Теперь здесь у нас благодатное историческое место для молитвы о нашей Москве; о нашей Родине, ее народе и вождях; о мире; о всех и за вся. Я был счастлив, когда увидел Святейшего Патриарха Пимена, прибывшего сюда первый раз для краткой молитвы и поклонения святому Даниилу. Радостно поражало промыслительное совпадение: будущий Патриарх в своей юности бывал и молился здесь, и здесь же будет его патриаршая резиденция. В восторге от посещения Святейшим Патриархом восстанавливающегося родного монастыря, родилось стихотворение: О всех и за вся Приди, Святейший Патриарх! Приди, великий иерарх! Приди сюда, под кров святыни, Тебя призвавшей с юных лет, И сохраняющей доныне От смертоносных зол и бед. Приди к святому Даниилу, Тебе помощнику столь раз; Облобызай его могилу И помолися за всех нас. И помолися вместе с нами О нашей Родине святой: Да не нарушится врагами Ее зиждительный покой. Да будет радостен и дивен Тысячелетья веры пир! Да дарует Господь Всесилен Нам благодать, любовь и мир. Еще помолимся усердно, Чтоб неотступно с нами был Благий, преславный, милосердый И преподобный Даниил. Два урока На Большой Серпуховской улице, в доме 31 ныне находится клуб парфюмерной фабрики «Новая заря». До революции же здесь был домовый храм Ляпинской богадельни, располагавшийся на обширной территории этого и соседних домов. Храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Храм этот, как и другие храмы богаделен на Большой Серпуховской улице, многолюдно посещался не только призреваемыми в богадельнях, но и жителями прилегающей местности. По своим службам храм мало чем отличался от соседних храмов. Но вот в начале 1917 года в храме появился новый староста — владелец маслобойного завода Грачев. Грачев не жалел средств на благолепие храма. Он пригласил сюда известную губонинскую капеллу. Нередко приглашал таких прославленных солисток, как А. В. Нежданова и Е. А. Степанова. Вместо маленькой колокольни храма Грачев задумал построить новую двухъярусную колокольню, архитектурный проект которой был выставлен у свечного ящика для общего обозрения. На новую колокольню Грачев приобрел колокол в 220 или 250 пудов (вес точно не помню).

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

1876. 34. Молебствие в Измайловском Троицком соборе и проводы отъезжающих в Сербию русских//ЦВ. 1876. 30, июль. Мухин А., свящ. Поучение о помощи страждущим на юге славянам, сказанное прихожанам пред озимым посевом//ЦВ. 1876. 48, дек. Натан Ж. Болгарское возрождение. Пер. с болгар. М., 1949. Начало летописи освобождения христиан Востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Нестор (Крыстев), архим. Велчова завера. Троице-Сергиева Лавра, 1964. Никитин С. А. Революционная борьба в Болгарии в 1875–1876 гг. и Апрельское восстание//Освобождение Болгарии от турецкого ига. Сборник статей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. Новые документы Константинопольской Патриархии//ЦВ. 1877. 27, июль. Нравственные силы русского воина//ЦВ. 1877. 44, нояб. Нужды восставших славян//ЦВ. 1876. 41, окт. О пожертвованиях в пользу герцеговинских и боснийских семейств: ЦВ. 1875. 39–50; 1876. 1–8, 10, 13, 15, 18, 21. Обнародование манифеста в Кишиневе//ЦВ. 1877. 16, апр.; ЦВ. 1877. 15, апр.; ПО. 1877, Т. 1. Обращение Местоблюстителя Патриаршего Престола Русской Православной Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия к духовенству и верующим румынского народа//ЖМП. 1944. 9. Обращение священников Ябланицы и Топлицы к сербскому народу//ЖМП. 1944. 11. Одно из верных средств к нравственному единению греков с нами и со славянами//ЦВ. 1876. 47, нояб. Одушевление народа//ЦВ. 1877. 15, апр. От Московского славянского благотворительного комитета//ПО. 1876, Т. 2. От Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. 27, июль. Отзыв английского церковного журнала в восточном вопросе//ПО. 1878, Т. 1. Отзыв иностранной – английской – газеты о добрых качествах русской армии//ЦВ. 1877. 47, нояб. Отправка 2-го врачебного отряда в Сербию и речь священника//ЦВ. 1876. 31, авг. Павел, еп. Кишиневский и Хотинский. Речь Его Императорскому Высочеству...