Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации. Территория: 169,1 тыс. кв. км. Центр: г. Барнаул. География: край расположен в пределах Западно-Сибирской равнины, входит в Западно-Сибирский экономический р-н. А. к. граничит на севере с Новосибирской обл. , на северо-востоке с Кемеровской обл. , на юго-востоке с Республикой Алтай , на юго-западе с Республикой Казахстан . Территорию А. к. делит на 2 части р. Обь. Крупные озера - Кулундинское и Кучукское. Население: 2664,8 тыс. чел. (1999). В крае проживает 90,3% русских, 4,78% немцев, 2,38% украинцев, 2,54% представителей др. национальностей (1994). Адм. устройство: А. к. образован 28 сент. 1937 г., до 1991 г. включал в себя Горно-Алтайскую АО (с 1991 Республика Алтай). Край делится на 60 адм. районов. Религия В А. к. зарегистрированы 218 религ. объединений (2000). Благодаря деятельности Алтайской духовной миссии (XIX - нач. XX в.) в А. к. сильны правосл. традиции. Существует значительное число старообрядческих общин разных толков. Католичество исповедуют поляки, немцы и русские (ок. 2,3 тыс. чел.). Лютеранство распространено преимущественно среди немцев. Ислам исповедуют татары, казахи, афганцы и выходцы из Кавказского региона. В 90-х гг. XX в. в А. к., как и в др. регионах Сибири, активизировались новые религ. движения - неоязычники, оккультисты, последователи учения Рерихов , различные псевдорелиг. учения. Русская Православная Церковь. Территория А. к. (вместе с территорией Республики Алтай) входит в Барнаульскую и Алтайскую епархию РПЦ, образованную 24 февр. 1994 г. Епархиальный центр - Барнаул. В 2000 г. в А. к. было 17 благочиннических округов, 172 прихода, 6 мон-рей и 1 скит. Первые деревянные церкви Алтая, появившиеся в 1-й пол. XVIII в., после вхождения Алтая в состав Российской империи, подчинялись Кузнецкому заказу Тобольской епархии : ц. Петра и Павла в Белоярской крепости, ц. Воскресения Христова в поселке Колыванского завода (1735), ц. Петра и Павла в Барнауле (1750). Первый каменный храм - Петропавловский собор в Барнауле - построен в 1774 г. В 1750 г. учреждено Барнаульское духовное правление, в ведомстве к-рого в 1752 г. состояло 12 церквей, в 1763-м - 16, в 1798-м - 29, в 1844-м - 189, в 1886-м - 118, в 1910 г.- 379 церквей. В 1834 г. территория Алтая вошла в состав новообразованной Томской епархии . В 1908 г. учреждено Барнаульское вик-ство Томской епархии, но еп. Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи находились в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии, в 1930 г. было преобразовано в самостоятельную Барнаульскую епархию с назначением на кафедру еп. Александра (Бялозора) . В 1938 г. в связи с гонениями на Церковь и недостатком архиереев Барнаульская епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии.

http://pravenc.ru/text/115126.html

Все храмы Татианы Римской (88 всего, 87 на карте) Алтайский край Барнаул, город. Барнаул. Татианы, часовня Смоленский район. Новотырышкино. Татианы, церковь Беларусь, Витебская область Витебск, город. Витебск. Татианы, церковь Беларусь, Минская область Пуховичский район. Марьино. Татианы, церковь Белгородская область Ракитянский район. Бобрава. Татианы великомученицы, церковь Воронежская область Воронеж, город. Воронеж. Татианы, церковь Ивановская область Иваново, город. Иваново. Всех Святых при Государственном университете, церковь (с приделом Татианы Римской ) Калужская область Юхновский район. Климов Завод. Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Татианы Римской ) Костромская область Кострома, город. Кострома. Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, церковь (с приделом Татианы Римской ) Краснодарский край Крымский район. Молдаванское. Татианы, церковь Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Татианы, церковь Красноярск, город. Красноярск. Рождества Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Татианы Римской ) Курганская область Каргапольский район. Тагильское. Татианы Римской в усадьбе " Русская изба " , часовня Шумихинский район. Большая Рига. Татианы, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Озерки. Татианы, часовня Липецкая область Липецк, город. Липецк. Татианы, церковь Тербунский район. Анненка (Ольшанка 2-я). Татианы Римской, церковь Московская область Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Могильцы (Богословское). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Татианы Римской ) Сергиево-Посадский городской округ. Спасс-Торбеево. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Татианы Римской ) Ступинский городской округ. Марьинское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской ) Талдомский городской округ и г. Дубна. Дубна. Рождества Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Татианы Римской ) Коломенский городской округ. Андреевское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской ) Богородский городской округ. Ногинск. Татианы при СИЗО, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=246

Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу 1 сентября, 2016. Новостная служба Мощи просветителя алтайцев были доставлены к месту закладки нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск 1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая. Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии. После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры! С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет. Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-zabyit...

Мы выбрали самые примечательные, по мнению редакции, снимки Жюри подвело итоги ежегодного всероссийского фотоконкурса Best of Russia. На победу претендовали свыше 25 тысяч снимков в номинациях «Архитектура», «Люди. События. Повседневная жизнь», «Природа», «Стиль» и «Война и мир внутри нас». В число победителей вошли 297 кадров , которые будут опубликованы в специальном альбоме и представлены публике на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Новосибирске и Париже. Мы выбрали самые примечательные, по мнению редакции «Правмира», снимки из числа победителей 2015 года. «Безразличие». Деревянная однопрестольная церковь во имя Михаила Архангела 1871 года постройки. Николай Шадрин, г. Новая Осиновка, Саратовская обл. «Дети видят Бога, а люди священника». Праздник Рождества Христова в Кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде. Виталий Невар, Калининград. «Калязин. Первый снег». Юрий Притиск, г. Калязин, Тверская обл. «Друг». Участники благотворительного забега «Бегущие сердца» в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. Рамиль Ситдиков, Москва. «Мир устал от войны». Наталья Скрипка, г. Партизанск, Приморский край. Финал соревнований по хай-дайвингу на Чм-2015 в Казани. Спортсмен из Чехии Михал Навратил в финале соревнований по прыжкам в воду с вышки 27 м на XVI чемпионате мира по водным видам спорта. Сергей Савостьянов, Казань. Из серии о матерях-одиночках, воспитывающих детей-инвалидов. Игнат Козлов, г. Выкса, Нижегородская обл. «Моей дочке уже 16,5 лет. Она — колясочник — не ходит, сидит с поддержкой, разговаривает на своем языке. Нас, близких ей людей: меня, бабушку, дедушку, няню, — понимает, и мы понимаем ее. У меня замечательная дочка, и я ее очень сильно люблю. Она — смысл моей жизни. Когда Карише исполнился годик, папа Карины от нас ушел — он стал стыдиться своей дочки». «Вечерняя молитва». Молитва с воздеянием рук. Детский православный лагерь-стан в честь священномученика Климента Анкирского в деревне Потеряевка Алтайского края. Александр Кряжев, г. Потеряевка, Алтайский край.

http://pravmir.ru/luchshie-snimki-rossii...

     Пульс духовной жизни Алтая Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей в первую очередь помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, – любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви через веру укрепляет людей в способности любить друг друга. Путешествуя по селам и отдаленным пастбищам, святитель внимательно слушал, как разговаривают друг с другом алтайцы. Никаких словарей еще не было, нередко приходилось угадывать смысл сказанного из контекста, и, боясь допустить ошибку в переводах, он часто сравнивал говоры разных мест, долго размышлял над услышанным и наконец, на основании опыта общения с местными жителями, создал словарь и грамматику алтайского языка, тем самым совершив культурный и духовный подвиг во благо народа зде пребывающего. Жизнь святителя Макария была очень трудной. Он сравнительно поздно стал архиереем – вначале викарным епископом Томской епархии, а затем и архиепископом Томским и Алтайским. Все его труды были направлены на то, чтобы укрепить духовную и культурную жизнь жителей Алтая. Затем он был призван к высокому служению митрополита Московского. Это назначение совпало с тяжелейшими предреволюционными годами. Святитель, который привык честно общаться с алтайцами, не кривить душой, говорить то, что думает, так же повел себя и в Москве, но уже совсем другая атмосфера была в России в предреволюционные годы, и поэтому, не понимая простоты и честности владыки Макария, многие считали его плохим дипломатом, плохим руководителем, неспособным устанавливать отношения с тогдашним обществом.

