В 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский, и два женских – подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских. В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника. В женских монастырях несут послушания 886 насельниц, из которых 19 схимонахинь, 410 монахинь, 274 инокини, 93 рясофорных послушницы и 90 прочих послушниц . Всего в ставропигиальных монастырях насельников и насельниц – 1811, схимников – 31, мантийных монашествующих – 1123, иночествующих – 377, находящихся на послушании – 280. За минувший год в обители было принято 65, выбыло (в том числе преставились ко Господу) 52 человека. Количество монашествующих ставропигиальных монастырей в 2013 году увеличилось за счет прибавления сестер двух подворий Пюхтицкого монастыря (монастырских подворий в городе Москве и в деревне Юдино Московской области) и двух новооткрытых женских обителей (Александро-Невского монастыря в селе Акатово и московского Алексеевского монастыря). Возросло число насельников в трех крупнейших мужских монастырях (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский монастырь), из них более всего насельников было принято в Оптину пустынь. В большинстве же других монастырей число насельников по сравнению с 2012 годом почти не изменилось.   Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Всего из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустились 540 человек, из них – 81 священнослужитель. Клир г. Москвы за минувший год пополнился на 166 священнослужителей. Из них 32 – выпускники духовных школ, 53 – рукоположены из церковнослужителей, 39 клириков приняты из других епархий, 42 клирика направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри.

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

Писатели России Отпевание Александра Николаевича Николюкина в 11 часов во вторник по адресу: Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8, Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Биографическая справка : Родился 26 мая 1928 г. в Воронеже. 7 июля 1942 г. немецкие войска взяли полностью город Воронеж (кроме пригорода Придача). Все население города немцы под угрозой расстрела выселили и отправили на правый берег Дона. Семья Николюкиных попала в Киев, затем в Белую Церковь. После освобождения Белой Церкви Красной армией отца вызвали на прежнюю работу в Воронеже, куда и вернулась семья. В 1946 г. окончил школу с золотой медалью. Поступил в Ленинградский университет. Через год перевелся в Московский университет, филологический факультет которого окончил с красным дипломом (1953). С 1953 г. по 1956 г. учился в аспирантуре Института мировой литературы, в 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию по английской литературе. 20 лет работы в ИМЛИ были посвящены сравнительному изучению литератур, участию в подготовке дискуссии «Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур». В 1960 г. в ИМЛИ было принято решение о начале работы по подготовке «Истории литературы США», создана научная группа профессора М.О. Мендельсона, в работе которой Александр Николаевич принимал участие и как автор, и как редактор сборников: «Проблемы истории литературы США» (М., 1964), «Современное литературоведение США» (М., 1969), «Проблемы литературы США XX века» (М., 1970), «Основные тенденции развития современной литературы США» (М., 1973). Появляются статьи и издания, связанные с творчеством Байрона («Дневники. Письма», 1963), Вашингтона Ирвинга («История Нью-Йорка», 1968), Эдгара По («Полное собрание рассказов», 1970), Фенимора Купера, Торо (Того) Генри, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Норманна Мейлера, Уильяма Стайрона. Итоговая работа «Американский романтизм и современность» (1968) становится докторской диссертацией, созданной при консультации профессора Р.М. Самарина. Выходят также работы о наследии Шекспира и Сервантеса, Горького и Драйзера, истории советской литературы и литературоведения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/on...

Чудотворная икона Божией Матери «Целительница» (празднование 1 октября н. ст./18 сентября ст. ст.) является одной из главных святынь Московского Алексеевского женского монастыря. Икона изображает чудо исцеления Пресвятой Богородицей тяжко болящего клирика. Точное время появления иконы в Алексеевской обители неизвестно, но во второй половине XVIII века образ уже был в монастыре и прославился чудотворениями. В 1832 году место, которое занимал Алексеевский монастырь, было избрано для постройки Храма Христа Спасителя , а в 1837 году древнейшая женская обитель Москвы была перемещена в Красное село. Торжественным крестным ходом через всю Москву вместе с другими монастырскими святынями на новое место была перенесена и икона Божией Матери «Целительница». Имеются свидетельства о большом почитании в народе монастырской святыни и исцелениях от нее: «перед иконою " Целительница " множество молящихся коленопреклоненно проливают горячие слезы, прося исцелений или благодаря за них. Часто также видны восковые свечи в рост болящих, зажженные их усердной верою пред чудотворным образом. …» (Краткий исторический очерк Московского Алексеевского монастыря. М, 1877). Священник Николай Романский, служивший в Алексеевском монастыре в начале XX века, писал: «Эта икона — единственная в Москве чудотворная икона Богоматери с таким наименованием» (Священник Н. Романский. Святыня Московского Алексеевского девичьего монастыря. Москва, 1905. С. 7-8). После Октябрьской революции 1917 года, в годы разорения обители, икона была похищена из Крестовоздвиженского храма Алексеевской обители вместе с другой святыней — Грузинским образом Божией Матери. По прошествии времени стало известно, что чудотворная икона Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря обретается в храме Преображения Господня на Преображенской площади. Там она пребывала до 17 июля 1964 года, когда Преображенская церковь была взорвана. Накануне этого икона вместе с другим имуществом Преображенской церкви была перевезена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находилась до нынешнего времени.

