будем внимательны и верны учению Св. Церкви, не станем повиноваться благодетельным для нас ее установлениям, будем уклоняться от исполнения ее заповедей. Чего Святая Церковь от нас требует, сие, вообще, можно узнать из Св. Писания, из правил Св. Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, также из церковных Уставов. Но Св. Церковь от каждого Христианина преимущественно требует исполнения священных постановлений своих, изложенных в так именуемых Церковных заповедях. Итак, Церковь , во-первых, повелевает нам, своим детям, во все воскресные и праздничные дни приходить в храмы Божии, слушать утреню, литургию, вечерню и поучения, молиться Богу с сокрушением и умилением сердца, и исполнять церковные уставы, относящиеся к открытому и общественному Богопочтению. Сколь спасительно это учреждение видно из того, что постоянным участием в Богослужении Св. Церкви Христианин, утверждаясь в ее учении, не подвергается опасности уклониться на распутья ересей и расколов; что посредством общественного Богослужения – распространяется и укрепляется взаимная между Христианами любовь: потому что, собираясь для самой возвышенной на земле цели в одних и тех же местах, и, не смотря на различие состояний, участвуя в одних и тех же таинствах, Христиане опытно убеждаются, что все они суть дети одного Отца небесного, призванные для достижения одного и того же назначения, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Благодать Чему уподобляется благодать Божия 1 . Благодать в духовной жизни человека есть то же, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; христианин без благодати – не христианин ( Рим.8:9 ), мертв духом ( Еф.2:1 ) (Петр (Екатериновский), епископ томский). 2 . Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет. 3 . Как разснащенный корабль влается сюда и туда по произволу бури, так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направить ее демон (св. Иоанн Златоуст ). 4 . Человек без благодати Божией, – как птица без крыл, как рыба без воды и как тело без души: ничего доброго ни предпринять, ни сделать не может. В этом состоянии он и при жизни бывает мертвым духовно, ибо живет для одного греха, работая ему от всей души в похотях и страстях своих, и всегда бывает мертв для Бога, не делая и не мысля ничего богоугодного. 5 . Солнце на все вещи равно теплоту ниспущает; но иные вещи от теплоты его растаивают, как то воск и прочие, а иные делаются жесткими, как то глина и прочие. Так Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает; но люди иные благостью Его умягчаются и творят покаяние, иные – ожесточаются и погибают (св. Тихон Задонский ). 6 . Чтобы источник постоянно изливал живые струи воды, утоляющей жажду и прохлаждающей нас в часы знойные, необходимо, как удостоверяют естествоиспытатели, чтобы местность, окружающая источник, удобно, по своей рыхлости, всасывала в себя дожди и росу небесную, которые, просачиваясь сокрытыми в земле протоками, скопляются в таком обилии в каком-либо пласте земном, что, наконец, вытекают из него светлым ручьем. Так и благодать Божия тогда только может соделаться в душе нашей источником воды, текущей в жизнь вечную, когда душа постоянно открыта внушениям Духа Святого, день и ночь поучается в евангельских истинах и, всеусильно огребаясь от плотских похотей, управляет сердцем своим и всеми своими действиями по воле Божией, изображенной в Его законе ( Анатолий (Мартыновский) , архиепископ могилевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В храме, посвященном имени Божию при сем узилище, празднуя веригам первоверховного апостола Петра, узника по Христе, о чем приличнее беседовать, как не об участии в судьбе узников? Что же было случаем к установлению настоящего праздника? По свидетельству писателя Апостольских Деянии, когда Ирод, потомок нечестивца того же имени, поверг Апостола Петра за благовестие Христово в темницу: то вся Иерусалимская Церковь столь живое приняла в нем участие, что верующие неусыпно молились Богу об Апостоле, как будто всех их постигло бедствие, как будто бы все они вместе с Апостолом были низвержены в темницу. С течением времени, от прикосновения к железным узам Петровым, как от прикосновения к платкам и полотенцам, бывшим на теле апостола Павла, верные получали столь многочисленные исцеления болезней всякого рода, что по прошествии четырех веков патриарх Иерусалимский Ювеналий, для поднесения в дар Евдокии супруге царя Феодосия Меньшего, не нашел большей драгоценности, как Петровы вериги (Чет.