http://pravoslavie.ru/96721.html

А.И. Макарова-Мирская В былые годы (памяти Архиепископа Владимира, почившего в Казани) В миссии его звали орлом. И, действительно, было что-то орлиное в его взгляде: большие, умные глаза смотрели смело и бодро на Божий мир. В них светилось что-то проникновенное и бодрящее, их взгляд умел пробуждать энергию в человеке, и не мудрено, что миссионеры шли за ним по его слову на всякое трудное дело, охотно и с любовью подчиняясь ему. Быстрый в движениях, с ясною речью, добрый, чуткий и отзывчивый, он являлся образцом для молодых и старых, и алтайская паства полюбила этого Улу-абыза, как отца. Конечно, он знал каждого миссионера: все они ему были близки, и всех он любил привязчивым сердцем, мягким и чутким, как сердце ребенка, так же, как он любил и свою дикую паству, только к этой любви примешивалась печаль об их слабостях и забота об их душах». В его сердце жила ещё одна любовь, прочная, крепкая и сильная – любовь к краю, в который пришел он с горячим желанием отдать свои силы на служение ему, и этот край стоил его любви, полный суровой красоты и величия, с уходящими в небо горами и горными цепями, с тихими долинами, где только говор рек и водопадов нарушал тишину, с синими глазами озер и вечной зеленью хвойных лесов, поднимавшихся до снежных поясов, с лентами водопадов на кручах, гомоном птиц в летние дни и диким завыванием падер в зимние непогоды. Летом он, не сходя с коня, ездил от стана к стану, сам надзирая за всем и горя желанием нести Божии слова шире и далее, и часто жаловался своим диаконам на время; ему казалось, что оно летит неудержимо быстро, что он мало вершит дела на славу Божию и на благо Алтая и спешил, вставая ранее всех и ложась позднее всех, возделывать ниву Божию, раскиданную по разным углам огромного края. Миссионеры у него тоже были хорошие: все они желали и умели работать, только одному – ученику основателя миссии о. Стефану Ландышеву мешали вершить Божие дело уже угасшие силы, все принесенные на алтарь труда. А остальные, работали, не покладая рук: и о. Василий Вербицкий, ученый священник, кроме труда по миссии несший труд бытописателя Алтая, и пламенный, совсем ещё молодой, игумен Макарий, прошедший все стадии тяжелых послушаний, и тихий, задумчивый, ревностный к делу иеромонах Иннокентий, иеромонахи Антоний и Дометиан, и целая семья священников, из которых зоркое око начальника миссии особенно приметило способного и умного Филарета Синьковского и тихого серьезного труженика о. Константина Соколова, зятя старейшего сотрудника миссии, первого инородца-священника о. Михаила Чевалкова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/aposto...

