Скачать epub pdf Историки Церкви Амвросий (Орнатский  Андрей Антонович) (1778–1827) Амвросий (в мире Андрей Антонович Орнатский) родился в 1778 году в погосте Чудском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье диакона церкви Рождества. В десятилетнем возрасте он был отдан в Кирилло-Белозерское Духовное училище, в 1792 году переведен в Александро-Невскую Духовную семинарию, по окончании которой определен учителем в Новгородскую Духовную семинарию. В 1802 году назначен инспектором этой семинарии, а в 1804 году – префектом и учителем философии. В 1805 году пострижен в монашество с именем Амвросий, в 1808 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Новгородской Духовной семинарии. В 1812 году архимандрит Амвросий назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря, одновременно он исполнял обязанности председательствующего в Московском комитете духовной цензуры. В 1816 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, в 1819 году назначен епископом Пензенским и Саратовским. За свои ученые труды в 1816 году преосвященный Амвросий был избран почетным членом Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете. В 1825 году епископ Амвросий обратился в Святейший Синод с просьбой об увольнении «до приведения к окончанию» второго издания своего главного труда – «Истории Российской иерархии». Как писал епископ Амвросий, «история иерархии, или преемства священноначальников, есть существенная часть истории церковной и может даже почитаться такою же для оной основою, какою служит хронологический порядок династий и владетелей для истории гражданской». И.А. Чистович называл «Историю Российской иерархии» «почтенным памятником образованности и трудолюбия», архиепископ Черниговский Филарет писал, что «это был труд высокой важности, дорогой для Святой Церкви». Немало потрудился епископ Амвросий и на поприще служебной деятельности. Епископ Амвросий скончался 26 декабря 1827 года после тяжелой болезни и был погребен в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«История российской иерархии»: преосвященного Амвросия Орнатского, епископа Пензенского и Саратовского Источник История Российской иерархии: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Известная с именем преосвященного Амвросия Орнатского «История российской иерархии» представляет собою, по замечанию одного русского критика 1 «одно из тех классических сочинений, относительно которых и время не оказывает своего разрушающего влияния.» Хотя это сочинение и не может быть названо в строгом смысле историей, а скорее сборником приведенных в систему материалов и справочных сведений, но эта-то его особенность и придает ему наибольшую ценность и значение, делая его незаменимой справочной книгой, далеко не потерявшей своего значения и доселе, несмотря на то, что со времени издания последней (шестой) части этого сочинения (в 1815 г.) прошло уже 78 лет. Личность преосвященного Амвросия Орнатского , которому в заглавии «Истории российской иерархии» приписывается сочинение (собственно собрание) ее, в высокой степени замечательна. Преосвященный Амвросий, в мире Андрей Антипович 2 , был сын диакона Чудского погоста 3 Череповецкого у. Новгородской г. Родился он в 1778 году. В 1788 г., десяти лет от роду, он был отдан в Кирилло-Белоозерское училище, в 1792 г. перешел в Александро-Невскую семинарию, в которой и окончил курс в 1800 г. По окончании курса он был сделан учителем Новгородской семинарии, в которой в 1805 г. занял должность инспектора и префекта, а в 1808 г. ректора. В 1805 г. он принял монашество и в 1808 году был возведен в сан архимандрита второклассного Новгородского Антониева, а в 1811 г. – Новгородского же первоклассного Юрьева монастыря. В это время Амвросий сблизился с викарием Новгородской митрополии епископом Старорусским, впоследствии митрополитом Киевским, Евгением Болховитиновым 4 , бывшим викарием в Новгороде с 1804 по 1808 г. Сближение Амвросия со знаменитым ученым и было причиной появления «Истории российской иерархии», которая была предпринята Амвросием по мысли и совету и продолжалась при непосредственном участии и наблюдении преосвящ. Евгения. В Новгороде же в последствии (12 июля 1816 г.) Амвросии отпевал тело поэта Державина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Документальное исследование жизни и трудов преосвященного Пимена епископа Семиреченского и Верненского, священномученика Содержание Часть I Глава 1. От доброго древа Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове Белоликовы Дед Иван Михайлович Орнатский Дядя Василий Иванович Орнатский Епископ Амвросий Орнатский Романо-Васильевский приход и его окрестности в конце XIX − начале XX веков. Дитя в храме Вчера и сегодня Глава 2. Духовные школы Училище Семинария Духовная академия Принятие монашества и завершение учёбы Часть II Глава 3. В урмийской духовной миссии. Первый период К истории появления русской духовной миссии в персии Первые шаги миссии Русская Урмия Бывшие несториане Лиха беда начало Круг дел русского миссионера Годы персидских смут Первый отъезд из миссии Глава 4. Ардонский год Глава 5. Урмийская духовная миссия. Второй период. 1912–1914. Новые перспективы На гребне миссионерского подъёма Наставник сирийского юношества Интонация миссионерского дела «Сульдузские впечатления» Конфликт с вице-консулом введенским Начало первой мировой войны Преосвященный Сергий (Лавров) Глава 5. Пермское двухлетие В семинарских стенах Пермский церковный просветитель В окружении простого народа Рука об руку с преосвященным Андроником Прощание с Пермью Глава 7. Епископ Салмасский Епископская хиротония Начальник урмийской миссии В единении с русским воинством В дни февральской революции Горькое прощание с миссией Часть III Глава 8. На российской окраине По пути в город верный Возникновение семиреченской епархии Семиреченское викариатство Первые шаги на новой кафедре Поездка на Иссык-Куль В преддверии социальной катастрофы Казачья диктатура Мартовский переворот Глава 9. Епископ Пимен и гражданская война в 1918 году В семиреченской области Туркестана Казачье восстание и расказачивание Настроения семиреченской революции В дни великих испытаний Военные действия в Семиречье летом 1918 года Первые удары по Церкви Отделение школы от Церкви За монастырский порядок Не допустить разрушение семьи Преобразование приходов «все жертвы гражданской войны» Из судебного протокола Деятели революции в рясах Глава 10. Обстоятельства гибели епископа Пимена 16 сентября 1918 года Глава 11. Где упокоен епископ Пимен? Вместо заключения Приложение Крест Иоанна и Алексия ПроФессор Белоликов  