http://patriarchia.ru/db/text/6042579.ht...

По окончании молебна игумения Ксения (Чернега) приветствовала Патриарха и преподнесла ему вышитую Владимирскую икону Божией Матери. За богослужением молились митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков, старший священник и духовник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова). В храме присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, заместитель префекта Центрального административного округа г. Москвы А.В. Литошин. Патриарх Кирилл обратился к собравшимся: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые матушки игумении! Ваше Преподобие, игумения Ксения! Дорогие сестры сей святой обители! Только что совершилось очень важное поставление во игумению настоятельницы сей святой обители — недавно возрожденной, но славной своей историей. Я вручил матери Ксении игуменский жезл. Это означает, что ей вручена и определенная власть. Но нужно очень ясно понимать, что власть в Церкви — это не светская власть. Власть в Церкви — это не окрик, не выговор, не увольнение, это не нахмуренные брови, не топанье ногами, не громкие слова, а это любовь. Только такая власть может объединить людей. В монастырь люди приходят по доброй воле. За стенами монастыря — мир со множеством соблазнов. И уже тот факт, что кто-то приходит в эти обители, кто-то пересекает черту, отделяющую монастырь от мира, свидетельствует о том, что перед нами люди неординарные. Это либо особый духовный опыт, либо скорбь, либо серьезные размышления, либо чудо Божие, которое отобразилось в реальной встрече человека с Господом, подобно тому, как чудо свершилось с Павлом, когда на пути в Дамаск ему явился Христос Спаситель.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На первом этаже справа находились помещения конторы, кухни и прислуги, а слева — комната надзирателя, экономки, фельдшера. Вообще штат был значительным, ведь здесь также находился лазарет и своя аптека. Парадная лестница вела на второй этаж с широким коридором, где прогуливались призреваемые и находились палаты с комнатами по 15 кроватей. В центральной части здания располагалась столовая, из которой можно было, не спускаясь на первый этаж, войти в церковь. В боковых крыльях были дополнительные лестницы и уборные. Все палаты богадельни группировались вокруг храма и те, кто не мог по какой-то причине встать, слушали богослужение непосредственно в своей комнате. К 1917 году в богадельне проживало 50 женщин и 50 мужчин. Согласно уставу, здесь призревались обедневшие мещане обоего пола на полном пансионе. Их обеспечивали пропитанием, удобной мебелью, постельным бельем. Кроме того, помощь могли получить все приходящие в лазарет и аптеку, которая отпускала лекарства по льготным ценам или вовсе бесплатно. После революции новые власти богадельню закрыли, а ее здание было разбито на множество контор и несколько раз переходило от одного ведомства к другому — например, здесь располагалось министерство молочной и мясной промышленности СССР. История церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Красном селе началась в 1625 году. В 1837 году Алексеевский монастырь был переведен в Красное село. Церковь была перестроена и расширена, 13 сентября 1857 года ее освятил митрополит Московский Филарет. В 1935-1937 годах Крестовоздвиженская церковь была обстроена и включена в объем здания Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В 2018 году произошло объединение региональных рыбохозяйственных институтов в единый государственный научный центр на базе ФГБНУ «ВНИРО». Здание в Москве на улице Красносельская, построенное около 90 лет назад под нужны прежнего рыбохозяйственного НИИ, перестало удовлетворять возросшим задачам по проведению научных исследований водных биологических ресурсов, экспедиционных работ в Мировом океане и внутренних водах РФ, технически устарело. ВНИРО переехал в здание в Окружном проезде, 19. Здание ВНИРО на Красносельской улице было передано Русской Православной Церкви для возрождения Алексеевского женского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/6039367.ht...

