расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИФРОН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 29 , С. 563 опубликовано: 12 апреля 2017г. КАЛЛИФРОН [греч. Καλλφρων] Василий (1819-1891), к-польский богослов. Преподавал в приходских школах, затем в «Великой национальной патриаршей школе» в квартале Фанар в К-поле. В 1857 г. издал сокращенный катехизис митр. Московского Платона (Левшина) . Начал выпуск первого грекоязычного церковного периодического издания «Ανατολικς Αστρ» (Κωνσταντινοπολις, 1861-1891), в котором печатались в основном труды К.; в приложении к еженедельнику издавал сборники офиц. документов Вселенского Патриархата («Εκκλησιαστικ, , Εκκλησιαστικν Δελτον», 1869-1871; «Εκκλησιαστικ Επιθερησις», 1872-1884). Прот. Валентин Асмус Рубрики: История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) Ключевые слова: Богословы греческие Каллифрон Василий (1819-1891), к-польский богослов См.также: АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель АЛИВИЗАТОС Гамилькар Спиридон (1887-1969), греч. проф. канонического права и пастырского богословия АНАСТАСИЙ АЛЛЕГОРИСТ греч. писатель и богослов 2-й пол. IX в. АНАСТАСИЙ ГОРДИОС (1654-1729), мон., богослов Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/1320125.html

Элладская Церковь канонизировала десятки святых Афины, 22 июля 2021 г. Св. Анастасий (Гордиос). Фото: johnsanidopoulos.com 14-15 июля на заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви в Афинах состоялась канонизация десятков новых святых, в том числе ряда мучеников и исповедников. Среди 52 новоканонизированных угодников – семь архиереев, замученных в апреле 1821 года вместе с патриархом Константинопольским Григорием V: Евгений Анхиалский, Иосиф Фессалоникийский, Григорий Деркийский, Дионисий Эфесский, Дорофей Адрианопольский, Афанасий Никомидийский и Иоанникий Тырновский, сообщает информационное агентство «Orthodoxia». Все они были казнены властями Османской империи в отместку за начало Греческой войны за независимость. Тело Патриарха Григория в Пасхальное воскресенье турки повесили на воротах Патриархии на три дня, а затем сбросили в море, хотя он не имел отношения к революции (он был причислен к лику святых в сотую годовщину своей кончины). Синод также прославил митрополита Хиосского Платона и еще 43 человек, которые были замучены османскими войсками во время хиосской резни в Страстную пятницу 1822 года. В список включены священники, дьяконы, иеромонахи и монахи. Власти решили казнить жителей острова Хиос за то, что они поддержали борьбу за независимость Греции. Наконец, Синод также постановил канонизировать преподобного Анастасия (Гордиоса; 1654-1729), влиятельнейшего ученого клирика эпохи турецкого владычества. Один из так называемых «Учителей нации», он считается предтечей новогреческого Просвещения. Его благоухающая глава хранится в монастыре Святой Параскевы в области Аграфа (Греция). Источник: Greek Church canonizes dozens of martyrs, ecclesiastical teachers During its session in Athens on July 14-15, the Holy Synod of the Orthodox Church of Greece canonized dozens of new saints, including a number of martyrs and confessors. " > http://orthochristian.com/140576.html скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/140686.html

Не был исключением и восемнадцатый век, который ознаменовался новой фазой развития западной цивилизации, вступившей в эпоху " Просвещения " . Распространение идей Просвещения заставило православных богословов во всей православной ойкумене заняться оценкой этих идей с точки зрения традиционных православных ценностей, а также защитой этих ценностей от западного влияния. Зародилась целая письменность, посвященная данному вопросу. Новая идеология, возникшая во Франции, проникала и в Османскую империю, оказывая влияние в том числе и на ее православный этнос. Пути проникновения были различные. Один из самых распространенных - через тех православных, которые уезжали в Западную Европу на учебу и становились там адептами Просвещения. Об этом свидетельствует, например, Иерофей Дендринос, который пишет: " Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других " . Также Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: " Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим " . Адепты Просвещения из греков часто становились ревностными проповедниками новых идей, заимствованных ими в Европе. Благодаря им возник особый феномен греческого Просвещения, которое, хотя и было однородным своему западноевропейскому аналогу, все же имело некоторые особенности. ГРЕЧЕСКОЕ " ПРОСВЕЩЕНИЕ " Почти все представители греческого Просвещения были клириками . Вообще, характерной особенностью греческого Просвещения, отличавшей его от западноевропейского, была лояльность по отношению к религии как таковой, которая, однако, сопровождалась тенденцией перестройки традиционной веры по принципам Просвещения. Среди греческих " западников " и сторонников западноевропейского Просвещения были: иеромонах-святогорец Вениамин Лесбосский (1759-1824), иеромонах Стефан Дугас (кон. XVIII ст. - 1830), Афанасий Псалидас (1767-1829), Константин Кумас (1777-1836), Неофит Вамвас (1770-1855), греческий " Феофан Прокопович " архимандрит Феоклит Фармакидис (1784-1860) - автор антиканонической автокефалии Элладской Церкви (1833), Феофил Каирис (1784-1853) и т.д. Однако символом греческого Просвещения и его главным действующим лицом можно с полным правом считать Адамантиса Кораиса.

