поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Святитель Амвросий Медиоланский: епископ, который умел спорить " Среди писем святителя к царям есть и несколько посланий к Феодосию, в одном из которых Амвросий вновь декларирует примат Церкви над императором " Источник:  Нескучный сад Отношения с государством – одна из самых важных проблем в истории Церкви. С момента зарождения христианства ответ на этот вопрос заново ищет практически каждое поколение верующих. Но среди христианских святых был человек, сумевший с помощью личного авторитета создать новую модель отношений между Римом и христианами, которая привела к крушению языческой религии и фактически стала одним из предвестников конца римской цивилизации. Память святителя Амвросия Медиоланского празднуется Православной Церковью 20 декабря. Избранный устами младенца Его звали Амвросий, и он смог успешно соединить в себе классическое римское мировоззрение с христианством. Он стал зримым доказательством того, что знатный римлянин может верить во Христа, а новая вера не противоречит традиционным римским добродетелям. Он родился около 340 года, а умер в 397-м, прожив всего 57 лет, но за эти годы он смог изменить и Церковь, и империю. В молодости он был адвокатом, а затем стал префектом в Северной Италии, то есть вторым человеком по значимости после императора, не считая других префектов. Его резиденция находилось в Медиолане (нынешний Милан) – втором по значению городе в империи после Рима. На посту префекта Амвросий отличался справедливостью и строгим соблюдением закона, а потому в 374 году его назначили арбитром в споре между арианами и православными, посвященном избранию нового епископа Медиолана. В конце IV века эта должность была крайне желанной. После того как Константин Великий сделал христианство сперва дозволенной, а затем и предпочитаемой религией, в Церковь хлынул поток новых верующих и денег. Современник Амвросия римский историк Аммиан Марцеллин описывает кровавую бойню при выборе епископа в Риме в 369 году: " Дамас и Урсин горели жаждой захватить епископское место. Партии разделились, и борьба доходила до кровопролитных схваток и смертного боя между приверженцами того и другого... В этом состязании победил Дамас – благодаря усилиям стоявшей за него партии. В базилике Сицинина, где совершаются сходки христиан, в один день было подобрано 137 трупов убитых людей, а простонародье, долго пребывавшее в озверении, лишь исподволь и мало-помалу утихомирилось " .

http://religare.ru/2_98815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММИАН МАРЦЕЛЛИН [лат. Ammianus Marcellinus] (ок. 330, Антиохия - ок. 400, Рим), наиболее значительный позднерим. латиноязычный историк. Род. в греч. семье знатного куриала. Служил офицером личной имп. гвардии (protector domesticus); в 353 г. направлен к магистру конницы Урсицину, под началом к-рого служил на Востоке, в Германии и Галлии, в Месопотамии; после отставки Урсицина (360) вернулся в Антиохию. В 363 г. А. М. принял участие в персид. походе Юлиана Отступника , закончившемся гибелью императора. Вскоре после этого А. М. вышел в отставку и путешествовал по Египту, Греции и Фракии; в 80-х гг. IV в. переехал в Рим, где и написал свое знаменитое произведение по рим. истории. Был вхож в кружок образованной рим. языческой аристократии, возглавляемый сенатором Квинтом Аврелием Симмахом . Главный труд А. М. (1-я ч. опубл. в 392) - «Res Gestae» (Деяния) в 31 книге, посвящен рим. истории от начала правления имп. Нервы (96-98) до 378 г. До нас дошли лишь последние 18 книг (352-378). В историографии принята т. зр., согласно к-рой А. М. следовал рим. лит. и исторической традиции, прежде всего Тациту. Испытал влияние греч. историков Полибия и Диона Кассия. «Деяния» не выдержаны строго в жанре тацитовского повествования, но и не сводятся к биографическим описаниям в стиле Плутарха; они представляют собой своеобразное описание в свободной форме анналов характеров лиц (в первую очередь императоров) в контексте событий рим. истории. Основным источником «Деяний» были наблюдения автора и рассказы очевидцев; др. исторические сочинения и документальные свидетельства А. М. использовал в гораздо меньшей степени, хотя привлекал и архивные документы, напр. выдержки из протоколов судебных заседаний (XXII 2. 4). А. М.- приверженец традиц. античной философии. Его религ. представления можно охарактеризовать как веру в единое высшее верховное божество, к-рое правит миром и судьбами людей. Философские взгляды А. М. формировались под влиянием неоплатонизма, прежде всего философии Плотина . Кроме того, он испытал влияние и др. мистических доктрин своего времени, в частности учения герметизма . Мир для А. М.- эманация небесного божества, человеческие души - эманация мирового разума. В вечной и бесконечной вселенной царит порядок. Верховное божество также вечно и бесконечно и проявляет себя в действиях судьбы. Судьба, к-рая есть воля единого, невидимого, непознаваемого и всемогущего божества, по мнению А. М., главная движущая сила истории наряду с волей и действиями отдельных исторических личностей.

