Москва. Кремль. Карта и ближайшие объекты В центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой расположен Московский Кремль. История нашей Родины отражена в каждом его строении. Это старинные пушки и колокола, соборы и дворцы, музеи и резиденция Президента России. Высокие стены и бойницы говорят нам о том, что это мощное и величественное сооружение является крепостью. Вместе с тем, это строение отражает и духовную жизнь России. Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России. Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с её мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей - Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы - Спасская, Боровицкая и Дворцовая. Башни Московского Кремля Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде, ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва. Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец. Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся. Тай ницкая – это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымянной хранили порох. Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом. В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней. В 1490 году на месте Тимофеевских ворот в честь Кремлевской церкви Константина и Елены была построена Константино-Еленинская башня. На Набатной размещались колокола Спасского набата - противопожарной службы. Для набатного колокола была построена Царская башня, небольшая, из четырех колонн. Спасская служила для парадного въезда в Кремль. Ее ворота считались святыми. Со стороны Красной площади Кремль защищали Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина) башни. Ворота Никольской башни служили дворянам для подъезда к своим дворам.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. (Арх. Св. Синода, д. 1799 г. 124 лл. 34–38). I. Архангельской губ.: 1. Олонец, 2. Повенец и 3. Пудож. По указу 15 июля 1798 г. к ней прибавлен из упраздненной Олонецкой губ. уезд. город – Кемь. II. Владимирской губ.: 1. Александров, 2. Киржач, 3. Судогда и 4. Ковров III. Вологодской губ.: 1. Лальск и 2. Красноборск IV. Вятской губ.: 1. Кай, 2. Малмыж и 3. Царево – Санчурск V. Иркутской губ.: 1. Сретинск и 2. Доронин. Оба города совершенно уничтожены, а жители приписаны к г. Нерчинку. VI. Казанская губ.: 1. Спасск, 2. Арск и 3. Тетюши VII. Калужская губ.: 1. Лихвин, 2. Серпейск и 3. Малоярославец VIII. Костромская губ.: 1. Плес, 2. Лух, 3. Буй, 4. Кадый IX. Курская губ.: 1. Новый Оскол, 2. Тим, 3. Богатый, 4. Дмитриев на Свапе, 5. Льгов, 6. Хотмыжск и 7. Мирополье – два последние города отошли от Екатеринославской губ. X. Московская губ.: 1. Воскресенск, 2. Богородск, 3. Бронницы, 4. Никитск, 5. Подол XI. Нижегородская губ.: 1. Починки, 2. Сергач, 3. Макарьев, 4. Перевоз, 5. Троицк и 6. Наровчат (два последних города поступили из бывшей Пензенской губ.). Уездный город Краснослободск – из Пензенской губ. XII. Новгородская губ.: 1. Крестцы, 2. Кириллов, 3. Череповец, 4. Лодейное поле (из Олонецкой губ.); поступили из Олонецкой губ. уездные города – Петрозаводск, Олонец, Каргополь и Вытегра XIII. Орловская губ.: 1. Дешкин, 2. Дмитровск, 3. Малоархангельск, 4. Дмитров пожалован графу А. А. Безбородко. XIV. Пермская губ.: 1. Обва, 2. Далматов и 3. Алапаевск XV. Псковская губ.: 1. Новоржев, 2. Холм, 3. Печеры XVI. Рязанская губ.: 1. Данков, 2. Спасск и 3. Егорьевск. XVII. Санкт-Петербургская губ.: 1. Рождествено – отдано коллежскому советнику Ефремову, но с тем, чтобы оставить там купцов, а городу оставаться без уезда, на том же основании остались без уездов 2. Кронштадт, 3. Ораниенбаум, 4. Нарва, 5. Павловск, 6. Гатчино.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1 июня 2013 г. 08:50 Золотая середина Что необходимо знать, приступая к сусальному золочению Пост у входа в спецзону Московского завода по обработке специальных сплавов (МЗСС). Контроль примерно такой же строгий, как на КПП Генштаба, на проходной атомной электростанции и в воротах Спасской башни Кремля. На стол охранника последовательно перекочевывают фотоаппарат, диктофон и мобильный телефон. Спасибо, что не изъяли блокнот с авторучкой, почему то оставили на руке и механические часы. «Что делать, режим есть режим, — пожимает плечами технический директор предприятия Александр Данишевский. — И охрану совершенно не волнует, что вас сопровождает сотрудник». Золотые руки По местным правилам через периметр производственной зоны нельзя проносить металлические предметы. Совсем. Предельная строгость объясняется просто: в здешних стенах драгметаллы столь же обычны, как доски на лесопилке, мука на мелькомбинате или молоко на животноводческом комплексе. Здесь буквально за семью замками протекает производственный процесс, многие детали которого не предназначены для посторонних глаз. «Многие не выдерживают монотонной работы, — признается резчица Наталья Щеглова. — Но если человек прикипел, остается на десятилетия. В нашей смене большинство на заводе уже 30 с лишним лет. За день я делаю десять с небольшим книжек, коллеги-передовики — быть может, по 20. Сколько через мои руки проходит золота в рублевом выражении? Я даже не задумываюсь. Главное, что свою зарплату зарабатываю честно». Традиционное изготовление сусального золота — исключительно ручной труд, когда последовательно за два-три десятка операций металл вручную расковывается до тонкого «блина» и нарезается на одинаковые квадраты со стороной 91,5 мм. Одного такого квадратика опытному мастеру хватает в среднем на золочение 0,4 м2 поверхности. «Наибольших успехов в автоматизации добились в Германии. Но обилие сложных станков делает эту технологию нерентабельной», — уверен Александр Данишевский. Сусальное золото выглядит как книжка, то есть последовательность тончайших, в буквальном смысле просвечивающих квадратных листиков драгметалла, сшитых, сброшюрованных и защищенных специальными бумажными прокладками. В каждой стандартной книжке в соответствии с ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия» — по 60 листов (большие предприятия в последние годы выпускают книжки дробного объема — по 30 и даже по десять листов). Общая же масса, как, естественно, и цена, зависит от толщины каждого листа. Книжки тонких сортаментов общей массой около одного грамма в Москве сегодня стоят чуть больше 3000 рублей, толстых (общей массой около четырех граммов) — порядка 10 000 рублей.