http://pravoslavie.ru/archiv/grekprosves...

Церковь во имя Всех Эвританских святых в Карпениси. 1989–2002 гг. Церковь во имя Всех Эвританских святых в Карпениси. 1989–2002 гг. Границы епархии в византийский период неизвестны, в османский период (до XVII в.) она охватывала не только территорию совр. нома Эвритания, но и села исторической обл. Аграфа в Фессалии, впосл. вошедшие в Фанарийскую и Неохорийскую епископию. Первый известный по имени Лицский и Аграфский епископ, Макарий, упомянут в надписи 1518 г. в верхней части южной двери парекклисиона монастыря Прусу . В период тур. господства в границы епархии входили Аграфская (80 деревень, из которых 40 называются фессалийскими, а 40 - эвританийскими) и Карпенисийская (86 деревень) области. В 1600-1601 гг. в районе горного массива Аграфа вспыхнуло антитур. восстание под рук. Дионисия Скилософа , во время к-рого погиб сщмч. Серафим , еп. Фанарийский и Неохорийский. В 1645 г. ученый иером. Евгений (Яннулис), сподвижник патриарха Кирилла I Лукариса , основал в Карпенисионе школу, в к-рой преподавал в течение 16 лет, а затем в 1661 г. по просьбе жителей обл. Аграфа открыл школу при ц. св. Параскевы близ совр. сел. Врангиана в номе Эвритания. В 1673 г. эту школу возглавил ученик иером. Евгения - иером. Анастасий (Гордиос); она просуществовала до 1770 г. Фурна в обл. Аграфа была родиной знаменитого иконописца иером. Дионисия Фурноаграфиота (1670 - после 1744(?)). Долгое время он жил на Афоне, по возвращении в Фурну расписал ц. Преображения Господня (1734), к-рая была впосл. сожжена турками. Иером. Дионисий основал в Фурне мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где открыл иконописную школу. В наст. время в Фурне сохранилось 6 икон кисти иером. Дионисия Фурноаграфиота. В Эвритании во время миссионерских путешествий в 60-70-х гг. XVIII в. проповедовал равноап. Косма Этолийский . Лицский и Аграфский еп. Досифей (Панайотидис) был активным участником греческого национально-освободительной революции 1821-1829 гг. В 1833 г. Лицская и Аграфская епископия была переименована в Каллидромскую епископию (кафедра в Карпенисионе) и выведены из подчинения Ларисского митрополита. Во время церковных реформ, проводимых при греческом кор. Оттоне, в епархии было закрыто 18 монастырей.

