III. Поучения на Страстную седмицу и на семь слов со Креста «Мы проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость… юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.1:28, 2:8 ) Поучение в конце Великого Поста 9 Оканчивая какое-нибудь дело, мы, обыкновенно, осматриваем его во всех подробностях, подвергаем его обсуждению, все-ли в нем верно, точно, все-ли в нем в частностях гармонично с его общим, видна-ли в нем та мысль, которая положена в основу. И это признаем необходимым, чтобы избежать, по возможности, осуждения со стороны других, не пристыдить себя в их глазах и не показаться людьми, начинающими не по силам и не по средствам. Так бывает во внешней нашей обстановке; эта же мера должна прилагаться и ко внутренней, духовной нашей жизни, и тем более, что та и другая сторона находятся во взаимной связи, действуют совместно и одновременно и составляют один цельный организм, приводимый к единообразию в жизни и деятельности духовной силой. Мы хотим сказать о времени, проведенном нами в великом посте, напомнить, что и здесь следует и даже более прилично оглянуться назад и осмотреться, соответственно-ли это время проведено его высокому назначению, как время благоприятное и день спасения, – не было-ли в нем тех отступлений, которые вообще кладут печать нарушений, – отступлений от той высокой идеи, с какою установлен св. Церковью великий пост, явили-ли мы себя подражателями Христу Спасителю, сорок дней постившемуся в пустыне?!... Да! если когда, то особенно в конце поста полезно взглянуть назад, – теперь живее и яснее в воображении каждого нарисуется картина проведенного им времени, яснее отобразятся все отступления, нарушающие общую гармонию постного времени, – несообразности, которые пробудят в нас чувство сознания и желание загладить их. Цель и назначение поста – ввести нас в самих себя, пробудить в нас чувство самопознания и самоиспытания, возвысить наш дух, нередко заглушаемый обыденной мирской жизнью, и таким образом сильнее пробудить в нем вечные прирожденные ему стремления к Богу, как Первообразу, и чрез это постепенно возводить его к единению с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

II. Речи Речь на молебне пред началом учения в гимназии 1878 года Молитвой освятили мы начало нашего дела, испрашивали благословения Божия и всесильной помощи Божественной и на продолжение его, и теперь, в надежде на это, приступим к труду нелегкому, требующему усилий, напряженности умственной, внимания и усидчивости, но, в тоже время, к труду полезному, имеющему целью развитие ваших умственных сил, образование вашего сердца и доброе направление вашей воли и ваше приготовление к жизни и общественной деятельности. Вам, как христианам, прежде всего нужно истинное познание о Боге, что составляет священный долг и величайшее благо наше и вместе естественное требование нашего богосозданного духа, – необходимо истинное понятие о Его св. промысле, постоянно распростертом над нами, и так или иначе проявляющемся как в видимой природе, так и в судьбе каждого человека и целых народов, – нужно истинное познание правильных отношений к Богу, друг к другу и остальному миру; вам, имеющим, здравые суждения обо всем; все это дается вам в разных учебных предметах, предстоящих ваших занятиях. Вам нужно быть добрыми людьми, полезными гражданами и верными сынами Церкви; св. вера предлагает вам правила нравственные, без руководства которых немыслима спокойная и счастливая жизнь на земле, немыслимо достижение каких-либо добрых и полезных целей. Если когда, то в наше время особенно, как время умственного брожения, доходящего нередко до отрицания высших начал, время нравственного ослабления и неустойчивости, необходима для вас забота как о приобретении здравых и полезных знаний, так и об усвоении истинных основ веры и правил нравственности, чтобы избежать той жалкой доли, которой иногда по своей неопытности и необдуманности, а чаще по отсутствию нравственного сознания, подвергают себя молодые люди, переходя дорогу себе, оскорбляя общественное чувство и горько поражая родительские и родственные сердца. В научении и сообщении вам всего нужного и полезного – задача школы, – в этом наша задача, как ваших руководителей, поставленных на то, чтобы передать вам все, что полезно к научению, обличению, исправлению, наказанию, еже в правде, чтобы явиться вам готовыми на всякое доброе дело; наша обязанность давать вам необходимые знания, – ваш долг, еще на пути подготовки к самостоятельному труду, с доверием относится к этим урокам и принимать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Душа сказала мне давно: «Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься». (Д. В. Веневитинов.) К числу забытых поэтов, прекрасные произведения