http://e-vestnik.ru/culture/espertiza_su...

Слово в день восшествия на престол благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и в неделю мясопустную. О частном и всеобщем суде Божием и вечных мучениях Источник Скачать epub pdf Произнесено в Московском Успенском соборе 1878 года 19 февраля. Егда приидет Сын человеческий во славе своей и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея и соберутся пред Ним вси языцы ( Матф. 25, 31–32 ). Когда новый царь в первый раз вступает на престол земного царства, тогда подданные, приветствуя его, исполняются чувством трепетного ожидания и чаяния перемен в своем отечестве. Что же касается до лиц, стоявших близ престола прежнего царя, то многие из них со страхом ожидают решения судьбы своей, ибо новый монарх имеет об них другия понятия, чем прежний. Но будет время, когда неизъяснимый трепет и ужас обнимет сердца всех земнородных и самых властителей земных; будет время, когда Царь царствующих и Господь господствующих явится на землю с воинством небесных Сил и сядет на престоле славы своея, дабы произнести суд свой над всеми племенами и народами, над людьми всех времен, следовательно и над каждым из нас. Эта картина страшного суда небесного Царя и представляется ныне Церковию мысленным взорам нашим. Несовершен и никогда не будет совершен суд человеческий на земле. Его действию не подлежат преступные мысли и намерения людей; а сколько самых мрачных задуманных злодеяний остаются неисполненными потому только, что встречаются неодолимые препятствия к совершению их! Даже из преступлений совершонных не малая, если не бóльшая часть, сокрываются от суда человеческого, а те, которые подвергаются его действию, часто наказываются не по мере своей тяжести; злодеи объявляются невиновными, а человек добрый страдает во всю жизнь за преступление случайное. Как часто подвиги добродетели не только не сопровождаются наградами, но влекут за собою великие бедствия, места высокие приобретаются лестию, коварством, подкупом, связями преступными, а судьбы истинно великих душ находятся в руках людей низких! Напрасно думают угрожать пороку судом общественного мнения. Как часто и оно направляется ничтожным меньшинством людей коварных и злобных! – Тот, Который придет некогда судить вселенную, не испытал ли на себе всю неправду суда целого народа: не сего, распни Его, взывала неистово толпа понтийскому Пилату игемону на площади Иерусалима. Бывает, что самые понятия о добре и зле извращаются, худые дела и обычаи едва не считаются добродетелями, а подвиги самоотвержения называются безумием. Итак, должен открыться над людьми суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кто виноват в топонимическом коллапсе в Петербурге? Член Топонимической комиссии города Сергей Басов объяснил, почему в Северной столице застопорился процесс возвращения исторических названий 06.09.2010 629 Время на чтение 5 минут Как сообщает « Фонтанка.ру », Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга надеется на возвращение исторических названий улицам, которые были переименованы в советское время. Однако Смольный, вопреки появившимся в ряде СМИ сообщениям, пока не решился на эти изменения. Тема переименования ряда улиц актуализировалась в связи с тем, что жилищный комитет вознамерился до конца текущего года поменять истертые таблички с наименованиями улиц в центре города. В Василеостровском, Петроградском, Центральном и Адмиралтейском районах указатели будут сделаны в едином стиле с историческими зданиями. В Московском, Невском и Фрунзенском - они должны гармонировать с современной застройкой. Но главное требование - большие буквы и обязательное написание название улицы ещё и на латинице. Указатель должен хорошо читаться. Замена табличек обойдется городу в 100 миллионов рублей. На эти деньги, в общей сложности, установят около 45 тысяч новых указателей. Результат этих преобразований петербуржцы увидят в ноябре. Но, так как темы возвращения исторических названий обычно упираются в