Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Дело не в знаниях. Размышления ко Дню учителя Чтение у Дидро Сижу и думаю: надо же, а ведь Пушкин жил и ничего о постимрессионистах не знал. А я знаю. Вот я какой умный. Только вот почему-то Пушкин – он, а не я. То же можно сказать и о духовных лицах. Преподобный Серафим Саровский ни одного обозревателя не слушал, прямо ужас, какой отсталый, но что же он опередил их не на сто, не на тысячу лет вперед, а навсегда? Знания необычайно вредны, если являются самоцелью. То есть стремление знать как можно больше – оно ошибочно и губительно. Вот я, например, знаю, как звали коня Александра Македонского. Буцефал. Или не знаю, как звали коня Александра Македонского. И что? Я стал хуже, глупее? Да нет, я просто не знаю того, без чего я могу прожить. Меня могут на этом подловить, напомнив русскую, прекрасную, кстати, пословицу: «Меньше знаешь – крепче спишь». Но вопрос гораздо серьезнее. Вся система демократии, даже и социализма, не говоря о капитализме, выработала тип отношения к человеку, много знающему, как к образцу для подражания. Но заметим, что много знающие, так называемые ходячие энциклопедии, никогда не были умными. Это как знающий множество анекдотов и хохмочек, такой человек обычно пустой. Прогресс в науке, технике, свершения в культуре двигают люди целеустремленные. Постороннего, мешающего знать им не надо, даже вредно. Толстой был поражен, когда выяснилось, что скульптор (естественно, талантливый, другого бы классик не подпустил) ничего у него не читал. Более того, просто забыл в Ясной Поляне подаренные ему книги. А зачем? Быть пропагандистом идей Толстого в задачи скульптора не входило, ему были более интересны надбровные дуги великого старца. Также не нужно особой широты знаний изобретателям техники. Как ни повторяй, что Эйнштейну много дали Достоевский и скрипка, я как-то не соображу, в чем величие Эйнштейна. Простоты не хватает для понимания. В чем гениальность? А вот, например, сотовый телефон, мобильная связь – это, конечно, гениальное изобретение. Я стою на палубе судна среди Средиземного моря и говорю с женой, которая едет из Москвы во Владимир. Но вот я иду по улице и слышу, как милая курящая дама матом кого-то поливает по этому самому мобильнику. Или того смешнее: идет мужчина среди толпы и кричит собеседнику в сотовый: «Этот Борис Львович такой мерзавец, такой подлец, свет такого не видывал. Но это между нами, понял? Строго между нами…».

http://pravoslavie.ru/594.html

Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла О первом послании к Солунянам. Город Солунь и его древние обитатели Город Солунь расположен на северо-восточном берегу Фермейского залива и потому назывался Фермою; он был главным городом Македонской области, называвшейся Эмафиею. Сподвижник Александра Македонского Кассандр, сделавший много для возвеличения города, переименовал его, назвавши его в честь своей супруги, дочери Александра Македонского, Фессалоники, откуда получилось сокращенное название Солунь. Биотийцы, пришедшие из Крита, были первыми исторически известными поселенцами города, чтившими усердно всех богов Греческих, мнимо пребывавших на близ Солуня возвышающемся Олимпе. Особенным же почтением горожан пользовался Аполлон и гнусный Кабир, в честь которого совершались самые гнусные торжества. Римляне, завоевавши Солунь в 149 году (до Р. Христова), сделали этот город резиденциею областных властей и увеличили, его Римскими переселенцами, к которым присоединились и Евреи, вскоре забравшие в свои руки обширную торговлю, которой содействовало счастливое положение города на берегу глубокого залива, дававшего возможность иметь здесь порт для всего Средиземноморского бассейна. Положение города в средине между Азиею и Европою тоже способствовало его торговле и вообще оживлению, которым и пользовались Евреи, имевшие здесь не простой молитвенный дом, а почтенную синагогу ( Деян. 16:1 ) посещаемую и Греками и Римлянами – прозелитами 1 . Состояние веры и нравственной жизни Солунян в первом веке было самое тревожное, ибо ложность богов Олимпийских для многих была очевидна, а недоверие к новым, приносимым из глубин Азии и Африки, было почти всеобщее. Мрачное же и безнравственное служение (Митре, Изиде и Кабиру) прельщало только немногих людей развратных. Поэтому, желание новой лучшей веры и порядочной жизни было здесь, как и во всем Греко-римском мире того времени, очень живым и распространенным, так-как сюда сходились все вести с великою поспешностию, равно как и отсюда разносились весьма скоро. Основание церкви в городе Солуне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Г. А. Острогорский IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники Уже упоминавшаяся выше (с. 204) хроника Симеона Логофета , доходившая, по всей видимости, до смерти Романа Лакапина (948 г.), обнаруживает дружественную направленность по отношению к этому императору; в некоторых изводах этой чрезвычайно часто переписывавшейся хроники к основной части произведения в позднейшее время делались дополнения, которые доходят вплоть до второй половины XI в., а иногда и дальше, но по существу уже не имеют большого значения. Четвертая и последняя книга Иосифа Генесия описывает время Михаила III и Василия I. Будучи памятником официальной историографии Македонской династии, этот весьма важный с исторической точки зрения труд несет в себе ярко