//ЦВ. 1876. 49, дек. Памятник Патриарху Григорию V//ЦВ. 1877. 18, май. Панихида по Н. А. Кирееве//ЦВ. 1876. 28, июль. Панславизм//ЦВ. 1876. 51, дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Очерки из истории Казанской епархии. «Зилантов Успенский монастырь и памятник убиенным при взятии Казани». «ЖМП» 1947, I, стр.34–39. «Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 г. и 1941–1945 гг.» «ЖМП» 1947, 3, стр.44–46. Речь 23 ноября 1947 года при вступлении его на должность ректора Московской духовной академии. «ЖМП» 1947, 12, стр.11–15. «Папство и Православная Церковь ». «ЖМП» 1948, 4, стр.29–37. Речь, произнесенная перед началом 1948/1949 учебн.года в Московской духовной академии 15 окт.1948 г. «ЖМП» 1948, 12, стр.13–17. «К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет (1908–1948). «ЖМП» 1948, 8, стр.71. О книге B.C. «Россия и Вселенская Церковь ». «ЖМП» 1948, 4, стр.38. «Методы католической пропаганды в Грузии». «ЖМП» 1948, 9, стр.50. «Восточная церковная политика Римских пап – Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII». «ЖМП» 1949, 4, стр.48. «О характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет.” «ЖМП» 1949, 9, стр.43–51. «Миссия дружбы” «ЖМП» 1950, 9, стр.43–44. «К юбилею Халкидонского Собора». «ЖМП» 1951г., 6, стр.32–35. «Ватикан и крестовые походы». «ЖМП» 1953, 3, стр.56–64. «Старокатолическое движение». «ЖМП» 1953, 9, стр.44–50. Литература: «ЖМП» 1946, 3, стр.7. -«- 1948, 5, стр.18. -»- 1948, 8, стр.71–75. -«- 1948, 9, стр.40. -»- 1948, 12, стр.13–17. -«- 1949, 9, стр.6,43,51. -»- 1949, 11, стр.4. -«- 1950, 9, стр.43–44. -»- 1951, 6, стр.32–35. -«- 1954, 3, стр.6,7. -»- 1955, 3, стр.75. «Церк. Обновл.» 1925, 5,6,7, стр.54. «Журнал Засед. Св. Син.” 10, от 8.VII.1947. -«- 16, от 28.X.1947. -»- 4, от 24.II.1949. -«- 11, от 19.X.1949. -»- 2, от 8.II.1954. «Русск. Прав. Церк.» стр.156. Кат-АМ 114. Кат-ЯВ 57, дело 42, стр.30. Кат-ЕС стр.2. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. – СПб., 1854. Слова Агафангела, епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургского. – СПб., 1859 и Вятка, 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. – Вятка, 1860. Слово//Волынские епархиальные ведомости. – 1876, 11. Литература: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 3. – С. 62, 68. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. (Письма Филарета к Антонию ). – 2-е изд. – СПб., 1899. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891–1892, т. 1–2. – С. 104–136. Барсов Н. И. Протоиерей Герасим Петрович Павский (Очерки его жизни по новым материалам)//Русская старина. – 1880, 5. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1869, кн. 4, смесь. – С. 184, (Некрологи и воспоминания). Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120. Смирнов C. Κ., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, – 1876, 77. Московские ведомости. – М., 1870, 49; 1876, 11. Вятские епархиальные ведомости. – 1869, 20. – 1876, 9. – С. 262–266. Волынские епархиальные ведомости. – 1872, 9. – 1875, 8. – С. 287–318. Кавказские епархиальные ведомости. – 1876, 7. – С. 249–250; 11. – С. 395–398. Курские епархиальные ведомости. – 1876, 5. – С. 219–215. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 214–215. – 1892, 2. – С. 84. Донские епархиальные ведомости. – 1876, 7. Голос. – СПб., 1876, 71. Гражданин. – СПб., 1876, 11. Домашняя беседа. – 1876, 11. Духовная беседа. – 1876, 11, 23. Православный собеседник. – Казань, 1902, ноябрь. – С. 633;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

