Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

События первой мировой войны сделали Н. защитником панслав. идеи, основные положения к-рой он перенял у русских мыслителей, прежде всего у Ф. М. Достоевского и А. С. Хомякова. В произведении «Сон о славянской религии (который снится всю жизнь)» (Сан о cлobehckoj peлuruju: целог jeдhor живота. Београд, 1996) он изложил свое видение слав. гос-ва, объединенного интернациональной силой религии, а не благодаря экономике, науке или искусству. Также в этот период после знакомства с догматикой Англиканской Церкви он поддерживал идею объединения всех христ. Церквей, но впосл. изменил свои взгляды. По окончании первой мировой войны Н. вернулся в Сербию и в марте 1919 г. был избран епископом Жичским: хиротония состоялась 5(18) мая 1919 г. в Соборной церкви в Белграде. Возглавив Жичскую епархию , сразу начал восстановление древнего мон-ря Жича . Но в кон. 1920 г. указом патриарха Сербского Димитрия (Павловича) был переведен на Охридскую кафедру. В марте 1921 г. по поручению властей вновь ездил в Англию и США, где выступал с лекциями. В 1921 г. Н. просил Синод почислить его на покой: свою просьбу он объяснял тем, что в 1919 г. согласился стать епископом ради спасения Церкви, но возложенные на него епископские обязанности отдалили его от верующих. Однако Архиерейский Собор отказался удовлетворить его просьбу. В февр. 1922 г. был направлен в США для организации там Американо-Канадской епархии СПЦ. В Охридской епархии Н. способствовал восстановлению мн. храмов и мон-рей. В Наума Охридского монастыре построил ц. во имя блгв. кн. Иоанна Владимира, в роспись к-рой был включен образ рус. царя св. Николая II. Для произнесения проповедей он выучил македон. диалект. Но ситуация в епархии оставалась сложной: в 1925 г. автомобиль, в котором должен был ехать Н., обстреляли албанцы. Весной 1927 г. Н. возобновил возведение ц. свт. Николая Чудотворца в родном селе, которое начал его отец: храм был освящен на Преображение Господне в 1929 г. В 1927 г. по приглашению Американо-югославского об-ва и фонда Карнеги Н. вновь выступил с циклом лекций в США.

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Викарными епископами Патриарха Сербского избраны протосинкел Иоанн (Чулибрк) с титулом " епископ Липлянский " и архим. Андрей (Чилерджич) с титулом " епископ Ремезиянский " . Собор попросил еп. Захумско-Герцеговинского Григория (Дурича) в качестве заместителя помогать митр. Дабробосанскому Николаю (Мрджа) в исполнении его архипастырского послушания. На американском континенте утверждена епархия Новограчаницко-Средне-Западно-Американская и упразднена митрополия Либертивилльско-Чикагская. При этом монастырь св. Саввы Сербского в г. Либертивилле возле Чикаго получил статус ставропигиального и перешел под прямое управление Патриарха Сербского. Новым местопребыванием кафедры Восточно-Американской епархии определен Нью-Йорк. Также Собор одобрил дополненный текст Статута Канадской епархии и Устав митрополии Австралийско-Новозеландской. Собор отложил вопрос о выделении новых епархий из состава Белградско-Карловацкой архиепископии и Рашско-Призренской епархии до создания необходимых условий. При этом Собор подчеркнул необходимость в восстановлении древней Рашской епархии (которая во время турецкого владычества была присоединена к Призренской) и усиления присутствия Сербской Церкви в южной части Сербии. С целью успешной организации церковной жизни Собор расширил состав постоянной Соборной комиссии по ревизии Устава СПЦ. Ряд решений Собор принял по вопросам церковного просвещения и церковного образования. Так Православному богословскому факультету Белградского университета поручено осуществить перевод творений святых отцов и учителей Церкви с языков оригиналов и их издание с научными комментариями. Новым ректором Карловацкой богословии (семинарии) избран профессор прот. Йован Петкович, а также принято решение вернуть Призренскую богословию в Призрен (во время военного конфликта 90-х г. ХХ в. в Косово и Метохии богословия была переведена в Ниш). Собор выразил надежду на развитие сотрудничества между высшими церковными школами и принял ряд мер для развития образовательно-воспитательной системы в семинариях и включения семинарий, действующих на территории Сербии, в государственную образовательную систему, а также благословил в местах, где имеются необходимые условия, открывать церковные православные гимназии и иные школы.

