Раньше в деревнях детская смертность зашкаливала, и потому зачастую спешили окрестить младенца как можно скорее, а то, не дай Бог, уйдет некрещеным. Вот и меня, хоть я и родился в городских условиях, бабушка Клава понесла совершать первое в жизни человека таинство, когда мне исполнилось всего две недели. Крёстной матерью стала ближайшая подруга моей мамы Тамара Васильевна Кондейкина, а крёстным – мой родной дядя – мамин брат Александр Тимофеевич. Как мне позднее рассказывали, во время крещения я проявлял невозмутимое спокойствие, не рыдал и не дрыгался, в отличие от множества иных подобных мне молодцов, но, когда священник погружал меня в воду, я каким-то волевым броском умудрился цапнуть его за нос. Прощаясь со мной, батюшка заметил: – Чадо благоразумное, но опрометчивое. Возможно, это и есть кратчайшая формула моего характера. Мой дядя Саша уже тогда служил в органах госбезопасности, но ничуть не побоялся крестить меня, даже рассказал об этом одному из своих сослуживцев и вскоре был вызван на ковер к начальнику. Начальник относился к нему хорошо и потому просто спросил: – Ты что, сбрендил? Лучшего ничего не мог придумать? – А что? – невозмутимо пожал плечами мой дядя Саша. – Крестить положено. Я, например, крещёный. А вы разве нет? Начальник хмыкнул, помялся немного и сказал: – Да хоть обкрестись, только не болтай об этом никому впредь! Кстати, мне и имя дали в честь дяди Саши. Поначалу мама хотела назвать меня Юрой, как моего отца. Вот был бы я тогда Юрьюрич!.. Некое излишне юркое сочетание имени и отчества. Но, к счастью, увидев меня в первый раз, мама решительно отвергла возмутительную двойную юркость: – Да нет, какой же он Юра! Типичный Саша. Скорее всего это потому, что я напомнил ей не мужа, а брата, с которым она росла не разлей вода. Да и всю жизнь они оставались дружны. Старший их брат Федор Тимофеевич родился в 1923 году, Александр Тимофеевич – в 1929-м, а моя мама – в 1931-м. Они еще успели вместе походить в деревенскую школу, расположенную в 5 километрах от села Высоцкого, где жили с родителями. Дорога до школы лежала через реку Вязьму, и зимой лед давал возможность немного сократить путь – не тащиться до моста. Однако весной дядя Саша провалился, и моя мама его вытаскивала. Самого-то вытащила, а валенок принял решение стать удобным жилищем для раков. Эти панцирные обитали в Вязьме в огромных количествах. Так дядя Саша и явился в школу в одном валенке, мокрый, продрогший, а потом еще и обратно 5 верст шагал. Увидев его одновалечность, отец, то бишь мой дедушка Тимоша, рассвирепел:

http://pravoslavie.ru/60091.html

Рубрики Иерусалим 23 мин., 26.06.2012 Поделиться Алла Митрофанова: Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире программа «Фома» - для тех, кто хочет верить. И я - Алла Митрофанова. Поздравляю всех с тем, что на дворе лето. Летом очень многие из нас ездят в отпуск. Поскольку одно из часто посещаемых в последнее время мест это государство Израиль (а, посещая Израиль, многие из нас попадают в Иерусалим), мы решили поговорить о том, что интересного и важного можно увидеть в Иерусалиме, приехав туда с паломнической, с туристической группой, либо даже в одиночку. На что обращать внимание, чему доверять, чему не доверять, какая информация достоверна, а какая вызывает вопросы. Все эти темы мы постараемся сегодня обсудить с нашим гостем. Рядом со мной в студии - преподаватель Московской духовной академии, заместитель заведующего кафедрой библеистики священник Александр Тимофеев. Здравствуйте, отец Александр! Отец Александр Тимофеев: Добрый вечер. Алла Митрофанова: Вы занимаетесь Святой землей и археологией уже давно, и, если до Вас доносятся отголоски туристических комментариев или православные гиды допускают какие-то ляпы, я думаю, у Вас возникают вопросы. Приходится ли слышать что-то, что возмущает ухо ученого? Отец Александр:  Приходится, конечно. Надо сказать, что любой человек, который приехал либо с целью паломничества, либо в туристическую поездку в Иерусалим, рискует получить вместе с подлинными сведениями и много мифов. В этом смысле у меня голова по-другому работает, как у ученого, критика, критика источников - это первое дело для любого историка. Разумное отношение к фактам, которые обсуждаемы. Трезвомыслящий ученый избежит двух крайностей: одна крайность – это доверять всем источникам, а вторая крайность – их опровергать. На самом деле очень много достоверной информации  можно даже из устного предания почерпнуть, если к нему правильно отнестись. И в Иерусалиме это так. Надо готовиться к этим поездкам. Я бы каждому человеку перед поездкой посоветовал хоть какие-то книжки почитать. В первую очередь - Священное Писание как первоисточник. Чтобы интерес возник к Святой земле - иначе это такая терра инкогнита, можно дальше отеля ничего не рассмотреть.