31, авг. Воззвание боснийских и герцеговинских христиан к английскому народу//ЦВ. 1877. авг. Воззвание за славян к русскому обществу//ЦВ. 1876. 30, июль. Воззвание к болгарскому народу//ЦВ. 1877. 18, май. Воззвание к духовенству и пастве Кишиневской епархии//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание к московскому купечеству//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание о пожертвованиях южным славянам//ЦВ. 1876. 31, авг. Воззвание о помощи христианам в Болгарии//ПО. 1876, Т. 2. Воззвание покойного митрополита Московского Филарета//ЦВ. 1876. 29, июль. Воззвание Преосвященного Тихона, еп. Саратовского, от 21 июля 1876 г. к настоятелям и помощникам настоятелей приходов, монастырей и женских общин Саратовской епархии о сборе пожертвований в пользу бедствующих славян//ЦВ. 1876. 33, авг. Воззвание С.-Петербургского отдела славянского благотворительного комитета//ЦВ. 1876. Воззвание Сербского митрополита Михаила//ЦВ. 1875. 38, сент. Воззвания греческих газет о помощи славянским борцам и их результаты//ЦВ. 1876. 36, сент. Воробьев Л. Предисловие к книге Захария Стоянова «Записки о болгарских восстаниях».М., 1963. Восточная Церковь в Греции, Румынии и Сербии в прошлом году//ЦВ. 1875. 2, янв. Восточный вопрос в его настоящем состоянии//ЦВ. 1878. 12, март. Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Московская Патриархия, 1943. Всенародное одушевление и пожертвования//ЦВ. 1877. 16,18–19,21–27,29–30. Встреча государя императора в Румынии//ЦВ. 1877. 22, июнь. Встреча раненых в монастыре//ЦВ. 1877. 32, авг. Геноцид армян в Османской империи/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1982. Госпитали при московских монастырях//ЦВ. 1877. 44, нояб. Греки и западная печать//ЦВ. 1876. 42, окт.; 43. Гудас. Прошедшее, настоящее и будущее востока//ЦВ. 1877. 16, апр. Действие наших побед на Англию//ЦВ. 1877. 42, окт. Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Через два дня после Грачева прибыл еще в Вятку не бродяга, а известный начетчик А. А. Надеждин, с целью тоже подкрепить раскол. Грачеву, как мнимо-ищущему истину дали квартиру в доме братской школы; а Надеждин остановился на квартире у купца-старообрядца Лаптева. «Грачев выдавал себя за великого начетчика; но можно сказать, начитанность его состоит только в том, что даны ему уста глаголюща велика и хульна, – хулити имя Божие и селение Его. А именно он проповедовал: «ваша церковь основана на Иисусе, а не на Исусе; ваш Иисус родился от благодатной в 5508-е лето, а наш Исус родился от обрадованной в 5500-е лето». Это богохульно-мерзкое его мнение даже наши беспоповцы, к которым я принадлежал, не разделяют. И. А. Петухов 25 , слушавший мою частную с Грачевым беседу, познал и объявил в нем лжепророка и обманщика. «Надеждина лично я не мог видеть; просил его чрез Грачева прийти в школу, или же чтобы позволил мне прийти к нему в квартиру. Грачев сказал, что Андрей Александрович этого не позволит. «Если желаешь беседовать с ним, то проси, чтобы беседу открыли публичную в кафедральном соборе, и с законною бы формальностью пригласили его». И мы хлопотали, чтобы устроить публичную беседу, – избрали и предмет для беседы, чтобы рассмотреть вопрос о составе и вечности церкви; но открыть беседу нам не разрешили, и Надеждин принял и истолковал это в том смысле, что мы убоялись беседовать с ним, чувствуем себя не сильными защититься против его возражений, он уехал из Вятки 22-го апреля вечером, торжествуя мнимую победу. А Грачев, предавшись пьянству, должен был оставить братскую квартиру, и теперь живет тоже у Лаптева, ходит по старообрядцам и сеет между ними свои лжеучения. А между тем, наши старообрядцы теперь находятся без наставника (Левонтьюшко 26 ) умер, и без покаяния, как они говорят, и некоторые из них согласны бы присоединиться к церкви на правилах единоверия. Но непосланные раскольнические пророки и ложные проповедники, разбивают их. И мне они говорят теперь: ты с нами-то можешь толковать, а вот как начетчики приехали, так и в сторону! Будь жив приснопамятный отец Стефан, ничего такого не случилось бы…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексей Грачев: «Иногда помощь конкретному человеку находится именно в твоих руках» 24.03.2021 619 Время на чтение 11 минут Алексей Грачев — координатор православного молодежного общества «Ковчег», действующего при Свято-­Троицком кафедральном соборе Саратова. На счету у этого общества много важных благотворительных дел — таких, как акции по сдаче донорской крови «Во имя жизни» и по сбору игрушек для онкобольных