На «Петровом чертеже», так же как и на плане Мериана (протограф обоих датируется 2-й пол. 60-х гг. XVI в.), мон-рь показан в юго-зап. углу стены Белого города, рядом с угловой граненой Семиверхой башней, которая вскоре стала называться Алексеевской. Планировка обители была классическая для общежительного мон-ря: собор изображен в центре, кельи окружают его. Прямого упоминания о разграблении М. А. м. во время уличных боев весной 1611 г. в источниках нет. Однако весь Белый город был сожжен (ПСРЛ. Т. 14. С. 109); по-видимому, пострадал и мон-рь. Вероятно, он был восстановлен вскоре после пожара или после взятия Москвы войском кн. Д. М. Пожарского в 1612 г. В книгах выдачи ладана мон-рь упоминается под 1614, 1616, 1618 гг. ( Павлович. 1998. С. 162), следов., если в жизни М. А. м. в Чертолье и был перерыв, связанный с «московским разореньем», он продлился не более 2-3 лет. В 1624 и 1625 гг. в М. А. м. присылали «под начала» (для укрепления в правосл. вере и перекрещивания) русских и белорусских женщин, возвратившихся из польского или ногайского плена (РИБ. Т. 2. Стб. 610-611, 625-626, 650. Токмаков. 1896. С. 31-32, 87-90). К апр. 1625 г. относится рассказ об исцелении старицы Ираиды (Еропкиной), последовавшем после молитвы перед ризой Христовой в марте того же года (Дворцовые разряды. 1851. Т. 2. Стб. 797). В том же году в обители «жила старица Ольга дочь Василия Григорьевича Зюзина жена окольничего Алексея Ивановича Годунова», похороненная впосл. в Чудовом мон-ре ( Малиновский. 1992. С. 135). Сообщение о починке обветшавших монастырских строений в 1625 г., по-видимому, восходит к тексту Л. М. Максимовича, повторенному архим. Амвросием (Орнатским) ,- авторы упоминают, но не цитируют грамоту, выданную Зачатьевскому мон-рю 28 апр. 1625 г. ( Максимович. 1796. С. 5; ИРИ. Т. 3. С. 90). В этот день обитель сгорела ( Милютин. 1850. С. 121). Упоминание Максимовича и архим. Амвросия служило основанием для ошибочной датировки каменного 2-шатрового монастырского собора 1625 г. Однако в описи Белого города, составленной после пожара 10 апр. 1629 г., эта церковь названа деревянной и сгоревшей. В том же тексте помимо упоминания монастырской слободы в Чертолье рассказывается о том, что после Смутного времени на занятых ранее огородами монахинь землях, расположенных за кельями, были «по даче из оброку игуменьи с сестрами» построены дворы, также, по-видимому, служившие источником монастырских доходов. К 1629 г. кельи были плотно окружены городской застройкой. Семиверхая башня Белого города названа в описи Алексеевской, т. о. спустя 60-80 лет был подтвержден топоним после того, как М. А. м. обосновался в Чертолье (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: — освободить епископа Корсунского Нестора от управления приходами Московского Патриархата в Италии, выразив ему благодарность за понесенные труды, и назначить временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии архиепископа Егорьевского Марка , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; — освободить архимандрита Исидора (Минаева) от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме , выразив ему благодарность за понесенные труды, и направить архимандрита Исидора в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира ; временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме назначить заместителя начальника миссии игумена Феофана (Лукьянова); — открыть в городе Лугано (Швейцария) Крестовоздвиженский мужской монастырь в ведении Корсунской епархии ; игуменом обители назначить клирика Корсунской епархии схиархимандрита Гавриила (Бунге); — освободить епископа Аргентинского и Южноамериканского Леонида от обязанностей представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и назначить на эту должность клирика Бобруйской епархии священника Виктора Кулагу. Решением Синода установлен дополнительный день празднования в честь святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее мощей — 8 марта (по н.ст.). Участники заседания утвердили тексты служб святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому; священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому; преподобному Симеону Псково-Печерскому. Священный Синод одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2013 года, а также рассмотрел ряд вопросов внешнецерковной деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/3103216.ht...

