Закрыть itemscope itemtype="" > «Последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче» Архиепископ Михаил (Донсков) об итогах Архиерейского Собора 08.12.2017 1961 С 29 ноября по 2 декабря 2017 года в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви . Своими впечатлениями делится в интервью «Русской народной линии» участник Собора иерарх Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Михаил (Донсков): Архиерейский Собор прошел в исключительно торжественных условиях в присутствии всей полноты Православной Церкви. На Соборе были представлены почти все Патриархи, только три Патриарха не приняли участие. Я не уверен, но мне кажется, что последний раз такое было при Царе Алексее Михайловиче, когда на Соборе в Москве присутствовали все Поместные Церкви в лице первоиерархов и их представителей. Произошло очень впечатлительное, полезное и важное событие. Воссоединение, единство Русской Церкви является очень важным церковным событием. Весь 20-й век нанёс Церкви много ударов под давлением политических событий. Такое чувство, что из ситуации раздробления вдруг всё снова строится в направлении единства. Единство Русской Православной Церкви во вселенском плане - такое чувство охватывало всех участников Собора. На Архиерейском Соборе была дана информация об исследовании «екатеринбургских останков». Нам были изложены доказательства того, что делается под наблюдением Церкви тщательно и точно, чтобы Церковь могла дать свое определение. Но пока все исследования находятся в стадии продолжения, они не закончены. Но важно то, что изложена степень серьезности анализа во всех отношениях - это многогранное исследование, тщательный анализ всех предыдущих исследований. Подводятся итоги, но все исследования далеко не кончены, поэтому результатов пока нет. Через четыре года на Архиерейском Соборе могут рассматриваться и другие вопросы. А на этом Соборе были приняты документы и окончательно рассмотрены вопросы, которые изучались уже давно - это вопросы о монашестве и другие. С участием всех архиереев была отшлифована окончательная редакция документов. Каждый документ был принят с участием всех присутствующих преосвященств.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/po...

Боровск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Иоанна Богослова , Василия Великого Год постройки:1708. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща Координаты: 55.21444, 36.52528 Проезд:На маршрутном автобусе Балабаново-Боровск до остановки " Роща " , далее по ул. Шмидта 400 метров до кладбища. На территории погоста и находится этот храм. На этом же автобусе можно доехать и с Боровской автостанции. Автобус ходит через 10-15 минут Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1708 году в селе Роща (Рощинская слобода) на деньги прихожан был построен храм. Кирпичное здание храма включало в себя холодный четверик и трапезную часть с печным отоплением, на зиму холодная половина закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престола три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. В 1840 году московский купец И. В. Волков построил при храме богадельню. До 1905 года на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков. В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Церковь Рождества Богородицы, каменная, обнесённая каменной оградой, которой отведено кладбище. Построена в 1708 г. прихожанами. На небольшом удалении от обители прп. Пафнутия Боровского расположен храм, по некоторым данным построенный в 1709 г. Строение кирпичное. Престолов три. Один во имя Пресвятой Богородицы. Два в теплой половине: по правую сторону - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую - во имя св. Василия Великого. Утвари было достаточно - Евангелие небольшого размера, печатано в 1668 г. при государе Алексее Михайловиче. Церковные деньги хранились в высокоустроенной стене каменной кладовой с металлической дверью, за двумя замками, внутренним и наружным. При приходе была земская одноклассная школа для мальчиков.

