В таких общих, но тяжелых по смыслу, словах выражается у пророков вся сущность отрицательной оценки современного культа. Частнейшее раскрытие этой мысли у обоих пророков совершается в том же тоне; в этом отношении Амос и Осия говорят одним языком: то, чем думает Израиль заслужить благоволение Иеговы, то, на чем он утверждает свои надежды на всегдашнее благополучие, – богослужебная сторона религии, есть лишь грех противный Иегове и влекущий за собою неотвратимый суд и кару. Израиль думает засвидетельствовать свое общение с Иеговой усердием в совершении религиозных паломничеств к местным святилищам, – ходит в Вефиль, Галгал, в Вирсавию ( Ам.4:4; 5:5; 8:14 ), но эти путешествия не только не благочестивое дело, а наоборот, есть прямой грех . «Идите в Вефиль, и грешите, в Галгал, и умножайте преступления», с горькою иронию говорит пророк Амос, противоставляя этим хождениям требование искать Господа ( Ам.6, 14 ). Вефиль обратится в ничто; дом Божий сделается домом несчастия ( Ам.5 ). Галгал пойдет в плен ( Ос.4:15; 5:8; 10:5 ). Израиль думает снискать к себе милость Иеговы обильными жертвами, но это напрасно; «приносите, продолжает тот же пророк от лица Иеговы, в жертву благодарение квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших, и разглашайте о них: ибо это вы любите, сыны Израиля» ( Ам.4:5 ), но знайте (как бы объясняет пророк), что это не угодно Господу: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, не обоняю жертв ваших», говорит Господь. «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам.5:21, 22 срв. Ос.8:13 ). «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?» (ст. 25). Израиль считает места своих богослужебных собраний святилищами, но, по определению суда Божия, святилища Израилевы будут разрушены и опустошены будут жертвенные высоты Исааковы ( Ам.7:9 ), Разрушены будут жертвенники в Вефиле ( Ам.8:14 ) и храм Вефильский обрушится на головы грешного народа ( Ам.9:1 ) 138 . Всеми жертвами нельзя никогда заменить послушания торе Иеговы ( Ос.8:11, 12 ). Ефрем настроил много жертвенников, но жертвенники эти послужили ему ко греху ( Ос.8:11 ). Иегова же требует не жертвы, a милости; не всесожжений, а Боговедения ( Ос.6:6 ). Обильные жертвоприношения неугодны Иегове, они только напоминают о нечестии народа. Сыны Израилевы в скорби своей пойдут с овцами своими и волами искать Господа, и не найдут Его ( Ос.5:6 ). Священники, приносящие жертвы, погибнут в день суда Божия (1:5). Вера в спасительную силу жертвенников в день суда повергнет Ефрема в позор ( Ос.4:19 ). Когда наступят суд Иеговы над Израилем за его преступления, тогда взыщется с него и за жертвенники в Вефиле ( Ам.3:14 ). Иегова требует вместо всего этого сердечного обращения к Себе ( Ос.5:15; 7:10; 14:2, 6, 4 ; Ам. 4:6–11; 5:4 ) И послушания торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Амос Амос ( от поднимать, носить, накладывать=ноша, бремя, тяжесть; μς; Amos; Амсъ): Ам.1:1, 7:8, 10, 11, 12, 14, 8:2 . Тов.2:6 . 3Ездр.1:39 . – Пророк из 12-ти малых пророков, родом из Фекои, горда колена Иудина. Сначала он был пастухом и разводил сикоморовые деревья ( Ам.7:14 ). К пророческому служению призван он в царствование Озии, царя Иудейского, и Иеровоама 2-го, царя Израильского, за два года до землетрясения, бывшего во дни Озии ( Ам.1:1 . сн. Зах.14:5 ), и следовательно, в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама. Он был современником пророков Осии, Иоиля и, частью, Исаии, который также пророчествовал во дни Озии, и после него во дни Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских. Хотя в это время (во дни т. е. Озии и Иеровоама 2-го) не только царство Иудейское, но и Израильское, при счастливых завоеваниях Иеровоама, находились еще в силе; но нравственное и религиозное состояние, особенно в царстве Израильском, находилось в крайнем упадке. Роскошь, распутство, своеволие, несправедливость знатных и богатых, притеснение и угнетения бедных, не знали пределов, Бог давал им свои вразумления (засуха, саранча, моровая