Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ прп., Киево-Печерский (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), пресв. Время жизни неизвестно (в перечне всех святых, в земле Российской просиявших, составленном игум. Андроником (Трубачёвым) , указано, что Е. жил предположительно в XIII в.; см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 364). Сведения о Е., очевидно, восходят к «Тератургиме» инока Киево-Печерского мон-ря Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где указано, что нетленные мощи Е. в священническом облачении находятся в Антониевых (Ближних) пещерах напротив мощей прп. Илии Муромца . На последующих планах XVII-XIX вв. занимающие это место мощи обозначены как принадлежащие прп. Исаакию затворнику. Общецерковное почитание Печерским преподобным установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы им и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. В 1886 г. празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер было перенесено на 28 сент. (ранее память праздновалась в субботу после Воздвижения Креста Господня, т. е. после 21 сент.). Е. как священник упоминается вместе с прп. Пименом постником († после 1114) в 4-м тропаре 9-й песни канона преподобным Киево-Печерским отцам, в Ближних пещерах почивающим. Святые прославляются как «добрая маслина, ихже дарованием благодати умастившеся, благодарят вернии и славословлении выну всех Творца величают» (Минея (МП). Сент. С. 829). В агиографических справочниках XIX - нач. XX в. память Е. указывается под 21 (Н. П. Барсуков ) или 22 сент. (архиеп. Сергий (Спасский) ). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем Ефрем изображен дважды: как средовек с небольшой русой бородой, в монашеской мантии и куколе - в левой группе святых (5-й слева в 3-м ряду, рядом с прп. Пименом) и как старец в клобуке, с длинной узкой бородой - в правой части композиции (2-й от центра в 6-м ряду). Возможно, именно Е. представлен на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) в группе преподобных справа во 2-м ряду в рясе и мантии, с клобуком на плечах, с округлой бородой, надпись: «п. Ефремъ печер.».

http://pravenc.ru/text/182087.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Иисус Христос В Темнице Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Христос в темнице " в окладе. 1843 год. Санкт-Петербург. Мастер Дмитрий Андреев. 36 х 36 см. Дерево, левкас, масло, серебро 84°, чеканка, канфарение, золочение, ткань. Файл 29627.jpg:   Размер: 595x670, 0.4 MPix, 201 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (128) , (2) . Описание: Икона " Христос в темнице " (Сцена заушения). 1768 г. Дерево, левкас, темпера. 51х32 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 29628.jpg:   Размер: 547x750, 0.41 MPix, 113 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (167) , (1) . Описание: Чудотворное резное изображение Спасителя в Спасском монастыре (Ярославль). 1910 год. С.М. Прокудин-Горский. Библиотека Конгресса, США. Файл 31197.jpg:   Размер: 968x867, 0.84 MPix, 264 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (108) , (1) . Описание: Чудотворная икона Спасителя в темнице. (Исцеляет бесноватых). [Тихвинский женский монастырь, Екатеринбург.] Фото: С.М. Прокудин-Горский. Библиотека Конгресса, США. Входит в контрольный альбом: Урал. Отдел III. Пермь (ном по кат. 2049). Файл 31198.jpg:   Размер: 900x828, 0.75 MPix, 192 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (111) , (1) . Описание: Христос в темнице с орудиями страстей. XIX век. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происхождение: из Воскресенской Ракулевской церкви в с. Фоминское (сейчас – пос. Молочное Вологодского р-на). Вологодский областной краеведческий музей. Инв. 10068. Источник: История православных храмов и монастырей Вологды/гл. ред. А.В. Камкин. Вологда, 2014. С.159. Файл 31199.jpg:   Размер: 859x1057, 0.91 MPix, 392 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (127) , (1) . Описание: Иисус Христос в терновом венце. XIX век. Дерево, левкас, темпера. 68 х 52 см. Место создания: Россия. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " .

http://pravicon.com/icon-401-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (ГТГ, К-5348), Евангелие апракос полный, галицко-волынская рукопись кон. XII (?) - нач. XIII в. (в лит-ре существуют также датировки памятника от сер. XII до нач. XIV в.), высокий образец древнерус. книгописания, книжной иллюминации и миниатюры. Небольших размеров кодекс (16×13,2-13,8 см) написан на тонком пергамене хорошей выделки (228 л.) мелким каллиграфическим письмом. История Г.-В. Е. не прослеживается до 1679 г., когда рукопись 11 мая поступила на Московский Печатный двор , по всей вероятности, из Пскова (судя по полистной скрепе дьяка И. Арбенева). До 1-й четв. XX в. Г.-В. Е. хранилось в б-ке Московской Синодальной типографии под 5 (позднее 6), откуда между 1918 и 1945 гг. было передано в ГТГ. Галицко-волынское происхождение рукописи, не имеющей записи писца, обосновано А. И. Соболевским с учетом языковых данных. Месяцеслов Г.-В. Е. из слав. и рус. праздников содержит только память св. князей Бориса и Глеба (24 июля). Кодекс украшен 4 полихромными миниатюрами высокого художественного качества с изображениями евангелистов (Л. 1 об.- Иоанн, 40 об.- Матфей, 91 - Лука, 129 об.- Марк), представляющими пример усвоения на рус. почве образцов визант. искусства переходного стиля (от комниновского к классицизму XIII в.). Миниатюры имеют частичное соответствие как в миниатюрах ряда совр. им греч. рукописей, так и в более ранних памятниках монументальной живописи на территории Македонии (прежде всего в стенописях Курбинова). Заставка на л. 2 (к наст. времени сильно поврежденная) и многочисленные инициалы старовизант. стиля с элементами «народной» тератологии выполнены киноварью и (до л. 169 об.) золотом на высоком уровне, по всей видимости, 2 мастерами. Лит.: Соболевский А. И. Очерки из истории рус. языка. К., 1884. Ч. 1. С. 11-16; Стасов В. В. Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени: [Альбом]. СПб., 1887. Табл. XLIV, 1-11; Попова О. С. Галицко-волынские миниатюры раннего XIII в.: (К вопр. о взаимоотношениях рус. и визант. искусства)//ДРИ: Худож. культура Домонгольской Руси. М., 1972. С. 283-315; То же, с доп.// Попова О. С. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 123-151; СКСРК, XI-XIII. С. 167-168, 147; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Льbib, 1995. С. 42, 48-49, 239-242 (кат. 40); Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 92, 122, 142-419.

http://pravenc.ru/text/161543.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лоно Авраамово. Гравюра из кн. " Синодик или помянник " . 1730 г. Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец, числился среди служителей царевны Марии Алексеевны (1660-1723). С 1714 г.- ученик гравировального дела при с.-петербургской типографии, работал под надзором гравера П. Пикарта. В 1720 г. был направлен в Петергоф, где под рук. Ф. Пильмана занимался художественной отделкой дворца Монплезир. В 1721 г. расписывал «чердаки» (плафоны) под рук. Л. Каравака. Состоял живописцем Оружейной канцелярии. В 30-40-х гг. XVIII в. исполнял в Москве гравюры на продажу. После закрытия в 1727 г. с.-петербургской типографии Л. работал вне гос. учреждений С.-Петербурга и Москвы. Создание гравюр на религ. сюжеты относится, вероятнее всего, к этому периоду его деятельности. Среди них: «Пилат и Каиафа» (1726), «Святой Николай Чудотворец с деянием» (1730), «Преподобный Герасим с деянием» (1735), «Акафист Алексею, человеку Божию» (1735), «Иверская Богоматерь с чудесами» (1735), «Спаситель на кресте между двумя разбойниками», «Святые мученики Кирик и Улита», «Великомученик Мина с житием», «Святое Семейство», «Сорок икон Богородицы», «Богородица Домницкая», «Богородица Иверская», «Суд над Спасителем» (в собрании РНБ, Д. А. Ровинский датировал гравюру 1755, совр. исследователи определяют дату создания 20-ми гг. XVIII в.; см.: Хромов. 2013. С. 414). Помимо листовых гравюр Л. выполнил 4 цельногравированные книги: «Синодик или помянник» (1730), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с М. Н. Нехорошевским), «Сотворение света» (30-е гг. XVIII в.), «Эмблемат духовный» (1743, скопирован с нюрнбергского изд. 1625 Й. Зауберта «Duodekas Emblematum Sacrorum»). Также исполнил 12-листовые лицевые Святцы (СПб., 1730, единственный известный экземпляр - в собрании ИЗО РГБ). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. 14. Т. 3. 220, 475, 498, 506, 802, 808, 829-833, 883, 910, 1421, 1522, 1540, 1651; он же. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 604-607; Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1956. С. 215; Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. Т. 1. С. 49-51; Иткина Е. И. Альбом лубочных гравюр XVIII в. из собр. ГИМ//Из истории рус. изобразительной культуры XVIII-XX вв. М., 1991. С. 34-51. (Тр. ГИМ; 79); Хромов О. Р. Рус. лубочная книга XVII-XIX вв. М., 1998. С. 81, 120, 121; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. ОПИ Ярославского гос. ист.-архит. и худож. музея-заповедника. М., 2013. С. 24, 48, 54, 82, 86, 413-414. 8, 13, 14; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. М., 2004. С. 49-53; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178.

