А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексий (Молчанов Алексий), Экзарх Грузии, архп. Карталинский и Кахетинский Родился 5 октября 1853 года в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью, и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однакож отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Иранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 года по август 1883 года. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Власть любви, а не силы Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом. 4 декабря, 2009 Наша Церковь долгое время называлась на Западе «Церковью молчания». После десятилетий гонений мы отвыкли говорить, боялись. А Патриарх Алексий не боялся. Он эти запреты снял, и Церковь заговорила при нем полным голосом. Во время патриаршества Алексия II перед Церковью стояли абсолютно новые задачи: научиться быть самостоятельной и построить со светским государством независимые отношения. По мнению ректора ПСТГУ протоиерея Владимира ВОРОБЬЕВА, еще ни у одного патриарха России не было столько работы. До него нашу Церковь на Западе долгое время называли «Церковью молчания». При нем Церковь заговорила полным голосом. — Какова роль Патриарха в Православной Церкви? Ведь были времена, когда Патриархов не было? — Церковь — это живой организм, и как всякий организм, она проходит через исторические периоды в своем развитии: есть период младенческий, детский, юношеский, есть период зрелости. В первые века христианства, когда Церковь только выходила из своей иерусалимской колыбели, не было еще такой развитой церковной структуры, как сейчас. Первые поместные Церкви, по существу, были епархиями в нашем понимании или просто общинами: община города Эфеса, община Антиохии, община Коринфа и так далее. Все эти общины имели своих епископов. Откровение Иоанна Богослова содержит обращение к семи малоазийским церквам, там написано: «Ангелу Фиатирской церкви напиши… Ангелу Эфесской церкви напиши…» (Откр. 2,18; 2,1). «Ангел церкви» здесь —епископ, глава городской христианской общины. Епископ совершал одну на весь город литургию, и все христиане города причащались тогда в одном евхаристическом собрании. Но когда закончился период гонений, и к христианству стали приобщаться огромные массы народа, целые государства — тогда и возникла церковная структура, которая в определенной степени копирует государственную структуру.

http://pravmir.ru/vlast-lyubvi-a-ne-sily...

Алексий (Молчанов), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский Скачать epub pdf Родился 5 октября 1853 г. в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однако ж отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Двадцатый день. Обретение честных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. (Уроки из его жизни: а) должно быть внимательным к голосу совести и б) ходить достойно своего звания). I. Жизнь святителя Алексия, ныне прославляемаго, богата была разнообразными подвигами. Но история изображает нам ее только в общих чертах, с некоторыми подробностями останавливаясь только на особенно замечательных случаях, из которых один относится к юности святителя Алексия, другие к зрелому возрасту, и один, наконец, к предсмертным часам. Двенадцати летний отрок Елевферий, будущий святитель Алексий, сын богатых и знатных родителей, изучившийся грамоте и пребывавший всегда в благочестии, по особенному смотрению Божию, поставил однажды сеть для ловли птиц. Лова не было, и отрок Елевферий, от глубокой тишины, долгого ожидания и скуки, заснул. Вдруг во сне слышит он голос: «Алексий! что всуе труждаешися? Се! отселе будеши человеки ловя». В удивлении и ужасе отрок Елевферий просыпается и не видит около себя никого. Первою мыслию его было, что значит это новое имя – Алексий, что значит все это видение. Семя доброе пало на добрую землю: услышав горний голос, зовущий к подвигам благочестия, Елевферий всею душею последовал своему призванию. С того часа начал он быти «во многом умилении и размышлении». Напрасны были прискорбные замечания родителей: «что ты так предаешься печали, всегда молчишь, всегда книги в руках имеешь, а для нас у тебя и слова нет? Кто научил тебя иноческим житием жити? Для чего ты так иссушил себя постом и жаждою? Полно, не сокрушай себя, а то в недуг впадешь и нас повергнешь в скорбь и печаль». Елевферий, сколько мог, утешал их, просил не беспокоиться, но, несмотря на это, продолжал держаться своего воздержания: на позорища не ходил, с отроками не играл, всяких кощунств и глумлений убегал, но в молчании прилежал чтению божественных писаний и ходил в своем умилении всегда. А достигши девятнадцатилетняго возраста и возлюбив Бога всею душею, он оставил отца и матерь и братию и сестры, ближних и друзей, и возненавидев всякое мирское пристрастие, отошел в монастырь, говоря самому себе, от полного божественной любви сердца: «изволих паче приметатися в дому Божии, неже жити ми в селениих грешничих».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он был подлинным духовным щитом Церкви Скорбная и одновременно светлая дата - 15 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2023 1013 Фото: Патриархия.ru Сегодня мы отмечаем скорбную и одновременно светлую дату – 15 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Кончина его таинственна. Накануне он служил, по своему обычаю служил молитвенно, щедро общаясь с народом Божиим. Накануне кончины Святейший Патриарх Алексий подписал ряд награждений, был бодр и весел, а на следующий день он отошёл ко Господу. Жизнь его – великий пример и урок для нас. Он явил собой пример, говоря словами святителя Игнатия Богоносца, «лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть». Он чаще молчал, чем говорил, но его молчание стоило многих слов. Деятельность Патриарха Алексия ознаменовала духовное возрождение России. Он смог максимально использовать тот духовный подъём, который охватил русское советское общество во времена празднования 1000-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх Алексий получил Церковь, в которой было около 8 тысяч приходов, 4 семинарии и ни одной церковной радиостанции, тем более ни одного православного телеканала и университета. Он оставил Церковь с двумя православными университетами, с тридцатью семинариями, четырьмя духовными академиями. Когда он восходил на Патриарший престол, Церковь страдала от раскола, в частности, зарубежного раскола. Когда он уходил в мир иной, Русская зарубежная Церковь воссоединилась с Матерью-Церковью – Русской Православной Церковью. Благодаря мудрости Святейшего Патриарха Алексия был купирован эстонский раскол, загашен раскол суздальский, где были катакомбники, которые вылезали вначале Перестройки, к концу его Патриаршества о них не было слышно. Святейший Патриарх Алексий, благодаря мудрости, смог сохранять каноническое единство Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Его авторитет был необычайно высок – никто не мог сказать о нём худого слова. Антицерковная и антиклерикальная кампания, которая бушевала в десятые годы, да и нет-нет, даёт о себе знать и теперь, была немыслима в его правление. При нём было спокойно, определительно и понятно, а главное – тепло и молитвенно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/on...

