Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА КЕРЖЕНСКИЙ († после 1819?), мон.-старообрядец, «керженский постриженик» (см. ст. Керженец ), составитель («издатель») «Алфавита российских чудотворцев» - обширного (641 л. листового формата) сборника житий рус. святых, сказаний о чудотворных иконах и служб им (составляют особый раздел), повестей о мон-рях и др. текстов (перечень наиболее крупных статей см.: Лукьянов. 1959. С. 167). Скудные сохранившиеся сведения об И. К. содержатся в записях переписчика единственного известного экземпляра «Алфавита...» (ЯМЗ. 15544) - московского мещанина Ермила Федорова Бухарина. Вопреки заглавию «Алфавит...» организован по хронологическому принципу («по времени каждаго бытия, держась более времени преставления и убиения»), в нем отсутствует алфавитный указатель (который обещан в предисловии, где упом. «каталог имен и по азбучному алфавиту»). В книге имеются 2 месяцеслова, именуемые «алфавитами» (отдельно к агиографической и к гимнографической частям), что в принципе позволяет использовать сборник и для богослужебных нужд. Время работы над рукописью «Алфавита...» нуждается в дополнительном исследовании, поскольку все даты в ней даны от сотворения мира и потому допускают двойное истолкование при переводе на летосчисление от Рождества Христова (с вычетом 5500 или же 5508 лет). В лит-ре ( Лукьянов. 1959. С. 166; Плугин. 1974. С. 9) кодекс принято датировать 1807-1811 гг., при этом не учитывается, что переписка гимнографической части свода была начата в 1813 г., а дата завершения агиографического раздела не написана. Не менее вероятно (особенно с учетом данных филиграней), что речь должна идти о 1813-1819 гг. (бумага основной части имеет белые даты 1813 и 1814, указатели написаны особым почерком на бумаге с датой 1819). Ряд кратких сведений (памятей святых) приписан на полях разными почерками в позднейшее время. И. К. собирал материалы для свода более 20 лет, делая особый упор на разыскание неизданных агиографических и гимнографических текстов (в предисловии отмечено наличие в «Алфавите...» более 60 житий и 45 служб, отсутствующих в печатных книгах).

