М.И. Успенский Св. Алимпий Св. Алимпий – первый известный иконописец в России. Он признается первым русским иконописцем, родоначальником русской иконописи и живописи. Его жизнь относится к концу XI и началу XII столетия. В памятниках же XIII столетия, – во втором послании Поликарпа, черноризца Печерского монастыря, к игумену его Акиндину «о святых и блаженных черноризцех братии нашей» (это послание вошло и в состав Патерика Печерского) сообщаются довольно обстоятельные сведения о жизни и деятельности св. Алимпия. Его имя «в Киевском Патерике по изданию Яковлева (Памятники русской литературы XII–XIII в. СПб. 1872 г. стр. 124 и след.) – Алимпий, а равно в Патерике Макар. Чет.-Миней (Новг. Соф. библ. 1321, л. 305 «о бл. Алимпии иконописце»); в Киевск. печатн. Печ. Патерике – Алипий, как пишет его имя (по этому изданию Патер.) и св. Димитрий Ростовский в Чет.-Мин., а из него Алипием именуется он и в новейших месяцесловах (синод. изд. Московское 1851 г. и Петербург. 1891 г.). – Правильнее следует читать имя его, вероятно, Олимпий, потому что имени Алимпий в Восточном месяц. нет. Между прочим и Stadler в Heilig Lex, пишет «Alimpius Iconicus» – t. 1. 155» 1 . В Восточном месяцеслове есть и Алипий – по-русски – безпечальный и Олимпий – небесный, Олимпийский. «Сей Алимпий, во дни благовернаго князя Киевскаго Всеволода Ярославича (княжил с 1078 года по 1093), – предан бысть родителями греческим иконописцам, пришедшим (1084 г.) на украшение святыя Печерския церкви в научение иконнаго изображения» 2 , – конечно, в надежде, что мастерство иконописания доставит ему средства к пропитанию, – а это указывает на значительный тогда спрос на иконы. Весьма вероятно предположение, что св. Алимпий был уроженец киевский 3 . При росписании Печерской церкви, он, «учася, мастером своим помогаше» 4 . Учился он не только писать иконы, но и приготовлять их из мозайки. В житии св. Алимпия, напечатанном в «Школе рисования» 1885 г. сообщаются любопытные подробности об его воспитании, а именно: «Алипий был сын благочестивых родителей, учился в юности грамоте и охотно занимался переписыванием книг и рисованием в них миниатюрных украшений (историограф именует виденные им Псалтирь и одно Евангелие (очень жаль, что неизвестно где). Родители Алипия, видя в сыне страсть к живописи, решились посвятить его изучению иконописания» (стр. 1). Неужели рисованием миниатюр в Псалтирях и Евангелиях занимались дети, даже не обучавшиеся живописи, как будто это была детская забава? Вообще, подробности эти представляются произведением фантазии автора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том II  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АЛЕНЕВЫ устюжские иконописцы: Афанасий Васильевич (1712 - 1782) и Василий Афанасьевич (1741 – 1819) АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (V в.), пресвитер храма святых Апостолов в К-поле, автор послания свт. Кириллу Александрийскому АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ АЛИПИЙ (Погребняк Василий Семёнович; род. в 1945), архиеп. Краснолиманский, викарий Горловской епархии АЛКОШ (совр. Эль-Кош), селение к северу от Мосула (Ирак), место рождения и погребения библ. пророка Наума АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания АЛЛИОЛИ Йозеф Франц фон (1793-1873), католич. богослов, переводчик, комментатор и толкователь Библии АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Иконописные подлинники предписывают изображать А. с образом Богородицы в руках: «Сед, брада Сергиева, на конец поуже, власы с ушей свились, схима, в правой руке держит образ Богородицы, ризы преподобнические» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 205, 30-е гг. XIX в.); так А. представлен в подлиннике XVIII в., принадлежавшем кн. М. А. Оболенскому (КККМ). Сохранилась гравюра с изображением А. (1656), выполненная мастером Ильёй для Киево-Печерского патерика (К., 1661): А. в преподобнических одеждах, с