которых пользуются вниманием немногих читателей, принадлежит Дмитрий Владимирович Веневитинов. Дмитрий Владимирович Веневитинов родился 14 сентября 1806 года в Москве, в сердце России, где родились А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские писатели. Отец его был довольно состоятельный человек, имевший богатое поместье в Воронежской губернии. На воспитание будущего поэта он не оказал никакого влияния, так как он умер вскоре после рождения Дмитрия Владимировича. Мать его, Анна Петровна, была умная и добрая женщина, страстно любившая своих детей. Под ее-то влиянием, чуждым мелочных стеснений и родительской тирании, воспитывался Дмитрий Владимирович до восьмилетнего возраста. Дальнейшее воспитание Дмитрия Владимировича продолжалось под руководством образованного француза – гувернера Дорера, который занимался со своим способным и внимательным воспитанником французским и латинским языками. Для изучения греческого языка к Дмитрию Владимировичу был приглашен учитель – грек Байло. Дорер и Байло сумели заинтересовать своего ученика языками классических народов и заставили его полюбить древний мир, где «мысли и чувства соединялись в одной очаровательной области, заключающей в себе вселенную, где философия и все искусства, тесно связанные между собою, из общего источника разливали дары свои на смертных 1 . Знакомство с древне-классическим миром развило изящную гармоничность душевного строя Веневитинова, отразившуюся впоследствии в неразрывной связи между его поэтическим вдохновением и его философским мышлением. Переводы греческих и латинских писателей (напр., Эсхила и Виргиния) делались иногда даровитым учеником Байло и Дорера стихами. Это и были первые поэтические Дмитрия Владимировича Веневитинова 2 . Из всех остальных предметов, преподаваемых разными учителями, которых Анна Петровна своевременно приглашала к себе на дом для занятий с Дмитрием Владимировичем, наиболее интересовали его рисование и музыка. С большой любовью занимался он этими искусствами и впоследствии достиг значительных успехов в живописи 3 и был не только хорошим музыкантом, но и композитором 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Александр Калужский Александр (Светлаков), епископ Калужский. – В мире Андрей Иванович, родился в 1839 г., сын пономаря Сибирской епархии. Образование получил в Сибирской семинарии, по окончании которой, в 1860 г., рукоположен во священника. В 1871 г., овдовев, поступил в Казанскую духовную академию. По окончании академического курса служил законоучителем Нижегородской мужской гимназии. В 1881 г., за сочинение «История иудейства в Аравии и влияние его на учение корана», удостоен степени магистра богословия. В 1883 г. принял монашество и назначен ректором Вифанской семинарии, в 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской митрополии. В 1892 г. переименован во епископа Дмитровского, первого викария. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. 29 января 1894 г. назначен в Калугу, где, на 57-м году жизни, и скончался 8 октября 1894 г. Будучи священником в приходе, заселенном инородцами, преосвященный отличался усердным проповедованием слова Божия. Он имел редкий дар импровизации. Затем, когда он получил высшее образование и занял более высокое положение, он открыл себе более обширную кафедру, чем какая может вместиться в храме, и сделался усердным работником духовной литературы. Кроме множества статей, напечатанных в разных духовных журналах – «Чтениях в Обществе Любителей духовного просвещения», в «Душеполезном Чтении», «Страннике», «Православном Обозрении», «Московских Церковных Ведомостях» и «Калужских Епархиальных Ведомостях», преосвященный издал следующие сочинения: «Уроки по предмету православного катехизиса», чч. 1, 2 и 3. М. 1889 г.; «Иисус Христос по Евангелию», 4 выпуска, М. 1891–1893 гг.; «Нравоучительные уроки священника к бывшим прихожанам, в письмах», М. 1888 г.; «Слова, речи и поучения», т. I и II, М. 1889–1894 гг.; «Евангельские чтения на славянском наречии с подстрочными примечаниями и объяснениями для народных школ», 4-е изд. М. 1892 г.; «Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода»; « Церковь англиканская по праву ли присвояет название кафолической», 2-е изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