выраженную тенденцию прославления родоначальника Македонской династии и принижения убитого им Михаила III. То же относится и к хронике Продолжателя Феофана , четвертая книга которой, посвященная времени Михаила III, очень близка к Генесию и, по-видимому, восходит к общему источнику. В качестве пятой книги в этом компилятивном сочинении появляется собственноручно составленная императором Константином VII обширная биография его деда Василия I, которая имеет ярко выраженный панегирический характер. Шестая книга состоит из двух разнородных частей: первая (история Льва VI, Александра, время несовершеннолетия Константина VII, правление Романа I Лакапина и единодержавие Константина VII до 948 г.) списана с хроники Симеона Логофета и, таким образом, не имеет самостоятельного значения; с другой стороны, немалой ценностью обладает заключительная часть (основная часть о единодержавии Константина VII и неполная история Романа II) – сочинение хорошо осведомленного современника, возможно Феодора Дафнопата, чей исторический труд упоминает в своем прооймионе Скилица 467 . Взятие Фессалоники арабами в 904 г. описал очевидец событий священник Иоанн Каминиата 468 . Изложение военных предприятий Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия представлено в труде Льва Диакона , описавшего в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дональд Карсон (баптист) Послание к Филиппийцам Введение Павел, Филиппы и филиппийская церковь Филиппы, город, который Павел посетил в ходе своего миссионерского служения, были интересны по многим причинам. Это был не только важный город римской провинции Македония, но он носил также и статус римской колонии ( Деян. 16:12 ), а это означало, что город представлял собой как бы небольшую часть Рима за границей. Его жители говорили на латыни; римский закон контролировал местную администрацию и налоги; во многих сферах жизнь протекала, как в самом Риме, а большинство должностных лиц носили такие же титулы, как там. История Филипп простирается далеко в глубь веков. До 360 г. до н. э. здесь располагалось небольшое фракийское поселение. Город был основан и получил свое название в честь Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, который осознал важность стратегического и географического местоположений этого поселения. Филиппы перешли в руки римлян в 168 г. до н. э. после битвы при Пидне. В 42 г. до н. э. Антоний ( римский государственный деятель и военачальник) (после того, как он вместе с Октавианом победил Брута и Кассия) поселил здесь своих ушедших в отставку ветеранов, тем самым основав в Филиппах римскую колонию. Затем, в 30 г. до н. э., одержав победу над Антонием и Клеопатрой в известной битве при Акции, Октавиан послал «колонистов» из Италии в Филиппы, чтобы они поселились там, как его военные ветераны. Привилегированное положение римских граждан в Филиппах отчетливо выявляется в Деян. 16:20,21,35–39 и, вероятно, отражено в данном послании в 1:27 и 3:20. Возвещение Евангелия Павлом в Филиппах, по–видимому, можно представить как первую апостольскую миссию евангелизации в Европе. Для апостола это означало проведение служения в стратегическом центре одной из римских провинций, где ранее Благая весть не была проповедана. Согласно Деян. 16:9,10 , Павел отправился туда вместе с Силой и Тимофеем после ночного видения, в котором перед ним «предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Далее в гл. 16 повествования мы читаем, что в Филиппах Павел не нашел синагоги, но обнаружил молитвенный дом на берегу реки, где собирались женщины. Одна из них, Лидия из города Фиатир, торговавшая багряницею, по–видимому, была первой обращенной там в христианство, и она открыла Павлу двери своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Луи Дюшен (католик) XXI. Христианство на Востоке до Деция Горные страны Малой Азии и их эллинизация. – Апостольская проповедь. – Церкви Вифиний, Понта и Каппадокии. – Александр и Фирмилиан, епископы кесарийские. – Григорий Чудотворец . – Антиохия после св. Игнатия. – Епископы Феофил и Серапион. – Эдесса и ее христианские государи. – Вардесан. – Южная Сирия. – Церкви Кесарии Палестинской и Иерусалима. – Юлий Африкан . – Берилл, еп. бострийский. 1. Горные страны Малой Азии Помимо провинции, носившей название Азии и прилегавшей к Эгейскому морю, Малая Азия заключала в себе: на севере – Вифинию, а за ней плоскогорье Понта, простирающееся вдоль берега Черного моря до горных хребтов Армении; на юге – Ликию, Памфилию, Киликию верхнюю и нижнюю, окаймляющие Кипрское море извилистым берегом, в котором долины чередуются с горами; наконец, во внутренней части страны, кругом ее степей и большого соленого озера, занимающих центр полуострова, – Галатию и Каппадокию, простирающуюся до подножия уединенной горной вершины Аргея и горных хребтов Тавра и Анти-Тавра. В ту эпоху, когда начинается история христианства, большинство этих областей были едва затронуты или даже вовсе чужды греческому влиянию. Еще задолго до Александра Македонского большие греческие города основали несколько торговых складов по берегам Понта Эвксинского. Эти поселения стали расти после македонского завоевания Малой Азии; понемногу стали возникать города и в глубине страны. От них эллинизм мог свободно распространяться по варварским еще мелким владениям, – Понту, Каппадокии и маленькому кельтскому государству, основанному в III в. до