http://foma.ru/ierusalim-radio.html

священник Тимофей Лященко Глава вторая. Св. Кирилл – архиепископ александрийский. Его жизнь и деятельность до начала несторианских волнений 15-го октября 412 года умер архиепископ александрийский Феофил. 513 В древнее время миряне принимали горячее участие в делах Церковных и, между прочим, в выборах епископов. 514 Правда, к пятому веку это участие мирян во многих местах подверглось значительным ограничениям, но в Египте оно сохранялось еще долгое время в полной силе. 515 Избрание епископа было делом чрезвычайной важности, потому что епископ имел в то время весьма широкие гражданские полномочия. Епископ был в то время самым влиятельным и почетным лицом в городе, архиепископ же – в целом диоцезе. Он занимал в управлении города место, по меньшей мере равное, если не выше, с императорским наместником. По закону Гонория, изданному в 409 году, епископ занимает первое место между почетными гражданами, выбиравшими должностных лиц городского управления. 516 Еще в 321 г. императором Константином Великим двумя конституциями были предоставлены епископу весьма широкие судебные полномочия. Епископ имел право судить не только клириков, но и мирян, и не только по делам религиозным, но и по всякими делам, даже и тогда, когда разбор этих дел уже ведется в светском суде, в какой бы то ни было инстанции. Для этого достаточно было одному из тяжущихся изъявить желание о перенесении его дела на суд епископа. Суд епископа, сверх того, считался безапелляционным, наравне с судом самого императора. 517 Кроме того суд епископа был свободен от судебных пошлин, не стеснен был судебными сроками и освобождался от всяких письменных формальностей. 518 Пользуясь такими судебными правами, епископы могли всегда выступать защитниками людей бедных и беспомощных от притеснений со стороны людей сильных и богатых, которые, добившись чего-либо насилием и хитростью, подкупом и связями, могли затягивать дела судебной волокитой и добиваться решения в свою пользу, что было вполне возможно при низком уровне нравов, особенно высшего класса тогдашнего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кончаловский вытащил из шкафа «скелет» Разномыслие о фильме «Дорогие товарищи!» 16.02.2021 3404 Время на чтение 12 минут Фильм режиссера Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошёл в шорт-лист премии американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Иностранный художественный фильм». Картина была выдвинута на премию в номинации «Иностранный художественный фильм» российским оскаровским комитетом в ноябре 2020 года. Фильм «Дорогие товарищи» рассказывает о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Съемки проходили на месте событий, в Ростовской области, а также в павильоне в Лужниках. В широкий прокат картина вышла 12 ноября. Фильм был удостоен специального приза жюри на Венецианском кинофестивале. Вручение кинопремии «Оскар» в 2021 году было перенесено с 28 февраля на 25 апреля из-за пандемии коронавируса. Объявление номинантов премии состоится 15 марта. Своим мнением о фильме делятся заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев , помощники главного редактора РНЛ Александр Павлович Кирюхин и Павел Вячеславович Тихомиров . Александр Тимофеев: Некоторым кинокритикам картина показалась политически актуальной. Вот и обозреватель «Новой газеты» попытался сравнить новочеркасские события 1962 года с нынешними попытками «раздуть пожар революции»: « Вот вы не любите слово " актуальность " , тем не менее фильм " Дорогие товарищи! " попадает в болевые точки сегодняшних событий. Зритель будет смотреть картину и проводить аналогии с происходящим в Белоруссии или Хабаровске. Народные протесты и восстания имеют много общего». Кончаловский заверяет, что «это абсолютная случайность — как " русская рулетка " . Я вовсе не планировал делать злободневный фильм, так получается иногда — как у Горького " Буревестник " , к примеру. Я ни в коем случае не против ваших аналогий, но говорить: " Вы знаете, я думал… " — неправда». Фильм и в самом деле актуален. Я рассчитывал на то, что Кончаловскому удастся передать «запах эпохи» .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/16/ko...