К., 1954. С. 197-212; Леонтович В. Г. Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы, работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг. К., 1961. Ркп.//ВНИИТАГ [Электр. ресурс: www.alyoshin.ru/Files/arhiv/leon_pre.html]; Игнаткин И. А. История планировки и застройки Киева в нач. XIX в.: АКД. К., 1962; Логвин Г. Н. Киев: Книга-спутник по г. Киеву. М., 19672; он же. Киев: [По архит. памятникам: Очерк]. М., 1982; Болотова Г. В. План 1695 р., як джерело до вивчення icmopiï мicma kih. XVII ст.//Apxibu Украïни. К., 1980. 4. С. 51-59; Алфёрова Г. В., Харламов В. А. Киев во 2-й пол. XVII в.: Ист.-архит. очерк. К., 1982; Архитектура Киева: Сб./Отв. ред.: В. П. Дахно. К., 1982; История городов и сел Укр. ССР: В 26 т. К., 1982. [Т. 1:] Киев; Шулькевич М. М., Дмитренко Т. Д. Киев: Архит.-ист. очерк. К., 19826; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР: В 4 т. К., 1983. Т. 1: Киев. Киевская обл.; Киев: Энцикл. справ./Ред.: А. В. Кудрицкий. К., 19863; Геврик Т. Bmpaчehi apximekmyphi пам " ятки [Кат. выст.]. Н.-Й., 19872; Дегтярёв М. Г. Киевский городской архитектор А. И. Меленский//Строительство и архитектура. К., 1989. 2. С. 17-19; Анисимов А. Л. Скорбное бесчувствие: На добрую память о Киеве, или Грустные прогулки по городу, к-рого нет. К., 1992; Ерофалов Б. Л. Развитие планировочной структуры Киева в 1-й пол. XIX в.//М. Ф. Казаков и архитектура классицизма: [Сб. ст.]. М., 1996. C. 135-141; он же (Ерофалов-Пилипчак). Архитектура имперского Киева. К., 2000; I. Ibah Григорович-Барський у Буклет. М., 1996; Фicyh О. Ahдpiй Меленський - головний apximekmop К., 1996; Третяк К. О. Киïв: Nymibhuk по зруйнованому мicmy. К., 1998; он же. Bmpaчehi споруди та пам‘ятники Дobiдhuk. К., 2004; Виноградова М. В. и др. Гoлobhi та мicьki apximekmopu 1799-1999: [Кат. выст.]. К., 1999; В. I. Зoдчi Украïни kih. XVIII - початку XX ст.: Бiorp. дobiдhuk. К., 1999; Кандий А., диак. Мон-ри и храмы Киева: Справ.-путев. К., 20013; Попельницька О. О. Icmopuчha monorpaфiя Киïвського Подолу XVII - початку XIX ст.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Т. 2. С. 457-524; Д. Д., Ивакин Г. Ю. Церковь Рождества Богородицы Десятинная митр. Петра Могилы: история, археология, изобразительные источники//Ruthenica. 2010. Т. 9. С. 74-109; М. С. Kocmopiзha справа у Стародавньому К., 2011; Булкин В. А. О времени постройки ц. Спаса на Берестове// Он же. О древнерус. архитектуре: Избр. тр. СПб., 2012. С. 57-63; Зыков П. Л. Материалы к реконструкции Десятинной церкви в Киеве на основании археологических исследований//Тр. ГЭ. 2013. Т. 65: Первые каменные храмы Древней Руси. С. 136-160; Иоаннисян О. М. Еще раз по поводу дискуссии о датировке Софийского собора в Киеве: к одной ли группе памятников принадлежат Десятинная церковь и Софийский собор?//Там же. С. 274-302; Иоаннисян О. М., Д. Д., Ивакин Г. Ю. Археологические исслед. пилона у зап. фасада Десятинной ц. в Киеве в 2009-2010 гг.//Там же. С. 125-135; Комар А. В. Киев и Правобережное Поднепровье//Русь в IX-X вв.: Археол. панорама. М., 2012. С. 300-333; Ibakih Г. Ю., Ioahhicяh О. М., Йолшин Д. Д. Apximekmypho-apxeoлoriчhi дocлiджehhя ц. Бoropoдuцi Десятинноï в у 2008-2011 рр.//Слов " яни i Русь: apxeoлoriя та icmopiя. К., 2013. С. 76-109; М. М., Козловський А. О. Забудова Копирева kihця VI-X ст.