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Многотомная «История Российской Иерархии « Амвросия Орнатского в XIXbeke была весьма популярна и служила настольной книгой всякому образованному человеку. В ней можно было найти подробные описания православных монастырей, соборов и церквей, раскинутых на просторах российской земли. Она содержала сведения о житии патриархов, митрополитов, епархиальных епископов, настоятелей крупных монастырей. Нашлось там место и для Череповецкого Воскресенского монастыря: статья о нем, написанная рукой иерея Луки Петрова, вошла в VI часть «Истории», увидевшей свет в 1815году. Об этом свидетельствует копия  статьи, хранящаяся в Череповецком музейном объединении, озаглавленная как: «Краткое описание Череповецкого Воскресенского упраздненного и в городской собор обращенного монастыря, составленное из архивных записок Череповецкого Воскресенского собора иереем благочинным и в VI части «Истории Российской Иерархии» напечатанное». Москва. 1814г.» В сущности, Амвросий Орнатский свел в единое целое собственные исторические изыскания с работами других авторов  – исследователей и летописцев. И этом и состояла его главная задана как автора-составителя. На каждом титульном листе шести томов (последний том состоял из двух книг), напечатанных в московской Синодальной типографии, автор представился читателю так: «История Российской Иерархии, собранная Ставропигиального ( I) Московского I- классного Новоспасского монастыря Архимандритом, учрежденной в Москве Духовной цензуры Председательствующим и Ордена Св. Анны 2-гокласса Кавалером, Амвросием». За сей труд о. Амвросий получил звание сначала действительного, а затем и почетного члена Императорского Московского Общества истории и древностей российских. Село Чудь, где родился Амвросий Орнатский , от уездного города Череповца отстояло на два десятка верст. На возвышенном месте церковь Чудского прихода была далеко видна, открытая всем ветрам. Ни рек сплавных, ни каких-нибудь заметных озер вокруг не было. Лишь в отдалении бился родник, стекая быстрым извилистым ручьем к старой часовне во имя Живоначального источника Божией Матери. Часовню срубил и поставил когда-то игумен бывшего Череповецкого Воскресенского монастыря по случаю своего чудесного исцеления от глазной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского) , посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь . До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского) , архиеп. Филарета (Гумилевского) ), А. М. был современником прп. Лонгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.

http://pravenc.ru/text/63156.html

  Он был первым духовным наставником митрополитов священномученика Вениамина Петроградского (Казанского), экзарха Русской Православной Церкви в США Алеутского и Сан-Францисского Вениамина (Федченкова), Японского Сергия (Тихомирова), Ленинградского Григория (Чукова), Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); архиепископов святителя Серафима (Соболева) Богучарского чудотворца, духовника царской семьи Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова), Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова); священномучеников епископов Ревельского Платона (Кульбуша) и Сарапульского Амвросия (Гудко); протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского и других выдающихся церковных деятелей. Отдавший в годы Первой Мировой войны свой дом под лазарет для раненых воинов, отец Философ постоянно выезжал для совершения богослужений в районы боевых действий на передовые рубежи русской армии с многочисленными подарками для доблестных защитников Отечества. Огромной была народная любовь к этому бескорыстному служителю на ниве Христовой.    Великий исповедник Православия, отец Философ одним из первых встал на защиту Александро-Невской лавры при попытке захвата ее богоборцами в январе 1918 года. Крестный ход по Невскому проспекту в защиту главной обители Петрограда, состоявшийся по призыву батюшки, собрал около полумиллиона верующих. Так удалось отстоять эту дивную святыню северной столицы. Протоиерей Философ Орнатский вызывал у богоборцев лютую ненависть и страх, участь его была предрешена в рамках начинавшегося " красного террора " ...  На заседании Всероссийского Поместного Собора 24 января 1918 года в Москве отец Философ призвал всех верных чад Русской Православной Церкви встать на защиту Ее святынь: " Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами, - сказал он. - Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души - Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно. Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру, надо кричать об этом в трамваях, кинематографах, на железных дорогах… "

http://mitropolia.spb.ru/docs/umeret-na-...