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Молчать нельзя осаживать Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей 27.03.2024 28 Время на чтение 9 минут Фото: Коллаж РНЛ Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей. Выявились две диаметрально противоположные позиции относительно того, какой надлежит быть православной оценке того обстоятельства, что столь большое число людей оказалось на сомнительной мероприятии в строжайшую первую неделю Великого поста. Разноречивое толкование этого обстоятельства разделило православное сообщество. Своим мнением по поднятой проблеме делятся помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев . Александр Тимофеев: В последнее время слишком часто приходится вспоминать знаменитое изречение, приписываемое Аристотелю: « Plato amicus sed magis amica veritas » («Платон мне друг, но истина дороже»). Вслед за великим древнегреческим философом вынужден признаться тебе, Павел: отношусь к тебе с величайшим уважением и почтением, но согласиться с твоей оценкой не могу. Ближе мне позиция редакции РНЛ, изложенная в редакционной статье «Как нам, православным, относиться к трагедии в " Крокусе " ?» . Бесспорной в данном споре является моральная оценка неприемлемости нахождения в строжайшую первую неделю Великого поста в «Крокусе» на весьма сомнительном и недушеполезном мероприятии. Но возникает вопрос, уместно ли, с учётом трагических обстоятельств, усердствовать в обличении тех людей, которые оказались в том месте на столь неприглядном мероприятии? Способны ли мы, в настоящих условиях, увидеть грань между рассуждением и осуждением? Станут ли наши обличительные слова, тем более сказанные публично и грозно, спасительны и душеполезны? На все выше поставленные вопросы дерзну дать отрицательный ответ. Сформулирую свою позицию тезисно, чтобы не впасть в обстоятельные рассуждения. Прежде чем обличать, необходимо ответить на следующие вопросы:

http://ruskline.ru/opp/2024/03/27/molcha...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Новые русские киносказки: тревоги и упования Одним из неожиданных итогов прошлого года стали впечатляющие успехи отечественной киноиндустрии 24.01.2024 317 Время на чтение 11 минут Одним из неожиданных итогов прошлого года стали впечатляющие успехи отечественной киноиндустрии. Два фильма 2023 года — «Чебурашка» и «По щучьему велению » — самые кассовые российские фильмы за всю историю. «Холоп 2» уже почти повторил успех своего предшественника «Холопа» . Министр культуры Ольга Любимова , подводя итого года минувшего в своем докладе в Госдуме о реализации государственной культурной политики в России, похвасталась возросшей популярностью российских фильмов. Министр подчеркнула, что почти четверть общего объема сборов 2023 года принесли российские фильмы в жанре семейного кино. В качестве примера она напомнила об успехе картины «Чебурашка», ставшей самым кассовым российским фильмом. Однако, по мнению депутата Госдумы, прославленного актера Дмитрия Певцова , «говорить о состоявшемся возрождении российского кинематографа рановато», хотя наши кинематографисты и научились создавать кассовые фильмы. Мэтр, тем не менее, верит в отечественный кинематограф: «…думаю, сейчас мы наблюдаем его новое рождение. И через какое-то время эта отрасль достигнет художественного уровня великого советского кино — кино А.Тарковского, Э.Климова, Г.Панфилова, Л.Шепитько, Д.Асановой, Г.Данелия, Л.Гайдая, Э.Рязанова, М.Ромма, Т.Лиозновой, С.Ростоцкого и многих других советских кинематографистов». О тенденциях развития отечественного кинематографа размышляют помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев . Александр Тимофеев: Успех ряда российских фильмов, их кассовость, вновь заставляют вспомнить выдающуюся роль кино, важнейшего из искусств. Отечественный кинематограф вновь популярен, россияне «голосуют рублём» (что важно, учитывая не совсем благоприятную экономическую конъюнктуру).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/no...