P. X. между Фригией и Понтом шайками галльских искателей приключений. Однако прошло много времени, пока нравы, религия, учреждения и наречия этих варварских или чуждых Греции и Риму по своей цивилизации народов дали 19 себя вытеснить или подвергнуться ассимиляции. Во времена бл. Иеронима в окрестностях Анкиры еще говорили по-кельтски, совершенно как в трирских деревнях; в эпоху насаждения здесь христианства боги древних понтских и каппадокийских святилищ еще сохраняли свой причудливый облик. У каппадокийцев литература появилась лишь в IV столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Толкование на главнейшие места книги пророка Даниила, составленное по руководству св. Златоуста, св. Ефрема Сирина и блж. Феодорита Источник В основание принят, по преимуществу, текст бл. Феодорита, как представляющий более обстоятельное толкование, с которым сносимы потом были толкования св. Златоуста и св. Ефрема Сирина . 1) Ты, Царю, видел еси: и се тело едино, велие тело оно, и обличие его высоко, стоящее пред лицем твоим, и образ его страшен. Тело, егоже глава от злата чиста, руце и перси и мышцы его сребряны, чрево и стегна медяны, голени железны, нозе, часть убо некая железна, и часть некая скудельна ( Дан.2:31–33 ). Св. Даниил наименовал здесь только четыре вещества – золото, серебро, медь и железо (ибо о глине упомянул не отдельно, но в соединении ее с железом). А через эти металлы он указывает на четыре самые великие царства, которые, будучи сменяемы одно другим, обладали обширнейшими странами земного шара. Первое вещество – золото означает царство Ассирийское и Вавилонское. Главою названо оно потому, что было по времени первым могущественным царством. Второе вещество – серебро означает царство Персидское и Мидийское: ибо Кир, происходя от обоих народов – от Мидян по матери и от Персов по отцу, когда разрушил царство Ассирийское или Вавилонское, предал его во власть Персам. Грудью и мышцами Пророк назвал сие царство для показания родства Кирова с двумя народами: так как правая рука означает род отца, а левая – род матери, соединение коих сосредоточено в груди, содержащей самое сердце. Медью он назвал царство Македонское, которое, по разрушении царства Персидского, подобно сему последнему, было господствующим. Представила его чревом тела и бедрами: чревом обозначая владычество одного Александра, а бедрами – разделение царства Македонского, после его смерти. Железом назвал царство Римское, заступившее место Македонского, и представил его голенями: так как голени, составляя оконечность тела, могут поддерживать все тело. Представляет его также стопами ног железными, но уже с примесью глины, и этим указывает не на другое царство, но на то же самое, которое в последствии сделается слабым, подобно глине. Пророк, употребив различные металлы, показывает тем различную крепость царств: ибо серебро тверже золота, медь тверже серебра, а железо превосходит твердостью и самую медь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос: Здравствуйте Батюшка! В «Александрии», жизнеописании Александра Македонского, описывается событие, когда пророк Иеремия благословляет Александра Македонского на битву с Дарием и другие события, свидетельствующие о благочестии Александра. Жития Александра Невского и Дмитрия Донского сравнивают святых князей с царем Константином, св. князьями Борисом и Глебом, с ветхозаветными мужами и с Александром Македонским. Как объяснить такую связь македонского царя, являющегося, по сути, носителем языческой культуры, с культурой православной? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Сравнение святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского с Александром Македонским относится к военным победам, одержанным великим полководцем древности и не касается религиозной жизни. Что касается книги Александрия (или Александрида), то она не содержит историческое жизнеописание знаменитого царя и завоевателя. Это одна из версий романа об Александре Македонском, созданного в 3 или 2 веке до Р.Х. на греческом языке. Приписывается Александрия Каллисфену, греческому историку, племяннику и ученику Аристотеля. Он сопровождал Александра Македонского во время похода в Индию. Будучи строгих нравов, нелицеприятно говорил Александру, который заковал его в цепи, в которых он умер в 328 году. Однако исследователи решительно отрицают принадлежность ему данного произведения. Поэтому имя неизвестного автора условное – псевдо-Каллисфен. У славянских народов имеется две редакции: у болгар, сербов и русских в основу легли византийская версия; у поляков и чехов – латинские или западноевропейские. Славянские рукописи не являются простым переводом. В них много добавлений, соответствующих народному сознанию своей эпохи. В рукописях имеются мифологические элементы. Книга начинается с рассказа о том, что отцом Александра был не царь Филипп, а «Нектанафа царь египетский». Речь идет о последнем фараоне Египта Нектанебе II. Он бежал в Эфиопию после победы персов во главе с Артаксерксом III. В Александрии рассказывается о том, что он прибыл в «Филипустъ Македонский град» и явился к «Алимпияде» «в образе бога Аммона» (Амона-Ра). Такое начало явно указывает на то, что произведение это появилось в дохристианском Египте. Нет необходимости упоминать и другие мифологические сюжеты.

http://pravoslavie.ru/6971.html

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010