первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края и принял пострижение в Троицкой обители. С помощию благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит вблизи р. Оки, в версте от города. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг, то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиернный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году Афанасий прислал в свою обитель списанный (и может быть и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Он прислал также несколько икон Византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и ум. 12 сентября 1395 года. В житии Афанасия младшего, писанном в 1698 году, сказано: «погребоша его прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинился» (Филарет, «Русск. Свят.», сентябрь, стр. 54). Не канонизирован. 429. Преподобный Варлаам начальник Владычня монастыря Введения Пресвятыя Богородицы в Серпухове, иже ученик бысть святаго Алексия митрополита, преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия – Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание – сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание. Не одни жители Западной Сибири получали по молитвам святого различную помощь. И за пределами Западной Сибири святой Симеон дивным образом проявлял силу, дарованную ему Всеблагим и Всемогущим Господом. Так, в 1844 г. произошло исцеление в Петербурге одной женщины Авдотьи Парфеньевой. Много и других чудотворений было совершено по молитвам сего святого угодника Божия. Всем призывающим его с верою подается заступление, от огня спасение, болящим – исцеление, глухим – слух, немым – разрешение уст, плененным – освобождение. И доныне продолжают истекать различная чудеса от мощей сего славного угодника Божия по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, хвала и благодарение во веки. Аминь. Афанасий Серпуховской младший, преподобный Когда с помощью благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго новый игумен Афанасий (Старший) построил в г. Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким, тогда скоро стали собираться к нему ученики. Первый из них был прп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении был назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий перед удалением своим в Царьград назначил Афанасия (Младшего) своим преемником в Высоцком монастыре. О блаженном Афанасии (Младшем) известно, что он успешно направлял духовную жизнь братии и подавал пример своей богоугодной жизнью. Почил св. Афанасий Младший после долгой болезни 12 сентября 1395 г. В рукописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставился в лето 6904 (1395), сентября в 12-й день, ученик преподобного Афанасия, дивнаго ученика преподобного Сергия Радонежского, что после был в Царьграде и тамо преставися». Афанасий Высоцкий, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Блаж. Афанасий младший, игумены Серпуховские. По просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, преп. Сергий в 1378 году ходил в Серпухов, основал там монастырь в честь Зачатия Богородицы и дал этой новой обители первого игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Новгородского края (Обонежской пятины) и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему и принял пострижение в Троицкой обители. С помощию благочестивого князя, новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и кельи монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу р. Нары, на котором он стоит. Скоро собрались к нему ученики: первым из них был преп. Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым – Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаж. игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преп. Афанасий был другом св. митрополита Киприана, и когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келью и жил с несколькими учениками, занимаясь молитвою, списыванием книг и делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву, по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келья моя дороже мне всех почестей», сказал он. Блаж. Афанасий остался в Константинополе. Там он и почил в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года. Высоцкий или Высокий-Богородицкий-Зачатиевский, мужской монастырь, Серпуховского уезда, в 2-х вер. от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Скоро собрались к нему ученики. Первый из них был преподобный Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а второй – Амос, сын знатных родителей из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий был другом святого митрополита Киприана, и, когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келлию и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг 18 , то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келлия моя мне дороже всех почестей», – сказал