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости» 16.06.2021 1751 Время на чтение 12 минут Доктор философских наук, профессор МГУ Валерий Николаевич Расторгуев оставил на своей странице в Фейсбуке весьма неоднозначную запись о наследии прославленного немецкого учёного Макса Вебера: «101 год прошел со дня ухода одного из классиков политической мысли Макса Вебера, которого сделала " классиком по договоренности " группа политтехнологов и ведущих западных философов, когда после окончания Второй мировой войны они решали в закрытом режиме, кого бы из своих рядов назвать классиком политологии, превратив её в обязательную дисциплину. При этом ставилась цель – раскрутить новое имя, способное стать противовесом Марксу, который становился опасным символом, т.к. с его именем Советы опрокинули фашизм, забрали пол-Европы, разделили мир надвое и могли свободно влиять на сознание западных интеллектуалов и обывателей. У претендента должно было быть 3 качества: первое – его идеи должны доказывать превосходство западной модели, второе – он должен быть мёртв, чтобы не был способен изменить свою позицию, и третье – его тематический разброс должен в целом соответствовал марксову. Кто-то вспомнил об уже забытом профессоре Вебере и все согласились – полностью соответствует, к тому же именно он сделал из капитализма религию, доказав его близость с протестантизмом». Политолог, заместитель главного редактора РНЛ Александр Валентинович Тимофеев попросил профессора обстоятельнее высказаться на данную тему. Александр Тимофеев: Как дипломированный политолог я изучал в университете творчество Вебера: в курсе социологии — его теорию идеальных типов, в курсе политологии — его типологию легитимности. Использовал его труды для написания курсовых работ. Поэтому и обратил внимание на Вашу заметку. И она вызвала у меня согласие. Тогда я, разумеется, даже не смел покушаться на авторитет Вебера, который навязывался нам, студентам, как классик, один из величайших мыслителей всех времён и народов. Однако при чтении его книг я не испытывал ни озарений, ни открытий, которые бывали, когда я читал Гегеля, Канта и даже Платона. Книги Вебера написаны умно, изящно, убедительно, но не более. И это обстоятельство меня смущало. Уже тогда я понимал, что любая здравомыслящая кухарка не найдёт для себя ничего нового в разработанной немцем типологии легитимности, если ей изложить эту теорию обыденным языком.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/16/po...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святые вряд ли читают православные СМИ Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности? 21.04.2021 2425 Время на чтение 12 минут В начале 2021 года один из самых активных ньюсмейкеров в нашей стране, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил , что некоторые российские СМИ работают блестяще, а какие-то — «плохо и скучно». Время от времени и в адрес «Русской народной линии» раздаются обвинения в скучности. Своими соображениями по поднятой проблеме делятся заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев , помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров и автор РНЛ Владимир Валентинович Янчевский . Александр Тимофеев: В 2013 года я написал три очерка об особенностях православной журналистики («Православные читатели» , «Институционализация православных СМИ и ее критики» , «Основной принцип миссии» ). Тогда я высказал мнение, что православного читателя отличают от условного неправославного читателя отнюдь не читательские предпочтения: «Православные читатели отличаются от атеистов, также интересующихся Православием, отнюдь не своими читательскими предпочтениями. Ведь как первые, так и вторые ищут в СМИ одни и те же темы. Их фундаментальное различие заключается не в предмете их читательского интереса, а в мотивации их поиска. Если интерес православных читателей к Православию продиктован сотериологическими соображениями, то воинствующие атеисты ищут в СМИ религиозные новости для того, чтобы использовать их в целях дискредитации Православия, Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Кирилла». В то время я, помнится, обратил внимание и на схожесть этих двух групп читателей: «Есть одна особенность, которая сближает православных читателей с неправославными, - непреодолимая тяга к скандальным материалам». Сейчас я уже не вполне уверен в правильности своего первого вывода относительно сотериологических соображений православных читателей, зато укрепился во мнении, что как православных, так и неправославных читателей привлекает скандальность.