http://sobory.ru/article/?object=01763

Москва. Церковь Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове. /// Объект утрачен Начало разборки кровель. Госкаталог Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева " Олег Щёлоков .. - .. Карта и ближайшие объекты Иоасафа, преподобного, в Измайлове церковь Измайлово – район на востоке Москвы, название которого происходит от села Измайлово, известного еще в XVI веке. Это село принадлежало царю Ивану IV Грозному, было им подарено брату царицы Анастасии – Никите Романовичу Юрьеву. От него Измайлово перешло его сыну Ивану Никитичу Романову, потом с 1640 г. владельцем стал боярин Никита Иванович, от которого село уже перешло к царю Алексею Михайловичу. При царе Алексее Михаловиче начинается бурное развитие Измайлова как пышной царской загородной усадьбы, там были созданы знаменитые государевы сады, образцовое хозяйство, промышленные предприятия. В центре территории в 1660-1670-е гг. благодаря запрудам на речке Серебрянке был создан Измайловский остров. Там при царе Алексее Михайловиче начали строить Государев двор с Покровским собором. Царские деревянные хоромы стали возводить уже при царе Федоре Алексеевиче в 1676 г. Одновременно с ними строилась к юго-западу от них каменная домовая церковь, в нижнем ярусе которой был престол в честь Всех Святых, а в верхнем ярусе – во имя преподобного Иоасафа, царевича Индийского. Под престолами храма хранились медные закладные доски, где указывалось, что здание было заложено в 1678 г., а освящены – верхний храм 19 октября 1679 г., нижний на год позднее. Храм был соединен с царскими хоромами и составлял с ним единый ансамбль. Посвящение церкви святому царевичу Иоасафу было связано с популярной в XVII веке «Повестью о Варлааме и Иоасафе». В ней пересказывается житие индийского царевича, который под влиянием своего наставника монаха Варлаама принял христианство и стал отшельником, живя со своим учителем в пещере, а после его смерти прожил еще тридцать пять лет в одиночестве.

http://sobory.ru/article/?object=34822

Ферапонтово. Ферапонтов монастырь. Церковь Мартиниана. Церковь. Не действует.   Престолы: Мартиниана Год постройки:Между 1640 и 1641. Паперть - середина XIX века. Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово Координаты: 59.956517, 38.568171 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительный период в монастыре пришелся на середину XVII века, когда были построены церковь-усыпальница преподобного Мартиниана (1640—1641 гг.) и Святые врата (1649 г.). Колокольня с галереей, которую позже сделали крытой, тоже относятся к XVII веку. Храмовая часть церкви Мартиниана - восьмерик на четверике - перекрыта большим шатром с восьмигранным световым барабаном, увенчанным главой луковичной формы. В XIX веке церковь была увеличена за счет пристройки трапезы вдоль ризницы собора. Снаружи шатер обшит осиновыми досками с зубчатыми краями, имитирующими чешую. Самой древней частью - 1483 год - в церкви является место погребения преподобного Мартиниана. От благолепного убранства уцелела только деревянная, резная с позолотой рака, установленная в 1646 году при царе Алексее Михайловиче, что следует из надписи на ней. В четырех кругах южной ее стороны, окруженных резным орнаментом, помещены выдержки из жития преподобного. В них кратко рассказывается о его погребении, обретении мощей и первых чудесах исцелений, происшедших у гроба. Крышкой раки является икона преподобного, где он изображен в облике седовласого старца в монашеских одеждах с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова его духовного завещания братии. Над погребением - плохо сохранившаяся фреска 1502 года. Перед алтарем с северной стороны - еще одно возвышение в форме гробницы. Это погребение архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), ученика преподобного Мартиниана, датируемое 1513 годом. Церковь имеет позднюю, XIX века роспись на тему житий преподобных Ферапонта и Мартиниана. Е. Стрельникова. По материалам сайта www.ferapontovo.ru Шатровая церковь построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана у южной стены собора Рождества Богородицы. Резная надпись на белокаменной храмоздательной доске сообщает о завершении ее строительства 1 августа 1641 года: «Лета 7148 (1640) зачата бысть сия церковь во имя преподобного отца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 149 (1641) году августа 1 дня».

