И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Акакий рассказал ему о своем отречении от христианской веры, о месте своей родины, исповедал пред ним Христа истинного Бога, а Магомета проклял, назвав его обманщиком и лжепророком. Потом, в доказательство своего отречения от мусульманской веры, снял со своей головы зеленую повязку, бросил ее на землю и, насмехаясь над турецкой верой, стал ее топтать ногами. Преддверник, видя такую дерзость, начал его бить, а так как время не позволяло представить его верховному визирю, то он, заковав ноги св. мученика в кандалы, запер его в темницу. По окончании присутствия святой приведен был в судилище, где сперва ласками начали уговаривать его отречься от христианской веры, но св. мученик, как адамант, оставался твердым в своем исповедании. Видя непреклонность мученика, судьи приказали его бить и потом бросить в темницу. На другой день, в воскресенье, в 4 часа дня, мученика привели к самому визирю, но и визирь не мог отклонить его от исповедания имени Христова. После этого он отослал св. страдальца к градскому судье, но и там мужественный воин Христов остался непоколебимым, и в тот же день последовал приговор обезглавить исповедника Христова. В вечер того же дня Григорий узнал от некоторых христиан о мучениях Акакия, порадовался за него и для духовного утешения святого счел необходимым сподобить его приобщения Христовых Таин, только не знал, каким путем привести в исполнение это святое дело. В этом столь затруднительном деле он обратился за советом к вожатому Акакия, который согласился исполнить поручение. После сего Григорий тотчас пошел к священнику, у которого стал просить часть пречистого Тела Господня для узника, страдавшего за Христа. Священник без всякого смущения вложил часть св. Таин в малую дароносицу и передал тому благочестивому христианину для передачи оных Акакию, который немедленно отправился в темницу, благополучно вошел в нее, так как караульные солдаты, оставив свои посты, завтракали. В это счастливое время посланный пробрался в темницу и передал Акакию св. Дары. Потом стал возвращаться обратно к выходу, но – увы! – часовые окончили завтракать и уже стояли на своих местах. Их удивила дерзость этого доброго христианина, а потому, жестоко избив его, выбросили вон. Когда же он пришел в чувство от бывшего обморока, то не помнил, каким образом он очутился вне темницы. Чувствуя сильную боль от побоев, он сравнивал свои страдания с страданиями Акакия и воображал, какой радостный будет конец его страданиям! В это время он услышал шум идущих турецких солдат, которые вели Акакия со связанными назад руками, плевали на него, толкали и били без всякого милосердия. Доведенный до места Пармак-капи, святой встал на колена, преклонил св. свою главу и громко сказал палачу:

http://isihazm.ru/?id=1826

193) Парфений , митрополит хиосский, человек благочестивый, правдивый, образованный и ревнитель православия. От него ожидали большого улучшения в делах Церкви. Но сеятель плевел всегда бодрствует! Царствовавший в то время в Тавриде хан татарский, узнав от отправленного патриархом к гетману казацкому посла, что митрополит греческий, бывший недавно никейским, пользуется расположением и уважением христолюбивых казаков, стал подозревать, что патриарх константинопольский послал его к этому гетману с целью возбудить мужественных казаков и русских к войне с султаном и его союзниками – татарами. Хан донес об этом визирю султана. В это же время в руки одного аббата иезуитов попало письмо патриарха, в котором он просил государя валахского прислать денежную помощь для уплаты вновь увеличившегося долга патриархии. В этом письме между другими евангельскими изречениями патриарх написал и следующее: «приидет Царство Небесное, в котором милостивые получат воздаяние». Аббат иезуитский тайно послал визирю это письмо. Человек, доставивший письмо визирю, объясняя это изречение, относил выражение о Царстве Небесном к царству русских, которого будто бы скоро ожидал патриарх, злоумышлявший против Оттоманской державы. Этого достаточно