//Там же. С. 69-76. Г. Ю. Ивакин К. в XVII - нач. XX в. Градостроительство и церковная архитектура XVII век стал временем расцвета градо- и храмостроительства в К. Наиболее раннее известное графическое изображение К. XVII в. имеется на одной из гравюр в книге мон. Афанасия Кальнофойского «Тератургима», изданной в типографии Киево-Печерской лавры (1638). Основное внимание на гравюре уделено изображению лавры и Печерского местечка, на территории Верхнего города и Подола отмечены лишь основные сооружения. К сер. XVII в. относится карта Верхнего города, выполненная инженером Левассёром де Бопланом. Особую ценность представляет собой план К. 1695 г., к-рый приписывается полковнику И. Ушакову. Архитектура К. зафиксирована на рисунках голл. худож. А. ван Вестерфельда (1651), на гравюрах издания Киево-Печерской лавры, а также на рисунках и чертежах городских построек из Национального музея в Стокгольме ( Алфёрова, Харламов.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Служебным подьячим таж дача, что и дворяном. Харлам Елисеев, Федор Прутков, Иван Короткой, Петр Семенов, Василей Иванов, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Крестовые полаты истопником таж дача, что и дворяном. Максим Кандратьев, Борис Власьев, Михей Маркелов, Федор Никифоров, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Дача ж дому святейшего патриарха вышеписанным всяких чинов людям, кроме дворян и вдов и служебных подьячих и истопников, на нынешней 207 год на Филипов пост по чалбушу белужью, а иным вместо чалбушей по полубелуге мерной, да по 4 фунта икры, по 3 фунта семги, а иным вместо семги давано по 7 фунтов икры; к Сырной неделе: по чалбушу белужью, по 4 фунта икры; на Великий пост по пуду соли; на Петров пост по чалбушу белужью: на Успенской пост по пуду соли. А кому имяны дачи отпущены, и то писано ниже сего. Скатертники, Василей Панфилов, Петр Васильев. Закройшик Борис Осипов. Портные (2 чел.). Сытные сторожи (4 ч.) Сушиленные сторожи (3 ч.). Поваром (19 ч.). Приспешники (14 ч.). Стремянным конюхом (4 ч.). Стряпчие конюхи (20 ч.). Пивовары (2 ч.). Воротные сторожи (2 ч.). Житные сторожи (2 ч.). Ношные сторожи (2 ч.). Дровяного двора сторожи (2 ч.). Коновал (1 ч.). Коретник (1 ч.). Шлейник (1 ч.). Тележник (1 ч.). Кузнецы (3 ч.) Бочары (2 ч.). Каменшик (1 ч.). Плотники (2 ч.). Водовозы (4 ч.). Свешник (1 ч.). Прудовым сторожам и рыболовом и садовником, которые живут на Москве: Неглинского пруда сторож (1 ч.). Пресницкого пруда (1 ч.). Рыболовы (2 ч.). Садовники, что за Никицкими вороты (2 ч.). Всем вышеименованным служителям выдано на Филипов пост по полу-белуге, или по чалбушу белужью, семга и икра. Дача ж дворцового (и) казенного приказу сторожам и приставом на нынешней 207 год: Дворцового приказу приставы (4 ч.), да сторожи (3 ч.) на Филипов пост по полу-белуге, по 4 фунта икры, по 3 фунта семги. Казенного приказу приставом (4 ч.) и сторожам (2 ч.) та же дача, что и дворцового приказу приставом и сторожам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIX йэ 20–30-с сылларыгар Саха сиригэр кэлэ сылдьыбы Ф.