Архитектор Андрей Альбертович Анисимов Родился в 1960 г. Окончил МАрхИ в 1983 г. В 1985-1987 гг. главный архитектор г. Когалыма. В 1987 г. учредил Творческое объединение при Архфонде Союза архитекторов СССР, с 1994 г. преобразованное в " Товарищество реставраторов " . В 2000-2010-х гг. - один из наиболее успешных и востребованных архитекторов в церковной среде, творческий руководитель авторитетного коллектива, выполнившего сотни и реализовавшего десятки проектов в России и за рубежом. Обширный ансамбль из построек мастерской А.А. Анисимова сформировался, в частности, на островах Валаамского архипелага. Многие проекты отличаются весьма высоким художественным уровнем, что неоднократно отмечалось профессиональной критикой. Список храмов, которые построил Андрей Альбертович Анисимов (или с его участием) Алтайский край Церковь Владимирской иконы Божией Матери Бурлинский район, Бурла Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), С.С. Кантерин Год постройки: Между 2017 и 2019 Амурская область Церковь Алексия царевича Свободненский район и г. Свободный, Свободный Архитектор: А.А. Анисимов Год постройки: Между 2017 и 2019 Владимирская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Александровский район, Балакирево Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Год постройки: Между 2002 и 2006 Калужская область Храм-часовня Георгия Победоносца Медынский район, Озёрное Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), О.М. Ермакова Год постройки: 2005 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Хвастовичский район, Красное Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), И.П. Канаев Год постройки: Между 2007 и 2009 Кировская область Христорождественский монастырь. Часовня на месте церкви Спаса Нерукотворного Образа Слободской район, Слободской Архитектор: А.А. Анисимов Год постройки: приблизительно 2010 - 2015 Московская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Надовражино Архитектор: А.А. Анисимов (рук. коллектива), Т.И. Ефимова Год постройки: Между 2000 и 2001

http://sobory.ru/architect/aaanisimov

Барнаул. Церковь Димитрия Ростовского. Димитриевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:Между 1829 и 1831. Архитектор:Я.Н. Попов, А.И. Молчанов, Л.И. Иванов Адрес: Алтайский край, г.Барнаул, пл. Спартака, 10 Координаты: 53.329333, 83.785722 Проезд:от ж/д вокзала трамвай до ост. " ул.Пушкина " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь заложена 6 августа 1829 г., освящена 30 апреля 1831 г. В создании проекта участвовали заводские архитекторы А.И. Молчанов, Л.И. Иванов, Я.Н. Попов, который и завершал строительство. Иконы и роспись выполнил академик живописи М.И. Мягков. Дмитриевская церковь возводилась как домовая церковь богадельни Барнаульского завода. Церковь Дмитрия Ростовского была закрыта 4 июня 1920 г., с 1921 г. в ней размещался музей изящных искусств, но уже во второй половине того же десятилетия следы музея и его коллекции теряются. В апреле1991 г. сгорел и обрушился купол. Ротондальная церковь с круглым основным объемом и крестообразно расположенными небольшими ризалитами по сторонам света в стиле классицизма была в советское время дополнена невзрачной пристройкой с севера, церковное же здание пришло в упадок. В пристройке и в самой церкви в разные годы располагались музей изящных искусств, киноклуб, спортивное общество «Спартак», магазины и другие организации. В 1994 году храм передан епархии и в настоящее время восстанавливается. Развернутая статья о храме на сайте " Архитектурный Барнаул " : http://arhbarnaul.dering.ru/articles/article5.php В 2011 состоялось торжественное освящение восстановленной церкви. Полностью восстановлены своды и купол церкви. Однако позднейшая пристройка не была разобрана, пока там разместятся трапезная библиотека и воскресная школа. Также церкви была частично возвращена церковная территория, на которой будут построены воскресная школа и др. Церковь при Алтайском Горном правлении каменная, во имя святителя Димитрия Ростовского; построена в 1831 г. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Жалование от Кабинета Его Величества священнику 870 руб., диакону 540 руб. и псаломщику 300 руб., процентов на весь причт 25 руб. 70 коп., готовое помещение для священника и на квартирные деньги диакону в количестве 60 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=09835