http://sobory.ru/article/?object=05147

В.П. Тихонравов Рождественский монастырь Рождественский монастырь расположен в самом центре города, на валу, получившем название архиерейского. Особенно красив монастырь с полотна железной дороги: по зеленому валу тянется длинной белой полосой монастырская стена, за которой видны монастырские здания, а надо всем этим горит медная, вызолоченная гальваническим способом, глава монастырского храма. С главной улицы города ведут внутрь монастыря святые ворота, украшенные по стенам и сводам фресками старинного письма. На своде передней части ворот изображение Иисуса Христа с ангелами и апостолами по обе стороны. Ниже изображены два момента страшного суда: направление грешников к месту мучения и праведников к месту блаженства. Далее идут изображения на библейские сюжеты и изображения местных святых. В часовне при Святых воротах находится старинный образ Рождества Пресвятой Богородицы .(около 2 арш. высоты и 1 1/2 арш. ширины) в серебряной ризе: в центре иконы – изображения Иоакима и Анны в молитвенных позах, а между ними младенец в пеленах; в других местах иконы изображены события из жизни Пресвятой Богородицы и ее родителей, а на верху иконы находится очень оригинальное и выдержанное изображение лиц Св. Троицы в нисходящем порядке. За святыми воротами лежит широкий двор в рамке монастырских зданий. Наиболее сохранившим свой первоначальный вид зданием является шатровая колокольня, построенная в 1654 году, где и по настоящее время висит 300 пудовый колокол, пожертвованный Михаилом Феодоровичем, как это видно из следующей надписи вокруг колокола: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца слит сей колокол в летии 7144 (24) лето государства при его Царице и великой княгине Евдокии Лукияновне и при благородных чадех царевиче князе Алексее Михайловиче (лета 1636) и царевиче князе Иване Михайловиче, и царевне и великой княгине Ирине Михайловне, и царевне и великой княгине Софии Михайловне, и царевне и великой княгине Татиане Михайловне, и при их богомольце Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея Руси в третие лето патриаршества его и дая Государь сей колокол во град Владимир пречистые Богородице в Рождественский монастырь и великого чудотворца князя Александра Невского по отце своем Государе блаженные памяти великом Государе Святейшем Филарете Никитиче патриархе Московском и всея Руси в в вечную память» 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Церковь Спаса Всемилостливого. Происхождения честных древ Креста Господня церковь под колокольней Карта и ближайшие объекты «В заштатном городе Киржаче, в упразднённом Благовещенском монастыре на стене каменной церкви Происхождения Честных высечена надпись: «В лето при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России самодержца и при его Государеве сыне Благородном Государе Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче в сей обители строил сию церковь Всемилостливого Спаса во всякою церковною утварью Боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе в вечный поминок и погребён он под сею церковью». Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 49) Прим. О.Щ.: - Видимо один из престолов храма - 7164=1656 г. от Р.Х. - Текст из книги приводится в современной транскрипции. Каменная холодная Спасская церковь построена в 1656 г. боярином Иваном Андреевичем Милославским. О времени построения свидетельствует надпись на стене церкви: «в лето 7164 при державе государя и царя вел. князя Алексея Михайловича... в сей обители строил сию церковь Всемилостивого Спаса со всякою церковною утварью боярин Иван Андреевич Милославский своею казною над родителями своими и по своей душе вечный поминок». Церковь двухэтажная, с шатровым верхом; над куполом храма под шатром устроена звонница, где и висели все колокола до устройства новой колокольни. Церковь находится собственно на втором этаже; престол в ней один – во имя происхождения честных древ креста Господня. Алтарь полукруглый без разделений. Иконостас прямой с тяблами в три яруса; иконы в нем древнего письма, с серебряными вызолоченными по краям окладами. Из св. икон особого внимания заслуживает икона Господа Вседержителя; на ней вырезана подпись: «в лето 1569 г. писал сей образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков». В нижнем этаже храма находится усыпальница бояр Милославских. Над местом их погребения находятся надгробные камни с надписями на них.

http://sobory.ru/article/?object=04332

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Карта и ближайшие объекты " Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче " . Так писалось в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века. Однако под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Эта версия представляется более вероятной. Церковь Казанской иконы Божией Матери была домовой, при Коломенском дворце и соединялась с ним переходом. Приделы: южный Дмитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в т.ч. Казанская Богоматерь начала XVII в. Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника " Коломенское " , деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма. Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых. Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского. http://kolomenskoe.prihod.ru/ Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века. Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича.