иконой Божией Матери Одигитрии и кистью в руках, внизу 3 сюжета: исцеление прокаженного; чудо с голубем, вылетевшим из уст Богоматери на иконе; ангел пишет за А. образ Успения Богородицы. В более поздних изданиях Патерика (напр., К., 1702) помещена гравюра с теми же эпизодами жития А. (здесь он изображен за работой над иконой преподобных Антония и Феодосия Печерских). На московской иконе «Успение Богородицы, со святыми на полях», кон. XVII в.?, из Новодевичьего мон-ря в Москве (ГИМ) А. представлен в одном из клейм пишущим икону Богоматери (в др. клеймах изображены преподобные Киево-Печерские Антоний, Феодосий, Моисей Угрин , Нестор , Иоанн Многострадальный ). Образ А. присутствует на иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых (литография 1883 г., мастерская А. Абрамова. ГРМ); в киевской гравюре подобный сюжет встречается с 1-й пол. XVIII в. В 60-х гг. XX в. архим. Алипием (Вороновым) была написана икона А., находящаяся в Псково-Печерском мон-ре . Сохранились прорись и подготовительный рисунок (МДАиС) с образом А., выполненные мон. Иулианией (Соколовой) . Ист.: Описание о российских святых. С. 19-20; Патерик Киевского Печерского монастыря/[Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указат.); Древнерусские патерики/[Изд. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников]. М., 1999. С. 66-72. Лит.: Успенские М. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения. СПб., 1901. С. 3-33; Иона (Зырянов), еп. Первый русский иконописец (К 850-летию со дня кончины прп. Алипия иконописца)//ЖМП. 1964. 9. С. 61-66; Пуцко В. Г. Киевский художник XI века Алимпий Печерский (по сказанию Поликарпа и данным археологии)//Wiener slavist. Jb. 1979. Jg. 25. S. 63-88; Розанова Н. В. , Бекенева Н. Г. Иконопись XVII - нач. XV в.//ГТГ: Кат. собр. Т. 1. С. 28, 68-70; ГРМ. Русские монастыри. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 47-48.

http://pravenc.ru/text/114292.html

«По отдаленности времени, – справедливо замечает г. П. Н. Петров , – мы теперь не можем указать подлинно произведений св. Алимпия и должны, конечно, только гадательно предположить, что, учась у византийцев, он занял у них все приемы, а стало быть работал в том стиле, который впоследствии стали называть корсунским или греческим» 56 . Для характеристики произведений св. Алимпия должны служить памятники иконописания византийско-русского происхождения XI–XII столетия. С другой стороны, если св. Алимпий способен был являться учителем братии и мирян, объясняя, на основании слова Божия, интересующие их события, то, бесспорно, мог и в искусстве выражать идеи, волновавшие его и современников. Действительно, судя по приписываемым ему иконам, в них отразились идеалы если не всего русского государства, которое тогда еще не объединилось, то первого русского монастыря. На иконах являются изображения русских людей: св. Антония и Феодосия Печерских , с русскими типичными бородами. Да, св. Алимпий – русский художник! Следовательно, еще в XII веке народилось в России национальное искусство. Но над нею собиралась гроза – монгольское иго, – едва не уничтожившая не только русское искусство, но и самую русскую народность. 1 Проф. А.И. Пономарев в Православной богословской энциклопедии, т. I, СПб. 1900 г., стр. 537. – Лист (305 об.) рукоп. Новг. Соф. библ. здесь указан ошибочно, следовало указать 205 об. 2 Патерик Печерский Киевской печати по изд. 1863 г., л. 147 об; ср. В. Яковлева Памятники русской лит. XII и XIII в. СПб. 1872 г., стр. CLXXIV и рки. Соф. библ. 1821, л. 205 об. 3 Собко H. П. Словарь русских художников, т. I, в. 1. СПб. 1893 г., стр. 123; ср. Школа рисования 1858 г. 1, стр. 1; Полный христ. месяцеслов, М. 1813 г. стр. 124. 4 Патер. Киевской печ., л. 147 об.; ср. Якова. Памяти. русск. лит., стр. CLXXV и рки. Соф. библ. 1321, л. 205 об. 7 Опыт исторического словаря о всех в истинной православной греко-российской вере святою непорочною жизнью прославившихся святых мужах. М. 1784 г., стр. 18