http://pravenc.ru/text/114488.html

Новые враги христианства Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике . Юлиан был сын брата Константина Великого . Он, хотя и был сначала воспитан в христианстве, но, когда стал императором, начал поклоняться идолам и объявил себя язычником и сильно притеснял христиан. Открыв гонение на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить иерусалимский храм и дал на это средства. Но Господь защитил святую веру. По свидетельству не только христианских, но и языческих писателей, землетрясение и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили прекратить затеянное Юлианом восстановление Иерусалимского храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены, так что в полном смысле не осталось здесь камня на камне. Так вот, язычник Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23 гл. 1). Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов , в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами. Многие из посторонних зрителей, как пишут о том историки, сбегались смотреть на это зрелище борьбы с таинственною огненною стихиею. Враг христианства должен был сам сознаться в своем бессилии, но не раскаялся в своей злобе. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Юлиана. Умирая, он с горестью воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин» ! (так называл он Господа Иисуса Христа). По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи. Но с седьмого века начинаются новые страдания христиан на востоке. В 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, отдал иудеям на расправу девяносто тысяч христиан, патриарха Захарию со многими другими христианами увел в плен, сжег храм Воскресения, похитил драгоценности храма и унес в Персию Крест Христов . Через 14 лет, в 628 г, греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан, во главе с патриархом Захарией, и св. Крест был с честью возвращен в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Правление В. отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин (Ibid. XXX 9. 5). Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви (Epist. 21. 2-5), и представляет его как врага язычества (Epist. 17. 16). Эдикт В. в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм (Cod. Theod. XVI 2. 18), но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христ. Церкви (Ibid. 6. 1). Это решение гл. обр. коснулось донатистов , перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что В. восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим , но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот (Ibid. 6. 18-21). Склонный принимать никейское вероисповедание, В. не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий ( Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7). Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к В. о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С др. стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374). Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II , не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только неск. епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что 2-я жена В. Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религ. политику.

http://pravenc.ru/text/153939.html

Что такое Болгария сегодня: страна роз, золотых песков и доступной недвижимости или, может, это страна преподобного Иоанна Рыльского и святого Климента Охридского? Ротонда святого Георгия и руины резиденции императора Константина I Великого      Должно быть, верно и то, и другое… В продолжении разговора о Болгарии мы публикуем заметки журналиста христианского радио IamRadio о Софии. Вместо вступления Зеленая листва деревьев, режущая глаз ясность дня, открытый простор и снежная шапка горы Витоши — вот оно весеннее приветствие Софии прибывшим в столицу Болгарии петербуржцам. Таксисты громко зазывают приезжих на болгарском. Поразительное чувство родного и одновременно чужого, понятного, но иного. Мартин Хайдеггер прав: «Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек». И это твое обитание сталкивается с пониманием того, что вокруг что-то изменилось, но в то же время осталось главное. Остался фундамент, расположение комнат, а стены дома стали другого цвета, лица обитателей изменились, жесты стали темпераментнее, а походка неспешнее. Эта бережно передаваемая приезжим неспешность, точно рука уставшего путника, положенная на плечо: не беги, постой. Путь далек и узок. Здесь и сейчас мы присутствуем в нашем доме, претерпевшем многие беды. Беды были разными. История Балкан напоена кровью. Сердика-София София — сердце Болгарии — раньше так и называлась: Сердика. Софией она стала благодаря собору святой Софии где-то с XIII века, а в официальных грамотах болгарских царей — с конца XIV. Собор святой Софии — один из старейших в стране храмов базиличного типа, который был воздвигнут при императоре Юстиниане I Великом в 537 году, на месте церкви начала III века. Именно здесь в 343 (или в 344) году прошел Сардикийский собор, считающийся своего рода продолжением Первого Вселенского собора. Тогда это была фактически граница Западной и Восточной Римских империй, место проведения собора было определено по инициативе двух императоров, сыновей Константина Великого — православного Константа и Констанция II, того, кто симпатизировал арианам и о котором Аммиан Марцеллин писал: «Он окружил маленький домик, который служил ему обычно местом ночного отдыха, глубоким рвом, через который был перекинут разборный мостик; отходя ко сну, он уносил с собой разобранные балки и доски этого моста, а утром опять водворял их на место, чтобы иметь возможность выйти». Сардикийский же собор известен еще и тем, что на нем присутствовал Афанасий Великий, которого пыталась осудить арианская партия.