http://pravenc.ru/text/578344.html

Содержание Введение Часть 1. Словарь православного миссионера Часть 2. Практика и история православной миссии Раздел 2.1. Православные духовные миссии. Миссионерские общества и братства. Миссионерские съезды Раздел 2.2. Реабилитационные центры, общества и братства     Книга содержит более 400 словарных статей, посвященных теории и практике православной миссии, а также около 40 статей, описывающих особенности католической и протестантской миссии. Все части словаря находятся в единой концептуальной, терминологической связи. Алфавитный порядок размещения понятий, названий, имен соблюдается внутри разделов и частей. Книга может быть интересна учащимся духовных семинарий Русской Православной Церкви при изучении курса «Миссиология» и может быть использована ими в качестве краткого учебного и справочного пособия. Полезна она будет и для миссионеров-катехизаторов, а также для всех, интересующихся теорией и практикой православной миссии и христианской миссии в целом и желающих получить представление об этом в лаконичной и доступной форме. Введение Во многих высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви ведется преподавание миссиологии. Преподавание и освоение этой дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями православной миссии и христианской культуры. Предлагаемый вниманию читателей алфавитный словарь по миссиологии состоит из трех частей. Первая часть издания «Словарь православного миссионера» посвящена теории православной миссии и представлена в виде словаря с краткими словарными статьями по богословию и методологии православной миссии. Вторая часть «Практика и история православной миссии» включает три раздела. Первый раздел «Православные духовные миссии. Миссионерские общества и братства. Миссионерские съезды» содержит краткое описание исторических духовных миссий Русской Православной Церкви, сведения о миссионерских обществах и братствах, связанных с этими историческими духовными миссиями, а также сведения о современных зарубежных миссионерских обществах и братствах, находящихся преимущественно в юрисдикции современной Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВОЗНАМЕННИК певч. книга, разновидность азбуки певческой (или ее раздел), содержание к-рой изложено параллельно 2 нотациями, одна из к-рых служит средством объяснения другой. Термин «Д.» в рукописях не встречается, введен в употребление исследователями для обозначения наличия в записи 2 типов «знамен» (т. е. нотаций). Небольшое число сохранившихся списков Д. свидетельствует о том, что широкого распространения они не имели. Исходя из способов записи, Д. можно разделить на 2 группы. В 1-й содержание изложено 2 крюковыми нотациями, во 2-й - столповой ( знаменной ) и 5-линейной нотациями. Исторически наиболее ранней является 1-я группа - крюковые Д. Принцип изложения материала 2 крюковыми нотациями был использован впервые в певч. руководствах путевой нотации . Таковыми являются Грани и Согласник , появление к-рых относится к первым годам XVII в. В названных руководствах менее известная путевая нотация объясняется посредством перевода ее певч. знаков и попевок на общеизвестную столповую нотопись. Переводы записаны последованием певч. знаков, прочитываемых по их алфавитному значению. В рукописях такая форма записи именуется «дробным знаменем» : «…о дробном бо знамени путном и столповом об[ъ]явлено в гранях. Еже, что вместо параклита или крюка и прочих дробных» (ГИМ. Син. певч. 1160. Л. 23, 50-е гг. XVII в.). Поскольку разводы путевых знамен и попевок выполнены беспометным столповым знаменем, в наст. время не поддающимся точному прочтению, то нет возможности правильно понять их. Информация ограничена сведениями о длительностях и ритмическом рисунке развода , точные высотные соотношения знаков в разводах остаются неизвестными. Последнее почти исключает возможность использования путно-столповых Д. при расшифровке путевой нотации. Количество путно-столповых Д. небольшое. Известно 10 списков Граней (ГИМ. Син. певч. 1240, 1072, 1160, 74, 1334; РНБ. Кир.-Бел. 665/922; Соф. 490; Вяз. О-80; РГБ. Ф. 178. 875; Ф. 37. 240), бытующих в певч. рукописях от нач. до 60-х гг. XVII в., и 3 списка Согласника (РНБ. Кир.-Бел. 665/922; РГБ. Ф. 247. 217; ГИМ. Син. певч. 1160): 1-й датируется 1604 г., 2-й - 20-ми, 3-й - 50-ми гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/171505.html

У «Православной энциклопедии» появилась электронная версия Москва, 2 ноября 2007 г. Электронная версия «Православной энциклопедии», находящаяся по адресу http://www.pravenc.ru/   включает в себя статьи первых томов «Православной энциклопедии». Ресурс представляет собой отдельный сайт с удобной навигацией. На первой странице сайта находится вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия к первому алфавитному тому «Православной энциклопедии». Также на первой странице читатель может ознакомиться с избранными статьями энциклопедии. Кроме того, здесь представлен раздел «Знаменательные даты из статей " Православной энциклопедии " », где публикуется перечень памятных дат и юбилеев на текущие даты. Поиск по электронной версии энциклопедии осуществляется с помощью индекса статей. Все статьи снабжены богатым иллюстративным материалом, а также гиперссылками на имеющиеся в энциклопедии статьи. На сайте существует возможность подписки на rss-kahaл пополнения сайта новыми статьями, сообщает Патриархия.ru. Выступая на 17-ом заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентации XIV и XV алфавитных томов «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил о том, что работы над полноценной электронной версией «Православной энциклопедии» начнутся в 2008 году. «Для того, чтобы реализовать идею электронной версии " Православной энциклопедии " , считаю необходимым создать на базе Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " специальную группу, которая будет заниматься электронной версией», — сказал Святейший Патриарх Алексий. Из речи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на XVII совместном заседании Наблюдательного, Попечительского, Общественного и Церковно-научного Советов по изданию «Православной энциклопедии»: " Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на необходимость интенсификации работы над основным изданием – «Православной энциклопедией». В этом году, как мы узнали из отчета руководителя Церковно-научного Центра Сергея Леонидовича Кравца, XVI алфавитный том, последний том 2007 года, будет сдан в типографию в декабре этого года. Это будет сложный том, значительная часть которого займет статья «Евангелия». В этой статье впервые в систематическом порядке рассматриваются все основные аспекты Святых Евангелий – богословский, исторический, духовно-нравственный, текстологический, искусствоведческий, что потребовало объединения сил многих ученых, и работа над этой статьей в настоящее время завершается под нашим пристальным вниманием.