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

I. Чудотворная В. и. «Ростовская» (празд. 15 авг.), почитавшаяся в кафедральном Успенском соборе Ростова (ныне в ГМЗРК). В лит-ре XVIII - нач. XX в. об иконе рассказывается как о чудотворном образе, написанном в Киево-Печерском мон-ре в XI-XII вв. иконописцем прп. Алипием Печерским и присланном в Ростов вел. кн. Владимиром Мономахом ( Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого//ЧОИДР. 1847. Кн. 2. С. 21; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору. Ярославль, 1873; Титов А. А. Ростов в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 24-25; Талицкий В. А. Ростовский Успенский собор. М., 1913. С. 38-40; Ровинский. Обозрение иконописания. С. 122). Этот рассказ основан на статье Киево-Печерского Патерика «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце» (ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 592-597). Почитание Владимирской «Ростовской» иконы как образа кисти прп. Алипия началось в Ростове, вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии. Заботясь о прославлении святынь, митр. Иона (Сысоевич; † 1690) соединил сказание Киево-Печерского Патерика об иконе Богородицы с почитаемым в Успенском соборе Ростова списком В. и. В тот же период в нише алтаря Успенского собора, за образом В. и. в иконостасе, появилось настенное изображение прп. Алипия. Как чудотворный образ кисти прп. Алипия икона была опубликована в кн. М. и В. Успенских «Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев» (СПб., 1901. С. 16-18. Ил. 3). Позднее Н. П. Кондаков, Анисимов, Грабарь ( Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1911. С. 172; Анисимов А. И. Домонгольский период древнерус. живописи// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1983. С. 326; Письма И. Э. Грабаря из экспедиций// Грабарь И. Э. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 245), а вслед за ними и др. исследователи XX в. ( Пуцко В. Г. Ростовское серебряное дело XVII в.//Mysej применене уметности. Београд, 1975/1976. Зб. 19/20. С. 121; он же. Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.//Wiener Slav. Jb. 1979. С. 84; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора//СРМ. 1995. Вып. 8. С. 63-75; Вахрина В. И. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 197-213; она же. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 136-140, 296-297) пришли к заключению, что В. и. «Ростовская» является списком XVII в. с древней чудотворной В. и., заказанным митр. Иоасафом (Лазаревичем) для замены (обветшавшей?) одноименной чтимой иконы, стоявшей слева от царских врат и отмеченной как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 г.

http://pravenc.ru/text/154962.html

В частности, что касается до Владимирской иконы Богоматери Ростовского собора, то композиция ее была распространена в XII веке: тогда привезена из Константинополя Владимирская же икона Богоматери, находящаяся теперь в Успенском соборе в Москве. –Свенская икона Богоматери в сущности есть изображение видения греков-каменщиков: Богоматерь – царица на троне с предстоящими святыми печерскими Антонием и Феодосием. Изображение этих преподобных, – по сообщению Патерика, – имелись в Печерском монастыре еще до прибытия сюда греков-иконописцев и были показаны им, – тем легче для св. Алимпия было составить композицию Свенской иконы. – Выбор надписи на хартии у преподобного Антония соответствует характеру св. Алимпия. По сводному подлиннику, в свитке Антония Печерского (под 10 июля) следует писать: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Господи утверди мя», и т. д. На Свенской же иконе преп. Антоний в свитке заповедует трудолюбие, – завет, исполняемый пр. Алимпием в продолжение всей жизни. – Икона «Предста Царица», или «Царь царем», является видоизменением обычной композиции изображения Господа Вседержителя, – здесь лишь