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/20/sv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Слово пацана» – призыв к революции или порядку? О формальной и целевой причинности нашумевшего сериала 18.12.2023 2148 Время на чтение 12 минут Фото: РНЛ Новый русский сериал «Слово пацана» стал широко обсуждаем ещё до своего первого показа. В сети Интернет выложены все 8 серий, и уже сообщается о том, что финальная, восьмая серия будет пересниматься. К дискуссии вокруг нашумевшего фильма подключилась и РНЛ, где уже размещено несколько материалов. О возможных причинах популярности сериала, а также тревогах, вызванных его появлением, размышляют помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев . Александр Тимофеев: В 1947 году именитый американский писатель Джон Стейнбек совершил путешествие по Советскому Союзу. Свои впечатления от этой поездки он выразил в «Русском дневнике» , где среди прочего обращается внимание на одну отличительную особенность русских людей — глубокое знание искусства, почтенное отношение к деятелям культуры и возвышенное представление о их роли в жизни общества и государства. Это верное наблюдение, произведения искусства нередко становятся в нашей стране объектом оживлённых дискуссий, критики и даже правительственных мер. И в этом проявляется подмеченная великим американцем особенность русского миросозерцания. Ещё Аристотель в своей «Поэтике» писал, что упреки поэтическим произведениям «бывают пяти видов: в том, что изображено невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое, или несогласное с правилами поэтики». «Слово пацана», по моим наблюдениям, критикуется за неправдоподобность и аморальность. Критика первого рода разнообразная и многоуровневая — от обывательского поиска т.н. «кинематографических ляпов» до возмущения неправдиво переданной общественной атмосферой и непониманием особенностей человеческих отношений показанного времени. Примером последнего является републикованная на РНЛ статья Анастасии Мироновой «О феномене популярности казанского феномена» .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/18/sl...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Страхи создателей «Слова пацана» Ненависть к популярному русскому сериалу объединила «диванных критиков», англосаксов, украинских нацистов и либералов 25.12.2023 1074 Время на чтение 19 минут Показ сериала «Слово пацана» завершён, но его существование, выраженное в том числе в виде реакции на него, продолжается. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев осмысливают феномен нашумевшего фильма и необычное поведение его создателей. Александр Тимофеев: Удивительная история, произошедшая с финальной, 8 серией сериала, побудила меня вспомнить один из основных выводов, сделанных Гегелем в его «Науке логики». Поскольку цитирование этой работы непосредственно нецелесообразно ввиду её чрезвычайной сложности, приведу изложение этой важной идеи, сделанное кандидатом философских наук Труфановым С.Н. : «Существование обнаруживает себя в виде множества существующих предметов, которые обосновывают своё присутствие в этом мире друг через друга. Существование, следовательно, это бесконечный ряд взаимосвязи обоснований и обосновываемых. Существование одной вещи обосновывает собой существование другой вещи и т.д.». Труфанов приходит к следующему выводу: «познавать сущность вещи следует, основываясь на изучении не любого её состояния из числа тех, которые можно обнаружить в истории её развития или в мере её наличного бытия, а на изучении самого развитого состояния вещи, которое она неминуемо обретёт в процессе своего развития». Итак, существование вещи, в том числе в её взаимодействии с иными вещами, есть часть сущности вещи, отсюда вывод – подлинное познание сущности вещи возможно лишь при познании её существования во взаимодействии сей вещи с другими вещами . Гегель прав в том, что сущность вещи непознаваема без познания её существования. Итак, используя гегелевскую методу, я бы сказал, что сериал «Слово пацана» невозможно понять без его бытия, без его взаимодействия с другими вещами (без знания о реакции общества, о популярности фильма, о загадочной истории создания и пересоздания 8 серии, без, в конечном счете, учёта причин и подоплёки этого фильма).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/25/st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010