детей «Коробка храбрости», раздача бесплатных обедов для малоимущих и другие. Но, как это часто бывает, за насыщенной и разнообразной общественной деятельностью не всегда просматривается сам человек, который ее ведет,— с его взглядами, стремлениями и ожиданиями, с его особенным приходом к вере. Об этом мы поговорили с Алексеем в нашем интервью. Точка опоры —Алексей, Вы с детства были верующим? —В нашей семье не было церковных людей, но с самого детства я ощущал какое-то интуитивное стремление к Православию. Помню, у меня были детские книжки про Куликовскую битву — про князя Димитрия Донского и Сергия Радонежского, про бой Пересвета и Осляби, а еще — былины об Илье Муромце. Помню, как папа рассказывал мне историю о прадедушке, прошедшем Первую мировую войну с 90м псалмом, словами которого он молился. После очередного сражения в его шинели оказалось семь пулевых отверстий, и при этом на теле — ни царапины. Вернувшись с войны, прадед выкопал что­то вроде землянки близ деревни и часто уединялся там для молитвы. Наверное, эти рассказы не могли не подействовать на меня. —Вы приняли крещение в младенчестве? —Нет, крещен я был в довольно позднем возрасте, примерно в восьмом классе. Однажды в выходной день за мной пришла родная тетя, и вместе с ней мы отправились в Покровский собор на крещение. Но так как модели поведения церковного человека перед моими глазами никогда не было, я рос обычным подростком со свойственными этому возрасту увлечениями. Уже в студенческие годы я стал изредка заходить в Свято-Алексиевский монастырь, освященный, как я потом узнал, в честь моего небесного покровителя.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/24/alekse...

Таким образом, история Митрофаниевской церкви изначально связана с именем преподобномученицы. В настоящее время при храме существует Сестричество во имя святой великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сестры продолжают служение милосердия, начало которому положила великая княгиня. К 1894 году в совместном приюте воспитывалось восемьдесят детей в возрасте от пяти до семи лет. Приюту был необходим свой храм: хотя ближайшая - Благовещенская - церковь находилась всего в пятнадцати минутах ходьбы, но малышам было не по силам добираться туда зимой по сугробам, в распутицу весной и осенью. Хлопоты об открытии собственного храма увенчались успехом, и казначей Московского совета детских приютов Митрофан Семенович Грачев получил благословение митрополита Московского Сергия на устройство при Елизаветинском приюте каменного храма со звонницей во имя Святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Московский купец Митрофан Семенович Грачев известен как благотворитель и храмоздатель: он пополнял казну Совета детских приютов, перестроил церковь Троицы на Грязях, исключительно на свои средства выстроил Митрофаниевский храм. После смерти Митрофана Семеновича его вдова, Варвара Николаевна, выстроила двухэтажный дом причта, сохранившийся доныне. Проект церкви Митрофана Воронежского М. С. Грачев заказал архитектору Георгию Александровичу Кайзеру. В то время проекты церквей и благотворительных учреждений, как правило, выполнялись бесплатно; это считалось престижным для архитектора, давало ему преимущества при получении заказов и продвижении по службе. Проект храма был утвержден 12 мая 1894 года, а через год с небольшим строительство было закончено. Небольшая однопрестольная церковь в русском стиле была украшена киотами с изображением святителя Митрофана над западным входом и в центре южного фасада над окнами. Под северной частью храма устроили усыпальницу Грачевых (в ней был погребен Митрофан Семенович, перед закрытием храма Варвара Николаевна Грачева перенесла прах мужа на Введенское кладбище). 22 октября (4 ноября н. ст.), на день Казанской иконы Божией Матери, преосвященный Анатолий в сослужении с благочинным, протоиереем П. В. Приклонским, и священством соседнего Благовещенского храма, церкви Симеона Столпника на Поварской, других храмов освятили престол. Освящение было торжественное, пел знаменитый синодальный хор.