указывается царское достоинство не только Иисуса Христа, но и Богоматери, согласно словам псалма 44-го: «Предста царица одесную тебе, в ризы позлащены одеяна, преукрашена» (ст. 10). «Предста Царица одесную Тебе» – эта композиция, – говорит Н. В. Покровский , – насколько нам известно, появилась в русском искусстве едва ли не в XVII веке» 45 . Но при распространенном у печерских иноков в конце XI и начале XII века представлении о Божией Матери, как царице, св. Алимпий естественно мог воспользоваться обычной композицией изображения Господа Вседержителя, с незначительным ее изменением. – Сравнительно юный лик Богоматери и греческие типы всех ликов на иконе «Предста Царица» располагают к предположению о происхождении этой иконы в древнейшую эпоху русского искусства, когда лики с греческих образцов иконописи заимствовались почти без изменения. В Новгородском Софийском соборе, в главном иконостасе, «рядом с северными алтарными, находится икона Предста Царица, или Царь царем, XIV в., – возобновлена в 1701 году» 46 . В XVII веке эта композиция была распространена, хотя и служила иногда предметом спора. Вот что рассказывает Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский, в своем третьем послании. «Однажды заказал он иконописцу написать образ, называемый Предста Царица одесную тебе... Иконописец написал подобие святой иконы, как она пишется: Спасителев образ на престоле, в виде великаго архиерея; Пресвятой же Богородицы образ в царских одеяниях и в венце, как царицы неба и земли, и прочее подобие образа того. Увидев же Капитон Колесников (раскольник) Пречистую Богородицу написану в царских одеждах, начал, будучи невежда, похулять иконописца, говоря: Зачем написал ты Пресвятую Богородицу как царицу? На Пресвятой Богородице царской багряницы никогда не бывало» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

21 Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра. Киев 1864 г., стр. 45; Закревский Н. Описание Киева. М. 1868 г., т. II, стр. 689. Н. Сементовского. Киев, его святыни, древности, достопамятности. Изд. 4-ое, Киев 1871, стр. 160. Н. Барсукова. Источники русской агиографии. СПб. 1882, стр. 33; Русский био­графический словарь, т. II, вып. I, СПб. 1898 г., стр. 56; проф. А. И. Пономарев в Правосл. богосл. энцикл., стр. 538. В Опыте же исторического словаря о святых мужах (М. 1784 г. стр. 18), в Истории российской иерархии Амвросия (М. 1807 г., стр. 284), Памятнике веры (М. 1884 г., стр. 322) кончина преподобн. Алимпия отнесена даже к XI веку. 27 Филарет. Жития св. авг. 17; ср. проф. Пономарев стр. 539; Эристов. Словарь историч. О святых. Изд. 2-ое, 1862 г., стр. 16–17; Ed. Dobbert в Allgem. Künstler-Lex, herausgeg vov Dr Jul. Meyer., Leipz. 1872, I, 314. 28 Анатолий. О иконописании. СПб. 1867, стр. 15; Сементовский. Киев; стр.160; Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра, Киев 1864 г. стр. 45. 30 Чтения в Импер. общ. истории и древн. российск. при Моск. унив. 1847 г. стр.22, Лавр. Лет. (СПб. 1897 г.), стр. 333; Полн. Собр. русск. лет. т. 16 (СПб. 1889 г.), стр.45. 31 Ярославская Епарх. Ведомости 1860 г., стр.177; ср. Древни святыни Ростова, стр.22; Чт. в Имп. общ. ист. и др. 1847 г., стр. 22 36 Ровинский, Русские народные картинки. Т. IV. СПб, – (текст не разборчив, примеч. эл.редакции). стр. 696. 38 Проф. Н.П.Лихачев в Обозрении отделения христианских древностей музея Александа III (СПб, 1898г.), стр. 47–48, говорит: «Икона шестая с краю, Образ Б.М. Свенской, Богоматерь сидит на престоле, изукрашенном золотом, младенец Спаситель благословляет двуперстно». На каком основании проф. Лихачев эту композицию иконы Богоматери называет Свенскою? Впрочем, подобная композиция называется Свенскою и в календаре 1815 года, а также в Описании явлений чудотворных икон Пресвятыя Богородицы, собранном Г.С. (т.е. Свешниковым), М. 1838 г., изображение 82-ое. 43 Патерик Киевск. печати л.104 и след., 108 и след., Проф. Пономарев выражение Поликарпа: «Греческие писцы приведени быша нужею» понимает в том смысле: «по нужде, по необходимости, за неимением своих». (Правосл. энцикл., стр. 537). Не вернее ли понимать так; по принуждению свыше, а не по своей воле? В печатных Киевских Патериках помещается гравюра – «Пришествие иконописцев из Цариграда в Монастырь Печорский, како силою Божьею понуждены приплыша». (Снимок с этой гравюры см. на стр. 1-ой).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