http://pravoslavie.ru/24670.html

Е.В. Тростникова Источники притч Агапит (Беловидов А. И.), схиархимандрит. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского: в 2 ч. – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. – [Репр. с изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900]. Архимандрит Павел (Груздев). – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. [Варсануфий и Иоанн , преподобные.]. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. – М.: изд. Донского монастыря, 1993. Репринт издания 4-го, Спб.: Синодальная типография, 1905. Великий Патерик , или великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция. Т. I. – М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. Древнерусская притча . М.: Сов. Россия, 1991. (Сокровища древнерусской литературы). Древний Патерик , изложенный по главам. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, изд-во «Планета», 1991. – Репринтное воспроизведение издания 1899 г. Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. – М.: «Отчий дом», 2005. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. – Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. [Отечник святителя Игнатия] Иоанн (Маслов И. С.), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святителя Алексия, 1993. (Раздел III: Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке) Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. [Отечник проповедника] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: «Лодья», 2001. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: «Лодья», 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. –Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: «Христианская жизнь», 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Единый официальный сайт Русской православной церкви в четверг днем начал свою работу на существовавшем до этого домене Московской патриархии Patriarchia.ru, Единый официальный сайт Русской православной церкви в четверг днем начал свою работу на существовавшем до этого домене Московской патриархии Patriarchia.ru , передает ИНТЕРФАКС. На сайте, созданном синодальным Информационным отделом, сохранено большинство прежних рубрик — раздел о патриархе, последние новости из жизни Церкви, тематические публикации, интервью, официальные документы, алфавитный каталог организаций и персоналий Московского патриархата. Ряд тематических разделов посвящен науке и образованию, отношениям Церкви и государства, межрелигиозным отношениям, старообрядчеству, инославию. Сохраняется на сайте и рубрика фото- и видеоматериалов о текущей деятельности патриарха. Создатели нового общецерковного ресурса обещают демонстрировать на сайте «высокий профессионализм в работе с церковной тематикой, а также организовать адекватное и оперативное реагирование на те или иные церковные инициативы, церковно-государственные и церковно-общественные события». В четверг также состоялось обновление портала Mospat.ru , который с этого дня становится сайтом Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. На сайте ОВЦС можно найти сведения о текущей деятельности председателя Отдела, межправославных и межхристианских отношениях, развиваемых Русской православной церковью, приходах Московского патриархата в дальнем зарубежье. Кроме того, на портале Mospat.ru появилась рубрика, посвященная созданной в этом году Священным Синодом общецерковной аспирантуре, возглавляемой архиепископом Волоколамским Иларионом. В отдельном разделе выложена электронная версия номеров журнала «Церковь и время». Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nachal-svoyu-rabotu-ed...