необходимость менять таблички, то есть в деньги, на этот раз специалисты топонимической комиссии надеются «вписать в бюджет» свои идеи. То есть совместить вопросы, связанные с заменой наименований улиц не только на новые указатели, но и на новые надписи на этих указателях. Изначально в список проездов, входящих в программу по замене адресных знаков, возвращение исторических названий которых было одобрено Топонимической комиссией до 2007 года, входили следующие: ул. Белинского - Симеоновская ул.; ул. Блохина - Церковная ул.; ул. Воскова - Большая Белозерская ул., ул. Восстания - Знаменская ул.; пр. Добролюбова - Александровский пр.; ул. Котовского - Малая Вульфова ул.; Красноборский пер. - Рождественский пер.; ул. Красного Курсанта - Большая Спасская ул.; Красноградский пер. - Вознесенский пер.; ул. Кропоткина - Малая Белозерская ул.; ул. Куйбышева - Большая Дворянская ул.; ул. Ленина (от Сытнинской ул. до Большого пр. П.С.) - Матвеевская ул.; ул. Ленина (от Большого пр. П.С. до Левашовского пр.) - Широкая ул.; ул. Марата - Николаевская ул.; ул. Мира - Ружейная ул.; Мичуринская ул. - Малая Дворянская ул.; ул. Радищева - Преображенская ул.; наб. Робеспьера - Воскресенская наб.; ул. Розенштейна - Лейхтенбергская ул.; 1-10 Советские ул. - 1-10 Рождественские ул.; пл. Труда - Благовещенская пл.; ул. Тюшина - Воздвиженская ул.; ул. Чапаева - Большая Вульфова ул.; ул. Шкапина - Везенбергская ул.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/06/kto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013 Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве , который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой. Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом. Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763 - 1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня. Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал - полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение. В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848 - 1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

http://drevo-info.ru/articles/13676434.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (СПАССКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Сергий (Спасский) В миру Спасский Иван Александрович, родился 21 января 1830 года в семье священника с. Карпова Костромской епархии. Первоначальное образование получил в Макарьевском духовном училище , куда поступил в 1839 году. С 1844 года обучался в Костромской духовной семинарии . В 1853 году окончил Киевскую духовную академию и 9 декабря того же года назначен учителем словесности в Костромскую духовную семинарию . 22 мая 1855 года утвержден в степени магистра богословия. В 1857 году овдовел. 5 июля 1857 года пострижен в монашество , 6 июля - рукоположен во иеродиакона , 13 июля рукоположен во иеромонаха и 8 декабря назначен инспектором Вифанской духовной семинарии . В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Московского Донского Ставропигиального монастыря . В семинарии дважды исполнял обязанности ректора семинарии и обследовал Дмитровские духовные училища. 25 сентября 1861 года возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. 30 декабря того же года определен инспектором и профессором Московской духовной семинарии по классам Священного Писания Нового Завета и греческого языка в высшем отделении. 25 октября 1863 года уволен от должности инспектора и назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря . 12 августа 1866 года - ректор Вифанской духовной семинарии . 15 июля 1872 года уволен от должности ректора. 29 октября 1876 года удостоен степени доктора богословия. С 28 октября 1880 года - настоятель Московского Спасо-Андрониевского монастыря . 30 мая 1882 года хиротонисан во епископа Ковенского , викария Литовской епархии. С 7 июня 1885 года - епископ Могилевский и Мстиславский . С 21 ноября 1892 года - архиепископ Владимирский и Суздальский . С 1895 года - почетный член Казанской духовной академии .