А. И. Раздорский. О дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря     После выхода в свет в 1912 г. брошюры настоятельницы курского Троицкого женского монастыря игуменьи Емилии (Лебедевой) в курской краеведческой и церковно-исторической литературе закрепилось мнение, что первое упоминание об этой обители относится к 1623 г. Именно эта дата указана на сайте монастыря , а также на сайтах Курской епархии и Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . Приводится она и в Википедии , а также в «Большой российской энциклопедии» (в подготовленном С. Г. Мереминским разделе «Религия» статьи «Курская область») . Игуменья Емилия в начале своего очерка об истории Троицкой обители указывает: «Из краткого описания монастырей г.г. Павловского, Ратшина и др[угих] видно, что в 1623 году монастырь уже существовал: “на посаде за большим острогом”. Об этом же упоминает митрополит Амвросий в своей книге “История российской иерархии”» . Обратимся к работам, на которые ссылается игуменья. В фундаментальном труде архимандрита (позднее епископа) Амвросия (Орнатского) , впервые опубликованном в шести частях в 1807–1815 гг., о времени существования и дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря вообще ничего не говорится . Заметим, что никакой информации по этому вопросу нет и в описаниях монастырей Российской империи, опубликованных в первой половине XIX в., которые долгое время служили одними из основных источников справочной информации о русских обителях . В книге художника, церковного археолога, исследователя и копировщика древних рукописных книг А. М. Ратшина, вышедшей в 1852 г., про монастырь сказано, что «о времени основания его сведений нет; а известно только, что он в нач[але] XVII века уже существовал» . Искомую дату находим только в книге А. А. Павловского «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону», изданной в 1907 г. Про курский Троицкий женский монастырь в ней говорится: «Когда и кем он основан, неизвестно. Но уже в 1623 году монастырь существовал» . Никаких ссылок на источник сведений об указанной дате автор не привел. Этого, впрочем, не требовал и жанр книги, представляющей собой популярный справочник-путеводитель компилятивного характера, предназначенный главным образом для паломников. Добавим также, что сам Павловский профессиональным историком не являлся. Он подвизался на литературном поприще — сочинял пьесы и путевые очерки, а также составлял разного рода путеводители и «спутники» для путешествующих по святым местам России, Палестины и Афона.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369625/

Американская Первоначально – «северо-американская кадьякская миссия» Русской Православной Церкви, основанная в 1793 г. (первые миссионеры прибыли из России в 1794 г.; Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП) 1970. 5. С. 19). 19.07.1796 на ее основе учреждается викариатство Иркутской епархии, именовавшееся Кадьякским «и прочих прилежащих к тому (острову Кадьяк. – Сост.) в Америке островов» ( Амвросий (Орнатский) , архим. История российской иерархии. Изд. 2. Ч. 1. СПб., 1822 (далее – ААО). Т. 1. С. 27–28) 78 . Фактически упразднилась 16.10.1799 (Н.Д. Иерархия... С. 182). «...В марте 1811 года состоялось определение Святейшего Синода о закрытии Кадьякской епархии ... но государь император не согласился на закрытие ... а поручил Святейшему Синоду приискать кандидата, могущего занять епископское место в Кадьяке...». Однако Св. Синод по разным причинам не находил возможным назначить туда епископа до 1840 г., когда на таковую должность избран был Иннокентий Вениаминов ...» (Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и деятельности там первых миссионеров//ЦВ. 1894. 39. С. 30 – 31). Так как Иннокентий Вениаминов , как известно, 15.12.1840 был хиротонисан на Камчатскую, Курильскую и Алеутскую кафедру, то Кадьякская канонически прекратила свое существование. Означенная кафедра установлена в Новоархангельске, на о. Ситхе (Аляска), с 01.12.1840. В 1853 г. перенесена в г. Якутск. 11 .01.1858 в Америке учреждается викариатство Камчатской епархии, с кафедрой в Ситхинском Михайло-Архангельском соборе (Новоархангельск). Преобразовано в самостоятельную Новоархангельскую и Алеутскую епархию с 30.05.1869. 12 .01.1870 (по др., 10.06.1870) местопребывание – в г. Сан-Франциско (Калифорния, США). Архиепископия с 1907 г. (местопребывание – в Свято-Николаевском соборе, г. Нью-Йорк, США). С сер. 1920-х по 1933 г. – вне общения с Московской Патриархией. Митрополия. С 1933 г. – Экзархат Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б Бабаевский Николаевский монастырь Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же. Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями. Бабозерская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010