было для визиря. Он призвал патриарха к себе и, тщательно расспросив обо всем, хотя нашел его невинным, но для большей безопасности и в пример другим, осудил его на самый постыдный род смерти – удавление, и вот знаменитый патриарх через 3 месяца своего патриаршествования в Лазареву субботу (1657 г.) был удавлен на решетчатых воротах Константинополя (пармак-капи). В таком положении патриарх пробыл 3 дня и потом брошен в море. Но христиане извлекли из моря честные его останки и похоронили их на одном из константинопольских островов 56 . С этого времени запрещено было патриархам лично представляться султану и принимать от него знаки утверждения в своем достоинстве. Такая честь представлялась неприличною и неудобною для людей неверных и непримиримых врагов султанской династии. Прием нового патриарха предоставлен был визирю, как это делается и теперь. После осуждения патриарха Парфения, когда Церковь была в глубокой скорби, врагами ее вызван был на патриарший престол 1657 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании присутствия судья приказал привести мученика, и когда посланные привели святого, судья спросил: – Скажи мне: кто тебя привел сюда? – Господь мой Иисус Христос, – отвечал мученик. – Сын мой, опомнись! Не будь настолько упорен и горд: иначе я вынужден буду предать тебя таким мукам, каковых никто и не слыхал; кроме того, и не думай, что тебя обезглавят и что христиане возьмут твою кровь как святыню! Нет, я прикажу тебя повесить! – Обезглавишь ли ты меня или повесишь, – отвечал мученик, – для меня ты окажешь одинаковое благодеяние, и я какую бы то ни было смерть приму с радостью за сладчайшего моего Иисуса. Видя непреклонность св. мученика, судья приказал ввергнуть мученика в одну секретную темницу. В этом мрачном узилище безчеловечные мучители целых два дня тиранили св. страдальца, но доблий мученик, бывши укрепляем Иисусом Христом, за Которого терпеливо переносил страдания, и на обольстительные обещания остался непоколебимым. На третий день судья опять приказал привесть святого и, когда увидел, что он продолжает твердо стоять в вере в Иисуса Христа, дал окончательное свое решение повесить его. Слуги тотчас схватили Игнатия и, как незлобивого агнца, повлекли на смерть. Достигнув места Пармак-капи, мучители задушили здесь добровольного мученика и повесили на дереве. Таким образом св. мученик Христов Игнатий окончил жизнь свою за исповедание веры во Христа, Которого некогда по своему малодушию хотел отречься, 8 октября 1814 г., в четверг, в седьмом часу (по восточному времени), и с верха дерева, на котором он был повешен, его чистая и девственная душа отлетела в небесные обители. Когда узнал Григорий о кончине св. Игнатия, тотчас отправился на место казни и издали поклонился св. мученику как живому, а чрез три дня купил у палачей его мощи; потом взял мощи и прежде пострадавшего св. Евфимия, которые были погребены на острове Проти, и 13 октября отбыл из Константинополя, а 20 числа того же октября благополучно прибыл на Святую Гору с драгоценною ношею. Мощи обоих мучеников были положены в новосозданном храме, при келье духовника Никифора.

http://isihazm.ru/?id=1831

Преподобномученик Игнатий (в Крещении Иоанн) родился в конце XVIII столетия в болгарском селении Эски-загра Тырновской епархии. Родители его были православными христианами. Уже в раннем возрасте на долю Иоанна выпали тяжелые испытания. Его отец Георгий отличался особой силой и мужеством. Турки, овладевшие их родным селением, потребовали от Георгия, чтобы он вступил в турецкую армию, обещая поставить его тысячником. Георгий отказался: «Не могу идти против единоверных мне христиан». За это турки пронзили его мечом, а затем обезглавили. Мать и сестер Иоанна турки вынудили принять ислам . Иоанну удалось бежать из родного дома, он направился в удел Богоматери – на святой Афон. По дороге в Бухаресте Иоанн встретился с будущим преподобномучеником Евфимием и подружился с ним. Вскоре он продолжил путь к Афону, где вначале пребывал в скиту святой Анны, ревностно исполняя иноческие