XIV. Св. Синод при Елизавете Петровне и Екатерине II В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761 г.) Св. Синод не испытал таких изменений, какие он пережил в предыдущие царствования со времени его учреждения. Елизавета Петровна сама как бы неопустительно следила за состоянием Св. Синода и не опускала из вида его интересов. Равным образом и Св. Синод, сознавая подобные взгляды государыни, предпринимал попытки к улучшению положения дел церковных. Сохранилось известие, будто два члена Св. Синода Амвросий Юшкевич, архиепископ новгородский, и Арсений Мациевич 325 , епископ ростовский обращались к государыне с докладом, в котором просили, что если Ее Величеству не угодно будет восстанавливать патриаршество, то по крайней мере назначить наше церковное управление к характеру управления церковью восточной. При этом доклад касался и других предметов, между прочим, упразднения Коллегии Экономии 326 . Восстановление патриаршества и назначения в Синод президента не последовало, заведывание же архиерейскими и монастырскими вотчинами сосредоточилось в Синодальной Экономической канцелярии. В общем положение Св. Синода в царствование императрицы Елизаветы Петровны представляется во многом изменившимся как относительно сношений Св. Синода с государственной властью, так и-его внутреннего состава. Государыня непосредственно, через самих членов Св. Синода, принимала и выслушивала доклады последнего 327 и в присутствии тех же членов осуждала синодальные дела и давала по ним свои высочайшие резолюции и указы, которые за тем в предложениях синодальных членов и объявлялись Св. Синоду. Как бы интересуясь лично и близко знать каждого из синодальных членов, государыня настойчиво требовала, чтобы синодальные члены сами в знаменитые праздники в Высочайшем присутствии произносили церковные поучения и не одобряла тех случаев, когда они пытались заменить себя другими проповедниками. Принимая живое участие в делах Св. Синода, назначении его членов, Государыня нередко по своей инициативе давала распоряжения, которые в подобных случаях и объявляла Синоду через своего духовника протоиерея Феодора Дубянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Со времени учреждения св. Синода начало соборное весьма ослабело в нашем церковном управлении; на низших степенях, в приходских общинах, с уничтожением выборного порядка и с устранением мирян от участия в делах приходских, оно проявляется слишком слабо; в епархиях подменено началом коллегиальным, с совершенным уничтожением самостоятельности членов коллегии, и, можно сказать, совсем исчезло, уступив свое место единоличному управлению. Средней или окружной степени в управлении совсем нет, и наши митрополиты носят только имя без канонического значений. На высшей ступени соборность, за исключением внешней Формы, мало сохранила своих канонических свойств, лишена значения церковного представительства, не самостоятельна и подменена коллегиальностию, притом не основанною на выборном начале. Синод является у нас учреждением, не имеющим себе подобия пи в одной церкви; начало соборное в нем слито с единоличным и им одним заменены и личная власть патриарха и ограничивающая ее власть соборная. Не нормальность такого порядка была сознаваема даже в самые тяжкие времена для церковной жизни. Едва только миновал террор бироновщины и немецкого владычества в прошедшем столетии и Имп. Елизавета вступила на престол, как два члена Синода, восстановленного при ней в прежних правах высшего правительствующего учреждения, Амвросий Юшкевич и Арсений Мациевич подали государыне доклад, в котором говорили, что если уже не угодно будет восстановить патриаршество, то, по крайней мере, нужно назначить в Синод президента и этим хотя нисколько приблизить наше церковное управление к характеру управления церкви восточной. Но составители доклада и не мечтали в то время о восстановлении канонической, широкой соборности; под гнетом свежих еще воспоминаний о тяжелом рабстве, они хлопотали только об устранении от Синода орудий этого рабства, о пресечении способов к порабощению, – посему просили государыню упразднить должности светских чиновников в Синоде и коллегию экономии. Известно, что Елизавета не уважила этих представлений и оставила Синод в прежнем виде. Прошедшее столетие было самым неблагоприятным временем для самостоятельного развития церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе АМВРОСИЙ (Юшкевич), епископ Вологодский, с 29 мая 1740 г. Новгородский; с 14 марта 1738 г. первоприсутствующий в Св. Синоде; с 3 августа 1740 г. архиепископ. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3234–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3280, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3208–3323, 3325–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3361, 3364–3383, 3385–3397, 3399–3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3511, 3513, 3516, 3518–3528, 3530, 3531, 3535, 3539–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3565–3567, 3569, 3570, 3572, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3596, 3600, 3605, 3606, 3611–3616, 3618–3625, 3629–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3755, 3758–3761, 3763–3764. ВАРЛААМ (Скамницкий), архимандрит Чудовский, после епископ Вятский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода. 3618–3625, 3629–3644, 3647–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706, 3707, 3709–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3748, 3750–3755, 3757–3765. ВАРСОНОФИЙ , архимандрит Соловецкий, с 13 июля 1740 г. епископ Архангелогородский, с 8 января 1741 г. архиепископ, с 6 июля 1737 г. член Св. Синода. 3169–3173, 3175, 3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3213, 3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3235–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305–3306, 3308–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3362, 3364–3383, 3385–3397, 3399, 3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3590, 3597. КИПРИАН (Скрипицын), епископ Вятский, с 4 марта 1739 г. член Св. Синода, с 18 мая 1739 г. Коломенский († 16 июня 1740 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) Иоасаф (Миткевич), еп. Белгородский и Обоянский. Фотография с портрета XVIII в. (РГИА) (Миткевич Иоанн; 1724, г. Козелец Черниговской губ.- 30.06.1763, Ахтырский Свято-Троицкий мон-рь), еп. Белгородский и Обоянский. Иногда в лит-ре И. ошибочно отождествляется с игум. Иоасафом (Миткевичем), возглавлявшем в 40-х гг. XVIII в. Домницкий Богородице-Рождественский мон-рь в Черниговской губ. (ОДДС. Т. 29: 1749 г. С. 610). И. род. в многодетной семье священника. Обучался в Киево-Могилянской академии, был учеником С. Ф. Тодорского (впосл. архиеп. Симон (Тодорский) ). В окт. 1740 г. трудами архиеп. Амвросия (Юшкевича) была учреждена Новгородская ДС, первыми преподавателями к-рой стали выпускники киевских духовных школ. В нач. 1741 г. по приглашению архиеп. Амвросия И. Миткевич вместе с другом Иосифом Ямницким был переведен из Киева в Новгород. Служил учителем в начальных школах 1-го класса семинарии, с кон. окт. 1741 г. преподавал пиитику в среднем классе, с 1742 г.- риторику, с 1746 г.- философию, с 1748 г.- богословие. Ок. 1744 г. в новгородском Антония Римлянина монастыре Миткевич принял монашеский постриг, затем был рукоположен во иерея, в 1748 г. назначен префектом, в сент. 1750 г.- ректором Новгородской ДС и настоятелем Антониева мон-ря с возведением в сан архимандрита. При И. в 1754 г. в Новгороде для Антониева мон-ря был отлит новый колокол. В годы ректорства И. состоялся 1-й выпуск семинарии, среди окончивших был его ученик Тимофей Соколовский (впосл. свт. Тихон Задонский ). С нояб. 1755 г. по поручению Синода вместе с ректором СПбДС иеродиак. Никодимом (Пученковым) И. занимался подготовкой и цензурированием нового издания Четьих-Миней свт. Димитрия (Савича (Туптало)) и Киево-Печерского патерика. В это время И. проживал на Новгородском подворье в С.-Петербурге и получал в дополнение к ректорскому жалованью (300 р.) еще 200 р.