-Минеи, января 16). Это событие послужило к учреждению настоящего праздника, и нам подает урок, что в узах могут томиться и люди неповинные, подобно Апостолам. Вместе с этим сие событие, с одной стороны, должно ободрять невинно страждущих надеждой, что промысл Божий рано или поздно изведет правду их, яко свет полудня, и сторицей наградит за терпение; с другой стороны, празднуемое событие должно побуждать нас к деятельному состраданию заключенным в темницах, в том предположении, что, может быть, в числе действительных есть только мнимые преступники, невинно страждущие. Конечно, такие люди достойны сострадания; но за чем, спросите вы, оказывать оное явным нарушителям закона? Вопрос стоит ответа: потому особенно, что преступники закона не терпимы во всех человеческих обществах, а беззакония бесконечно ненавистны правосудию Божию. В целом мире искони не было, и нет народа, в котором бы не употреблялись более или менее жестоки казни к искоренению обманов, хищения, убийств, крамол, мятежей, насилия и других беззаконий; не было и нет народа, в котором бы творящие таковые, по свидетельству Апостола, не были признаваемы достойными смерти ( Рим. 1:32 ). И естественно, потому что для всякого дорога собственность, каждый любит жизнь свою, никому не приятно быть жертвой обид или хищения и обманов, всякий рад наслаждаться миром и спокойствием. Даже ожесточенные в беззакониях злодеи неравнодушны к отнятию у них собственности, к лишению жизни и своей безопасности, ненавидят неправду, хотя не в себе, а в других; и были примеры, что шайки разбойников учреждали между собой род правосудия, по которому защищали свою безопасность, соблюдали некоторую у себя подчиненность и наказывали своих изменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Жестокосердое лицемерие Фарисеев хотело некогда оправдаться перед всевидящей Истиной! Когда Спаситель, по случаю праздника обновления храма Иерусалимского, проповедовал свое учение, посредством коего Он имел собрать все народы мира во двор своей Церкви, и истину своего учения подтверждал готовностью запечатлеть оное своей жизнью: Фарисеи, не убеждаемые ни Его учением, ни знамениями, доказывавшими Его Божественное посольство, желая показать перед народом, будто бы они готовы признать Спасителя Христом, предсказанным Пророками; но в подтверждение сего не имеют еще очевидных доказательств, приступают к Спасителю и говорят: доколе вземлеши души наша: аще ты ecu Христос, рцы нам необинуяся. Что же ответствует им Божественная Истина? Вместо многословных доказательств, коими услаждаются недугующие словопрением ( 1Тим. 6:4 ), указывает им на дела свои: рех вам, говорит Спаситель, и не веруете: дела, яже Аз творю о имени Отца моего, та свидетельствуют о Мне. He пререкают ли подобным образом и нашей святой Церкви отлучившиеся от нее по своему мудрованию, а за сие отлученные судом Церкви от общения с ней, заблудшие сыны ее, коих немалое число наполняет и град сей? He требуют ли и сии совопросники доказательств на то, что наша Церковь есть единая, святая, соборная и Апостольская: не смотря на то, что служители Церкви представляют им неоспоримые доказательства ее истины? Ныне на сие требование совопросников Церковь отвечает торжественным священнодействием. Совершив освящение сего храма, воздвигнутого и приукрашенного содействие Благочестивейшего Царя-Отца нашего Отечества и усердием покланяющихся Богу в духе и истине, святая Церковь громче трубы возвещает противникам своим: дела, лже аз творю о имени Отца моего небеснаго, та свидетельствуют о мне. Но вы не веруете мне; несте бо от овец моих; овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и no мне грядут ( Ин. 10:25, 26, 27 ). Так, к числу бесчисленных доказательств истинности нашей Церкви, можно по справедливости отнести и ревность сынов ее к созиданию и украшению храмов во славу Бога Триединого; ибо посредством устроения храмов наша Церковь собирает во единый двор овец Христова стада, желающих спасения, просвещает их словом Евангелия и Апостольского учения, и освящает Божественными таинствами, дабы соделать их достойными наследниками царствия небесного. Для сей цели устроен и освящен храм сей, и мы уповаем на милосердие Божие: что Он благодатью Христовой будет содействовать во граде сем к соединению со Христом и Его Церковью нелицемерно ищущих спасения, к просвещению их светом истины, к освящению желающих наследовать царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 7 (единство образа и имени) 11.03.2008 311 Время на чтение 4 минуты Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Икона, изображая лица разных святых, показывает на единую сущность святости, но достигнутую в разных ипостасях. Сами эти ипостаси являют собой совершенные способы достижения святости, вся сущность которых направлена на отсечение своей воли во вверении себя в волю Божью, ипостаси, каждое видимое созерцание которых являет сверх-ипостасное проявление благодати. Поэтому именно иконы святых часто сопровождаются клеймами - маленькими изображениями из жития святого, обычно расположенными каймою вдоль ковчежца иконы. Ведь лик святого, изображая личность его, дает и общую идею святости; но вот именно клейма из жития его призваны показать ипостасное (и потому уникальное) воцарение святости, живой способ и методику для ищущих блага, ипостасное создание для храма Духа. Христоцентризм как общая идея святости делает ненужным излишнее многообразие иконных ликов, но ипостасная уникальность духовного опыта находит иконе каждого святого особое место в иконостасе и системе фресок храма. Иконостас как " эпифания " святых, " облако свидетелей " , как " тело Христово " , как соборная личность во Христе всегда был априори строго типологичным, каждой составляющей его личности святого отведено особое место. Экклезиологический аспект иконописи вводит в систему иконостаса и образы ветхозаветных праведников, которые, по мнению архиепископа Анатолия (Мартыновского),1 предызображали своими добродетелями лицо Христово. Тема Премудрости из книг Соломоновых Притч преломляется в иконографии образом Софии Премудрости Божией: " Премудрость созда себе дом " (Притч. 9,1), и зачастую этот неканонический образ связывается с иконографией Богородицы. Тем не менее, богородичные иконы христологичны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Богородицей, Богоматерью: тварь вмещает Творца. Преп.Григорий Палама пишет " Девственная мать и есть граница между тварной природой и нетварной " . 2 Именно Христоцентризм иконы не позволяет перейти этот рубеж: София в иконографии не смешивается с Богородицей, так как отождествляется Логосу (Христу).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Ни одним действием Святой Церкви не поражаются столько враги ее, сколько тем, которое Церковь положила совершать в настоящий день. «Какая», говорят, «неумеренная строгость! к чему и за что предавать людей анафеме?» – Но если бы сии совопросники потрудились вникнуть в дело и с ним сообразить свои суждения, то сами бы устыдились своих восклицаний: с одной стороны, потому, что если они не отреклись еще христианского имени, то при малейшем беспристрастии легко могли бы усмотреть, что открытое исповедание Церковью православной веры, соединенное с отвержением противного учения, есть только повторение того суда, который Св. Церковь совершала с начала основания своего, и что посему, если бы Церковь отменила это древнее постановление; то тем самым уклонилась бы от первобытного своего устроения, и не была бы уже точно такой Церковью , какую основал Иисус Христос; с другой стороны, ропот противников Церкви неоснователен: потому что торжественное исполнение столь древнего постановления имеет значение совершенно противное тому, какое о нем составили себе враги православия. Что Св. Церковь в этом духе действовала со времен Апостольских, – это, между прочим, очевидно из приведенного изречения Св. апостола Павла, который говорит: аще кто вам благовестить паче еже приясте, анафема да будет! Что противникам Церкви не за что оскорбляться, когда она тот же суд изрекает по отношению к ним: это показывает самое значение не только слова «анафема», но и всего предстоящего проследования. Что же значит изрекаемая Церковью на врагов своих анафема? Отлучение их от общения с ней. Что значат вообще предстоящие молитвословия и провозглашения? Предание упорных противников Церкви суду Божию. Но не сами ли они произвольно чуждаются Церкви и, уклоняясь в деле христианского благочестия от суда ее, подвергают себя суду Божию? Следовательно, открытое исповедание Церковью православия, соединенное с отвержением противным ему учений, не заключает в себе ничего враждебного по отношению к врагам Церкви. Оно только предостерегает истинно-верующих от духовного общения с врагами православия и указывает на гибельные последствия отпадения от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010