http://religare.ru/2_86534_1_21.html

Стремление М. получить полную адм. независимость от органов управления СПЦ проявилось в 50-х гг. ХХ в., свою т. зр. он представил в ст. «Важное сообщение», опубликованной 1 июня 1962 г. М. считал, что коммунистические власти Югославии при пособничестве иерархов контролируют деятельность СПЦ и стремятся оказывать свое влияние на серб. диаспору. Во 2-м «Сообщении» от 14 июля 1963 г. он обвинил патриарха Германа в нарушении церковных канонов. Позиция М. нашла одобрение со стороны кор. Югославии Петра II (см. в ст. Карагеоргиевичи ), ряда общественных и политических серб. орг-ций, но и вызвала недовольство в среде серб. диаспоры. На внеочередном заседании Архиерейского Собора СПЦ 27 июля 1963 г. М. был отстранен от управления епархией, и вместо Американо-Канадской епархии были сформированы 3 отдельные (см. в ст. Канадская епархия ). Решения Собора М. не признал, считая, что они были приняты под давлением властей. 6-9 авг. 1963 г. в созванном им епархиальном Соборе приняли участие 27 священников и представители 44 общин, от участия в Соборе отказались 38 общин и 53 священника. Резолюция, принятая Собором, фактически провозгласила отделение епархии от СПЦ. В окт. 1963 г. еп. Дионисий выразил протест против визита югославского лидера И. Броз Тито в США и заявил, что не позволит «титовским» иерархам управлять мон-рями и приходами, основанными сербами в Сев. Америке. 10-14 нояб. 1963 г. на созванном им епархиальном Соборе было принято решение не подчиняться к.-л. постановлениям Синода и Архиерейского Собора СПЦ, пока Югославией управляют коммунисты. При участии иерархов т. н. Украинской автокефальной православной церкви «архиепископа Житомирского» Григория Огийчука и «архиепископа Сичеславского» Геннадия Шиприкевича он совершил хиротонию архим. Иринея (Ковачевича) в викарного епископа Американо-Канадской епархии. В марте 1964 г. на Архиерейском Соборе СПЦ за организацию раскола еп. Дионисий был извергнут из сана. В ответ он создал т. н. Свободную Православную Сербскую Церковь. Учиненный им раскол в серб. историографии получил название «новограчаницкий раскол». В 1964 г. к созданной им церковной структуре присоединились правосл. сербы из Австралии. «Новограчаницкий раскол» в СПЦ был преодолен в 1992 г. М. похоронен возле храма в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле.

http://pravenc.ru/text/2563202.html

28 авг. 1984 г. иерархи трех т. н. свободных сербских епархий - Американо-Канадский Ириней (Ковачевич; † 1997), Австралийско-Новозеландский Петр (Банкерович; управлял епархией с 1979 по 1988) и Западноевропейский Василий (Веинович; управлял епархией с 1971 по 1991, с 1994 возглавлял Милешевскую епархию СПЦ) на Соборе духовенства Американо-Канадской епархии, посвященном освящению мон-ря Нова-Грачаница близ г. Чикаго, возведенного как архитектурная копия древнего серб. мон-ря Грачаница , объявили об объединении своих епархий в митрополию и о формировании Архиерейского Синода во главе с Иринеем (Ковачевичем), получившим титул митрополита. Раскол Н. е. с СПЦ был преодолен в 1991 г. благодаря усилиям патриарха Сербского Павла (Стойчевича), к-рый пригласил митр. Иринея в Белград. На переговорах, состоявшихся 23-24 апр. 1991 г., была достигнута договоренность о переходе иерархии Н. е. в юрисдикцию СПЦ и о признании действительными хиротоний митр. Американо-Канадского Иринея (Ковачевича), епископов Димитрия (Балача), Петра (Банкеровича), Василия (Веиновича) и Западноевропейского Дамаскина (Давидовича). Первая совместная литургия была отслужена в Соборной церкви Белграда 15 февр. 1992 г. Для урегулирования взаимных отношений была создана специальная комиссия. После уврачевания разъединения бывш. раскольнические епархии первоначально действовали наравне с каноническими структурами СПЦ на правах автономной митрополии, но постепенно произошло их полное слияние: в Европе - в 1994 г., в США и Канаде - в 2009 г. и в Австралии и Нов. Зеландии - в 2011 г. Память о Н. е. сохранилась в полном наименовании Среднеамериканской епархии СПЦ - «Новограчаницкая и Среднеамериканская епархия». Лит.: са редовног Св. apxujepejckor сабора Српске православне цркве//ГлСПЦ. 1991. Год. 122. Бр. 6. С. 110; Лumypruja же. 1992. Год. 123. Бр. 3. С. 53-56; Ucmopuja. 3. С. 382-401; Антоний (Пантелич), иером. История Сербской Правосл. Церкви с 1945 по 1995 гг.: [Канд. дис.]/МДА. Серг. П., 1996. С. 126-133; С. Ucmopuja српске православне цркве у Америци и Канади, 1941-1991. Београд, 1997. С. 451-461; Митрополит Upuhej: Раде Неимар слободног српства, 1914.-1999. 2010; С., С. Ucmopuja Српске Правосл. Цркве у Aycmpaлuju, Новом Зеланду и Jyжhoj Африци. 2010.

