Семнадцатый день. Поуч. 1-ое. Препод. Алексий, человек Божий. (В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?) I. Препод. Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Усердно помогая бедным, наслаждаясь всеми благами мира, родители его часто скорбели о том, что у них нет детей, нет сына, который был бы для них опорою в старости. Наконец Господь услышал их молитву и даровал им сына, которого они назвали Алексием. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдал строгий пост, носил на теле власяницу и постоянно желал посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородною девицею, он, в самый день брака, оставшись с нею наедине, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс и сказал: «храни это; и Бог да будет между мною и тобою». Потом, удалившись в свою комнату, он сложил с себя брачную одежду и, взяв несколько денег, в простом рубище скрылся из родительского дома. После долгих странствований он прибыл в Персию и здесь, в городе Едессе, поселился при храме Пресв. Богородицы – жил как нищий, питался милостынею и каждое воскресенье приобщался св. Таин. Между тем родители Алексия и молодая супруга его долго его искали и усердно молили Бога о его возвращении. Алексий, живя в Едессе, подвизался в крайней нищете и глубоком смирении. Один из служителей храма однажды увидел во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «введи в церковь Мою человека Божия, ибо молитва его восходит к небу и на нем почиет Дух Божий». Когда служитель недоумевал, о ком идет речь, Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищаго, сидевшего у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение; но он, удаляясь славы, отправился в другую страну. Занесенный, по устроению Промысла Божия, бурею к берегам Рима, Алексий возвратился в родной город и стал жить подле родительского дома, скрыв пред родителями, что он их сын. Отец, не узнав его и почитая его за нищаго, подавал ему милостыню, которою Алексий делился с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Историко-библиографический обзор акафистов переводных и оригинальных, рукописных и печатных, существовавших в России до учреждения Святейшего Синода Время, когда были переведены первые акафисты с греческого языка на славянский, точно неизвестно. Неизвестны и первые переводчики их. В славянских рукописях акафисты появляются с XII века, в печати – с 1491 года. Печатные славянские акафисты были занесены в Россию от южных и западных славян. За период времени от появления первого акафиста на славянском языке и следующих за ним, занесенных в Россию или в ней составленных, до учреждения Святейшего Синода, известны в рукописях и старопечатных книгах следующие акафисты: Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Сладчайшему, Успению Пресвятой Богородицы, св. Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Предтече, св. Михаилу Архангелу и Бесплотным Силам, свв. апостолам Петру и Павлу, Святой Троице, Честному Кресту, Гробу Господню, Воскресению, Страстям Христовым, всем святым, св. Иоанну Златоусту , свв. Петру, Алексию и Ионе, прп. Сергию Радонежскому, св. великомученице Варваре и св. Алексию, человеку Божию. 1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Древнейшим славянским акафистом и более всех распространенным как в рукописях, так и в старопечатных книгах является акафист Пресвятой Богородице, введенный Церковным уставом в чин богослужения на пятой неделе Великого поста и в правило перед Причащением Святых Тайн. Акафист Пресвятой Богородице имеется в славянских рукописях XII века. Так, он помещен на листах 264–271 Триоди постной, пергаментной рукописи 319 Московской Синодальной библиотеки. Помещаемый в Триоди постной, следованной Псалтири, общей Минее, Каноннике, Часослове, иногда в Октоихе, этот акафист включается и в рукописные сборники акафистов. Укажем некоторые из рукописных списков акафиста. В собрании рукописных книг Софийского собора библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии мы встречаем акафист Пресвятой Богородице в следующих книгах: Псалтирь с восследованием (полуустав XVI века, 55, л. 288), Псалтирь (XVI века, 58, л. 317), Псалтирь (XVI–XVII веков, 65, л. 108), Псалтирь (полуустав XVI века, 74, л. 324), Псалтирь (полуустав 1-й половины XVI века, 76, л. 454), Октоих (XIII века, 122, л. 70), Часослов (полуустав XV–XVI веков, 1121), Часослов (полуустав XVI века, 1122), Часослов (полуустав XVI века, ИЗО, л. ИЗ), Часослов (полуустав XVI века, 1131, л. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Т. Сидаш Деяние собора 1654 года 443 О имени Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Благочестиваго и Богом венчаннаго Великаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича всея Русии. Советом Отца его и богомолца святеишаго никона Патриарха Московскаго и всея русии. Спреосвященными Митрополиты, Архиепископы и епископы. И счестными Архимандриты Иигумены, и совсем освященным Собором. По правилом святых апостол, по 37, и святых отец, Вселенскаго Седьмаго Собора пошестому правилу иже повелеша, о всяких вещех церковных Собором бывати; Возглашения, смиреннаго никона Патриарха, Благочестивеишему Великому Государю царю и великому князю, Алексию михаиловичю Всеа Руси, и Всему священному Собору Ничтож ино Богоугоднее есть, еже во святых присно и Божественных его заповедях обучатися, и натех крепко утвержатися. Сего ради и Спас ко учеником своим Глаголаше, Аз есмь свет миру. Ходяи по мне неимать ходити во тме, но имать свет животныи. И аще в словеси моем пребудете во истинну ученицы мои будете. И паки имеяи заповеди моя, и соблюдаяи их, то есть, любяи мя, а любяи мя возлюблен будет и Отцем моим. И паки аще пребудете вомне и глаголи мои пребудут в вас, и паки аще кто слово мое соблюдет неимать смерти во веки. И емуже аще просите будет вам. Сего ради великии во царех иустиниан кроткий, присно пребывали взаповедех Господних, искусом познав написа. Великая паче инех иже в человецех еста дара Божия, от вышняго дарована человеколюбия Божия, священничествож и царство, ово убо божественным служа, сеже человечеми владея и пекися от единагоже, и тогожде начала обоя происходят человеческое украшающе житие. Якоже ничтож тако бывает поспешнее царству сего ради. Якож святительская честь. О обоих самех тех присно вси Богови молятся. Аще бо они непорочнии будут во всем, и к Богу имут дерзновение, и праведно и подобно украшати начнут преданныя им грады сущая под ними, будет согласие некое благо все же добро человечестеи даруя жизни. Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится. Их же праведно похваляемии, и покланяемыи самовидцы Божию Слову предаша апостли, и святии отцы, сохраниша же и заповедаша;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Преподобный Алексий (1846–1928) Преподобный Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) после окончания курса Московской Духовной семинарии стал диаконом в церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, он задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили прежде воспитать сына. После молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве. Последнее место службы его было в Кремле, в Большом Успенском соборе, куда он попал за выдающийся голос (бас). Как только сын окончил учебу, отец Алексий оставил Москву. 30 ноября 1898 года протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни Германом в монашество с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отец Герман, принимая в Зосимовскую обитель протопресвитера Успенского собора, опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Поэтому первое время отцу Алексию жилось нелегко. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда, его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ. Пришлось терпеть и на клиросе. Регентом хора тогда был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и Синодальное училище, хороший музыкант, но нервный и беспокойный человек. Отец Алексий стал петь на клиросе по-соборному. Отец Нафанаил прервал его и резким тоном стал ему выговаривать: «Это не Успенский собор, вы не забывайтесь, здесь реветь нельзя». Сразу же став духовником отца Алексия, отец Герман исповедовал его до конца жизни. Он скоро узнал высокие душевные качества инока, его искреннее смирение и богатый опыт священнослужителя, понял его светлую душу. Настороженность сменилась уважением, а затем и большой любовью. Отец Алексий отвечал ему взаимностью. Увеличилось и число исповедников у отца Алексия: вместо старушек-богомолок, приходивших к нему в первое время, его духовными детьми стали многие молодые монахи. Через несколько лет его духовным сыном стал и сам отец игумен Герман. Клиросное послушание ему отменили и поручили учить молодых монахов Закону Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие Алексия человека Божия Подготовка текста Н. Ф. Дробленковой, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой и Л. С. Шепелевой Житие Алексия человека Божия было известно на Руси с XI в. Самый ранний текст древнерусского перевода Жития сохранился в списке XII в. в составе пергаменного сборника «Златоструй» (точнее – в составе «Торжественника», включенного в «Златоструй»). Остальные списки древнейшей редакции, текст и перевод которой публикуются, представлены более поздними рукописями, датирующимися XIV–XIX вв. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексию (в переводе с греч. – заступник, защищающий от несчастья, спаситель), который в юности отрекся от богатства и мирской суеты и, следуя своим убеждениям до последних дней жизни, стоически свершил подвиг добровольного нищенствования. События происходят на рубеже IV–V вв. в Риме при императорах-соправителях Гонории и Аркадии и папе Иннокентии I, а также – во владениях Римской Восточной (Византийской) империи, Каппадокии, Киликии, Осроене и в Сирии. Легенды о Божием человеке известны всем христианским литературам: древнейшая из них – сирийская (еще безымянная), сложенная в районе Эдессы «сирьской», где начинал подвижничество святой (сохранилась в списках V–VI вв.); греческая версия возникла в середине VIII в. (известна в списках X–XII вв.); в IX в. появилась латинская версия, основанная на греческой; далее появляются переводы с греческого и латинского на другие языки, в том числе и на славянские. Как полагает в своем монографическом исследовании памятника В. П. Адрианова-Перетц (Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917), текст Жития пришел на Русь не прямо из Византии, а через южнославянскую письменность, тем не менее древнерусский перевод близок греческому оригиналу. (К византийской традиции восходит также и русская иконография, изображение лика святого Алексия в миниатюрах лицевых рукописей Жития). Особую популярность Житие приобрело в царствование Алексея Михайловича, небесным патроном которого был святой; тогда была составлена Служба святому Алексию человеку Божию (издана в 1671–1674 гг.). Вторая половина XVII в. – время возникновения лучших литературных обработок Жития, появления драматических произведений на житийную тему, украинской драмы «Алексий, Божий человек» (1672–1673), «Слов» Симеона Полоцкого , Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского , вирш. К XVII в. В. П. Адрианова-Перетц относит также и сложение духовного стиха о св. Алексии человеке Божием, органически соединившего черты книжного Жития с фольклорными, былинными традициями и до начала XX в. распространявшегося в России, Белоруссии и на Украине народными певцами-профессионалами, «каликами перехожими», сказителями-былинщиками, слепыми певцами, лирниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости 14 октября, 2012 14 октября, 2012 Предстоятель Русской Церкви открыл в Минске памятник Святейшему Патриарху Алексию Патриарх Кирилл снял покрывало с памятника и окропил скульптуру освященной водой. Была возглашена Вечная память приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II. 14 октября, 2012 Патриарх Кирилл поздравил руководителя и сотрудников Российского детского фонда с 25-летием основания организации В заключение он пожелал Российскому детскому фонду 'быть центром притяжения и единения для тех, кто, откликаясь на боль и страдания детей, спешит делать добро'. 14 октября, 2012 Патриарх Кирилл прибыл в Минск Из аэропорта Патриарх Кирилл проследовал во Всехсвятский храм Минска, где возглавит церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. 14 октября, 2012 Патриарх Кирил: Современный пастырь должен научиться адекватно реагировать на повседневные вызовы Ныне мы живем в особое время: время, когда вопросы самоопределения и духовного выбора стоят не только перед отдельным человеком или группой людей, но решаются в масштабах всего государства, всей нации. И богословская школа играет в этом процессе весьма значимую роль. 14 октября, 2012 РПУ организует в Москве Покровский казачий праздник По завершении Божественной литургии состоится крестный ход к Покровскому святому источнику в природно-историческом парке Покровское-Стрешнево. После водосвятного молебна в парке пройдут Покровские казачьи гуляния с концертной программой. Также участникам будет предложено угощение. 14 октября, 2012 Акция милосердия к заключенным пройдет в Москве в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы В каждом храме столицы по окончании Божественной литургии будет совершен молебен о православных христианах, в заключении пребывающих. В домовых храмах следственных изоляторов священники совершат праздничные молебны и поздравят каждого заключенного с праздником. 13 октября, 2012 Патриарх Кирилл: Жертвуя на тюремное служение Церкви, мы приближаем милость Божию к узникам