он. Святитель отвечал ему: «О ум рассудительный! О взор светлый! Возлюбил ты горькое и скорбное, зная, что, по слову пророка, эта горечь слаще меда. Дивлюсь твоему подвижническому житию; скорблю, что и я не могу наслаждаться им». Таким образом, он остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году преподобный Афанасий прислал в свою обитель списанный (а может быть, и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Этот устав он назвал «оком церковным». Он прислал также несколько икон византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там, в Константинополе, он и скончался в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года 19 . Высоцкий, или Высокий, Богородицкий Зачатиевский монастырь 3-го класса (с 1764 г.) Московской губернии, Серпуховского уезда, в одной версте от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу реки Нары, против Владычнего женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спустя шесть лет, именно в 1834 году, сей славный угодник Божий дивным образом исцелил от тяжкой болезни сына того же Агапия — Матфея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеон напомнил Матфею, что у него есть неисполненное еще обещание — сходить на поклонение в Верхотурский монастырь, после чего болящий вскоре поправился и исполнил свое обещание. Не одни жители Западной Сибири получали по молитвам святого различную помощь. И за пределами Западной Сибири святой Симеон дивным образом проявлял силу, дарованную ему Всеблагим и Всемогущим Господом. Так, в 1844 г. произошло исцеление в Петербурге одной женщины Авдотьи Парфеньевой. Много и других чудотворений было совершено по молитвам сего святого угодника Божия. Всем призывающим его с верою подается заступление, от огня спасение, болящим — исцеление, глухим — слух, немым — разрешение уст, плененным — освобождение. И доныне продолжают истекать различная чудеса от мощей сего славного угодника Божия по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, хвала и благодарение во веки. Аминь. Афанасий Серпуховской младший, преподобный Когда с помощью благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго новый игумен Афанасий (Старший) построил в г. Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким, тогда скоро стали собираться к нему ученики. Первый из них был прп. Никон, будущий игумен лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а вторым — Амос, сын знатных родителей, из Ярославской области, который при пострижении был назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий перед удалением своим в Царьград назначил Афанасия (Младшего) своим преемником в Высоцком монастыре. О блаженном Афанасии (Младшем) известно, что он успешно направлял духовную жизнь братии и подавал пример своей богоугодной жизнью. Почил св. Афанасий Младший после долгой болезни 12 сентября 1395 г. В рукописных святцах о нем сказано: «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставился в лето 6904 (1395), сентября в 12–й день, ученик преподобного Афанасия, дивнаго ученика преподобного Сергия Радонежского, что после был в Царьграде и тамо преставися». Афанасий Высоцкий, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

частью Балкан, а также Мирчей I. Противостояние сербских и валашских сил Османской империи продолжалось несколько лет, достигнув апогея в битве 15 июня 1389 г. на Косовом поле, в к-рой христиане потерпели поражение, а князь мч. Лазарь погиб. Опасаясь наступления тур. султана Баязида I Молниеносного, Мирча I значительно укрепил линию Дуная, затем при помощи молдав. господаря Петру I Мушата (ок. 1375 - ок. 1391) заключил союзный договор с Польским королевством, ратифицированный 20 марта 1390 г., что улучшило в т. ч. и отношения с Венгерским королевством. После завоевания Болгарии (1393) Баязид I предпринял поход на Валашское княжество, тур. армия заняла Турну и прошла через долину Жиу в Олтению. Решающая битва состоялась при Ровине (10 окт. 1394 или 17 мая 1395), Мирча I одержал победу. Однако из-за нехватки сил влахи не смогли ею воспользоваться, и Мирча I был вынужден отступить в Арджеш, где его войска были разбиты турками, затем укрылся в Трансильвании. На валашский престол вступил Влад I Узурпатор (ок. 1395-1397), сын господаря Дана I. В Трансильвании Мирча I заключил с венг. кор. Сигизмундом (Жигмондом) I Люксембургом (1387-1437) договор (7 марта 1395, Брашов), который предусматривал взаимную помощь в случае нападения Османской империи. Венг. армия вошла в Валашское княжество в мае 1395 г. и заняла крепость Турну, однако не смогла отстранить Влада I от власти. Находясь под прямой угрозой вторжения османов, Сигизмунд I организовал крестовый поход против Османской империи, в к-ром участвовали силы практически всей Европы, включая Мирчу I и его армию (Влад I отказался участвовать в походе). Союзная армия, собравшаяся в Буде в мае 1396 г., состояла из 100 тыс. чел. (60 тыс. рыцарей и 40 тыс. пехотинцев), она заняла Оршову, Видин и Рахову, в течение 16 дней осаждала Никополь. Решающая битва произошла 28 сент., христиане были полностью разгромлены. Часть венг. армии, а также войска Мирчи I смогли уйти за Дунай, Влад I был схвачен и доставлен в Венгерское королевство, где и умер.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