http://sobory.ru/article/?object=03299

П.В. Долгоруков Волковы В России много фамилий имени Волковых, и пять из них внесены в гербовник: 1) Волковы, потомки старинной литовской фамилии Волк, герба трубы (trby), в Литве именованные: господа славные и храбрые Волки. Фамилия эта известна была в Литве ещё в пятнадцатом веке, а в начале шестнадцатого некоторые из членов её переселились в Россию, и стали писаться: «Волковыми». Григорий Михайлович упоминается в казанском походе 1544 года; Панкратий Кривопишич убит при взятии Казани, 2 октября 1352 года. Степан и Фёдор Волковы упоминаются на третьей свадьбе Иоанна Грозного, в октябре 1572 года. Сын боярский Чудин Волков ездил, в 1585 году, вместе с Иваном Чихачёвым, на реку Плюсу для переговоров со шведскими чиновниками, присланными от нарвского губернатора. Иван Ильич отправлен был, в 1633 году, вместе со стольником Стрешневым, в Пермь, искать золотой руды; в царствование Алексея Михайловича он находился полковником регулярных войск, и посылан был против башкирцев и калмыков. Двое Волковых, ярославские дворяне, Аггей Санчурович и Никифор Салманович, упоминаются при осаде Смоленска в 1634 году; первый был убит, а второй ранен. Григорий Васильевич ездил в Польшу дворянином посольства в 1646 году; находился воеводою в Березове в 1652 году; в Терках в 1658 году; в Кузнецке с 1673 по 1676 год. Никифор Хрисанфович был стрелецким полковником при Царе Алексее Михайловиче; Иван Михайлович был дьяком казённого приказа в 1676 году; Михаил Павлович был дьяком сибирского приказа с 1684 по 1686 год, и судьёю во дворцовом приказе в 1689 году; Артемий Алексеевич находился дьяком приказа казанского дворца с 1682 по 1696 год. Михайло Яковлевич († 1750) был генерал-аншефом и кавалер Святого Александра Невского; брат его Алексей Яковлевич был генерал-поручиком и кавалер Святого Александра Невского; Дмитрия Васильевич находился, при Императрице Елисавете Петровне, секретарём конференции министров, а при Екатерине Великой был сенатором, президентом мануфактур-коллегии и кавалер Святого Александра Невского Авраам Васильевич, помещик галицкий и вологодский в XVII веке, имел внука Андрея Алексеевича, который служил офицером в семёновском полку, и был убит в сражении под Лесным, в 1708 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Варзуга) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь  (или Церковь Успения ) — церковь XVII века в селе Варзуга, Терский район на юго-востоке Мурманской области, примечательный памятник деревянного зодчества. Входит в комплекс памятников деревянного зодчества Варзуги (кроме Успенской церкви: Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского). Содержание История [ править править код ] Впервые церковь с таким названием в Варзуге упоминается в записях 1563 года, что с ней случилось, неизвестно, но уже в 1674 году в Клировых ведомостях церквей Архангельской епархии появляется запись: «Успения Пречистой Богородицы» — построено попечением жителей села в 1674 году мастером по имени Клемент, «при благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Митрополите Великоновгородском Иоакиме». Надпись на деревянном кресте, укреплённом на южной стене церкви, подтверждает дату окончания строительства: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето ЗРПВ месяца августа в Д день при Благоверном царе и Великом князе Алексии Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя Руси Само­держце меж патриаршестве и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук». 7182 год в тексте соответствует 1674 году в современном летосчислении. В 1985 году этот крест был перенесён на остров Высокий, в 3 километрах к северу от Варзуги, до наших лет крест не дошёл. Имя строителя церкви, построившего церковь без гвоздей и скоб, пользуясь лишь топором и рубанком, известно из синодика церковного прихода Варзуги, где оно упоминается в списке особо угодивших богу прихожан. Строительство церкви пришлось на годы церковной реформы Патриарха всея Руси Никона и раскола верующих, когда большинство жителей Мурмана боролись против всяких нововведений. С этим связано то, что Успенская церковь была возведена в классическом шатровом стиле, несмотря на запрет Никона на строительство храмов такой формы. Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба (четверика) в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка)и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы. Часть икон были написаны специально для новой церкви в 1677 году иконописцами Антониево-Сийского монастыря, часть — работы соловецких мастеров, осталась от старой, стоявшей здесь ранее церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010