П. Врангель 23 , Петербург чиновнига Н. Щукин 24 олохтоох омуктар хайы-йэ срэхтэммиттэрин бэлиэтээбиттэрэ. Статистическай чахчылар крдрллрнэн, 1828 с. Саха уобаланын рднэн срэхтэммэккэ хаалбьгг 623 эр кини уонна 603 дьахтар баара. Кинилэр баара cyoa нэнилиэнньэ 1 бырыныанын ылаллара. Эмиэ ити кэмэ уобалас биэс уокуругар 15 таара дьиэтэ, 10 чочуобуна лэлииллэрэ 25 . Мантан крдхх, христианскай итээл Саха сиригэр нууччалар кэлиэхтэриттэн (XVII йэ бастакы аара) ыла таранан барбыта уонна XIX йэ бастакы чиэппэригэр олохтоох омуктар: сахалар, эбээннэр, эбэкилэр уонна юкагирдар снньнэн сурэхтэнэн бппттэрэ. Ыраахтааы уонна бэйэлэрин баайдарын, тойотторун батталларыгар саба баттанан ыар хабалаа олорор кыра омуктарга аны таара дьиэтин, аабыттар батталлара, албыннара-клдьннэрэ эбиллибитэ. Нуучча аабыттара Саха сирин трт олохтоохторун срэхтииллэригэр нууччалыы ааттары биэртэлииллэрэ. Бу тунунан норуот hйээн кэпсээннэригэр маннык кэпсэнэр: «Срэхтэнээччилэри клгэ киллэрэн, уунан ына-ына, аат биэрэллэр. Ким куоппуту, кэнниттэн уунан ынан баран, «аатын оннук», – дииллэрэ h» 26 . Сибиир сорох омуктара срэхтэнэллэригэр аабыыттар саа срэхтэнээччилэргэ бэйэлэрин ааттарыгар дьрэлии ааттары иэрэ сатыыллара. Холобура, 1752 с. срэхтэммит Лалтаевскай аа уунун ненецтэригэр маннык ааттары биэртэлээбиттэр: «Мирон» – «Молче», «Ульяна» – «Улче», «Василий» – «Вале», «Харлам»«Харле» уо.д.а 27 . Ол эрээри, Саха сирин трт олохтоохторо срэхтэнэллэригэр маныаха майгынныыр тгэннэр бааллара биллибэт. XVII йээ срэхтэммит дьон докумуоннарын крдхх, кинилэргэ тбэниэх ааттар бэриллэр эбиттэр. Ол курдук Ткпэс, Тыанал, Лаглайа, Кысыкаайка диэн ааттаах сахалар срэхтэнэн, Первушка, Акулинка, Ульяна, Анютка диэн ааттары ылбыттар. Кэлин дааны бу уларыйбатах. Саха норуотун номох буолбут геройа Манчаары срэхтэнэригэр Банылай диэн ааты ылбытта. Саа срэхтэнээччилэргэ ааттары биэрэллэригэр аабыттар таара дьиэтин календарынан тунаналлара, онно баар сибэтиэйдэр ааттарынан ааттыыллара. Сэмэнэп таараа трбт эбэтэр срэхтэммит оо Сэмэн аатырара. Бтр Бтрп таараа трбттэр ааттара буолара. Сороор, ооо чугас урууларын, срэхтээбит аатын (восприемник) ааттара иэриллэрэ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выкопал я ей яму, как тайничку полагается, книзу шире, кувшином, узким горлом вверх. Яму тоже дымом сушили, обогревали. В самую-самую метель. Спрятали картошку честь честью, землей забросали. Комар носу не подточит. Я, понятно, про яму молчок. Ни одной живой душе. Мамушке даже или там сестренкам. Ни боже мой! Ну так. Только проходит месяц – ограбление на хуторе. Рассказывают которые мимо шли из Буйского, дом настежь, весь очищенный, вдовы след простыл, собака Горлан цепь оборвала, убежала. Еще прошло время. В первую зимнюю оттепель, под Новый год, под Васильев вечер ливни шли, смыли снег с бугров, до земли протаял. Прибежал Горлан и сём лапами землю разгребать в проталине, где была картошка в ямке. Раскопал, раскидал верх, а из ямы хозяйкины ноги в башмаках с перетяжками. Видишь, какие страсти! В Веретенниках все вдову жалели, поминали. На Харлама никто не думал. Да как и думать-то? Мысленное ли дело? Кабы это он, откуда бы у него прыть оставаться в Веретенниках, по деревне гоголем ходить? Ему бы от нас кубарем, наутек куда подальше. Обрадовались злодейству на хуторе деревенские кулаки-заводилы. Давай деревню мутить. Вот, говорят, на что городские изловчаются. Это вам урок, острастка. Не прячь хлеба, картошки не зарывай. А они, дурачье, свое заладили – лесные разбойники, разбойники им на хуторе привиделись. Простота народ! Вы побольше их, городских, слушайтесь. Они