Наречение архимандрита Вениамина «во епископа Богоспасаемого града Гдова» состоялось в субботу 23 января 1910 года в здании Святейшего Синода. В сопровождении кафедрального протоиерея Александра Исполатова он был приведен из синодальной церкви Семи вселенских соборов в зал заседаний. Перед лицом архиереев – участников чина наречения – о. Вениамин произнес «проникнутое теплотою глубоко верующей души слово» 324 о благодатной помощи, проявленной в его жизни. В зале присутствовали член Св. Синода протопресвитер Александр Желобовский , служащие синодального ведомства во главе с обер-прокурором Св. Синода С.М. Лукьяновым (23 августа 1855 – 2 сентября 1935) и его товарищем А.П. Роговичем (27 июля 1858 – 4 марта 1935), множество духовенства и даже учащаяся молодежь, в том числе воспитанники V и VI классов семинарии. Хиротонию нового епископа Гдовского совершили 24 января в Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) , Московский и Коломенский св. Владимир (Богоявленский) , Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; † 4 ноября 1915), архиепископы Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров ; † 20 декабря 1915), Ярославский и Ростовский св. Тихон (Беллавин), Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий) , епископы Чистопольский Алексий (Молчанов ; † 20 мая 1914), Нарвский Никандр (Феноменов) и епископ Кирион (Садзагелов, бывший Сухумский – впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III; † 26 июня 1918). За своей первой архиерейской литургией епископ Вениамин сослужил митрополиту Антонию и епископу Никандру. К участию в богослужении с новопосвященным епископом были приглашены: протоиерей Христофор Белков, у которого тот учился еще в Олонецкой духовной семинарии, его ближайшие сослуживцы по С.-Петербургской семинарии – и.д. ректора священник Василий Мартинсон († 7 апреля 1955), духовник протоиерей Петр Силин, преподаватель иеромонах Корнилий (Соболев – впоследствии архиепископ Свердловский и Ирбитский; † 3 апреля 1933), товарищи по Академии – священники Иоанн Острогорский и Владимир Покровский. Среди молящихся в лаврском соборе было много преподавателей и воспитанников семинарии, принявших первое епископское благословение от своего бывшего ректора. За службой епископ Вениамин рукоположил ставленника Иоанна Андреева во диакона, а на следующий день он, по обычаю, литургисал в Успенской Крестовой митрополичьей церкви Лавры 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. прав. Алексий Мечёв. Нач. 20-х гг. XX в. Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва - 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), прот., московский старец (см. Старчество ). Род. в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, к-рый в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении А. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия мон-рь ), где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» - спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: - Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик. По окончании Заиконоспасского уч-ща и Московской ДС А. был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской ц. Пречистенского сорока на Знаменке. В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 нояб., был рукоположен Мисаилом (Крыловым), еп. Можайским, во диакона. 19 марта 1893 г. А. был рукоположен еп. Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским мон-рем , во священника к Николаевской в Клённиках ц. Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал А. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме А. вел работу в Об-ве народного чтения, посещал тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/64634.html