В Москве состоялась презентация книги «Новый Афонский патерик» 5 марта 2018 г. 15:24 4 марта 2018 года в храме преподобной Евфросинии Московской г. Москвы состоялась презентация трехтомника «Новый Афонский патерик», подготовленного Свято-Преображенским скитом Данилова ставропигиального мужского монастыря и выпущенного издательством «Орфограф». Издание представляет собой перевод труда, составленного на Святой Горе Афон и изданного в Греции в 2011 году. Более 30 лет автор, по смирению пожелавший остаться неизвестным, собирал и записывал истории о жизни и подвигах современных ему афонских монахов. В посвящении книги написано: «Новопрозябшим побегам пустыни, юным инокам и инокиням с молитвенным пожеланием от всего сердца возлюбить монашеское Предание, укорениться в нем и от него питаться, дабы в свое время принести плоды». Некоторые старцы, упоминающиеся в книге, уже известны русским читателям: старец Иосиф Исихаст, отец Ефрем Катунакский, преподобный Порфирий Кавсокаливит; большой раздел посвящен преподобному Паисию Святогорцу. В презентации трехтомника приняли участие: иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии Московской; иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Преображенского скита Данилова ставропигиального монастыря, редактор издательства «Орфограф»; иеромонах Ириней (Пиковский), насельник  Сретенского ставропигиального монастыря , преподаватель Сретенской духовной семинарии . После приветственного слова иеромонаха Клавдиана состоялось выступление редактора издательства «Орфограф» иеромонаха Пантелеимона, который рассказал о том, что такое патерик, и отметил, что важно не только знать заповеди Божии, но и видеть конкретные примеры их исполнения. Жизнеописания святогорских подвижников, собранные в «Новом Афонском патерике», относятся к новейшему времени: концу XIX — началу XXI вв. Первый том патерика содержит жития 25 афонских подвижников. Во второй том вошли краткие истории об афонских иноках и их высказывания. Этот том напоминает классическое произведение древней монашеской литературы «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» и составлен по принципу этого древнего сборника: истории идут по алфавитному порядку имен старцев, повествования о безымянных отцах собраны в конце книги. Основную часть третьего тома составляют изречения преподобного Паисия Святогорца об истинном подвижничестве, исполненном любви и смирения. Поучительные истории, рассказанные другими отцами, дают возможность глубже проникнуться духом святогорских подвижников благочестия.

http://patriarchia.ru/db/text/5156784.ht...

Вышел в свет новый 32-й том «Православной Энциклопедии» 6 сентября 2013 г. 16:05 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» подготовил и выпустил в свет новый 32-й алфавитный том, который поступит в продажу 9 сентября 2013 года. В 32-м томе продолжена публикация комплекса статей на букву «К», который в сравнении с другими буквами, вероятно, будет самым обширным. Среди материалов, опубликованных в 32-м томе «Православной Энциклопедии», следует выделить важную статью догматического содержания «Кеносис». Речь идет о богословском понятии, которым обозначается истощание, умаление, то есть то уничиженное состояние, которое добровольно воспринял на Себя Сын Божий при воплощении для спасения мира. Статья «Керигма» рассказывает о понятии, которым в либеральной теологии обозначают раннехристианскую устную проповедь о Спасителе. Обширная статья «Катехизис» рассказывает об одном из наиболее распространенных жанров христианской вероучительной литературы, который в различные эпохи широко использовался в разных христианских конфессиях с целью духовного просвещения верующих. Особое место в статье занимает раздел, посвященный знаменитому «Катехизису» митрополита Московского св. Филарета (Дроздова). 32-й том «Православной Энциклопедии» содержит целый ряд статей, посвященных епархиям и монастырям Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее значимы материалы, рассказывающие о Кемеровской и Прокопьевской епархии , Кашинском, Каширском и Керченском викариатствах Русской Православной Церкви, Кефалинийской и Керкирской митрополиях Элладской Православной Церкви , Кидонийской и Апокоронской митрополии Критской архиепископии Константинопольской Православной Церкви , Кенийской митрополии Александрийской Православной Церкви , Кацаретской епархии Грузинской Православной Церкви . Том также содержит статьи о старинных греческих монастырях Като-Панагия и Кехровуниу, древних грузинских обителях Кацхи, Кацхис Свети, Кватахеви, Квелацминда. Статья «Кидекшинский Борисоглебский монастырь» рассказывает об уникальных архитектурных памятниках бывшей обители, находящихся в окрестностях Суздаля (Владимирская область, Россия).

http://patriarchia.ru/db/text/3212053.ht...