вам еще не то покажут, голодом выморят. Желаешь, деревня, добра, за нами иди. Мы научим уму-разуму. Придут ваше кровное, потом нажитое отымать, а вы – куда, мол, излишки, своей ржи ни зернышка. И в случае чего за вилы. А кто против мира, смотри, берегись. Разгуделись старики, похвальба, сходки. А Харламу-ябеднику только того и надо. Шапку в охапку и в город. И там шу-шу-шу. Вот что в деревне деется, а вы что сидите смотрите? Надо туда комитет бедноты. Прикажите, я там мигом брата с братом размежую. А сам из наших мест лататы и больше глаз не казал. Все, что дальше случилось, само сделалось. Никто того не подстраивал, никто тому не вина. Наслали красноармейцев из города. И суд выездной. И сразу за меня. Харлам натрезвонил. И за побег, и за уклонение от трудовой, и деревню я к бунту подстрекал, и я вдову убил. И под замок. Спасибо, я догадался половицу вынуть, ушел. Под землей в пещере скрывался. Над моей головой деревня горела – не видал, надо мной мамушка родимая в прорубь бросилась – не знал. Все само сделалось. Красноармейцам отдельную избу отвели, вином поили, перепились вмертвую. Ночью от неосторожного обращения с огнем загорелся дом, от него – соседние. Свои, где занялось, вон попрыгали, а пришлые, никто их не поджигал, те, ясное дело, живьем сгорели до одного. Наших погорелых, веретенниковских, никто с пепелищ насиженных не гнал. Сами со страху разбежались, как бы опять чего не вышло. Опять жилы-коноводы наустили – расстреляют каждого десятого. Уж я никого не застал, всех по миру развеяло, где-нибудь мыкаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

12 . Яз, Харлам, прозвища Богдан Ерофеев сын, садовник Стретенской сотни, Троецкой Неглиненской слободы тяглец, да яз, Иван Иванов сын Воротнин, да яз Михаил Сидоров сын Коробов, да яз Иван Иванов сын Утка, да яз Дмитрей Яковлев сын, да яз Мартьян Михайлов сын, да яз Федор Давыдов сын, все мы Государева Потешного двора, что в Семеновском, сторожи, поручились есми строения Великого Господина Святейшего Никона Патриарха , Нового Иерусалима Воскресенского монастыря Иконому Иеромонаху Феодосию, Юрьева Польского по Посацком человеке по Якове Алексееве сыне в том: жити ему, Якову, за нашею порукою на Святительском на новомосковском загородном дворе, что промеж Троецкой и Воротницкой слободы в дворниках и в огородных садовниках, и живучи никаким воровством не промышлять, и над загородным двором никакого дурна и хитрости не учинить, и корчмы, и блядни, и приезду, и приход воровским людем не держать, и самому не пить и не бражничать, и с воровскими людми не знатся; а будет он, Яков, за нашею порукою на том Святительском загородном дворе в дворниках и в огородных садовниках жити не учнет, или живучи учнет каким воровством промышлять, и над загородным двором какое дурно и хитрость учинит, и корчму, и блядню, и приезд, и приход воровским людем будет держать, или учнет сам пить и бражничать и с воровским людьми учнет знатца, и убыток какой учинит и, своровав, с Москвы с того загородного Святительского с двора збежит, разоря тот загородной двор, или иную какую хитрость тому двору учиня, и на нас, на порутчиках, взять по сей записи 100 рублев денег, а кой нас, порутчиков, будет в лицах, на том сто рублев и порука; а на то послух Федор Тихомиров; а запись писал земской площади Подьячей Микефорка Щаболов. Лета 7175, Октября в 25 день (1666). 