преподобный Андроник Глинский (Лукаш) (12.02.1889–21.03.1974) Нравственно-аскетические труды преподобный Андроник Глинский (Лукаш) Схиархимандрит, старец Глинской пустыни. В миру Алексий († 21 марта 1974 г.). Родился в крестьянской семье в с. Лука близ Лохвицы на Полтавщине (1889). В Глинскую пустынь пришел в 1905-1906 гг. В 1915 г. был призван на фронт, затем оказался в плену, где провел 3,5 года; наученный старцами принимать все испытания с верой в Промысл Божий, он в смирении переносил тяжелые условия плена, а впоследствии вспоминал: " Мы землю копали: всё равно ведь нужно трудиться, - и чудеса Божии сопутствовали нам " . В 1918 г. Алексий вернулся в обитель и стал нести послушание на мельнице, затем был назначен экономом, в 1920 г. принял постриг в рясофор, а в 1921 г. - в мантию (с именем Андроник). При закрытии пустыни (1922) он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа сщмч. Павлина (Крошечкина). Однажды в храме к о. Андронику подошла женщина, которая со слезами посетовала о закрытии храмов и молчании колоколов. " Бог даст, и зазвонят " , - ответил подвижник, за что вскоре был арестован и сослан на 5 лет в лагерь на Колыме. В лагере о. Андроник работал санитаром тюремной больницы (где ссыльные узбеки называли его " мамой " ). Освобожденный досрочно, он вновь стал келейником у владыки Павлина, в 1926 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1927 г. был пострижен в схиму в связи с тяжелой болезнью. В кон. 1930-х гг. о. Андроника арестовали, требуя дать показания против владыки Павлина. Один из работников НКВД сильно ударил инока, и тот, упав без сознания, пришел в себя лишь в тюремной больнице (на вопрос, что случилось, он смиренно отвечал: шел на допрос, упал и ударился о камень). В другой раз о. Андроника привели в помещение с раскаленной печью и приказали влезть на нее; подвижник скромно спросил, нужно ли разуваться, и издевательство отменили. 3-м испытанием стало содержание на холоде в одном белье. Предложенных бумаг о. Андроник так и не подписал, говоря: " Я неграмотный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

1. Речь, сказанная Преосвященным Алексием, Епископом Псковским при вступлении его на кафедру Псковскую Волны житейского моря принесли меня к вам, друзья мои. Здравствуйте, братья псковичи, мир вам! Уже на заре христианства, над колыбелью только что родившегося его Основателя, хором небесных певцов, святых ангелов, возвращен был мир на земле. Посылая учеников своих на проповедь евангельскую, И. Христос заповедовал им при вступлении в город или частный дом приветствовать и город и дом миром. Перед своими крестными страданиями Господь наш Страдалец оставил своим последователям мир: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам», говорил Он. По совершении божественного дела искупления рода человеческого, по славном воскресении своем из мертвых, Господь Иисус приветствует первую церковь свою христианскую миром: «мир вам», говорит Он своим ученикам в первый же день воскресный. Следуя заповеди и примеру Спасителя, и святые апостолы понесли в мир правду Христову, мир и радость о Дусе Святе, уча при этом: «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Почему же христианство с такою силою и настойчивостью проповедует человечеству мир Христов? Да потому, что мир Христов есть первый и главный признак наступления в душе человека-грешника царства Божия, жизни вечной, ибо царствие Божие, а по Апостолу, есть праведность, и мир и радость во св. Духе. Если райское падение человека поставило его во враждебное отношение к Богу, извратило нормальный порядок его отношений к себе, своей совести, к ближнему и миру, то водворение в душе человека мира Христова примиряет его и с Богом, и своею совестью, восстанавливает в нем то душевное равновесие, то спокойно-радостное настроение, которое составляет не только высшее благо человека, но служит залогом его плодотворной жизнедеятельности. И в мире загробном ожидает верных чад Церкви Христовой тот же мир Христов, вечный покой со всеми святыми небожителями и в общении с Богом, Источником мира и любви. Там Бог отрет с очей наших всякую слезу, не будет там ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо все прежнее себялюбивое, немиролюбивое, мятущееся и мятежное пройдет и забудется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010