ю23) серб.: Дечаны. 123, 1395 г. и ок. 1400 г., а также ок. 1420–1425 гг. (Богданович, 1982. 1438) [ЛИЗ, ЛВВ] ю24) серб.: Дечаны. 124, ок. 1395–1400 гг. (Богданович, 1982. 1454) [ЛИЗ, ЛВВ] ю25) серб.: Дечаны. 125, ок. 1395–1400 гг. и ок. 1450–1460 гг. (Богданович, 1982. 1455) [ЛИЗ, ЛВВ] ю26) серб.: Дечаны. 126, ок. 1395–1400 гг. (Богданович, 1982. 2185) [ЛИЗ, ЛВВ] ю27) серб.: Дечаны. 127, ок. 1380–1390 гг. и 1460–1470 гг. (Богданович, 1982. 1442) [ЛИЗ, ЛВВ] 404 ю28) серб.: МСПЦ. 227 (Крушедол. Ж IV 64), XIV в. (Богданович, 1982. 1445) [ЛИЗ, ЛВВ] ю29) серб.: Плевля. 86, XIV в. (Богданович, 1982. 1446) [ЛИЗ, ЛВВ] ю30) серб.: Плевля. 114, XIV в. (Богданович, 1982. 1447) [ЛИЗ, ЛВВ] ю31) серб.: Патриаршая библиотека. 365, XIV в. (Богданович, 1982. 2184) ю32) серб.: НБС. 694, сер. XIV в. (Штавлянин-Джорджевич, 1988–1989. С. 66) [ЛВВ (часть)] Среди афонских собраний 405 южнославянские рукописи ЛИЗ и ЛВВ XIII–XIV вв. сохранились в библиотеках Великой лавры (одна рукопись), Хиландаря (пять рукописей) и Зографа (три рукописи): ю33) серб.: Ath. Chil. 16/IV, 2-я пол. XIII в. (Турилов, Мошкова, 1999. 319) [ЛВВ (без начала)] 406 ю34) серб.: Ath. Chil. 3/II, 1-я пол. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 322) [ЛИЗ (без начала)] 407 ю35) серб.: Ath. Chil. 315, 40-е гг. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 908) [ЛИЗ] 408 ю36) среднеболг.: Ath. Laur. Z-13, 3-я четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 909) [ЛИЗ (без начала), снова ЛИЗ (формуляр выписан другой рукой), ЛВВ] 409 ю37) серб.: Ath. Zogr. 45 (I. г. 10), 3-я четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 910) [ЛИЗ (без начала), ЛВВ] 410 ю38) серб.: Ath. Chil. 618, посл. четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 911) [ЛИЗ, ЛВВ] ю39) среднеболг.: Ath. Zogr. 46 (I. г. 12) («Евфимиев Служебник»), кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 912) [ЛИЗ, ЛВВ] 411 ю40) среднеболг.: Ath. Zogr. 103 («Зографский свиток», или «Евфимиев Служебник»), кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 913) [ЛИЗ, ЛВВ] 412 ю41) серб.: Ath. Chil. 316, кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 914) [ЛИЗ, ЛВВ]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сохранились многочисленные, хотя и разрозненные, источники сведений о Л.: сочинения самих Л., трактаты, авторы к-рых были близки к Л., материалы процессов против Л. или против тех, кого подозревали в приверженности к воззрениям Л., сочинения против Л., законы, принимавшиеся против еретиков, а также завещания, переписка. Кратким изложением идей Л. считаются «Двенадцать утверждений лоллардов» (The Twelve Conclusions of the Lollards), подготовленные в 1395 г., вероятно, для представления в парламенте, где имелись сторонники Л. «Двенадцать утверждений...» на англ. языке (известен также лат. вариант этого документа) сохранились в составе написанного доминиканцем Роджером Диммоком для кор. Ричарда II соч. «Книга против 12 ошибок и еретических утверждений лоллардов» (Liber contra XII errores et hereses Lollardorum; 1395-1396). В приписываемом Джону Перви «Общем прологе» к переводу Библии на англ. язык (1395) были изложены основные идеи учения Уиклифа и его последователей. На лат. проповедях и трактатах Уиклифа основывался цикл «уиклифитских» проповедей на англ. языке (English Wycliffite Sermon Cycle), составленных в 80-90-х гг. XIV в. Уникальный характер имеет сохранившееся описание (вероятно, по крайней мере частично фиктивное) одним из Л., Уильямом Торпом, своего допроса в 1407 г., к-рый проводил Томас Арундел, архиеп. Кентербери (1396-1397, 1399-1414). Англ. текст был известен Л. в 1490 - 20-х гг. XVI в.; ок. 1530 г. его опубликовали в Антверпене. В конце текста появляется «Завещание Уильяма Торпа», датированное 20 сент. 1460 г., что хронологически невозможно; высказывалось предположение, что «Завещание...» не имело никакого отношения к Торпу. Важными источниками сведений о взглядах Л. служат сделанные ими переводы на среднеангл. язык Библии, а также сопровождающие их предисловия, различные комментарии и отдельные трактаты. Этот материал остается в значительной части неопубликованным и неизученным. Деятельность Л. достаточно подробно освещена (почти всегда негативно, как еретиков) в современных им хрониках («Сент-Олбанские хроники», «Большая хроника Лондона» и др.). История движения Л.