13 . Се яз Живоносного Христова Воскресения монастыря деревни Ивановского крестьянин Сергей Иванов, да яз села Воздвиженского крестьянин Федор Иванов, да яз того же села Воздвиженского крестьянин Козьма Симонов, все мы, порутчики, поручилися есми Государевым властям, отцу Архимандриту Аникию, Строителю Иеромонаху Феодосию с братиею, деревни Ивановского, по крестьянине по Проньке Семенове, в нынешнем во 177 (1659) году, Мая в два десятого числа, что жить ему за нашею порукою в Воскресенском монастыре в детенышах, и всякая работа работать, что по приказу власти укажут, и не пить, ни бражничать, ни с ворами не знатца, ни табаком, ни вином не торговать, а в монастыре и в монастырской казне ни над чем никакие хитрости не учинить; а буде я, Пронька, за их порукою учну бражничать, и с ворами знатца, или табаком и вином стану торговать, или в монастыре в монастырской казне какую хитрость учиню, или тех, де, своих порутчиков, не стану слушать, в чем станут меня на добро учить, и на нас, на порутчиках, и на мне, Проньке, властилинская пеня, а пеня, что власти укажут; а сю поручную запись писал черный Диакон Иоасаф. Лета 7177 (1669), Мая в 4 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Гермоген, архимандрит Московского Симонова монастыря в 1577–1580 гг. Измайлов Андрей Яковлев, выборный дворянин по Рязани в 1577 г., в 1588/89 г.–1598/99 гг. московский дворянин. Милославский Григорий Прокофьевич, в 1616 г. стрелецкий голова в Курске. Кобылин Иван (в иночестве Иона) Васильевич (+ до 1604 г.), в 1588/89–1590-х гг. выборный дворянин по Вязьме. Вельяминов Варлаам, старец Чудова монастыря в 1582/83–1586 гг. Борятинская Марфа Федоровна, княжна, упоминается в 1651–1659 гг. Зюзин Яков Васильев, в 1588/89–1598/99 гг. стряпчий, в 1601–1604 гг. стольник, в 1605–1607 гг. думный дворянин. Татев Борис Петрович, князь, стольник в 1588/89 г., московский дворянин в 1598/99 г. Тростенский Григорий Васильевич, князь, стольник в 1606/07–1611 гг., московский дворянин в 1615/16–1616 гг. Висковатый Иван Иванов, помещик Рыльского уезда в 1619 г. Усов Пантелей (в иночестве Паисий) Дмитриев, выборный дворянин по Можайску в 1588/89 г.–1598/99 гг. Обросимов Харлам, купец Гостиной сотни, в 1630 г. таможенный голова в Архангельске и Холмогорах. Траханиотова Мария, игуменья Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле. В справочнике П. М. Строева не указана. Ловчиков Григорий Григорьевич, выборный дворянин по Кашину в 1588/89 г., в 1590-х гг. выборный дворяин по Бежецкому Верху. Сущева Александра, старица, дочь Никифора Никитича Сущева, вотчинника Стародубского уезда в 1590-х гг. Цыплятева Феодора, жена Цыплятева Бориса Логинова, выборного дворянина по Торжку в 1588/89 г., до 1605 г. московский дворянин. Дубасов Федор Семенов в 1582/83 г. дал вклад в Чудов монастырь свою вотчину в сельце Онучино в Брашевском стане Коломенского уезда ( Кистерев С. Н. Акты московского Чудова монастыря… С. 209–210). Нащокин Алексей Петров, выборный дворянин по Ржеве в 1588/89 г. Савашкин Богдан, подьячий Поместного приказа в 1605/06 г. Зюзин Василий Григорьев (+ около 1584 г.), думный дворянин. Поливанов Константин Дмитриевич (в иночестве Кирилл), видный деятель опричнины, в 1577 г. выборный дворянин по Можайску, до 1590 г. московский дворянин.