язва, землетрясение); но они не имели никакого действия ( Ам.1:1, 4:9, 6 ), – и вот пророк с новой силой возбуждает внимание их к грозным судам Божиим над ними. Нечестие идолослужения преимущественно господствовало в Вефиле. Здесь был золотой телец и главное его капище; здесь находился летний дворец царя ( Ам.7:13 . сн. Ам.3:15 ); сюда во множестве стекались израильтяне для поклонения идолу. Пророк явился сюда, с обличением их нечестия и пороков, возвещал им за сие страшный суд Божий (гл. Ам.7:1–9 ). Но обличительная и грозная проповедь его встретила здесь сильное сопротивление, особенно со стороны жрецов идольских. Против него с особенной силой восстал главный жрец вефильский, Амасия. Он жаловался на него самому царю, что Амос производит возмущение против него в его царстве, и угрожает разрушением царства и гибелью дома Иеровоамова ( Ам.6:7, 14, 7:9 ), и повелел ему удалиться в землю Иудейскую, и не пророчествовать более в Вефиле, так как он святыня царя и дом царский ( Ам.7:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

священник Евгений Капралов III. Пророческое самосознание Амоса и Осии Понимая историю своего народа, как в собственном смысле историю откровения Иеговы, Амос и Осия выступают в своей проповеди с ясным сознанием и своего особенного места в этой истории и той роли, которую они чувствуют себя призванными выполнить. Свое выступление на проповедь они сопровождают спокойным, но непоколебимо твердым убеждением в божественном источнике своего слова, в том, что они Иеговой призваны действовать среди и против Израиля, – что они вестники Иеговы, Его пророки, – вследствие чего они чувствуют не только право, но и обязанность говорить и действовать так, как они говорили и действовали среди своих современников. Наименование пророк – (nabî) употребительно в речах обоих пророков. Амос, хотя по-видимому решительно отрекается от этого названия в применении к себе (о чем – ниже), в рассказе о своем призвании к пророческому служению однако называет поручение, данное ему Иеговой, глаголом того же корня, как и слово nabî: «иди, пророчествуй () к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). Сверх того и в словах, изображающих повод к его выступлению на проповедь, он прямо определяет свое призвание, как дело пророков ( Ам.3:7 : срв. ст. 8: ) Равно и Осия решительно ставит свою проповедь в историческую связь с делом своих предшественников пророков – nebiim (6:5; 12:10, 13). Оба пророка выразительно оттеняют в рассказах о своем пророческом призвании чрезвычайное свое богопосланничество, свое призвание к пророческой деятельности волею и требованием Иеговы. Амос был фекойский пастух и собирал сикоморы ( Ам.1:7; 7:14 ), т. е. был человеком простой среды, занимался мирным трудом, едва дававшим необходимые средства к существованию. Ничто в обстановке и условиях его личной жизни не предуказывало на возможность видеть в нем будущего пророка вообще и пророка северного царства в особенности: он был иудей, которому, конечно, ближе были интересы его собственного отечества; не имел он ни нарочитой подготовки к учительному званию, ни каких либо особенных в собственном самосознании настроений, предрасполагавших его к пророческой деятельности. По собственному сознанию он не был ни пророком, ни сыном пророческим ( Ам.7:14 ). Но Сам Иегова, когда это оказалось необходимым по божественному усмотрению, взял его от овец и облек полномочиями пророческого звания: «Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). И Амос, послушный божественному повелению, покидает свои стада и отечество, и идет в северное царство, чтобы возвещать грешному народу слова Иеговы. Осия также привлечен к делу пророческой проповеди волею Иеговы. По воле Иеговы (и сказал Господь Осии: иди, возьми... и сказал мне Господь: иди еще... Ам. 1:1; 3:1 ) он выступает с обличением против своего народа, сделав по воле же Иеговы свою семейную жизнь живым символом великого суда Иеговы с неверным и нечестивым Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 5 Ам.5:1 . Слышите слово