http://pravenc.ru/text/2110667.html

Поводом к походу послужило обращение венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437; с 1433 император) к папе Римскому Бонифацию IX (1389-1404) и к др. западноевроп. правителям с просьбой о помощи в борьбе против тур. угрозы. Поражение серб. войск в битве на Косовом поле (1389) сделало юж. границы Венгрии открытыми для набегов. В 1390-1393 гг. были захвачены Видин и Тырново, на которые претендовал Сигизмунд I. Ситуация еще более осложнилась после того, как султан Баязид I (1389-1402) вторгся в соседнюю Валахию и изгнал местного правителя, воеводу Мирчу Старого, возведя на престол своего ставленника (1394), а в 1395 г. напал на Венгрию. Призыв Сигизмунда I встретил наибольший отклик на франц. землях: помощь в борьбе против турок предложили франц. кор. Карл VI, герц. Людовик Орлеанский и Филипп Храбрый, герц. Бургундии. В 1394 г. Бонифаций IX издал 2 буллы, в которых объявил о начале священной войны в Боснии, Хорватии, Далмации и Славонии ( Atiya. 1938. P. 435-436). В 1395 г. кор. Сигизмунд I предпринял поход в Валахию, восстановил на престоле Мирчу Старого и вышел к Дунаю, захватив крепость М. Никополь (ныне Турну-Мэгуреле, Румыния). Местом сбора войска крестоносцев был объявлен г. Буда. В 1396 г. в поход выступили франко-бургундская армия во главе с гр. Жаном де Невером, отряд сеньоров Ангеррана де Куси и Анри де Бара, а также передовой отряд маршала Жана ле Менгра (по прозвищу Бусико) и Филиппа д " Артуа, гр. д " Э. 20 апр. основные силы крестоносцев вышли из Дижона и в сер. мая достигли г. Регенсбург, где к ним присоединилась имперская армия во главе с пфальцгр. Рейнским Рупрехтом II Виттельсбахом. К кон. июля союзники Сигизмунда I прибыли в Буду и объединились с венгерской армией. Меньшая часть войска (гл. обр. венг. отряды) продолжила наступление, начатое Сигизмундом I в 1395 г. Пройдя через территорию Валахии, где к ним присоединился отряд Мирчи Старого, крестоносцы вышли к М. Никополю и остановились напротив Никополя, крупной крепости, расположенной на противоположном берегу Дуная. Никополь имел ключевое значение для военной кампании, т. к. он был плацдармом для вытеснения османов с Балканского п-ова и прорыва к К-полю. Основная часть армии направилась к крепости вдоль сев. границы совр. Болгарии, минуя гористую Валахию. 10 сент. крестоносцы начали осаду Никополя. Союзный венецианский и генуэзский флот вошел в устье Дуная и заблокировал крепость.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Один из князей, Глеб Святославич, выехал к нему навстречу с небольшою дружиною, был принят с честию, отпущен с миром, причем Витовт велел сказать остальным князьям: «Чтоб вам, всем князьям братьям, выехать ко мне с любовию, по охранной грамоте (по опасу); слышал я, что между вами нет единства и вражда большая; так если будет между вами какой спор, то вы сошлитесь на меня как на третьего, и я вас рассужу справедливо». Смоленские князья обрадовались, что нашелся беспристрастный третий судья, который рассудит их по всей справедливости и разделит им вотчину по жребию: все они собрались и поехали к Витовту с дарами; но Витовт, взявши дары, велел перехватать всех князей и отослал их в Литву, потом подступил к городу, пожег посады, взял крепость и посадил здесь своих наместников (1395 г.). Но старший из смоленских князей, Юрий, оставался на свободе, в Рязани, и в конце 1395 года тесть его Олег вместе с ним и другими князьями опустошил литовские владения; но еще не успел Олег возвратиться в Рязань, как услыхал, что Витовт пустошит его собственные волости. Тогда, оставив свою добычу в надежном месте, Олег ударил врасплох на литовцев, рассеявшихся для грабежа, и поразил их; Витовт испугался и ушел домой. Великий князь московский при всех этих событиях явно держал сторону тестя: в 1396 году он ездил на свидание с ним в Смоленск, праздновал здесь пасху, я когда рязанский князь снова вошел с полками в землю Литовскую и осадил Любутск, то Василий отправил к нему посла и отвел его от того города. Потом, когда Витовт вошел в рязанские владения и пролил здесь кровь, как воду, по выражению летописей, и людей побивал, сажая их улицами, то из Москвы не было ему никакого препятствия, напротив, зять встретил его в Коломне, поднес дары и оказал большую честь. Мы видели, что в 1397 году оба князя, и московский и литовский, заодно посылали требовать от новгородцев, чтоб те разорвали мир с немцами; но тогда же московский князь мог узнать, какого союзника он имел в своем тесте, ибо в то же время Витовт требовал от новгородцев, чтобы те поддались ему; получивши отказ, он послал в 1399 году в Новгород грамоту разметную (объявление войны) и велел сказать новгородцам: «Вы меня обесчестили: что было вам мне поддаться, а мне было вашим князем великим быть и вас оборонять: но вы мне не поддались». Но не один Витовт объявлял свои притязания на Новгород: еще в 1389 году приехал туда князь Симеон-Лугвений Олгердович, был принят новгородцами с честию и за эту честь дал брату своему королю Ягайлу следующую запись: «Так как господин Владислав (Ягайло), король польский, литовский, русский и иных земель многих господарь, поставил нас опекуном над мужами и людьми Великого Новгорода, то мы королю и Ядвиге королеве вместе с новгородцами обещались и обещаемся, пока держим Новгород в нашей опеке, быть при короне Польской и никогда не отступать от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010