http://pravenc.ru/text/2577811.html

После восстановления Сербского Патриаршества входил в состав комиссии по составлению Устава СПЦ. Был членом Архиерейского Собора СПЦ и Патриаршего совета, разрабатывал наиболее важные решения Собора и совета. В 1928-1929 гг. участвовал в составлении Устава Американско-Канадской епархии СПЦ. Помимо «Катехизиса», к-рый выдержал 9 изданий и был переведен на чеш. язык, написал много статей, рецензий и пастырских посланий (Пастирске посланице. Темишвар, 1907; Велика Кикинда, 1908 и 1928; Сремски Карловци, с 1909 по 1934 - 14 изданий). Был сторонником проведения нек-рых церковных реформ, в т. ч. частичного введения серб. языка в богослужение. Особой заботой Г. были мон-ри, церковное строительство и школьное образование. Им был обновлен мон-рь Кусич, сожженный в 1788 г. турками, основан жен. мон-рь во имя св. Мелании в Велики-Бечкереке (совр. Зренянин), построены храмы в Велике-Ливаде (совр. Александрово), Руско-Село и др. местах. Для учащихся средней школы Г. открыл интернаты в Велика-Кикинде и Тимишоаре, в 1934 г.- воспитательные дома во Вршаце и в Велики-Бечкереке. О теплом отношении Г. к рус. эмигрантам сохранились воспоминания в мемуарах митр. Евлогия (Георгиевского) ( Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 334). Похоронен в соборной ц. во имя свт. Николая во Вршаце. Соч.: Mitrovits Dr. T. Nomokanon der slavischen morgenländischen Kirche oder die Kormtchaja Kniga: Приказ//ЛетМС. 1901. Т. 206. С. 88-97; Прокошев П. Церк. судопроизводство в период Вселенских Соборов (accusatio) и влияние на него римско-визант. процессуального права: Приказ//Там же. 1901. Т. 207. С. 117-120; Катихизис, или наука правосл. цркве за српске правосл. ученике 4 или 3 и 4 разреда осн. школа. Сремски-Карловци, 1902. М. М. Розинская Георгий (Летич), еп. Банатский. Фотография. 30-е гг. XX в. Георгий (Летич), еп. Банатский. Фотография. 30-е гг. XX в. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/164273.html

об-в. Собор принял епархиальный устав, сформировал епархиальный совет. После смерти еп. Мардария (12 дек. 1935) Архиерейским Собором СПЦ 21 июня 1936 г. администратором А.-К. е. был назначен еп. Далматинский Ириней (Джорджевич), посетивший летом 1937 г. приходы А.-К. е. 22 июня 1938 г. Архиерейским Собором СПЦ на Американо-Канадскую кафедру был поставлен еп. Мукачевско-Пряшевский Дамаскин (Грданицкий), 30 нояб.-3 дек. 1938 г. под его председательством состоялся 3-й Церковно-народный собор в Чикаго, принявший изменения в уставе епархии. Во время Предстоятельства еп. Дионисия (Миливоевича) (избран на кафедру Архиерейским Собором 8 дек. 1939) в епархии насчитывалось 43 храма и мон-рь св. Саввы в Либертивилле, где после второй мировой войны 4 года действовала серб. правосл. ДС, в к-рой преподавали епископы Жичский Николай (Велимирович), Далматинский Ириней (Джорджевич) и Дионисий. В каждом приходе работали школы, необходимость формирования и финансирования к-рых была признана еще на Соборе 1927 г., где преподавались серб. язык, национальная история и церковное пение. Первый учебник на серб. языке, выпущенный в Америке,- «Српски буквар са Читанком» (1931). С 1894 по 1941 г. в А.-К. е. было основано 48 церковно-школьных общин, при к-рых действовало 57 жен. орг-ций (первое «Об-во сербских сестер» основано в 1909 г. в Цинциннати, шт. Огайо), объединенных позднее в Союз об-в серб. сестер под опекой А.-К. е. В епархии в разное время выходило неск. церковных газет на серб. языке (первая - «Гласник Српске цркве у Америци» - выходила в Чикаго в 1905-1906 ), к-рые существовали недолго. В 1963 г. решением Архиерейского Собора СПЦ еп. Дионисий за раскольнические сепаратистские действия, целью к-рых было отделение серб. приходов в Америке от СПЦ, был снят с кафедры и на основе А.-К. е. были созданы Западноамериканская епископия с центром в Алхамбре (шт. Калифорния), Восточноамериканская и Канадская - с центром в Кливленде (шт. Огайо) (позднее разделившаяся на Восточноамериканскую епископию с кафедрой в Эджуэрте и Канадскую епископию с кафедрой в Кэмпбелвилле, пров. Онтарио), Среднезападноамериканская митрополия с центром в мон-ре св. Саввы в Либертивилле (позднее разделившаяся на Центральноамериканскую митрополию с кафедрой в Либертивилле и Ново-Грачаницкую Американо-Канадскую митрополию с кафедрой в Грейс-Лейке (шт. Иллинойс)). Лит.: Дuohucuje еп. Српска eмurpaцuja//Споменица 30 српских православных манастира св. Саве и 60 Српске православне цркве у Америци. Либертивилль, 1953. С. 18-22; Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja Српске православне цркве у Америци и Канади, 1891-1941. Kparyjebaц, 1996. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114442.html