http://pravoslavie.ru/72626.html

Литература для изучения времени Юлиана Ф. И. Успенский. История Византийской империи Источники Juliani Imperatoris quae supersunt, rec. Hetrlein 2 vol. Lipsiae, 1875—1876. Juliani Imp-ris librorum contra christianos rec. Neumann, Teubner, 1880. Libanii sophistae orationes et declamationes. Jo. Jac. Reiske, Altenburgi, 1791 — 1797. Ammiani Marcellini rerum libri, rec. Gardthausen. Lips., 1874—1875. Кулаковский и Сонни. Аммиан Марцеллин. Перев. с латинского. Вып. I, II. Киев, 1906—1907. Zosimi comitls et ex advocati fisci historia ed. Mendelssohn. Lipsiae, 1887. Teubn. Церковные историки Сократ, Созомен и Феодорит. Gregorii Theologl vulgo Nazianzeni (ap. Migne), Cyriili Alexandrini contra impium Julianum (ap. Migne). Chabot. Cronigie de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d. Antioche. 1. Paris, 1899. Пособия Tillemont. Memoires pour servir a 1 " histoire ecclesiastique. II ed. Paris, 1701 — 1712. Vol. VII. Vie de 1 " empereur Julien. Amsterdam, 1735, I—II partie. (Вероятно, De la Bletterie, которого сочинение цитируется по парижск. изд. 1946 г.) Затем из обширной литературы об Юлиане, которая указана в сочинении Miicke, Fl. C1. Julianus. 2 Bande. Gotha, 1867—1869, и в книге Vollert. Kaiser Jukianus religiose und philosophische Ueberzeugung. Gutersloh, 1899, укажем лишь некоторые издания. Talbot. Oevres completes de I " empereur Julien. Traduction nouvelle. Paris, 1863. Hecker. Zur Geschichte des Kaisers Julianus. Eine Quellenstudie. Kreuznach, 1886. Оценка источников. Schwarz. De vita et scriptis Juliani imperatoris. Bonnae, 1888 (для хронологии). Gardner. Julian the philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Cristianity. London, 1895. Realencyklopadie fur protest. Theologie. Herzog-Hauck. Том IX появился в 1901 г. С. 609—610, обзор и классификация литературы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442742/