послушания. Однажды юному послушнику пришлось быть по монастырским делам в Солуни. Там он увидел преподобномученика Давида, повешенного на древе за исповедание Христовой веры. Подвиг этот воспламенил сердце Иоанна, и им овладело желание пострадать за Христа. Однако святогорский старец, оказавшийся в это время около Иоанна, отклонил юношу от немедленного исполнения его желания. Иоанн послушался и вернулся на Афон. Здесь он узнал о мученическом подвиге своего друга преподобномученика Евфимия. После блаженной кончины своего духовника Иоанн перешел в скит святого Иоанна Предтечи под руководство к духовнику старцу Никифору. Иоанн усердно выполнял все указания опытного старца и преуспевал в добродетелях. Перед страдальческим подвигом старец Никифор постриг Иоанна в монашество с именем Игнатий, после чего афонский инок отправился в Константинополь, где принял мученическую кончину близ местечка Пармак-капи 8 октября 1814 года. Афонский инок Григорий, узнав о кончине святого Игнатия, поспешил на место казни и, взяв мощи преподобномученика Игнатия и пострадавшего ранее преподобномученика Евфимия, возвратился на Афон. Мощи были положены в новосозданном храме, где стали источать исцеления. Память его совершается 1 мая вместе со святыми преподобномучениками Евфимием и Акакием и отдельно 20 октября. Преподобномученик Акакий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 Йосия сол жердеги халыа урбанлыы ушын, майда малдан отыз мы бас толы м ыла, ири малдан ш мы бас буа сыйлады. Буларды ммеси патшаны жеке млкинен берилген еди. 8 Патшаны де ытыярлы трде халыа, м лебийлилерге урбанлылар сыйлады. удайды Ибадатханасыны Хилкия, Зехария м Ехиел де байрама арнап, урбанлыы ушын еки мы алты жз майда мал м ш жз ири мал берди. 9 Сондай-а, Кенания м оны Шемая менен Нетанел, жне де лебийлилерди ксемлери Хашабия, Еиел м Йозабад байрамда урбанлыына ушын лебийлилерге бес мы бас майда мал м бес жз бас ири мал берди. 10 Хызмет ушын ммеси таяр боланда, патша буйыранындай, з орынларында, ал лебийлилер з топарлары менен таяр турды. 11 урбанлы озылары сойылып, злерине берилген анды урбанлы орына септи. Лебийлилер малларды териден айырды. 12 Олар китабында жазыланлара Жаратан Ийеге ушын, урбанлыа жандырылатуын малларды халыты р бир блип берди. Ири малларды да солай иследи. 13 аыйда бойынша, байрамыны урбанлыын отта мухаддес урбанлыларды р трли азанларда асып, пткил халыа асыыс лестирди. 14 Кейин лебийлилер злери м ушын таярлады. Себеби Харонны урпаларынан болан ас арайанша жандырылатуын урбанлыларды м малды майын менен бнт еди. Сонлытан лебийлилер злери м Харонны урпаларынан болан ушын кейин таярлады. 15 Асаф урпаынан болан осышылар Асаф, еман м патшаны Едутунны буйрыы бойынша белгиленген орынларында турды. з орынларын таслап жети болмады, себеби оларды болан лебийлилер олар ушын ммесин таяр ылды. 16 Солай етип, сол кни патша Йосияны буйрыына байрамын м Жаратан Ийени урбанлы орнында жандырылатуын урбанлылар байланыслы Жаратан Ийеге арналан мме хызметлер орынланды. 17 Сол кни сол жерде болан барлы израиллылар байрамын нышанлады м оан оса, жети кн бойы Ашытысыз нан байрамын байрамлады. 18 Пайамбар Самуелди кнлеринен бери, Израилда байрамы бундай етип нышанланбаан еди. Израил патшаларыны еш бири де Йосияны нышанлааны сыялы, лебийлилер, пткил Яуда халы, сол жердеги израиллылар м Ерусалим турынлары менен бирге байрамын байрамламаан еди. 19 Усы байрамы Йосияны патшалыыны он сегизинши жылында болып тти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Есть основание утверждать, что делают они это по традиции от Православия, но больше ради самого празднования, ради гуляния и пирования. У сектантов в селениях Шемаханского уезда существуют даже как бы свои сектантские «престольные» праздники, на которые, как и у православных, сектанты собираются из разных селений. Сами сектанты объясняют существование этих праздников целями взаимообщения, желанием повидаться и побеседовать с своими единоверцами, живущими в других селениях, и в тоже время Богу вместе помолиться. В с. Хильмиллях празднуют