Бийск. Архиерейское подворье. Управление Алтайской духовной миссии Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Между 1886 и 1891. Адрес: Россия, Алтайский край, г. Бийск, ул. Мухачева Координаты: 52.544902, 85.207642 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Бийское Архиерейское подворье, основано в 1880 г. Среди особо чтимых святых мест Алтайской митрополии и города Бийска уже более века является Бийское архиерейское подворье – исторический духовно-административный центр алтайского православия, расположенный по адресу: улица Иркутская, 1. Именно здесь с 1880 г. по 1920 г. находилась главная резиденция начальника Алтайской духовной миссии, Преосвященнейшего епископа Бийского, викария Томской епархии и размещались административные миссионерские службы. 29 августа 1880 г. в г. Бийске был торжественно отмечен полувековой юбилей со дня практической деятельности Алтайской духовной миссии, основанной архимандритом Макарием (Глухаревым). В канун юбилея епископом Бийским Владимиром (Петровым) закладывается основа нового центра Алтайской духовной миссии и начинается строительство Бийского архиерейского подворья в исторической части города Казанке. Годом раньше учреждается Бийское викариатство Томской епархии. Архимандрит Владимир (Петров) возводится в сан епископа Бийского с оставлением в должности начальника Алтайской духовной миссии. Перемещение свое из алтайских гор в г. Бийск владыка приписывал промыслу Божию, «ибо пределы миссии расширились и, при большем круге деятельности.., центр ее естественно должен был передвинуться на такой пункт, с которого удобнее можно было бы действовать на север и на юг, запад и восток». Незадолго до праздничных торжеств на основании постановления за 26 от 22 июня 1880 г. Бийская городская дума по ходатайству Преосвященного Владимира, епископа Бийского, совершила отвод земли под постройку архиерейского дома и домовой церкви (по 170 сажен длины и ширины), а также под устройство служебного двора и огорода (по 80 сажен длины и ширины) против предыдущего места, в районе Согры. Перед принятием такого решения Его Преосвященством была лично осмотрена указанная городским головой А.С. Дробининым территория рядом с местностью, именуемой Казанка. Оказавшаяся соответствующей требованию и вполне понравившаяся владыке вышеупомянутая земля была предоставлена совершенно бесплатно.

http://sobory.ru/article/?object=58948

Бийск. Домовая церковь Константина и Елены при бывшем Пушкинском городском училище. Еленинская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1901 и 1902. Ссылки:   Адрес: Алтайский край, г. Бийск, ул. Советская, 11 Координаты: 52.544999, 85.232765 Проезд:Автобус. Маршруты 6, 23, 35, 77 до остановки " Центральная городская библиотека им. В.М. Шукшина " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На улице Успенской (ныне Советской) в 1875 г. бийский купец А.Ф. Морозов построил одноэтажное каменное здание для организации мужского двухклассного училища по подготовке учительских кадров для школ Бийского уезда. В 1879 г. первое в городе двухклассное с шестигодичным сроком обучения мужское училище было торжественно открыто. На его содержание А.Ф. Морозов открыл счет в банке на сумму в 12 тысяч рублей, проценты с которых шли в пользу учебного заведения. Кроме того, им ежегодно выделялись 350 рублей на содержание учителей. В октябре 1880 г. училище преобразовали в Бийское городское двухклассное. 19 августа 1899 г. по предложению Министерства Народного Просвещения оно стало трехклассным и получило наименование Пушкинского – в честь 100-летия со дня рождения великого русского писателя А.С. Пушкина. 20 февраля 1901 г. директор народных училищ Томской губернии направил письменное обращение к Преосвященнейшему Макарию (Невскому), епископу Томскому и Барнаульскому, в котором говорилось, что: «Изыскивая наилучшие способы религиозно-нравственного воспитания учащихся детей ведомства Министерства Народного Просвещения в г. Бийске, Инспектор Бийского трехклассного городского училища г. Никитин остановился на мысли устроить при вверенном ему училище домовую церковь, которая могла бы вместить всех учащихся названного Министерства. С этою целью, составив предварительно смету (около 5000 р.) и проект плана церкви (длина 34 аршина, ширина 13 аршин, вместимость 800 человек) г. Никитин обратился к Е.Г. Морозовой с просьбой помочь ему в этом благом начинании, обещая ей, в случае, если она одна без участия других благотворителей, построит на собственные средства означенную церковь, наименовать последнюю «Еленинской» в память храмостроительницы, на что г. Морозова, по размышлении изъявила полную готовность не только построить церковь, но и обставить ее». Уже 24 февраля 1901 г. епископ Макарий направил этот документ в Томскую духовную консисторию «к немедленному рассмотрению».

http://sobory.ru/article/?object=57863

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010