Разделы портала «Азбука веры» 9 Мар 2022 Новый том «Православной энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «С», сообщает «Cедмица.RU» . Издание открывает материал о республике Сингапур. Завершает том статья о выдающемся философе и поэте Владимире Сергеевиче Соловьеве. В 64й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить (в алфавитном порядке) материалы о епископе Генуи святом Сире, персидской мученице Сире (Ширин), жившей в VI в., священномученике Сисинии, а также ряде деятелей Церкви с этим именем. Том содержит рассказ о сыне Адама и Евы Сифе. Биографии деятелей науки представлены описанием трудов Михаила Скабаллановича , выдающегося русского литургиста, Петра Скарги, деятеля времен Контрреформации, известного полемиста и агиографа. Особо следует отметить жизнеописание Франциска Скорины, восточнославянского первопечатника, реализовавшего себя в первую очередь в Полоцке и Праге. Упомянем также биографии кардинала Иосифа Слипого; архиепископа Рязанского и Зарайского Смарагда; одного из основателей баптизма Джона Смита; историка Церкви Игоря Смолича; династии текстильных фабрикантов-старообрядцев Солдатенковых. Для студентов и преподавателей философских факультетов особое значение будет иметь биография великого Сократа, а для историков Церкви – Сократа Схоластика . Новый том также содержит подробные статьи о Сирии, Словакии, Словении и Соединенных Штатах Америки. Кроме этого том содержит Смоленский раздел, в который вошли материалы о Смоленской и Дорогобужской епархии РПЦ, Смоленской иконе Божией матери, Смоленской области, Смоленском во имя Святой Троицы женском монастыре, Смоленском в честь Вознесения Господня женском монастыре, Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре, Смоленской иконы Божией матери Зосимовой мужской пустыне. Многие материалы посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относятся (в алфавитной последовательности) статьи о Синедрионе, синтоизме, сирмийских формулах, скандхах (совокупностях дхарм), скапуляре (монашеском одеянии в католической традиции), скинии, скопцах. Статья о Смутном времени повествует о непростом времени для Московского царства.

http://azbyka.ru/news/vyshel-v-svet-64-j...

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления 26 листопада 2007 р. 19:46 14 ноября (27 ноября по новому стилю) Православная Церковь празднует память свт. Григория Паламы. В настоящее время учеными принята датировка смерти святителя — 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата — 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. Таким образом, 14/27 ноября 2007 исполняется 650 лет со дня преставления свт. Григория. В ознаменование этой даты портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии», автором которой является М.М. Бернацкий. Статья публикуется с сильно сокращенным справочным аппаратом . См. также раздел «Гимнография» , написанный диаконом Михаилом Желтовым и опубликованный на нашем портале.  Жизнь. Детство и учеба. Свт. Григорий Палама (далее — Г. П.) был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Семья принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в кон. XII в. из М. Азии в Константинополь. Имп. Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, буд. имп. Андроника III Палеолога. После кончины Константина (1301), принявшего на смертном одре постриг ( PG. 151. Col. 558), имп. Андроник II взял Г. П. под покровительство. Тогда же будущий святитель сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал ему содействие. Г. П. получил классическое образование, закончив общеобразовательную программу в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Свт. Филофей (Коккин) сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля ( Philotheus . Encomium//  PG. 151. Col. 558–560). О том же свидетельствует рассказ Г. П. в ответ на адресованное ему Никифором Григорой обвинение в «неграмотности» и оставлении учебы в 15 лет (Против Григоры//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 242), как он еще в 17-летнем возрасте привел в восторг придворных мудрецов своим природным дарованием, произнеся в императорском дворце речь о логике Аристотеля. И позже, в соч. «150 глав», Г. П. демонстрировал знакомство с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, ссылался на его «Метафизику», упоминал о теореме Евклида). В то же время изучение сочинений Платона не входило в общеобразовательную программу, а т. к. Г. П. не продолжил обучения (против воли Андроника II, который готовил ему светскую карьеру), то, вероятно, на тот момент не был знаком с ними.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010