Господне, имже Аз приемлю на вы плачь: дом Израилев падеся, и ктому не приложить востати. Ам.5:2 . Девица Израилева повержена на земли своей, несть возставляющаго ю. Владыка по человеколюбию не отрекается составить плачевную песнь о тех, которые худо расположены к Нему, и не хотят покаяться. Сказанное же: «ктому не приложить востати» не противоречит благовестиям об освобождении; ибо означает, что Израильтяне не будут уже управляться сами собою и иметь своего царя. А если кто пожелает вникнуть точнее, то найдет исполнение сего после неистового их восстания на Спасителя нашего. Ибо тогда пали они и доныне пребывают в сем состоянии. Называет же Израиля девою за прежнее благочестие, но девою падшею и растленною – за служение в последствии идолам. Слова: «несть возставляющаго ю» означают, что Израиль не воспользуется никакою человеческою помощью. Когда Бог всяческих противостал Израилю, ни царь египетский, ни другой кто не в силах был защитить их. Предвозвещает же Бог и будущую их малочисленность. Ибо говорит: Ам.5:3 . Из града, из негоже исхождаше тысяща, останется в нем сто: и из негоже исхождаше сто, останется в нем десять. Ам.5:5 . А не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль будетъ аки не быв Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при «кладязе клятвы», взыщите Моего о вас промышления; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие. Ам.5:6 . Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева. Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь. Ам.5:7 . Господь творяй в высоту суд, и правду на земли положи Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

священник Евгений Капралов V. Учение пророков Амоса и Осии о Боге Тем, что сказано до сих пор об условном характере завета, сам собою устанавливается и взгляд наших пророков на существо Иеговы – Бога завета. В пророческом учении об историческом существе завета даны, как необходимые предположения, две истины, раскрытые пророками с полною ясностью: а) истина об универсальном единстве Иеговы, с другой стороны, б) истина о духовно-нравственном характере Его. Избрание Израиля из всех народов земли есть акт мироправящей и мирообъемлющей силы Иеговы. Свободно, исключительно по побуждению любви и милости ставший в особенные отношения к Израилю, Иегова обусловил однако Свою связь с ним нравственными требованиями, и есть, следовательно, Существо высочайшего нравственного порядка. Первая истина выяснена пророками всесторонне там, где они прямо говорят об Иегове в духе строго-универсального монотеизма, где под углом зрения монотеистического учения обличают современный им религиозный синкретизм и где требуют от Израиля безраздельного служения только Иегове, как единственному Богу. Вторая истина со всею полнотою раскрыта пророками в тех немногочисленных выражениях, где они говорят о святости Иеговы, где обличают современников за преступное нарушение нравственных требований Его воли и где призывают Израиля следовать нормам нравственного поведения, Иеговою узаконенным и единственно Ему угодным. А. Вероучение пророков Амоса и Осии. Бог, с Которым связаны все мысли пророков, с Которым они связывают и жизнь и религию своего народа, есть Иегова. Все другие наименования Бога Израиля суть лишь добавления к этому имени. Из других имен Божиих пророки употребляют следующие: a) Adonaj=Господь, Владыка. Пророк Амос употребляет его очень часто ( (2 p.). Ам. 6:7, 8; 8:1, 3, 9, 11; 9:1, 5, 8 ), причем всегда в соединении adonaj jehovah, кроме трех случаев ( Ам.7:7, 8; 9:1 ), когда это имя стоит у него самостоятельно. У пророка Осии употреблено оно всего один раз ( Ос.12:15 ), как самостоятельное имя Божие. б) El только у Осии ( Ос.1:10; 11:9 ) в) Elohim (Elohej) у Амоса: трижды в приложении к ложному богу ( Ам.2:8 ; 94 5:26; 8:14); дважды самостоятельно для обозначения истиного Бога ( Ам.4:11, 12 ); 7 раз в соединении с именем jehovah Zebaoth ( Ам.4:13; 5:14, 15, 16, 27; 6:8, 14 ) и один раз в соединении просто с jehovah. У пророка Осии – о ложном боге трижды ( Ос.8:7; 13:4; 14:4 ), самостоятельно – 15 раз ( – два раза; Ос.14:1, 2 ), в соединении с jehovah – пять раз ( Ос.1:7; 3:5; 7:10; 12:9; 13:4 ) и один раз в соединении с jehovah Zebaoth ( Ос.12:5 ). Наконец, г) Zebaoth в указанных сочетаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Глава 3 1–8. Право пророка произносить обличения народу. 