http://sedmitza.ru/lib/text/9263644/

а) Государь келарь. Служба государя келаря состояла из двух частей – чисто хозяйственной и судебно-распорядительной. Но главным образом на обязанности келаря лежала забота о корме братии и гостей, прием почетных поклонников и царских встреч, отправка даров в «почесть» разным лицам и проч. б) Государь казначей ведал монастырскую казну и распоряжался ею, по мере надобности, с ведома соборных старцев. в) Государь житник заведовал вообще монастырским сельским хозяйством. На отчете у него находились житницы, как в монастыре, так и по вотчинам. г) Наместник же по обязанности своей есть как бы контролер за монастырскими старцами-служебниками, и состоит посредником между ними и настоятелем. Хотя препод. Кирилл при жизни своей вначале отказывался лично владеть какой-либо недвижимой собственностью, но в виду крайней необходимости впоследствии он сам заботился уже об обеспечении своей обители земельными участками, которые добровольно жертвовались усердствующими на «дом Пречистой Богородицы» и приобретались покупкой. В жалованной грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича Кириллову монастырю, на основании прежних жалованных грамот и купчих крепостей, говорится: «Дала баба моя, великая княгиня Авдотья в дом Святой Богородицы игумену Кириллу село Сандыревское с лесами и с пожнями, да пустоши пожинки Ворсинские; дал отец мой, князь Андрей Дмитриевич в дом Пречистой игумену Кириллу поволок Шотин, да на Волочке село Великое с деревнями. Дал Харлам Мордка в дом Святой Богородицы игумену Кириллу Землицу, да пожинку у Езовища, да бор Святой Богородице. Дал игумену Кириллу Флор Остафьев деревню Кузьминскую. Купил игумен Кирилл у попа Павла деревню Ивашевскую Мишина. Купил игумен Кирилл у Серки полдеревни Волковские, да Ульянову полосу, а другую половину той же деревни игумен Кирилл купил у Тимошки. Да у попа Павла деревню Окуловскую. Да купил игумен Кирилл у Никиты Андреева пустошь в Каргобиде, да пожню на Колдяне Мостовую. Купил игумен Кирилл у Клима у Жеребцова деревню Харламовскую, да деревню Михеевскую; купил Кирилл у Серка ниву Волковскую» 127 . Сохранилась одна купчая преподобного Кирилла: «Се аз игумен Кирилл, доложа Есипа Иванович Тиуна княж Юрьева Васильевича, купил есми в дом Пречистой Богородице, у Нестерка у Мямли деревню и с иными землицами и с пожинками, которые землицы и пожинки доселе тянули к той деревне, и с тою пожинкою, которую Нестерко выменял в Андреев наволок и землица Прибудово, да Месяцево; а дал есми три рубля и сорок бел, да овцу; а серебро платил от игумена чернец Варсонофий» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

19 (6) июня – преподобный Фотий. 2 (15) июля – Святитель ФОТИЙ, митрополит КИЕВСКИЙ. 22 (9) августа и 25 (12) августа – мученик Фотий. 10 ноября (28 октября) – мученик Фот.   ФРОЛ – см. Флор.   ФРОНТАСИЙ . Смелый, открытый (лат.). 17 (4) июня – мученик Фронтасий.   ФРУМЕНТИЙ . Хлебный (лат.). 13 декабря (30 ноября) – святитель Фрументий, архиепископ Индийский (Ефиопский).   ФУЛВИАН, ФУЛЬВИАН . Фульвиев (сын, потомок) (лат.), от Фульвий, Римское родственное имя (русый – лат.). 29 (16) ноября – праведный Фулвиан, князь Ефиопский, во святом крещении Матфей.   ФУСИК, ФУСИЙ . Естествоиспытатель (греч.). 30 (17) апреля – мученик Фусик.   ХАРАЛАМПИЙ, ХАРЛАМПИЙ, ХАРЛАМП, ХАРЛАМ . Светящийся радостью (греч.). 23 (10) февраля – священномученик Харалампий. 13 июня (31 мая) – мученик Харалампий Никомидийский.   ХАРАСИМ, ХАРИСИМ . Приятный (греч.). 4 сентября (22 августа) – мученик Харасим.   ХАРТИЙ . 14 (1) марта – мученик Хартий.   ХАРИТОН . Благодатный, радостный (греч.). 24 (11) апреля – преподобный Харитон Сянжемский (Рус.). 14 (1) июня, 16 (3) сентября и 22 (9) сентября – мученик Харитон. 11 октября (28 сентября) – 1509 г.,=> преподобный Харитон исповедник. 11 декабря (28 ноября) – преподобномученик Харитон.   ХЕРИМОН, ХИРИМОН . Радующийся (греч.). 29 (16) августа – преподобный Херимон Египетский. 17 (4) октября – мученик Херимон.   ХИРА . 9 октября (26 сентября) – мученик Хира.   ХОМА – см. Фома.   ХРИСАНФ, ХРИСАНФИЙ, ХРИСАН, КИРСАН . «Златоцветный» (греч.). 17 (4) января и 1 апреля (19 марта) – мученик Хрисанф. 2 сентября (20 августа) – мученик Хрисанф. Филиппопольский. 7 ноября (25 октября) – мученик Хрисанф.   ХРИСИПП . 3 мая (20 апреля) – праведный Хрисипп, пресвитер Иерусалимский.   ХРИСОГОН . «Златорожденный» (греч.), древний эпитет персов, от прозвища греч, миф. героя Персея, рожденного золотым дождем Зевса. 4 января (22 декабря) – мученик Хрисогон.   ХРИСОТЕЛЬ . «Златосовершенный» (греч.). 12 августа (30 июля) – мученик Хрисотель, пресвитер.   ХРИСТИАН . Христианин (греч.).