http://pravenc.ru/text/1681139.html

Слушателей привлекало бескорыстие Космы, его уверенность в своей правоте. Святой посещал самые труднодоступные места, где не было не только транспорта, но и дорог, где скрывались разбойники и люди, преступившие закон. Народ отдавал должное самопожертвованию святого, который ради его просвещения отказался от всех своих личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: " и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета " . Таким образом он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях, тем самым призывая соотечественников последовать его примеру: " моя работа - ваша работа, работа для нашей веры и нации " . - область в центральной материковой Греции. (Констант) - мирское имя Космы. впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях. Κ. Ιστοραι ανθρωπινων πρξεων. Τομ. 12. Βιενν, 1832. Σ. 555. Θ. Ο μαυρλυκοι. Αθναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225. грамматикой в то время подразумевалось, системное образование. Ломботина - населенные пункты в Этолии. применение было общепринятым в образовательной системе того времени. А вопрос о необходимости их отмены одним из первых поставил святой Косьма. Вулгарис - епископ Екатеринославский и Херсонский в период с 1775 по 1779 год. Выдающийся монах и книжник, представитель традиционного (православного) направления греческой общественной мысли. Был назначен управляющим Ватопедской школой в 1753 году и преподавал в ней вплоть до 1799 года. в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед " прогрессом " западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух " провинциализма " , который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к " чужому " , которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: " Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других " . Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: " Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Слушателей привлекало бескорыстие Космы, его уверенность в своей правоте. Святой посещал самые труднодоступные места, где не было не только транспорта, но и дорог, где скрывались разбойники и люди, преступившие закон. Народ отдавал должное самопожертвованию святого, который ради его просвещения отказался от всех своих личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: " и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета " . Таким образом он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях, тем самым призывая соотечественников последовать его примеру: " моя работа - ваша работа, работа для нашей веры и нации " . Этолия - область в центральной материковой Греции. Констас (Констант) - мирское имя Космы. Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях. Κομας Κ. Ιστοραι ανθρωπινων πρξεων. Τομ. 12. Βιενν, 1832. Σ. 555. Πετσλη Θ. Ο μαυρλυκοι. Αθναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225. Под грамматикой в то время подразумевалось, системное образование. Сигдитса, Ломботина - населенные пункты в Этолии. Их применение было общепринятым в образовательной системе того времени. А вопрос о необходимости их отмены одним из первых поставил святой Косьма. Евгений Вулгарис - епископ Екатеринославский и Херсонский в период с 1775 по 1779 год. Выдающийся монах и книжник, представитель традиционного (православного) направления греческой общественной мысли. Был назначен управляющим Ватопедской школой в 1753 году и преподавал в ней вплоть до 1799 года. Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед " прогрессом " западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух " провинциализма " , который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к " чужому " , которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: " Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других " . Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: " Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим " .

http://pravoslavie.ru/40919.html

Давняя идея о хронологически нерасчлененном нарративе, предшествовавшем собственно летописанию, редко подвергается сомнению. Вслед за А. А. Шахматовым и Д. С. Лихачевым его чаще всего относили к 30–40-м годам XI в., но сейчас все большее количество сторонников приобретает датировка временем Владимира (Назаренко 2001. С. 435–450; Гиппиус 2012. С. 49–60) или первыми же годами после его кончины (Цукерман 2009. С. 189–229; Михеев 2011). А. А. Шахматов (1908. С. 142–143, 566) считал упоминание о мощах в статье 6496 (988) г. добавлением, сделанным при включении в летопись «Корсунской легенды», которое (включение) исследователь относил к концу XI в., и потому опустил это упоминание в своей реконструкции печерского свода, предшествовавшего «Начальному своду» 1090 – х гг. Аргумент при этом был один: слова «...и Настаса, и попы Корсунски», непосредственно за которыми следует интересующее нас «с мощми святаго Климента и Фива, ученика его», должны восходить к «Корсунской легенде», потому что Анастас Корсунянин упоминается в рассказе о Десятинной церкви, а корсунские священники – в рассказе о крещении киевлян, между тем этот последний, так же как и «подробности о построении церкви св. Богородицы принадлежат несомненно Корсунской легенде». Не можем последовать за этим рассуждением. То, что Анастас – лицо реальное и действительно был приставлен Владимиром к церковной казне в Десятинной церкви – факт, ибо никак невозможно отнести к «Корсунской легенде» сообщение о предательстве Анастаса и передаче им казны польскому князю Болеславу Храброму в 1018 г. (ПСРЛ 1. Стб. 144; 2. Стб. 131). Собственно, это следует и из логики самого А. А. Шахматова, согласно которой реальный Анастас заменил некоего «варяга Жьдьберна» «Корсунской легенды». Когда? Естественно, при обработке «Корсунской легенды» летописцем. Поэтому не думаем, чтобы упоминание об Анастасе можно было бы считать признаком использования «Корсунской легенды» со стороны летописца. В той же мере бесспорной реальностью является и перенесение в Киев мощей свв. Климента и Фива. Как уже было отмечено выше, в летописи о мощах говорится только в ряду богослужебных предметов, вывезенных князем Владимиром из Корсуня, тогда как в известии о закладке Десятинной церкви и передаче ей всего добытого в Корсуне в статье 6499 (991) г. о них умалчивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви. Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