9–13. Обличение Израиля. 14–15. Возвещение наказания Израилю. Ам.3:1 .  Слушайте слово сие, которое Го­с­по­дь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: С гл. III начинается вторая часть кн. Амоса. Здесь содержатся речи пророка против Израиля, содержащие обличение преступлений народа и, затем, возвещение падения царства Израильского. Ам.3:2 .  только вас при­знал Я из всех племен земли, по­тому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк 12.48 ). Гл. jadah ( «признал») означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы. Ам.3:3 .  Пойдут ли двое вместе, не сговорив­шись между собою? В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. – «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сирин ). Ам.3:4 .  Ревет ли лев в лесу, когда нет перед­ ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Смысл образов такой: как лев ревет только тогда, когда пред ним добыча, так и пророк выступает с грозными речами о судьбе Божием потому, что видит наступление этого суда, когда Израиль явится как бы добычей Божественного Правосудия. Как львенок (слав. «львичищь») начинает рычать, когда терзает добычу, так и пророк произносит речи потому, что суд над Израилем уже готов начаться. Ам.3:5 .  Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимет­ся ли с земли петля, когда ничего не по­пало в нее? Пророк хочет сказать, что как птица, попавшая в петлю, излавливается, так и Израильский народ за свои грехи неизбежно должен быть наказан и как бы уловлен судом Божиим. При этом суд Божий не прекратится, не погубив Израиля, как петля не поднимается с земли, не поймав птицы (Юнгеров, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Амос Амос – пророк из числа так называемых малых пророков. К числу малых он отнесен по небольшому объему своей книги, состоящей всего из 9 глав, но не по своим духовным дарованиям. Как провозвестник божественной воли, он велик: он первый ясно и открыто предсказал Израильскому десятиколенному царству ожидающую его страшную участь; его пророческое воззрение было широко, далеко выходя за пределы обетованной земли (см. в 1 и 2 гл. пророчества о Дамаске и др. землях); оно обнимает не только ближайшее, но и отдаленное будущее, когда Господь, не смотря на все уклонения избранного народа от указанного ему пути, исполнит Свои обетования и восстановит царство Давида ( Ам.9:11 ) еще в более широких границах, так как в него войдут, кроме возвратившихся из плена израильтян, все народы, обратившиеся к Господу ( Ам.9:12 ст. правильнее читается в греко-славян. переводе: Да взыщут Мене оставшиися человецы вместо: чтоб они овладели остатком Едома). Сверхъестественный характер так отпечатлен на пророч. Писании Амоса, что его не может отрицать и наше маловерующее время, в виду – прежде всего – тех исторических обстоятельств, при которых произнесено было пророчество о падении Израильского царства. Амос, по надписанию его книги, выступил на пророческую деятельность в правление иудейского царя Озии и израильского – Иеровоама По своему происхождению (из Фекои, верстах в 8 от Вифлерма Иудейского), он принадлежал к иудейскому царству, но совершал свое пророческое служение в Израильском. Это было в первой половине VIII в. перед Р. X. Израильское царство находилось тогда в цветущем состоянии; это было даже самым лучшим временем в истории его отдельного существования. При Иеровоаме счастливо окончена была весьма продолжительная и трудная война с Дамасским царством и возвращены отнятые прежде сирийцами коренные израильские области; самое Дамасскее царство вместе с Эмафским, совершенно ослабленное ассириянами, пришло в зависимость от израильского ( 4Цар.14:28 ); границы последнего раздвинулись