В «Памятнике событий в церкви и отечестве, сочиненном Я. Орловым, – ч. 3-я СПб. 1816 г.» – читаем: «Сему святому (Алимпию) приписывают Каппоновы дски, на коих по порядку дней всего года представлены лица святых греческой церкви. О сих пяти дсках сказывают, что один грек Фока получил оныя от Петра Великаго. Маркиз Каппони купил оныя за 300 червонных» (стр. 230–232). Но, как известно, Каппониевы дски, судя по надписям на них имен иконописцев, относятся к XVII веку. Составитель книги – «Киевския пещеры и Киево-Печерская лавра» (Киев. 1864 г., стр. 45), а за ним Сементовский 52 , Собко пишут 53 , что в 1200 году в храме св. Софии в Константинополе находилась икона св. Бориса и Глеба работы св. Алимпия. Но откуда это известно? В «Путешествии новгородскаго архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия» 54 сказано только: «Поставлена (во святей Софии) икона великая святых Бориса и Глеба; и ту имеют писцы», – вероятно, она служила греческим иконописцам образцом, подлинником для изображения этих русских святых. Неизвестный автор статьи о св. Алимпии в «Школе рисования» за 1858 год делает такую оценку художественных произведений первого русского иконописца: «До наших времен мало дошло трудов Алимпия, но образ Богоматери, находящийся в Ростовском соборе, много говорит в пользу сего трудолюбиваго художника. Рисунок довольно правилен, если же есть недостатки в контуре, то тщательная отделка в тушевании (?) лиц и одежды выкупает заслуженную известность Алимпия; в особенности если принять в соображение, что на Востоке в XI веке искусство было в возрождении, а на Западе первый художник (?) Чимабуэ появился только в XIII веке; следовательно, в то время не было руководств к рисованию и живописи, а может быть и необходимых материалов. Образ, виденный нами в Ростове, писан на яичном желтке, контур сделан прорезью тупой иглы по левкасу, в том роде, в каком в настоящее время пишут иконописцы, с тою только разницею, что форма рисунка вернее, чем у современных нам выученников Суздаля, что им совершенно непростительно 55 ». – Вероятно, эта оценка сделана учителем рисования, до педантизма привязанным к правильности рисунка и тушовки, с горячей верой в силу руководств рисования.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Основная идея, господствующий мотив в приписываемых св. Алимпию изображениях – это величие Богоматери; на Свенской иконе и на иконе «Предста Царица» Богоматерь является на троне, увенчанною короною, – как царица. Эта идея, этот мотив господствуют и в сказаниях о Печерском монастыре в конце XI и начале XII века, – вероятно, глубоко проникая и широко распространяясь в миросозерцании иноков этого времени. Им Божия Матерь представлялась прежде всего царицею. Греки – каменьщики, явившиеся для постройки великой Печерской церкви, рассказывают им о следующем видении. Когда они спали, на восходе солнца, к ним явились благообразные юноши с приглашением «Зовет вы царица во Влахерну». Мастера отправились туда. «Видехом же царицу, – рассказывают они, – и множество вой окрест ея и поклонихомся ей, и та рече к нам: Хощу церковь себе возградити в России в Киеве; повелеваю же вам, да возьмете злата себе на три лета и идите на возграждение ея. Мы же поклонившеся рехом: О, госпоже царице! в чуждую страну отсылаеши нас, к кому тамо идем? Она же рече: »Се сих зде предстоящих посылаю Антония и Феодосия«. Царица дала мощи святых для будущей церкви и «злата лишше потребы». Через