Сократ указывает, что оскорбленные язычники «устремились на христиан и стали совершать убийства всякого рода». Христиане оказали вооруженное сопротивление, кровь пролилась с обеих сторон, но христиан погибло больше. Отмечу, что Сократ Схоластик вовсе не оправдывает христиан — напротив, он говорит, что в ходе этого конфликта «одно зло увеличивалось другим». В результате христиане начали теснить язычников, и те заперлись в храме Сераписа. Храм этот фактически представлял собою крепость, в нем можно было выдержать долгую осаду. В фильме, кстати, эта осада показана, но не показано другое — в плену у укрывшихся в Серапеуме язычников находились некоторые христиане, которых те заставляли приносить жертвы богам, а отказавшихся подвергали всяческим мучениям. Рассказ об этом сохранился у христианских историков, Евнапий же, естественно, об этом умалчивает. Когда известие о событиях в Александрии дошло до императора Феодосия, он объявил погибших христиан мучениками, но из милосердия решил не казнить виновников (об этом сообщают Руфин и Созомен). Впрочем, чтобы ликвидировать «причину злодеяний и корень разлада», он распорядился закрыть все языческие храмы в Александрии. Тогда-то, видимо, и был разрушен храм Сераписа. Загадка гибели Александрийской библиотеки Гораздо более сложный вопрос — что же произошло с Александрийской библиотекой? Судя по всему, большая часть рукописей погибла еще во времена так называемой Александрийской войны Юлия Цезаря в 48 году до Рождества Христова. Во время военных действий возник пожар, и сгорело, по свидетельствам античных историков, от 400 до 700 тысяч томов. В 70-е годы III века император Аврелиан взял Александрию штурмом, в ходе боевых действий библиотека могла серьезно пострадать. Вообще, неизвестно даже, сохранилась ли какая-то ее часть до 391 года и где именно она находилась. Историк IV века Аммиан Марцеллин свидетельствует, что она хранилась в Серапеуме, но говорит о ней в прошедшем времени. Следует отметить, что не только христианские историки, но и язычник Евнапий, рассказывая о разрушении храма Сераписа, ни словом не упоминают о том, что были уничтожены какие-либо книги. Замечу, что молчание на этот счет Евнапия можно считать решающим свидетельством в пользу того, что никакой библиотеки в 391 году христиане не уничтожали. Этот антихристиански настроенный автор не упустил бы возможности обвинить христиан в столь вопиющем варварстве.

http://pravmir.ru/pravda-i-lozh-agory/

В первые же недели после своего восшествия на престол Юлиан по поводу этого издал эдикт. Историк Аммиан Марцеллин в таких словах говорит об этом важном моменте: " Хотя Юлиан со времени раннего детства уже чувствовал склонность к почитанию богов и по мере того, как рос, пылал желанием восстановить его, однако из-за сильной боязни он совершал языческие обряды в возможно глубокой тайне. Как только же Юлиан увидел, что за исчезновением того, чего он боялся, у него оказалась полная возможность делать то, что он хотел, он открыл свои тайные мысли и ясным, формальным эдиктом приказал открыть храмы и для почитания богов приносить на алтарях жертвы " . Эдикт этот не был неожиданностью, так как всем была известна склонность Юлиана к язычеству. Радость язычников была безмерная; для них восстановление их религии знаменовало собой не только свободу, но и победу. Не во всех частях империи эдикт Юлиана мог найти одинаковое применение: в западной части государства было больше язычников, чем в восточной. Ко времени Юлиана в самом Константинополе не было уже ни одного языческого храма. Новых храмов в короткий срок воздвигнуть было нельзя. Тогда Юлиан совершил торжественное жертвоприношение, по всей вероятности, в главной базилике, предназначавшейся для прогулок и деловых бесед и украшенной Константином статуей Фортуны. По свидетельству церковного историка Созомена, здесь произошла такая сцена: слепой старец, которого вел ребенок, приблизившись к императору, назвал его безбожником, отступником, человеком без веры. На это Юлиан ему отвечал: " Ты слеп, и не твой галилейский Бог возвратит тебе зрение " . " Я благодарю Бога, - сказал старик, - за то, что он меня его лишил, чтобы я не мог видеть твоего безбожия " . Юлиан промолчал на эту дерзость и продолжал жертвоприношение. Задумав восстановить язычество, Юлиан понимал, что восстановление его в прошлых, чисто материальных формах невозможно; необходимо было его несколько преобразовать, улучшить, чтобы создать силу, которая могла бы вступить в борьбу с христианской церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