http://pravenc.ru/text/2561032.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Иисус Христос В Темнице " Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Иисус Христос В Темнице Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Христос в темнице " в окладе. 1843 год. Санкт-Петербург. Мастер Дмитрий Андреев. 36 х 36 см. Дерево, левкас, масло, серебро 84°, чеканка, канфарение, золочение, ткань. Файл 29627.jpg:   Размер: 595x670, 0.4 MPix, 201 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (128) , (2) . Описание: Икона " Христос в темнице " (Сцена заушения). 1768 г. Дерево, левкас, темпера. 51х32 см. Государственный исторический музей, Москва. Файл 29628.jpg:   Размер: 547x750, 0.41 MPix, 113 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (167) , (1) . Описание: Чудотворное резное изображение Спасителя в Спасском монастыре (Ярославль). 1910 год. С.М. Прокудин-Горский. Библиотека Конгресса, США. Файл 31197.jpg:   Размер: 968x867, 0.84 MPix, 264 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (108) , (1) . Описание: Чудотворная икона Спасителя в темнице. (Исцеляет бесноватых). [Тихвинский женский монастырь, Екатеринбург.] Фото: С.М. Прокудин-Горский. Библиотека Конгресса, США. Входит в контрольный альбом: Урал. Отдел III. Пермь (ном по кат. 2049). Файл 31198.jpg:   Размер: 900x828, 0.75 MPix, 192 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (111) , (1) . Описание: Христос в темнице с орудиями страстей. XIX век. Дерево, паволока, левкас, темпера. Происхождение: из Воскресенской Ракулевской церкви в с. Фоминское (сейчас – пос. Молочное Вологодского р-на). Вологодский областной краеведческий музей. Инв. 10068. Источник: История православных храмов и монастырей Вологды/гл. ред. А.В. Камкин. Вологда, 2014. С.159. Файл 31199.jpg:   Размер: 859x1057, 0.91 MPix, 392 Kb. Дата: 2018-02-07, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (127) , (1) .

http://pravicon.com/icon-401

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМИТРИЕВ-КАВКАЗСКИЙ Свт. Игнатий (Брянчанинов). Гравюра. 1882 г. Гравер Л. Е. Дмитриев-Кавказский (РГБ) Свт. Игнатий (Брянчанинов). Гравюра. 1882 г. Гравер Л. Е. Дмитриев-Кавказский (РГБ) Лев Евграфович (Дмитриев, псевд. Арслан) (1849, ст-ца Прочноокопская, ныне Новокубанского р-на Краснодарского края - 1916, Петроград), живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Ставропольской гимназии. В 1869 г. поступил вольнослушателем в С.-Петербургскую АХ в класс гравирования к Ф. И. Иордану . Тогда же добавил 2-ю часть к фамилии. В 1872 г. получил за офорты с картин Т. Горшельта и П. Рубенса малую, а в 1873 г. за офорт с картины «Лезгины» Горшельта большую серебряные медали. В 1878 г. был удостоен звания классного художника 1-й степени, а в 1882 г.- академика АХ за портреты вел. кнг. Марии Павловны, архим. Игнатия (Брянчанинова) , прот. И. В. Васильева, певицы М. Д. Каменской. С 1876 г. участвовал в выставках АХ, Об-ва рус. акварелистов и др. Д.-К. работал преимущественно в технике офорта и рисунка пером. В 1870-1879 гг. много путешествовал по Кавказу, создал серию офортов «Портреты славных туземцев Кавказа», альбом офортов «Кавказ» (СПб., 1880), пейзажи, жанровые сцены, типы кавк. народов и др. В 1887-1888 гг. совершил поездку по Закаспийской обл. и Ср. Азии, выполнил многочисленные зарисовки и пейзажные этюды. Автор кн. «По Средней Азии: Записки художника (1887-1888) с 199 рисунками автора» (СПб., 1894). Иллюстрировал книжные издания, журналы «Свет», «Всемирная иллюстрация», «Лукоморье», «Ласточка» и др. Преподавал в открытой им в 1895 г. в С.-Петербурге мастерской живописи и рисования. Член Товарищества русских художников-иллюстраторов (секретарь Товарищества в 1891-1898); один из учредителей и член Об-ва изящных искусств им. В. В. Верещагина в г. Николаеве (с 1913). В 1882 г. Д. выполнил гравированный портрет свт. Игнатия (Брянчанинова) в бытность его архимандритом - поясное изображение в рясе и клобуке, с наперсным крестом и 2 орденами, с книгой и четками в левой руке (Духовные светочи России. С. 158. Кат. 144). Существуют оттиски с портретами-ремарками архим. Игнатия (Малышева), свт. Игнатия (Брянчанинова) (др. иконографии), схим. Михаила (Чихачёва) (РГБ). Лит.: Рейтерн Е. Е. Список гравюр Дмитриева-Кавказского//Вестн. изящных искусств. 1883. 4. С. 648-649; Булгаков Ф. И. Наши художники. СПб., 1889. Т. 1. С. 134-139; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 995; он же. Словарь граверов. Т. 1. Стб. 272-279; Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; Пг., 1923. С. 103, 106, 179-181; Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. СПб., 2002. Т. 3. С. 401-402. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178596.html