Священники и прихожане Украинской Православной Церкви организовали в Херсоне 4 пункта питания, где ежедневно кормят по 500-600 человек. Также по возможности покупают медикаменты, которые доставляют нуждающимся. Нижегородская епархия собрала 4,4 миллионов рублей для помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям. Настоятель Иоанно-Предтеченского храма Сум доставил гуманитарную помощь — продукты, лекарства, средства гигиены — жителям Сум. Черкасская епархия при поддержке организации охраны здоровья Mass General Brigham передала лекарства в пункт приема беженцев. В Гомельской епархии собрали свыше 150 продуктовых наборов мирным жителям приграничных территорий Украины. Ранее архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан и священники белорусских приходов посетили палаточный лагерь в Поддобрянке, где оказывают помощь украинским гражданам из приграничных территорий. В Сальском благочинии Волгодонской епархии беженцам передали вещи из гуманитарного центра. 30 марта благочинный посетил ПВР и передал подарки детям. Также представители епархии передали средства гигиены и игрушки беженцам в Песчанокопское и Пролетарск. 1,1 миллионов рублей для помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям собрал Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве. 28 марта епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий посетил пункт временного размещения беженцев в городе Ливны. Он передал нуждающимся переселенцам одежду и игрушки детям. В социальном отделе Йошкар-Олинской епархии собрали 51 коробку и 2 мешка гуманитарной помощи беженцам: это продукты длительного хранения и питьевая вода. Приход Никольского Морского собора Херсона передал в областной детский дом «Малютка» дефицитные продукты — муку и дрожжи. 30 марта Николаевский женский монастырь Мукачевской епархии передал продукты питания, теплую одежду и средства гигиены в волонтерский штаб Мукачева для помощи беженцам. Горячее питание в Одессе беженцы и нуждающиеся могут получить в Успенском и Пантелеимоновском мужском монастырях, Михайловском женском монастыре Одессы, в Алексеевском храме и храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5913814...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-806-3078.     7 .         Заявитель: Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Игумения Антония (Троилина) 1821 – 1897» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Игумения Антония (Троилина) 1821 - 1897». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-806-3079.     8 .         Заявитель: ООО «Светточ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Свт. Феофан Затворник. Четыре слова о молитве» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Свт. Феофан Затворник. Четыре слова о молитве». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-806-3080.     9 .         Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Творения догматическо-полемические и аскетические» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Творения догматическо-полемические и аскетические». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р18-806-3081.     10 .       Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Расцвет М. А. м. в Чертолье начался после рождения в марте 1629 г. царевича Алексея Михайловича , названного в честь прп. Алексия, человека Божия, чья память празднуется 17 марта. Обитель становится местом царского богомолья: цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович посещали его в дни празднования именин почти ежегодно (8 и 12 раз; см.: Выходы государей. 1844. С. 29-127). Патриарх совершал богослужения в М. А. м. в день именин царя Алексея Михайловича в 1647 г., присутствовал на праздничных службах в 1654, 1657, 1666, 1668, 1675 гг. ( Токмаков. 1896. С. 30-31). Главным царским вкладом в М. А. м. было строительство каменного собора, завершившееся в кон. 1634 г.: 18 дек. в присутствии царя Михаила Феодоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарета освятили 2 престола: в честь Преображения Господня и в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Выходы государей. 1844. С. 38). Сведения об освящении престолов ц. прп. Алексия, человека Божия, и придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери не сохранились, что, впрочем, не позволяет сделать вывод о более позднем их освящении. Не менее вероятно, что Алексиевская ц., как государево богомолье, была освящена ранее, осенью 1634 - весной 1635 г. Сложнее определить время возникновения Тихвинского придела Алексиевской ц. Впервые этот придел упоминается в нач. XVIII в., но не исключено, что он появился одновременно с 3 др. монастырскими престолами. Возведение 2 каменных церквей с 2 приделами относится к летнему строительному сезону 1634 г., поскольку в этом году подмастерья каменных дел Антип Константинов и Трефил Шарутин упомянуты как бывшие «у заводу и указу в Алексеевском девичьем монастыре у церкви Преображения Господня и да Алексея человека Божия». Подмастерья были награждены через 2 дня после освящения Преображенской ц., 20 дек. 1634 г. (Мат-лы для археол. словаря. 1867. Т. 1. Ч. 2. С. 37; Уваров. 1910. С. 383; Забелин. История города Москвы. 2003. С. 332). Возведение монастырских церквей за один строительный сезон объясняется стремлением не прерывать череду ежегодных царских выходов на богомолье «к ангелу» наследника. Сохранившиеся книги царских выходов начинаются с сент. 1632 г.; в 1633 и 1634 гг. царь Михаил Феодорович молился на вечерней службе 16 марта и на Божественной литургии 17 марта (Выходы государей. 1844. С. 11, 29).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010