http://drevo-info.ru/articles/11880.html

Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов (Арх. Св. Синода дело 1764 г. 51). Название великороссийских мужских монастырей На них положенные суммы В каких епархиях Троице-Сергиева Лавра 10 750 р. с приписным к ней Махрицким монастырем Александро-Невская Лавра Общая с С. Петербургским архиерейским домом Монастыри кафедральные в общих с архиерейскими домами штатах Чудов в Москве Рождествен во Владимире Ипацкий в Костроме Горицкий в Переяславе Монастыри I класса, где положено быть архимандритам Новоспасский в Москве На все первоклассные монастыри положено поровну – по 2 317 руб., а всего 34 762 руб. Ставропигиальные Воскресенский Новый Иерусалим Новгородской Симонов в Москве Ставропигиальный Богородицкий (Свияжский) Казанской Донской в Москве Ставропигиальный Печерский в Нижнем Новгороде Нижегородской Иверский Новгородской Варламов-Хутынь Кириллов Белозерский Вологодской Спасо-Ярославский Ростовской Пафнутьев в Боровске Московской Соловецкий Архангелогородской Савин-Сторожевский Ставропигиальный Троицкий Калязин Тверской Монастыри II класса Заиконоспасский в Москве 1311 руб. Ставропигиальный Спасский Андрониев в Москве 1511 руб. Московской Спасо-Преображенский в Казани 1511 руб. Казанской Высокопетровский в Москве 1511 руб. Ставропигиальный Можайский Лужецкий 1511 руб. Переяславской Богоявленский Аврамиев 1511 руб. Ростовской Богоявленский 1511 руб. Костромской Богоявленский в Москве 1511 руб. Московской Волоколамский Иосифов 1511 руб. Переяславской Спасский Евфимиев 1511 руб. Суздальской Антониев Римлянина 1511 руб. Новгородской Псковско-Печерский 1511 руб. Псковской Троице-Макариев Желтоводский 1511 руб. Нижегородской Спасский Рязанский 1511 руб. Рязанской Тихвинский 1511 руб. Новгородской Отроч   1511 руб. Тверской Троицкий Данилов 1511 руб. Переяславской Борисоглебский 1511 руб. Ростовской Солотчинский 1511 руб. Рязанской Спасо-Прилуцкий 1511 руб. Вологодской Николаевский Вяжецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РАЙСЕМЕНОВСКИЙ СПАССКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спасский храм в Райсеменовском. 2018 год. Фото с сайта " Храмы России " . Село Семёновское известно с середины XVI столетия. Владели селом дворяне Шишкины. В середине XVII поместье в вотчине Алексея Степановича Дохтурова. В это время имение состояло из сельца Семёновского с деревнями Ворониной, Языково, Акулово и Дернополье (312 человек в 37 дворах). Алексей Степанович Дохтуров не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору лейб-гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна вышла замуж за опекуна московского воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина, принеся ему в приданое имение. В 1765 году был возведен первый этаж усадебной Спасской церкви с теплым приделом во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1774 - 1783 годах по проекту М. Ф. Казакова сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены. В 1803 году Александр I Павлович особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу «Воды Спасителя» на основе местных железистых источников на территории с. Семёновское-Рай. Курорт состоял из двух минеральных источников с водолечебницами и комплекса гостевых построек, располагавшегося на территории с. Семёновского (27 крестьянских изб с сараями, конюшнями и людскими). Для обеспечения приезжающих на воды был выстроен на центральной площади села гостиный двор на 14 лавок для приезжающих купцов (1 августа в селе проходила ярмарка), трактир «Герб помещика» («Restaurationauxarmesduseigneur»). Для развлечения приезжих предлагались прогулки по английскому парку, рыбная ловля в специальных прудах, пикники, роговая музыка, хор, театральные представления, катание на лошадях, балы и приёмы у хозяина курорта в усадебном доме. На курорте постоянно находились врач (нанятый на службу) и аптекарь. Посетители курорта регистрировались в специальном журнале, который ежегодно представлялся в Министерство полиции и Московскому военному генерал-губернатору.

http://drevo-info.ru/articles/13681334.h...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере.

http://sobory.ru/article/?object=04155

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010