При всех различиях в политических взглядах, образовании, религиозных убеждениях, в степени осведомленности и, наконец, в таланте изложения византийских историков раннего периода объединяют некоторые общие черты. Прежде всего все они были воспитаны непосредственно на лучших образцах античной историографии: византийские авторы не только хорошо знают и высоко ценят сочинения Геродота, Фукидида и Полибия, но порою и подражают своим великим предшественникам. Однако это отнюдь не рабское копирование; в произведениях византийских историков выражается органическая связь античной и ранне византийской исторической науки, порожденная всем мировоззрением этих историков, как бы впитавших с молоком матери преклонение перед античной цивилизацией. Большинству византийских авторов раннего периода, получивших широкое образование в античном духе, греко-римская историография представлялась вершиной творческой мысли; однако, преклоняясь перед прославленными историками прошлого, они вносили в освещение исторических событий много своего, оригинального. Думается, что некоторых византийских историков, таких как Аммиан Марцеллин, Прокопий, Агафий, Феофилакт Симокатта, можно поставить в один ряд с античными авторами. Другой отличительной чертой византийских историков IV — первой половины VII в. было их тяготение к современности. В своих произведениях все они, в отличие от хронистов, описывавших события от «сотворения мира», освещают сравнительно короткий исторический отрезок времени, сосредоточивая основное внимание на изложении современных им событий. В этом их огромное преимущество перед хронистами. Сочинения историков значительно менее компилятивны, чем произведения хронистов. Они написаны, как правило, на основании документов, рассказов очевидцев и личного опыта. Таким образом, труды историков в большей степени, чем сочинения хронистов, сохраняют аромат эпохи: они представляют собой свидетельства современников, что значительно увеличивает их ценность, как исторического источника. Вместе с тем именно близость к современности делает произведения историков особенно тенденциозными, особенно подверженными влиянию социально-политической борьбы и субъективного восприятия действительности. Все византийские историки IV — первой половины VII в., как правило, являлись выходцами из господствующего класса: это или высшие государственные чиновники, дипломаты, придворные, находившиеся в гуще политических событий своего времени, или интеллигенты — адвокаты и риторы. Все они, хотя и в разной степени, осведомлены о государственных делах и проявляют в своих трудах особый интерес к внешнеполитической истории Византии, к сложной дипломатической игре, войнам с различными народами, придворным интригам и борьбе политических партий. В меньшей мере их интересуют события внутренней истории, а жизнь народных масс, за редким исключением, и вовсе остается вне поля их зрения.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Т. о., известные археологически следы восстановления нек-рых зданий и присутствия людей на холме Куюнджик после падения Н. (возможно, частично относятся уже к VI в. до Р. Х.) не могут свидетельствовать о возрождении на этом месте постоянного городского поселения вплоть до нач. IV в. до Р. Х. Однако затем (скорее всего в раннеэллинистическое время) такое поселение под прежним названием Ниневия здесь все же возникло и стало одним из центров обл. Атурия (возможно, оно находилось уже на др. берегу, на месте буд. Мосула, но точных сведений об этом нет). Географ Страбон (64/63 г. до Р. Х.- 23/24 г. по Р. Х.) упоминал его под обычным греч. названием Нин как городской центр, существовавший в его время ( Strabo. Geogr. XI 14. 15; XVI 1. 1). Страбон также утверждал, что это бывш. столица Ассирийского царства, разрушенная при его падении, но через нек-рое время вновь отстроенная (ср.: Ibid. II 1. 31; XVI 1. 2-3). В 1-й пол. III в. рим. писатель Флавий Филострат Старший сообщал о Н. и о грекоязычной части ее населения ( Philostrat. Vita Apoll. I 19), видимо появившейся в городе в эпоху эллинистического царства Селевкидов. В составе персид. державы Сасанидов (III-VII вв.) Н. входила в окр. Бет-Нухадра в пров. Адиабена (Хдаяв, Хедаяб). В эпоху римско-персид. войн IV в. начался закат городского поселения в Н. Тем не менее еще рим. историк Аммиан Марцеллин , посетивший город в 359 г., упоминал его неоднократно и описывал как «огромный» ( Amm. Marc. Res gest. XVIII 7. 1), называя старым именем, хотя к ассирийской Н. это поселение имело уже мало отношения. Христианское присутствие в В. Месопотамии фиксируется уже в первые века по Р. Х., поэтому логично предполагать его и в Н., хотя надежных исторических свидетельств об этом пока не обнаружено. Сообщения о Ниневийском еп. Бар Сахде, к-рый якобы стал жертвой гонений Нисибинского митр. Бар Саумы в 484/5 г., вызывают сомнения ( Fiey. 1965. Vol. 2. P. 344). Упоминание 1-го достоверно известного епископа Н. в юрисдикции Церкви Востока Ахудэммеха относится к 554 г., а поставление епископов Н., отличных от митрополитов Бет-Нухадры, впервые зафиксировано в актах Собора 585 г.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010