I. Слова Слово в день Рождества Христова Весьма поучительная картина рисуется пред нами в высочайшем торжестве дня Рождества Христова. Сущность этого дневного воспоминания – рождение небесного Младенца, соединение неба и земли, или Божества с человечеством, и таким образом исполнение древнего обетования, ожидаемого столько веков и всеми народами земли. Кажется, чего еще выше, чего еще радостнее для человека, когда Бог – это чаяние языков – явился во плоти?! Небо и земля как бы движутся около божественного Младенца, как своего центра; человечество встрепенулось от своего долгого томления, но в этом пробуждении – в эти мировые дни, – какая резкая противоположность представляется нам? На одной стороне этой картины мы видим, как Вифлеемские пастыри – эти простые люди, с неразвитым умом, но зато с чистым и открытым сердцем и сильным чувством, по первой вести Ангельской, оставляют свои стада и спешат поклониться родшемуся Спасителю мира, и, в награду за свою готовность, первые на земле удостаиваются слышать Ангельское многознаменательное славословие: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Видим, как восточные мудрецы, эти внимательные ученые своего времени, – под руководством одной необыкновенной звезды, явившейся на востоке, из далеких стран, оставляя все дорогое для себя, все свои занятия, спешат к указанному им городу, с биением сердца входят в то место, где был Божественный Младенец с Своей Пречистою Матерью, и, пораженные божественным Его зраком, в священном восторге повергаются перед Ним на колена. Те, бедные люди, несут Новорожденному в дар свое сердце, свою чистую совесть, свою простую веру и готовность, – эти, с разумным убеждением и верою, несут драгоценные дары: золото, ливан и смирну, – дары весьма знаменательные по приложимости к Иисусу Христу. На противоположной стороне картины пред нашим взором является суеверный и подозрительный Ирод – этот суровый бич своего времени, в страхе и испуге от вопроса, предложенного ему волхвами: «где рождейся Царь Иудейский?». Вопрос неожиданный для него, и ему было от чего смущаться… Царь-иноплеменник, воцаренный Римлянами, запятнавший себя лично одними злодеяниями и убийствами, – а тут иудейское верование, ожидание Мессии, царя-освободителя, который может свергнуть его с престола, и отплатить за его злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Беседа. Церковно-Общественное значение Священного обряда Коронования и Миропомазания Царей и изложение его Великое всероссийское, церковно-государственное торжество совершилось в 15-й день Мая в нашей древней столице, Москве. Благочестивейший Государь наш, царь по праву рождения и наследства, принял утверждение и освящение царской власти видимо от Самого Господа, в лице св. Церкви в священном короновании и миропомазании. Это событие есть событие всего государства и имеет великое значение в глазах особенно нашего православного народа. Теперь уже каждый Его верноподданный твердо убежден в высоте Его служения, призвания и значения, убежден, что Он помазанник Божий, сердце которого в руках Божиих, что Он есть лицо священное, неприкосновенное, о котором сам Господь дал заповедь – не прикасаться помазанному Моему. Священное коронование и соединенное с ним Миропомазание сами по себе уже составляют явный признак высоты и превосходства царя пред подданными, как вознесения избранного от людей ( Пс.88:20 ), – выделение его из среды других и посвящение заботам о них. Венец на главе Монарха – символ власти, данной Ему от Бога для благополезного управления врученным Ему народом, – залог обета, данного пред Царем небесным, посвятить всего себя благоденствию народа, служению истине и правде; миропомазание есть выражение того, что власть Ему дана от Бога, и Он управляет нами при содействии Св. Духа, или, лучше сказать, чрез Него управляет нами Сам Бог . Те драгоценные камни, которые украшают венец Царя, служат к указанию тех разнообразных обязанностей и трудов, которые Он принял на Себя, с полною надеждою на божественное содействие, и показывают, что все эти обязанности и труды имеют для Него самое важное значение – драгоценны для Него, близки Его сердцу, всецело посвятившему себя на служение другим. После этого невольно проникаешься чувством благоговения к этому божественному утверждению православного Царя на престол, к божественному помазанию Его от Св. Духа, невидимо облекшего Его силою свыше для мудрого и благостного управления народом, и с того дня носящегося над Ним, как над Давидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Величественный образ архипастыря. Ко дню памяти священномученика Николая (Добронравова) 26 января 2022 г. 14:28 21 ноября 2021 года исполнилось 160 лет со дня рождения известного церковного деятеля, современника трагических событий в российском государстве и Русской Православной Церкви после Октябрьской революции священномученика Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского и Суздальского. В житии этого труженика на ниве Христовой сполна отразилась железная поступь XX века: революция, кризис в российском обществе, кровавые гонения на христиан — но и искания духовенством и мирянами путей обновления церковной жизни, освобождения