с этою целью Покров Пресв. Богородицы (1 окт.), в Маразах – Михайлов день (8 нояб.), в с. Джебанах прежде праздновали 1 ноября Космы и Дамиана, а потом старики «усоветовали» и стали праздновать день 23 октября ап. Иакова, брата Божия, в с. Алты-Агаче – евангелиста Луки 16 октября. Помимо 23 октября, в с. Джебанах празднуют Рождество Христово, Крещение, Пасху, Троицу, Преображение, «Первый Спас», Ильин день, Петров день, три последние дня масленицы. В с. Хильмиллях, помимо Покрова Богородицы, празднуют Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху, Вознесение, Троицын день, Петров день, Ильин день, Преображение, первое Августа, по объяснению одного, празднуют в честь сами мучеников, а по объяснению другого, «в честь честных древ», два дня масленицы: великим постом одни устрояют собрания в течение всего поста, а другие в первую и последнюю наделю, некоторые в одну только последнюю. Первоначально эта секта появилась в 1846 году на Урале, в баранчинском заводе. Основателем ее был штабс-капитан артиллерии Николай Созонтович Ильин, незаконнорожденный сын шведского генерала Паткуля, человек, без сомнения, даровитый. Воспитание он получил в православной Церкви, но потом был недолгой время и в иезуитском коллегиуме в Полоцке. В 1832 году он поступил в военную службу и здесь сразу же обратил на себя внимание начальства изданием руководства по морской артиллерии. Но военная служба не удовлетворила Ильина. Он начал увлекаться религиозно- нравственными учениями и, наконец, впал в мистицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, собор, в уездном городе Переяслове. Он построен каменный в 1089 году св. Ефремом, Епископом Переясловским, и освящен, 1091, Ефремом (Скопцем) Митрополитом Кевским. Построение сего храма было особенно замечено летописцем Нестором потому, что св. Ефрем сделал эту церковь с куполами и оградил каменною стеною, что составляло в тогдашнее время необыкновенную редкость, и чего даже самая Печерская обитель не имела. В XI, а частью и в XII веке церковь св. Михаила была престольною митрополитов Киевских, живших более в Переяслове. В 1123 году, мая 10, она упала, и после того возобновлена. При ней, быть может, с самого основания ее, устроена была иноческая обитель, известная под именем Михайловского Переясловского монастыря, которая упразднена в 1786 году. В этом древнем Михайловском Соборе погребены сыновья в. к. Владимира Мономаха : князья Андрей и Святослав и внук его, кн. Ростислав Юрьевич. Здесь же почивали прежде мощи: основателя, св. Ефрема, епископа Переясловского, и Преподобномученика архимандрита Макария, из коих первые находятся теперь в Киево-Печерской Лавре, а св. Макария перенесены были сюда 17 марта 1688 из Овруцкого Каневского монастыря, а в 1786 перенесены в Вознесенский Переясловский. ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, церковь , в уездном городе Переяслове; была построена каменная в 1008 году. МУЧЕНИКА ФЕОДОРА, на вратах Церкви в уездном городе Переяслове; были построены в 1091 году митрополитом киевским Ефремом (Скопцем) АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО БОРИСА И ГЛЕБА, церковь существовавшая в древности в двух верстах от уездного города Переяслова, на берегу реки Алты, где погиб св. князь Борис. Она построена была в 1117 году в. к. Владимиром Мономахом ; при ней он и скончался в 1125 году. Во время нашествия Батыя, в 1239, церковь эта разорена до основания – и место это освященное кровью св. Страстотерпца, оставалось впусте ровно шесть столетий: в 1839 году предположено соорудить на сем месте новый храм. Сюда ежегодна совершается из Переяслова крестный ход в день памяти св. князей Бориса и Глеба, 2 мая; и после водоосвящения, многие из верующих недужных входят в реку Алту и исцеляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Одно из ранних сохранившихся изображений В. представлено на фреске ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в.; в рост (рядом с образом Богородицы с Младенцем (тип Гликофилусы)) В. показан на 2-й юж. колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме (1130-1139). Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) Сщмч. Власий и свт. Спиридон, еп. Тримифунтский. Икона. Нач. XV в. (ГИМ) В храмовой росписи наиболее многочисленными являются примеры включения В. в изображение св. отцов Церкви, украшающее стену алтарной апсиды. Большое число таких росписей сохранили церкви Каппадокии, подчеркивая особое почитание В. здесь. Он изображен, как правило, в центральной апсиде, в церквах: арх. Михаила в Ыхларе, IX-X вв.,- с юж. стороны ап. Павел, с северной - В.; «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг., представлен в юж. регистре рядом с равноапостольными Константином и Еленой, облачен в фелонь зеленого цвета; Балкан-Дереси 4 (святых Петра и Павла), X в.; в Гёреме 15а, X в.,- в сев. части апсиды; Дирекли-килисе, кон. X - нач. XI в.; Карабулут-килисе в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в.,- в нижнем регистре открывает с сев. стороны ряд святителей (8 фигур), к-рые одной рукой благословляют, в другой держат кодекс (В. в розовой фелони, борода белого цвета, закруглена на конце); Чарыклы-килисе (Св. Креста) в Гёреме 22, XI в.; св. Феодора в Тагаре, XI в.; мон-ря Эски-Гюмюш, 2-я или 3-я четв. XI в.; «Бородатых святых» близ Соганлы, 1106 или 1021 г.; в Ыспыдыне, XI в.,- вместе со свт. Поликарпом Смирнским; Саклы-килисе (св. Иоанна Крестителя) в Гёреме, 3-я четв. XI в.,- вместе со святителями Иоанном Златоустом и Николаем Мирликийским, борода В. остроконечная; Кирк-Дам-Алты-килисе (св. Георгия), между 1282 и 1295 гг.,- в юж. части апсиды рядом со св. Афиногеном, также особо почитаемым в Каппадокии; Токалы 2 в Гёреме, XIII в.,- в сев. апсиде вместе со св. Никандром, оба седобородые старцы в епископских одеждах. Такое же размещение фигуры В.

http://pravenc.ru/text/155013.html

Солидарность интересов и сознание взаимопомощи сделали то, что жалкие вначале посёлки молокан незаметно разрослись в цветущие оазисы, изобилующие всеми благами земными, ясно указывающими на зажиточность и беспечальное житие поселенцев. По мере возрастания экономического благосостояния сектантов, прекращения частых вначале грабежей, оппозиционный дух сектантов заметно ослабел, и с этого момента в их среде начинается дробление и образование различных толков. Главными двигателями в распадении молоканства явились их „старички“, представители взаимно враждебных вероучений, вследствие чего в селениях Еленовке, Астраханке и др. выселках Бакинской губ. в настоящее время насчитывается более десятка различных толков, старички которых хотят во что бы то ни стало главенствовать и завербовать в свои ряды неофитов из других сект. Такой образ действий вызывает скрытую внутреннюю борьбу среди молокан и подготовляет почву для окончательного их разложения, а главное – даёт прекрасное орудие в руки православного духовенства для привлечения отпавших сектантов в лоно православной Церкви. Разительным примером этого служит местечко Алты-Ачаг, Шемахинского уезда. Сильные раздоры молокан произвели в этой местности массовое присоединение их к православию. Теперь там построена вторая православная Церковь , так как первая, во время сильного землетрясения, дала трещины и непригодна для совершения святого богослужения. Для некоторых селений, как, напр., для Константиновки (Даричи-чак) Эриванской губ. желательно было бы восстановить древний храм, построенный в 1033 году св. Григорием в царствование Гачика, при патриархе Саркисе. Необходимый для ремонта материал можно взять из окружающих её развалин древнего Кечариса. К числу новых сектантов, выделившихся из молокан, принадлежат так называемые прыгуны. Секта эта была основана в 1854 году в окрестности Шемахи неким Любовином. Возомнив в себе присутствие божества, он назвал своих последователей „Сионцами“ и написал для них особый требник. Последний заключает в себе известные песни и молитвы, при исполнении которых, после коленопреклонения и бешеного прыгания, на неофитов должен, яко бы, снисходить Св. Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008