http://sobory.ru/article/?object=01906

Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи (1941–1948). М., 1948. Патриарх Кирилл. Экзарх Анфим (1816–1888). София, 1956. П-в А. Молитвы русского народного движения за свободу славянства//ЦВ. 1877. янв. Первомученик за свободу греков//ЦВ. 1877. 20, май. Переход русских через Балканы и новые победы//ЦВ. 1877. 27. Петров Л. Война России с Турцией 1806–1812 гг. Т. 1. Письмо воспитанников Новочеркасской гимназии генералу Чернову и ответ его//ЦВ. 1876. нояб. Письмо грека в защиту русских//ЦВ. 1877. 20, июль. Письмо и пожертвования митрополиту Сербскому от одного русского настоятеля//ЦВ. 1876. 33, авг. Письмо князя Черногорского//ЦВ. 1876. 42, окт. Письмо священника в редакцию с пожертвованиями герцеговинцам//ЦВ. 1875. окт. Письмо Сербского митрополита//ЦВ. 1876. 29, июль. Политическая пропаганда против России на востоке//ЦВ. 1877. 32, авг. Политическое усложнение//ЦВ. 1878. 5, фев. Положение дел в югославянских православных Церквах//ЦВ. 1875. 31, авг. Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Док. дисс. Т.2. МДА, 1977. Машинопись. Послание Софийского митрополита Стефана к русскому народу//ЖМП. 1945. 5. Последние известия по восточному вопросу//ЦВ. 1878. 13, 15–43,25. Последние известия по восточному вопросу//ЦВ. 1878 Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. Православный Восток в минувшем году//ЦВ. 1877. 3, янв.; 1878. 2, янв. Предложение Его Высокопреосвященства Антония, архиеп. Казанского, Казанской Духовной консистории//ЦВ. 1876. 35, сент. Прибытие русских добровольцев в Сербию//ЦВ. 1876. 41, окт. Приезд делегации Болгарской Православной Церкви в СССР//ЖМП. 1945. Прием раненых в больнице Николо-Угрешского монастыря. Прибытие раненых в Сергиев Посад//ПО. 1877, Т. 3. Призыв Орловского архипастыря к пожертвованиям в пользу болгар//ПО. 1876, Т. 2. Призыв ратников на службу и настоящее положение дел//ЦВ. 1877. 30, июль.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

4, янв. Державина Н. С. Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Т. 1. М., 1949. Диаконов Г., свящ. Речь в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – о пожертвованиях//ЦВ. 1876. 43, окт. Димитрий, архиеп. Волынский и Житомирский. Речи//ПО. 1877. Т. 1. Димитров, Г. Ролята и задачите на Българската Църкви. Съчинения. Т. 12. София, 1954. Доброе слово в Англии о России и русских воинах//ЦВ. 1877. 43, окт. Дух восточного православия, западной цивилизации и папизма, проявившийся при борьбе славян с турками//ЦВ. 1876. 42, окт. Единодушие России//ЦВ. 1876. 36. Заключение мира//ЦВ. 1878. 8, фев. Замечательный образец непоколебимого мужества русских генералов//ЦВ. 1877. 50, дек. Заринский П., прот. Речь//ЦВ. 1878. 9, март. Заседание Славянского комитета 14 июля в Москве//ЦВ. 1876. 29, июль. Заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//ЦВ. 1878. 10, март. Зверства турок//ЦВ. 1876. 32, авг.. 34, авг. Иванцов-Платонов А. , прот. Слово при обновлении храма на подворье Сербской митрополии в Москве 5 ноября 1878 г.//ПО. 1878, нояб. Из Выборга (отправка добровольцев и напутственная речь пастыря)//ЦВ. 1876. 36, сент. Из герцеговинской летописи//ЦВ. 1875. 39–41, окт.; 1876. 1–2, янв. Иностранец о самоотвержении наших воинов – освободителей восточных христиан во время семидневной борьбы на Шипке//ЦВ. 1877. 34, авг. Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сем монастыре//Записки старого московского жителя. Избранная проза. М., Моск, рабочий, 1986. История Болгарии. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. История как орудие к возбуждению племенной вражды между греками и славянами//ЦВ. 1876. 46, нояб. История Христианской Церкви в XIX веке. Издание А. П. Лопухина . Т. 2. СПб., 1904. К греко-славянской взаимности//ЦВ. 1876. 43, окт. К румынским пастырям и пастве... К солдатам румынской армии//Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010