приходами и священниками; платить викарию и диакону из государственных средств; согласовать спорные вопросы с высшими церковными инстанциями РПЦ. Делегатом от Собора был избран еп. Охридский Николай (Велимирович). О решениях Собора был извещен глава Русской Православной Церкви за границей митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , находившийся в то время в Сербии, к-рый должен был уведомить об этом архиеп. Алеутского и Североамериканского Александра (Немоловского). Назначение епископа затянулось на 4 года, т. к. решения Собора получили отрицательный отзыв Мин-ва по делам религий Сербии, к-рое средств не выделило, в связи с чем приходы Америки фактически оставались без архипастырского окормления. Настоятели серб. общин неоднократно ходатайствовали перед священноначалием СПЦ о возведении администратора Сербской миссии архим. Мардария в сан епископа на кафедру А.-К. е., мотивируя свою просьбу тем, что за годы своего служения архим. Мардарий организовал жизнь Сербской Православной Церкви в Америке, объединил серб. колонии и разрозненные приходы, открыл епархиальную консисторию, начал выпускать газ. «Српска Црква», основал св. Саввы мон-рь в Либертивилле , ставший церковно-адм. центром епархии. 5 дек. 1925 г. Архиерейским Собором СПЦ в Сремски-Карловци на американскую кафедру единогласно был избран архим. Мардарий (Ускокович), администратор СПЦ в Америке. 25 апр. 1926 г. в Соборной ц. Белграда Патриархом Димитрием (Павловичем) архим. Мардарий был рукоположен во еп. Американо-Канадского. 29-30 мая 1927 г. в Чикаго, в мон-ре св. Саввы, состоялся 1-й Великий серб. народный Собор под председательством еп. Мардария, где было принято решение об учреждении временного епархиального совета из 23 членов, созываемого епископом каждые 4 месяца, и образовании епархиального фонда для финансирования епископа, совета и серб. школ. На 1-м Церковно-народном соборе, состоявшемся под председательством еп. Мардария 1 сент. 1927 г., присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Cpбaдuja» и по одному представителю от серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Обоснование трёх епископов — Лонгина, Иринея и Максима — по поводу того, что новое название точнее, так как они не «церковь», а «епархия», сопровождалось комментариями интернет-пользователей, которые утверждали, что новое название открывает пространство для спекуляции на тему того, кто имеет юрисдикцию над «сербскими православными епархиями», так как, например, православные епархии киевского режима в США находится под юрисдикцией Вселенской патриархии. Решение об изменении Устава церкви застало врасплох и двух епископов, которые входят в состав Сербской православной церкви в Америке: епископа Канадского Митрофана и Буэнос-айресского Кирилла. Они подняли тревогу, так как их письма, в которых поднимается вопрос, почему было принято такое решение и почему Сербская церковь на американском континенте уже не должна иметь один Устав и один Епископский совет, стали достоянием общественности. После этого епископ Митрофан обратился к Синоду и потребовал от него отменить это решение. Одновременно он оповестил Синод о том, что ни он, ни епископ Кирилл не получили приглашение принять участие в церковном соборе, что произошло впервые с тех пор, как на он занимает кафедру канадских владык. Патриарх Ириней по прибытии в США успокоил верующих и призвал их «быть верными своей церкви, своей вере». Это подразумевало, что они должны оставаться верными трем злонамеренным епископам. Таким образом патриарх ясно дал понять, что об их смене речи не идет. В начале марта газета «Политика» опубликовала информацию о том, что решением Церковного собора Сербской православной церкви в Северной, Средней и Южной Америке Устав «сербских православных епархий в США» окончательно потерял силу. Иными словами, на соборе было принято решение Священного архиерейского Синода, на основании которого все решения Церковного собора, касающиеся устройства сербских православных епархий на этой территории от июля прошлого года (2019), потеряли силу. Протоиерей-ставрофор др. Велибор Джомич, эксперт по церковному праву, заявил газете «Политика» по этому поводу: «Забота о правовой защите епархий СПЦ в США легитимна, но это нельзя делать так, как это было сделано в июле 2019 года в Чикаго.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/30/vostoc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010