десять лет после прибытия в Киев каменщиков являются в Печерский монастырь из Царяграда же иконописцы и также рассказывают о явлении им Богоматери, как царицы, повелительницы. Нанятые чудесным образом св. Антонием и Феодосием, которые в то время уже умерли, росписывать за известную плату великую Печерскую церковь и получивши от них задаток, греки – иконописцы едут в Киев, но, при виде от Канева Печерской церкви, разгневавшись «яко велика», хотят вернуться назад. На следующую ночь, однако, на Днепре разыгралась сильная буря, и к утру их лодка была уже близ Триполя: в одну ночь они проплыли расстояние, которое другие едва успевают проплыть в три дня. Таинственная сила влекла лодку иконописцев против течения, с трудом они остановили ее и целый день простояли на одном месте. «В другую же нощь, – рассказывали они потом, – видехом в видении сию церковь и чудотворную икону наместную, глаголющую нам: Человецы, что всуе мятетеся, не покаряющеся воли Сына моего и моей? Аще мене преслушаете и бежати вспять восхощете, вся вы вземши и с вашею ладиею поставлю у церкви моея; и сие да увесте, яко оттуду не изыдите, но ту в монастыре моем постригшеся, и живот свой скончаете, и аз вам исходатайствую милость в будущем веце строителей сих ради Антония и Феодосия». Проснувшись, живописцы все-таки намерены вернуться: «и много потрудихомся, – повествуют они, – гребуще, но ладья горе идяше противу... Повинувшеся, воле и силе Божией дахомся, и скоро под монастырем сама ладия приста» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Таким образом, иконы, приписываемые кисти св. Алимпия, по своим сюжетам, композициям и некоторым деталям, соответствуют эпохе XI–XII века и житию этого святого. Рассказ Поликарпа, что Владимирская икона была взята Владимиром Мономахом после пожара церкви, где она находилась, отчасти подтверждается летописными сказаниями. В них сообщается о пожарах в Киеве 1124 года в июне, когда выгорел чуть не весь город, – на одном Подоле сгорело 600 или 700 церквей, – и в следующем году, когда выгорела нагорная сторона, все монастыри и жидовская улица 48 . Владимир Мономах в летописях изображается любителем благолепия церковного, – «церкви зижа и украшая»; «егда же в церковь внидяшеть и слыша пенье, и абие слезы испущашеть», – т. е. не мог слышать без слез пения церковного. В «Сказании» о Свенской иконе характер князя Романа Михаиловича обрисован весьма правдоподобно. Несомненно, что Роман Михаилович, сын св. Михаила Черниговского, подобно отцу своему и сыну Олегу (в монашестве Леонтий), причисленным к лику святых 49 , отличался благочестием. «В Корочевской Преображенской церкви на иконе Печерския Божия Матери подпись: «6795 (1284) окладывана икона благоверным князем великим Романом Михаиловичем и благоверною княгинею Анастасии месяца сен. 25 день». Так писано Орловской консистории 1801 года на вопрос, где есть в монастырях или церквах иконостасов и образов патриарших или царских» 50 . – Может быть, в виду принадлежности св. Алимпию Свенской иконы, празднование ей указывается 51 в день его кончины, 17 августа. Но если бы иконы, приписываемые св. Алимпию, и действительно были его произведениями, то, конечно, с течением времени подверглись изменениям при реставрациях. Вследствие обычной в старину склонности к поновлению икон, при похвальной заботливости о благолепии, икона могла измениться до неузнаваемости. На икону смотрели, как на художественное произведение важное не потому, что оно передает индивидуальные особенности творчества художника, но потому, что в ней выражается религиозная и церковная идея, без отношения к личности мастера; и с этой точки зрения, не казалось предосудительным для иконописцев исправлять, дополнять иконы даже кисти великих мастеров. Поновлять старые иконы повелено еще в канонических ответах митрополита Uoahha II (1080–1089 г.) и в постановлениях Стоглавого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010