http://pravenc.ru/text/578098.html

Арсений, священномученик, митрополит Ростовский и Ярославский (Мацеевич Александр Иванович) (память 28 февраля/13 марта) Родился в 1697 году в г. Владимире Волынском в семье священника. Начальное образование получил в Польше. В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1716 году ушел в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха. В 1728–1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре. В 1730 году отправлен в Тобольск для проповедования слова Божия. В 1733 году, по возвращении из Сибири, посетил Соловецкую обитель. В 1734 году назначен в Камчатскую Экспедицию для открытия морского пути на Камчатку. В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным. В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче). С 1738 года – соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук. 26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. 28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов. В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского . 14 апреля 1763 года привезен на суд Святейшего Синода за выраженный резкий протест при изъятии церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский, и наконец в Анзерский скит Соловецкого монастыря. 14 октября 1767 года лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в «камчадалы», в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор – отправиться в Ревельскую крепость, где и скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (МАЦЕЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Арсений (Мацеевич) Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента , отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского " Обличение неправды раскольничьей " , он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих " Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры " он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны , Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против " насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри " , которые " принимают данные тем от древних боголюбцев имения " и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе . По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III (1761-1762) митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, " вышним разумом " , но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

http://drevo-info.ru/articles/5336.html

Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г. ), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г. ). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу. Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нсть прорóкъ безъ чéсти, тóкмо во oméчecmbiu своéмъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь» . Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество!» . Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.). В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству» . На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество » российская армия . В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству» . Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству» . Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества» .

http://pravoslavie.ru/arhiv/61882.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА (7.12. 1718, Росток - 7.03.1746, Холмогоры), правительница Российской империи (9 нояб. 1740 - 25 нояб. 1741). Дочь герц. Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна V Алексеевича , в Крещении по протестант. обряду получила имя Елизавета Екатерина Христина. В России с 1722 г., с 1730 г. воспитывалась при дворе императрицы Анны Иоанновны , стремившейся оставить российский престол за потомками своего отца царя Иоанна V и воспрепятствовать приходу к власти потомков имп. Петра I . В 1733 г. Елизавета Екатерина Христина приняла Православие с именем Анна в честь императрицы. 3 июля 1739 г. в петербургском Казанском соборе еп. Вологодский Амвросий (Юшкевич) обвенчал А. Л. с принцем Брауншвейг-Беверн-Люнебургским Антоном Ульрихом, к-рый остался лютеранином. 12 авг. 1740 г. у А. Л. родился сын, названный в крещении Иоанном (см. Иоанн Антонович ) и объявленный имп. манифестом от 5 окт. 1740 г. наследником престола с титулом вел. князя; регентом при наследнике был назначен герц. Э. И. Бирон. 17 окт. 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, 18 окт. был обнародован манифест, согласно к-рому российский престол наследовал Иоанн Антонович. 23 окт. в Исаакиевском соборе состоялась церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по существу регенту Бирону. Правосл. жители С.-Петербурга, недовольные усилением инославного влияния, порой отказывались от присяги, поскольку «та присяга учинена благоверному государю князю Иоанну, а он родился не от христианской крови и не в правоверии» и «отец Его Высочества иноземец, и в церковь не ходит, и святым иконам не поклоняется». Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) Правительница Анна Леопольдовна. Портрет. Неизвестный художник. Ок. 1740 г. (ГРМ) В ночь с 8 на 9 нояб. 1740 г. фельдмаршал Б. К. Миних с одобрения А. Л. арестовал и низложил Бирона.

http://pravenc.ru/text/Анны ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Скамницкий), еп. Великоустюжский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Скамницкий [Скамнинский]; 1697, г. Пинск (по др. сведениям, Вильно) - 20.02.1761, г. Вел. Устюг), еп. Великоустюжский и Тотемский. Род. в семье купца. Обучался в КДА до богословского класса, закончил образование в Москве. В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в московском Заиконоспасском монастыре. В 1731 г. Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским) рукоположен во иеродиакона. В 1732 г. вызван в С.-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича) . 3 февр. 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения. В обязанности В. входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. В. и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор б-ки архиеп. Феофилакта (Лопатинского) . 4 марта 1739 г. В. был назначен и 8 марта произведен в архимандрита московского Чудова мон-ря. 4 авг. 1740 г. назначен членом Московского синодального правления. С 3 окт. 1741 г. находился в качестве советника в Синоде, определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста. 25 апр. 1742 г. участвовал в коронации имп. Елизаветы Петровны . В 1742 г. доносил Синоду, что Чудов мон-рь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для мон-ря. 17 сент. 1742 г. представлен кандидатом на Воронежскую кафедру. 1 янв. 1743 г. произносил проповедь в присутствии императрицы. 24 февр. 1743 г. В. был назначен и 27 февр. в присутствии государыни хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич) . 31 дек. 1743 г. В. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести. В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей». В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, к-рому В. нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в С.-Петербург. В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском у. Пермской губ.) монастырские власти показали, что В. неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля мон-ря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над В., но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

http://pravenc.ru/text/154209.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010