http://pravmir.ru/category/news/page/481...

В неделю по Рождестве Христовом Местоблюститель Патриаршего престола совершил Литургию в Свято-Даниловом монастыре 11 января 2009 г. 14:04 11 января, в неделю по Рождестве Христовом, в день памяти 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря . Митрополиту Кириллу сослужили епископ Венский и Австрийский Иларион , епископ Егорьевский Марк , епископ Никон (на покое), наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий , заместитель председателя Отдел внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин , братия обители и сотрудники ОВЦС в священном сане, другие представители московского духовенства. По окончании чтения митрополит Кирилл обратился ко всем собравшимся с проповедью: «В это воскресенье мы вспоминаем 14 000 младенцев, убиенных царем Иродом», — сказал владыка, отметив, что на этот жестокий поступок Ирода толкнула в первую очередь подозрительность, которая не требует никаких доказательств. Владыка Кирилл подчеркнул, что человек попадает в страшное греховное заблуждение, совершая суд над другими людьми по своему усмотрению. «Почему христианская эра в первые же дни обагрена кровью невинных мучеников? Как соотнести волю Божию и человеческую жизнь? Что может нас укрепить в нашей жизни? Вера в то, что у Бога нет смерти, даже страданий у Бога нет», — напомнил Местоблюститель Патриаршего престола. В завершение проповеди митрополит Кирилл сказал: «Сегодняшний день многому нас учит и помогает понять тайны человеческой жизни. Он учит нас тому, что есть бессмертие, и что есть человеческая смерть. Этот день учит нас тому, как должно отвечать на злобу, подозрительность и клевету, сохраняя в чистоте, а значит в надежде на Спасение, свою бессмертную душу». После Божественной литургии Местоблюститель Патриаршего престола совершил литию по новопреставленному Святейшему Патриарху Алексию и славление Рождеству Христову.