ее от излишних уз государственного контроля, стремление лучших сынов Церкви привнести в ее уклад дух христианской любви и заботы о ближних, просвещения и образованности. Статья протоиерея Сергия Звонарева и Игоря Гарькавого опубликована в  «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2022 , PDF-bepcuя ). Путем праведного Иова Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатово Дмитровского уезда Московской губернии в семье приходского священника. В 1881 году Николай окончил Московскую духовную семинарию , а в 1885 году — Московскую духовную академию. Учился он успешно: семинарию окончил по первому разряду первым в списке, а академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, так что уже в следующем году защитил магистерскую диссертацию на тему «Книга пророка Иоиля». Молодой церковный ученый был назначен преподавателем Священного Писания и еврейского языка, трудился на кафедре основного, догматического и нравственного богословия в Вифанской духовной семинарии, где также был помощником инспектора 1 . Женился Николай на Анне Александровне Иванцовой-Платоновой — дочери известного церковного ученого, писателя и публициста, заслуженного профессора Московского университета протоиерея А.М. Иванцова-Платонова. В семье родилось двое детей — Александр и Раиса. Третьего июля 1889 года отец Николай был рукоположен в сан священника епископом Можайским Александром (Светлаковым) к Покровскому академическому храму. Однако в этом же году семью постигло тяжелое горе — вскоре после принятия Николаем священного сана скончалась его любимая супруга. Священнослужитель остался с двумя младенцами на руках: сыну Саше тогда не исполнилось и двух лет, а младшая, Рая, была новорожденным младенцем. Молодой пастырь решил пойти по стезе своего тестя 2 , став в августе 1890 года законоучителем и настоятелем домового храма в честь святой царицы Александры 3-го Московского Александровского военного училища, а также законоучителем в нескольких гимназиях.

http://patriarchia.ru/db/text/5890746.ht...

К великому делу служения Своего спасению рода человеческого от власти диавола Спаситель наш Иисус Христос приготовлялся в глубокой тиши и безвестности. Малый и незначительный город Галилейский – Назарет, где Он жил со Своею Пречистою Матерью в доме Иосифа-древоделя 1 , Своего попечителя, был для него местом приготовления. И св. Евангелие изображает это время в таких кратких словах: Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бы на нем. И бы повинуяся има (Иосифу и Марии – Матери). И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек. ( Лк. 2:40, 51–52 ). В такой безвестности и безмятежии (только на 12-м году Своей земной жизни явил Он знамение призвания Своего – ( Лк. 2:41–51 ) пробыл Он до 30-го года жизни. Теперь наступило время, и Он имел право законное выступить на дело служения, как учитель народный. В это время в стране Иорданской проповедывал Иоанн (сын Захарии и Елизаветы), названный Предтечей Господним, и призывал всех к покаянию, как необходимому условию для вступления в имеющее открыться царство Божие. И многие приходили, и принимали от него крещение покаяния, и предуготовлялись к принятию Грядущего (т. е. Иисуса). Видя это, многие размышляли и недоумевали об Иоанне: еда той есть Христос? – Но он ответом своим разрешил это недоумение: аз убо водою крещаю вы: грядет же креплий мене, емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу его: той вы крестить Духом святым и огнем: ( Лк. 3:15–16 ), и этим указал, по особому откровению Свыше, на высокое значение Иисуса. А между тем, среди других, грядет на Иордан к Иоанну и сам Иисус, чтобы принять крещение и прикосновением к водам Иорданским Своего пречистого естества освятить их во освящение людей. Иоанн никогда не видел Спасителя, но Духом Святым открыто было, что тот, на кого при крещении сойдет Дух, и есть Христос. Трепет и благоговейный страх объемлет Крестителя при виде Грядущего к нему для крещения, да водам освящения дар подаст и всякого человека ко крещению приведет, и он в изумлении говорит: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Се Агнец Божий, вземляй грехи мира... и аз неведах Его, но да явится Израилеви ( Ин. 1:21, 31 ). Но воля Бога Отца должна была притти к своему исполнению. Выразительно воспевает это св. Церковь в своих песнопениях: «Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет, рукою показует Его и глаголет людем. Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления…. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего Крещения“ (стих. на Г. воззв.). «Трепетен бысть Предтеча, и возопи глагола: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку?“ (ст. на освящ. воды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Поучения I «Отче! отпусти им (распинателям), не ведят бо, что творят» ( Лк.23:34 ). Таковы первые слова, произнесенные Христом Спасителем с креста, на который Он был вознесен ненавистью иудейских первосвященников и книжников. Это – голос высочайшей любви Божественной к человечеству. Злоба врагов торжествует над невинностью Праведника, как называл Его Пилат; как бы слышатся еще слова Каиафы первосвященника: «уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» ( Ин.11:50 ), – определение Синедриона: «повинен есть смерти» выполняется, – цель, давно преследуемая врагами Христа, часто пред народом публично обличаемым Им, достигается; Христос Спаситель, униженный и уже много выстрадавший от них, повешен на кресте и терпит ужасные страдания. Но любовь его к человеку неизменна в Нем; всегдашний обличитель порока, обличитель грозный, нещадивший ни звания, ни личностей, всегда исполненный любви к человеку, за которого добровольно полагает душу Свою, всегда кроткий и снисходительный к кающимся грешникам, Он и со креста, взирая на своих распинателей и совершителей злодеяния, на эти орудия князя тьмы, царство которого готово уже к разрушению, взывает молитвенно к Богу Отцу: «Отче! отпусти им, не ведят бо, что творят», – молит о прощении им этого беспримерного в истории человеческой преступления, и таким образом Своим примером утверждает величие любви христианской, о которой он постоянно проповедовал, как необходимой и существенной истине христианской жизни. Поучимся этим урокам всепрощающей и всеобъемлющей любви у подножия креста Христова. Принявши на Себя добровольно определение Отца Своего о спасении человека, Христос, при всем озлоблении многих против Него, щадит их, потому что, если они и дошли до такого состояния, что, вследствие раздражения, забыли все благодеяния, какими сопровождалось общественное служение Иисуса Христа на земле, и платят за это такою суровою неблагодарностью, то они делают это по своему неведению, – воины – по приказанию, народ – по возбуждению, книжники и первосвященники по увлечению своими страстями, так сильно укоренившимися в них, но все они, как искусственно подобранные орудия приведения к исполнению вечного определения о спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Святитель Димитрий, митрополит ростовский, принадлежит к числу тех святых, слава коих не меркнет с переменой времен: заслуги его для Церкви Христовой необъятны и могут быть приравнены к заслугам величайших святителей вселенской Церкви. И не напрасно он именуется в церковных песнопениях «Российским Златоустом», «Великим Учителем», «Цевницею Духовною». Св. Димитрий, этот – воистину – русский «Златоуст», подобно Златоусту константинопольскому, вместе с великим даром проповедничества соединил в себе и святость жизни и всестороннее для того времени образование. Поучая вверенную ему паству ростовскую своим словом «благовременне и безвременне», – Св. Димитрий, вместе с тем, нес труды для той же паствы и по занятию сочинениями. «Моему сану, его же несмь достоин, – пишет он Феодору Поликарпову, управляющему печатного московского двора, – надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою». И если в русской Церкви, среди множества иерархов, справедливо чтутся имена таких администраторов, как Филарет Московский , – историков, как Филарет Черниговский , – проповедников, как Платон Левшин , или Иннокентий Херсонский , – богословов, как святитель Феофан Затворник , – даже знатоков литературы и музыки, как митрополит Евгений или епископ Александр (Светлаков) , – наконец, имена целого сонма подвижников: то всю эту разнообразную деятельность умел совместить в своей недолгой жизни один святитель Димитрий. Своей жизнью св. Димитрий преподал такой же поучительный урок, какой проводил и в своих беседах к пастве. Он до такой степени выполнял проповедуемые им добродетели, что уже при жизни своей был называем современниками «праведным и богоугодным». Ярко сияли добродетели его, как в келье иноческой, так и на кафедре святительской. Молитва , пост, смирение св. Димитрия были постоянными спутниками его жизни; обет нестяжательности соблюден им во всей строгости. Всю свою собственность он употреблял на украшение храмов и на нуждающихся: он был отцом сирот и вдовиц, часто учреждал трапезы для нищих, давал им одежды и оказывал другие пособия, во многом сам себе отказывая. И не напрасно в духовной грамоте, в духовном завещании святителя Димитрия, было сказано в заключении «Если кто начнет старательно искать после меня злата, сребра, то если и много потрудится, ничего не найдет, судить его будет Бог». Венцом же всех добродетелей св. Димитрия была любовь к Бону м милосердие к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010