Среди поясных икон выделяется композиция, в к-рой из символических изображений сохранены главные: гора, радуга и лествица. На мафории, чаще всего «облачном», помещены изображения солнца (на челе Богоматери) и луны (на Ее правом плече). Популярность такого иконографического варианта могла быть связана с прославленной в 1635 г. чудотворной Молченской иконой Божией Матери (см. Иверская икона Божией Матери ) из Молченской Софрониевой пуст. близ Путивля. Среди образов подобного извода - иконы из ГИМ, 80-е гг. XVII в., из коллекции И. В. Арсеньева, сер. XVII в. (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 91), икона из собрания И. С. Остроухова (ГТГ) (опубл.: Муратов П. П. Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914. Рис. на с. 23), XV в. (датировка приведена по: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 312 и нуждается в пересмотре). Более поздние памятники, как правило, повторяли найденные в XVII в. решения. Лит.: Поселянин. Богоматерь. С. 598-600; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 439, 522; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 17; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Полякова О. А. Гос. музей-заповедник «Коломенское»: Шедевры рус. иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. Кат. 1; Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI в.//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 188; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 44, 137; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. Кат. 24; Борисова Т. С. Псалтирь прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 17: Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря. С. 156-159; Сорокатый В. М. Новгородские иконописцы соловецкого игум. Филиппа//Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г. М., 2003. С. 44; Искусство строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом/Сост.: М. С. Трубачева. М., 2003. Кат. 15, 16, 72; Описи Соловецкого мон-ря XVI в./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29, 40, 56-57, 82, 119, 180; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»//Мир музея. 2004. 1. С. 30-35. Д. С. Головкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166171.html

Изд.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем В. П. Гурьяновым. М., 1902; Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверч. мон-ря в Москве. М., 1904. Соч.: Две местные иконы Св. Троицы в Троицком соборе ТСЛ и их реставрация. М., 1906; Икона Явления Божией Матери прп. Сергию, писанная на гробовой доске преподобного, сопутствовавшая войскам в рус.-япон. войне. М., 1907; Иконы Спасителя, письма Симона Ушакова. М., 1907; Сказание о блж. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1907; Запрестольный крест Успенского собора, сооруженный повелением царя Иоанна Васильевича Грозного, хранящийся в Патриаршей (Синод.) ризнице. М., 1911. Лит.: Россия в ее прошлом и настоящем. М., 1914. Разд. 11; Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. М., 1976. Т. 3. С. 243; Вздорнов Г. И. История открытия и изуч. рус. средневек. живописи: XIX в. М., 1986. С. 190, 325, 367; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Коробко О. А. , Ченская Г. А. О нек-рых подписных иконах в собр. ГМИР//Проблемы формирования и изуч. музейных коллекций/ГМИР. Л., 1990. С. 41-47; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. С. 58, 61-62. Кат. 210, 225-227; Mstjoralaiset Ikonit. Heinèavesi, 1992. S. 43-44. 48-50; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 185-187, 191-192, 195, 267, 270. Ил. 64-66, 71, 99. Цв. табл. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1; Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 446-448, 450. Кат. R-239, R-243; Kotkavaara K. Pari ajatusta «maailmantaiteen historian päättyneestä luvusta»//Iloitkaammt ja riemuitkaamme. Ikoneja 1600-luvulta 1900-luvulle suomalaisista kokoelmista/Toimittanut ark. Arseni (Heikkinen). Iyväskylä, 2000. S. 77, 80-81; Антонов В. В. , Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 47, 135, 150, 171, 186; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 563-576, 583-586, 598-606. Кат. Прп. Серафим Саровский: Агиогр., почитание, иконогр./Сост.: Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 137, 154-159, 410, 414, 417; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2004. С. 15, 63, 206. Кат. 36; Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 380, 387, 488, 503, 524. Кат. 691. Ил. 38.

http://pravenc.ru/text/168404.html

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

На нек-рых иконах и эстампах встречается вариант, когда справа от Л. изображен прп. Феодор, а фигура прп. Тита воина вынесена в 1-й ряд (напр., икона 1-й пол. XIX в. предположительно работы мастерской Киево-Печерской лавры, ЦМиАР; офорт с раскраской 1-й четв. XIX в., РГБ). Основательной переработке композиция подверглась на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - Л. изображен в левой группе святых, во 2-м ряду 4-м от центра. На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) группа и ряд остаются прежними, но фигура святого (голова не покрыта) смещена к краю (2-й от края). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Л. (отличительная деталь - куколь на голове) написан в правой группе Киево-Печерских святых. В монументальной живописи образ Л. включен в группу святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление в 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 53, 63, 64. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010