http://patriarchia.ru/db/text/523486.htm...

Император Николай Второй и его Семья причислены к лику святых По единодушному мнению обозревателей, ключевым событием проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Церкви стал вопрос о канонизации последнего российского императора Николая II и его семьи. Именно этой теме последние несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов. Драматичность ситуации усиливал тот факт, что до самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация царственных страстотерпцев или нет. Определенные силы даже постарались оказать массированное информационное давление на Московскую Патриархию с целью воспрепятствовать канонизации. В своем докладе на открытии Собора, 13 августа, Святейший Патриарх намеренно устранился от какого-либо мнения по этому вопросу, сказав: «Не стал бы навязывать никому своего суждения по данной теме. Предлагаю особо тщательно обсудить ее и подумать о том, как передать этот непростой вопрос на волю Божию». Вопрос о канонизации новомучеников решался на Архиерейском Соборе сегодня, 14 августа. В зале Храма Христа Спасителя, где выступал с докладом председатель Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, присутствовали одни архиереи. В 17 часов 20 минут нам сообщили из зала Соборов, что несколько минут назад окончательное положительное решение о канонизации принято. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев, которые со слезами на глазах говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Некоторые сомнения высказал лишь один епископ из Западной Украины. Голосовали вставанием, и зал Церковных Соборов, полный стоящих архиереев, лучше всяких слов свидетельствовал о святости царственных страстотерпцев. Решение было принято единогласно. На Соборе также было принято решение о канонизации 860 человек из огромного числа новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. К Собору причислен и ряд местночтимых святых. Церковное торжество причисления к лику святых сонма новомучеников российских состоится в Храме Христа Спасителя во второй день Преображения Господня, 20 августа. После этого новопрославленным святым, в том числе страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии, будут составлены службы, написаны жития, благословлены иконы для общецерковного почитания. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