http://zavet.ru/b/names/001.htm

Приложение Хронологический перечень 853 земельных приобретений Кириллова монастыря до второй четверти XVII века. Для фактического подтверждения выводов, сделанных нами относительно развития монастырской вотчины, приводим (следуя хронологии кирилловских игуменов) перечень земельных приобретений монастыря со времени его основания до второй четверти XVII века). При жизни преподобного Кирилла (его сын духовный) 854 князь Можайский, Верейский и Белозерский Андрей Дмитриевич дал ему на Волочку Словинском: свое село Великое и «что в нем серебро или что х тому селу потягло» 855 и пустошь Глебцеву 856 . по реке Уломе и Словенке (левом притоке Шексны) – Милобудские починки с лесами и с пожнями (где впоследствии находились деревни: Ивонинское, Великий Дор 857 , Прокунинское 858 и Болванцево) 859 ; на реке Шексне: наволок Скотин (или Шотин) 860 . Супруга великого князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия Дмитриевна пожертвовала («игумену Кирилу») в Белозерском уезде «село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» 861 . Из числа лиц не княжеского рода земельные вклады поступили: от «Василия Олександровича» – «пожня от Шолдовского озерка по Шоксне вниз до кривые березы, от тое березы, прямо к Шохсне на краи тресты и другую пожню»... «потиву (– противу) святого Микиты за озерком» 862 ; от «Евсевия Михайловича» – пожня «на Васильеве наволоце, попова Микифоровская» 863 , от Евсевия (другого?) «поженка остожье в Захарьинском наволоце, на Порозобице на реце» 864 ; от Алексея Горбова 865 – его «земля Березничная» 866 по Шексне и по речкам Мостовой и Березничной; от Никиты Фаустова – «три поженки» на реке Колдоме 867 ; от Андрея Феодорова – «Судонскые пожни да на Шохсне поля» 868 ; от Гриди (т. е. Григория) Митяева сына («по душе» отца его и дяде «по Ермоле») – поженка на Волочке у Ивицкого озера и Шексны 869 ; от Фрола Остафьева – дернвенька Кузминская 870 ; от Ефрема (или Ефема) – поженка на «Пачюсе» 871 ; от Елены Ивановой – «деревня Нарядовская в Каргободе и с ее уделы и с пожнями и куды топор ходить и куда коса ходила и с озерскими участки и с езы и с серебром что на половникы два рубля и с семяны ржаными и с веяными» 872 ; от Марфы Даниловой(по приказу ее мужа) 873 – «землица на реце на Куности, на Усть Куности, и вверх Куности и к тем землицам, что потягло и пожни две Безсужовские и пожни две Кузменем и куды коса ходила и топор ходил» 874 ; от Харлама Мортки – «поженка» и («своя») «земля у езовища», («своя чища», т. е. «розчисть») «противу Св. Богородицы». За этот «вклад» Харлам Мортка «взял у старца у Кирилла посильице полтретьятцать бел» 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002