http://pravoslavie.ru/80933.html

великому Василию, ибо он идет посетить нас грешных. Ужасаясь сего предсказания, жена исполнила повеления мужа, встретила великого святителя с подобающею честью, приняла благословение от него и ввела его в дом свой, куда в сие время возвратился с работы и пресвитер. После всего св. Василий служил литургию вместе с сим пресвитером, и достойные, присутствовавшие при сем богослужении, видели Духа Святого, осенявшего алтарь. Пресвитер Анастас был по истине человек высокой жизни, постился ежедневно, кроме субботы и праздников, пребывал вместе с женою своею в постоянных молитвах, был кроток и милостив к бедным и страждущим. В доме пресвитера, после службы церковной, св. Василий просил его рассказать подробно, что имеет отец Анастас, и как вообще идет жизнь его. Тогда пресвитер ответствовал: я человек грешный, и плачу по обязанности дань кому следует по закону, есть у меня две запряжки волов, из коих одною работаю сам, а другою мой наемник. Половина заработанного идет на пользу нищим, а другая на службу необходимую мне. Тогда св. Василий подойдя к затворенным дверям одной комнаты, приказал отворить их, но пресвитер отвечал: не входи в комнату ту, там лежит имущество наше, но двери, по слову св. Василия отворились сами собою, и увидели тогда бывшие тут, что в комнате находился на попечении пресвитера больной человек. И сказал святой Василий: зачем ты хотел скрыть богатство твое? св. Анастас отвечал: сердит этот больной и я боялся показать его тебе, дабы он словом не оскорбил тебя. Св. Василий просил тогда пресвитера, дабы он допустил послужить больному сему целую ночь, дабы обоим быть участниками в подвиге христианского милосердия и остался святитель с болящим всю ночь. Молился святой Василий, да исцелеет больной сей, и молитва его услышана была Господом. И извел святитель по утру на другой день бывшего больного целым и невредимым и славил он Господа, и св. Василия и св. Анастаса пресвитера. О Преподобном отце нашем Елисее 0. Елисей рассказывал следующее: В молодых летах я заболел смертельно, и не смотря на все старания врачей, призванных отцом моим, болезнь не проходила, наконец врачи прямо объявили, что более трех дней я жить не буду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мужское имя с тем же древнегреческим корнем не часто встретишь в России. Большинство людей вспомнят лишь Анастаса Микояна - советского руководителя с краткой формой имени «Анастасий». О Микояне сейчас чаще всего говорят в связи с одноименным мясокомбинатом. В 30-е годы Анастас Иванович был народным комиссаром пищевой промышленности и создавал советский фастфуд. В частности не без его участия была придумана знаменитая «Докторская» колбаса и печально известные «рыбные дни» в советских столовых. Мало кто знает, что Анастас Микоян учился в 1916 году в духовной академии, расположенной в Эчмиадзинском монастыре. В других странах мужское имя Анастасий было распространено больше, доказательством этого могут служить четыре римских Папы и два византийских императора. Папа Анастасий IV, живший в XII веке, вошел в историю Церкви как римский епископ с одним из самых коротких сроков пребывания на кафедре вечного города. Он был папой чуть больше одного года - с 12 июля 1153 года по 3 декабря 1154, но за это время он перенес мощи святой равноапостольной Елены – матери Константина Великого в скромную раку, а роскошный античный саркофаг, где ранее хранились останки святой, он приготовил для себя. В этом саркофаге он и был погребен в крипте святого Петра. А вот среди женщин знаменитостей было гораздо больше – теннисистка Мыскина, героиня Достоевского Настасья Филипповна, женщина – богатырь Настасья Микулишна, дочь последнего русского императора Николая – вот лишь краткий список исторических лиц и литературных персонажей с именем Анастасия. Еще Анастасией была дочь князя киевского Ярослава Мудрого – королева Венгрии. Ее изображение можно найти на фреске Софийского собора в Киеве. Судьба самой царицы была очень непростой - из Венгрии ей с детьми пришлось бежать в Баварию. Один из ее сыновей поспорил с Анастасией Ярославной и даже поднимал на нее руку. Имя Настя В новом тысячелетии редко найдешь школу, институт или работу, где не было бы девочки или девушки Насти. В 1978-1981 году Анастасиями называли 31 младенца из тысячи, и это имя было всего лишь на 11 месте. Но затем начался стремительный рост популярности.

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010