http://pravoslavie.ru/31207.html

Нижний Новгород. Церковь Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская верхнепосадская церковь на улице Большой Покровской (с 1850-х гг. она же – Тихвинская). О первоначальной деревянной церкви во имя Святителя Николая в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». В 1740–1741 гг., при архиепископе Иоанне I (Дубинском) вместо деревянной, сгоревшей в один из пожаров церкви, построена была каменная «тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, при участии асессора ст. Меженина». Но церковь была мала и не вмещала всех прихожан. В первой четверти XIX в., при архиепископе Вениамине II (Краснопевкове), богатый откупщик А.И. Костромин, обратившийся из раскола в православие, после свершившегося над ним чуда – исцеления от тяжкой болезни от копии Боголюбской иконы Божией Матери в Никольской церкви, – почти совершенно перестроил храм. Стены были надстроены, и на них поставлен был высокий купол, а внутри на целый ярус увеличен иконостас. В 1857 г. на средства прихожан – генерала С.И. Махотина с супругой и купцов Щукиных – была построена трапезная. Главный престол стал в честь Тихвинской иконы Божией Матери, св. Николаю был посвящен правый придел, левый – преподобному Алексию, человеку Божию. Усердием прихожан-жертвователей стены церкви были отделаны под мрамор и весь иконостас был вызолочен. Иконостас был старинный, искусной резьбы, с иконами «греческого письма высокой работы». Кроме украшения храма, купец А.И. Костромин пожертвовал средства на устройство каменных причтовых домов. При церкви имелась часовня в память спасения Царской Семьи в 1888 г. при крушении царского поезда. 10 октября 1913 г. при церкви была открыта богадельня – приют им. Факеевых и Бодростиных в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Богадельня-приют помещалась в доме с флигелем, имела свой капитал и призревала 15 пожилых женщин «из мещан, цеховых и крестьян».

http://sobory.ru/article/?object=33163

В Старицком Успенском монастыре состоялась конференция для монашествующих «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» 10 ноября 2022 г. 18:46 10 ноября 2022 года в Старицком Успенском мужском монастыре в Тверской области в рамках секции Х Фаддеевских образовательных чтений «Монастыри и монашество» состоялась научно-практическая конференция для монашествующих «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Перед началом конференции в Успенском соборе Старицкой обители Божественную литургию совершили наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископ Солнечногорский Алексий и наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф . Архиереям сослужили секретарь Тверской епархии , настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря в Тверской области игумен Борис (Тулупов), наместник Старицкого Успенского монастыря игумен Дамаскин (Леонов) с братией, наместники, игумены и монашествующие Тверской и Московской епархий в священном сане. Божественную литургию в храме великомученицы Параскевы Пятницы г. Старицы возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. После богослужения в конференц-зале Введенского храма Успенского монастыря началась работа научно-практической конференции «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Открывая конференцию, владыка Амвросий сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение наместникам двух прославленных обителей Русской Церкви — епископу Солнечногорскому Алексию и епископу Можайскому Иосифу — совершить богослужение в древней Старицкой обители и принять участие в конференции. Далее архиерей обратился к собравшимся: «Данная тема актуальна и для размышлений в монашеской среде, поскольку, пожалуй, никогда еще глобальные вызовы настолько сильно не касались жизни монашества, как теперь. В жизнь монастырей и монашествующих глобальная повестка вошла так, как никогда прежде, из-за обилия средств массовой информации и возможностей знакомиться с ними, даже не выходя из кельи. В этом всем — огромная опасность для духовного состояния монашествующих, поскольку наша главная задача — молиться обо всем мире, но и вместе с тем, по заповеди Спасителя, не заботиться о завтрашнем дне, принимать все происходящее как волю Божию, с большим доверием и без внутреннего смятения относясь ко всему тому, свидетелями чему сподобил нас быть Господь в это непростое время.

http://patriarchia.ru/db/text/5975699.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010