в это время далеко на север и юго-восток; они простирались от Эмаоа (на р. Оронте, к северу от Дамаска) до Мертвого моря ( 4Цар.14:25 ): до моря пустыни. Расширение пределов государства должно было, конечно, увеличить его силу; наступившее мирное время открывало полную возможность для беспрепятственного занятия земледелием и скотоводством; вследствие этого усилилась естественно производительность населения и должно было увеличиться его благосостояние; появилась роскошь; стали строить дома с украшениями из слоновой кости ( Ам.3:15 ) и убирать их иностранной дорогой мебелью ( Ам.3:12 , где вместо слов: и в Дамасце нужно перевести с еврейского: «и на дамастовом одре» или постели, покрытой шелковой материей, приготовленной в Дамаске). Такой роскоши жилищ соответствовала, конечно, и самая жизнь богатых израильтян ( Ам.6:4 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 1 Иоил.1:1 . Слово Господне, иже бысть ко Иоилю сыну Вафуилову. Поскольку, как вероятно, многие имели то же название; то Пророк присовокупил и имя отца. Научает же, что произносимые им слова – не порождение человеческих помыслов, но что, вдохновенный Господом всяческих, и провидит, и предсказывает он будущее. Иоил.1:2 . Слышите сия старцы, и внушите вси живущии на земли: аще быша сицевая во днех ваших, или во днех отец ваших? Вы, говорит Пророк, жившие долгое время, приобретшие, как вероятно, во многом опытность, неоднократно слышавшие повествуемое отцами и дедами, когда услышите слова пророчества сего, рассудите сами в себе, бывало ли что подобное прежде, или при вас, или при отцах ваших; и все, обитающие в земле обетованной, со тщанием внимайте тому, что будет сказано. Потом присовокупляет: дознав опытом, не предавайте сего забвению, но передавайте сказание о сем незнающим детям, и им накажите сообщить сие детям своим, пусть последующее за ними поколение от них займет повествование о сем. Подобно сему говорит и блаженный Давид: «яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим» ( Пс.77:6 ), показывая и причину тому: «да положат на Бога упование свое» ( Пс.77:7 ). Посему из сказанного явствует, что одна благодать Божественного Духа вдохновляла святых Пророков. Так старцев и всех прочих возбудив к слушанию изрекаемого, Пророк изображает за сим все множество бедствий, и говорит: сперва нападут ( Иоил.1:4 ) «гусеницы», и неповрежденное ими истребят «прузи», а что спасется от них, поедят «мшицы», напоследок же нападут «сиплеве» 1 и ничего не оставят неповрежденным. Иные разумели сие сказанным в переносном смысл о царе ассирийском и вавилонском, «гусеницею» именуя Феглафелассара, «пругами» – Салманассара, а «мшицами» называли Сеннахирима, и «сиплевами» – Навуходоносора, который, ополчившись напоследок, в конец опустошил всю Иудею, и избежавших смерти отвел пленниками. А я, хотя и сие признаю справедливым, однако же думаю, что пророчество, понимаемое и буквально, исполнилось действительно; потому что и блаженный Амос упоминает о пругах и мшицах ( Ам. 7:1 ), о «раждежении и златенице», о смоковницах, маслинах и виноградниках, поврежденных гусеницами ( Ам.4:9 ), сверх этого о засухе и бездождии; ибо говорит: «часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет» ( Ам.4:7 ). О сем же ясно упомянул и божественный Иеремия. Посему сказанное принимать должно не в переносном только смысле, когда священные Пророки согласно показали нам, что предреченное исполнилось и исторически. Чтобы в точности дознать Израильтянам, что в наказание за беззаконие и злочестие предаются они врагам, на них нападающим, справедливо подвергаемы были и наказаниям ниспосылаемым с неба, вразумляемые сим, что тем и другим наказывает их забытый ими Бог . Посему предрекши скорбное, Пророк предлагает увещание и совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Проблема избранничества. Господь, согласно Писанию, есть Властитель истории, предназначающий каждому народу свою роль. Они могут служить орудиями Его возмездия (ассирийцы, Ис.10:5 ), господствовать над царствами (халдеи, Иер.43:10 ), быть освободителями (персы, Ис.41:1–5 ). Различны характеры и судьбы Израильских ( Быт.49 ), но в целом они особым образом призваны на служение Предвечному («Вы... будете Моим уделом из всех народов... будете у Меня царством священников и народом святым», Исх.19:5–6 ). Народ этот сложился не только естественным путем, а был создан позже других народов Востока по воле Самого Господа (призвание Авраама), чтобы через него осуществилось сотериологическое и мессианское Домостроительство («спасение от Иудеев», – говорит Христос Спаситель самарянке, Ин.4:22 ). Писание знает язычников, которым открывался Бог (Мелхиседек, Валаам, Иов, Навуходоносор, Даниил – царь и другие); язычники, как и израильтяне, несут перед Ним нравственную ответственность ( Ам.1:3,9,13; 2:1 ). Но религиозное предназначение Израиля Обетование и данное ему) имеет исключительный характер. Место израильтян в провиденциальных замыслах обусловлено не их качественным превосходством над другими народами и не является привилегией. Избранничество, подобно спасающей благодати Христовой, есть дар Божественной любви и свободное проявление неисповедимой воли Сущего. Это особенно ясно показано во ( Втор.7:6–8 и Ам.9:7 ). Соответственно величию дара Божьего возрастает и ответственность призванных ( Ам.3:1–2 ). Впрочем, падения народа, хотя и влекут за собой возмездие, не могут разрушить непреложности даров и призвания Божьего ( Рим.11:28–29 ). Когда пророк Илия сетует на всеобщее отступление народа, Господь открывает ему, что осталось 7 тыс. мужей, которые сохранили верность ( 3Цар .19:9–18 ). И во все века греховный недуг поражает народное тело только «отчасти» ( Рим.11:7,25 ). Диалектика Универсализма и партикуляризма в Ветхом Завете проявляется уже с момента основания ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Самое время его пророческого служения в точности неизвестно. Толковники обыкновенно определяют это время по тем событиям, какие описывает св. пророк, как уже совершившиеся; напр. по тому страшному голоду, какой произвела в Иудее саранча. Это бедствие пророк живописует с особенною силою. Но когда оно было? – Бедствия голода описывают пророки Иеремия ( Иер.12:4, 13, 14:1–22 ), живший при последних царях Иудейских, перед Вавилонским пленом (630–594) и во время пленения; Амос ( Ам. 4, 7–10 ), живший во дни Озии царя Иуд. и во дни Иеровоама 2, царя Израил. (809–757 до Р.Х.); о голоде говорится в свящ. истории при Израил. царе Иораме (904–892 до Р.Х. 4Цар. 4:38, 8:1 ). Которое же из этих бедствий изображается у св. пр. Иоиля? Первое у Иеремии было далеко после Иоиля, а потому должно разуметь другое. Ученые согласны разуметь более голод, описываемый св. прор. Амосом 3 , следовательно св. пр. Иоиль жил при царях Иудейском Озии и Израильском Иеровоаме 2-м (ок. 809–757 до Р.Х.); и можно с вероятностью полагать, что жил немного ранее пророков Амоса и Исаии, живших около этого же времени; потому что Амос начинает свое пророчество ( Ам.1, 2 ) изречениями прор. Иоиля ( Иоил. 4, 16 ) и заканчивает такими же обещаниями ( Ам.9, 18 ), как и Иоиль ( Иоил.4, 18 ). Исаия, при изображении будущего суда Божия ( Ис.13, 6 ), как видно, имел в виду пророчество Иоиля ( Иоил.1,15 ). Блаж. Иероним и другие, основываясь на том (впрочем не всегда верном) положении Иудейских раввинов 4 , что „пророк, не означивший своего времени в своих пророчествах, есть современник предыдущего“, полагают, что Иоиль есть современник Осии, который пророчествовал при Израил. царе Иеровоаме 2-м. Временем сего царя, посему, можно, хотя приблизительно, определить и время пророческаго служения Иоиля (ок. 835–794 до Р.Х.). „Божий пророк Иоиль, – гов. бл. Феодорит 5 ,– не указал нам ясно времени, когда он пророчествовал; но в самых предречениях дал видеть, что это было тогда, как чудный Осия сподобился прозрения в будущее. Ибо Иоиль предсказывает тоже самое, а именно: нашествие Ассириян и Вавилонян, отведение в плен и рабство Израильтян, и возвращение из плена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010